ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ ТЕПЛОВОЗА ТЭП70

 

  Главная      Учебники - Тепловозы

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ ТЕПЛОВОЗА ТЭП70

 

 

 

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ ТЕПЛОВОЗА ТЭП70

 

Расположение клеммных реек:

1. клеммы на схеме закрашены  полностью, это клеммы кабины№2, клеммы закрашенные на половину-клеммы  ВВК, а клеммы не закрашенные совсем, это клеммы 1 кабины; по схеме возможна сборка схем из 1 и 2 кабины. Будьте внимательны   с блок – ключами;

 2. клеммы типа 7/1-7, 1/1-6, 2/3-5, 4/1-3 и другие могут быть на одной  схеме сразу в нескольких местах. Так сделано для того, чтобы на  схеме было меньше длинных соединительных проводов;

3. клемма 7/1-7 на всей схеме является постоянным «+», а клемма 1/1-6   постоянным «-».

 

ПУСК ДИЗЕЛЯ

 

1)Включить аккумуляторную батарею; 2)проверить уровни воды и масла; 3)поставить блок-ключи в нужное положение; 4)включить автоматы «управление общее», «топливный насос»; 5)нажать кнопку «пуск дизеля»

 

РАБОТА СХЕМЫ:

 

От «+» клеммы 7/1-7, провод 1243, через 4 контакт блок-ключа КБ1, клемма 14/11, автомат «управление общее», провод 1003, клемма 14/12-14, провод 999, общая шина контроллера, через замкнутую на «0» позиции блокировку контроллера, провод 1017, клемма 14/15, на кнопку «пуск дизеля».

Также от клеммы 71-7, провод 1243, через 2 контакт блок-ключа КБ1, провод1084, клемма 15/1, автомат «топливный насос», провод 1084, Вка, клемма 15/2, провод 1089, тумблер «аварийная остановка дизеля»(кабина№2), провод 1090, клемма 15/4, провод 1091, клемма 15/3, провод 1089, тумблер «аварийная остановка дизеля» (каб1), провод 1090, клемма 15/4, провод 1092, клемма ВВК 4/1-3, провд1121, замкнутая блокировка РУ6, провод 1124 на катушку КТН (контактор топливного насоса). Он включается и своим силовым контактом включит двигатель привода топливного насоса, а другой блокировкой (1037/1038) соберёт цепь питания на катушку реле РУ8. Но РУ8 не включится до тех пор, пока не будет нажата кнопка «пуск дизеля».

Реле РУ8 является блокировкой пуска дизеля. Теперь когда топливный насос включен нажимаем кнопку «пуск дизеля».

 

 

Если работа велась на аварийном возбуждении, то ещё одной блокировкой РУ17 (958\959) рвёт цепь питания КВА1, а он   в свою очередь питание КВА2

( если тот был включен). Контакторы  КВА1,2 являются контакторами аварийного возбуждения. После прекращения боксования РВ5 теряет питание от разомкнувшегося контакта РБ (903\909) и разомкнёт свои контакты через 2 секунды и прекратит питание РУ41,МР5 (снижение мощности).

 

 

 

Кнопка «пуск дизеля» ( запуск из 1 кабины) замыкает своими контакты и: провод 1024, клемма 14\16, провод 1025, клемма ВВК 3\14-15 ,  провод 1030, замкнутую блокировку РУ42, провод 1031, клемма ВВК 3\16, провод 1036, замкнутая блокировка РУ15, провод 1032, тумблер «ручная прокачка масла», провод 1034, 1035, катушка контактора КМН(контактор масляного насоса).КМН включается и своим силовым контактом включает двигатель масляного насоса. А другой блокировкой (1128\1129) включит реле времени РВ9 которое блокирует возможность пуска компрессора во время всего пуска дизеля.

Также от блокировки РУ42, проводу 1037, блокировку КТН, провод 1038,-получит питание РУ8, которое включится и своими контактами:

а) между проводами 1027\1029 замкнёт свой контакт и тем самым поставит себя и всю схему пуска на само питание (теперь кнопку «пуск дизеля» можно отпустить);

б) а блокировкой 1121\1115, от клеммы 4\1-3, провод 1121, блокировку реле РУ8, провод 1115, клемму ВВК 3\22, провод 1105, блокировка пожаротушения (БГП) , провод 1107, замкнутая блокировка РУ7 ( дифманометр), провод 1108, клемма ВВК 3\24, провод 1109,- на катушку МР6. МР6- является блок-магнитом регулятора дизеля. Теперь когда блок-магнит под питанием стал возможен пуск и дальнейшая работа дизеля.

Также от блокировки РУ42 по проводу 1037, 1039 получает питание реле времени РВ3, которое является реле времени контроля пуска дизеля. Оно замкнёт свои контакты только через 60 секунд после получения питания. А до его срабатывания идёт только прокачка топлива (КТН) и масла(КМН). Для возможности запуска дизеля давление масла в конце лотка дизеля должно быть не менее 0,5 кг\см.

В этом случае сработает РДМ3 (реле давления масла) которое является защитой дизеля от запуска при отсутствии смазки в коренных подшипниках. Через 60 секунд сработает РВ3 и замкнёт свою блокировку (1039\1047).

И через эту блокировку от клеммы 3\14-15, блокировку РУ42, провод 1037, 1039, замкнутую блокировку РВ3 ( при давлении 0,5 кг\см и выше), клемму КЛД 19, блокировку валоповоротного устройства (БВУ), провод 1052, клемма ВВК 3\21, провод 1053, 1054,-получит питание катушка контактора КД, а по проводу 1055,1056 получит

 

 

провод 965,-катушка реле РУ1. Реле сработало и разомкнуло свою блокировку в цепи питания РУ2. И если давление масла ниже чем 3 кг\см, то РДМ2 не замкнёт свой контакт и реле РУ2 которое с 12 позиции должно получить питание через РДМ2 разомкнётся и разомкнёт свои блокировки в цепи питания КВВ, КВГ – произойдёт сброс нагрузки. А другой блокировкой (833\839) реле включит сигнальную лампу «давление масла».

3. Если в режиме тяги по какой-либо причине стала расти температура воды или масла, то сработает защита на реле РУ3. Работает она так: при достижении предельных температур воды (103 С0) и масла (86 С0) срабатывает термореле и замыкает свои контакты в цепи питания реле РУ3-по цепи: клемма ВВК 2\7-8, провод 752,753, контакты датчика термореле температуры масла, провод 757, клемма ВВК 2\9,провод 758, катушка реле РУ3. Срабатывая реле встаёт на самопитание и рвёт цепь питания на КВВ, КВГ, РВ2 чем вызывает сброс нагрузки, а другой блокировкой (833\834)-зажигает сигнальную лампу «температура воды и масла».

В случае срабатывания реле заземления или РМ2, реле блокировками (763\764\765) рвёт цепь питания КВВ,КВГ, РВ2 чем вызывает сброс нагрузки и зажигает сигнальную лампу на передней стенке ВВК.

Надо помнить, что отпуск реле РМ2 и реле заземления осуществляется нажатием кнопки рядом с сигнальной лампой (механической защёлки нет). 

ПРИ СРАБАТЫВАНИИ РМ2 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛОВОЗА ЗАПРЕЩЕНА.

4.В случае боксования тепловоза срабатывает «РБ» (реле боксования) и замыкает свою блокировку (906\909) ставя на питание РВ5.РВ5 срабатывает и без выдержки времени замыкает свои контакты (912\911, 912\913) в цепи питания РУ41, МР5 (эл.магнит нулевого положения индукционного датчика регулятора).МР5 вводит сердечник в обмотку датчика, чем вызывает уменьшение мощности тепловоза, а сработавшее РУ41 замыкает свою блокировку (907\908) в цепи питания РУ17. РУ17 срабатывает и одной блокировкой ( в селективной схеме) делает  переключение чем снижает напряжение в блоке САР ( система автоматического регулирования) чем вместе с индукционным датчиком МР5 снижает мощность тепловоза и прекращают боксование. А другой блокировкой (1237\1238) включит звуковой

сигнал.

подключает аккумуляторную батарею к стартер генератору, начинается раскрутка дизеля для запуска. А вентиль ВУП (вентиль ускорителя пуска) создаёт давление масла в регуляторе дизеля. Также контактор КД замыкает свой контакт в цепи контактора КВВ (смотри схему тяги) и от клеммы 4\1-3, провод 796, блокировку КД, провод 797, получит питание катушка контактора КВВ (контактор возбуждения возбудителя).

Так как возбудитель получает вращение от коленвала дизеля, то получая питание через КВВ на время пуска становится датчиком вращения дизеля. Как только обороты дизеля достигнут 300 об\мин возбудитель выработает напряжение достаточное для срабатывания реле РУ10 (реле контроля пуска дизеля).

Это реле получит питание от блока БЗВ (блок задания возбуждения) который сам получает питание от возбудителя (смотри селективную схему).К блоку БЗВ реле РУ10 подключается через блокировку реле РУ8.

Но вместе с КД и ВУП получит питание по цепи :-блокировка РВ3, провод 1047, клемма ВВК 3\17-18, провод 1046 –катушка реле времени РВ1 (реле времени контроля пуска дизеля). Это реле делает выдержку на замыкание своих контактов 12 секунд. За эти 12 секунд должен запустится дизель. Если за 12 секунд дизель по какой-либо причине не запустится, сработает реле РВ1 и прекратит запуск (как оно это сделает, об этом ниже). Время пуска ограничено 12 секундами потому, что запуск дизеля производит стартёр-генератор, а не главный генератор как на большинстве тепловозов.

Если не ограничить время запуска дизеля, то при очень большом пусковом токе стартёр-генератор может выйти из строя (сгореть). Итак произошла раскрутка вала дизеля, давление масла и топлива в норме, возбудитель запитал реле РУ10, а оно в своё время по той же цепи, что и блок-магнит:-клемма ВВК 3\24, провод 1116, диод Д13, провод 1112, замкнутая блокировка реле РУ10, реле РУ6 и РУ42. Которые являются реле контактора напряжения. Реле РУ6 срабатывает и делает следующие переключения:

-         блокировкой параллельной блокировке РУ10 ставит себя на самопитание;

-         блокировкой(1008\РУ15)-собирает цепь питания РУ15;

блокировкой(1011\1012)-включает ВТН(вентиль топливных насосов);

 

питание катушка вентиля ВУП. Контактор КД срабатывает и

- блокировкой 1012\1013 ( в схеме пуска) снимает с питания ВТН и дизель начинает работу на 16 цилиндрах.

Мощность тепловоза регулируется посредством постановки контроллером на питание эл.магнитов регулятора дизеля МР1-МР4. В случае сброса нагрузки по команде контролера или по причине срабатывания защиты, сначала отключатся КВГ, КВГ, а затем через 2 секунды (время отсчитывает РВ2) отключатся поездные контактора КП1-КП6. Если сброс произошёл по причине срабатывания защиты, то аппараты сработают также, но будет гореть сигнальная лампа «сброс нагрузки» (блокировка КВВ 826\827 замкнётся и включит лампу).

РАБОТА ОСНОВНЫХ ЗАЩИТ СХЕМЫ:

 

1.В случае если при наборе позиций контроллер проскочит с «0»на «2» не зафиксировав «1» позицию, схема не соберётся и на пульте будет гореть лампа «сброс нагрузки».

Переведя контроллер на «1» позицию все аппараты тяги срабатывают как сказано выше, а переведя его на «2» позицию контроллер замыкает свой 35 контакт который ставит на питание реле РУ4, контакт 35, провод 951, клемма 13\13, провод 952, клемма ВВК 2\18, провод 954, -катушка реле РУ4. Реле срабатывает и размыкает свою блокировку (773\775) в цепи КВВ, КВГ, но они не теряют питание т.к. питаются через блокировку контактора КВВ(774\775) которая зашунтировала блокировку РУ4 и поэтому КВВ, КВГ с питания не снялись и тяга не нарушена.

А если контроллер перескочит с «0» на «2» позицию не зафиксировав «1», то КВВ, КВГ не успеют сработать, а на второй позиции сработает РУ4, в этом случае будут разомкнуты блокировки  КВВ и РУ4, а значит контактора КВВ, КВГ не получит питания и тяга не возможна. Так как питание на реверсор будет включено, а КВВ не включен то будет гореть лампа «сброс нагрузки».

2. При постановке контроллера на 2 позицию потеряет питание реле РУ2 (реле защиты дизеля от пониженного давления масла). В этом случае защита работает так:-клемма ВВК 2\3-5, провод 741,742, замкнутая блокировка РУ1-катушка реле РУ2-так это реле получает питание до 11 позиции включительно. Но при переводе контроллера на 12 позицию и выше получает питание РУ1-38 контакт контроллера,

 

 

 

 

- провод 828, клемма ВВК 2\25, провод 829, клемма 18\8, провод 832,- горит сигнальная лампа « сброс нагрузки».Эта лампа горит, пока не разомкнётся контакт КВВ. Далее от переключателя нагружения, через его 2 контакт (поездной режим), провод748, блокировку «тяга» тормозного переключателя, провод 749, замкнутую блокировку КТ (контактор тормозной), провод 750, блокировку РУ27 (реле управления эл.тормоза), блокировку РУ3 (реле защиты от повышенной температуры воды и масла), замкнутую блокировку РУ2 (реле контроля давления масла) блокировка РУ5 (промежуточное реле защиты). Провод 763, блокировкаРМ2 (реле защиты главного генератора от внутреннего замыкания), провод 764, блокировка РЗ (реле заземления), провод 765, блокировка БД1-БД4 (блокировка дверей высоковольтной камеры), провод 762, БГП, провод 769, клемма ВВК 2\11, провод 770, БД5-БД6 (блокировка дверей выпрямительной установки), провод 772, клемма ВВК 2\10, провод 773, замкнутая блокировка РУ4 (реле контроля 1 позиции), провод 775,776- катушка реле времени РВ2 (реле времени поездных контакторов).Реле времени без выдержки времени замыкает свою блокировку ( 801\802), и по цепи: клемма ВВК 4\1-3 , провод 799, переключатель нагружения ( поездной режим) контакт 8, провод 800, блокировку нагружения БН, провод 801, замкнутую блокировку РВ2, провод 802, через ОМ1-6 ( отключатели ТЭД), - получат питание вентиля поездных контакторов КП1-КП6.Поездные контактора сработают и замкнут свои контакты в цепи питания КВВ (контактор возбуждения возбудителя),КВГ (контактор возбуждения генератора) по цепи,-клемма ВВК 2\10, провод 773, замкнутая блокировка РУ4, провод 775, 777, замкнутые блокировки КП1-КП6 ( блокировки поездных контакторов), провод 790- получит питание катушки КВВ, КВГ ,( первым получит питание КВГ, а затем КВВ). Включившись КВВ своими контактом и делает следующее: - блокировкой (826\827) гасит лампу «сброс нагрузки»; - блокировкой (774\777) шунтирует блокировку РУ4; - силовым контактом подключает обмотку возбуждения возбудителя к +110 вольт.

Включившийся контактор КВГ подключает своим силовым контактом БВГ ( блок возбуждения генератора) к обмотке возбуждения главного генератора, а своими блокировками:

- блокировкой (1415\1416) подключает +110 вольт на блок БУВ (блок управления возбуждением) это находится в селективной схеме.

 

 

 

провод 960, клемма 13\15, провод 961, клемма ВВК 2\21-22,

-блокировкой (1011\1015)-рвёт цепь питания РВ4 (реле времени прокачки масла после остановки дизеля);

   -блокировкой (1121\1124)-рвёт цепь питания КТН (теперь эл. топливный насос не нужен, -работает механический);

  -блокировкой (1027\1033)-рвёт цепь питания на тумблер «ручная прокачка масла».

Реле РУ42 срабатывая блокировкой (1117\1118) запитывает КРН (контактор регулятора напряжения), а блокировкой 1030\1031-рвёт цепь питания всех аппаратов которые участвовали в запуске дизеля.

Теперь блок-магнит дизеля МР6 питается не как при запуске через блокировку РУ8 (реле с окончанием пуска потеряло питание и разомкнуло все свои блокировки), а через РДМ4 (0.5кг\см) по цепи: клемма ВВК 4\1-3 , провод 1125, блокировка РДМ4, провод 1106, клемма ВВК 3\22, провод 1105, БГП, провод 1107, блокировка РУ7 (реле дифманометра), клемма ВВК 3\24,-на катушку МР6.

Клемма 4\1-3 является постоянным «+» схемы при  условии включении автомата «топливный насос» на пульте кабины. Поэтому остановка дизеля производится выключением автомата «топливный насос» или тумблером «аварийная остановка дизеля» так как они в схеме тепловоза включены последовательно. Дизель запустится, но работает на 8 цилиндрах, так как под питанием вентиль ВУП. Находясь под питанием он отключает 8 цилиндров, и теряя питание с 1 позиции (КВГ), а на холостом ходу со 2 позиции (РУ4) включает их и дизель работает на 16 цилиндрах. КРН срабатывает и замыкает свои контакты в цепи АРН (автоматический регулятор напряжения) переводя стартёр-генератор (СТГ) из режима двигателя в режим генератора. СТГ начинает питать цепи управления и заряжать аккумуляторную батарею напряжением 110 вольт. Другим контактом КРН (1945\1544) рвёт цепь шунтировки обмотки возбуждения СТГ.

Сделано это для того чтобы при запуске в этой обмотке (которая не участвует в пуске) не наводилось напряжение которое может вывести из строя АРН. Ещё одним контактом (1246\1275) ставит на питание схему включения компрессора и воздухоосушки, но об этом позже.

Так работает схема запуска дизеля когда нет причин препятствующих запуску дизеля. Если во время пуска дизеля всё происходит так как описано выше, но пуска по какой-либо причине нет ( нет давления топлива или масла; закрыта воздушная захлопка; выбит предельный выключатель; или др.), то схема работает так: также через 60 секунд

 

сработает РВ3 (1039\1047), но если нет давления масла и не сработал РДМ3, получит питание только РВ1. Оно через 12 секунд замкнёт свою блокировку (1110\1111) и включит РУ6, РУ42. Они сработают и порвут цепь питания схемы запуска.

Так из-за РДМ3 контактор КД не получил питание, дизель вообще не раскручивался и весь пуск прошёл впустую.

            Если же при запуске правильно получили питание все аппараты, дизель раскрутился, а запуск не произошёл (нет топлива, выбит предельный выключатель, закрыта захлопка) также как и описано выше через 12 секунд сработает РВ1 и прекратит запуск.

Схема пуска компрессора может работать только при включении на ВВК автомате «компрессор» и включённом КРН. Работает она так: после запуска дизеля и включении КРН вся схема управляется реле РУ18. Которое является реле управления тормозного компрессора.

Если давление в главных резервуарах ниже 7,5 кг\см, то реле получит питание по цепи: автомат «компрессор», провод 1234, клемма 4\16, провод 1248, блокировка РДК (реле давления тормозного компрессора), провод 1249, клемма ВВК 4\17, провод 1250, на катушку РУ18. Реле включась замкнёт свои контакты (1251\1252)- получит питание вентиль ВВО (вентиль привода маслоплёночного фильтра дизеля). А через блокировку КТ1  ( контактор тормозного компрессора) по цепи: автомат « компрессор», провод 1246, контакт КРН, провод 1275, клемма ВВК 4\20, провод 1251, блокировка РУ18, провод 1256, 1257, блокировка КТК1, провод 1258-катушка реле времени РВ6. Реле времени РВ6 без выдержки времени замыкает свой контакт ( 1262\1263) и тем самым подаёт питание на контактор КТК1, а другой блокировкой ( 1264\1265) рвёт цепь питания контактора КТК2. Контактор КТК1 в свою очередь блокировкой (1262\1263)шунтирует блокировку РВ6, а другой рвёт цепь питания РВ6.С этого момента реле отсчитывает 3 секунды и размыкает свой контакт (1262\1263) который зашунтирован блокировкой КТК1, а другой (1264\1265) даёт питание на катушку КТК2.

Теперь компрессор работает на полные обороты ( при включённом КТК1 компрессор работает на пониженных оборотах, т.к. ток идёт через токоограничительный резистор).Как только давление будет достаточным, РДК разомкнётся и РУ18 потеряет питание. Этим оно сначала отключит контактор КТК2 (1265\1266), а КТК1 останется  под питанием из-за того, что блокировка РУ18 теперь зашунтирована

блокировкой КТК2.То есть в любом случае сначала отключится КТК2, а потом КТК1.

          При пуске компрессора тоже сначала сработает КТК1 (низкие обороты компрессора), а через 3 секунды КТК2 (полные обороты компрессора). Надо помнить, что работа схемы компрессора возможна только если есть зарядка аккумуляторной батареи (СТГ работает в режиме генератора). Если нет заряда батареи-посмотреть  включены ли КРН, РУ6, не выбит ли автомат на АРН.

ТЯГА.

 

СБОРКА СХЕМЫ 1 ПОЗИЦИИ: от клеммы 7\17, провод 1243, через 4 контакт блок-ключа КБ-1, клемма 14\11, автомат «управление общее», провод 1003, клемма 14\12-14, провод 999 на общую шину контроллера,(ставим контроллер на первую позицию) замыкаются 20, 33, 34 контакты контроллера , через 33, 34 контакты, провода 700, 920, клемма 13\7-8, провод 950, автомат «управление тепловоза», провод 701, клемма 13\6, провод 702,

УБТ(блокировка №367), провод 703, клемма 13\5, провод 704, блокировка ЭПК (автостоп), провод 705, клемма 13\4, провод 706, клемма ВВК 2\6, замкнутая блокировка РУ9, провод 709, клемма ВВК 2\3-5 (ищи эту клемму ещё в верхней части схемы), провод 741,742, замкнутая блокировка РУ1-на катушку РУ2.Реле РУ2 во время тяги постоянно под питанием и является защитой дизеля от пониженного давления масла ( с 12 позиции давление должно быть не менее 3 кг\см).

Также от клеммы ВВК 2\3-5 по проводу 905,912,910,884,885,906,903,900,896, блокировки КП7-КП1, провод 895, замкнутую блокировку РУ21 (тормозное реле), провод 898, замкнутую блокировку КТ1 (контактор тормозной), на катушку вентиля тормозного переключателя «тяга».

Тормозной переключатель разворачивается в положение «тяга», теперь стала возможна сборка схемы тяги. Также от клеммы ВВК 2\3-5, провод710, блок-ключ КБ1, провод 713, контакты реверсивной рукоятки « вперёд» 19 контакт, провод 716, клемма 13\1, провод 717, клемма ВВК 2\1, провод 719 - на катушку реверсора « вперёд».

Реверсор разворачивается и замыкает свою блокировку « вперёд» (720\721), провод 746, переключатель нагружения (ПН), провод 825, ещё замкнутую блокировку КВВ, провод 827, блокировку КТ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////