Мезиальная окклюзия. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета (VIII семестр) - 2015 год

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мезиальная окклюзия. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета (VIII семестр) - 2015 год

 

 

Тема практического занятия
Мезиальная окклюзия (мезиальный
прикус). Этиология, патогенез, клиника,
диагностика.
Вопросы для входного контроля:
1.Назовите признаки смыкания зубных рядов при
ортогнатическом прикусе.
2.Дайте определение аномалии мезиальный прикус(
мезиальная окклюзия).
3.Какие этиологические факторы влияют на развитие
мезиальной окклюзии?
4.Какие аномалии развития челюстных костей характерны
длямезиальной окклюзии?
5.Клиническая картина мезиальной окклюзии.
Мезиальная окклюзия (мезиальный прикус)
аномалиям окклюзии в сагиттальном
направлении
смыкание моляров по III классу Энгля
мезиальная ступенька жевательных зубов
мезиальная ступенька клыка с первым
премоляром
сохранение режуще-бугоркового контакта
(обратное резцовое перекрытие), если
контакт не сохранен (обратная резцовая
дизокклюзия)
- 3 класс по Энглю
- мезиальная ступенька
- обратное резцовое
перекрытие
Внешний вид пациента
Выраженность носогубных складок, западение
верхней губы, выступание подбородка, вогнутый
профиль или прямой профиль.
«Сердитое выражение лицаª.
Фотографии в полости рта
Перекрытие верхних резцов
нижними на 1/3
- 3 класс по Энглю
- мезиальная ступенька
- обратное резцовое
перекрытие
Этиология и патогенез мезиальной
окклюзии
Экзогенные причины:
1. Наследственность ( доминантный ген)
2. Заболевания матери, антенатальный период
вирусные
токсикозы первого триместра
угроза выкидыша
прием лекарственных средств
стресс
рентгеновское облучение
3. Интранатальный период
родовая травма
4. Постнатальный период
Рахит
5.Искусственное вскармливание
6.Вредные привычки (сосание верхней
губы, языка,пальца)
7. Прокладывание кулачков под подбородок
в положении сидя
Этиология и патогенез мезиальной
окклюзии
Эндогенные причины:
1. Повышенная выработка соматотропного
гормона гипофиза
( гигантизм и акромегалия ЧЛО)
2. Макроглоссия, гипертрофия небных
миндалин
3. Короткая уздечка языка
4. Аномалия зубов
Первичная адентия боковых резцов
нижней челюсти
Гипердентия зубов нижней челюсти
Микродентия зубов верней челюсти
Макродентия зубов нижней челюсти
4.Аномалии челюстей
Рис 1.Нижняя макрогнатия
Рис 2. Нижняя прогнатия
Рис 3. Верхняя микрогнатия
Рис 4. Верхняя ретрогнатия
Рис 5. Верхняя микрогнатия и нижняя макрогнатия
Рис 6. Верхняя ретрогнатия и нижняя прогнатия
Рис 7. Верхняя микрогнатия и нижняя прогнатия
Рис 8. Верхняя ретрогнатия и нижняя макрогнатия
5. Врожденная расщелина верхней губы, альвеолярного отростка,
твердого и мягкого неба
6. «Привычноеª смещение нижней челюсти вперед
Формы мезиальной окклюзии:
Физиологическая ( множественные контакты
в переднем и боковом отделах), является
анатомическим вариантом нормы, лечению не
подлежит
Патологическая ( имеет функциональные,
морфологические, эстетические нарушения,
подлежащие устранению)
Среди патологических форм выделяют:
- Зубоальвеолярная форма («пробаª
пациент может сместить нижнюю челюсть назад
до правильного смыкания боковых зубов )
- Гнатическая форма (удлинение ветви и тела,
увеличение угла нижней челюсти
- Краниальная форма ( акромегализм)
Для всех патологических форм мезиальной окклюзи
нарушения:
затруднено откусывание и разжевывание пищи
нарушена артикуляция языка во время речи
неправильное глотание
возможны боли в суставах, щелчки, хруст при
смещениях нижней челюсти
Степень выраженности мезиальной окклюзии (
по Л.С Персину):
1 степень - смещение первого нижнего моляра
мезиально на ½ ширины бугорка моляра,
сагиттальная щель отсутствует, глубина обратного
резцового перекрытия минимальна ( характерна
для зубоальвеолярной формы)
2 степень - смещение до ширины 1 бугорка,
сагиттальная щель не превышает 3 мм, имеет
место ретрузия резцов нижней челюсти
(характерна для гнатической формы)
3 степень - смещение на ½ ширины коронки
постоянного моляра, сагиттальная щель от 3 мм и
более, выраженная ретрузия резцов нижней
челюсти (нужна «пробаª для дифференциальной
диагностики формы)
Диагностика в ортодонтии:
1.ТРГ-диагностика( для определения степени
выраженности мезиальной окклюзии)
На ТРГ головы в боковой проекции следует определить длину тела
верхней и нижней челюстей, их положение по отношению
к переднему отделу основания черепа, взаиморасположение
апикальных базисов челюстей, основное направление роста
челюстных костей ( угол плоскости нижней челюсти (MeGo) к
Франкфурской горизонтали).
2. Ортопантомограмма позволяет увидеть зачатки
постоянных зубов, определить их размер и
диагностировать возможные аномалии развития.
Позволяет спланировать лечение
3. Контрольно-диагностические модели,
определение линейных размеров: апикального
базиса верхней челюсти,
размера тела нижней челюсти, ветви.
4. Фотографии лица
5. Компьютерная томограмма
височно-нижнечелюстного сустава ( при наличии
жалоб со стороны сустава)
Вопросы на контроль усвоения знаний:
1. Мезиальная окклюзия - это аномалия прикуса по
классификации Энгля:
1 класса
2 класса
3 класса
2. Мезиальная окклюзия может развиваться вследствии:
1.Макродентии на верхней челюсти
2.Макродентии на нижней челюсти
3. Микродентии на нижней челюсти
3. Мезиальная окллюзия может быть следствием:
1. Ранней потери зубов на верхней челюсти
2. Ранней потери зубов на нижней челюсти
3. Травмы нижней челюсти
4. Причиной, способствующей возникновению истинного
мезиального прикуса, может быть:
1. Гиперфункция гипрофиза
2. Гипофункция щитовидной железы
3. Гиперфункция коры надпочечников
4. Гиперфункция паращитовидных желез
Рекомендуемая литература:
1. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и
лечение зубочелюстных аномалий-
Руководство для врачей (2004)
2. Дистель В.А., Сунцов В.Г., Вагнер В.Д.
Зубочелюстные аномалии и деформации-
основные причины развития (2001)
3. Черненко С.В., Железный П.А., Железная
Ю.К., Железный С.П. Ортодонтия детей и
взрослых ( 2010)
4. Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Фадеев Р.А.
Ортодонтия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////