КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОРТОДОНТИИ. Учебное пособие для студентов (2014 год)

 

  Главная      Учебники - Разные

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОРТОДОНТИИ. Учебное пособие для студентов (2014 год)

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОРТОДОНТИИ


Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности

31.05.03 – стоматология


1

2014


 

СОДЕРЖАНИЕ



Введение

5

Раздел «Ортодонтия» задачи

7

Раздел «Пародонтология» задачи

49

Эталоны ответов к ситуационным задачам

53

Глоссарий

91

Рекомендуемая литература

91

ВВЕДЕНИЕ


Специальность ортодонтия преподается студентам, обучаю-щимся по специальности 31.05.03 стоматология, на I, VIII, IX, Xсеместрах.

Ортодонтия, занимающаяся диагностикой, клиникой и лече-нием зубочелюстных аномалий, относится к числу динамично развивающихся дисциплин в настоящее время.

Изучение распространенности нозологических форм зубоче-люстных аномалий в разные периоды формирования прикуса представляет особый интерес в медицине и научной деятельно-сти. Данные такого рода исследований используются для разра-ботки организационных принципов профилактики зубочелюстных аномалий, деформаций и специализированной лечебной по-мощи. При этом ортодонтия носит ярко выраженный междисци-плинарный характер по отношению к другим специальностям в стоматологии.

Врачи-стоматологи-терапевты, ортопеды, хирурги, пародон-тологи, планируя лечение ортодонтических пациентов, все боль-ше стали направлять пациентов к врачу-ортодонту на ортодонти-ческую подготовку с целью более качественного проведения по-следующих работ, согласно составленному плану лечения для каждого пациента.

Для более полного понимания ортодонтии как дисциплины, студент обязан знать закономерности развития зубов и формиро-вания прикуса, значение правильно протекающих функций зубо-челюстной системы для нормального ее развития, основные фак-торы риска формирования зубочелюстных аномалий, различные методики клинического обследования пациента, а также уметь анализировать результаты дополнительных исследований, кли-нически грамотно мыслить, обосновывать диагноз, составлять план лечения, ориентируясь на его комплексность.

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специаль-ности 31.05.03 стоматология, «Клинические ситуационные задачи по ортодонтии» составлено на основе данных клинического веде-ния пациентов на кафедре ортодонтии ОмГМА. Учитывая, что количество часов в учебном плане, отведенных на ортодонтию, недостаточно велико, студенты, обучающиеся по специальности

31.05.03 стоматология, испытывают трудности по освоению ор-тодонтии, как дисциплины, что и явилось главной необходимо-стью издания данного учебного пособия для более глубокого по-нимания ортодонтии, как специальности.

РАЗДЕЛ «ОРТОДОНТИЯ» ЗАДАЧИ


Задача № 1

Пациент Б. обратился с жалобами на отсутствие зубов, кос-метический дефект, нарушение речи, затруднение жевания.



image


  1. Опишите внешний вид пациента, состояние зубочелюстной системы и слизистой оболочки полости рта.

  2. Опишите ОПТГ.

  3. Поставьте предварительный диагноз.

  4. Какие дополнительные методы диагностики необходимо провести для уточнения диагноза и составления плана лече-ния?

  5. Составьте предварительный план лечения.

Задача № 2

Пациентка Б., 15 лет, обратилась с жалобами на косметиче-ский дефект, отсутствие зуба.



image


  1. Опишите:

    • состояние зубов верхней челюсти, с учётом КДМ верх-ней челюсти;

    • внутриротовой рентгенологический снимок.

  2. Поставьте предварительный диагноз.

  3. Составьте предварительный план лечения.

Задача № 11

Пациентка Ж., 8 лет, находится на активном ортодонтиче-ском лечении.



image


  1. Назовите и охарактеризуйте ортодонтический аппарат.

  2. Перечислите показания к применению данного аппарата.

  3. Назовите недостатки аппарата.

Задача № 12

Пациентка Л., 18 лет, состояние через 2 недели после снятия несъемного дугового аппарата.



image


  1. Назовите осложнение после ортодонтического лечения.

  2. Чем вызвано данное осложнение?

  3. Составьте план лечения.


Задача № 19

Пациентка О., 12 лет, находится на активном ортодонтиче-ском лечении.



image image


  1. Назовите и охарактеризуйте аппарат.

  2. Перечислите показания к применению аппарата.

  3. Какие осложнения могут возникнуть при использовании дан-ного аппарата?

Задача № 20

Пациент Д., 14 лет, находится на активном ортодонтическом лечении.



image


  1. Охарактеризуйте ортодонтический аппарат.

  2. Перечислите показания к применению аппарата.

  3. Назовите возможные осложнения при использовании данно-го аппарата.

Задача № 21

Пациент Б., обратился с жалобами на неровные зубы, непра-вильный прикус. Из анамнеза: у родителей пациента имеется схожая патология.



image


  1. Опишите внешний вид и состояние полости рта пациента.

  2. Поставьте предварительный диагноз.

  3. Назовите необходимые дополнительные методы диагностики.

  4. Составьте план лечения.

Задача № 22

Пациент С., находится на активном ортодонтическом лече-нии. На этапе лечения был изготовлен съемный ортодонтический аппарат на верхнюю челюсть.



image


  1. Назовите и охарактеризуйте аппарат.

  2. Перечислите показания к применению данного аппарата.

  3. Назовите осложнения, возникающие при ношении данного аппарата.

Задача № 23

Пациент Ч., 12 лет, направлен на ортодонтическое лечение после оперативного вмешательства на левой верхней челюсти. Объективно: вторичная адентия 2.2 зуба.



image


  1. Опишите внешний вид и состояние полости рта пациента.

  2. Поставьте предварительный диагноз.

  3. Какие дополнительные методы диагностики необходимо провести?

  4. Составьте план лечения.

Задача № 24

Пациентка Ж., 22 года, направлена на консультацию к врачу-ортодонту. Из анамнеза у родственников девушки имеется схо-жая патология прикуса.



image


1.

Опишите состояние полости рта.

2.

Поставьте предварительный диагноз.

3.

Какие дополнительные методы диагностики провести?

необходимо

4.

Составьте план лечения.

Задача № 27

Пациент П., 8 лет обратился к врачу-ортодонту с жалобами на эстетический дефект.

Объективно: сагиттальная щель 6 мм, ротовое дыхание.

Из анамнеза: травма передних зубов около года назад, на данный момент зуб не беспокоит.



image


  1. Назовите дополнительные методы диагностики.

  2. Поставьте предварительный диагноз.

  3. Предложите несколько планов лечения.

Задача № 28

Пациентка К., 21 г., направлена врачом-стоматологом-хирургом к врачу-ортодонту с жалобами на боль в ВНЧС; хирур-гической патологии суставов не выявлено.

Объективно: выпуклый профиль лица, на ТРГ выявлена ре-тропозиция нижней челюсти, высота прикрепленной слизистой в области передней группы зубов нижней челюсти 3 мм.



image


1.

Опишите состояние полости рта пациента.

2.

Поставьте предварительный диагноз.

3.

Объясните возможную причину болей в ВНЧС.

4.

Составьте план лечения и назовите основную цель с учетом жалоб со стороны ВНЧС.

лечения

Задача № 29

Пациентка С., 22 лет обратилась с жалобами на «невырос-ший» зуб.

Из анамнеза: проходит ортодонтическое лечение дуговыми

аппаратами в течение 10 лет, положительная динамика прорезы-вания 13 зуба очень слабая. По данным компьютерной томогра-фии периодонтальная щель не определяется, костной патологии окружающих тканей нет.



image


  1. Опишите состояние полости рта.

  2. Назовите причины ретенции зубов.

  3. Поставьте предварительный диагноз.

  4. Опишите изменения в дальнейшем плане лечения.

Задача № 30

Пациентка Д., 28 лет обратилась с жалобами на затруднения при откусывании пищи, фонетический дефект.

Объективно: инфантильный тип глотания, вторичная адентия

36, 46 зубов, нижняя треть лица не увеличена.



image


  1. Опишите состояние полости рта.

  2. Поставьте предварительный диагноз.

  3. Назовите дополнительные методы диагностики.

  4. Составьте план лечения.

Задача № 35

Пациент Р., 6 лет обратился к ортодонту с жалобой на эсте-тический дефект.

Объективно: скол 2.1 зуба в пределах эмали, в полости рта

3.2,4.2, 3.1,4.1 зубы отсутствуют, широкая низкоприкрепленная уздечка верхней губы.



image


  1. Поставить предварительный диагноз.

  2. Назначьте необходимые дополнительные методы исследова-ния.

  3. Составьте план лечения.

Задача № 36

Пациент Н, 21 год обратился с жалобами на эстетический де-фект.

Внешний вид: профиль лица вогнутый.

Из анамнеза: со слов пациента у его отца большая нижняя челюсть.

Объективно: обильный мягкий налет на зубах, гиперемия маргинального края десны, по данным ТРГ в боковой проекции – макрогнатия нижней челюсти и ретропозиция верхней челюсти.



image


  1. Опишите состояние полости рта.

  2. Поставьте предварительный диагноз.

  3. Составьте план лечения.

Задача № 37

Пациентка П., 12 лет обратилась с жалобами на косметиче-ский дефект.

Объективно: первичная адентия нижнего резца, боковых рез-

цов верхней челюсти, зачатки 1.3,2.3 зубов в стадии формирова-ния корня.



image


  1. Опишите состояние полости рта.

  2. Поставьте предварительный диагноз.

  3. Составьте план лечения.

Задача № 38

Пациент К., 18 лет обратился по направлению стоматолога хирурга.

Внешний осмотр: незначительное снижение нижней трети

лица.

Объективно: щелчки в ВНЧС при открывании рта, зубные ряды ровные, резцовое перекрытие на высоту половины нижнего резца, соотношение моляров по II классу по Энглю.



image


  1. Поставьте предварительный диагноз.

  2. Опишите, на каком биологическом принципе основан метод лечения и механизм проводимого лечения, используя фото-графию (стрелкой указана накусочная площадка, которая фиксируется на прозрачной каппе на зубах нижней челюсти).


ГЛОССАРИЙ


ОПТГ – ортопантомограмма;

КДМ – контрольно-диагностические модели; ТРГ – телерентгенография;

3DKT – компьютерная томография челюстно-лицевой обла-сти в 3D формате;

ВНЧС – височно-нижнечелюстной сустав.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Стоматология детского возраста: учеб. для студентов/ Л. С. Персин, В. М. Елизарова, С. В. Дьякова ; М. : Медицина, 2006. -639 с.

  2. Дистель,Вилорик Андреевич. Избранные лекции по ортодон-

    тии для студентов стоматологического и педиатрического факультетов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.А Ди-стель, Ю. Г. Худорошков ; 2007. -139 с.

  3. Аболмасов Н.Г. Ортодонтия / Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболма-сов. -М. : Медпресс-информ, 2008. -423 с.

  4. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия: лечение зубочелюстно-

    лицевых аномалий по методу Френкеля : учеб. пособие / Ф. Я. Хорошилкина, Ю. М. Малыгин, Л. С. Персин ; УМО по мед. и фармац. образованию вузов России. -М. : Мед. ин-форм. агентство, 2011. -103 с.

  5. Кларк У.Д. Ортодонтическое лечение парными блоками / У.Д. Кларк. – М. : Медпресс информ, 2007. – 382 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////