Тест для отбора персонала на должность юриста (с ответами) – 2020 год

 

  Главная      Учебники - Разные

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест для отбора персонала на должность юриста (с ответами) – 2020 год

 

 

 

 

 

I.        Проблемы правопонимания

 

1.    Какая концепция правопонимания имеет наиболее прикладной характер?

            А. Право – это система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им.

            Б. Право – это воля экономически господствующего класса, возведённая в закон и принуждаемая к исполнению государственными механизмами.

            В. Право – это идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей.

            Г. Право – это не то, что задумано законодателем и записано в законах, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права; собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.

            Д. Право – это данная психическая реальность – правовые эмоции людей, которые представляют собой переживание чувства обязанности что-то сделать (императив) и чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма).

            Е. Право – это система абстрактно-общих норм, адресованных участникам конкретной социальной ситуации (правореализационная ситуация), и их конкретизации в виде индивидуально определенных норм ситуационного права (индивидуального договора, завещания, решения суда, постановления по делу об административном правонарушении, решения о назначении пенсии и т.п.). Кроме того, к праву относится также когнитивное ситуационное право - ситуационный комплекс индивидуально определенных норм как результат конкретизации абстрактно-общих норм в правосознании субъекта права в данной ситуации; интеллектуально-эмоционально программируемая и пригодная для воления модель поведения. К праву относится также «живое право» - то есть не нормы права, а фактические социальные отношения между людьми.

 

II.      Проблемы методологии юридической науки

 

2.    Методологией обладает только юрист, занимающийся научно-исследовательской работой, или методология должна быть также и у практикующего юриста?

            А. Методология должна быть как у юриста, занимающегося научно-исследовательской работой, так и у практикующего юриста.

            Б. Методологией обладает только юрист, занимающийся научно-исследовательской работой.

 

3.    Из каких элементов состоит методология юриста? Подкрепите примерами элемент (ы) методологии юриста.

            А. Методология юриста состоит из методов исследования конкретного объекта.

            Б. Методология юриста состоит из методов исследования конкретного объекта; теоретического знания об объекте и о внешней среде, о том, как взаимодействуют объект и внешняя среда.

            В. Методология юриста состоит из методов исследования конкретного объекта; теоретического знания об объекте и о внешней среде, о том, как взаимодействуют объект и внешняя среда; тактики и стратегии исследования объекта. Примеры методов: гражданское судопроизводство, объект – конкретная правореализационная ситуация и возникающие в ее пределе конкретные гражданские право­отношения, складывающиеся в связи с взысканием денежных средств по договору займа; методы, применяемые судьёй – примирение сторон, направление судебных поручений, извещение сторон, разъяснение сторонам их процессуальных прав и обязанностей, наложение судебного штрафа и т.д. Примеры теоретических знаний – знание о том, что такое займ, договор, какие бывают виды договоров; знание норм права, регулирующих данные отношения; знание соответствующей судебной практики и т.д. Пример тактики и стратегии исследования объекта – это умение планировать свою работу: ставить цели, задачи, получать результат.

 

III.    Проблемы права во взаимосвязи с моралью

 

4.    Как известно, у права и морали много общего, однако они не тождественны друг другу, это различные социальные регуляторы. Можно ли слишком резко разграничивать право и мораль как регуляторы поведения юриста в органах публичной власти?

            А. Применительно к юристу, представляющему органы публичной власти, разграничение права и морали необходимо, однако в силу своего публично-правового статуса такому юристу следует особенно неукоснительно исполнять принципы и нормы нравственности, придерживаться добропорядочного поведения.

            Б. Разграничение права и морали как регуляторов поведения абсолютно равнозначно в отношении любого субъекта права – ординарного гражданина, частнопрактикующего юриста и юриста, представляющего органы публичной власти.

 

5.    Если какой-то вариант поведения прямо не запрещён законом частнопрактикующему юристу, однако противоречит морали, как следует поступить юристу? Обоснуйте свой ответ.

            А. Можно совершить соответствующее действие (бездействие).

            Б. Следует воздержаться от совершения соответствующих действий (бездействия). Поскольку, хоть такой вариант поведения и не запрещён законом, однако любому юристу в силу специфики своей деятельности по защите прав, свобод и законных интересов личности следует особенно придерживаться в своей деятельности норм и принципов морали.

 

6.    Норм этического кодекса юриста …

            А. обязательно следует придерживаться юристу в своём поведении – но только в служебной деятельности.

            Б. обязательно следует придерживаться юристу в своём поведении – как в служебной деятельности, так и во внеслужебной деятельности.

            В. можно не придерживаться юристу в своём поведении, поскольку это не Конституция РФ, не общепризнанные принципы и нормы международного права и не международные договоры РФ, не Законы РФ, не подзаконные нормативно-правовые акты РФ, не Законы субъекта РФ, не подзаконные нормативно-правовые акты субъекта РФ, не нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, не локальные нормативные акты.

 

IV.   Проблемы норм права

 

7.    Многие нормы Конституции РФ носят декларативный характер. Из этого следует, что …

            А. нужно стремиться к идеалам, содержащимся в декларативных нормах Конституции РФ, а потому особенно целенаправленно реализовывать их на практике.

            Б. эти нормы Конституции РФ дефектны, однако их нужно реализовывать на практике – прежде чем дефектные нормы Конституции РФ будут устранены в предусмотренном Конституцией РФ порядке.

            В. эти нормы Конституции РФ дефектны, и поэтому их не нужно реализовывать на практике.

 

8.    В нестабильный период в развитии общества и государства следует ли соблюдать законы также, как и в стабильный период?

            А. Законы необходимо соблюдать всегда, однако в нестабильный период в развитии общества и государства происходят различные форс-мажорные обстоятельства, которые в исключительных случаях оправдывают отступление от закона и предпочтение закона целесообразности.

            Б. Законы необходимо соблюдать всегда и особенно в нестабильный период в развитии общества и государства для того, чтобы ещё более не дестабилизировать обстановку в обществе и государстве и минимизировать потенциально возможные социальные и правовые конфликты.

            В. Законы необходимо соблюдать всегда, однако в нестабильный период в развитии общества и государства допустимо (целесообразно) не соблюдать дефектные нормы права, поскольку механизм противодействия им довольно сложен, а на устранение дефектных норм в такой период зачастую не находится времени.

 

9.    Ситуация: гражданин поступил на государственную службу, с ним заключён служебный контракт. К нормам права, которыми осуществляется правовое регулирование отношений между данным гражданином и работодателем, относятся:

            А. нормы Конституции РФ (ст. 32 ч. 4), Международного Пакта о гражданских и политических правах (ст. 25 п. c), Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», судебных актов Конституционного Суда РФ;

            Б. нормы Конституции РФ (ст. 32 ч. 4), Международного Пакта о гражданских и политических правах (ст. 25 п. c), Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», УК РФ, КоАП РФ, судебных актов Конституционного Суда РФ;

            В. нормы Конституции РФ (ст. 32 ч. 4), Международного Пакта о гражданских и политических правах (ст. 25 п. c), Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», УК РФ, КоАП РФ, судебных актов Конституционного Суда РФ, правоположения практики, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, постановлениях Президиума Верховного Суда РФ, Обзорах судебной практики Верховного Суда РФ;

            Г. нормы Конституции РФ (ст. 32 ч. 4), Международного Пакта о гражданских и политических правах (ст. 25 п. c), Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», УК РФ, КоАП РФ, судебных актов Конституционного Суда РФ, правоположения практики, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, постановлениях Президиума Верховного Суда РФ, Обзорах судебной практики Верховного Суда РФ, а также нормы права, содержащиеся в служебном контракте.

 

V.     Проблемы кодификации законодательства

 

10.                       Какие Вы можете предложить меры по решению проблем кодификации современного российского законодательства?

            Необходимо принять следующие меры:

1)      необходимо создать отдельную службу, к полномочиям которой относилось бы непосредственно разработка проектов кодифицированных актов. В данную службу не должны входить представители негосударственных организаций. В числе обязанностей службы должны быть названы следующие: постоянный мониторинг и отслеживание действующей системы законодательства; выявление новых проблем, требующих адекватного правового регулирования; выявление пробелов в законодательстве; устранение коллизий между нормами права; ликвидация несовершенных юридических конструкций; ликвидация устаревших норм; ликвидация фиктивных норм; противодействие иным дефектным нормам права;

2)      необходимо законодательно регламентировать процесс кодификации. В соответствующем нормативно-правовом акте необходимо подробно изложить условия, при которых кодификация необходима; закрепить субъектов и их полномочия на осуществление кодификации; порядок выдвижения инициативы; непосредственно процесс проведения кодификации; сроки. Особенно важно регламентировать статус кодифицированного нормативно-правового акта, его место в системе законодательства в целом и в соотношении с другими нормативно-правовыми актами в частности. Это позволит производить разработку и принятие кодифицированных нормативно-правовых актов по схеме, отличной от разработки и принятия обычных законов, сделает возможным учёт специфичности данных нормативных правовых актов;

3)      законодателю следует научиться оперативно реагировать на объективную потребность в разработке и принятии кодифицированных нормативно-правовых актов. Условия, при которых кодификация необходима, должны быть чётко прописаны в нормативно-правовом акте, посвящённом правовому регулированию процесса кодификации;

4)      необходимо постоянное доктринальное развитие и разработка методологии кодификации с целью выработки единой и непротиворечивой методологии и методики кодификации. Данная методология и методика должна отражать специфические особенности российской правовой системы, поскольку зарубежные методологии и методики эффективны в соответствующих правовых системах и не всегда эффективны в российской правовой системе.

 

VI.   Проблемы правового регулирования

 

11.                       Если стороны заключили между собой договор индивидуального характера, можно ли говорить о том, что этот договор отныне будет регулировать соответствующие отношения между сторонами?

            А. Да, этот договор отныне будет регулировать соответствующие отношения между сторонами, поскольку он содержит нормы права.

            Б. Отныне соответствующие отношения между сторонами будут регулироваться нормами объективного права и нормами договора, поскольку, с одной стороны, договор содержит нормы права и, с другой стороны, из факта заключения договора не следует, что нормы объективного права перестали распространять своё действие на данных сторон договора.

            В. Нет, договор не будет регулировать соответствующие отношения между сторонами, поскольку, несмотря на обязательный для сторон характер, он содержит не нормы права, а нормативные положения. Правовое регулирование соответствующих отношений между сторонами будет осуществляться, как и ранее – нормами объективного права, поскольку правовое регулирование осуществляется только государственно-властными субъектами.

 

12.                       Если договор носит индивидуальный характер, следует ли из этого, что его юридическая сила распространяется только на стороны этого договора и не распространяется на суд и иные органы публичной власти при возникновении правового спора и обращении сторон за защитой в органы публичной власти?

            А. Нет, юридическая сила договора индивидуального характера распространяется и на стороны этого договора, и на суд и иные органы публичной власти при возникновении правового спора и обращении сторон за защитой в органы публичной власти.

            Б. Да, юридическая сила договора индивидуального характера распространяется только на стороны этого договора и не распространяется на суд и иные органы публичной власти при возникновении правового спора и обращении сторон за защитой в органы публичной власти.

 

13.                       Какие Вы можете предложить меры по повышению эффективности правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан? (Назовите не менее 5-и позиций).

1)      Повышение уровня экономического развития общества.

2)      Повышение уровня культуры членов общества – как граждан, так и особенно должностных лиц, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

3)      Совершенствование процесса правотворчества - нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся отношениям в области социального обслуживания граждан, потребностям и интересам общества. Нормы права также должны соответствовать закономерностям функционирования и развития гражданского общества и правового государства.

4)      Принятие кодифицированного нормативно-правового акта – Социального кодекса РФ.

5)      Правильное определение целей правового регулирования. Выбор оптимальных средств правового регулирования; при выборе средств правового регулирования особое внимание следует обращать на то, чтобы в нормах права содержались стимулы правомерного поведения, порядок защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов; размер санкций должен быть адекватным совершённому правонарушению - не следует не только закреплять неадекватно «жёсткие», но и неадекватно «мягкие» санкции.

6)      Недопустимо неопределённое правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию граждан, поскольку оно является коррупциогенным фактором. Одновременно вредно и избыточное правовое регулирование, которое также является коррупциогенным фактором.

7)      Необходимо оценивать общественную полезность полученных результатов правового регулирования отношений в области социального обслуживания граждан, отсутствие в их структуре неблагоприятных последствий, побочных эффектов и издержек.

8)      Совершенствование правоприменения в области социального обслуживания граждан.

9)      Совершенствование судебной системы – приведение её в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением споров по поводу социального обслуживания именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету.

10)  Повышение уровня правосознания и правовой культуры населения – как граждан, так и особенно должностных лиц, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Преодоление деформаций правосознания, в первую очередь правового нигилизма посредством комплекса образовательных, воспитательных и иных мер.

11)  Обновление теории правового регулирования, поскольку положительные результаты непрерывного развития юридической науки находят своё отражение в законодательстве.

 

14.                       Как, по-Вашему, эффективнее осуществлять правовое регулирование отношений в области информации, информационных технологий и защиты информации, учитывая значительный уровень преступлений в информационных правоотношениях?

            А. Как и в настоящее время – Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом РФ «О средствах массовой информации», Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Федеральным законом «О рекламе» и иными источниками права – с внесением в них объективно необходимых изменений и дополнений, отменой устаревших норм и принятием объективно необходимых новых норм.

            Б. Необходимо систематизировать существующие законы в данной сфере в кодифицированный нормативно-правовой акт, поскольку кодифицированные нормативно-правовые акты очень удобны как в правореализации, так и в правоприменении.

 

VII. Проблемы правоотношения

 

15.                       Ситуация: стороны заключили договор поставки, однако одна из сторон не исполнила своих обязательств по данному гражданско-правовому договору – не передала товар другой стороне, следовательно, субъекты конкретного гражданского правоотношения не достигли объекта этого правоотношения. Можно ли говорить о том, что это конкретное гражданское правоотношение урегулировано нормами права? Обоснуйте свой ответ.

            А. Нет, нельзя говорить о том, что это конкретное гражданское правоотношение урегулировано нормами права. Поскольку правоотношение можно считать урегулированным только в случае, если субъекты правоотношения в ходе развития правоотношения достигли объекта этого правоотношения. В нормах Гражданского кодекса РФ закреплена идеальная модель правоотношения, возникающего из договора поставки, следовательно, конкретное гражданское правоотношение регулируется нормами гражданского права, однако в данной конкретной ситуации урегулирования не произошло.

            Б. Да, можно говорить о том, что это конкретное гражданское правоотношение урегулировано нормами права.

 

VIII.            Проблемы реализации норм права

 

16.                       Какие факторы негативно влияют на правореализацию? (Укажите не менее 8-ми позиций).

1)      Некачественное государственное управление – некачественная законодательная деятельность, некачественная деятельность органов исполнительной власти, некачественная деятельность органов судебной власти.

2)      Экономические факторы – например, экономический кризис.

3)      Политические факторы – например, деструктивная борьба политических партий.

4)      Социальные факторы – нестабильная обстановка в обществе и государстве (например, война, революция, эпидемия).

5)      Религиозный фактор – например, деятельность деструктивных сект.

6)      Идеологические факторы – например, отсутствие государственной идеологии.

7)      Национальные факторы – например, межнациональные конфликты.

8)      Геополитический фактор – деятельность недружественных государств и в целом геополитическое положение.

9)      Климатические факторы – например, эпидемия.

10)  Информационный фактор – например, фейковая информация или, напротив, «информационный голод»; дорогостоящий доступ к социально важной информации; устаревшая информация на сайтах органов государственной власти.

11)  Культурологический фактор – низкий уровень правовой культуры субъектов права, особенно профессиональных юристов.

12)  Правонарушения государственных чиновников.

13)  Наличие дефектных норм объективного права и, в первую очередь, коррупциогенных норм права.

 

IX.    Проблемы правоприменения

 

17.                       На каких принципах должна основываться правоприменительная деятельность?

1)      Законности.

2)      Социальной справедливости.

3)      Целесообразности.

4)      Оперативности.

5)      Объективности.

6)      Обоснованности принимаемых правоприменительных решений.

7)      Единообразия правоприменительной практики.

8)      Эффективности.

 

18.                       Какие факторы негативно влияют на правоприменительную практику судей?

1)      Недостаточная квалификация судей. Один из ключевых факторов.

2)      Плохая обеспеченность судей материальными ресурсами.

3)      Социальные факторы – нестабильная обстановка в обществе и государстве (например, война, революция, эпидемия).

4)      Низкий уровень правосознания и правовой культуры судей.

5)      Преобладание негативного отношения в обществе к судьям.

6)      Информационный фактор – например, фейковая информация.

7)      Наличие дефектных норм объективного права и, в первую очередь, коррупциогенных норм права.

 

19.                       Какие Вы можете предложить меры по повышению эффективности правоприменения в области защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних? (Укажите не менее 4-х мер).

1)      Повышение уровня профессиональной подготовки судей.

2)      Повышение уровня правосознания (всего общества, и в первую очередь судей).

3)      Повышение уровня доверия к суду.

4)      Повышение уровня общей и правовой культуры (всего общества, и в первую очередь судей).

5)      Передача соответствующих дел наиболее опытным и квалифицированным судьям.

 

X.      Проблемы правоприменения в ситуации пробелов в праве

 

20.                       Как следует поступить правоприменителю в ситуации выявления пробела в праве?

            А. Восполнить пробел путём использования аналогии закона или аналогии права, придав тем самым созданному правоположению обязательный характер для неопределённого круга лиц.

            Б. Восполнить пробел путём применения аналогии закона или аналогии права, однако в таком пробел в праве будет лишь преодолён, но не устранён, поскольку созданное правоположение носит обязательный характер только в отношении субъектов данного конкретного спора.

            В. Не восполнять пробел путём использования аналогии закона или аналогии права, поскольку правотворческая функция – не прерогатива правоприменителя, однако дождаться, пока пробел будет устранён законодателем.

 

21.                       Распишите поэтапно порядок действий правоприменителя при использовании аналогии закона.

            Для использования аналогии закона правоприменителю необходимо:

1)     установить, что данная ситуация имеет юридический характер и требует правового регулирования;

2)     убедиться, что отсутствует норма права для регулирования данного общественного отношения;

3)     установить, что в данном случае имеется разрешение на использование аналогии или, в крайнем случае, отсутствие запрещения на использование аналогии;

4)     найти норму права, которая регулирует наиболее близкое (аналогичное) отношение;

5)     применить сходную норму права к рассмотренному случаю.

 

22.                       Распишите поэтапно порядок действий правоприменителя при использовании аналогии права.

               Для использования аналогии права правоприменителю необходимо:

1)     установить, что данная ситуация имеет юридический характер и требует правового регулирования;

2)     убедиться, что отсутствует норма права для регулирования данного общественного отношения и отсутствует норма права, которая регулирует аналогичные общественные отношения;

3)     установить, что в данном случае имеется разрешение на использование аналогии или, в крайнем случае, отсутствие запрещения на использование аналогии;

4)     установить общие начала и принципы правового регулирования отрасли права;

5)     применить к рассмотренному случаю общие начала и принципы правового регулирования отрасли права.

 

23.                       В каких отраслях права запрещено применение аналогии закона, субсидиарного правоприменения, аналогии права?

            Аналогия закона, субсидиарное применение права, аналогия права не могут быть использованы при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. По мнению ряда ученых, аналогию нельзя применять в отраслях публичного права (административного, конституционного права и др.), а также к нормам, устанавливающим исключения, изъятия, особый режим их реализации.

 

24.                       Ситуация: трудовой спор, стороны обратились в суд, однако в процессе рассмотрения дела выяснилось, что в Трудовом кодексе РФ есть пробел. При этом ТК РФ никак не регламентирует институт аналогии. Как следует поступить правоприменителю в данной ситуации, учитывая отсутствие в законе указания на возможность использования института аналогии и одновременно отсутствия прямого запрета использования института аналогии?

            А. Не использовать аналогию – поскольку нет прямого разрешения законодателя.

            Б. Использовать аналогию – поскольку нет прямого запрета законодателя.

 

25.                       В Налоговом кодексе РФ институт аналогии никак не регламентирован. Однако на практике суды порою прибегают к использованию института аналогии при рассмотрении и разрешении налоговых споров. К каким общественным отношениям, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на Ваш взгляд, допустимо использование аналогии закона и аналогии права? (Допустимо более 1 верного ответа).

            А. К отношениям по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в РФ.

            Б. К отношениям по осуществлению налогового контроля.

            В. К отношениям по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

            Г. К отношениям по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

 

26.                       В Уголовно-процессуальном кодексе РФ институт аналогии никак не регламентирован, из чего, однако, не следует, что на практике суды не используют институт аналогии в уголовном процессе. Использование института аналогии в уголовно-процессуальном праве …

            А. допустимо, поскольку при отказе от использования института аналогии произойдет нарушение прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса. Учитывая публичный характер уголовно-процессуального права, допустимо использование только аналогии закона. Вместе с тем, в перспективе использование института аналогии должно быть разрешено самим УПК РФ, поскольку уголовно-процессуальное право – отрасль публичного права.

            Б. допустимо, поскольку при отказе от использования института аналогии произойдет нарушение прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса. Учитывая публичный характер уголовно-процессуального права, допустимо использование только аналогии закона. Использование института аналогии не обязательно должно быть регламентировано в УПК РФ, поскольку в любой отрасли права, если нет прямого запрета в законе на использование института аналогии, такое использование допустимо.

            В. недопустимо, поскольку нет прямого разрешение законодателя на использование института аналогии, в связи с чем ссылка на нарушение прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса несостоятельна.

 

XI.    Проблемы правоприменения в ситуации коллизии между нормами права

 

27.                       Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в ситуации коллизии между актами одинаковой юридической силы, однако принятыми в разное время?

            А. Старый нормативно-правовой акт.

            Б. Новый нормативно-правовой акт.

 

28.                       Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в ситуации коллизии между актами одинаковой юридической силы, однако имеющими разное содержание (общим и специальным актами)?

            А. Специальный нормативно-правовой акт.

            Б. Общий нормативно-правовой акт.

 

29.                       Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в ситуации коллизии между актами, имеющими разное содержание (общим и специальным актами) и разную юридическую силу?

            А. Специальный нормативно-правовой акт.

            Б. Общий нормативно-правовой акт.

 

30.                       Ситуация: коллизия между нормами Федерального закона, соответствующими Конституции РФ, и общепризнанными нормами международного права, противоречащими Конституции РФ. Нормы какого права подлежат применению в данной ситуации?

            А. Нормы национального права – поскольку они соответствуют Конституции РФ, а общепризнанные принципы противоречат Конституции РФ, в связи с чем на данную ситуацию приоритет норм международного права над нормами национального права не распространяется.

            Б. Нормы международного права – поскольку нормы национального права противоречат общепризнанным нормам международного права, а факт противоречия общепризнанных норм международного права Конституции РФ не отменяет приоритета международного права над национальным в случае возникновения коллизии между нормами.

 

31.                       Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в ситуации коллизии между нормами Федерального закона, принятого по предметам совместного ведения субъекта РФ, и регионального нормативно-правового акта?

            А. Региональный нормативно-правовой акт.

            Б. Федеральный закон.

 

32.                       Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в ситуации коллизии между нормами регионального нормативно-правового акта, принятого по предмету ведения субъекта РФ, и Федерального закона?

            А. Региональный нормативно-правовой акт.

            Б. Федеральный закон.

 

33.                       Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в ситуации коллизии между нормами муниципального нормативно-правового акта и регионального нормативно-правового акта?

            А. Региональный нормативно-правовой акт.

            Б. Муниципальный нормативно-правовой акт.

            В. Зависит от конкретных условий – в одной ситуации региональный нормативно-правовой акт, в другой ситуации - муниципальный нормативно-правовой акт. (Конкретизируйте, какие это условия). Региональный нормативно-правовой акт подлежит применению, если муниципальный нормативно-правовой акт не принят в пределах исключительной компетенции муниципального образования или противоречит Конституции (уставу) субъекта РФ. Муниципальный нормативно-правовой акт подлежит применению, если он принят в пределах исключительной компетенции муниципального образования и противоречит Конституции (уставу) субъекта РФ.

 

34.                       Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в ситуации коллизии между нормами муниципального нормативно-правового акта и подзаконными нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ?

            А. Муниципальный нормативно-правовой акт – исходя из конституционно закреплённого принципа самостоятельности местного самоуправления.

            Б. Зависит от формы муниципального нормативно-правового акта. (Конкретизируйте). Если муниципальным нормативно-правовым актом является устав муниципального образования – применяется муниципальный нормативно-правовой акт. Если муниципальным нормативно-правовым актом является любой иной подзаконный нормативно-правовой акт ниже уровня устава - применяются подзаконные нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

            В. Подзаконные нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ – исходя из того, что они приняты на федеральном уровне, а муниципальный нормативно-правовой акт – на муниципальном уровне.

 

35.                       Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в ситуации коллизии между нормами локального нормативного акта и Федерального закона?

            А. Зависит от конкретных условий – в одной ситуации локальный нормативный акт, в другой ситуации – Федеральный закон. (Конкретизируйте, какие это условия). Локальный нормативный акт подлежит применению, если нормы этого акта по сравнению с Федеральным законом улучшают положение работников данной организации. Федеральный закон подлежит применению, если нормы локального нормативного акта по сравнению с Федеральным законом ухудшают положение работников данной организации.

            Б. Федеральный закон как нормативно-правовой акт, занимающий более высокое положение в иерархической системе нормативно-правовых актов.

            В. Локальный нормативный акт, поскольку в противном случае будет иметь место вторжение в деятельность организации.

 

36.                       Ситуация: гражданин прошёл все ступени обжалования судебных актов по гражданскому делу, окончательный судебный акт на национальном уровне (кассационное определение Верховного Суда РФ) был им обжалован в ЕСПЧ. ЕСПЧ выявил факты нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принял решении в пользу заявителя. Однако выяснилось, что решение ЕСПЧ противоречит Конституции РФ. Как следует поступить в ситуации подобной коллизии между судебным актом ЕСПЧ и кассационным определением Верховного Суда РФ?

            А. Следует исполнять решение ЕСПЧ, поскольку ЕСПЧ признан факт нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем не имеет правового значения факт противоречия решения ЕСПЧ Конституции РФ.

            Б. Следует исполнять кассационное определение Верховного Суда РФ, поскольку ЕСПЧ не вправе вторгаться в суверенитет РФ, и РФ не обязана исполнять решения ЕСПЧ, противоречащие Конституции РФ.

 

37.                       Какой судебный акт подлежит исполнению в ситуации коллизии между судебным актом ЕСПЧ и судебным актом Конституционного Суда РФ?

            А. Судебный акт Конституционного Суда РФ.

            Б. Судебный акт ЕСПЧ.

 

38.                       Имеет ли право юрист отказаться от разрешения спора в ситуации, когда противоречат друг другу нормы одного и того же нормативно-правового акта? Если имеет право, то как следует поступить, чтобы не нарушить права, свободы и законные интересы участников спора? Если не имеет права, то как поступить в такой ситуации?

            А. Нет, не имеет права отказаться от разрешения спора. В силу взаимоисключающего характера норм права следует отказаться от применения норм права, противоречащих друг другу, и вывести правоположение по аналогии.

            Б. Нет, не имеет права отказаться от разрешения спора. Юрист не имеет права отказаться от применения взаимоисключающих норм права и использовать институт аналогии, поскольку общественное отношение фактически регулируется. Здесь необходимо применять другие способы. (Перечислите, какие это способы). Правоприменитель имеет право применить систематический и исторический способы толкования норм права; ограничительное толкование норм права, ограничивающих права, свободы и законные интересы личности; выбрать ту норму права, которая наиболее точно соответствует принципам отрасли права и более точно отражает общий замысел законодателя.

            В. Нет, не имеет права отказаться от разрешения спора. Юрист может предложить участникам спора обжаловать в административном порядке взаимоисключающие нормы.

 

XII.  Проблемы толкования права

 

39.                       Какое значение следует придавать словам и выражениям, содержащимся в законе?

            А. Значение, придаваемое словам и выражениям правоприменительной практикой.

            Б. Значение, которое слова и выражения имеют в соответствующем литературном языке.

 

40.                       Какое значение следует придавать заимствованным терминам и выражениям в содержании закона, а также терминам и выражениям, содержащимся в старых законах?

            А. Значение, которое термины и выражения имеют в родном для законодателя языке, и первоначальное значение терминов и выражений, которое придавалось им на момент принятия закона.

            Б. Значение, которое термины и выражения имеют в родном для правоинтерпретатора языке, и значение терминов и выражений, которое они имеют на момент правотолкования.

 

41.                       Как следует поступать правоинтерпретатору в ситуации толкования терминов при наличии в законе легальной дефиниции такого термина?

            А. Толковать термины с учётом значения, придаваемого им юридической наукой и правоприменительной практикой, поскольку легальные дефиниции носят рекомендательный характер.

            Б. Воспользоваться легальным определением термина и не обращать внимания на значение терминов, придаваемое им юридической наукой и правоприменительной практикой, поскольку легальные дефиниции носят императивный характер.

 

42.                       Какие связи между нормами права должен учитывать правоинтерпретатор при систематическом способе толкования норм права?

1)      Связь толкуемой нормы и нормы, раскрывающей ее смысл.

2)      Связь общих и специальных норм.

3)      Связь отсылочных и бланкетных статей.

4)      Связь близких по содержанию одновидовых норм.

 

43.                       Какие цели нормативно-правового акта должен выявить правоинтерпретатор при телеологическом (целевом) способе толкования норм права?

            А. Непосредственные цели издания нормативно-правового акта и перспективные цели нормативно-правового акта.

            Б. Непосредственные цели издания нормативно-правового акта.

            В. Перспективные цели нормативно-правового акта.

 

44.                       Ситуация: юрист интерпретирует норму права, используя специально-юридический способ правотолкования с целью установить нормативность правила поведения. Выяснилось, что возможны разные варианты понимания нормативности данной нормы, разные результаты толкования. Какой результат правотолкования правоинтерпретатор должен выбрать? (Укажите 3 позиции).

1)      Результат, который более полно отражает общие принципы права.

2)      Результат, который наиболее соответствует требованиям охраны прав и законных интересов граждан.

3)      Результат, который больше соответствует функциям (целям) толкуемой нормы права.

 

45.                       Следует ли при толковании нормы права сопоставлять её содержание с толкованием, придаваемым ей постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, сохранившими силу постановлениями Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и решениями Конституционного Суда РФ?

            А. Да, следует сопоставлять со всеми перечисленными актами правотолкования, поскольку, несмотря на их рекомендательный характер, они способствуют единообразию правоприменительной практики.

            Б. Да, следует сопоставлять, но только с решениями Конституционного Суда РФ, поскольку в РФ нет прецедентного права.

 

46.                       Как следует толковать нормы права, устанавливающие ограничения или более строгую юридическую ответственность, а также санкции?

            А. Расширительно.

            Б. Ограничительно.

            В. Буквально или ограничительно – в зависимости от содержания конкретных норм права и их места в системе права.

           

47.                       В силу части 1 статьи 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом. Как надлежит интерпретировать указанную норму права?

            А. Буквально. (Интерпретируйте).

            Б. Расширительно. (Интерпретируйте). Граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства равны перед Законами, подзаконными нормативно-правовыми актами и судом.

            В. Ограничительно. (Интерпретируйте).

 

48.                       В силу статьи 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Как надлежит интерпретировать указанную норму права?

            А. Буквально. (Интерпретируйте).

            Б. Расширительно. (Интерпретируйте).

            В. Ограничительно. (Интерпретируйте). Совершеннолетние, работающие и праводееспособные граждане обязаны платить законно установленные налоги и сборы.

 

49.                       Назовите основные правила толкования судом гражданско-правовых договоров. (Укажите не менее 3-х правил).

1)     При толковании условий договора суд должен принимать во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

2)     Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями договора и смыслом договора в целом.

3)     Если, применив буквальное значение условий договора, суду не удалось определить содержание договора, суд должен выяснить действительную общую волю сторон договора с учетом цели договора.

4)     При выяснении действительной общей воли сторон договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

 

50.                       В статье 431 Гражданского кодекса РФ закреплены конкретные приёмы толкования гражданско-правовых договоров. Из этого следует, что …

            А. суд не вправе применять иные приёмы толкования гражданско-правовых договоров, поскольку данные приёмы прямо названы в Гражданском кодексе РФ, а также учитывая специфический характер норм права, содержащихся в гражданско-правовом договоре.

            Б. суд вправе применять также иные приёмы толкования гражданско-правовых договоров, помимо прямо названных в Гражданском кодексе РФ, поскольку в конкретной правовой ситуации данных приёмов может оказаться недостаточно.

 

51.                       В чём проявляется систематический способ правотолкования при толковании судом норм гражданско-правового договора?

            А. Условия договора сопоставляются с другими условиями и смыслом договора в целом; условия договора толкуются в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора.

            Б. Условия договора сопоставляются с другими условиями и смыслом договора в целом; условия договора толкуются в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора. Также условия договора толкуются в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, другими положениями Гражданского кодекса РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права.

            В. Условия договора толкуются в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, другими положениями Гражданского кодекса РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права.

 

52.                       Если условие гражданско-правового договора допускает несколько разных вариантов толкования, один из которых приводит к недействительности договора или к признанию его незаключенным, а другой приводит к действительности договора или к признанию его заключённым, какому варианту толкования суд должен отдать приоритет? Обоснуйте свой ответ.

            А. Приоритет отдаётся тому варианту, при котором договор признаётся действительным и заключенным – поскольку в силу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ суд обязан руководствоваться презумпцией разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений.

            Б. Приоритет отдаётся тому варианту, при котором договор признаётся недействительным и незаключённым.

 

XIII.            Проблемы правовой дефектологии

 

53.                       Если норма неправовая (дефектная), можно ли её не соблюдать?

            А. Да, но неправовую (дефектную) норму могут не соблюдать только граждане.

            Б. Да, но неправовую (дефектную) норму может не соблюдать только правоприменитель.

            В. Нельзя не соблюдать неправовую (дефектную) норму, однако и гражданину, и особенно правоприменителю следует противодействовать дефектам в праве правомерными способами.

            Г. Нельзя не соблюдать неправовую (дефектную) норму, а противодействие дефектам в праве – прерогатива не граждан и правоприменителей, а законодателя.

 

54.                       Какое из приведённых определений коррупциогенных норм права, на Ваш взгляд, является корректным?

            А. Коррупциогенные нормы права – это дефектные нормы права, содержащие коррупциогенные факторы, то есть такие факторы, которые потенциально способны привести к коррупционному поведению в правоприменительном процессе со стороны субъектов правоприменения либо лиц, обращающихся за разрешением вопросов юридического характера к субъектам правоприменения.

            Б. Коррупциогенные нормы права – это дефектные нормы права, содержащие коррупциогенные факторы, то есть такие факторы, которые потенциально способны привести к коррупционному поведению в правоприменительном процессе со стороны субъектов правоприменения.

            В. Коррупциогенные нормы права – это дефектные нормы права, содержащие коррупциогенные факторы, то есть такие факторы, которые потенциально способны привести к коррупционному поведению в правоприменительном процессе со стороны лиц, обращающихся за разрешением вопросов юридического характера к субъектам правоприменения.

 

55.                       Назовите конкретные коррупциогенные факторы согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

1)      Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Такими коррупциогенными факторами являются:

            а) широта дискреционных полномочий;

            б) определение компетенции по формуле "вправе";

            в) выборочное изменение объема прав;

            г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;

            д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции;

            е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;

            ж) отсутствие или неполнота административных процедур;

            з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур;

            и) нормативные коллизии.

2)      Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Такими коррупциогенными факторами являются:

            а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

            б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами);

            в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 

56.                       Назовите наиболее распространённые коррупциогенные факторы, основанные на наличии пробелов в правовом регулировании.

            Наиболее распространённые коррупциогенные факторы, основанные на наличии пробелов в правовом регулировании - это отсутствие:

1)      запретов и ограничений для органов власти (должностных лиц);

2)      механизмов юридической ответственности органов власти (должностных лиц) за противоправные действия, в том числе применение общей формулировки «несет ответственность в установленном законодательством порядке»;

3)      административных процедур;

4)      аукционных (конкурсных) процедур;

5)      контроля за деятельностью органов власти (должностных лиц);

6)      режима информационной открытости органов власти.

 

57.                       Какие существуют виды дефектов в праве помимо пробелов в праве, юридических коллизий и коррупциогенных норм? (Укажите не менее 3-х позиций).

1)      Излишнее дублирование нормативно-правовых предписаний.

2)      Нерациональное размещение норм в системе права.

3)      Несовершенство юридических конструкций.

4)      Дефекты отсылочных и бланкетных норм права.

5)      Фиктивные нормы права.

6)      Устаревшие нормы права.

7)      Нормы права, содержащие неадекватные санкции.

 

58.                       Какие Вы можете назвать дефекты отсылочных и бланкетных норм права? (Укажите не менее 3-х позиций).

1)     Отсылки к недействующим нормативно-правовым актам.

2)     Отсылки к несуществующим законодательным актам.

3)     «Многоступентчатые» отсылки.

4)     Излишнее количество бланкетных норм в уголовном и налоговом праве, поскольку в случае использования бланкетных диспозиций в соответствующих кодексах специальными (восполняющими) нормами трансформируются содержание уголовных преступлений либо налоговых обязательств, а объём уголовной ответственности в отдельных случаях (статья 274 Уголовного кодекса РФ) варьируется и вовсе в зависимости от норм локальных актов.

 

59.                       Как следует противодействовать коррупциогенным нормам?

            А. Следует проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов.

            Б. Следует проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов и действующих нормативно-правовых актов.

            В. Не соблюдать такие нормы, поскольку они дефектны, а при несоблюдении их негативный потенциал не будет воплощаться в фактические общественные отношения.

 

60.                       Как следует противодействовать излишнему дублированию нормативно-правовых предписаний федерального законодательства в региональных нормативно-правовых актах? (Укажите не менее 3-х мер).

1)      Гражданин, в отношении которого применены такие дефектные нормы, либо являющийся субъектом отношений, регулируемых данным нормативным правовым актом, может обжаловать такие дефектные нормы в порядке административного судопроизводства.

2)      Законодателю следует внести изменения и дополнения в нормативно-правовой акт, исключающие дублирующие положения и с обязательным учётом экономической, социальной, политической, духовно-нравственной, правовой и иной региональной специфики.

3)      Для предупреждения появления таких дефектных норм следует регулярно проводить мониторинг законодательства на предмет выявления любых видов дефектов в праве.

 

61.                       Как следует противодействовать фиктивным нормам права? (Укажите не менее 3-х мер).

1)      Гражданин, являющийся субъектом отношений, регулируемых данным нормативным правовым актом, может обжаловать такие дефектные нормы в порядке административного судопроизводства.

2)      Законодателю следует отменить фиктивные нормы права и принять новые (не фиктивные) нормы права и с обязательным учётом уровня экономического, социального, политического, духовно-нравственного, правового развития общества, интересов различных социальных групп.

3)      Для предупреждения появления таких дефектных норм следует регулярно проводить мониторинг законодательства на предмет выявления любых видов дефектов в праве.

4)      Для предупреждения появления таких дефектных норм также следует регулярно проводить мониторинг правореализации.

5)      Для предупреждения появления таких дефектных норм также следует регулярно проводить мониторинг правоприменения.

 

62.                       Как известно из практики, дефектными могут быть нормы не только законов, международных договоров РФ, нормативных договоров и подзаконных нормативно-правовых актов, но и нормы договоров индивидуального характера. Является ли дефектом трудового договора подписание трудового договора неуполномоченным лицом? Обоснуйте свой ответ.

            Трудовой кодекс РФ не содержит такого основания прекращения трудового договора, как подписание трудового договора неуполномоченным лицом. Однако из содержания нормы права, содержащейся в части 1 статьи 67 Трудового кодекса РФ, следует, что подписывать трудовой договор имеют право только работник и работодатель. Согласно апелляционного определения Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14.12.2016 по делу № 33-5914/2016), заключение трудового договора не уполномоченным работодателем лицом не относится к случаям, исключающим возможность продолжения работником работы, тем самым по смыслу трудового закона такое обстоятельство влечет за собой необходимость переоформления договора надлежащим образом в соответствии с трудовым законодательством без отстранения и увольнения работника с работы.

 

63.                       Является ли дефектом трудового договора отсутствие регистрационного номера трудового договора? Обоснуйте свой ответ.

            Регистрационный номер трудового договора не относится к обязательным сведениям, предусмотренным ст. 57 ТК РФ, регламентирующей содержание трудового договора. Однако унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1 (далее - постановление Госкомстата РФ), предусматривают нумерацию трудовых договоров. Так, дата и номер трудового договора указываются в приказе (распоряжении) о приеме работника на работу (унифицированная форма № Т-1) и в личной карточке работника (унифицированная форма № Т-2). Роструд в письме от 09.08.2007 г. № 3045-6-0 отметил, что действующими нормативными правовыми актами не регламентирована процедура нумерации трудовых договоров, основным смыслом которой являются упорядочение договоров с точки зрения надлежащего делопроизводства и идентификация договоров. Стоит отметить, что постановление Госкомстата РФ носит рекомендательный характер.

 

64.                       Является ли дефектом трудового договора невключение в него условий оплаты труда работника? Обоснуйте свой ответ.

            Условие оплаты труда в силу части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ, регламентирующей содержание трудового договора, относится к числу условий, обязательных для включения в трудовой договор. Согласно части 3 статьи 57 Трудового кодекса РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями 1-й или 2-й статьи 57 Трудового кодекса РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Однако трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

 

XIV.            Проблемы злоупотребления правом, юридической ответственности, правонарушений

 

65.                       Ситуация: истец, реализуя своё право на обжалование определений суда первой инстанции, обжаловал все без исключения определения, подлежащие обжалованию согласно ГПК РФ. При этом определения не нарушали прав, свобод и законных интересов истца, истец обжаловал определения в силу субъективного неприязненного отношения к судье. Совершил ли истец злоупотребление процессуальными правами?

            А. Нет, не совершил – если право на обжалование определений закреплено в процессуальном законодательстве, то цель обжалования правового значения не имеет, поскольку право регулирует только действия (бездействие) и слова человека, но не мысли, эмоции и чувства.

            Б. Да, совершил, поскольку цель реализации истцом своего права – причинение морального вреда судье.

            В. Да, совершил – но только при условии, если в жалобах содержится ошибки и/или жалобы поданы с нарушением процессуальных сроков.

 

66.                       Ситуация: гражданин, являющийся субъектом отношений, регулируемых Трудовым кодексом РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании ч. 2 ст. 64 Трудового кодекса РФ не действующей в части, затрагивающей его право не подвергаться дискриминации в сфере труда по основаниям, не связанным с деловыми качествами работников. В результате рассмотрения и разрешения данного административного дела областной суд пришёл к выводу, что оспариваемой нормой Трудового кодекса РФ не нарушается соответствующее право истца. Совершил ли истец злоупотребление процессуальными правами?

            А. Нет, не совершил, поскольку любой гражданин может по-своему понимать содержание нормативно-правовых актов и подзаконных нормативно-правовых актов и, соответственно, имеет право на ошибку относительно того, нарушены ли его права конкретной нормой конкретного нормативно-правового акта (в данном случае – Трудового кодекса РФ).

            Б. Да, совершил, поскольку судом признано, что оспариваемой нормой Трудового кодекса РФ не нарушается соответствующее право истца.

 

67.                       Возможно ли наступление юридической ответственности без вины? Если нет, то обоснуйте свой ответ, если да, то приведите конкретные примеры.

            А. Нет, юридическая ответственность наступает только при наличии вины, что характерно для всех видов юридической ответственности.

            Б. Да – но только в гражданском праве. Примеры:

1)     в силу ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Из данной нормы Гражданского кодекса РФ следует, что индивидуальные предприниматели по общему правилу несут друг перед другом ответственность не только за виновное, но и за случайное неисполнение договорных обязанностей;

2)     в силу ч. 1 ст. 405 Гражданского кодекса РФ, должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения;

3)     в силу ч. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

4)     как следует из ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, юридические лица и граждане несут ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности) независимо от вины, за исключением случаев, если вред возник вследствие непреодолимой силы, умысла потерпевшего, а также в иных случаях;

5)     в силу ч. 1 ст. 1095 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет;

6)     в силу ст. 1100 Гражданского кодекса РФ, во многих случаях компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

 

68.                       Назовите принципы, на которых должна основываться юридическая ответственность.

1)      Принцип законности.

2)      Принцип равенства граждан перед законом.

3)      Принцип справедливости.

4)      Принцип гуманизма.

5)      Принцип вины.

6)      Принцип обоснованности.

7)      Принцип неотвратимости ответственности.

8)      Принцип целесообразности.

9)      Принцип своевременности.

10)  Принцип индивидуализации.

 

69.                       Является ли гражданским правонарушением заключение сторонами гражданско-правового договора, противоречащего Гражданскому кодексу РФ? Обоснуйте свой ответ.

            А. Является гражданским правонарушением. Поскольку гражданско-правовой договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами, в силу ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

            Б. Не является гражданским правонарушением.

 

70.                       Какие существуют виды дисциплинарных взысканий?

1)      Замечание.

2)      Выговор.

3)      Увольнение.

4)      Иные виды – для отдельных категорий работников. Например, для государственных служащих – предупреждение о неполном должностном соответствии.

 

71.                       Ситуация: работник нарушил локальные нормативные акты. Однако работодатель при приёме работника на работу до подписания с работником трудового договора не ознакомил работника под роспись с локальными нормативными актами. Совершил ли работник правонарушение?

            А. Да, поскольку работник в любом случае обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации.

            Б. Нет, поскольку неознакомление работника с локальными нормативными актами является нарушением трудового законодательства со стороны работодателя, поэтому вменение работнику в вину нарушение положений локального нормативного акта, с которым он не был ознакомлен, является недопустимым.

            В. Нет, поскольку локальные  нормативные акты не относятся к законам.

 

72.                       Ситуация: работодатель не заключил с работником трудовой договор по прошествии недели трудовой деятельности работника в организации. Совершил ли работодатель правонарушение? Обоснуйте свой ответ.

            А. Нет.

            Б. Да, поскольку при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. В данном случае имеет место административное правонарушение, поскольку КоАП РФ запрещено уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора.

 

73.                       Ситуация: между работником и работодателем возник спор (трудоправовой конфликт) по причине склонения работодателем работника к увольнению по собственному желанию. Работник подал исковое заявление против работодателя. Однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований работника. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Однако суд кассационной инстанции признал выводы судов основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, признал судебные акты незаконными и необоснованными, отменил их и принял новое судебное установление, которым истец остался удовлетворён.

         Назовите основные причины:

         - возникновения трудоправового конфликта;

         - развития трудоправового конфликта;

         - завершения трудоправового конфликта.

1)      Причины возникновения трудоправового конфликта: склонение работодателем работника к увольнению по собственному желанию; возникшие вследствие этого негативные чувства работника;

2)      Причины развития трудоправового конфликтанезаконное и необоснованное решение суда первой инстанций, основанное на неправильном толковании и применении материально-правовых норм; неудовлетворённость истца решением суда первой инстанции; незаконное и необоснованное определение суда апелляционной инстанций, основанное на неправильном толковании и применении материально-правовых норм; неудовлетворённость истца апелляционным определением;

3)      Причины завершения трудоправового конфликтазаконное и обоснованное определение суда кассационной инстанций, основанное на правильном толковании и применении материально-правовых и процессуально-правовых норм; удовлетворённость истца кассационным определением.

 

XV. Проблемы взаимодействия внутригосударственного и международного права

 

74.                       Действующий международный договор РФ, заключённый между правительствами РФ и другой страны, …

            А. не имеет приоритета ни над каким нормативно-правовым актом РФ в ситуации коллизии.

            Б. имеет приоритет только над постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами более низкого уровня в ситуации коллизии.

            В. имеет приоритет над Федеральными законами и нормативно-правовыми актами более низкого уровня в ситуации коллизии.

 

XVI.            Проблемы в практической деятельности юриста

 

75.                       Назовите основные классификации гражданско-правовых договоров.

1)      В зависимости от объекта: вещные и обязательственные.

2)      В зависимости от объекта: договоры о передаче имущества, договоры об оказании услуг, договоры на выполнение работ, договоры об учреждении различных образований.

3)      В зависимости от сложности содержания: типичные и смешанные.

4)      По форме и способу закрепления волеизъявления сторон: устные и письменные.

5)      По юридической природе: консенсуальные и реальные;

6)      По характеру отношений между сторонами: возмездные и безвозмездные;

7)      В зависимости от наличия у сторон прав и обязанностей: односторонние и двусторонние;

8)      В зависимости от того, в чьих интересах заключен договор:  договоры в интересах сторон; договоры в интересах третьих лиц.

9)      В зависимости от основания заключения: свободные и обязательные;

10)  На основе наличия или отсутствия юридической связи одного договора с другим: основные (главные) и дополнительные.

11)  В зависимости от юридической направленности: основные и предварительные.

12)  В зависимости от количества участников в договоре: двусторонние и многосторонние.

13)  По возможности изменения и дополнения условий: взаимосогласованные и договоры присоединения.

14)  Договоры, направленные на защиту интересов слабой стороны: публичный договор и договор присоединения.

15)  По содержанию регулируемой деятельности: имущественные и организационные.

16)  В зависимости от влияния на действительность договора основания его возникновения: абстрактные и каузальные.

17)  По уровню доверительности отношений сторон: фидуциарные (доверительные) и нефидуциарные.

18)  В зависимости от влияния тех или иных условий (фактов) на действие договора – условные: под отлагательным условием, под отменительным условием, безусловные.

19)  В зависимости от возможности оценки риска при заключении договора – коммутативные (меновые) и алеаторные (рисковые).

20)  В торговой сфере (коммерческом праве) – реализационные; посреднические; договоры, содействующие торговле; организационные договоры.

 

76.                       Назовите основные виды договоров в конституционном праве. (Укажите не менее 3-х позиций).

1)      Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

2)      договоры о передаче полномочий от органов государственной власти одного уровня органам государственной власти нижестоящего уровня;

3)      соглашения о межпарламентском, межправительственном и межведомственном сотрудничестве и партнерстве;

4)      нормативные договоры в сфере местного самоуправления.

 

77.                       Что из перечисленного относится к принципам деятельности юриста в сложной жизненной ситуации правового характера, сопровождающейся заключением договора индивидуального характера? (Допустимо более 1 верного ответа).

            А. Принцип выявления и анализа факторов содействия и противодействия реализации избранной тактики.

            Б. Принцип надлежащей формализации итогов толкования юристом сложной ситуации в рамках договора.

            В. Принцип закрепления в договоре только одной модели поведения сторон как наиболее рациональной.

            Г. Принцип многовариантности моделей поведения.

            Д. Принцип правовой определённости избранной тактики и модели поведения, закреплённой в договоре.

            Е. Принцип несоблюдения дефектных норм права как препятствующих полноценной правореализации.

            Ж. Принцип нравственной обусловленности любой жизненной ситуации.

            З. Принцип персональной нравственной и юридической ответственности юриста.

 

78.                       Ситуация: гражданин намеревается заключить с юристом договор возмездного оказания юридических услуг. Юрист определяет нормы права, относящиеся к данной правовой ситуации и регулирующие соответствующие отношения. Какие действия необходимо совершить юристу при определении норм права, относящихся к данной ситуации?

            А. Выявить комплекс норм права, необходимых и достаточных для правового регулирования данной ситуации.

            Б. Удостовериться, что нормы права не утратили силу.

            В. Выявить наличие либо отсутствие пробелов в праве, коллизий между нормами права, коррупциогенных норм, устаревших норм и иных дефектных норм права.

            Г. Верны все суждения.

 

79.                       Что имеет приоритет при заключении договора между гражданином и юристом: процесс создания качественного договора и последующей реализации этого договора, или результат реализации договора?

            А. Процесс создания качественного договора и последующей реализации этого договора.

            Б. Результат реализации договора.

 

80.                       Когда реализация договора индивидуального характера будет эффективной?

            А. Если в договоре индивидуального характера закрепить только одну модель поведения сторон как наиболее рациональную.

            Б. Если в договоре индивидуального характера закрепить несколько моделей поведения сторон – компромиссную (консенсуальную) и альтруистическую.

            В. Если в договоре индивидуального характера закрепить несколько моделей поведения сторон – компромиссную (консенсуальную) и эгоистическую.

            Г. Если в договоре индивидуального характера закрепить несколько моделей поведения сторон – компромиссную (консенсуальную), альтруистическую и противоправную.

 

81.                       Назовите основные принципы, которыми юристу следует руководствоваться при рассмотрении обращений граждан.

1)      Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина.

2)      Принцип законности.

3)      Принцип демократичности.

4)      Принцип доступности.

5)      Принцип обязательности рассмотрения обращений.

6)      Принцип своевременности рассмотрения обращений.

7)      Принцип объективности рассмотрения обращений.

8)      Принцип полноты рассмотрения обращений.

9)      Принцип равенства граждан при рассмотрении их обращений.

10)  Принцип обязательности ответов на обращения граждан.

11)  Принцип бесплатности рассмотрения обращений.

 

82.                       В каких случаях претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора не является обязательным?

            Претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора не является обязательным, если рассматриваются дела:

1)      об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ);

2)      о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ);

3)      о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ);

4)      по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ);

5)      о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ);

6)      приказного производства (гл. 29.1 АПК РФ);

7)      связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (гл. 30 АПК РФ);

8)      о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ),

9)      при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52, ст. 53 АПК РФ).

 

83.                       Перечислите перечень документов, которые заявитель обязан приложить к обращению в Конституционный Суд РФ.

1)      Текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию.

2)      Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя.

3)      Документ об уплате государственной пошлины.

4)      Перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

5)      К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы.

 

84.                       Перечислите перечень документов, которые истец обязан приложить к исковому заявлению по гражданскому спору.

1)     Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины.

2)     Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца.

3)     Документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен Федеральным законом.

4)     Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

5)     Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

6)     Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7)     Документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

 

85.                       Перечислите перечень документов, которые истец обязан приложить к исковому заявлению в арбитражный суд.

1)     Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.

2)     Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.

3)     Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

4)     Копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

5)     Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

6)     Копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска.

7)     Документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено  Федеральным законом.

8)     Документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

9)     Проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

10) Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых.

 

86.                       Перечислите перечень документов, которые истец обязан приложить к административному исковому заявлению.

1)     Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

2)     Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.

3)     Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

4)     Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя.

5)     Доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем.

6)     Документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен Федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.

7)     Документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

8)     Иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями АПК ПФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

 

87.                       Кто вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части? (Допустимо более 1 верного ответа).

            А. Лица, в отношении которых применён этот акт.

            Б. Лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

            В. Любое лицо, противодействующее дефектам в праве, даже если оно не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

            Г. Прокурор в пределах своей компетенции, Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иные лица.

 

88.                       Каковы последствия признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части? (Допустимо более 1 верного ответа).

            А. Этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

            Б. С указанной судом даты не могут применяться нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

            В. Этот акт или его отдельные положения не могут применяться только после отмены соответствующего акта или положений законодателем.

 

89.                       Назовите основные виды примирительных процедур.

1)      Переговоры.

2)      Посредничество, в том числе медиация.

3)      Судебное примирение.

4)      Иные примирительные процедуры, не противоречащие Федеральному закону.

 

90.                       Назовите основные альтернативные способы разрешения правовых споров.

1)      Переговоры.

2)      Претензионный порядок.

3)      Медиация.

4)      Участие посредника в переговорах в качестве представителя стороны или со стороной.

5)      Административные комиссии.

6)      Третейское судопроизводство.

7)      Конфликтологическое консультирование.

8)      Коррекция установок и позиций сторон спора, проводимуя третьим лицом.

9)      Частное жюри.

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////