ГУП «Московский метрополитен». Годовой отчет к 70 летию

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГУП «Московский метрополитен». Годовой отчет к 70 летию

 

 

Содержание
Глава 1
Вступление
2
Глава 2
70 лет в пути
4
Глава 3
Основные показатели работы
Московского метрополитена в отчетном году
18
Глава 4
Новые технологии
36
Глава 5
Метро - это люди
54
Глава 6
Общественная и профессиональная деятельность
64
Дорогие друзья!
2005 год для Московского метрополитена - юбилейный. 15 мая 1935 года была открыта первая
линия Московского метрополитена. Труд нескольких десятков тысяч человек положил начало
новому виду общественного транспорта в нашей стране, впервые в мире превратив мечту о стро-
ительстве дворцов для простых людей в реальность. С тех пор метрополитен стал неотделим от
жизни многих поколений россиян и от истории нашего государства.
В первую очередь хотелось бы поздравить многотысячный коллектив с этим праздником, ведь
метро - это, прежде всего, люди. Только благодаря их преданности и любви к своей работе из
года в год метро продолжает оставаться самым быстрым, надежным и удобным транспортом в
столице. Спасибо за самоотверженный труд, преданность и любовь к профессии!
Многолетняя работа позволила нам ознаменовать семидесятилетие воплощением нескольких
важных проектов. 2 сентября открылся долгожданный второй выход со станции «Маяковская».
Это - первый этап большой программы реконструкции станций-ветеранов, которые без отды-
ха служат пассажирам практически всю историю метрополитена. 10 сентября встретила первых
пассажиров новая, современная станция - «Деловой центр».
Впрочем, юбилейный год отмечен не только «красными ленточками». Активно велась работа по
благоустройству метрополитена, разрабатывались и внедрялись современные технологии, про-
ектировались новые станции. В мае начал работать единственный в мире Ситуационный центр,
в который в режиме реального времени стекается вся информация о том, что происходит в сто-
личном метро. На многих станциях установлены колонны экстренного вызова для оперативной
связи пассажиров с операторами Ситуационного центра. Важным событием стал переход на пол-
ностью автоматизированную систему оплаты проезда.
Постоянно модернизируется и обновляется вагонный парк метрополитена. Теперь и пассажиры
Филевской линии могут по достоинству оценить комфортабельность поезда последнего поколе-
ния - «Русич».
И, конечно же, метрополитен продолжает расширяться: ведется активное строительство на учас-
тках «Парк Победы» - «Кунцевская» и «Крылатское» - «Строгино». Это значит, что скоро метро по-
явится в густонаселенных районах Северо-Запада столицы. Арбатско-Покровская линия сначала
продлится до Строгино, а затем и в Митино придут долгожданные метроэкспрессы. Возобновле-
но строительство станций «Сретенский бульвар» и «Трубная» на центральном участке Люблинс-
кой линии.
Начальник Московского метрополитена
Д. В. Гаев
4|5
Глава 2
70 лет в пути
Московский метрополитен не только относится к числу сложнейших инженерных сооруже-
ний, но и представляет собой уникальное произведение архитектуры. Некоторые станции
удостоены международных премий и являются памятниками истории и культуры.
Сейчас трудно себе представить Москву без метро, однако еще в начале прошлого века подзем-
ный, скоростной транспорт был для москвичей фантастической перспективой, а для инжене-
ров путей сообщения - темой многочисленных и разнообразных проектов.
70 .gem 6 nymu
TU1C J11,02J10 13b12.11MeMb
MOCICO8C1C0e MeMpO
no oonamy U3 nepebix npoeicmoe
Banuncicozo u Knoppe (1902 a)
.nem e nymu
OCHOBHble
aKcnnyaTaLommibie noKa3aTerim
CTaHL1141/1
13
KOI11,14eCTBO 3cKanaropo8
15
aKcnnyaTaumoHHasi
111,11-11,1fil
11,2 KM
KOFIVNBCTBO noe3goB B cperiiiem 3a CyTKV1
487
1/1HBeHTapHbli,1 napK Bal-OHOB
58
cpe,EtHecyTovHbie nepeBouvi
177 TbIC. LlenoBeK
K0/11,14eCTBO pa6oTaouwx
3189 Lien°Bei(
IlepBbie npoem-bi
urpovrrenbCTBO OTKpb1The
IVOCKTI4p0BaHHe H CTp0HTC11bCTBO HOBOM B1401Ia TpaxcnopTa cTano AeRom Bcefi crpaHbi. Hpoe
m
-
poBaxliem HepBoro B CCCP meTpononHTeHa 3aHHMaT114Cb s
w
illHe ymenhie H 14H)KCHTbI, a cipoH-
TenbCTBOM — TH011414 KOMCOMOJIHIeB-A06p0B011111n.
Ha OCHOBaHH14 110CTaHOBJICHHA UK BKH (6) 14 COBHapKOMa CCCP MOCKOBCKIA MeTpOTIOJIIITCH 6bIJI
OTKpbIT nnA naccaxlipos B 7 ,4acoB yTpa 15 mail 1935 rona.
1
2
1935
3
1
Первая сбойка
2
Митинг, посвященный открытию метро
3
Наземный вестибюль станции «Арбатская»
Заложенные в те годы традиции применения на метрополитене самых современных и надеж-
ных технических систем и сегодня сохраняются и приумножаются.
8|9
Глава 2
70 лет в пути
основные
эксплуатационные показатели
1950
станции
35
количество эскалаторов
90
эксплуатационная длина линий
43 км
количество поездов в среднем за сутки
2834
инвентарный парк вагонов
478
среднесуточные перевозки
1723 тыс. человек
количество работающих
14754 человек
1935-1950
Метрополитен быстро входил в жизнь города. Спустившись в метро, пассажиры попадали в
настоящие дворцы. В прекрасных сооружениях москвичи и гости столицы видели частичку
своего светлого будущего.
Великая Отечественная война кардинально изменила жизнь страны. Метрополитен стал ис-
пользоваться как бомбоубежище и место размещения важных государственных объектов. И
все это одновременно с основной работой - перевозкой пассажиров. В годы войны не прекра-
щалось строительство новых линий.
1
1950
2
1
Станция «Маяковская» во время Великой Отечественной войны
2
Станция «Площадь Революции» (начало 40-х гг.)
В послевоенные годы развитие метрополитена продолжалось. Необходимо было увеличить
количество подвижного состава, значительно повысить безопасность, качество обслуживания
пассажиров.
23 мая 1946 года Московскому метрополитену за труд во время ВОВ присуждено и передано на
вечное хранение Знамя Государственного Комитета Обороны, а 6 сентября 1947 года Указом
Президиума ВС СССР Московский метрополитен награжден орденом Ленина.
10|11
Глава 2
70 лет в пути
основные
эксплуатационные показатели
1965
станции
72
количество эскалаторов
185
эксплуатационная длина линий
103,5 км
количество поездов в среднем за сутки
6184
инвентарный парк вагонов
1344
среднесуточные перевозки
3640 тыс. человек
количество работающих
16484 человек
1950-1965
В эти годы увеличивается научно-технический потенциал страны, что позволило начать раз-
работку принципиально новых для метро систем. Начались массовая установка автоинформа-
торов в вагонах, внедрение системы диспетчерской централизации на метрополитене, ведется
разработка системы автоматического управления поездами и многих других технических но-
винок, которые стали внедряться только в 70-е годы.
1
2
1965
3
4
1
Активный рост столицы требует открытия новых участков метро (открытие первого участка Кольцевой
линии, 1952 г.)
2
Москва проводит первое крупное международное мероприятие - Фестиваль молодежи и студентов
(1957 г.)
3
Постоянно растущий пассажиропоток требовал упростить процесс прохода в метро (первый турникет на
станции «Красные ворота», 1958 г.)
4
Вагон типа «Д», который появился в шестидесятые годы и использовался до 1995 года
12|13
Глава 2
70 лет в пути
основные
эксплуатационные показатели
1980
станции
114
количество эскалаторов
378
эксплуатационная длина линий
184 км
количество поездов в среднем за сутки
7093
инвентарный парк вагонов
2675
среднесуточные перевозки
6334 тыс. человек
количество работающих
22536 человек
1965-1980
В этот период на метрополитене не прекращаются работы по внедрению новой техники. Глав-
ная цель всех нововведений - обеспечить высокий уровень безопасности перевозок при мак-
симально возможном комфорте. Передовые отечественные технологии по достоинству оцени-
ли и за рубежом.
Появились вагоны серии 81-717, 81-714, до сих пор наиболее привычные для пассажиров.
1
1980
2
3
1
Метро приходит на окраины города, где формируются новые густонаселенные районы
2
Открытие участка Таганско-Краснопресненской линии (1972 г.)
3
Пробный поезд на Калининской линии (1979 г.)
Ведется работа по внедрению систем АРС (автоматического регулирование скорости), автоведе-
ния для обеспечения безопасности движения поездов при заданной интенсивности движения.
Уровень развития автоматики позволил перейти к управлению подвижным составом «в
одно лицо».
14|15
Глава 2
70 лет в пути
основные
эксплуатационные показатели
1995
станции
150
количество эскалаторов
508
эксплуатационная длина линий
244,5 км
количество поездов в среднем за сутки
7961
инвентарный парк вагонов
4060
среднесуточные перевозки
8733,8 тыс. человек
количество работающих
26615 человек
1980-1995
Метро строилось ударными темпами. Началось активное внедрение в систему метрополитена
автоматики и вычислительной техники. 13 мая 1985 года. Указом ВС СССР Московский метро-
политен был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Но с начала 90-х годов метрополитен столкнулся со многими трудностями. Резко уменьши-
лось финансирование, что привело к снижению темпов строительства и технического перево-
оружения. Из-за массового снятия маршрутов наземного транспорта увеличилась нагрузка на
всю сеть метрополитена.
1
1995
2
3
1
В 1983 г. введено в эксплуатацию новое здание Инженерных служб Московского метрополитена на Про-
спекте Мира
2
В 1984 г. открыт Серпуховский радиус (станция «Серпуховская»)
3
В 1995 г. открыта Люблинская линия (станция «Кожуховская»)
Несмотря на трудности, связанные с экономической ситуацией в стране на метрополитене
постоянно проводится работа по внедрению новой техники, повышению безопасности
движения, увеличению провозной и пропускной способности линий.
16|17
Глава 2
70 лет в пути
основные
эксплуатационные показатели
2005
станции
171
количество эскалаторов
595
эксплуатационная длина линий
277,9 км
количество поездов в среднем за сутки
9702
инвентарный парк вагонов
4415
среднесуточные перевозки
7132,1 тыс. человек
количество работающих
35029 человек
1995-2005
Приоритетные направления работы Московского метрополитена - повышение уровня безо-
пасности, улучшение качества и культуры обслуживания пассажиров. Масштабная модерни-
зация позволила ускоренными темпами внедрять в систему метрополитена современную тех-
нику. Строительство новых участков было сконцентрировано на важнейших, стратегических
направлениях.
1
2
2005
3
4
1
Вагон типа «Русич» на Бутовской линии
2
Станция «Парк Победы»
3
Открытие станции «АННИНО»
4
Эскалаторы на станции «Воробьевы горы»
Стартовала комплексная программа реконструкции станций и эскалаторов, которые служат
пассажирам более полувека. Обновляется и улучшается вагонный парк метрополитена.
18|19
Глава 3
Основные показатели
работы Московского
метрополитена в
отчетном году
Основные показатели
работы Московского
метрополитена
в отчетном году
Подводя итоги работы метрополитена в 2005 году, можно с уверенностью сказать, что она
характеризуется системным, стабильным развитием. Его основами стали целенаправленная
работа коллектива по повышению уровня безопасности, культуры и качества обслуживания
пассажиров, активное внедрение в жизнь современных рыночных методов управления произ-
водством и поддержка прогрессивных начинаний Правительством Москвы.
rnaea 3 Worm 70-ro roga
Octio6nate
MOCKOBCKHH merpolloallrell ceromu - 3T0 ocHosa TpaHcriognioll CHCTCMbI crormgm. OH HaTAUCHO
noica3ameam
CBSI3bIBaer BCC pafioina ropoga, 06ecileinmall B03pacralompo HOTpe6HOCTb Hacegemu B M0614.11bH0C-
pC160Mbl
TH. Ha cerommumul ACHE) ,40J151 MOCKOBCKOTO merpolloinfreHa B llepesone naccumpos Hpe,ToTHRTH-
MOCICO8C1CO20
51MH ropowcoro naccamipocoro TpaHcriogra cocragager 57%.
memponanumena 6
ommemnam way
Bum-Tem-10 HO 12 .7IHHHSIM merponammeHa 061IAeia Hp0T5DICCHHOCTMO 278,3 KHJI0MeTp0B CO 171 CTaH-
HHAMH ripoxoggr 9702 rioemoB ripn MHHHMaIlbHOM Hirrepsam ABIDICUTHSI 90 CUCyHA.
B 2005 rogy MOCKOBCKHA meTpono
m
eH 3aK.THouHg C IlpasffreghcrBom MOCKBH rocygapc-
TBCIIHTIA KOHTpaKT Ha BbH10.11HeHHe TpaHcnovrHoll pa60rm HO HepeBo3Ke Haccumpos.
rOpORCK011 3aKa3 Ha nepeBony Haccumpos MOCKOBCKHA merponaurreH 131111011Hail Ha
101,13%.
juazpanuna Ng3-1. Bbinannenue mpancnopmnoii pa6ombt no nepecome naccaoicupoe
641,6
631,4
616,4
598,4
590,1
2001
2002
2003
2004
2005
00106110a nom3amenb pa6ombt inempononumena - ocizono-miamemp c naccaalcupamu
22|23
Глава 3
Раздел 1
Основные показатели
Перевозка пассажиров
работы Московского
метрополитена в
в 2005 году
отчетном году
График движения поездов выполнен на 99,94%. 2603,2 млн. пассажиров воспользовались услуга-
ми метрополитена в течение года. Таким образом, среднесуточная перевозка в 2005 году соста-
вила 7,13 млн. человек.
Диаграмма №3-2. Структура перевозки пассажиров
37,2% - Пассажиры, пользующиеся магнитными билетами на 5, 10, 20, 60 поездок
13,5% - Студенты и школьники
8,6% - Пассажиры, пользующиеся месячными проездными билетами
11,0% - Пассажиры, пользующиеся магнитными билетами на 1-2 поездки
4,9% - Пассажиры, пользующиеся долгосрочными бесконтактными билетами (БСК) на 30, 90, 365 дней
24,8% - Пассажиры, пользующиеся Социальной картой москвича, и льготные пассажиры Московской области
1
2
3
1
В отдельные дни Московский метрополитен перевозит до 9 млн. пассажиров
2
Проход через автоматический контрольный пункт (АКП)
3
Московский метрополитен - один из самых надежных видов городского транспорта г. Москвы
24|25
Глава 3
Диаграмма №3-3. Структура перевозки по Социальной карте москвича
Основные показатели
3,8% - Герои РФ, Герои СССР, Герои соц. труда, инвалиды ВОВ, ветераны ВОВ, лица, подвергшиеся радиации,
работы Московского
почетные доноры России и СССР - 18,57 млн. пасс.
метрополитена в
27,2% - Инвалиды - 136,1 млн. пасс.
отчетном году
34,4% - Ветераны труда - 172,3 млн. пасс.
24,9% - Пенсионеры - 125 млн. пасс.
9,7% - Другие категории - 48,6 млн. пасс.
Таблица №3-1. Перевозка пассажиров по дням недели в тыс. пасс. и в процентах
День недели
Тыс. пасс.
%
Понедельник
8727,9
16,1
Вторник
8963,3
16,5
Среда
9000,0
16,6
Четверг
8858,0
16,4
Пятница
8934,3
16,5
Суббота
5504,1
10,2
Воскресенье
4184,1
7,7
1
2
2
1
1
2
1
Билеты Московского метрополитена
2
БСК (бесконтактные смарт-карты)
26|27
Глава 3
Основные показатели
работы Московского
метрополитена в
отчетном году
1
2
1
Час пик в метро
2
На эскалаторе
Таблица №3-2. Распределение пассажиропотоков по месяцам (тыс. человек)
Месяц
Тыс.человек
Январь
6362,8
Февраль
7096,8
Март
7099,0
Апрель
7370,2
Май
6782,6
Июнь
6880,8
Июль
6217,0
Август
6335,4
Сентябрь
7448,5
Октябрь
7680,5
Ноябрь
7876,9
Декабрь
8465,0
В среднем на сутки
7132,1
Таблица №3-3. Распределение пассажиропотоков по часам суток в рабочий день (тыс. человек)
Время
5.30-
6.00-
7.00-
8.00-
9.00-
10.00-
11.00-
Название линии
6.00
7.00
8.00
9.00
10.00
11.00
12.00
Сокольническая
4,3
15,0
40,8
72,9
57,6
46,4
45,9
Замоскворецкая
7,9
34,6
96,4
139,0
104,1
70,7
62,1
Арбатско-Покровская
3,4
15,7
38,4
62,2
48,1
32,9
31,2
Филевская
1,4
6,3
21,8
33,7
24,0
16,7
16,1
Кольцевая
4,5
14,9
35,3
63,4
54,7
41,3
38,2
Калужско-Рижская
5,8
27,2
80,0
134,2
100,2
70,3
65,5
Таганско-Краснопресненская
7,8
42,1
115,0
159,3
116,3
76,6
66,5
Калининская
2,5
12,7
37,3
54,3
39,3
23,7
20,6
Серпуховско-Тимирязевская
7,5
34,8
93,7
129,0
92,3
58,5
51,0
Люблинская
3,9
16,8
43,3
54,3
36,4
19,4
15,3
Каховская
0,5
2,2
6,4
9,5
6,8
4,6
4,2
Бутовская
0,6
3,5
9,6
9,1
5,2
3,1
2,4
Всего по метрополитену
50,1
225,8
618,0
920,9
685,0
464,1
419,0
Время
12.00-
13.00-
14.00-
15.00-
16.00-
17.00-
18.00-
Название линии
13.00
14.00
15.00
16.00
17.00
18.00
19.00
Сокольническая
48,1
52,2
59,9
65,9
72,2
89,2
100,8
Замоскворецкая
61,0
60,2
62,9
69,5
80,8
98,7
107,4
Арбатско-Покровская
32,2
33,6
35,8
41,1
47,4
58,8
67,8
Филевская
16,2
17,4
17,9
19,4
23,2
26,8
29,2
Кольцевая
36,3
38,1
43,4
48,6
55,9
66,7
82,4
Калужско-Рижская
67,6
68,8
73,8
80,3
90,7
114,4
136,5
Таганско-Краснопресненская
64,0
65,6
68,4
73,9
86,2
108,6
122,5
Калининская
19,5
20,4
21,1
24,9
29,3
39,3
45,1
Серпуховско-Тимирязевская
51,1
52,2
55,2
59,7
69,0
86,4
105,0
Люблинская
13,6
14,0
14,4
16,2
18,4
22,7
23,0
Каховская
4,1
4,1
4,1
4,4
5,2
6,9
7,7
Бутовская
2,0
1,9
1,8
1,9
2,1
2,1
1,5
Всего по метрополитену
415,7
428,5
458,7
505,8
580,4
720,7
828,9
Время
19.00-
20.00-
21.00-
22.00-
23.00-
24.00-
Всего
Название линии
20.00
21.00
22.00
23.00
24.00
1.00
Сокольническая
60,3
42,7
31,0
16,4
7,2
2,7
931,6
Замоскворецкая
67,7
49,7
33,2
18,7
8,2
3,4
1236,2
Арбатско-Покровская
42,0
29,5
21,2
12,1
5,6
2,2
661,2
Филевская
18,3
12,9
9,6
6,4
2,2
1,1
320,6
Кольцевая
53,2
36,9
27,4
16,2
7,8
2,7
767,9
Калужско-Рижская
80,4
54,5
38,7
20,4
9,4
3,7
1322,5
Таганско-Краснопресненская
73,3
52,2
36,7
21,4
9,8
4,0
1370,2
Калининская
23,8
17,7
11,3
5,7
2,5
1,0
452,0
Серпуховско-Тимирязевская
64,2
42,9
28,9
15,9
8,5
3,0
1108,8
Люблинская
15,2
10,7
7,5
4,6
2,1
0,8
352,6
Каховская
4,5
3,4
2,1
1,2
0,7
0,2
82,8
Бутовская
1,2
1,1
0,8
0,5
0,3
50,6
Всего по метрополитену
504,1
354,2
248,4
139,5
64,3
24,8
8657,0
28|29
Глава 3
Основные показатели
работы Московского
метрополитена в
отчетном году
1
2
1
АРМ (автоматизированное рабочее место) кассира
2
Покупка билетов
Раздел 2
Экономика и финансы
Таблица №3-4. В отчетном году Московскому метрополитену было выделено средств (млн. руб.)
2004
2005
Субсидии на реализацию мер социальной поддержки отде-
льных категорий граждан при оплате проезда на Московском
3800,9
3678,3
метрополитене
Капитальные вложения в строительство новых линий
7437,5
7453,3
Специальные мероприятия (антитеррористическая программа)
-
1643,3
Доходы
Таблица №3-5. Доходы (млн. руб.)
2004
2005
Доходы от перевозки пассажиров
10759,4
15997,4
Доходы от подсобно-вспомогательной, коммерческой (разме-
щение рекламы, коммерческая деятельность на территории
994,4
1075,5
метро, сдача в аренду площадей и др.) и прочей деятельности
Полученные средства были направлены на обеспечение безопасности, качества и куль-
туры обслуживания пассажиров.
Расходы
Диаграмма №3-4. Структура расходов
41,1% - Заработная плата и начисления
12,8% - Электроэнергия и тепловая энергия
18,2% - Амортизация
10,5% - Материалы
17,4% - Прочие (включая капитальный ремонт, коммунальные услуги)
30|31
Глава 3
Основные показатели
работы Московского
метрополитена в
отчетном году
1
2
1
Ремонт эскалатора
2
Ремонт устройств СЦБ
Диаграмма №3-5. Капитальный ремонт
66,5% - Ремонт подвижного состава
11,1% - Ремонт эскалаторов
8,6% - Ремонт верхнего строения пути
4,4% - Ремонт устройств АДТП и связи
2,9% - Ремонт тяговых и понизительных подстанций, замена оборудования кабельной и осветительной
сети
6,5% - Ремонт станций, вестибюлей, перегонов, шахт тоннельной вентиляции и другие работы
Цех подъемочного ремонта в электродепо
Основные фонды
Стоимость основных фондов метрополитена по состоянию на 31.12.2005 года составила
578419,0 млн. руб.
Диаграмма №3-6. Структура стоимости основных фондов
89% - Здания и сооружения
2,7% - Машины и оборудование
8,3% - Транспортные средства
0,02% - Прочие
32|33
Глава 3
Диаграмма №3-7. Парк подвижного состава
Основные показатели
69,3% - Вагоны серии 81-717/714 и их модификации
работы Московского
1,3% - Вагоны серии 81-740/741 «Русич»
метрополитена в
27,4% - Вагоны серии Е и их модификации
отчетном году
2% - Вагоны серии 81-720/721 «Яуза»
Парк подвижного состава на 01.01.2006 года составляет 4415 вагонов, в том числе вагоны серий:
«Е» - 1209 ваг.
«81-717/714» - 3060 ваг.
«81-720/721» - 88 ваг.
«81-740/741» - 58 ваг.
1
2
3
4
1
Вагон типа «Е»
2
Вагон типа «81-717/714»
3
Вагон типа «81-720/721» («Яуза»)
4
Вагон типа «81-740/741» («Русич»)
34|35
Глава 3
Диаграмма №3-8. Финансирование строительства метрополитена (млн. руб.)
Основные показатели
978,3 - Министерство финансов РФ
работы Московского
4598,4 - Городской бюджет
метрополитена в
1868,6 - Валютный фонд г. Москвы
отчетном году
100,3 - Средства инвестора
Введены в эксплуатацию объекты:
• второй выход со станции «Маяковская»;
• станция «Деловой центр» с реконструкцией участка Филевской линии;
западный тоннельно-пешеходный переход транспортно-пересадочного узла «Выхино».
1
2
1
Новый вестибюль станции «Маяковская»
2
Интерьер станции «Деловой центр»
36|37
Глава 4
Новые технологии
Новые технологии
Для обеспечения высокой эффективности работы всех технических устройств и сооружений
метрополитена, безопасности, качества и культуры обслуживания пассажиров постоянно про-
водится работа по внедрению новой техники и передовых технологий с использованием сов-
ременного международного опыта крупнейших транспортных компаний мира.
Hoebte mexnwmouu
inaBa 4
Pa3Ren 1
CTpOVITellbCTBO
Hoebte mem tanozuu
Pa3BHTHC TeppHTopHH ropoAa TpC6yCT cooTBeTermomero pa3BHTHSITpaHcnopTHoll HmppacTpyrrypm.
CTpOHMUCTBO HOBbIX yxlacTicoB, JIHITHA H 06MICTOB meTpono
m
eHa ocymecrBasuioch Ha OCHOBaHHH nom-
HOBJICHHil IlpaBHTCTIbCTBa MOCKBbI OT 06.09.05 T. <Ct nnaHe merpoopoeHHB B ropoAe Mocime Ha 2005-2007 rr.>>
H riporpammm, yrBepx<BeHHofi Aenapramemom 3KOHOMWICCKOAHOTIYITHKH H pa3BHTHSI ropop MOCKBbI.
0
HAM- C7p0l4TO17bCTBO BToporo Bbixo,qa CO CTaHLIMP1 “MaAKOBCKaA”
2 ceHTB6pB 2005 roBa 6bI.TI OTKpbIT Bropoil Bbixojk CO CTaHHHH 4MaRKOBCKaa>>. CTp0HTC1IbCTBO
HOBOTO BbixoBa — HepBBH4 3Tan 6ammoil KomnnexcHoti riporpammm peKoHerpyEHHH <CTaHHHII-Be-
TCpaHOB> C BoccTaHomeHmem HX HepBoHama.mHoro 06.TIHKa. HOBbItI BCCTH610.TIb BbITIOJIHCH B ariumx
Tpa,BHHHBx MeTp0: 3T0 npocropHBH1 311I maccHileocoft apxHTexTypu, ocHameHHEati cospemeHHumll
HaccacHpummll TeXHOJIOTH5IMH H o6opyBoBaHHem. Ha TIOTO.TIKe BeCTH610JIJI — Traria H3 crrixoTBope-
HHA B. MaRKOBCKOTO.
1
2
1
Строительство второго выхода со станции «Маяковская»
2
Открытие второго выхода со станции «Маяковская»
40|41
Глава 4
Новые технологии
1
2
3
1
Строительство станции «Деловой центр»
2
Открытие станции «Деловой центр»
3
Пассажиры на станции «Деловой центр»
2.
171-я станция Московского метрополитена «Деловой центр» Филевской линии была открыта
для пассажиров 10 сентября 2005 года. Она находится на двух нижних ярусах Московского Меж-
дународного Делового центра «Москва-СИТИ». Новаторские идеи сделали ее не просто станцией,
а произведением современной архитектуры. Кроме функциональной и транспортной зон здесь
есть пешеходно-прогулочная, выставочная и информационная зоны. «Деловой центр» - первая
станция нового пускового участка от станции «Киевская» - до станции «Международная» Филев-
ской линии.
Станция «Международная» откроется для пассажиров в сентябре 2006 г.
1
2
3
1
Проект станции «Славянский бульвар»
2
Проект станции «Мякининская»
3
Тоннеле-проходческий щит на старте (в сторону «Строгино»)
3.
В прошедшем году возобновилась активная работа по строительству новых станций Москов-
ского метрополитена по двум приоритетным направлениям. Строительство Строгинско-Митин-
ского участка Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Кунцевская»
и от станции «Крылатское» до станции «Митино» позволит улучшить транспортное обслуживание
западных и северо-западных районов города - Фили-Давыдково, Кунцево, Можайское, Строгино,
Митино - с численностью населения более 550 тысяч человек, а также разгрузить северо-запад-
ный участок самой напряженной Таганско-Краснопресненской линии метрополитена.
42|43
Глава 4
Новые технологии
1
2
3
1
Строительство станции «Строгино»
2
Проект станции «Строгино»
3
Проект реконструкции станции «Кунцевская»
1
2
1
Строительство станции «Сретенский бульвар»
2
Проект станции «Трубная»
4.
Пуск центрального участка Люблинско-Дмитровской линии с двумя станциями «Сретенс-
кий бульвар» и «Трубная» и пересадками сразу на три линии сделает линию привлекательной для
пассажиров и позволит снять нагрузку с юго-восточного участка Таганско-Краснопресненской
линии.
44|45
Глава 4
Новые технологии
1
2
1
Станция «Партизанская»
2
Станция «Электрозаводская»
Раздел 2
Реконструкция
Пришло время не только строить новые современные станции, но и заняться восстановлением
старых, многие из которых являются памятниками культуры и архитектуры. В отчетном году
продолжились работы по реализации программы реконструкции «станций-ветеранов» с восста-
новлением их неповторимого первоначального облика.
Реконструкция станции «Маяковская»
Реконструкция действующих станций Московского метрополитена:
• станции «Кропоткинская» и «Красносельская»;
• станция «Партизанская»;
• станция «Маяковская» - реконструкция с элементами реставрации.
На станциях «Марксистская», «Щелковская» и «Электрозаводская» велись работы по установке
дополнительных, реверсивных турникетов и кассовых блоков для улучшения условий прохода
пассажиров.
46|47
Глава 4
Раздел 3
Новые технологии Техническое перевооружение
Большое внимание на метрополитене уделяется вопросам модернизации оборудования, при-
менению новых технических средств и технологий. Реализуется программа замены устаревше-
го оборудования и внедрения новых передовых отечественных и зарубежных разработок.
Новые вагоны Филевской линии
1.
В юбилейном году началась поэтапная замена подвижного состава Филевской линии на
новые, современные вагоны типа «Русич» с отечественным асинхронным электродвигателем.
Аналогичные вагоны хорошо зарекомендовали себя устойчивой работой на Бутовской линии
легкого метро. Новый тип вагонов полностью отвечает современным требованиям по дизайну
и эргономике. Вагоны типа «Русич» вмещают больше пассажиров, значительно улучшена шумо-
изоляция. Для пассажиров в вагонах установлены системы отопления и принудительной венти-
ляции.
1
2
1
Реконструкция эскалатора станции «Семеновская»
2
Пункт восстановительных средств (ПВС) - «Унимог»
48|49
Глава 4
Новые технологии
Внедрение бесстыковых путей на Бутовской линии легкого метро
2.
Одну из самых загруженных линий метрополитена - Серпуховско-Тимирязевскую - в 2005
году удалось полностью перевести на восьмивагонные составы. Это на 14% увеличило вмести-
мость поезда и позволило пассажирам чувствовать себя более комфортно.
3.
За счет увеличения периода интенсивного движения поездов в утренние часы увеличилось
на 20-30% количество мест, предоставляемых пассажирам для поездки с 8 до 10 часов ежеднев-
но.
4.
Реконструкция эскалаторных комплексов на станциях «Семеновская», «Маяковская» и «Таган-
ская» - кольцевая (большой и малый наклоны) - первый этап программы замены эскалаторов,
срок службы которых составляет больше 50 лет.
5.
Для повышения экологической и эпидемиологической безопасности на Московском мет-
рополитене на основе современных ультрафиолетовых технологий обеззараживания были
проведены следующие работы: 24 эскалаторных наклона оборудованы УФ-системами для обез-
зараживания поверхности поручней, в электродепо «Калужское» внедрены УФ-системы для обез-
зараживания воздуха и поверхностей салонов вагонов.
6.
В сентябре 2005 года закончились работы по внедрению бесстыковых путей на Бутовской
линии легкого метро. Эта наземная линия проходит сквозь густонаселенный район города, что
требует снижения уровня шума от работы транспортной системы. Для уменьшения шумового эф-
фекта от взаимодействия колес со стыками рельс была разработана уникальная технология. Она
заключается в специальной алюмино-термитной сварке, которая позволяет соединить рельсы в
длинные плети, тем самым уменьшив количество стыков, а также помогает сократить затраты на
содержание пути и увеличить срок работы подвижного состава.
7.
Для снижения эффекта вибрации от проходящих поездов на участке «Кропоткинская»
- «Библиотека им. Ленина» уложены виброизоляторы пути. Использование такой конструкции
пути существенно снизит уровень вибрации, что поможет уберечь уникальный музейный комп-
лекс изобразительных искусств имени Пушкина от разрушения.
8.
Для эффективной уборки открытых участков линий и деповских путей приобретен уникаль-
ный вентиляторный снегоочиститель.
1
2
1
Вентиляционная шахта
2
Вентиляторный снегоочиститель «Ветерок»
9.
Проведена реконструкция 6 вентиляционных шахт с полной заменой вентиляционных аг-
регатов электропусковой аппаратуры для улучшения микроклимата на станциях и в тоннелях и
повышения уровня противопожарной безопасности.
10.
В рамках выполнения мероприятий по повышению уровня противопожарной безопас-
ности на Московском метрополитене выполнялись работы по совершенствованию и дальней-
50|51
Глава 4
шему внедрению автоматической системы обнаружения и тушения пожара на ранней стадии
возникновения (АСОТП «Игла»). Новая модифицированная система «Игла-М.5К-Т» способна не
Новые технологии только обнаружить и ликвидировать очаг возможного задымления на начальном этапе, но и пре-
дупредить о его возникновении, своевременно оповестив машиниста о любых неисправностях в
электро-технических узлах подвижного состава.
• В электродепо «Северное», «Измайлово», «Владыкино» 763 вагона оборудованы системой не-
прерывного контроля нагрева букс на базе действующей системы автоматического обнару-
жения и пожаротушения «Игла-МТ».
Автоматическая система обнаружение и тушения пажара (АСОТП)
• Станции «Проспект Мира», «Волгоградский проспект», «Рязанский проспект» оборудованы
системой раннего обнаружения пожара (в том числе на эскалаторных комплексах, тяговых
подстанциях и в кабельных коллекторах).
Наряду с оснащением подвижного состава и станций модернизированными системами АСОТП
«Игла» успешно прошли испытания высокоэффективного жидкостного воздушно-эмульсионно-
го огнетушителя. Уникальность новой разработки заключается в возможности ее применения
Современное рабочее место кассира
без снятия высокого напряжения с контактного рельса. В 2006 году запланировано начать пере-
оснащение подвижного состава и станций Московского метрополитена уникальными огнетуши-
телями.
11.
В 2005 году Московский метрополитен полностью перешел на автоматизированную сис-
тему оплаты проезда. Впервые удалось полностью отказаться от ручного контроля. Пассажиры,
имеющие право на льготный проезд, используют для прохода через автоматические контроль-
ные пункты льготные магнитные билеты (москвичи - «Социальную карту москвича»).
Для удобства пассажиров, полностью оплачивающих свой проезд, действуют 17 видов тарифных
планов. Для удобства инвалидов и пассажиров с багажом были разработаны и внедряются «широ-
кие» (багажные) турникеты.
12.
Рабочее место кассира оборудовано современными компьютерами со специально раз-
работанным программным обеспечением, что позволило значительно увеличить скорость об-
служивания пассажиров. Чтобы ускорить процесс оплаты проезда, в вестибюлях самых загру-
женных станций в 2005 году были установлены первые автоматы по продаже билетов и зарядке
БСК. Также впервые был проведен эксперимент оплаты проезда по безналичному расчету - с
помощью банковских карт.
52|53
Глава 4
Раздел 4
Новые технологии Безопасность
Большое внимание Московский метрополитен всегда уделял вопросам обеспечения антитерро-
ристической безопасности.
Современный мир диктует необходимость полного контроля за происходящим на всех объектах
метрополитена. Создание Ситуационного центра, открытого 1 мая 2005 года, позволило обеспе-
1
2
1
Колонна экстренного вызова
2
Ситуационный центр Московского метрополитена
чить дополнительные возможности оперативного управления движением и пассажиропотока-
ми, повысить степень защищенности пассажиров от возможных криминальных проявлений. В
Ситуационный центр стекается информация с сотен камер, следящих за происходящим в метро
- в переходах, на станциях, а с недавнего времени еще и в вагонах поездов Кольцевой линии.
Операторы постоянно следят за ситуацией на линии, просматривая изображения с камер, что
помогает оперативно реагировать на любую нештатную ситуацию.
За период с 01.05.2005 г. по 31.12.2005 г. в Ситуационный центр поступили 34448 обращений от
пассажиров. Из них 33673 обращения носили справочный характер, 775 - тревожный.
Таблица №4-1. Категории тревожные звонков
Характер обращения
Количество
Просьба оказания медицинской помощи
331
Вызов сотрудника милиции
154
Сообщение о нахождении на станциях и в вагонах поездов бесхозных вещей
80
Сообщение о несанкционированной торговле на территории метрополитена
68
Сообщение о нахождении лиц БОМЖ на станциях и в вагонах поездов
35
Сообщение о гражданах, занимающихся попрошайничеством в метрополитене
34
Сообщение о забытых вещах
30
Сообщение о падении на путь
24
Жалобы на работников метрополитена и плохую работу устройств
19
Итого
775
Еще одна из важных функций Ситуационного центра - двухсторонняя связь с пассажирами при
помощи колонн экстренного вызова. Первые колонны были установлены на станциях Сокольни-
ческой линии. К концу 2006 года они появятся на всех станциях Московского метрополитена.
Для оперативного взаимодействия работников метрополитена с сотрудниками УВД и экстрен-
ными службами города в Московском метрополитене внедряется система Единого радиоинфор-
мационного пространства (ЕРИС).Введен в эксплуатацию современный Центр служебного соба-
ководства для УВД на Московском метрополитене. В метро работают несколько десятков собак,
обученных на поиск и обнаружение взрывчатых и наркотических средств, несущих патрульную
службу.
Комнаты милиции нового типа установлены на семи станциях метрополитена. Они позволят
сотрудникам милиции не только наблюдать и контролировать пассажиропоток, но и оперативно
реагировать на любые правонарушения.
7 сентября 2005 года открылся официальный Интернет-сайт Московского метрополитена
http://www.mosmetro.ru , на котором можно узнать подробно о работе крупнейшей транспортной
системы столицы.
54|55
Глава 5
Метро - это люди
Метро - это люди
Московский метрополитен - это не только сложный технический механизм, поезда, тоннели
и станции. Метрополитен - это, прежде всего, люди. Для того чтобы ежедневно миллионы
москвичей и гостей города могли оказаться «в нужное время в нужном месте», десятки тысяч
сотрудников метрополитена должны четко и безупречно выполнять свои обязанности.
Пассажиры чаще всего замечают лишь тех, кто на виду: кассиров, дежурный персонал станций и,
мельком, сквозь стекло головного вагона, машинистов. Это - лишь малая, «видимая» часть огром-
ного коллектива метрополитена, который на 1 января 2006 года насчитывал 35029 человек.
Mempo - amo Jiloau
inaBa 5
3a TpyipBbie AOCTI/DICCH1451 B pa3B14T1414 naccam4pcmx nepeBo3oK KOILTICKTHB
<<MocKoB-
CKHII meTponaurreHo yrAocToefi 6naroAapHocm I1pe3HAana PoccuPicKok (DeAepaulln.
Mempo - amoxodu
Ha 1 sumapsi 2006 roja cpampleocasit114C.IleHHOCTb pa6oTHHKoB MOCKOBCKOTO meTpononliTeHa cocra-
BH.Tla 35029,X110BeK, B TOM xII4C11e:
myxcqHH - 17651 Hen. - 50,4 % (Ha 01.01.2005 r. - 49,9 %);
xceHHAHH - 17378 Hen. - 49,6 % (Ha 01.01.2005 r. - 50,1 %).
T.114C1leHHOCT13110 KaTeromm 143 o6mero tillcaa pa6oTaloumx:
pyKoHoikkrrefill - 1859 Hen. - 5,3 %;
Clle111431114CTM - 6307 =lea. - 18,0 %;
caricauwe - 1102 ilea. - 3,2 %;
pa6oime - 25761 Hen. - 73,5 %.
Ta6.auga N25-1. Bo3pacm pa6omomnwco6 Momeacozo memponanumeria
Bo3pacT
Ha 01.01.2006 r.
Ha 01.01.2005 r.
„Eta 30 ner
5964 Hen. - 17,0 %
5933 Hen. - 16,9 %
OT 30 no 35 ner
3084 Hen. - 8,8 %
3160 Hen. - 9,0 %
OT 35 no 40 ner
3177 Hen. - 9,1
`Yo
3076 Hen. -
8,7 %
OT 40 no 45 ner
4354 Hen. - 12,4 %
4549 Hen. - 12,9 %
OT 45 no 50 ner
5718 Hen. - 16,3 %
5784 Hen. - 16,4 %
OT 50 no 55 ner
5929 Hen. - 16,9 %
5716 Hen. - 16,2 %
OT 55 no 60 ner
3913 Hen. - 11,2 %
3828 Hen. - 10,9 %
Crapwe 60 ner
2890 Hen. - 8,3 %
3174 Hen. - 9,0 %
11Hcito no,vocTicos ,io 18-ner - 11 tienoseic.
Ta&mia N25-2. 06pooecatue pa6omomuume MOCK080CO20 memponanumeria
BucLuee npocloeccmoHanbHoe
5268 Hen. - 15,0 %
5059 Hen. - 14,4 %
CpenHee npocipeccvioHanbHoe
7096 Hen. - 20,3 %
6897 yen. - 19,6 %
HaHanbHoe npoteccooHanbHoe
5084 Hen. - 14,5 %
4862 Hen. - 13,8 %
CpenHee (nonHoe) otulee
15062 Hen. - 43,0 %
15577 Hen. - 44,2 %
OCHOBHOe o6u.ee
1937 Hen. - 5,5 %
1996 Hen. - 5,7 %
HaHanbHoe oaLtee
582 Hen. - 1,7 %
829 Hen. - 2,3 %
Таблица №5-3. Распределение сотрудников по стажу работы на метрополитене
Стаж работы
на 01.01.2006 г.
на 01.01.2005 г.
До 1 года
3749 чел. - 10,7 %
5080 чел. - 14,4 %
От 1 года до 3 лет
7582 чел. - 21,6 %
7799 чел. - 22,1 %
От 3 лет до 5 лет
4736 чел. - 13,5 %
11227 чел. - 31,9 %
(от 3 до 10 лет)
От 5 до 10 лет
7150 чел. - 20,4 %
От 10 до 15 лет
5853 чел. - 16,7 %
6723 чел. - 19,1 %
От 15 до 20 лет
1541 чел. - 4,4 %
(от 10 до 20 лет)
От 20 до 25 лет
1516 чел. - 4,3 %
2703 чел. -
7,7 %
(от 20 до 30 лет)
От 25 до 30 лет
1197 чел. - 3,4 %
От 30 до 35 лет
894 чел. - 2,6 %
878 чел. -
2,5 %
От 35 до 40 лет
473 чел. - 1,4 %
435 чел. -
1,2 %
От 40 до 45 лет
189 чел. - 0,5 %
220 чел. -
0,6 %
От 45 до 50 лет
92 чел. - 0,3 %
96 чел. -
0,3 %
От 50 до 60 лет
57 чел. - 0,2 %
59 чел. -
0,2 %
Число работающих пенсионеров на метрополитене составляет 7191 человек (20,5 %), из них:
мужчин - 1851 чел. - 5,3 % (на 01.01.2005 г. - 1865 чел. - 5,3 %);
женщин - 5340 чел. - 15,2 % (на 01.01.2005 г. - 4234 чел. - 12,0 %).
В течение 2005 года оформили пенсии 902 работника метрополитена (в 2004 году - 989 работ-
ников).
На метрополитене есть работники, имеющие инвалидность:
II группы - 44 чел.;
III группы - 289 чел.
На метрополитене работают ветераны Великой Отечественной войны - 94 чел. (из них женщин
- 52 чел.), в том числе:
участники Великой Отечественной войны - 13 чел. (из них женщин - 1 чел.);
инвалиды Великой Отечественной войны - 1 чел. ;
блокадники Ленинграда - 2 чел.;
труженики тыла - 78 чел. (из них женщин - 51 чел.).
Ветераны боевых действий на территории других государств - 114 человек.
58|59
Глава 5
Метро - это люди
Лица, пострадавшие от радиационных воздействий - 39 человек.
В 2005 году работники метрополитена награждены 36-ю государственными наградами.
Награды министерств и ведомств Российской Федерации получили 35 человек.
Награды города Москвы:
знак отличия «За безупречную службу городу Москве» ХХХ лет - 9 чел.;
знак отличия «За безупречную службу городу Москве» ХХV лет - 2 чел.;
почетное звание «Почетный работник транспорта и связи города Москвы» - 26 чел.;
почетное звание «Почетный строитель города Москвы» - 4 чел.;
почетное звание «Почетный энергетик города Москвы» - 5 чел.;
почетное звание «Почетный юрист города Москвы» - 1 чел.;
почетная грамота Правительства Москвы - 8 чел.;
благодарность мэра Москвы - 8 чел.;
признаны победителями в городском конкурсе профессионального мастерства «Москов-
ские мастера» - 6 чел.
Награды российских транспортных корпораций получили 20 человек:
знак «Почетный железнодорожник» - 2 чел.;
именные часы - 5 чел.;
благодарность - 11 чел.;
знак «Почетный транспортный строитель России» - 2 чел.
Награды метрополитена получили 422 человека.
Из года в год сотрудники повышают свою квалификацию, для чего у метрополитена есть все не-
обходимые условия. В 2005 году план обучения и повышения квалификации сотрудников пере-
выполнен почти на четверть. Улучшаются условия работы - в юбилейном году все места главных
кассиров оборудованы современной удобной техникой. Кроме того, впервые в истории, при вхо-
де в метро отменен ручной контроль, что значительно упростило труд дежурных на контрольно-
пропускных пунктах.
Таблица №5-4. Сведения о профессиональном обучении кадров по состоянию на 01.01.2006 г.
Показатель
Обособленное подразделение
Всего
Факт. всего (нарастающим итогом),в т.ч.
3951
Подготовка, переподготовка,
• По курсовой форме обучения (всего)
2347
обучение рабочих
из них в УПЦ
1896
вторым (смежным)
профессиям
• По индивидуальной форме обучения
1604
• Обучено второй (смежной) профессии всего
447
Факт. всего нарастающим итогом, в т.ч.
11288
• Производственно-экономические курсы
1508
Повышение
• Курсы целевого назначения
7833
квалификации рабочих
• Стажировка
331
• УПЦ
249
• Прочие образовательные учреждения
326
Факт. всего (нарастающим итогом), в т.ч.
2038
Повышение
квалификации руководителей
• Курсы целевого назначения
880
и специалистов
• Стажировка
11
• УПЦ
472
• Прочие образовательные учреждения
670
Заработная плата работников метрополитена постоянно индексируется с учетом инфляции за
счет увеличения доходности перевозок пассажиров и увеличения эффективности работы мет-
рополитена.
Наши работники ежегодно участвуют в городских и организованных на метрополитене конкур-
сах профессионального мастерства.
В рамках конкурса «Московские мастера» проведены конкурсы по профессиям:
«Машинист метрополитена»;
«Дежурный по станции метрополитена».
В конкурсах приняли участие, соответственно, 206 машинистов всех 15 электродепо и 205 дежур-
ных по станции - 10 дистанций Службы движения. По итогам конкурса победители и призеры
конкурсов награждены дипломами и денежными премиями.
60|61
Глава 5
Метро - это люди
1
2
1
Конкурс профессионального мастерства «Машинист метрополитена»
2
Победитель конкурса - Николай Федорчук (электродепо «Свиблово»)
Лучшим машинистом метрополитена в 2005 году признан Федорчук Николай Юльянович - элек-
тродепо «Свиблово».
1
2
3
1
Конкурс профессионального мастерства «Дежурный по станции метрополитена»
2
Выполнение конкурсного задания «установка закоротки»
3
Победитель конкурса - Любовь Дунаенко (дежурная по станции «Парк Победы»)
Лучшим дежурным по станции признана Дунаенко Любовь Федоровна, станция «Парк Победы».
62|63
Глава 5
Метро - это люди
1
2
3
1
Победители футбольного первенства метрополитена - сборная электродепо «Сокол»
2
Чемпионат метрополитена по рыбной ловле
3
Конкурс детского рисунка
В ежегодной спартакиаде по 15 видам спорта принимают участие сотрудники метрополитена и
члены их семей. Работники метрополитена активно участвуют в городских, республиканских и
международных соревнованиях. Кроме этого, проводятся городские и метрополитеновские про-
фессиональные кункурсы, где между собой в мастерстве и качестве работы соревнуются коллек-
тивы служб, станций и депо метрополитена.
1
2
1
Оздоровительный летний лагерь для детей
2
База отдыха «Валентина«
В 15 километрах от Москвы, в сосновом бору расположен оздоровительный комплекс и детский
летний лагерь Московского метрополитена «Валентина».
64|65
Глава 6
Общественная и
профессиональная
деятельность
Общественная
и профессиональная
деятельность
15 мая 2005 года Московскому Метрополитену исполнилось 70 лет. За это время метро стало
неотъемлемой частью Москвы, её визитной карточкой. Для пассажиров в этом году было под-
готовлено множество сюрпризов, чтобы они в полной мере смогли поучаствовать в празднич-
ных мероприятиях.
Hausa o6NecnieenuaR,
u nposfieccuoncuibuaR,
oestmellbuocmb
70-.11eT MOCKOBCKOMy
meTponontorreHy
06tuecmeettuaR u
npoOeccuouaamact
aeRMC71b1-10CMb
15 Max 2005 rona MocKBa oTmemna 70-neTHe MOCKOBCKOTO merporionmeHa -
m
en> MaBHOTO spina
TpaHcHopTa. Pa60THHKII MeTp0110.IIIITCH3 cnenann see, TITO6bI riaccanwpm CTITIH ynacTHHKamll 3T0F0
ripa3AHHKa.
70-neTHHI3 io6nllei3 comma C npyrum HaM5ITHbIM AM scefi crpaHhi CO6bIT1401 - 60-11eTHdi T0A0B1H11-
HO BermKoPi Ho6enhi. 3TOT ripa3AHHK Haripsimpo Kacaercn MOCKOBCKOTO meTpo, KoTopoe BHCCJIO HC
mama" moan B ACJIO 60pb6b1Haineti orpaHhi CI:IMILIHCTCKOH ItpMaH14di.
Dien° «CeBepHoe»
106Hnecime meporipmsms B TO,a0BIHHHy BeJIHKOH 1106eAbI OTKpbI133.110 ACII0 <<CeBepHOC, Hepsoe nen°
merporionmella. OTC10Aa B iliespane shinier' Ha o6KaTKy Ilpa3AHHMHbIfi 110e3A <70 ner MOCKOBCKOMy
meTporionmelly>, KOTOpbIll HpHHHn nepshix Haccanmpos Ha CTaHHHH <COKOJIbHHKTP> 15 Max. 3a TpH
AHII no ripa3nHosaHlls 60-nems 1106eAbI B AeTIO <<CeBepHOC>> 6bin Top)KecTseHHo OTKpbIT HaM5ITHHK
pa6oTHHKam MCTp0,1101146111HM B T0,4bI BCTIHKOT1 OTelleCTBCHHOH BOAHbI. Cpa3y HO OKOHMaIIHTIMp011-
pHIITIIll H3 num Ha COKOJIbHITMeCKy10 JIHHHIO BbITHCJI HmeHHai Hoe3n <<KypcKas nyra>>.
1
2
3
1
Праздничный поезд «70 лет Московскому метрополитену»
2
Ветеран метрополитена
3
Памятник работникам метро, погибшим в годы Великой Отечественной войны
68|69
Глава 6
Марка, монета
Общественная и
профессиональная
12 мая на станции «Красные ворота», при участии представителей Министерств транспорта и
деятельность информационных технологий и связи, Правительства Москвы и начальника Московского метро-
политена состоялась торжественная церемония гашения блока марок, выпущенных к 70-летию
Московского метрополитена. По ходатайству Центрального Банка РФ к празднику была изготов-
лена памятная серебряная монета достоинством 3 рубля.
Билеты к юбилеям Великой
Победы и метрополитена
Две серии праздничных билетов были выпущены в обращение в 2005 году. 9 мая магнитные кар-
точки на две поездки были украшены изображениями на военную тему в честь 60-летия Великой
Победы. А уже через два дня появились билеты, посвященные юбилею метро, на обороте которых
были размещены уникальные архивные фотографии.
Выставка в Политехническом
музее
В московском Политехническом музее с 14 мая по 14 июня 2005 года прошла выставка «Наше
Метро». Попасть туда можно было так же, как и в метро, - через турникет, для чего выпустили
специальный билет, на котором вместо количества поездок отпечатывалась надпись о посеще-
нии выставки. В экспозиции было представлено то, что обычно скрыто от глаз пассажиров. Здесь
были действующие макеты современных технических систем (радиоинформаторов, диспетчерс-
кого контроля, системы пожаротушения), причем посетители сами могли смоделировать любую,
в том числе и внештатную, ситуацию и увидеть, как работают механизмы метро. Кроме того,
можно было пройти предрейсовый медицинский контроль. Также посетители ознакомились с
уникальными документами метрополитена разных лет, в том числе переданными в музей потом-
ками работников Московского метрополитена.
1
1
2
1
Торжественная церемония гашения блока марок на станции «Красные ворота»
2
Выставка «Наше Метро» в Политехническом музее
70|71
Глава 6
Театрализованное представление
Общественная и
и юбилейный поезд
профессиональная
деятельность
В день 70-летия метрополитена, 15 мая 2005 года, пассажиров станции «Сокольники» словно вер-
нули назад во времени, чтобы дать им возможность почувствовать себя первыми пассажирами
метро. В этот день здесь состоялось театрализованное представление в честь юбилея метрополи-
тена. Все работники станции и машинисты оделись в форму 1935 года, станция была украшена
плакатами, посвященными строительству первой очереди метро, а также транспарантами, ко-
1
2
1
Дежурная по станции в форме 1935 г.
2
Участниники театрализованного представление на станции «Сокольники»
торые висели здесь в день открытия. Кроме того, можно было увидеть указатели тех лет, ознако-
миться с первыми правилами пользования метрополитеном.
Но самым главным сюрпризом стал юбилейный состав «70 лет Московскому метрополитену».
По сути, это своеобразный музей на колесах. Плакаты с уникальными фотографиями из архивов
метрополитена рассказывают о строительстве, военной и послевоенной жизни, перспективах
развития метро тех лет. На фотографиях были представлены все виды составов - от самых пер-
вых до современных. Несомненно, пассажирам было интересно сравнить метро прошлых лет с
нынешним и своими глазами увидеть, как развивалось, улучшалось и расширялось метро на про-
тяжении всей своей жизни. Юбилейный поезд с буквой «М» на кабине машиниста и надписями
на бортах вагонов курсировал по Сокольнической ветке в течение всего года.
Станция «Сокольники», 15 мая 2005 года
72|73
Глава 6
Фотовыставка на станции
Общественная и
«Деловой центр»
профессиональная
деятельность
В последние дни юбилейного года на станции «Деловой центр» открылась первая в истории мос-
ковского метро фотовыставка. Особенная архитектурная планировка станции, которая включает
в себя не только транспортную, но и выставочную зону, позволяет сделать ее не просто функ-
циональным сооружением. Выставку разместили вдоль пешеходного балкона, находящегося над
путями станции.
Галерея «Метро»
Первым фотографом, которому посчастливилось показать свои работы в метро, стал Юрий Рост.
Известный фотограф и журналист представил серию работ на тему «Предъявление мира». В тор-
жественном открытии приняли участие члены Правительства Москвы, представители творчес-
кой интеллигенции, а также известные актеры и журналисты. Стоит отметить, что выставка на
станции «Деловой центр» работает постоянно; экспозиции будут сменять друг друга несколько
раз в год.
Торжественная церемония открытия галереи «Метро»
74|75
Глава 6
Музей Московского
Общественная и
метрополитена
профессиональная
деятельность
Юбилейный год для Московского метрополитена - особенный. Заметно вырос интерес к исто-
рии, архитектуре и технической оснащенности, среди разных поколений москвичей и гостей
города. Об этом свидетельствует заметное увеличение числа (около 10000 человек) посетителей
музея Московского метрополитена. Экспозиция музея уникальна, здесь можно проследить дина-
мику не только исторического, но и технического развития крупнейшей транспортной системы
1
1
Музей метрополитена
столицы. Посетители могут увидеть действующий макет эскалатора, узнать, как выглядит изнутри
«чудо-лестница», как она работает. Самый внушительный экспонат музея - кабина машиниста в
натуральную величину с пультом управления и другими приборами. При подготовке к 70-летию
экспозиция музея обновилась и расширилась, и теперь вместе с уникальными образцами обору-
дования, работающего на метрополитене с первых дней, можно увидеть технические разработки
последнего поколения.
1
1
1
1
Экспозиция музея метрополитена
76|77
Глава 6
Международная деятельность
Общественная и
профессиональная
В мае 2005 года Московский метрополитен отмечал свой 70-летний юбилей. В торжественных
деятельность
мероприятиях приняли участие президент Международного союза общественного транспорта
(МСОТ) г-н В. Майер, генеральный секретарь МСОТ г-н Г. Рат, руководители зарубежных метро-
политенов, метрополитенов России и стран СНГ.
Юбилейный год ознаменовался большим количеством международных мероприятий, в ряде ко-
торых Московский метрополитен являлся организатором и принимающей стороной. Так, в сен-
тябре состоялось заседание Подкомитета подвижного состава МСОТ, а в октябре - очередное
заседание Консорциума метрополитенов (КоМЕТ), в котором на 2005 год Московский метропо-
литен являлся председательствующим. В каждом из мероприятий приняли участие от 60 до 80
представителей зарубежных метрополитенов. Уровень их проведения был высоко оценен участ-
никами и руководством МСОТ.
Продолжается наше сотрудничество в соответствии с долгосрочными соглашениями о сотрудни-
честве с метрополитенами Парижа, Сеула и северо-американской Ассоциацией общественного
транспорта (APTA). В рамках содружества крупнейших столиц мира заключен договор с Берлин-
ским транспортным предприятием (BVG).
В течение года Московским метрополитеном совместно с международной ассоциацией «Метро»
было организовано участие метрополитенов России и стран СНГ в работе 56-го Международного
конгресса общественного транспорта МСОТ, прошедшего с 5 по 9 июня 2005 года в Риме, а также
80-й Ассамблеи метрополитенов МСОТ, состоявшейся 9-11 ноября 2005 года в Бильбао.
25-26 октября 2005 года прошла демонстрация систем антитеррористической безопасности,
внедряемых на Московском метрополитене, в рамках работы экспертной комиссии руководите-
лей служб безопасности Римско-Лионской группы стран «Большой восьмёрки».
В феврале 2005 года в рамках работы Международного олимпийского комитета в Москве прохо-
дило знакомство экспертов МОК с Московским метрополитеном.
8 декабря 2005 года в Музее метро Берлина состоялось торжественное открытие фотовыставки
РИА «Новости» - «История и сегодняшний день Московского метрополитена».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////