Педагогика и дидактика. Тесты для аспирантов (2020 год)

 

  Главная      Учебники - Разные

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика и дидактика. Тесты для аспирантов (2020 год)

 

Педагогика высшей школы. Тестовые задания для текущего контроля успеваемости

1. Что такое «дидактика»?

а) Наука о воспитании.
б) Наука об образовании и обучении.
в) Наука о развитии.
г) Все ответы верны.

2. Теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании – это …
а) педагогика;
б) дидактика;
в) эвристика;
г) акмеология.

3. Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?
а) Немецкий педагог В. Ратке.
б) Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
в) Швейцарский педагог И. Песталоцци.
г) Русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

4. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает …
а) общие закономерности обучения;
б) принципы и методы обучения;
в) организационные формы обучения.
 

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?
а) Определение целей образования и обучения.
б) Определение содержания образования и обучения.
в) Разработка методов диагностики способностей.
г) Определение форм и методов обучения.

6. Работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?
а) Немецкого педагога В. Ратке.
б) Чешского ученого-педагога Я.А. Коменского.
в) Швейцарского педагога И. Песталоцци.
г) Русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.

7. Кто из русских ученых дореволюционного периода внес наибольший
вклад в развитие дидактики?
а) В. Белинский.
б) К. Ушинский.
в) М. Ломоносов.
г) М. Добролюбов.

 

8. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:

а) преподавание и учение;
б) обучение и воспитание;
в) обучение и развитие;
г) воспитание и развитие.

9. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность

а) воспитания;
б) учения;
в) развития;
г) акмеологии;
д) социализации.

10. Основными субъектами педагогического процесса являются …
а) педагоги и общественность;
б) учащиеся и социальная среда;
в) учащиеся и педагоги;

11. Качество обучения зависти от применяемых …
а) методов обучения;
б) форм обучения;
в) ТСО.

12. Деятельность студента и овладение им знаниями, умениями и навыками –
это …
а) обучение;
б) образование;
в) учение;
г) развитие.

13. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью студента
(учащихся) – это …
а) обучение;
б) воспитание;
в) преподавание.
 

14. Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности – это …
а) цель обучения;
б) содержание образования;
в) предмет дидактики.
 

15. К числу основных элементов содержания образования не относится …
а) система знаний о природе;
б) система знаний о человеке;
в) система интеллектуальных навыков;
г) опыт эмоционально-волевого отношения к миру и людям;
е) опыт религиозного отношения к миру;
ж) система знаний об обществе;
з) система практических навыков;
и) система знаний о технике;
к) опыт творческой деятельности.

16. На содержание образования не влияет
а) уровень развития производства;
б) личные предпочтения педагога;
в) интересы определенных социальных групп, классов;
г) уровень развития науки.

17. Верно ли, что изменение содержания образования в процессе развития
общества обусловлены исключительно расширением научных знаний, развитием наук и искусств?
а) Да.
б) Нет, развитие науки не влияет на содержание образования.
в) Нет, влияют еще и интересы правящих классов.
г) Нет, влияют и предпочтения учеников.

18. Знание предполагает … теоретических положений.
а) понимание;
б) сохранение в памяти;
в) понимание и сохранение в памяти;
г) применение.

19. Навык – это …
а) способность выполнять данное действие;
б) автоматизированное действие;
в) применение знаний;
г) предпосылка обучения.

20. Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и
представлений о предметах и явлениях – это …
а) умения;
б) навыки;
в) знания.
 

21. Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий – это …
а) умения;
б) знания;
в) навыки.
 

22. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике
является…
а) научная теория познания;
б) учение о высшей нервной деятельности;
в) теория деятельности;
г) учение о сигнальных системах.

23. Движущими силами процесса обучения являются … противоречия.
а) внутренние;
б) внешние;
в) внутренние и внешние;
г) педагогические.

24. Что из перечисленного не относится к естественнонаучным основам процесса обучения?
а) Учение о типах высшей нервной деятельности человека.
б) Учение о задатках и способностях.
в) Учение о сигнальных системах.
г) Системный подход.
д) Учение о пластичности нервной системы.

25. Процесс обучения выполняет следующие функции: …
а) образовательную, воспитательную и развивающую;
б) образовательную и воспитательную;
в) образовательную, воспитательную, развивающую и формирующую;
г) обучающую, воспитывающую и регулирующую.

26. Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная
и развивающая …
а) взаимосвязаны и взаимодействуют;
б) реализуются каждая по отдельности.
в) Взаимосвязаны образовательная и воспитательная.
г) Взаимосвязаны и взаимодействуют только воспитательная и развивающая.

27. Структура процесса обучения включает в себя …
а) содержание обучения, учителя и студента, методы обучения;
б) цели обучения, общество, учителя и студента;
в) цели и содержание обучения, учителя и студента, методы формы и средства обучения.
 

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

 

         Самостоятельная работа аспирантов при изучении дисциплины «Педагогика высшей школы»  предполагает активное изучение  современных проблем и тенденций развития высшего образования в России, его содержания, технологий обучения, методов, формирования системного профессионального мышления.

        Изучение педагогики высшей школы предполагает  широкий выбор проблем, анализирующих современное образование и культуру, однако  предполагает обязательное соотнесение таких понятий как «образование», «воспитание», «развитие» и «социализация».  Следует отметить, что образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях: как система, как процесс, как результат.

Изучение предмета, участие в семинарах и подготовка сообщений, рефератов, контрольных работ   предполагает обращение к современным социологическим исследованиям и научным дискуссиям, посвященным анализу существующих противоречий в системе образования. Студентам следует быть готовым обосновать свою позицию по излагаемой проблеме.

              Аспиранту предстоит освоить понимание важной социальной функции обучения, заключающейся в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Необходимо также попытаться при изучении 1 раздела курса  обосновать сущность двухстороннего характера обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы – преподавание и учение.

 Например, при изучении принципов и методов обучения рекомендуется сопоставить существующие классификации. Охарактеризуйте любую избранную вами классификацию и проанализируйте эффективность использования названных методов в высшей школе. Покажите, в чем заключается противоречие в применении того или иного метода обучения в высшей школе.

                      Особое внимание следует уделить изучению темы  педагогического мастерства преподавателя.

                      Следует рассмотреть существующие  типологии личности преподавателя в вузе. Попытайтесь систематизировать основные социально-психологические аспекты педагогической деятельности преподавателя вуза. Подумайте,  можно ли сегодня рассматривать педагогическую деятельность как организационно-управленческую деятельность. Найдите и выделите творческие аспекты в структуре педагогической деятельности. Прокомментируйте тезис о том, что творчество есть важнейшая  составляющая психолого-педагогической характеристики преподавателя. 

          При изучении темы традиций воспитания в вузе работе важно обратить внимание на инновационные изменения в содержании и методах воспитания в современной высшей школе. Почему сегодня  рекомендуется рассматривать воспитание в вузе как процесс создания условий для саморазвития личности студента. Охарактеризуйте психологию сотрудничества как важнейший принцип коллективной работы. Отметьте, насколько актуальна сегодня проблема обновления всех сторон учебно-воспитательного процесса – его содержания, форм, методов, и что самое главное – психологии педагогов и учащихся, их интересов и установок. Проанализируйте существующие противоречия в содержании и методике воспитания и обучения студентов вузов.

        Все темы обеспечены контрольными вопросами, заданиями и списком литературы для самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////