|
|
Магистратура Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Программы обучения - 2014 год
Преумножая свои возможности
Магистратура – вторая ступень высшего образования. Обучение в магистратуре дает возможность углубить и дополнить уже имеющиеся знания, а также получить дополнительные компетенции по выбранному направлению подготовки. Кроме того, бакалавр или специалист может выбрать обучение в магистратуре по профилю, отличному от профиля своего первого образования, и всего за два года получить новую профессию.
С 2014 года часть магистерских программ реализуется в порядке сетевого взаимодействия между тремя вузами-парнерами (ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и ФГБОУ ВПО
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»).
Преимущество реализации Программы в сетевой форме взаимодействия заключается в том, что у студентов и преподавателей расширяется образовательное пространство, создаются условия для академической мобильности, Совместная программа – это основа для развития профессионализма путем взаимодействия с носителями новых научных школ.
Обучение в магистратуре ПГГПУ – хороший способ расширить свои профессиональные возможности и контакты, приобщиться к науке в ее истинно академическом смысле, почувствовать вкус научных исследований и практических открытий, попробовать свои силы на практике в качестве специалиста системы образования и преподавателя ВУЗа. Обучение проходит с использованием новейших технологий и средств обучения (мультимедиа, интернет-технологии, лаборатории, оснащенные по последнему слову техники и т.д.), на базах научных школ, имеющих мировое признание.
Выпускники магистратуры имеют достаточный уровень подготовки для работы в самых различных организациях системы образования, здравоохранения, правовой сферы. Большое количество времени, отводимого в процессе обучения на практику, позволяет выпускникам в полной мере сформировать необходимые компетенции практической деятельности, что гарантирует их успешность в профессии и быстрый карьерный рост.
Степень магистра позволит претендовать на работу с более высоким квалификационным статусом, обеспечит трудоустройство в г. Перми, Пермском крае и за его пределами.
В процессе обучения в магистратуре каждый магистрант подготавливает и защищает магистерскую диссертацию, которая имеет преимущественно прикладной характер, что с одной стороны позволяет внести существенный вклад в развитие своей организации, а с другой - посмотреть изнутри другие организации и, возможно, продолжить в них свою трудовую деятельность. Магистерская диссертация включает в себя также существенную научную составляющую, что является хорошим заделом, фундаментом для дальнейшей научной деятельности, кандидатской диссертации. По желанию магистранта, в период обучения в магистратуре он может подготовиться и сдать экзамены кандидатского минимума.
наличие высшего образования (диплом бакалавра или специалиста)
успешное прохождение собеседования по выбранной специальности на конкурсной основе
Сроки подачи документов:
с 15 июля по 1 августа.
Необходимые документы
оригинал или ксерокопия документов, удостоверяющих его личность, гражданство;
оригинал или ксерокопию документа государственного образца об высшем образовании;
4 фотографии 3×4 см;
медицинская справка установленной формы на следующие направления подготовки: Педагогическое образование, Психолого- педагогическое образование, Специальное (дефектологическое) образование.
Документы подаются по адресу: 614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 Телефоны для справок: 212-35-21, 238-63-43, 212-55-79
Вступительные испытания
Зачисление в магистратуру ПГГПУ проводится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, проводимых университетом в форме собеседования или интегрированного теста.
Сроки проведения вступительных испытаний: 5 августа.
Зачисление проводится в следующие сроки: 7 августа.
Зачисленные на обучение в ПГГПУ по очной форме обучения граждане обеспечиваются комфортабельным общежитием.
Контактные данные: дополнительную информацию можно получить на сайте ПГГПУ (pspu.ru), или в приемной комиссии:
г. Пермь, ул. Сибирская 24, каб. 9, 12 (2 этаж)
(342) 212-98-86
(342) 238-64-19
(342) 238-63-43
(342) 212-35-21
e-mail: priem@pspu.ru
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Продолжительность обучения – Продолжительность обучения –
2 года 2 года 5 месяцев
Занятия в вечернее время (с 16.45 до 20.05) в будние дни (1-2 дня в неделю) и по субботам
Две – три сессии в год (по прикладным программам для учителей - во время школьных каникул), занятия преимущественно во второй половине дня.
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Направление «Педагогическое образование»: 30 т.р. в год (4 взноса) обучение на бюджетной или
внебюджетной основе (86,4 т.р. в год)
Психология 37.03.01
Педагогическое образование 44.04.01
Психолого-педагогическое образование 44.04.02
Специальное (дефектологическое) образование 44.04.03
Магистерские программы |
Форма обучения |
Физико-математическое образование * |
Очная |
Современные технологии математического образования |
Заочная |
Информатика и ИКТ * |
Очная |
Информатика |
Заочная |
Экономика * |
Очная |
Экономика |
Заочная |
Иностранный язык в лингво-поликультурном образовательном пространстве * |
Очная |
Английский язык |
Заочная |
Музыкальное искусство и образование * |
Очная |
Современный менеджмент музыкального искусства и образования |
Заочная |
Язык и литература в культурном и образовательном контексте * |
Очная |
Методологические и научно-методические основы преподавания филологических дисциплин |
Заочная |
Общая биология * |
Очная |
Общая биология |
Заочная |
Правовой менеджмент в сфере образования * |
Очная |
Предупреждение и профилактика преступлений и правонарушений в сфере образования |
Заочная |
Дополнительное образование детей |
Заочная |
Тьютор по профессиональному развитию педагога |
Заочная |
Тьютор в учебной деятельности |
Заочная |
Региональные этнокультурные и социально-политические процессы в контексте исторического образования * |
Очная |
Историческая регионалистика и краеведение |
Заочная |
Педагогические инновации в дошкольном образовании * |
Очная |
* есть набор на бюджетной основе
Цель и задачи реализации программы
Формировании у магистранта общекультурных, профессиональных и специализированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.04.01 (050100) «Педагогическое образование» способных к управленческому, организаторскому, методическому руководству образовательным процессом в естественнонаучной области, к внедрению электронного обучения в образовательных учреждениях; к педагогическому проектированию новых информационно-образовательных ресурсов, технологий и электронно-образовательных сред для сферы образования; к реализации педагогической деятельности с широким использованием технологий электронного обучения.
Особенности программ данного направления
Подготовка по магистерской программе позволит овладеть передовыми психолого- педагогическими подходами к профессиональной деятельности в перспективной электронно-образовательной среде c использованием информационных и коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и Интернет- коммуникаций; разрабатывать системы электронного обучения; предоставлять образовательные услуги в дистанционной форме.
Все магистерские программы данного направления ориентированы на подготовку профессионала нового поколения, педагога – модератора будущего, новатора, готового проектировать и реализовывать образовательные программы общего, среднего профессионального, высшего образования, технологически мобильного, способного к учету самых разнообразных региональных, общественных и социально-экономических условий; готового проектировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся.
Образовательные программы будут реализовываться при активном применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Каждому магистранту окажут содействие в выборе и реализации индивидуальной образовательной траектории, используя образовательное и научное пространства ПГГПУ и вузов- партнеров, создавая пространство для профессионального самоопределения в трех субъектах РФ (Челябинская область, Республика Башкортостан, Пермский край).
Инновационная направленность программ данного направления
В ноябре 2013 года был заключен трехсторонний договор о сетевом взаимодействии ЧГПУ с ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет» («Договор о сетевом взаимодействии» № 1691 ю-01.1 от 14.11.2013 г.).
ПГГПУ и вузы-партнеры обладают мощным техническим, технологическим и методическим потенциалом, что позволит осуществлять процесс обучения в рамках единого образовательного вектора «ОБРАЗОВАНИЕ-НАУКА-ПРОИЗВОДСТВО».
Образовательные аспекты программы
Магистерские программы данного направления являются индивидуально ориентированными (многополюсными), состоящими из модулей: фундаментального (современные аспекты педагогической науки); методического (актуальные проблемы образования); практико-ориентированного (информатизация образования).
Учебные планы программ разработаны с учетом реализации условий для академической мобильности магистранта (прохождение научно-исследовательской практики в вузах-партнерах, участие в международных научно-практических конференциях, стажировка в ведущих научных организациях и др.).
За два года обучения магистранты принимают участие в различных исследовательских проектах, выполняют работы, поддерживаемые грантами, выступают на научных конференциях и семинарах. Сочетание практико-ориентированного обучения с фундаментальной научной подготовкой позволяет выпускникам магистратуры становиться компетентными специалистами, востребованными в системе образования.
Возможные места трудоустройства
Выпускающие кафедры вузов-партнеров оказывают помощь в трудоустройстве по окончании магистратуры в общеобразовательные учреждения, техникумы и колледжи,
вузы, в учреждения дополнительного образования школьников, в учреждения повышения квалификации педагогических работников.
Выпускник магистратуры может работать в качестве администратора, научного руководителя, методиста в образовательных учреждениях, в муниципальных отделах образования, психолого-социальных и педагогических Центрах, а также преподавателем в учреждениях профессионального образования.
Возможность продолжения обучения
Выпускники магистратуры могут продолжить обучение в аспирантуре ПГГПУ по следующим специальностям:
Шифр |
Название специальности |
Руководители |
I. Физико-математические науки | ||
01.02.0 5 |
Механика жидкости, газа и плазмы |
Козлов В.Г., доктор физ.-мат.наук, профессор |
Иванова А.А., доктор физ.-мат.наук, профессор | ||
Брацун Д.А., доктор физ.-мат.наук, профессор | ||
II. Химические науки | ||
02.00.0 3 |
Органическая химия |
В.О.Козьминых , доктор химических наук |
III. Биологические науки | ||
03.02.0 4 |
Шураков А.И., доктор биологических наук, профессор | |
Литвинов Н.А., кандидат биологических наук | ||
Петухов А.В., кандидат биологических наук | ||
03.03.0 1 |
Физиология |
Козлов А.И., доктор биол. наук, профессор |
Горбунова В.В. кандидат биол. наук, доцент | ||
IV. Технические науки | ||
05.13.1 8 |
Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ |
Брацун Д.А., доктор физ.мат.наук, профессор |
Гитман М.Б., доктор физ.мат.наук, профессор | ||
Ясницкий Л.Н., доктор технических наук, профессор | ||
V. Исторические науки и археология | ||
07.00.0 2 |
Отечественная истории |
Капцугович И.С., доктор исторических наук, профессор |
Суслов А.Б., доктор исторических наук, профессор | ||
Селянинова Г.Д., кандидат исторических наук, доцент | ||
07.00.0 6 |
Археология |
Белавин А.М., доктор исторических наук, профессор |
Крыласова Н.Б., доктор исторических наук, профессор | ||
Иванов В.А., доктор исторических наук, профессор | ||
07.00.1 0 |
История науки и техники (математические науки) |
Малых А.Е., доктор физико-математических наук, профессор |
VI. Философские науки | ||
09.00.0 1 |
Онтология и теория познания |
Калашникова Е.М., доктор философских наук, профессор |
VII. Филологические науки | ||
10.01.0 1 |
Русская литература |
Фоминых Т.Н., доктор филологических наук, профессор |
Абашева М.П., доктор филологических наук, профессор | ||
Ребель Г.М., доктор филологических наук, профессор | ||
10.01.0 8 |
Теория литературы. Текстология |
Петрова Н.А., доктор филологических наук, профессор |
10.02.0 1 |
Русский язык |
Подюков И.А., доктор филологических наук, профессор |
Шляхова С.С., доктор филологических наук, профессор | ||
10.02.1 9 |
Теория языка |
Левицкий Ю.А., доктор филологических наук, профессор |
Бразговская Е.Е., доктор филологических наук, профессор |
Шифр |
Название специальности |
Руководители |
Доценко Т.И., кандидат филологических наук, доцент | ||
VIII.Социально-экономические и общественные науки | ||
13.00.0 1 |
Общая педагогика, история педагогики и образования |
Гитман Е.К., доктор педагогических наук, профессор |
Рогожникова Р.А., доктор педагогических наук, профессор | ||
Безукладников К.Э. доктор педагогических наук, профессор | ||
Коломийченко Л.В., доктор педагогических наук, профессор | ||
Санникова А.И., доктор педагогических наук, профессор | ||
Адищев В.И., доктор педагогических наук, профессор | ||
Косолапова Л.А., доктор педагогических наук, доцент | ||
13.00.0 2 |
Теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень общего и профессионального образования) |
Малых А.Е., доктор физико-математических наук, профессор |
Смирнов , доктор педагогических наук, профессор | ||
13.00.0 2 |
Теория и методика обучения и воспитания (физика, уровень общего и профессионального образования) |
Оспенникова Е.В., доктор педагогических наук, профессор |
13.00.0 4 |
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры |
Маркелов В.В., доктор педагогических наук, профессор |
Ишмухаметов М.Г., доктор педагогических наук, профессор | ||
Шарова Л.В., доктор биологических наук, профессор | ||
Тихонов А.М., кандидат педагогических наук, доцент | ||
IX. Искусствоведение и культурология | ||
17.00.0 2 |
Музыкальное искусство |
Пылаева Л.Д., доктор искусствоведения, профессор |
Мошкарова Ольга Риммовна , доцент кафедры музыкального исполнительства | ||
Егошин Н.А., профессор кафедры музыкального исполнительства | ||
Пылаев М.Е., кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыковедения и музыкальной педагогики | ||
X.Психологические науки | ||
19.00.0 1 |
Общая психология, психология личности, история психологии |
Вяткин Б.А., доктор психологических наук, профессор |
Щукин М.Р., доктор психологических наук, профессор | ||
Хрусталева Т.М., доктор психологических наук, профессор | ||
Волочков А.А., доктор психологических наук, профессор | ||
Корниенко Д.С. доктор психологических наук, доцент | ||
Коптева Н., доктор психологических наук, доцент | ||
XI.Социологические науки | ||
22.00.0 8 |
Социология управления |
Замараева З.П., доктор социологических наук, профессор |
Парамонова С.П., доктор философских наук, профессор | ||
Лысенко О.В., кандидат социологических наук, доцент |
Подготовка по магистерской программе позволит овладеть передовыми психолого- педагогическими подходами к профессиональной деятельности в перспективной электронно-образовательной среде c использованием информационных и коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и Интернет- коммуникаций; разрабатывать системы электронного обучения; предоставлять образовательные услуги в дистанционной форме.
Магистерская программа «Физико-математическое образование» реализуется в сетевой форме, что позволит студентам использовать весь материально-технический и научный потенциал ВУЗов-партнеров.
Магистерская программа является индивидуально ориентированной (многополюсной), состоящая из модулей: фундаментального (современные аспекты физико-математических наук); методического (актуальные проблемы физико- математического образования); практико-ориентированного (информатизация образования).
Учебный план программы разработан с учетом реализации условий для академической мобильности магистранта (прохождение научно-исследовательской практики в вузах-партнерах, участие в международных научно-практических конференциях, стажировка в ведущих научных организациях и др.).
Среди базовых дисциплин учебного плана можно выделить:
инновационные процессы в образовании;
информационные технологии в профессиональной деятельности,
систему дисциплин по выбору студента общенаучного и профессионального циклов, факультативы, в т.ч.
научные основы построения образовательного процесса;
формирование европейского образовательного пространства;
технологии электронного обучения;
математические и инструментальные методы поддержки принятия решений;
компьютерное моделирование физических систем;
основы управления образовательными системами;
Образовательная программа ориентирована на передовые достижения методики обучения и педагогической практики в области общего образования. В содержании программы учтена перспектива преобразований основной и старшей школы в связи с внедрением ФГОС общего образования, прежде всего, принципиальным развивающим характером обучения школьников, позиционированием основной и старшей школы как фундаментальной ступени в структуре непрерывного образования. В этой связи большое внимание уделяется методам проектирования образовательных технологий и сред, созданию современных контрольно-измерительных методик диагностики состояния и эффективности учебно-воспитательного процесса, анализу современных инновационных процессов в системе общего образования.
Магистрантам предоставляется возможность изучения широкого спектра
дисциплин:
модуль «Образовательные технологии» – «Проектирование современных уроков математики», «Электроный портфолио в образовании», «Создание информационной образовательной среды в школе» «Международная система оценки качества образования»; модуль «Реализация ФГОС общего образования» – «Формирование и диагностика универсальных учебных действий при обучении математике», «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников», «Метапредметная
деятельность как условие реализации требований стандарта»;
модуль «Математика и информатика» – «Эффективные методы подготовки к ЕГЭ», «Нестандартные и прикладные задачи начал анализа в профильной школе»,
«Математические пакеты при изучении геометрии», «»Методы решения геометрических задач повышенной сложности»
Результаты обучения: по окончании программы выпускник магистратуры будет способен решать следующие задачи:
внедрение современных образовательных развивающих технологий в учебно- воспитательный процесс основной и старшей школы;
диагностика и коррекция учебно-воспитательного процесса
проектирование и экспертиза образовательных технологий, прежде всего, их развивающей составляющей;
исследовательская деятельность, направленная на решение актуальных проблем современного математического образования;
консультирование и сопровождение учителей (бакалавров) основной школы по психолого-педагогическим основам современного развивающего учебно-воспитательного процесса.
Цель (миссия) ООП магистратуры Педагогическое образование: организация качественной подготовки магистров – высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных отечественной системой образования и мотивированных к научно-исследовательской деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника: образование, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности магистров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
Выпускник магистратуры по программе «Экономика» подготовлен к работе в качестве:
преподавателя экономических дисциплин в разных типах образовательных учреждений;
менеджера средних и средних специальных учебных учреждений (завучей и
директоров школ, колледжей, лицеев и др.).
научного сотрудника в научных учреждениях различного типа;
методиста научно-образовательных центров подготовки и переподготовки преподавателей ;
специалиста учреждений дополнительного образования.
Виды профессиональной деятельности выпускника магистратуры: педагогическая; научно-исследовательская; управленческая; проектная; методическая и культурно- просветительская.
В педагогической области магистр педагогического образования «Экономика» осуществляет процесс обучения и воспитания в сфере экономического образования с использованием современных образовательных технологий.
В области научно-исследовательской деятельности магистерская программа способствует профессиональному и личностному самообразованию, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в опытно-экспериментальной работе;
В области управленческой деятельности позволяет осуществлять работу в качестве менеджера среднего и высшего звена средних, средних специальных учреждений и учреждений дополнительного образования.
В области проектной деятельности магистерская программа позволяет осуществлять проектирование образовательных сред, обеспечивающих высокое качество образовательного процесса; проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, в том числе на основе информационных технологий.
В области методической деятельности магистр педагогического образования профиля «Экономика» способен изучать и анализировать профессиональные и образовательные потребностей и возможности педагогов и проектировать на основе полученных результатов маршруты индивидуального методического сопровождения экономических дисциплин, организовывать взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, осуществлять поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач.
В области культурно-просветительской деятельности магистерская программа позволяет изучать культурные потребности различных групп населения с целью разработки стратегии просветительской деятельности в экономической области, создавать просветительские программы, используя современные информационно- коммуникационные технологии и средства массовой информации .
В процессе обучения магистранты прослушают целый ряд актуальных курсов, в том числе:
Некоммерческая и коммерческая деятельность в образовании Социология образования
Статистика образования Региональная экономика
Институциональные основы научно-исследовательской работы Экономика инновационных процессов
Нейросетевые методы и технологии в экономических исследованиях Менеджмент в образовании
Методика преподавания экономических дисциплин в высшем и среднем профессиональном образовании
Эконометрический практикум и другие
Образование в магистратуре позволит овладеть углубленным пониманием профессиональных практических проблем образования, а также навыками научно- исследовательской и научно-педагогической деятельности, профессиональной коммуникации на английском языке.
Выпускник магистратуры по программе «Иностранный язык в лингвополикультурном образовательном пространстве» подготовлен к работе в качестве:
преподавателя иностранного языка в разных типах образовательных учреждений;
научного сотрудника в научных учреждениях различного типа;
методиста научно-образовательных центров подготовки и переподготовки преподавателя иностранного языка;
специалиста учреждений дополнительного образования.
Виды профессиональной деятельности выпускника: педагогическая; научно- исследовательская; управленческая; проектная; методическая и культурно- просветительская.
Конкурентные преимущества:
Содержательное наполнение вариативных частей учебных циклов произведено с учетом направлений исследований, выполняемых на факультете иностранных языков ПГГПУ в рамках научной школы «Антропоцентрические исследования современной парадигмы международного образования»
Содержание дисциплин по выбору учитывает достижения современной лингвистики, методики преподавания иностранных языков и тенденции развития системы образования.
Основные преподаваемые дисциплины по всем направлениям подготовки:
иностранный язык (английский),
деловой английский язык,
современные проблемы науки и образования, методология и методы научного исследования,
современные информационные технологии в научном исследовании,
информационные технологии в профессиональной деятельности,
теория и методика преподавания иностранных языков и другие.
Цель (миссия) ООП магистратуры - обеспечение профессиональной подготовки магистра педагогического образования по профилю «Музыкальное образование», формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, специальных компетенций в соответствии с профилем образовательной программы.
Область профессиональной деятельности магистров: образование, сфера музыкального искусства и культуры.
Направление профессиональной деятельности
Выпускники магистратуры получают навыки теоретической научно- исследовательской деятельности, подготовлены к обучению в аспирантуре и созданию диссертации; получают навыки самостоятельного планирования научной деятельности, социально-культурного проектирования, управления в педагогической деятельности.
Потенциальные работодатели Перми: средние школы, гимназии, колледжи, техникумы, вузы, библиотеки, учреждения культуры.
Цель ООП: Подготовка высококвалифицированных кадров в области лингвистики и литературоведения, направленная на развитие навыков научно-исследовательской, проектной, управленческой деятельности и их возможного применения в филологии, образовании, культуре.
Подготовка магистров-филологов ориентирована на их дальнейшую специализацию в области лингвистики и литературоведения, способность проводить самостоятельные исследования в новых направлениях филологии, педагогики, формировать образовательные траектории разных категорий обучающихся.
Места прохождения практик:
Филологический факультет ПГГПУ
5 кафедр факультета
Центр этнолингвистики
Центр истории, языка и культуры коми-пермяцкого народа
Центр новейшей русской литературы
Научный и культурно-просветительский Интернет-журнал «Филолог»
Филологический факультет Челябинского государственного педагогического университета (в рамках межсетевого взаимодействия университетов
Кафедра иностранных языков и связей с общественностью Пермского Национально-исследовательского государственного политехнического университета
Кафедра культурологи Пермской государственной Академии культуры
Преимущества обучения:
Конкурентные преимущества ООП:
В отличие от большинства аналогичных образовательных программ широкого филологического образования, разработчики поставили главной задачей обеспечить характерную для университетского образования фундаментальную подготовку исследователей в области лингвистики и литературоведения, связанную с широким спектром актуальных гуманитарных научных контекстов: семиотикой, социологией культуры, нарратологией и др. При этом программа ориентирована на педагогическую подготовку и соответствующую практику, что позволяет сформировать навыки преподавания в вузовской аудитории.
Главной особенностью магистерской программы, определяющей структуру учебного плана, набор учебных дисциплин, программ и содержания преподаваемых учебных курсов является сочетание широкого научного кругозора, формируемого набором дисциплин, связанных с методологией науки, и навыками академического письма, научно-публицистической деятельности.
Выпускники могут продолжать обучение в аспирантуре филологического факультета ПГГПУ, кафедр педагогики и философии ПГГПУ, а также в аспирантуре других вузов России.
Кадровый состав:
8 докторов филологических наук, профессоров; 3 доктора педагогических наук;
10 кандидатов наук, доцентов;
Программой руководят два профессора, лингвист и литературовед, что позволяет обеспечить полноту и системность учебной программы: доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы, Почетный работник высшего образования РФ Абашева Марина Петровна, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Бразговская Елена Евгеньевна
Миссия: совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в соответствии с современным общественно-государственным заказом, создание условий для овладения методологией преподавания филологических дисциплин на разных уровнях образования.
Назначение: программа ориентирована на учителей русского языка и литературы, преподавателей филологических дисциплин в системе СПО.
Особенности программ:
Образовательная программа обеспечивает повышение квалификационного уровня учителя-словесника на основе интериоризации передовых достижений теории и методики обучения и воспитания и требований профессионального стандарта педагога. В содержании программы учтена перспектива развития основной и старшей школы в связи с внедрением ФГОС, преемственность общего, среднего и высшего профессионального образования в преподавании филологических дисциплин. В этой связи особое внимание уделяется методам совершенствования профессиональных и специальных компетенций.
Магистрантам предоставляется возможность изучения широкого спектра дисциплин, объединённых в четыре направления: «Культурно-философские основы современного образования», «Психолого-педагогический контекст реализации ФГОС на разных уровнях обучения», «Полифония методов исследования и технологий обучения в филологических дисциплинах», «Лингвистические и литературоведческие основы филологического образования»
Результатом реализации ООП должен явиться конкурентоспособный магистр, обладающий системой основополагающих лингвистических, литературоведческих, методических знаний, готовый к саморазвитию и рефлексии собственной деятельности, владеющий современными образовательными технологиями, обладающий опытом преобразования и творческого применения теоретических знаний и практических умений, активно пропагандирующий систему культурных, нравственных и эстетических общечеловеческих ценностей, способный осуществлять научные исследования в области филологии и методики преподавания филологических дисциплин.
Востребованность предлагаемой программы определяется недавно принятым стандартом педагога, требованиями к учителям высшей категории, переходом вузов на двухступенчатую подготовку специалистов: бакалавр – магистр. В процессе освоения педагогами-магистрантами программы «Методологические и научно-методические основы преподавания филологических дисциплин» будет осуществляться сопровождение их научно-методической деятельности:
научное сопровождение методических тем, разрабатываемых обучающимися в образовательных учреждениях;
консультирование по вопросам публикации статей в научных сборниках и
периодических изданиях;
подготовка выступлений на конференциях регионального и федерального уровня;
консультационное сопровождение сбора материалов для портфолио на высшую категорию.
Завершение обучения в магистратуре позволит выпускникам претендовать на
преподавание русского языка и литературы в лицейских и гимназических классах основной школы, в группах профильного и углублённого уровня старшей школы, а также на поступление в аспирантуру.
Цель (миссия) ООП: осуществление подготовки специалистов, совмещающих широкое образование в соответствующем направлении и углубленную профессиональную специализацию, владеющих навыками научно-исследовательской и научно- педагогической работы, проектноконструкторской, творческой, производственной и иных видов деятельности.
Область профессиональной деятельности магистра: образование, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности магистров: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Магистр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
педагогическая;
научно-исследовательская;
управленческая;
проектная;
методическая;
культурно-просветительская.
Целью реализации ООП магистратуры по направлению «Педагогическое образование» программа «Правовой менеджмент в сфере образовании» является теоретическая и практическая подготовка магистра к решению профессиональных задач в качестве специалиста по юридическому сопровождению деятельности образовательных организаций; преподавателя в высших, средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведениях; научного работника и консультанта в области правового менеджмента в образовании, сотрудника органов управления образованием, владеющего компетенциями в области педагогической, научно-исследовательской, методической, управленческой, проектной, культурно-просветительской деятельности.
Цель реализации программы магистратуры достигается через поэтапное решение системы задач.
В области обучения задачами ООП «Правовой менеджмент в сфере образовании» являются:
создание условий для углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, проявлять социальную мобильность и конкурентноспособность на рынке труда;
формирование фундаментальных знаний в области юридических и педагогических наук, объективно необходимых для правового обеспечения развития системы образования в современной России, решения государственных задач в области правовой подготовки научно-педагогических кадров и развития правовой культуры населения;
развитие профессиональной компетентности в области правового регулирования деятельности образовательных организаций.
В области воспитания личности задачами ООП являются:
подготовка выпускника, осознающего социальную значимость своей профессии, роль правовых знаний в осуществлении профессиональной деятельности; способного квалифицированно решать профессиональные задачи, проявляя правовую компетентность и нести ответственность за результаты труда;
формирование способности работать в команде, принимать профессиональные, социальные и этические обязательства; выстраивать стратегии самообразования.
Областью профессиональной деятельности выпускника по магистерской программе «Предупреждение и профилактика преступлений и правонарушений в сфере образования» является образование, социальная сфера, культура. Разработка и реализация комплексных проектов и профилактических мер противоправного поведения в образовательной, социальной, культурной сфере.
Выпускники магистратуры могут реализовать свой образовательный потенциал:
во всех типах образовательных организаций, в том числе высшего профессионального образования (в качестве преподавателя);
в научно-исследовательских организациях (в качестве научного сотрудника);
в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля (в качестве эксперта и аналитика);
в органах государственного управления и местного самоуправления (в качестве государственного и муниципального служащего);
Выпускник магистратуры может продолжать обучение в аспирантуре.
Тьюторство – педагогическая технология XXI века. Общество знания делает образование в течение жизни необходимым условием успеха и профессионального роста.
«Вечный студент», в такой ситуации, это скорее норма, чем исключение. Индивидуальный образовательный запрос и индивидуальная образовательная траектория – новые реалии общественного и государственного заказа на образование.
Для сопровождения индивидуальной образовательной траектории необходим профессионально подготовленный тьютор, способный выявлять образовательный запрос тьюторанта, организовывать проектирование образовательной деятельности, содействовать в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде.
Одним из безграничных ресурсов в работе тьютора может быть культура, а сам тьютор может выступать посредником между образованием и культурой.
В российских вузах существует магистратура «Тьюторство в образовании» в Москве и Владивостоке. Сейчас такая уникальная возможность есть и в Перми, в нашем университете.
На вопрос: «Как научить профессии тьютора?» большая часть слушателей отвечает:
«Пройдя под руководством тьютора этот путь». Мы готовы стать тьюторами для Вас!
Цель (миссия) ООП магистратуры Педагогическое образование: организация качественной подготовки магистров – высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных отечественной системой образования и мотивированных к научно-исследовательской деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника: образование, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности магистров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
Основные дисциплины: История и философия науки, Деловой иностранный язык, Инновационные процессы в образовании, Памятники истории и культуры Пермского края, Методика преподавания региональной истории в школе, Регионоведение, спецкурсы по археологии, этнографии и Истории Урала различных периодов.
Цель (миссия) магистерской программы «Историческая регионалистика и краеведение»: подготовка высококвалифицированных и конкурентно способных специалистов в области педагогики, обладающих комплексом компетенций в сфере исторической регионалистики (региональной истории, социологии, политологии, экономики, географии и т.д.), готовых к реализации регионального (краеведческого) компонента исторического образования, исследовательской и культурно-просветительной деятельности.
Целевые группы обучающихся:
практикующие преподаватели общеобразовательных школ, имеющие высшее образование по специальности бакалав педагогического образования (или специалист) и желающие получить степень магистра без отрыва от основной работы;
специалисты не педагогического профиля с высшим образованием,
работающие в сфере культуры и образования заинтересованные в повышении своей квалификации и получении степени магистра педагогического образования, без отрыва от основной работы
Область профессиональной деятельности выпускника: образование, культура, научно-исследовательская и социальная сфера, управление.
Объекты профессиональной деятельности магистров: образование и образовательные системы; историческая, социально-политическая, культурная и экономическая региональная среда.
Содержание подготовки: Магистерская программа «Историческая регионалистика и краеведение» предполагает системную подготовку в области педагогического исторического образования и включает в себя модули, формирующие:
систему фундаментальных современных научных знаний о специфике
региональных исторических, социально-политических, культурных и экономических процессов Урала от древности до современности;
методическую и дидактическую готовность выпускника к обеспечению
регионального компонента учебной и внеучебной деятельности в условиях общеобразовательной школы;
готовность к осуществлению самостоятельной научно-исследовательской
деятельности в области исторической регионалистики;
методическую базу для организации и сопровождения краеведческой учебно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ;
готовность к планированию, организации и осуществлению культурно-
просветительной и экскурсионно-туристической деятельности с использованием региональных ресурсов;
способность осуществлять управление региональными образовательными
и культурными проектами.
Обучение по программе «Историческая регионалистика и краеведение» предполагает изучение таких дисциплин как:
«История и историческая география Урала»
«Современные социально-политические процессы на Урале»
«Региональный культурный дискурс Урала»
«Экскурсионные и туристические ресурсы Урала»
«Деловой иностранный (английский) язык»
«Методика преподавания краеведения в школе»
«Музеология и музейная педагогика»
«Методика организации региональных исследований»
«Менеджмент в образовании и культуре»
«Управление проектами»
Обучение по программе «Историческая регионалистика и краеведение» предполагает прохождение цикла учебных и производственных практик:
педагогическая практика в общеобразовательной школе;
музейно-архивная практика;
экскурсионно-туристическая практика
Актуальность реализации программы магистерской подготовки «Педагогические инновации в дошкольном образовании» по направлению 050100.68 – педагогическое образование обусловлена:
государственным и социальным заказом на совершенствование процесса подготовки кадров в условиях вариативного дошкольного образования;
ориентацией системы высшего образования на интеграцию различных областей гуманитарного знания в контексте компетентностного подхода;
доминированием задач подготовки к научно-исследовательской деятельности в системе высшего профессионального образования;
возрастающей потребностью работников системы дошкольного образования в организации деятельности образовательных учреждений в инновационном режиме, в самореализации исследовательского потенциала.
Реализация магистерской программы «Педагогические инновации в дошкольном образовании» обеспечит:
углубленную профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов в области дошкольного образования, обладающих достаточным уровнем готовности к
научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической деятельности;
возможность продолжения обучения в аспирантуре по соответствующей специальности;
стабильную работу коллектива кафедры и обогащение поля сетевого сотрудничества университета и заинтересованных организаций;
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и активизацию потенциала работодателей в решении задач подготовки педагогических кадров.
Цель программы:
формирование профессиональной компетентности магистрантов в области дошкольного образования в соответствии с разными видами профессиональной деятельности
Задачи реализации программы
способствовать формированию информационной готовности к освоению дисциплин общенаучного и профессионального циклов, к практической реализации освоенных теоретических и прикладных знаний, способов, умений, обеспечивающих успешность деятельности в системе дошкольного образования;
стимулировать становление мотивационной готовности к овладению общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями, устойчивого интереса к совершенствованию системы дошкольного образования, потребности в повышении уровня собственной подготовки;
содействовать формированию технологической готовности (операций, умений, способов) к организации и проведению педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской деятельности;
актуализировать необходимость рефлексивной готовности к оценке и интерпретации результатов собственной деятельности, обеспечить ее становление в процессе освоения дисциплин общенаучного и профессионального циклов, прохождения практики, организации научно-исследовательской работы, итоговых государственных испытаний.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра по данной магистерской программе, готов к исследованию психолого-педагогических проблем дошкольного образования, к организации инновационной образовательной деятельности, обладает профессиональной компетентностью в решении воспитательных, развивающих и диагностических задач с использованием современных коммуникативных и информационных технологий, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, повышение профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической компетентности родителей
Выпускник магистратуры может работать в качестве администратора, научного руководителя, методиста в дошкольных образовательных учреждениях, в муниципальных отделах образования, психолого-социальных и педагогических Центрах, а также преподавателем в учреждениях профессионального образования.
Магистерские программы |
Форма обучения |
Организационная психология |
Очная |
Психология личности |
Очная |
Общие сведения о программах
Основная образовательная программа (далее – Программа) магистратуры по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
К проведению занятий в магистратуре планируется привлечь высококвалифицированных преподавателей, ведущих ученых в области психологии, педагогики, теории и методики обучения, информатизации образования, а также практиков.
Программы разработаны на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Цель и задачи программы
Целью реализации основной образовательной программы магистратуры по направлению «Психология», является теоретическая и практическая подготовка магистра психологии, способного к научно-исследовательской, проектной и внедренческой деятельности, требующей углубленной профессиональной подготовки в области организации обучения в системе общего и профессионального образования всех уровней, а также корпоративного образования.
Миссия программы
Динамичное развитие общества, постоянное внедрение новых промышленных технологий и технологий социального взаимодействия требует постоянного обучения и переобучения во всех образовательных сферах от общего до корпоративного образования. В этой связи обучение, повышение квалификации, консалтинговые услуги и т.д. становятся все более востребованными не только в общем и профессиональном образовании, но и в корпоративном и бизнес - образовании.
В связи с реализацией новых стандартов общего и профессионального образования кардинальным образом меняется роль психолога в образовательных учреждениях и в деловой сфере. Он оценивает не только отдельные достижения и особенности протекания учебной, профессиональной деятельности и общения, а сами условия их проектирования и реализации, становится не просто консультантом, а ведущим экспертом в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценки их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов; анализа потенциальных возможностей инноваций и рисков внедрений.
Новые технологии в производственной сфере требуют создания центров компетенций для более эффективного их освоения. Изменяющиеся стандарты ведения бизнеса все больше ориентированы на реализацию социальной ответственности, что диктует необходимость совершенствования видов и форм социального взаимодействия, а значит, и создание корпоративных образовательных программ.
Все эти преобразования выдвигают необходимость подготовки нового психолога, который был бы способен организовывать и сопровождать образовательные процессы в разных сферах жизнедеятельности человека.
Деятельность психолога должна начинаться не непосредственно с участников образовательного процесса, хотя и этот аспект должен остаться в ведении психологов образования, а с опосредующих образовательный процесс системных требований - образовательных стандартов и инновационных технологий - и лишь после этого продолжаться во внедрении принятых к реализации вариантов психолого-педагогического сопровождения. Разработка организации и сопровождения обучения должны проектироваться сразу на всех уровнях: от общих целевых компонентов до конкретных ситуаций усвоения содержания обучения. На каждом уровне должны учитываться объективные психологические механизмы и проектироваться их поддержка через качественное моделирование основ учебного процесса.
В соответствии с миссией психолога ставятся следующие задачи реализации программы:
создание условий для углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, проявлять социальную и профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда;
развитие исследовательских умений, реализующихся в постановке проблем исследования, обработке, анализе и систематизации научно-исследовательской информации; определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения научных исследований и методических разработок; определение состава и операционализация основных изучаемых переменных; подбор методик, планирование и организация проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов, построение математических моделей для изучаемой предметной области;
Организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
развитие способности к проектно-инновационной деятельности, реализующейся во владении навыками проведения экспертизы и управления образовательными инновациями в учреждениях среднего, высшего и корпоративного образования; анализ задач обучения, определение потребностей, диктующих необходимость изменений уровня компетентности обучающихся, формулирование целей, ограничений и рисков образовательных проектов; научное, методическое и экономическое обоснование образовательных проектов и инноваций, планирование деятельности по реализации проекта; оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению изменений; экспертиза инноваций и психологическое сопровождение процессов их внедрения и функционирования, оценка эффективности; поиск оптимальных решений на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария с учетом требований качества, надежности, валидности, информационной, социальной и экономической безопасности, стоимости; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога-практика;
обучение магистров основам организационно-управленческой деятельности, способными стать ведущими экспертами в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценке их влияния на личностные, коммуникативные,
интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов, потенциальных возможностей и рисков внедрений; определении целей и постановке задач психологической службы, определение ее функций и структуры; развитии образовательной организации в соответствии с разработанными планами и программами развития; разработке и внедрении эффективной модели деятельности образовательной организации;
в части практической психологической деятельности - экспертиза образовательных проектов в социальных, политических, экономических, организационных сферах с точки зрения их психологических оставляющих и последствий; консультирование организаций по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг); психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности; индивидуальное психологическое консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста; разработка моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; разработка, выбор и реализация адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий;
в сфере педагогической деятельности способность к определению содержания, форм и технологий обучения в системе среднего, высшего и дополнительного образования, а также в деловой и бизнес-сферах; системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных и тренинговых группах; оценка и контроль эффективности обучения; готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы; способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения образовательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации для повышения их качества.
Компетентностная модель выпускника
Задачи профессиональной деятельности, к которым подготовлены выпускники данных программ:
научно-исследовательская деятельность:
постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно- психологической информации по теме исследования;
определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов;
подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;
организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;
практическая деятельность:
разработка теоретических и методических моделей психодиагностики, технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем;
составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;
экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения психологических составляющих и последствий их внедрения;
психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической, спортивной, юридической и бизнес – деятельности по проблемам
связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг), интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста;
проектно-инновационная деятельность:
научное, методическое и экономическое обоснование инновационных проектов; психологическое сопровождение деятельности по реализации проекта;
оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению инновационных проектов;
организационно-управленческая деятельность:
определение целей, задач, организация работы психологической службы в различных областях профессиональной деятельности;
проектирование и создание психологического инструментария работы психолога с учетом требований качества, надежности, валидности, стоимости, информационной, социальной, экономической и этической безопасности;
педагогическая деятельность:
участие в выявлении потребностей общества в высококвалифицированных профессиональных психологах, определение целей, содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;
системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах, контроль и оценка эффективности обучения.
Возможные места трудоустройства
Выпускник по магистерской программе данного направления может работать практическим психологом в любом учреждении системы образования, здравоохранения и правоохранения, специалистом или руководителем службы практической психологии.
Возможность продолжения обучения
Выпускники магистратуры могут продолжить обучение в аспирантуре ПГГПУ по следующим специальностям:
Шифр |
Название специальности |
Руководители |
Психологические науки | ||
19.00.0 1 |
Общая психология, психология личности, история психологии |
Вяткин Б.А., доктор психологических наук, профессор |
Щукин М.Р., доктор психологических наук, профессор | ||
Хрусталева Т.М., доктор психологических наук, профессор | ||
Волочков А.А., доктор психологических наук, профессор | ||
Корниенко Д.С. доктор психологических наук, доцент | ||
Коптева Н., доктор психологических наук, доцент |
Данная магистерская программа нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области организационной психологии, управления персоналом в организации, а также обеспечить формирование практических умений в применении научных достижений для решения прикладных задач.
Отличительной особенностью выпускника магистратуры «Психология личности» является его теоретическая компетентность и практические навыки в области диагностики, коррекции и консультирования личности в связи с ее представлением о себе, системой ценностей, спецификой супружеских и детско-родительских отношений, сложившейся карьерой.
Магистерские программы |
Форма обучения |
Психология управления образовательной средой |
Очная |
Психология здоровья и развития в образовании |
Заочная |
Общие сведения о программах
Основная образовательная программа (далее – Программа) магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Магистерская программа «Психология управления образовательной средой» реализуется в порядке сетевого взаимодействия между тремя вузами-парнерами (ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО
«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»).
Преимущество реализации Программы в сетевой форме взаимодействия заключается в том, что у студентов и преподавателей расширяется образовательное пространство, создаются условия для академической мобильности, Совместная программа – это основа для развития профессионализма путем взаимодействия с носителями новых научных школ.
К проведению занятий в магистратуре планируется привлечь высококвалифицированных преподавателей, ведущих ученых в области психологии, педагогики, теории и методики обучения, информатизации образования, а также практиков.
Программа разработана на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Цель и задачи программы
Целью реализации основной образовательной программы магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование», программа «Психология управления образовательной средой» является теоретическая и практическая подготовка магистра психолого-педагогического образования, способного к научно-исследовательской, проектной и внедренческой деятельности, требующей углубленной профессиональной подготовки в области организации обучения в системе общего и профессионального образования всех уровней, а также корпоративного образования.
Миссия программы
Динамичное развитие общества, постоянное внедрение новых промышленных технологий и технологий социального взаимодействия требует постоянного обучения и переобучения во всех образовательных сферах от общего до корпоративного образования. В этой связи обучение, повышение квалификации, консалтинговые услуги и т.д. становятся все более востребованными не только в общем и профессиональном образовании, но и в корпоративном и бизнес - образовании.
В связи с реализацией новых стандартов общего и профессионального образования кардинальным образом меняется роль психолога в образовательных учреждениях и в деловой сфере. Он оценивает не только отдельные достижения и особенности протекания учебной, профессиональной деятельности и общения, а сами условия их проектирования и реализации, становится не просто консультантом, а ведущим экспертом в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценки их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов; анализа потенциальных возможностей инноваций и рисков внедрений.
Новые технологии в производственной сфере требуют создания центров компетенций для более эффективного их освоения. Изменяющиеся стандарты ведения бизнеса все больше ориентированы на реализацию социальной ответственности, что диктует необходимость совершенствования видов и форм социального взаимодействия, а значит, и создание корпоративных образовательных программ.
Все эти преобразования выдвигают необходимость подготовки нового психолога, который был бы способен организовывать и сопровождать образовательные процессы в разных сферах жизнедеятельности человека.
Деятельность психолога образования должна начинаться не непосредственно с участников образовательного процесса, хотя и этот аспект должен остаться в ведении психологов образования, а с опосредующих образовательный процесс системных требований - образовательных стандартов и инновационных технологий - и лишь после этого продолжаться во внедрении принятых к реализации вариантов психолого- педагогического сопровождения. Разработка организации и сопровождения обучения должны проектироваться сразу на всех уровнях: от общих целевых компонентов до конкретных ситуаций усвоения содержания обучения. На каждом уровне должны учитываться объективные психологические механизмы и проектироваться их поддержка через качественное моделирование основ учебного процесса.
В соответствии с миссией психолога образования ставятся следующие задачи реализации программы:
создание условий для углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, проявлять социальную и профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда;
развитие исследовательских умений, реализующихся в постановке проблем исследования, обработке, анализе и систематизации научно-исследовательской информации; определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения научных исследований и методических разработок; определение состава и операционализация основных изучаемых переменных; подбор методик, планирование и организация проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов, построение математических моделей для изучаемой предметной области;
Организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
развитие способности к проектно-инновационной деятельности, реализующейся во владении навыками проведения экспертизы и управления образовательными инновациями в учреждениях среднего, высшего и корпоративного образования; анализ задач обучения, определение потребностей, диктующих необходимость изменений уровня компетентности обучающихся, формулирование целей, ограничений и рисков образовательных проектов; научное, методическое и экономическое обоснование образовательных проектов и инноваций, планирование деятельности по реализации проекта; оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению изменений; экспертиза инноваций и психологическое сопровождение процессов их внедрения и функционирования, оценка эффективности; поиск оптимальных решений на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария с учетом требований качества, надежности, валидности, информационной, социальной и экономической безопасности, стоимости; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога-практика;
обучение магистров основам организационно-управленческой деятельности, способными стать ведущими экспертами в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценке их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов, потенциальных возможностей и рисков внедрений; определении целей и постановке задач психологической службы, определение ее функций и структуры; развитии образовательной организации в соответствии с разработанными планами и программами развития; разработке и внедрении эффективной модели деятельности образовательной организации;
в части практической психологической деятельности - экспертиза образовательных проектов в социальных, политических, экономических, организационных сферах с точки зрения их психологических оставляющих и последствий; консультирование организаций по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг); психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности; индивидуальное психологическое консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста; разработка моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; разработка, выбор и реализация адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий;
в сфере педагогической деятельности способность к определению содержания, форм и технологий обучения в системе среднего, высшего и дополнительного образования, а также в деловой и бизнес-сферах; системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных и тренинговых группах; оценка и контроль эффективности обучения; готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы; способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения образовательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации для повышения их качества.
Компетентностная модель выпускника
Задачи профессиональной деятельности, к которым подготовлены выпускники данных программ:
изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей разных возрастов;
разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность обучающихся, взаимодействие педагога и детей;
эффективная организация образовательной среды для освоения различных видов деятельности обучающихся, испытывающих трудности в обучении, с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия;
осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно- правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;
организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании;
организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды.
В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
контроль за ходом психического развития детей на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;
разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
осуществление в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов;
реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии детей;
мониторинг сформированности компетенций обучающихся;
разработка совместно с педагогами траекторий обучения обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
взаимодействие с участниками образовательного процесса по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности;
разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;
организация и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся;
организация и руководство системой помощи обучающимся в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
проведение экспертизы образовательной среды;
исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях образования и социальной сферы.
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании:
контроль за ходом психического развития воспитанников с ОВЗ в образовательных учреждениях различных типов и видов;
подбор и модификация психолого-педагогических и стандартизированных методов психологической диагностики для обследования детей с сенсорными, речевыми, двигательными и интеллектуальными нарушениями разного возраста;
психологическая диагностика детей с разными типами ОВЗ в психолого-медико- социальных комиссиях и центрах;
психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с
ОВЗ;
психологическая коррекция социальной дезадаптации лиц с ОВЗ;
консультирование детей и взрослых с ОВЗ, членов их семей и педагогов по
проблемам воспитания и обучения, особенностям психического развития, жизненного и профессионального самоопределения;
профилактика отклонений в психическом развитии детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, двигательной, интеллектуальной и эмоциональной сфер;
анализ отечественных и зарубежных направлений и методов коррекционного и восстановительного обучения, их отбор и внедрение в практику коррекционного образования.
В области педагогической деятельности:
обеспечение условий для становления и развития ведущих деятельностей (предметной, игровой, учебной);
осуществление контроля за выполнением образовательной программы и оказание необходимой педагогической и методической помощи для повышения эффективности образовательной работы;
обеспечение оптимальных условий адаптации детей к образовательному учреждению на каждой возрастной ступени;
оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе;
организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической и нормативно-правовой компетентности педагогических работников и родителей обучающихся.
В области научно-исследовательской деятельности:
изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;
разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет- технологий);
проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;
анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;
экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии;
создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого- педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, прежде всего, в условиях коррекционного обучения.
В области научно-методической деятельности:
организация работы по методическому обеспечению содержания образования; анализ учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях и разработка
рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса;
сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации образовательного процесса;
научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;
анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий;
психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий;
оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;
работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;
участие в разработке информационных и методических материалов;
проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации.
В области организационно-управленческой деятельности:
разработка и реализация эффективной системы мер по защите и охране прав работников образовательного учреждения;
развитие образовательного учреждения в соответствии с разработанными планами и программами развития учреждения;
использование психологических знаний и технологий в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе;
разработка и внедрение эффективной организационной модели деятельности образовательного учреждения;
обеспечение условий для создания психологической комфортной среды образовательного учреждения;
организация и осуществление современного подхода в работе с персоналом (включая подбор педагогических и иных кадров, создание планов карьерного и профессионального роста внутри организации);
организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия; разработка совместно с педагогами и другими специалистами образовательного
учреждения стратегии и планов развития образовательного учреждения;
создание модели эффективного управления мотивацией педагогов и специалистов образовательного учреждения, в том числе с использованием моральных, материальных и иных стимулов.
Возможные места трудоустройства
Выпускник по магистерской программе данного направления может работать практическим психологом в любом учреждении системы образования, здравоохранения и правоохранения, специалистом или руководителем службы практической психологии.
Возможность продолжения обучения
Выпускники магистратуры могут продолжить обучение в аспирантуре ПГГПУ по следующим специальностям:
Шифр |
Название специальности |
Руководители |
Психологические науки | ||
19.00.0 1 |
Общая психология, психология личности, история психологии |
Вяткин Б.А., доктор психологических наук, профессор |
Щукин М.Р., доктор психологических наук, профессор | ||
Хрусталева Т.М., доктор психологических наук, профессор | ||
Волочков А.А., доктор психологических наук, профессор | ||
Корниенко Д.С. доктор психологических наук, доцент | ||
Коптева Н., доктор психологических наук, доцент |
Магистерская программа «Психология управления образовательной средой»
Данная магистерская программа создана в сотрудничестве с Челябинским государственным педагогическим университетом и Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы. Потребность в создании такой магистерской программы связана с тем, что в связи с реализацией новых стандартов общего и профессионального образования кардинальным образом меняется роль психолога в образовательных учреждениях и в деловой сфере. Он оценивает не только отдельные достижения и особенности протекания учебной, профессиональной деятельности и общения, а сами условия их проектирования и реализации, становится не просто консультантом, а ведущим экспертом в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценки их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов; анализа потенциальных возможностей инноваций и рисков внедрений.
Магистерская программа «Психология здоровья и развития
в образовании»
Данная магистерская программа нацелена на подготовку экспертов по вопросам целостного психологического сопровождения образовательного процесса. Рассматриваются в теоретическом ключе и на практике проблемы психологического здоровья учащихся и педагогов, методы психологического консультирования, профориентации, технологии диагностики психологического состояния участников образовательного процесса, процедуры мониторинга личностных и метапредметных результатов учебной деятельности, технологии моделирования образовательных систем.
Магистерские программы |
Форма обучения |
Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Заочная |
Цель и задачи реализации программы
Основная образовательная программа по направлению подготовки магистров
«Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа
«Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» обеспечивается научными исследованиями, реализуемыми выпускающей и обеспечивающими кафедрами факультета педагогики и психологии детства. Кафедры, осуществляющие подготовку по данной магистерской программе, выполняют исследования по следующей тематике: комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего, специального и инклюзивного образования, комплексное изучение развития человека в условиях психического дизонтогенеза, научно-методический поиск оптимальных методов и приемов изучения и коррекции нарушений психического развития, образования, профессиональной ориентации, социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, теоретическое и практическое обеспечение подготовки специалистов, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, изучение и коррекция детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с различными отклонениями в развитии, изучение гендерного развития детей с нарушенным развитием.
Подготовка магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» для работы с лицами разного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, актуальна и востребована. Она обусловлена современными требованиями к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности, заказом Министерства образования и науки Пермского края на подготовку специалистов в области специального (дефектологического) образования в связи со значительным количеством лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, появлением интегрированных и инклюзивных образовательных учреждений и т.д.
Квалификационная характеристика магистранта по программе «Психолого- педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает необходимость его подготовки к работе с лицами разного возраста, имеющими различные нарушения и разную степень их выраженности, в том числе с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, опорно- двигательного аппарата, интеллекта, слуха, зрения, речи и др. Уникальность выпускника состоит в том, что он, являясь широким специалистом, способным работать с различными категориями детей в условиях специализированных образовательных учреждений, может также совершенно профессионально
сопровождать ребенка с ОВЗ и его семью в условиях образовательного учреждения для типично развивающихся детей, в том числе в инклюзивном учреждении. Очевидно, что такой специалист востребован на рынке труда, особенно в тех территориях Пермского края, где недостаточное количество или отсутствуют специалисты обозначенного профиля.
Целью основной образовательной программы магистратуры по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», является организация качественной подготовки магистров – высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных отечественной системой образования и мотивированных к научно-исследовательской деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника
Областью профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» является: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.
Выпускники магистерской программы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
коррекционно-педагогическая
диагностико-консультативная и профилактическая,
научно-исследовательская
преподавательская
организационно-управленческая
культурно-просветительская
Программа предполагает подготовку педагогов-исследователей в области педагогической инноватики, компетентных в вопросах консультирования по проблемам повышения его качества, проектирования содержания, организации, сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, готов к исследованию клинико-психолого-педагогических проблем образования, сопровождению лиц с ОВЗ, обладает профессиональной компетентностью в решении коррекционно-развивающих, образовательных и диагностических задач с использованием современных технологий, осуществляет психолого- педагогическое сопровождение образования лиц с ОВЗ в различных образовательных системах.
Выпускник магистратуры по программе «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» подготовлен к работе в качестве:
учителя-дефектолога в разных государственных и негосударственных
образовательных, социальных структурах, структурах здравоохранения
научного сотрудника в научных учреждениях различного типа
методиста, заместителя директора, руководителя подразделений, специалиста управлений образования, специалиста научно- образовательных центров подготовки и переподготовки кадров в области
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; специалиста по инновационной деятельности, руководителя службы сопровождения;
преподавателя в учреждениях профессионального образования
специалиста учреждений дополнительного образования. Выпускники могут продолжать обучение в аспирантуре.
Возможные места трудоустройства
государственные и негосударственные образовательные, социальные структуры, структуры здравоохранения (реабилитационные центры, центры ранней помощи, центры раннего развития, школы (общеобразовательные, специальные), дошкольные образовательные учреждения (общеобразовательные, специальные), центры психолого-медико- социального сопровождения, консультативные центры, поликлиники, стационары и т.д.);
учреждения дополнительного образования;
учреждения профессионального образования;
научные учреждения различного типа;
органы управления образованием
научно-образовательные центры подготовки и переподготовки кадров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
центры инновационного опыта
Образовательные аспекты
Обучение по программе предполагает освоение следующих дисциплин:
Менеджмент в системе специального образования
Организация инновационной деятельности
Экспертиза качества образования. Мониторинг качества образования.
Организационные, содержательные, технологические аспекты работы в команде
Современные проблемы науки и специального дефектологического
образования
Проектирование коррекционно-образовательного пространства в вариативных моделях специального образования
Технологии моделирования и проектирования образовательных систем
сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дифференциальная диагностика
Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи в различных социально- институциональных условиях
Проектирование информационно-коммуникационных технологий в
системе специального образования
Психолого-педагогическая помощь лицам с комплексными нарушениями
Инновационные технологии в системе профессионального
образования
Методология психолого-педагогического исследования
и т.д.
Практическая подготовка
В процессе обучения магистранты проходят практику. Программа предусматривает проведение разных видов практик (Педагогическая практика в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, реабилитационных центрах. Педагогическая практика в учреждениях профессионального образования и другие)
Кадровый состав
Программу реализуют доктора наук, профессора; кандидаты наук, доценты.
////////////////////////////