Лекции для стропальщиков по ГПК - 2020 год

 

  Главная      Учебники - Краны

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции для стропальщиков по ГПК - 2020 год

 

 

 

 

 

Основные сведения о грузоподъемных кранах

Грузоподъемный кран - это машина цикличного действия, предназна­ченная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.

Область применения: в промышленности, строительстве, на транспорте.

1.      По конструкции:

      -   мостового типа (мостовые, козловые, полукозловые, краны-пе­регружатели);

-   кабельного типа (кабельный и кабельный мостовой);

      -   стрелового типа (башенные, портальные, стреловые самоходные).

 

                       Рис. 3 Козловой кран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пневмоколесный кран

 

 

 

 

2.      По возможности перемещения:

-   стационарные;

-   самоподъемные;

-   переставные;

-   радиальные;

-   передвижные.                      3. По виду ходового устройства:

-   на гусеничном ходу;

-   пневмоколесные;

-   рельсовые;

-   автомобильные;

-   на спецшасси.

 

4.                      По степени поворота:

-   неповоротные;

-   поворотные

      а)полноповоротные ( поворачиваются на угол более 360 °) 

      б)неполноповоротные ( поворачиваются на угол менее 360 °).

5.      Для мостовых кранов существует классификация по способу опирания:

-       опорные;

-       подвесные.                                6.  По виду привода:

-   ручные;

-   электрические;

-   механические;

-   гидравлические.

7.      По виду грузозахватного органа:

-       крюковые;

-       грейферные;

-       магнитные

 

Технические характеристики грузоподъемных кранов

1.       Грузоподъемность Q [т] - общий параметр для всех грузоподъ­емных кранов. Максимальная масса груза, на подъем которой рассчи­тан кран в заданных условиях эксплуатации, В величину грузоподъем­ности включается масса грузозахватных приспособлений и тары, ис­пользуемых при перемещении груза, а у магнитных и грейферных кра­нов - масса магнита или грейфера.

2.       Вылет крюка или другого грузозахватного органа стрелового крана L (m). Это расстояние по горизонтали от оси вращения крана до оси крюка или другого грузозахватного органа.

 

3.       Грузовой момент стрелового крана  [тм] - произведение гру­зоподъемности в (t) на вылет в (м] грузозахватного органа крана

4.       Грузовая характеристика стрелового крана - зависимость грузо­подъемности от вылета.

 

 

 

 

 

 

5.       Высота подъема грузозахватного органа Н [м) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем верхнем положении.

6.       Глубина опускания грузозахватного органа h[м] - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем положении. Глубина опускания зависит от канатоемкости барабана, на котором должно оставаться не менее 1,5 витка до зажимных планок при нижнем положении крюка.

7.       Пролет S [м] мостового крана - расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути.

8.       Ширина колеи стрелового крана К [м] - расстояние по горизонтали между осями рельсов.

9. База крана B [м] - расстояние между осями опор крана, измеренное по его продольной оси.

Ширина колеи и база крана образуют опорный контур, от площади которого зависит устойчивость стрелового крана. Для увеличения площади опорного контура используют выносные опоры.

10.       Скоростные характеристики кранов:

-       скорость подъема (опускания) груза:

-       скорость изменения вылета;

-       скорость поворота (угловая скорость};

-   скорость передвижения грузовой тележки по мосту или балоч­ной стреле;

      -   скорость передвижений крана по рельсовому пути (рабочая скорость);

-   скорость передвижения самоходных кранов ( транспортная скорость)

11.       Задний габарит стрелового крана  наибольший радиус поворотной
части крана со стороны, противоположной стреле.

Устойчивость - способность крана противостоять опрокидываю­щим моментам. Различают собственную и грузовую устойчивость.

 Собственная устойчивость определяется при наиболее неблагоприятном положении крана относительно ветровой нагрузки при уклоне пути в сторону опрокидывания,

Грузовая устойчивость определяет­ся при подъеме максимального груза и учитывает моменты, создаваемые силами инерции, ветровой нагрузкой и другими факторами.

Приборы и устройства безопасности

Для обеспечения безопасной работы грузоподъемные краны осна­щают приборами и устройствами безопасности,

1.       Ограничитель грузоподъемности {ограничитель грузового момента) - автоматически отключает механизм подъема груза (изменения вылета) при подъеме груза, масса которого превышает допустимую:

   а)  на 10% - для стреловых самоходных кранов и башенных кранов с грузовым   мо­ментом более 20 т-м,

   б) на 15% - для портальных кранов и башенных кранов с грузовым моментом до 20 т-м,

    в) на 25% - для кранов мостового типа. В обязательном порядке ОГП устанавливают на краны стрелово­го типа (башенные, портальные и стреловые самоходные). Проверку ОГП осуществляют подъемом контрольного груза.

2.   Указатель зависимости грузоподъемности от вылета - устанавливают
на кранах стрелового типа, имеющих переменную грузоподъемность.

3.   Указатель угла наклона крана - устанавливают на стреловых самоходных кранах.

4.   Концевые выключатели:

4.1.Ограничитель высоты подъема грузозахватного органа - ус­танавливают на всех грузоподъемных машинах {кранах, лебедках, талях).

4.2.Ограничитель выпета стрелы - на кранах с переменным вылетом.

4.3.Ограничитель поворота - на кранах с электроприводом от питающего кабеля.

4.4.Ограничитель передвижения крана {тележки) - на кранах, передвигающихся по наземным или надземным рельсовым путям.

5 Анемометр - автоматический сигнализатор скорости ветра. Уста­навливают на башенных кранах, имеющих высоту 15 м и более, козловых кранах с шириной пролета 16 м и более, портальных кра­нах и кранах кабельного типа.

6. Прибор защиты от опасного напряжения. АСОН - автоматический сиг­нализатор опасного напряжения. «Барьер-1» - прибор, отключающий механизм изменения вылета при опасном приближении стрелы к про­водам, находящимся под напряжением. Устанавливается на стрело­вых самоходных кранах грузоподъемностью до 16 т включительно, за исключением гусеничных кранов.

7. Звуковой сигнал. Подается перед началом работы крана и при его передвижении по рельсовому пути.

8.       Рельсовые захваты. Предназначены для удержания крана от перемещения по рельсам под действием ветровой нагрузки в нерабочем состоянии,

9.   Выносные опоры стреловых самоходных кранов - предназначены для повышения устойчивости кранов и, следовательно, их грузоподъемности.

10.  Блокировки:

10.1.Дверей кабины мостового крана.

10.2.Крышки люка, ведущего на галереи мостового крана.

10.3.Индивидуальный контактный замок на защитной панели мостового крана, оборудованный ключом-маркой с целью предотвращения возможности управления краном посторонними лицами.

10.4. Нулевая блокировка контроллеров (аппаратов управления)

10.5. Аварийный выключатель

11.Прибор фиксации характеристик (ПФХ-1) - самопишущий прибор, позволяющий определять массы поднятых грузов в любой про­шедший промежуток времени работы крана. Устанавливают на стреловых самоходных кранах в дополнение к ОГП старых моде­лей. ОГП нового поколения (ОНК-140; АСУ ОГП 41-1) имеют блок встроенной памяти, что позволяет им выполнять функции ПФХ-1.

Общие сведения о тормозах                                        

1)   По конструктивному выполнению тормоза делятся:

       А) на тормоза радиального действия (колодочные и ленточные) ;

       Б)Тормоза осевого действия (дисковые и конусные);

           применяются также сочетания ленточных, дисковых или конусных тормозов

           с остановами.                                                    

2)    По характеру работы тормоза могут быть:

     А) Стопорными (для остановки отключенного механизма)

     Б) Спускными, работающими в течение всего или части временно работы

         механизма (для ограничения скорости движения)

3)   По виду тормоза бывают:

А) Тормоза открытого тип a п о с.т о я н н о разомкнуты и замыкаются (управляются) машинистом во время торможения механизма.

Б) Тормоза закрытого типа -нормально замкнуты пружиной или тормозным грузом и размыкаются про пуске механизма машинистом (управляемые тормоза) или автоматический.

Механизмы подъема груза и изменения вылета, тормоза механизмов передвижения и поворота кранов (за исключением механизмов передвижения стреловых кранов, а также механизмов поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов) должны быть нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

 Тормоз механизма подъема груза и стрелы кранов, должен обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но не менее 1,5.

Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у второго — не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться последовательно и автоматически.

Тормоза на механизмах передвижения кранов (тележек) должны устанавливаться в тех случаях, если:

а) кран предназначен для работы на открытом воздухе;

б) кран предназначен для работы в помещении и передвигается по крановому пути, уложенному на полу;

в) кран предназначен для работы в помещении на крановом пути и передвигается со скоростью более 32 м/мин.

 У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.

 Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.

Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив, ленту, диск.

 

Сменные грузозахватные органы кранов

Крюк

По форме: однорогие и двурогие.

По способу изготовления: кованые, штампованные, пластинчатые.

Крюки устанавливают в траверсе крюковой обоймы на опорном подшипнике для предотвращения закручивания грузовых канатов во время строповки. Это требование обязательно для крюков грузоподъ­емностью 3 т и выше. Для предотвращения вывинчивания из гайки крю­ки, имеющие грузоподъемность 5 т и выше, должны закрепляться в ней с помощью стопорной планки.

Крюк (за исключением крюков кранов, транспортирующих расплав­ленный металл или шлак) должен снабжаться предохранительным уст­ройством - замком для предотвращения самопроизвольного выпадения съемного грузозахватного приспособления.

Маркировка крюка:

-   номер крюка по государственному стандарту;

-   товарный знак завода-изготовителя;

-  заводской номер крюка;

-   номер плавки;

-   год изготовления,

Сведения о крюках, поставляемых вместе с краном, содержатся в паспорте крана.

Не допускается эксплуатация крюков при:

-   отгибе или других деформациях;

-   забоинах, трещинах, надрывах поверхности;

-   неисправности или отсутствии стопорного устройства гайки крюка;

-   износе или загрязнении опорного подшипника;

    - отсутствии или неисправности предохранительного замка.

 

 Грейфер

Предназначен для транспортировки сыпучих грузов (песок щебень гравии, уголь), а также шихты, лесоматериалов и т.д.

По конструкции: двухчелюстные и многочелюстные.

По виду привода: канатные (одноканаткые и двухканатные), гидравлические, машинные.        »

Одноканатный грейфер - стальной ковш, имеющий две челюсти, пово­рачивающиеся вокруг шарниров. При ослаблении натяжения каната челюсти разжимаются, и грейфер в таком виде опускается на груз. При натяжении каната челюсти замыкаются, после чего производится подъем грейфера.

Маркировка грейфера:

-   товарный знак завода-изготовителя;

-  собственный вес;

-  объем;

-   грузоподъемность;

-   назначение.

При утрате таблички она подлежит восстановлению.

Грузоподъемность грейфера определяет его владелец путем взве­шивания материала, зачерпнутого с горизонтальной поверхности свеженасыпанного груза, для которого грейфер будет использоваться.

Конструкция грейфера должна исключать самопроизвольное рас­крытие и выход каната из ручьев блоков.

Зона работы крана, оборудованного грейфером, должна быть огражде­на. Запрещается проносить грейфер над людьми и использовать для пе­ремещения грузов, для которых он не предназначен. Вес грейфера с гру­зом не должен превышать грузоподъемности крана на рабочем вылете. Подходить к грейферу можно, когда он полностью опущен на землю.

Грузовой электромагнит

Применяют для транспортировки ферромагнитных материалов с помощью кранов. Подъемная сила магнита зависит от питающего на­пряжения и может быть отрегулирована в определенных пределах.

По форме различают круглые и прямоугольные электромагниты.

Прямоугольные магниты предназначены для транспортировки длин­номерных грузов: рельсов, балок, труб. В зависимости от длины этих грузов применяют два, три или более прямоугольных магнита на одной траверсе.

 Круглые магниты используют для транспортировки грузов относительно небольших размеров

При работе с электромагнитом должны выполняться такие же меры безопасности, что и при работе с грейфером. Подходить к грузовому электромагниту можно, когда он опущен на землю и обесточен.

 

Стальные проволочные канаты

На грузоподъемных кранах в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых канатов и в качестве стропов используются стальные про­волочные канаты.

По конструкции канаты бывают: одинарной, двойной, тройной свивки.

По форме поперечного сечения: круглые и плоские.

По типу касания проволочек в пряди;

-   с точечным касанием (ТК);

-   с линейным касанием (ЛК);

-   с точечно-линейным касанием (ТЛК).

По направлению свивки проволочек и прядей:

- односторонней свивки;

-   крестовой свивки.

    По материалу сердечника:

-   с органическим сердечником;

-   с металлическим сердечником.
По назначению:

-   грузолюдские (ГЛ);

-   грузовые (Г)',

Каждый канат должен быть снабжен сертификатом, в котором ука­зана его конструкция и прочность на разрыв.

Стальной проволочный канат состоит из отдельных стальных про­волочек диаметром до 3 мм, свитых в пряди; в свою очередь пряди на­виты вокруг органического (пенька, джут, сезаль и др.) или металличе­ского сердечника.

Сердечник служит для формирования каната и его смазки.

Примеры обозначений канатов, используемых на грузоподъем­ных кранах:

Пример 1.ТК 6х19{1+9+9) + 1о.с,

ТК - канат с точечным касанием проволок;

 6 - количество прядей в канате;

19 - количество проволочек в пряди;

(1 + 9 + 9) - расположение проволочек в пряди;

 1 о. с. - один органический сердечник.

Пример 2. ТК 6x19 (1+9+9) + 7x7 (1+6)

Этот канат имеет металлический сердечник конструкции 7x7 (1+6).

В этом сердечнике 7 прядей (первая цифра), в каждой пряди по 7 проволочек

(вторая цифра 7).

(1 +6) - расположение проволочек в пряди сердечника

Изготовление петель на конце канатов

Для крепления на грузоподъемной машине и для изготовления стропов на конце каната должна быть выполнена петля. Петли, сопря­женные с кольцами, крюками и другими деталями, выполняют с приме­нением коуша, используя один из следующих способов:

1)           путем заплетки свободного конца каната;

2)     опрессовкой во втулке;

3}   установкой скоб или зажимов.

Существуют определенные требования к выполнению каждого из этих соединений.

 

 


Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соот­ветствовать указанным а таблице:

Последний прокол каждой прядью (сверх указанных в таблице) дол­жен, производиться половинным числом ее проволок. Допускается по­следний прокол делать половинным числом прядей каната

При опрессовке во втулке обе ветви каната пропускают через сталь­ную или алюминиевую цилиндрическую втулку. Собранную заготовку помещают в пресс-форму и сдавливают до получения круглого сече­ния. После опрессовки свободный конец каната должен выступать из втулки не менее чем на 2 мм,

При установке зажимов их количество определяется расчетом, но их должно быть не менее 3. Шаг расположения зажимов и длина свободного концз каната за последним зажимом должны быть не менее 6 диаметров каната, гайки должны располагаться со стороны рабочей части каната.

Установка зажимов горячим способом запрещена.

                                                    в                     г        

Рис. 18. Способы выполнении петли на конце каната

а) установка зажимов; б) во втулке с помощью клина; в) заливка во втулке легкоплавким металлом; г) заплетка

Канаты из растительных волокон

Растительные канаты производят из специально обработанных во­локон стеблей и листьев различных растений.

1. Пеньковые канаты изготавливают из волокон конопли. Промышлен­ность выпускает бельные и смоленые пеньковые канаты. Бельные ка­наты гибки и удобны в работе, но подвержены загниванию.

Смоленые канаты более практичны при работе в условиях низких температур, меньше подвержены гниению, но их прочность на 10% меньше, чем у бельных, а масса на 16-18% больше.

2. Сезальские канаты изготавливают из волокон листьев згавы. Выпуска­ют 3-прядными. несмолеными. По крепости они примерно равны пенько­вым бельным, но несколько легче и меньше подвержены гниению.

3. Манильские канаты изготавливают из волокон дикорастущего тро­пического банана - абака. Из всех растительных волокон они самые прочные и эластичные, не тонут в воде и мало подвержены гниению.

На растительные канаты вредно действуют влага, масла, кислоты, щелочи, лесок, зола.

Канаты из растительных волокон вследствие их малой прочности имеют ограниченное применение. Они могут быть использованы для  изготовлений оттяжек и стропов малой грузоподъемности.

Канаты из искусственных волокон

Синтетические канаты изготавливают из искусственных волокон хи­мических веществ - капрона, нейлона, лавсана, полиэтилена и т.д.

Название каната определяется названием волокна, из которого он выполнен.

Для предотвращения раскручивания синтетические канаты подвер­гают термофиксации в специальных аппаратах.

По способу изготовления различают канаты тросовой работы (кру­ченые) и плетеные.

По форме - канаты круглого сечения и плоские (ленты).

По прочности, гибкости, эластичности, водостойкости, легкости и сроку службы синтетические канаты превосходят растительные.

Однако они имеют ряд существенных эксплуатационных недостат­ков, которые нужно учитывать при работе:

1.     Теряют прочность (до 30%) при длительном' воздействии солнечных лучей.

2.     Теряют прочность (механические свойства ухудшаются с течением времени - процесс старения.

3.     Плохо переносят работу при повышенных и повышенных температурах

4.     Оплавляются при работах с большим трением, электризуются,

5.     Меняют длину при снятии нагрузки.

6.     Плохо удерживаются в петлях и узлах.

7.     Трудно поддаются визуальной выбраковке.

Несмотря на эти недостатки в последние годы синтетические канаты нашли широкое применение для изготовления стропов, фалов, оттяжек.

 

СЪЕМНЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

 

Типы стропов

По конструкции стропы подразделяются на ветвевые и универсальные, балансирные

Ветвевые стропы предназначены для зацепки грузов. Они состоят из: 1 -навесного элемента (разъемной или неразъемной петли), предназначенного для навески стропа на крюк грузоподъемной машины; 2 - гибких элементов (стальной проволочный канат, цепь, канат  искусственного или естествен­ного волокна); 3 – зацепного элемента (крюки, скобы, карабины, спецзахва­ты), предназначенных для подсоединения груза; 4 - коушей; 5 - концевых

Универсальные стропы предназначены для обвязки грузов и выпол­няются без коушей. Универсальные стропы изготавливают в двух ис­полнениях: УСК1 и УСК2.

После изготовления каждый строп должен быть подвергнут испыта­ниям статической нагрузкой, на 25% превышающей расчетную грузо­подъемность. При испытаниях угол между ветвями стропов общего на­значения берется равным 90°.

Строп считают выдержавшим испытания при отсутствии остаточных деформаций и трещин на внешних поверхностях элементов, поврежде­ний канатных ветвей, смещения канатов в креплениях. После испыта­ния строп маркируют. На бирке стропа, выполненной в виде пластины или кольца, указывают: 1. товарный знак завода-изготовителя, 2. номер стропа, 3. грузоподъемность, 4. дату испытания.

Подбор стропов для работы

Получив задание на выполнение определенной работы, стропаль­щик обязан правильно выбрать стропы.

Подбор производится:

-       по грузоподъемности, чтобы указанная на бирке стропа грузоподъ­емность была не меньше массы поднимаемого груза;

-       по числу ветвей - количество ветвей стропа должно быть больше или равно количеству строповочных элементов на грузе;

-       по длине, чтобы угол между ветвями стропа не превысил 90°.

Для соблюдения последнего условия длина стропа должна составлять не менее 3/4  максимального расстояния между местами строповки. Если груз имеет четыре пет­ли, то это расстояние берется между петлями, расположенными по диагонали.

                                         Рис. 27. Определение длины ветви стропа

Работать стропами, у которых угол между ветвями превышает 90° запрещается.

При работе короткими стропами может произойти обрыв ветви стропа из-за резкого увеличения ее натяжения, вырыв петли на изделии или поломка самого изделия из-за увеличения сжимающих усилий от действия стропа.

Траверсы

Траверсы - это съемные грузозахватные приспособления, пред­назначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных гру­зов. Назначение траверс - предохранять поднимаемые изделия и конструкции от воздействия сжимающих усилий, возникающих в них при применении обычных стропов. Конструктивно траверсы подраз­деляются на плоскостные и пространственные. Плоскостные тра­версы используют при строповке плоских конструкций, пространст­венные - при строповке объемных конструкций и технологического оборудования. Канатные стропы могут связываться с траверсой балансирно путем огибания строповочным канатом роликов, закреп­ленных на траверсе. Такие траверсы получили название балансирных.

Захваты

Захваты предназначены для строповки беспетлевых грузов различ­ной геометрической формы. По конструкции и способу удержания груза захваты подразделяются на клещевые, фрикционные, эксцентриковые и клиновые; по способу действия - на ручные, полуавтоматические и автоматические.

Клещевые захваты бывают охватывающего и зажимного действия. Охватывающие клещевые захваты концами рычагов охватывают груз или его элементы; зажимные захваты удерживают груз путем сжатия и распора рычагами изнутри. Наибольшее распространение получили рычажные и рычажно-канатные самозажимные захваты.

Во фрикционных самозажимных захватах груз удерживается силой трения путем его сжатия прижимными элементами.

В эксцентриковых грузозахватных устройствах зажимным органом является эксцентрик (кулачок, диск или рычаг), насаженный на вал. Эксцентриковые захваты могут иметь одностороннее или двустороннее расположение эксцентриков. Их используют преимущественно для пе­ремещения листовых материалов.

Клиновые (цанговые) грузозахватные устройства используют для подъема и транспортировки железобетонных грузов, имеющих крутые отверстия. Основными элементами .клещевого захвата являются рас­порные элементы (кулачки) и конусообразный клин. При подъеме гру­зового стропа кулачки зубьями врезаются в тело бетона, обеспечивая надежное зацепление.

Захваты осматривают перед применением и не реже одного раза в месяц с записью результатов осмотра в журнал учета и осмотра тары и съемных грузозахватных приспособлений.

Тара

Для перемещения сыпучих, мелкоштучных грузов, жидких материа­лов и мастик используют специальные емкости и средства пакетирова­ния, называемые тарой.

Тара на предприятиях и в организациях должна изготавливаться по техно­логическим картам или индивидуальным чертежам. После изготовления тару подвергают техническому освидетельствованию путем осмотра тару нано­сится маркировка, на которой обозначают порядковый номер тары, собствен­ный вес грузоподъемность и назначение. В процессе эксплуатации тару ос­матривает стропальщик перед ее использованием и периодически, не реже одного раза в месяц, инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязанность приказом по организации. Осмотр производится по инструк­ции, разработанной специализированной организацией.

Тару выбраковывают при:

-       отсутствии маркировки или указания назначения тары;

-       наличии деформаций;

-       наличии трещин в сварных швах;

-       неисправностях запорных или фиксирующих устройств;

-        износе проушин на 10% и более от первоначального диаметра;
На таре должна быть нанесена черта заполнения. На таре, предна­значенной для транспортировки сыпучих и мелкоштучных грузов, черту наносят на расстоянии
10 см от уровня бортов; на таре для жидких материалов и мастик чертой обозначают 3/4 объема.

Немаркированная, неисправная и не прошедшая технического освиде­тельствования тара не должна находиться в местах производства работ.

 

Установка грузоподъемных кранов

Установка кранов мостового типа, башенных и портальных должна производиться по проекту, разработанному специализированной орга­низацией. При этом должны соблюдаться минимальные расстояния от крана до строений и их частей, регламентируемые с Правилами устрой­ства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъе­ме груза исключалась необходимость его предварительного подтаски­вания при наклонном положении грузовых канатов и имелась возмож­ность перемещения груза на расстоянии не менее 500 мм над всеми встречающимися на пути предметами.

Установка стрелового самоходного крана должна производиться на подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Уста­навливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, запрещается.

Стреловые самоходные краны во время работы должны быть установ­лены на все имеющиеся выносные опоры; под опоры должны быть подло­жены прочные устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана. Расстояние от поворотной части крана в любом положе­нии до каких либо предметов должно быть не менее 1000 мм.

Крановый путь

Различают надземный крановый путь, применяемый для установки мостовых и передвижных консольных кранов, и наземный рельсовый для установки башенных, портальных и козловых кранов.

Надземный крановый путь может быть выполнен опорным (для опорных мостовых кранов) и подвесным (для подвесных мостовых кра­нов, электрических талей и электрических тележек).

Устройство рельсового кранового пути должно выполняться по спе­циальному проекту.

Наземный крановый путь имеет верхнее и нижнее строение. Нижнее строение состоит из земляного полотна (постели) и устройства для от­вода воды. В состав верхнего строения входят балластный слой, рель­сы, шпалы, накладки, подкладки и другие элементы. Балластный слой должен выполняться из дренирующего материала. На балластный слой укладывают секции рельсов на деревянных полушпалах или железобе­тонных балках. Секции рельсов крепят друг к другу накладками; под рельсы на полушпалы устанавливают плоские металлические подклад­ки. Нити рельсов через каждые 12,5 м скрепляют стяжками. На концах крановых путей устанавливают инвентарные тупиковые упоры. Во из­бежание быстрого износа кабеля, питающего электродвигатели башен­ного крана, вдоль кранового пути устанавливают деревянный или асбо­цементный лоток.

Рельсовый крановый путь должен иметь заземление. Сдача крано­вого пути в эксплуатацию производится по акту, к которому приклады­вают результаты нивелировки и замера сопротивления контура зазем­ления.

Неисправности кранового пути, при которых эксплуатация крана за­прещается:

-       проседание балластного слоя;

-       наличие гнилых или зависших шпал;

-       отсутствие полного комплекта крепежных деталей;

-       отсутствие или неисправности путевого оборудования;

-       неисправности (обрыв) контура заземления;

-       превышение предельных величин отклонений рельсового пути (определяется нивелировкой).

 

 Классификация грузов

Ø      В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:

1.       Штучные нештабелируемые грузы - металлические конструкции, дви­гатели, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Единых типовых способов строповки грузов этой группы не существует.

2.   Штучные штабелируемые грузы - прокатная сталь, трубы, лесс- и пиломатериалы, кирпич, типовые железобетонные изделия, ящики, бочки и др. изделия правильной геометрической формы.

3.   Насыпные грузы - уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, мелкая металлическая стружка и т.д. Транспортируются в таре, грейфера­ ми, транспортерами и др.

4.   Полужидкие пластичные грузы - растворы, бетонная масса, битумы, смазывающие вещества и т.д. Некоторое время эти грузы сохраняют приданную им форму; их транспортируют в специальной таре.

5.   Жидкие грузы - вода, горюче-смазочные вещества, кислоты, щелочи и т.д.; их транспортируют в бочках, цистернах, бутылях, бидонах и др.

6.   Газообразные грузы - транспортируют в баллонах и др. сосудах под давлением, трубопроводным транспортом.

Ø      В зависимости от массы грузы делятся на:

-       легковесные - до 250 кг;

-       тяжеловесные - от 250 кг до 50 т,

-       весьма тяжелые грузы - свыше 50 т;

-       мертвые грузы - масса которых неизвестна. К категории мертвых грузов относят грузы, закрепленные на фундаменте, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом, находящиеся в воде и др.

Поднимать мертвые грузы краном запрещается.

Ø      В зависимости от формы и размеров грузы делят на:

-   габаритные

-    негабаритные.

Размеры габаритного груза не превышают габаритов подвижного состава железных дорог и стандартного автотранспорта.

Размеры негабаритного груза выходят за допустимые пределы. В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности; их указывают на негабаритном грузе при его перевозке по железной дороге.

-   длинномерные грузы - детали и узлы крупных машин, металлоконструкции, оборудование; их перевозят на специальных железнодорожных платформах и трейлерах.

Ø      По степени и характеру опасности грузы разделяют на 9 классов опасности:

1.       Взрывчатые материалы.

2.   Газы сжиженные и растворенные под давлением.

3.   Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ).

4.   Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ).

5.   Окисляющие вещества.

6.   Ядовитые и инфекционные вещества.

7.   Радиоактивные материалы.

8.   Едкие и коррозионные вещества.

9.   Прочие опасные вещества.

Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки. Масса груза может быть определена по маркировке, из сопроводительной документации или вычислена умножением объе­ма груза на удельный вес материала, из которого этот груз изготовлен.

Центр тяжести груза сложной конфигурации должен быть указан на нем или на чертеже.

 

Складирование грузов

Складирование грузов должно производиться на специальных пло­щадках по технологическим картам, в которых указаны места и габари­ты складирования, проходы, проезды. Площадка должна иметь ровное твердое покрытие, не иметь колодцев, люков, трубопроводов и т.д., иметь достаточное освещение. Запрещается складировать грузы под линиями электропередачи и в их  охранных зонах. Способы укладки гру­зов должны обеспечивать устойчивость штабелей, доступность и безо­пасность выемки груза, нормальное функционирование средств защиты работающих и пожарной техники. Грузы должны быть уложены на под­кладки; между рядами грузов размещают прокладки прямоугольной формы, высота которых должна превышать высоту петли на грузе не менее чем на 20 мм. Подкладки и прокладки располагают в одной вер­тикальной плоскости (одну над другой) с наружной стороны петли.

Между штабелями грузов должны быть обеспечены проходы шири­ной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств.

·        У откосов котлованов грузы укладывают на расстоянии не ближе 1 м от кромки откоса.

·        Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, должны располагаться от наружной грани рельса не ближе 2 м при высоте штабеля до 1,2 м и не ближе 2,5 м при большей высоте штабеля.

·        Для складирования грузов в вертикальном положении должны при­меняться кассеты или пирамиды; прислонять их к стенам, колоннам, штабелям других грузов запрещается.

·        Сортовой и фасонный прокат укладывают в елочные или стоечные стеллажи. Кассеты и стеллажи должны подвергаться периодическим испытаниям и иметь маркировку предельно допустимой нагрузки.

·        При складировании грузов, склонных к раскатыванию, необходимо использовать башмаки, стойки, упоры. Высота упора зависит от спосо­ба складирования и должна обеспечивать устойчивость штабеля.

·        Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с кру­тизной откоса, соответствующей углу естественного откоса для данного материала; если этот угол больше, то штабель необходимо оградить.

·        Пылевидные материалы (цемент, известь и др.) хранят и складиру­ют в закрытой таре - мешках, коробах с крышкой.

 

 

Проект производства работ. Технологическая карта

Любые виды работ, выполняемые с использованием грузоподъемных кранов, должны производиться по технологическому регламенту. При вы­полнении строительно-монтажных работ таким регламентом является проект производства работ, при погрузо-разгрузочных работах - техноло­гическая карта и схемы строповки. Технологическая карта отражает по­следовательность выполнения операций, место нахождения стропальщи­ка, способы строповки и складирования грузов, меры по безопасному вы­полнению работы.

Проект производства работ содержит пояснительную записку, стройгенплан и набор технологических карт. Стройгенплан - это. вид строительной площадки сверху, на который нанесены: строящийся объект, вспомогательные постройки, бытовые помещения, места уста­новки кранов и другого оборудования, воздушные линии электропере­дачи и действующие инженерные коммуникации, места складирования, дороги (проходы, проезды). На стройгенплане обозначаются опасные зоны, в том числе опасные зоны работы кранов.

L = L1 + L2 + Х

где L - опасная зона действия крана,

L1 - расстояние по горизонтали от оси вращения крана до центра крюка (максимальный вылет),

L2- расстояние от оси крюка до наиболее удаленной точки груза,

х - минимальное расстояние возможного отлета груза.

Расстояние х зависит от характера поднимаемого груза, способа строповки и высоты, на которую поднят груз.

При h до 10

 

х = 4м

h до 20

х=7м

h до 70

х= 10м

h до 120

х=15м

Проект производства работ включает полную номенклатуру оснаст­ки, необходимой для выполнения работы: грузозахватных приспособ­лений, тары, приспособлений для устойчивого хранения элементов конструкций, временного закрепления элементов перед их расстроповкой, технических средств по ограничению пути движения, угла поворота крана. При работе кранов в особых условиях эти условия должны быть отражены в проекте производства работ или технологической карте.

С технологическими регламентами стропальщики должны быть оз­накомлены под роспись.

Особые условия при выполнении работ стреловыми самоходными кранами вблизи воздушных линий элек­тропередачи, в охранной зоне ЛЗП, под не отключенны­ми контактными проводами городского транспорта

Установка и работа стреловых самоходных кранов (кроме железно­дорожных) на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи или воздушной электросети напряжением более. 42 В должна производиться по наряду-допуску. Указанное расстояние (30 м) измеряется от проекции крайнего провода ЛЭП до оси крюка в преде­лах его рабочих вылетов или крайней точки груза.

Ø                Наряд-допуск в двух экземплярах оформляет организация, производящая работы. Один эк­земпляр получает крановщик под роспись, другой - лицо, ответствен­ное за безопасное производство работ кранами. Лицо, ответственное за безопасное производство работ, проводит с крановщиком и стро­пальщиком инструктаж о мерах безопасности, изложенных в наряде-допуске, и указывает крановщику место установки крана. Перед подъемом стрелы в рабочее положение ответственный за безопасное производство работ должен убедиться в том, что кран установлен на указанном им месте, и дать разрешение на производство работ, сделав об этом запись в вахтенном журнале или путевом листе.

Ø                   При производстве работ в охранной зоне ЛЭП (в воздушном про­странстве, непосредственно примыкающем к проводам линий электро­передачи) наряд-допуск может быть выдан только при наличии пись­менного разрешения организации, эксплуатирующей линию.

Охранная зона устанавливается для защиты линии от повреждений при производстве работ сторонними организациями, и ее размеры за­висят от напряжения в ЛЭП.

Ø                   Работа под не отключенными контактными проводами городского транспорта должна проводиться при соблюдении расстояния между стрелой и контактными проводами не менее 1 м. Это достигается уста­новкой механического упора, не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

В наряде-допуске должно быть указано время начала и окончания работы (число, месяц, год). При изменении условий работы или состава бригады должен быть выдан новый наряд-допуск.

Все перечисленные в этом разделе работы должны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопас­ное производство работ.

Технология стропальных работ при погрузке автотранспорта

Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных кранов должны производиться по технологическим картам, в которых определено:

1.   Место установки и зона обслуживания крана.

2    Место установки автомашины и способ ее закрепления (ручной  тормоз)

3.            Место установки эстакады или площадки.

4.     Перечень оснастки, необходимой для безопасного выполнения работы,

5.            Способы укладки груза.

6.            Особые требования при выполнении работ повышенной опасности.

В технологической карте должны быть обозначены места нахожде­ния стропальщика при выполнений каждой операции.

Автомашина должна быть установлена таким образом, чтобы груз не перемещался над кабиной.

При погрузке автомашины необходимо обеспечить возможность удобной и безопасной строповки грузов при ее разгрузке.

При погрузке или разгрузке панелевозов необходимо обеспечить их равновесие, снимая груз попеременно с одной и другой стороны.

Не разрешается производить погрузочно-разгрузочные работы при нахождении людей в кузове или кабине автомобиля.

Технология стропальных работ

(Краткая инструкция стропальщика)

1.       Стропальщик может приступать к выполнению работ по обвязка и  зацепке груза для перемещения его грузоподъемными машинами только после ознакомления со схемами строповки, технологическими картами, проектами производства работ.

2.       Работы по строповке грузов для их погрузки (разгрузки) в полувагоны, для перемещения груза двумя или несколькими кранами, вблизи  линии электропередачи, для перемещения груза, на который не
разработаны схемы строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, в которых могут находиться люди, долж­ны производиться стропальщиком под непосредственным руково­дством лица, ответственного за безопасное производство работ гру­зоподъемными кранами.

3.       Обвязку и зацепку грузов производить в соответствии со схемами строповки или кантовки грузов. Производить об­вязку или зацепку грузов способами, не указанными на схемах, за­прещается.

4.       При строповке технологического оборудования учитывать положе­ние центра тяжести, стропы накладывать на основной массив груза (раму, станину, корпус, каркас), под острие ребра подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений.

5.       Перед строповкой определить массу груза. Если стропальщик не может определить массу груза самостоятельно, необходимо об­ратиться за разъяснениями к лицу, ответственному за безопасное
производство работ кранами. Поднимать грузы, масса которых не­ известна, запрещается.

6.               Зацепку грузов производить за все имеющиеся на них петли, ры­мы, цапфы, отверстия, предназначенные для подъема в соответствующем положении. Не задействованные во врем» работы ветви многоветвевых стропов должны быть заведены в кольцо.

7.                Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его пере­мещения исключалась возможность падения его отдельных частей (досок, бревен, прутков, труб и т.д.). Строповку длинномерных грузов производить не менее чем в двух местах.

8.                При подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким образом» чтобы нагрузка распределялась равномерно на оба рога крюка. Подвешивать груз на один рог двурогого крюка за­прещается.

9.                Перед подъемом груза убедиться, что он ничем не укреплен, не защемлен, не завален, не примерз к земле.

10. Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза пода­вать соответствующий сигнал крановщику или сигнальщику. При обслуживании крана несколькими стропальщиками сигнал по­дает старший стропальщик.

11.       Подъем груза производить в два приема. Сначала на высоту 200-500 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, равно мерности натяжения стропов,  устойчивости  крана,  надежности действия тормозов. Затем подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту и выйти из опасной зоны в сторону, противопо­ложную направлению перемещения груза. При необходимости перестроповки груз должен быть опущен на землю.

12.       Перед горизонтальным перемещением груза или стропов убедить­ся, что они подняты не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

13.       Сопровождать груз, следуя за ним на безопасном расстоянии и следя, чтобы он не перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться.

14.       Для предотвращения самопроизвольного разворота длинномер­ных и громоздких грузов использовать оттяжки или багры необхо­димой длины.

15.       Подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специальной таре, заполняя ее не выше установленной нормы.

16.       Кантовку грузов производить на специально отведенных площадках по технологии, предусматривающей порядок и последовательность операций, способы строповки и указания по безопасному выполнению этой работы.

17.       Укладку грузов производить равномерно, не нарушая установленных габаритов, не загромождая проходы и проезды, соблюдая расстояния от элементов поворотной части крана.

18.  Работы стреловыми самоходными кранами вблизи линии электропередачи, в охранной зоне ЛЭП, под не отключенными контактными проводами городского транспорта производить в соответствии с мерами безопасности, изложенными в наряде-допуске. Перед ка­ждой операцией, связанной с необходимостью соприкосновения с грузом или частями крана, убедиться, что стрела и канаты нахо­дятся на безопасном расстоянии от проводов ЛЭП.

19.       Подходить к грузу, когда он находится на высоте не более 1 м от уровня площадки.

20.  Перед опусканием груза предварительно осмотреть место, на ко­торое он будет установлен, уложить на  место установки прочные подкладки; перед снятием стропов убедиться, что груз надежно ус­тановлен и при   необходимости закреплен.

Кантовка грузов

Кантовкой называют операцию по повертыванию или переворачиванию груза относительно его первоначального положения. Кантовка груза кранами - сложная, ответственная операция, выполнение которой может быть доверено опытным стропальщикам высокой квалификации.

Кантовка грузов производится на специальных площадках по заранее разработанной технологии. Поверхность площадок делается из ароматизирующего материала, не имеет ограждений ( они мешают в работе и могут привести к несчастному случаю). В процессе кантовки применяются различные приспособления: подставки, призмы, угольники, струбцины, балки для крепления угольников.

На кантовальных площадках должны быть вывешены схемы кантовки груза. Стропальщик и сигнальщик должны находиться на безопасном расстоянии сбоку от кантуемого груза. Проводить кантовку на предельной грузоподъемности крана запрещается.

 

К выполнению операций по страповке ( обвязке, зацепке, закреплению, подвешиванию на крюк машины, установке в проектное положение и отцепке) грузов в процессе производства работ грузоподъемными машинами допускаются специально обученные квалификационные рабочие - стропальщики.

Руководство предприятия ( производитель работ грузоподъемными машинами) для обвязки, зацепки, закрепления груза и подвешивания его на крюк крана при помощи стропов или специальных грузозахватных приспособлений или тары должно назначить (приказом или распоряжением) обученных и аттестованных стропальщиков. К выполнению стропальных работ могут быть допущены лица не моложе 18 лет, не имеющих медицинских противопоказаний, прошедших вводный инструктаж, предварительное обучение технике безопасности и стажировку по рабочему месту.

Число стропальщиков, обслуживающих один кран, определяется администрацией предприятия. При работе двух или более стропальщиков , один из них назначается старшим. Стропальщик в своей работе подчиняется лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

 

Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен знать:

1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком;

2) производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами;

3) назначение и конструктивные особенности грузозахватных приспособлений и тары;

4) схемы строповки или кантовки грузов;

5) способы визуального определения массы груза;

6) порядок осмотра и нормы браковки грузозахватных приспособлений, канатов и тары;

7) нормы заполнения тары;

8) грузоподъемность стропов;

9) предельную длину и диаметр стропов;

10) технологические карты;

11) порядок и габариты складирования грузов;

12) назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других грузозахватных приспособлений;

13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке или в цехе;

14) технические характеристики обслуживаемых стропальщиком грузоподъемных машин',

15) основные требования безопасности при работе грузоподъемных машин вблизи линии электропередачи;

16) меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов;

17) способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве;

18) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения;

19) расположение рубильника, подающего напряжение на кран с электроприводом.

 

Стропальщик должен уметь:

1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета и положения выносных опор;

2) выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения;

3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие грузозахватных приспособлений (расстроповку);

4) выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза;

5) определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и правильно их применять;

6) правильно подавать сигналы крановщику (машинисту);

7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте;

8) оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;

9)  отключать краны от электрической сети в аварийных случаях.

 

 

Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией предприятия:

•      периодически (не реже одного раза в 12 месяцев);

•      при переходе с одного предприятия на другое;

•      по требованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией ГПМ или инспектора Ростехнадзора. Повторная проверка проводится в объеме производственной инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.

 

Организация рабочего места стропальщика

Рабочим местом стропальщика является специально оборудованная площадка для приема и складирования поступающих грузов, а также другие подразделения и склады, с которых произ­водится поставка оборудования и материалов согласно полученному стропальщиком наряду.

Рабочей зоной является пространство, связанное с погрузо-разгрузочными работами производимыми ГМ, и выполнением работ по заданию на производственном объекте.

На рабочем месте стропальщика должны находиться: "сменный журнал работы ГПМ" - в котором отмечаются дата, смена, Ф.И.О. крановщика, отработано часов, замечания о приемке крана, отметка о проверке ограничителей, роспись в приемке, десятидневный осмотр крана."Журнал регистрации и периодических осмотров стропов" - в котором отмечается поступление тропов, присвоенный номер, наименование стропов, грузоподъемность, дата испытания, результаты периодических осмотров, роспись ответственного за осмотр стропов.

Производственная инструкция стропальщика

Разрабатывается на предприятии на основании "Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами" (РД 10-107-96) с учетом конструктивных особенностей машин и грузозахватных приспособлений, а также местных условий их безопасной эксплуатации и вводится в действие приказом по предприятию. Производственная инструкция должна быть выдана стропальщику на руки под роспись.

 

Требования к знаковой сигнализации

Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком (рекомендуемая знаковая сигнализация). При возведении зданий или сооружений высотой более 36 м должна применяться двухсторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков.

 

Перемещение грузов двумя и более кранами

Подъем   и   перемещение   груза  несколькими кранами допускаются в отдельных случаях. Такая работа должна производиться   в соответствии   с   проектом   или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться указания по безопасному перемещению груза.

При подъеме и перемещении груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъемность крана. Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответ­ственного за безопасное производство работ кранами.

 

Перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.

Подъем людей кранами мостового типа может производиться в исключительных случаях, предусмотренных руководством по эксплуатации крана, и только в специально спроектированной   и   изготовленной   кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами Ростехнадзора;

Перемещение   грузов   над перекрытиями,   под которыми могут

находиться люди

Перемещение   грузов   над перекрытиями,   под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с органами Ростехнадзора может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, где находятся люди, после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

- Несоответствие частей, деталей и вспомогательных приспособлений подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устрой­ства, установки, эксплуатации техническим условиям, стандартам, нормам и правилам.

- Отсутствие ограждения всех движущихся или вращающихся частей механизмов.

- Отсутствие или выход из строя приборов и устройств безопасности ГПМ

( ограничителей, концевых выключателей, приборов защиты, блокировок и др.)

- Незнание или не владение стропальщиком знаковой сигнализации применяемой для перемещения грузов кранами.

- Несоблюдение стропальщиком или крановщиком должностных инструкций.

- Работа неисправными съемными грузозахватными приспособлениями, грузозахватными органами (крюками, грейферами, электромагнитами, и др.), тарой.

- Несогласованность действий и др.

 

Основными опасным и вредными производственными факторами при погрузо-разгрузочных работах и складировании грузов являются:

- загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

- повышенная и пониженная температура в рабочей зоне;

- повышенный уровень шума;

- повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- прямая и отраженная блесткость;

- расположение рабочего места на значительной высоте;

- движущиеся машины и механизмы;

- подвижные части кранового оборудования;

- поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, и др.

- острые кромки перемещаемого груза;

- выступающие рым-болты;

- повышенные напряжения электрических цепей для кранов с электроприводом;

- токсические воздействия этилированного бензина для автомобильных кранов и т.д.

 

 

Расследование несчастных случаев на предприятии

Любой несчастный случай, происшедший с работником предприятия, должен быть расследован. Расследование проводит комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия, в состав которой не входит ответственный за безопасность труда на участке , на котором произошел несчастный случай.

При расследовании несчастных случаев, связанных с эксплуатацией кранов, комиссию возглавляет представитель Ростехнадзора.

По результатам расследования составляется акт формы Н — 1 - несчастный случай на производстве. Один экземпляр акта должен быть выдан пострадавшему на руки, другой хранится предприятием в течении 45 лет.

По решению комиссии могут не считаться несчастными случаями на производстве, учитываться и оформляться актом произвольной формы:

а) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства ( по медицинскому заключению или заключению следственных органов);

б) смерть, единственной причиной которой являлось алкогольное или наркотическое опьянение, не связанное с нарушением технологического процесса (по медицинскому заключению);

в) несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим поступка, содержащего уголовно наказуемые деяния ( по постановлению суда).

 

Оказание первой помощи пострадавшему

Оказание первой помощи пострадавшему, это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками. Главным в оказании первой помощи является её срочность.

Последовательность оказания первой помощи:

а) устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего, оценить состояние пострадавшего;

б) определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность операций по его спасению;

в) выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности;

г) поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;

д) вызвать скорую медицинскую помощь или врача либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;

 

Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению защищенности личности , имущества, общества и государства от пожара.

Средства оповещения и тушения пожаров включают в себя звуковое, речевое и световое оповещение и установки пожаротушения (ручные и автоматические, водяного пенного, порошкового и газового пожаротушения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////