Эволюция. Общий тест для проверки знаний (2020 год)

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция. Общий тест для проверки знаний (2020 год)

 

 

БЛОК ЭВОЛЮЦИЯ
Тест для проверки знаний по всему разделу
I. Термины. Видообразование. Мутации. Критерии вида.
1. Если в процессе эволюции у животных сформировалось сердце, изображённое на рисунке, то этим
животным присущи.
1) кожное дыхание
2) воздушные мешки
3) один шейный позвонок
4) плавательный пузырь
5) наличие киля на грудине
6) два крута кровообращения
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида
Кит синий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) У синего кита вытянутое тело: отношение длины к толщине тела у него значительно больше, чем у других
усатых китов. (2) Он обладает хорошо развитым цедильным аппаратом, образованным пластинами китового
уса. (З) Основу его питания составляют мелкие планктонные ракообразные, реже — более крупные рачки,
мелкая рыба. (4) Киты держатся преимущественно у поверхности воды, редко погружаются на глубину. (5)
Перед родами самки китов зимой плывут в более тёплые воды, а летом для нагула жира — в более холодные.
(6) Размножаются синие киты раз в два года.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида
Большой пёстрый дятел. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Большой пёстрый дятел имеет чёрное оперение с белыми полосками и ярко-красным подхвостьем. (2) У
самца имеется красная поперечная полоса на затылке. (3) Дятел имеет крепкий, заострённый, долотообразный
клюв. (4) Питается дятел насекомыми, например, жуками и их личинками, которых он достаёт из-под коры.
(5) Осенью и зимой большой пёстрый дятел питается семенами хвойных деревьев, каждый день он разбивает
до 100 шишек. (6) Селится дятел в дуплах, глубина которых достигает 28-35 см.
4. Установите последовательность формирования покровительственной окраски у насекомых в процессе
эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) увеличение численности особей с новой окраской и распространение в популяции
2) появление случайных мутаций и изменение окраски тела
3) формирование популяции особей с новой покровительственной окраской тела
4) сохранение особей со случайными мутациями естественным отбором
5. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений. Запишите в таблицу
соответствующую последовательность цифр.
1) образование цветка
2) появление вегетативных органов (корней, побегов)
3) формирование примитивной покровной ткани
4) возникновение многоклеточных слоевищных форм
5) появление семени
6. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) филогенетические ряды
Б) гомологичные органы
B) переходные формы
Г) рудименты
Д) атавизмы
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) палеонтологический 2) сравнительно-морфологический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
7. Установите соответствие между примерами и сравнительно-морфологическими доказательствами
эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИМЕРЫ
A) жабры рака и рыбы
Б) передние конечности кита и крота
B) глаза осьминога и тюленя
Г) передние конечности птицы и летучей мыши
Д) бегательные конечности кошки и жука
СРАВНИТЕЛЬНО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ
1) гомологичные органы 2) аналогичные органы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
8. Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбораª. Заполните пустые ячейки таблицы, используя
термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий
термин из предложенного списка.
Список терминов и понятий:
1) искусственный отбор
2) движущий отбор
3) методический отбор
4) проявление крайних значений признака
5) сохранение выгодных для человека признаков
6) сохранение реликтовых видов
7) формирование популяции погремка с ранним и поздним цветением
8) увеличение длины бычьего цепня во время жизни
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
9. При каких условиях генетически разнообразная популяция организмов может со временем образовать два
вида? Укажите возможные причины. Ответ поясните.
10. Современные кистепёрые рыбы находятся в состоянии биологического регресса. Приведите
доказательства этого явления. Ответ поясните.
11. Какой путь достижения биологического прогресса обозначен на рисунке цифрой 1? Дайте определение
этому пути. Приведите не менее двух примеров этого пути развития у растений отдела Голосеменные.
12. Найдите 3 ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются плотность,
возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей класса. 4.
Популяция - это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном
водоеме, представляют собой популяцию.
II. Теория Дарвина. Синтетическая теория эволюции.
1. Какие утверждение соответствуют теории эволюции Ч. Дарвина?
1) В условиях борьбы за существование выживают наиболее приспособленные особи
2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций
3) Естественный отбор - направляющий фактор эволюции
4) Эволюция видов имеет дивергентный характер
5) Внутренне стремление к совершенству - фактор эволюции
6) Популяция - элементарна единица эволюции
2. Вклад эволюционной теории Ч. Дарвина в формирование научной картины мира состоит в обосновании
1) химической эволюции
2) процесса образования новых видов
3) клеточного строения организмов
4) роли естественного отбора в эволюции
5) процесса формирования приспособленности
6) происхождения живого от неживого
3. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) отбор в пользу гетерозигот
Б) отбор особей с крайними отклонениями от среднего значения признака
B) постепенное преобразование, старых и выработка новых значений признака
Г) отбор в пользу гомозигот
Д) отбор особей со средним значением признака
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
4. Установите соответствие между примерами и видами борьбы за существование: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) вытеснение чёрной крысы серой крысой
Б) поведение самцов лосей в брачный период
B) охота лисицы на мышей
Г) рост одновозрастных проростков свёклы на одной грядке
Д) поведение кукушонка в гнезде другой птицы
Е) соперничество львов в одном прайде
ВИДЫ БОРЬБЫ ЗАСУЩЕСТВОВАНИЕ
1) внутривидовая 2) межвидовая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
5. Существует около 300 различных пород голубей. Чарльз Дарвин утверждал, что у них есть единый предок
дикий голубь. Как это могло получиться, приведите доказательства? Какие методы используются при
этом?
6. Как (с позиций Ч. Дарвина) возникла зелёная покровительственная окраска тела у коричневых гусениц,
перешедших на питание зелёными листьями? Ответ поясните.
7. Рассмотрите рисунок. Какой процесс отражен на рисунке? В чём заключается суть этого процесса? С
чем связаны различия в форме клюва у галапагосских вьюрков? Кто впервые описал этот процесс?
8. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их.
(1) Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и цитоплазматическую. (2) Наследственную
изменчивость ещё называют генотипической. (3) Ненаследственная изменчивость связана с изменением
фенотипа. (4) Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, которая контролируется
генотипом. (5) Чарльз Дарвин назвал наследственную изменчивость определенной и групповой. (6)
Генотипическая изменчивость служит материальной основой для естественного отбора. (7) Мутационная
изменчивость обусловлена перестройками генов, хромосом, изменением кариотипа.
III. Пути и главные направления эволюции.
1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме
вопросительным знаком.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны пути достижения биологического
прогресса. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) А.Л. Северцов и И.И. Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции может
достигаться разными путями. (2) Примерами ароморфозов являются эволюция кровеносной, дыхательной
систем органов у животных. (3) Образование разных экологических групп в классе Птицы относят к
идиоадаптациям. (4) Утрата органов или систем органов в связи с переходом к паразитическому образу жизни
— это пример общей дегенерации. (5) Сужение ареала обитания, понижение численности особей
характеризует биологический регресс.
3. Выберите примеры, которые относятся к общей дегенерации. Запишите в таблицу соответствующую
последовательность цифр.
1) редукция органов чувств у паразитических червей
2) покровительственная окраска животных
3) переход к сидячему образу жизни у асцидий
4) плоская форма тела скатов и камбалы.
5) упрощение строения нервной системы у кишечнополостных
6) появление аэробного дыхания
4. Установите последовательность процессов, протекающих при зарождении жизни на Земле.
1) образование коацерватов
2) появление прокариотической клетки
3) абиогенный синтез органических соединений
4) формирование первых замкнутых мембран
5) синтез биополимеров из мономеров
5. Установите последовательность как шла эволюция позвоночных?
1) появление динозавров
2) появление приматов
3) появление стегоцефалов
4) появление панцерных рыб
5) появление питекантропов
6. Установите соответствие между элементарными факторами эволюции и их характеристикой. К
каждой позиции, данной первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
A) Провоцирует появление новых признаков
Б) Приводит к уменьшению разнообразия
B) Приводит к увеличению фенотипического однообразия в популяции
Г) Рассматривается как колебания численности популяции
Д) Приводит к возрастанию концентрации редких аллелей
Е) Приводит к увеличению генетической однородности популяции
ФАКТОР
1) дрейф генов 2) волны жизни
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
A) переход от одноклеточных организмов к многоклеточным
Б) покровительственная окраска у ящерицы
B) переход от ризоидов к корням
Г) обтекаемая форма тела у дельфинов
Д) наличие шерстяного покрова у животных, живущих в северных широтах
Е) увеличение объема головного мозга
НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЕЦИИ
1) Ароморфоз 2) Идиоадаптация
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
8. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия,
приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из
предложенного списка.
Список терминов и понятий:
1) ароморфоз
2) биологический прогресс
3) дивергенция
4) отсутствие конечностей у гадюки
5) конвергенция
6) замкнутая кровеносная система у дождевого червя
7) биологический регресс
8) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
Запишите в таблицу цифры выбранных терминов, понятий под соответствующими буквами.
А
Б
В
9. Объясните, как переселение человеком собак в Австралию привело к образованию нового вида (Дикая
собака динго). Для объяснения используйте знания о факторах эволюции.
10. Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у
пресмыкающихся? Обоснуйте их значение.
11. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
объясните их.
1) В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2)
Оплодотворение у них наружное. 3) Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотными
оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от высыхания и механических повреждений. 4)
Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5) Кожный покров богат железами.
IV. История развития органического мира на Земле: эры и
периоды.
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания этапов эволюции
органического мира в мезозойской эре. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Мезозойская эра началась около 230 млн. лет тому назад и длилась примерно 175 млн. лет. (2) Засушливый
климат уничтожил флору каменноугольного периода, что привело к появлению семенных растений - хвойных,
гинкго, саговниковых. (3) Гинкго - крупное растение сохранилось до наших дней. (4) В конце триаса
появились первые, еще небольшие по размерам динозавры. (5) Среди ящеров в триасовом периоде особенно
выделялись тираннозавры, весившие около шести тонн. (6) В начале мелового периода на суше ещё
господствовали пресмыкающиеся, но стали появляться и настоящие птицы, а также сумчатые и плацентарные
млекопитающие.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые описывают палеонтологические
доказательства эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Одним из доказательств эволюции является изучение организмов, сочетающих в себе признаки как
древних, так и более молодых систематических категорий.
(2) Например, промежуточным звеном между рыбами и наземными позвоночными являются вымершие
ихтиостеги. (3) В отдельных случаях у организмов могут проявляться признаки, которые были выражены у
предков, но в ходе эволюции исчезли. (4) У риниофитов появились механические, покровные и проводящие
ткани, что способствовало их жизни на суше. (5) Сопоставляя флору и фауну материков и островов, учёные
восстанавливают ход эволюционного процесса.
3. Установите последовательность этапов эволюции растений.
1) возникновение псилофитов
2) появление многоклеточных водорослей
3) появление голосеменных
4) возникновение папоротникообразных
5) возникновение покрытосеменных
6) появление одноклеточных водорослей
4. Установите, в какой последовательности происходило развитие растительною мира на Земле.
1) возникновение и господство покрытосеменных
2) возникновение водорослей
3) возникновение и господство голосеменных
4) выход растений на сушу
5) возникновение и господство папоротникообразных
5. Установите соответствие между организмами и эрой, в которой происходил расцвет этих организмов: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) кистепёрые рыбы
Б) птицы
В) папоротники
Г) пресмыкающиеся
Д) покрытосеменные
Е) голосеменные
ЭРЫ
1) мезозойская 2) палеозойская 3) кайнозойская
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
6. Каковы доказательства единства органического мира? Приведите не менее 4-х доказательств.
7. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле.
V. Антропогенез.
1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме
вопросительным знаком.
2. У человека в связи с прямохождением.
1) позвоночник образует четыре плавных изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широким, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палеи кисти противопоставлен всем остальным
3. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими
позвоночными животными?
1) развитие у зародыша хвостового отдела
2) сходство ископаемых остатков животных и человека
3) закладка у зародыша жаберных щелей
4) отсутствие сплошного волосяного покрова
5) закладка сердца у зародыша в виде трубки с пульсирующими стенками
6) рождение детей с 46 хромосомам
4. Установите последовательность, отражающую этапы эволюции человека. Запишите в таблицу
соответствующую последовательность цифр.
1) Дриопитек
2) Кроманьонец
3) Питекантроп
4) Неандерталец
5) Австралопитек
5. Установите последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наиболее
крупного.
1) семейство Гоминиды
2) отряд Приматы
3) тип Хордовые
4) род Человек
5) класс Млекопитающие
6. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-
анатомических доказательств его эволюции.
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ
А) густой волосяной покров на теле
Б) аппендикс
В) копчик
Г) большое число позвонков в хвостовом отделе
Д) многососковость
Е) складка мигательной перепонки
Ж) зубы мудрости
ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) рудименты 2) атавизмы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
7. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека, для которой он характерен.
ПРИЗНАК
А) объем головного мозга 800-1200 см3
Б) использование амулетов из гальки
В) использование скребел и наконечников для копий
Г) появление зачатков речи
Д) начало систематического использования огня
Е) использование шкур животных в качестве одежды и жилища
ИСКОПАЕМАЯ ФОРМА
1) синантроп 2) неандерталец
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
8. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке.
Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Список терминов:
1) Австралопитек
2) Человек умелый
3) Древнейшие люди
4) Кроманьонец
5) Прямохождение, жизнь в скалах, саваннах. Охота с использование камней
6) Использование орудий труда, сложные формы коллективной деятельности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
9. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
10. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? Приведите не менее 4-х
доказательств.
11. Найдите 3 ошибки в приведённом тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, исправьте
их.
1. Кроманьонцы приручали животных и делали первые шаги в земледелии. 2. В эволюции кроманьонцев
ведущую роль продолжали играть биологические факторы. 3. К биологическим факторам эволюции относят:
воспитание, обучение, передачу опыта. 4. На эволюцию всего человечества огромное влияние оказывал труд,
общественный образ жизни и характер труда. 5. В настоящее время на Земле обитает три вида людей, которые
отличаются морфологическими особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////