Состояние и перспективы развития сестринского дела в Республике Казахстан (2019 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Состояние и перспективы развития сестринского дела в Республике Казахстан (2019 год)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ДЕНСАУЛЫК» РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(Постановление

Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 752)

Внедрить совместную Казахстанско-Финскую научно-педагогическую магистратуру для преподавателей сестринского дела вузов и

колледжей РК с выдачей казахстанского диплома Магистра по сестринскому делу и диплома университета JAMK (Финляндия) Master of

Health

Совершенствовать учебные программы подготовки специалистов сестринского дела всех уровней в соответствии с Европейскими

директивами

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» ОТ 27 ИЮЛЯ 2007 ГОДА (ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ 2015 ГОДА)

21-1 Высший колледж – учебное заведение, реализующее интегрированные модульные образовательные программы технического и

профессионального, послесреднего образования

38-1) прикладной бакалавриат – послесреднее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с

присуждением квалификации «прикладной бакалавр»;

38-2) прикладной бакалавр – квалификация, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы послесреднего образования;

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ВХОЖДЕНИЮ КАЗАХСТАНА В ЧИСЛО 30-ТИ

САМЫХ РАЗВИТЫХ ГОСУДАРСТВ МИРА НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2014

года № 752)

Приведение системы подготовки специалистов сестринского дела всех уровней (ТиПО, прикладной бакалавриат, академический

бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) в соответствие с Европейскими директивами

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РК ДО 2019 ГОДА

ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ ПО:

Модернизации медицинского образования.

Модернизации системы сестринского образования РК.

Реализации Комплексного плана развития Сестринского дела в РК до 2019 года.

ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1

Медицинских 

работников

53,3 

тыс

.

ВРАЧИ

СМР

175,2 

тыс.

247,3 

тыс.

11,8 тыс.

45,6 тыс.

в сельской 

местности

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

в системе 

здравоохранения

72,1 

тыс.

141,7 

тыс

.

В РК значение этого показателя равно 2,3 и 

практически не изменилось за 10 летний период

Соотношение численности врачей и среднего 

медицинского персонала в мире

2

Врачи

11,8 тыс.

(16,8%)

СМР

45,6 тыс. 

(29,1%)

Численность всего сестринского и акушерского персонала на 1 000 

населения (ВОЗ, OECD Health Data):

Швейцария (2014) – 17,813
Норвегия (2014) – 17,406
Финляндия (2012) – 14,513
Германия (2014) – 13,479
Австралия (2013) – 12,344
Швеция (2013) – 11,892
Узбекистан (2014) – 11,647
Беларусь (2014) – 10,903
Япония (2012) – 10,797
Франция (2015) – 10,605
Бельгия (2010) – 10,078
США (2005) – 9,884
Канада (2013) – 9,501
Великобритания (2015) – 8,436
Австрия (2014) – 8,192

Казахстан (2013) – 7,991 (7,13 по 017ф)

Литва (2014) – 7,951
Куба (2014) – 7,976
Бразилия (2013) – 7,444 

Украина (2014) – 6,677
Италия (2014) – 6,475
Азербайджан (2014) – 6,351
Эстония (2014) – 5,971
Кыргызстан (2013) – 5,959
Молдова (2014) – 5,312
Израиль (2014) – 5,264
Латвия (2014) – 5,032
Армения (2014) – 4,994
Таджикистан (2014) – 4,729
Болгария (2014) – 4,865
Российская Федерация (2014) – 4,572
Туркменистан (2014) – 4,56
Грузия (2014) – 3,821
Турция (2014)  - 2,519
Индия (2013) – 2,049
Китай (2011) – 1,655
Ирак (2014) – 1,81
Иран (2014) – 1,551

126 984 общего сестринского персонала

, в том числе 105 362 медсестры ТиПО, 12 523 фельдшеров, 9 020 акушерок и 79 

академических бакалавров, непосредственно занятых лечебным и диагностическим процессом (017 форма, 2016 год)

3

Отношение непосредственного занятого лечебным и диагностическим 

процессом всего сестринского персонала к врачам (ВОЗ, OECD Health 

Data, 2015):

Финляндия 4,7
Япония 4,6
Дания 

4,5

Швейцария 4,3
Исландия 4,3
Люксембург 4,2
Канада 4,2
США 4,1
Ирландия 4,0
Норвегия 3,9
Нидерланды 3,7
Индонезия 3,7
Новая Зеландия 3,6
Австралия 3,4
Бельгия 3,2
Германия 3,2
Великобритания 3,0
Франция 2,8
Швеция 2,8
Корея 2,4
Польша 2,4

Чехия 2,2
Венгрия 2,0
Эстония 1,9
Литва 1,8

Казахстан 1,7 (по 017 ф)

Индия 1,7
Словакия 1,7
Южная Африка 1,6
Австрия 1,6
Латвия 1,5
Российская Федерация 1,5
Италия 1,5
Португалия 1,4
Израиль 1,4
Испания 1,3
Китай 1,2
Мексика 1,2
Турция 1,0
Бразилия 0,8
Колумбия 0,6
Греция 0,6

4

Обеспеченность кадрами специалистов сестринского дела в сравнении с 

международными практиками

По данным ВОЗ:

В Республике

За рубежом

Численность

всего

сестринского

и

акушерского

персонала на 1 000 населения в РК

7,991 

(7,13 по 017 ф.)

в Финляндии  – 14,513

Отношение непосредственного занятого лечебным и
диагностическим

процессом

всего

сестринского

персонала к врачам (ВОЗ 2015)

1,7

(по 017 ф.)

в Финляндия 4,7

Доля зарегистрированных медсестер (уровня минимум
прикладного и академического бакалавриата) в общем
сестринском персонале, непосредственно занятого в
лечебном и диагностическом процессе

в РК – 0

37,2% - США (Aiken L.H., et al., 2013)

52,91% - США (Aydin C., et al., 2015)

46,8% - 6 Европейских стран 

(Бельгия, Великобритания, 

Финляндия, Ирландия, Испания, 

Швейцария) (Aiken L.H., et al., 2016)

Доля

зарегистрированных

медсестер,

прошедших

магистратуру по сестринскому делу и получивших статус
APRN – CNP,CNM, CNA, CNS

в РК – 0

в США - 4,26%

5

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Негосударственные  - 2

Факультеты

при непрофильных вузах - 6

государственные медицинские 

колледжи (26)

Семей

негосударственные медицинские 
колледжи (54)

Контингент обучающихся в медицинских ВУЗах–

41224

студентов из них :

Контингент обучающихся  по специальности 

«Сестринское дело»:

-

357 студентов

-

51 магистранта, из них 19 по Казахстанской-

финской магистратуре

Государственные - 5

Контингент колледжей– 72896 учащихся :

-

государственные - 25 397 учащихся

-

негосударственные- 47499 учащихся 

государственные медицинские 

колледжи (26)

6

Прием и выпуск медицинских колледжей 

в динамике (2009-2017)

Контингент обучающихся в медицинских  колледжах

-

относительно стабильное 

количество поступающих

-

увеличение приема в частные 

медицинские колледжи

Востребованность 

профессии у выпускников 

школ

10447

9610

11092

11731

11258

9129

9358

9493

9377

4940

6243

8569

11327

9224

8123

11755

12732

14934

2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018

Государственные
Частные

7422

6716

7010

8216

7805

11202

10195

3988

4843

5070

5613

9804

9804

11333

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Государственные
Частные

7

9 специальностей:

-

лечебное дело 

-

сестринское дело 

-

лабораторная диагностика 

-

фармация 

-

гигиена и эпидемиология 

-

стоматология 

-

стоматология ортопедическая 

-

медицинская оптика 

-

монтаж и техническое обслуж

бсл

уживание

медицинской техники 

Преподаватели

Государственные колледжи – 2300 

-

С первой и высшей категории – 920 (40,5 %)

-

С ученой ст. – 130 (5,6%)

Общее кол-во 
обучающихся

Госзаказ

Договор

Гос.

мед.колледжи

25182

11036

14146

Общее кол-

во об-ся

Госзаказ

Договор

Частные 

мед. колледжи

42 290

1 598

40692

Подготовка ведется в 7 ВУЗах РК 
Общий выпуск составил 1341 
человек

не более 30,5 % университетских бакалавров с высшим 
сестринским образованием трудоустраиваются в соответствии со 
специальностью и уровнем образования. 

Академический бакалавриат по специальности «Сестринское дело»

8

Основная ниша трудоустройства –
медицинских ВУЗов, колледжей

В соответствии с образованием трудоустраиваются 
около 70% выпускников магистратуры. 

с 2011-2012 учебного года начата подготовка магистров
сестринского дела

Аккредитованы на ведение программы магистратуры СД
6 ВУЗов

Количество обучающихся в магистратуре с учетом
приема 2016/2017 учебного года составляет 20 человек.

Общий выпуск магистров СД (с учетом выпуска2016г)
составил 48 чел

Магистратура по специальности «Сестринское дело»

9

Задачи:

• Совершенствование принципов управления сестринским 

образованием

• Внедрение новых компетенций и ролей специалистов 

сестринского дела в системе здравоохранения

• Совершенствование образовательных программ подготовки 

специалистов сестринского дела

• Повышение потенциала преподавателей сестринского дела

• Развитие клинических баз для внедрения дуальной системы 

подготовки специалистов сестринского дела

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА «МОДЕРНИЗАЦИЯ 

МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ» 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РК

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК «ДЕНСАУЛЫК» НА 2016-2019 ГГ.

Задачи

:

• Внедрение новых компетенций и ролей специалистов

сестринского дела в системе здравоохранения

• Институциональное

развитие

медицинских

колледжей

и

университетов

в

соответствии

с

потребностями реформы сестринского дела

• Создание

научной

основы

для

укрепления

сестринского

образования

и

развития

системы

сестринского дела

• Маркетинг и повышение осведомленности о реформе

сестринского дела для формирования позитивного
образа новой профессии медсестры

• Разработка и внедрение механизмов координации

реформы сестринского дела в республике

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО 

ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ДО 2019 ГОДА

10

Основные 

причины

модернизации 

сестринского 

образования в РК

Недооценка роли 

сестринского 

персонала в лечебном 

процессе

Низкий престиж 

профессии и 

значительное 

выбывание из 

профессии 

Проблемы с НПА , 

регулирующими 

деятельность 

медсестер

Низкий уровень развития 

науки в сестринском деле 

в РК

Недостаточная практико-

ориентированность 

программ подготовки

Слабый потенциал 

медицинских 

колледжей

Не эффективный 

механизм 

взаимодействия 

МОО с 

клиническими 

базами

Проблемы:

Старение населения

Увеличение бремени хронических 
болезней

Увеличение расходов на 
здравоохранение

Увеличение акцента на профилактику 
заболеваний

Дефицит врачей

ГЛОБАЛЬНЫЙ 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

11

Медсестра – это помощник врача или отдельная профессия? 

Международный Совет Медсестер (ICN): Cестринское дело охватывает самостоятельный и совместный уход за лицами
всех возрастов, семей, групп и сообществ, больными или здоровыми во всех ситуациях.

Сестринское дело включает в

себя пропаганду здоровья, профилактику болезней и уход за больными, инвалидами и умирающими людьми. Пропаганда,
продвижение безопасной окружающей среды, исследования, участие в формировании политики здравоохранения, а
также управление пациентами и системами здравоохранения, образование также являются ключевыми ролями
сестринского дела.

Американская Ассоциация медсестер (ANA):

Сестринское дело – это защита, продвижение и оптимизация здоровья и

способностей, предотвращение болезней и травм, облегчение исцеления, облегчение страданий с помощью диагностики
и лечения реакции человека и пропаганда в отношении людей, семей, групп, сообществ, и населения.

Задача врача: оценить симптомы, поставить 

врачебный диагноз, назначить лечение

Задача медсестры: 1) ассистировать врачу согласно 

врачебным назначениям; 2) провести сестринскую 

диагностику, определить сестринский диагноз, 

назначить план сестринских вмешательств.

Задача медсестры: работа 

со здоровыми людьми и 

людьми с факторами риска 

(сестринская диагностика, 

план сестринских 

вмешательств; обучение 

людей, семей, населения)

Задача медсестры: работа с 

больными людьми и их 

семьями для 

восстановления здоровья и 

функциональных 

способностей (сестринская 

диагностика, план 

сестринских вмешательств; 

обучение людей, семей, 

населения)

12

Задача врача: оценить симптомы, поставить 

врачебный диагноз, назначить лечение

Задача медсестры: 

1) ассистировать врачу согласно 

врачебным назначениям; 

2) провести сестринскую 

диагностику, определить сестринский диагноз, 

назначить план сестринских вмешательств.

Задача медсестры: работа 

со здоровыми людьми и 

людьми с факторами риска 

(сестринская диагностика, 

план сестринских 

вмешательств; обучение 

людей, семей, населения)

Задача медсестры: работа с 

больными людьми и их 

семьями для 

восстановления здоровья и 

функциональных 

способностей (сестринская 

диагностика, план 

сестринских вмешательств; 

обучение людей, семей, 

населения)

2014 год: социологическое исследование  695 медсестер 

в 64 медицинских организациях РК всех регионов РК 

(поликлиники, стационары, республиканские медорганизации)

Основные навыки медсестер в РК по результатам социологического исследования: гигиена пациента,
асептика, инъекции, забор крови и других материалов на анализы, раскладка и раздача лекарств,
ассистирование врачу при диагностических и лечебных врачебных мероприятиях, информационная работа
по здоровому образу жизни, заполнение статистических талонов, административная работа по заполнению
документов.

Таким образом, в РК медсестры выполняют лишь ассистирование врачу согласно врачебным назначениям,
но не осуществляют практику сестринского дела, отвечающую международным определениям.

13

Суть реформы сестринского дела – создание новой формации медсестер в РК:

Основная группа 2 – Специалисты-профессионалы (Professionals)

2221 Nursing Professionals 
(Профессионалы в 
области сестринского 
дела)

Оказывают услуги по лечению, поддержке и уходу людям, 
испытывающим потребности в сестринском уходе из-за последствий 
старения, травмы, болезни или других физических или психических 
нарушений, или потенциальных рисков для здоровья. 
Принимают на себя 

ответственность за планирование и ведение 

ухода

за пациентами, включая супервизию за другими работниками 

здравоохранения, 

работая автономно или в команде с врачами и 

другими специалистами

в практическом применении 

профилактических и лечебных мероприятий.

Доля в общем сестринском персонале:

37,2% - США (Aiken L.H., 2013)
52,9% - США (Aydin C.,2015)
46,8% - 6 Европейских стран (Бельгия, 
Великобритания, Финляндия, Ирландия, 
Испания, Швейцария) (Aiken L.H., 2016).

Нет в РК

Основная группа 3 – Специалисты-техники и иной средний специальный персонал (Technicians and Associate Professionals)

3221 Nursing Associate
Professionals (помощник 
профессионала в области 
сестр. дела)

Осуществляет базовый сестринский уход людям, испытывающим потребности в сестринском уходе из-за 
последствий старения, травмы, болезни или других физических или психических нарушений. Работают, 

осуществляя планы по оздоровлению, лечению направлению, назначенные профессионалами в области 
медицины, сестринского дела и других областей здравоохранения

Международная стандартная 
классификация профессий 
(ISCO-08)

14

Цель:

Совершенствование и развитие сестринской службы на основе внедрения модели подготовки специалиста сестринского дела новой формации в

соответствии с современными вызовами общества и международными требованиями

16

Совершенствование образовательных программ специалистов сестринской 

службы 

Внедрение совместной Казахстанско-Финской магистратуры для преподавателей 

сестринского дела РК 

Совершенствование образовательных программ всех уровней

Совершенствование управления 

сестринским образованием

Внедрение программ развития 

колледжей, ВУЗов 

Привлечение зарубежных 

экспертов на управленческие 

позиции и в качестве 

преподавателей

Обеспечение 

качества 

сестринского 

образования

Институциональн

ая аккредитация

Специализирова

нная 

аккредитация

Повышение потенциала 

ППС

Разработка Модели 

компетенций ППС

Повышение 

квалификации ППС

Развитие исследований в 

сестринском деле

Внедрение новых компетенций и ролей для специалистов сестринской 

службы

Развитие компетенций 

специалистов 

сестринского дела

Разработка 

профессионального 

стандарта специалистов 

сестринского дела

Разработка стандартов 

услуг специалистов 

сестринского дела

Магистратура - 2 года

Докторантура PhD – 3 года

(в перспективе

)

8 уровень, ВУЗ

7 уровень, ВУЗ

6 уровень, ВУЗ

Академический  бакалавриат   - 4 года

5 уровень

Высший колледж

Прикладной бакалавриат –

3,5 года

4 уровень, ТиПО

3 уровень

ТиПО

Средняя школа

«Медицинская сестра общей практики» 

- 3 года 

«Специализированная  медицинская 

сестра»  - 3 года

«Младшая медицинская сестра по уходу»  

- 10 мес.

Общеобразовательная школа 

(9  и 11 классов)

Модель подготовки специалистов сестринского 

дела РК  новой формации

Проблема

: Несоответствие функционирования системы сестринского образования, науки и практики Европейским Директивам 

Основные направления

Модернизация системы сестринского образования РК 

15

Образовательная программа прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело»

Уровень диплома

Национальная рамка квалификаций РК – уровень 5 (послесреднее образование)

Длительность программы

3 года 6 месяцев и 1 год 6 месяцев (ускоренная траектория)

Организация учебного процесса

По кредитной технологии обучения

Трудоемкость программы

6 300 часов, 140 KZ кредитов, 210 ECTS кредитов

Количество часов клинической практики
в общем объеме часов

3 072 часа, 68 KZ кредитов, 102 ECTS кредитов (48,8%)

Количество часов элективов в общем
объеме часов

270 часов, 6 KZ кредитов, 10 ECTS кредитов (6,3%)

Типы курсов

Обязательные

базовые

и

профессиональные

дисциплины,

клиническая

практика,

выполнение и защита дипломной работы, элективы.

Форма обучения

Очная.
Возможно использование дистанционного обучения как компонента образовательного
процесса.

Форма завершения

Защита дипломной работы

Возможности трудоустройства

Медсестра расширенной практики (квалификация «Прикладной бакалавр сестринского
дела») во всех медицинских организациях

Соответствие

международным

рекомендациям

The requirements of the directive (2005/36/EY) issued by the European Parliament and Council on
7 September 2005 covering the recognition of professional qualifications. (2013/55/EU 20
November 2013)

16

Потребность в обучении/переобучении медсестер уровня бакалавриата с квалификациями к ведению независимой 

профессиональной сестринской деятельности

Планируемая доля бакалавров сестринского дела в общем сестринском
персонале:

5% 

(2020)

10%

(2025)

20%

(2030)

30%

(2035)

40%

(2040)

Количество медсестер, требующих обучения/переобучения (исходя из
общего количества сестринского персонала 126 984 в отчетном году, без
учета ежегодного прироста)

6 349

12 698

25 396

38 095

50 793

7 вузов:

Выпуск академических бакалавров/магистров:
2011 – 119
2012 – 191
2013 – 242 / 5
2014 – 163 /10
2015 – 281 / 17
2016 – 196 / 4
2017 – 149 / 
Трудоустройство – 30,5%
+ Эмили (3 000), + российские вузы (???)

80 колледжей (26 гос. и 54 частных)

Выпуск медсестер:
2011 – 11 410 (из них 7 422 в гос.колледжах)
2012 – 11 559 (из них 6 716 в гос.колледжах)
2013 – 12 080 (из них 7 010 в гос.колледжах) 
2014 – 13 829 (из них 8 216 в гос.колледжах)
2015 – 17 609 (из них 7 805 в гос.колледжах)
2016 – 20 983 (из них 11 202 в гос.колледжах)
В гос.колледжах – 42,7% госзаказ, 57,3% - договор
В част.колледжах – 1,2% госзаказ, 98,8% - договор
Трудоустройство – 59%

Решение: 

пересмотр подготовки с ориентацией на 

клиническую деятельность, введение гибкой траектории 
переобучения работающих медсестер.

Решение: 

реорганизация в Высшие колледжи для подготовки 

прикладных бакалавров сестринского дела 

(проект ММОН: 40% в 2019 

году), 

введение гибкой траектории переобучения работающих 

медсестер.

17

Зависимость результатов лечения пациентов от уровня 

квалификации медицинских сестер

С увеличением рабочей нагрузки медсестер в расчете на одного пациента

вероятность смерти стационарных больных в течение

30

дней после

поступления повысилась на

7%

Каждое увеличение на

10%

численности медицинских сестер, имеющих

степень бакалавра, было связано со снижением этой вероятности на

7%

Такая взаимосвязь означает, что смертность среди пациентов больниц, в

которых

60%

медсестер имели степень бакалавра и обслуживали в среднем

по

6

пациентов, могла быть почти на

30%

ниже,

чем среди пациентов больниц, в которых только

30%

медсестер имели степень

бакалавра, и при этом медсестры обслуживали в среднем по восемь

пациентов

.

(Lancet: Aiken et al Nurse staffing and education and hospital mortality in nine European countries: a

retrospective observational study [Численность и уровень образования медсестер и больничная

смертность в девяти Европейских странах: ретроспективное не экспериментальное исследование]

18

НПА по образованию специалистов сестринского дела:

Классификатор профессий и специальностей 
ТиПО, послесреднего образования ГК РК 05-
2008

Младшая медсестра, медсестра ТиПО, дополнительно внесен «Прикладной бакалавр сестринского дела» (приказ 
МИР РК от 1 июля 2017 №186-од)

Классификатор специальностей высшего и 
послевуз. образования РК ГК РК 08-2009

Академический бакалавриат и магистратура по сестринскому делу. Планируется введение PhD по сестринскому 
делу.

Номенклатура медицинских и 
фармацевтических специальностей (приказ 
МЗ РК №774)

Младшая медсестра, медсестра ТиПО, академический бакалавриат, дополнительно внесен «Прикладной 
бакалавр сестринского дела» в специальности с послесредним образованием.

ГОСО и ТУПы прикладного бакалавриата

Разработаны впервые и утверждены приказом МЗ РК от 29.06.2017 № 471 (проект МБРР)

ГОСО и ТУПы академического бакалавриата

Пересмотрены с учетом европейских директив и утверждены приказом МЗ РК от 29.06.2017 № 471 (проект МБРР)

ГОСО и ТУПы ТиПО

В процессе пересмотра, планируются к утверждению в 2018 г. (проект МБРР)

ГОСО и ТУПы магистратуры

В процессе пересмотра, планируются к утверждению в 2019 г. (проект МБРР)

ГОСО и ТУПы PhD-докторантуры

В процессе пересмотра, планируются к утверждению в 2019 г. (проект МБРР)

Профессиональный стандарт по 
специальности «Сестринское дело»

Внесены все уровни специалистов сестринского дела (младшая медсестра, медсестра ТиПО, прикладной, 
академический бакалавр, магистр и PhD сестринского дела), одобрены на отраслевой комиссии НПП «Атамекен», 
в процессе утверждения.

Отраслевая рамка квалификаций в сфере 
здравоохранения РК 

Внесены все уровни специалистов сестринского дела (младшая медсестра, медсестра ТиПО, прикладной, 
академический бакалавр, магистр и PhD сестринского дела), одобрены РУМС, в процессе утверждения.

19

8

PhD сестринского 
дела

Развитие сестринской науки.

Независимая 
профессиональная 
деятельность

7

Магистр
сестринского дела

Развитие профессиональной сестринской деятельности;

Развитие сестринского образования и исследований.

Независимая 
профессиональная 
деятельность

6

Академический 
бакалавр  
сестринского дела

Профессиональная сестринская деятельность:

Независимый сестринский процесс  -сестринская оценка, сестринский диагноз, сестринские 
технологии и вмешательства;

Сестринские технологии по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, 
расширению возможностей клиентов;

Делегированные от врача расширенные функции;

Доказательные сестринские руководства;

Организационные политики и менеджмент.

Независимая 
профессиональная 
деятельность

5

Прикладной 
бакалавр 
сестринского дела

Профессиональная сестринская деятельность:

Независимый сестринский процесс  - сестринская оценка, сестринский диагноз, 
сестринские технологии и вмешательства;

Сестринские технологии по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, 
расширению возможностей клиентов;

Делегированные от врача расширенные функции.

Менеджмент на уровне старшей медсестры.

Независимая 
профессиональная 
деятельность

4

Медсестра ТиПО

Инъекции, манипуляции, диагностические и лечебные процедуры по назначению врача;

Сестринский уход согласно плану сестринских вмешательств по назначению прикладного/ 
академического бакалавра сестринского дела.

Супервизия врача и 
прикладного/ 
академического 
бакалавра

3

Младшая 
медсестра

Личная гигиена, кормление, транспортировка пациента

Супервизия медсестры 
ТиПО

20

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ по разработке и внедрению новой модели сестринской службы в организациях практического 

здравоохранения – клинических базах высших медицинских колледжей РК

Старт с августа 2017 года, 

подключение к проекту ЮНИСЕФ с 
октября 2018 года,

подключение к проекту финских 
экспертов с января 2018 года. 

7 высших медицинских колледжей 

9 поликлиник

7 многопрофильных взрослых стационаров

7 многопрофильных детских стационаров

7 перинатальных центров

Международные консультанты: финские партнеры в рамках проекта МБРР
Казахстанские консультанты

1. Проведено социологическое исследование работодателей, пациентов, выпускников прикладного бакалавриата.
2. Определены области независимой профессиональной практики медсестер новой формации:

Независимая сестринская оценка и план ухода

Делегирование от врачей медсестрам

Обучение и руководство пациентов и их семей

Коммуникации и координация в команде специалистов здравоохранения

Качество ухода и безопасность пациента

Укрепление и профилактика здоровья

Доказательная сестринская практика

Профессионализм и обновление знаний

Наставничество/менторство и супервизия

Управление и лидерство

3. Определены концептуальные модели организации сестринской службы:

Первичная сестринская модель: одна медсестра несет ответственность за незаивисмое принятие решений в рамках сестринской оценки пациента, 
планирования сестринской помощи и оценки прогресса этого пациента на протяжении всего его пребывания в больнице и при выписке.

Командная сестринская модель: организация многопрофессиональной команды медсестер, врачей и других специалистов здравоохранения для работы в 
нестабильных условиях, более эффективного решения проблем. 

4. Определены рекомендации к типовой организационной структуре медицинских организаций на основе надлежащих мировых практик управления 
сестринской службой.

21

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ по разработке и внедрению новой модели сестринской службы в организациях практического 

здравоохранения – клинических базах высших медицинских колледжей РК

5

. Предложены изменения в Номенклатуру должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК №775

):

внедрение должности «медсестра расширенной практики» для прикладных и академических бакалавров;

перенос старших медсестер в раздел должностей руководителей.

6. Предложены изменения в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК №791

):

введение должности «медсестра расширенной практики» для прикладных и академических бакалавров, пересмотр квалификационных
характеристик по функционалу должностей руководителей (зам.директора по сестринскому делу/главная медсестра, старшая медсестра) с
учетом внедрения новой модели управления сестринской службой;

введение делегированных функций от врача медсестрам в функциональные обязанности медсестер расширенной практики.

7. Предложены изменения в Реестр должностей гражданских служащих в некоторых сферах системы здравоохранения (приказ МЗСР
№1043

)

ввести должности для медсестер расширенной практики с послесредним уровнем квалификации (предварительный официальный ответ
Министерства труда и социальной защиты – В3);

8. Предложены изменения в Положение о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую
помощь (Приказ МЗ РК №7

):

разграничение функционала фельдшера, медсестры расширенной практики, медсестры;

делегирование медсестрам расширенной практики функционала врачей в части индивидуального приема, динамического наблюдения,
консультирования, обучения и патронажа в рамках программы управления заболеваниями, универсальной-прогрессивной модели
патронажной службы; организации деятельности по укреплению здоровья и профилактики заболеваний, скринингах, вакцинации, проведения
ряда диагностических и лечебных манипуляций.

22

2 фаза (продолжение ) пилотного проекта по внедрению 

новой модели сестринской службы в организациях здравоохранения

Приказ МЗ РК №419 от 4 июля 2018 г.

БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ

1. Классификация 

сестринских диагнозов 

и вмешательств

2. Внедрение универсально-

прогрессивной модели 

патронажной службы в 

ПМСП

3. Внедрение новой модели 

сестринской службы в  

приемном покое и 

клинических отделениях 

стационара

4.Внедрение новой модели 

сестринской службы в организациях  

ПМСП в части ПУЗ, «триаж», школ 

здоровья,  скринингов, профилактики и 

диспансеризации 

5. Анализ выгод и рисков , разработка 

модели изменений структуры рынка 

кадровых ресусрсов

23

Методические рекомендации для колледжей

по включению информационных модулей 

ЮНИСЕФ в учебные программы сестринского 

дела уровня ТиПО и прикладного бакалавриата

Методические рекомендации для 
организаций ПМСП по внедрению 
универсальной прогрессивной модели 
патронажной службы

24

Организация обучения сотрудников 

патронажной службы пилотных 
поликлиник по ИВБДВ и УПМПС

Обучено всего 144 патронажных работника

, в том 

числе 8 прикладных бакалавров, работающих 
патронажной медсестрой.
Из них 34 обучено национальными тренерами 
ЮНИСЕФ, 110 - каскадным методом. 

Подготовка кураторов (старшие 

медсестры, ВОП, зав.отделениями, 
зам.главврача) для мониторинга 
эффективности качества работы 
патронажной службы

18 кураторов обучено по УПМПС

.

Из них 9 обучено национальными тренерами 
ЮНИСЕФ, 9 - каскадным методом.

Пилотное внедрение УПМПС на 
педиатрических участках поликлиник

Пилотное внедрение УПМПС начато на 

50 участках ВОП и 16 педиатрических участках

.

Подготовка специалистов для 
централизованного обучения УПМПС 
для всех регионов РК

Помимо самих 

национальных тренеров ЮНИСЕФ по 

УПМПС

(4 человека), национальные тренера ЮНИСЕФ 

обучили 

всех координаторов ИВБДВ

во всех регионах 

страны и 

7 тренеров из числа преподавателей 

высших колледжей для внутреннего обучения. 

25

Разработка внутренних СОП 
по расширенным и 
делегированным функциям 
медсестер разных уровней 
образования

Начата работа над интеграцией деятельности медсестер - прикладных бакалавров в 

программы управления заболеваниями

.

В рамках проекта ВБ исследовательским комитетом в 2018 году под менторством 
стратегических партнеров из Финляндии подготовлены проекты 

4 доказательных 

сестринских клинических руководств:

1.

Оценка риска и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний: клиническое
руководство для медсестер (ПМСП и стационары);

2.

Хроническая сердечная недостаточность: клиническое руководство для
медсестер по ведению больных (ПМСП и стационары);

3.

Сахарный диабет 2 типа у взрослых: клиническое руководство для медсестер
по ведению больных (ПМСП и стационары);

4.

Обучение и самоконтроль больных астмой: клиническое руководство для
медсестер (ПМСП и стационары).

В 3 квартале 2018 года эти руководства предполагается направить на рассмотрение в 
МЗ РК на ОКК.

После утверждения клинических руководств начнется работа по подготовке 
материалов для внедрения

, в том числе СОПов, унифицированных учебных программ 

и учебных материалов, обучению медсестер - национальных тренеров и региональных 
координаторов по данным делегированным расширенным функциям в рамках ПУЗ.

Методологическое 
сопровождение и обучение 
медсестер пилотных 
организаций по 
делегированным функциям

ПОЛИКЛИНИКИ:

26

Разработка внутренних СОП по 
расширенным и делегированным 
функциям медсестер разных 
уровней образования

Сформированы пилотные сферы внедрения расширенного функционала прикладных 
бакалавров:

-

триаж 

-

ОАРИТ (взр., перинат.)

-

отделение травматологии и ортопедии (взр., дет)

-

соматическое отделение (дет.)

-

хирургическое отделение (взр., дет.)

-

отделение сосудистой хирургии (взр.

-

неврологическое отделение (дет.)

-

ЛОР-отделение (дет.)

-

кардионефрологическое отделение (дет.)

-

глазное отделение (дет.)

-

отделение патологии новорожденных

-

отделение совместного пребывания “Мать и Дитя”

Начата работа над СОП для медсестер. 

Разработанные исследовательским комитетом 

4 доказательных клинических руководства по 

астме, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, хронической сердечной 
недостаточности и диабету 2 типа будут применены при разработке СОПов и в стационаре.

Исследовательским комитетом также 

начата работа над новыми доказательными 

клиническими руководствами для медсестер: по управлению болью, реабилитации после 
инсульта, ведению больных детским церебральным параличом, больных раком, при 
травмах

, работа продолжится в 2019 году.

Методологическое 
сопровождение и обучение 
медсестер пилотных 
организаций по делегированным 
функциям

СТАЦИОНАРЫ

:

27

Анализ выгод и рисков, разработка модели изменений 

структуры рынка кадровых ресурсов здравоохранения

28

Идентификация выгод по показателям “результатов” (Outputs)

Показатели 
“результатов” 
(Outputs)

Качество и 
безопасность

Большее число медсестер RN (бакалавров) 

ассоциируется с:

более высоким уровнем удовлетворенности пациентов

(Aiken et al, 2018; Shin, 2013);

меньшей частотой неассистируемых падений в стационарах, ошибок при введении
лекарственных средств

(Lake et al, 2010; Kendall-Gallagher et al, 2009);

снижением риска инфекций

(Uchida-Nakakoji et al, 2015; Kane et al, 2007)

Каждая дополнительная ставка медсестры RN (бакалавра) на один пациенто-день

(Kane et al, 

2007);

в хирургических отделениях -

предотвращала 7 случаев инфицирования ран и 4 случая

нозокомиального сепсиса на 1000

госпитализированных хирургических пациентов;

в отделениях интенсивной терапии –

предотвращала 7 случаев госпитальной пневмонии, 7

случаев дыхательной недостаточности, 6 случаев незапланированных экстубаций и 2 случая
клинической смерти на 1000

пациентов.

29

Потенциальные преимущества внедрения новой модели сестринской службы в 

РК:

Повышение удовлетворенности пациентов

работой медсестер;

Снижение частоты развития осложнений

, связанных с сестринским процессом;

Улучшение показателей здоровья

у пациентов в отделениях и больницах

сестринского ухода;

Снижение частоты потенциально предотвратимых госпитализаций

;

Уменьшение

продолжительности пребывания больных в стационаре

;

Оптимизация структуры затрат на здравоохранение

вследствие предотвращения

осложнений у больных и улучшение состояния здоровья населения;

Снижение смертности

населения.

30

Для достижения потенциальных выгод необходимо минимизировать риски:

Предусмотреть финансовые механизмы, в том числе возможности прямой оплаты за сестринские
услуги, для создания возможностей медицинским организациям 

увеличить возможности

финансирования для обеспечения должного уровня штатов медицинских сестер

, в первую очередь

на внедрение штатов медсестер расширенной практики для прикладных и академических бакалавров
сестринского дела, а также для создания благоприятного рабочего окружения;

Предусмотреть 

финансовые и организационные механизмы для поддержки

исследований в сестринском деле и разработки доказательных сестринских руководств

для 

того, чтобы внедрить наилучшие доказательные практики сестринского дела в медицинских 
организациях страны.  

31

делу

Проект ММОН: Модель развития сестринской службы в РК

Управление системой сестринского образования

Программы подготовки специалистов СД всех 

уровней, соответствующие Европейским 

директивам

Программы подготовки

Внедренная программа докторантуры по 

сестринскому делу

Медицинская 

сестра, 

выполняющая  

расширенные 

задачи 

сестринского 

процесса, 

равноправный 

партнер  врача

Инфраструктура

Эффективные программы развития медицинских 

колледжей

Новая система управления сестринской службой в МО, в т.ч. 

введение должности зам. Глав врача по сестренскому делу

Стандарты услуг специалистов сестринского дела, 

разработанные на основе международного опыта

Система управления сестринской службой 

Медицинские колледжи, реорганизованные в Высшие 

колледжи

Эффективная система оценка деятельности медсестер

Система квалификации специалистов сестринского дела, 

отвечающая стратегии развития отрасли

Cовместная двухдипломная Казахско-Финская 
магистратура для ППС по СД

Пересмотр квалификационных требований к 

лицензированию образовательных программ ТиПО

Преподаватели

Эффективная политика 

развития преподавателей 

медколледжей

Переход к практике обучения  СМР 

специалистами с сестринским 

образованием

Внедрение принципов межпрофессиональной 

подготовки медсестер и врачей

Центры компетенций для менеджеров и преподавателей 

СД (на базе мед.колледжей при ВУЗах)

Внедрение специализированной 

программы для НПР преподавателей 

медколледжей

Клинические базы медицинских 

колледжей, предоставляющие 

условия для дуальной подготвки 

Контроль и оценка

Аккредитация медицинских колледжей и 

образовательных программ и 

мед.колледжей

Внедрение независимой оценки знаний 

выпускников медицинских колледжей

Эффективная модель наставничества 
(менторства) для обучающихся 
медицинских колледжей  
специалистами клинических  баз

Электронная система ведения сестринской документации

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////