Внедрение модели организации сестринских услуг (Республика Казахстан). Методические Рекомендации (2019 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение модели организации сестринских услуг (Республика Казахстан). Методические Рекомендации (2019 год)

 

 

Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Проект «Социальное медицинское страхование»
Единые рекомендации организациям практического
здравоохранения по внедрению модели организации сестринских услуг
(Методические рекомендации)
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень сокращений, условных обозначений, символов«««...«4
Понятия, используемые в методических рекомендациях «««««5
Введение «««««««««««««««««««««..««««...7
Глава 1. Современные тенденции в системе управления сестринской
службой в организациях практического здравоохранения передовых
стран……………………………………………………………………………….8
Глава 2. Рекомендации по внесению изменений в нормативно-
правовую базу для регулирования деятельности медицинской(ого)
сестры/брата расширенной практики в Республике Казахстан
…………………………………………………………………………………….11
Глава
3. Рекомендации по совершенствованию инструментов
управления сестринской службой в медицинских организациях с
внедрением должности медицинская(ий) сестра/брат расширенной
практики………………………………………………………………………...13
3.1 Новые требования к организационной структуре медицинских
организаций практического здравоохранения разных профилей «««««14
3.2 Изменения в штатном расписании медицинских организаций
практического здравоохранения ««««««««««««««««««.18
3.3 Типовая должностная инструкция медицинской(ого) сестры/брата
расширенной практики ««««««««««««««««««««««24
3.4
Изменения требований к квалификации, функциональные
обязанности,
предъявляемые к медицинским сестрам разного
уровня«««««««««««««««««««««««««««««.26
Заключение………………………………………………………………...33
Список использованных источников«««««««««««««..34
3
Перечень сокращений, условных обозначений, символов
РК
Республика Казахстан
МЗ РК
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
НПА
нормативно-правовые акты
ДНЧР
Департамент науки и человеческих ресурсов
ВМК
высший медицинский колледж
УОЗ
Управление общественного здоровья
МО
медицинская организация
ПМСП
первичная медико-санитарная помощь
СД
сестринское дело
ТИПО
техническое и профессиональное образование
МлМС
младшая медсестра
ПрикБ
прикладной бакалавр
АкадБ
академический бакалавр
ПУЗ
программа управления заболеваниями
УПМПС
универсально-прогрессивная модель патронажной службы
СМР
средний медицинский работник
PhD
ученая степень доктора философии
4
Понятия, используемые в методических рекомендациях:
Методические
научно-медицинская
разработка,
предлагающая
рекомендации
наиболее эффективные, рациональные варианты
(методы,
алгоритмы,
образцы)
действий
применительно
к
определенному
виду
деятельности/изучаемой
области
знаний,
выработанные на основе положительного опыта и
результатов предшествующих исследований
МлМС
младшая медсестра, прошедшая обучение на базе
общего среднего образования в течение 10 месяцев в
колледже
Медицинская
выпускник колледжа с полным циклом технического
сестра ТиПО
и профессионального образования - медсестра
ПрикБ
прикладной бакалавр сестринского дела, прошедший
обучение на базе высшего медицинского колледжа,
образование послесреднее
АкадБ
академический бакалавр, прошедший обучение на
базе медицинских университетов, высшее сестринское
образование
МагСД (н-пед)
магистр наук, окончивший научно-педагогическую
магистратуру по специальности «Сестринское дело»
МагСД(проф)
магистр наук, окончивший профильную магистратуру
по специальности «Сестринское дело»
Роль
набор конкретных задач, выполняемых человеком из-
за позиции, которую он занимает
Штатное
локальный нормативный акт, описывающий
расписание
организационную структуру компании и содержащий
сведения о численности ее персонала
Должностная
инструкция,
указывающая круг полномочий,
инструкция
обязанностей, работ, которые должен выполнять
работник, занимающий определенную должность в
организации
Квалификационные
требования, предъявляемые к работнику, в целях
требования
определения его уровня и профиля профессиональной
5
подготовки, стажа работы, необходимые для
выполнения возложенных на него обязанностей
6
Введение
Пилотный проект
«Социальное медицинское страхование» по
реформированию существующей сестринской практики в Республике
Казахстан и внедрению адаптированной к национальной системе
здравоохранения наилучших мировых практик был инициирован
Министерством здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) с июля 2018
года.
За данный период обсуждены предложенные изменения в
организационные структуры и штатное расписание медицинских
организаций, являющиеся клиническими базами высших медицинских
колледжей РК; пересмотрены профессиональные компетенции и
функциональные обязанности медицинской(ого) сестры/брата расширенной
практики.
Однако возникла необходимость разработки единых методических
рекомендаций по разъяснению вышеуказанных вопросов, как эффективный
механизм имплементации новой модели организации сестринской службы в
медицинские организации для их самостоятельного внедрения и
унифицирования инструментов управления.
Авторы надеются, что методические рекомендации помогут
руководителям медицинских организаций, менеджерам здравоохранения
создать рабочие места в соответствие с новыми требованиями, способствуя
трудоустройству выпускников высших медицинских колледжей;
преподавателям высших медицинских колледжей совершенствовать
образовательные программы по подготовке высококвалифицированных
медицинских сестер, акцентируя получение ими дополнительных и
делегированных компетенций; медицинским сестрам с целью карьерного
роста постоянно повышать квалификацию на основе непрерывного
профессионального развития для реализации наилучших доказательных
клинических практик, направленных на улучшение здоровья населения
Республики Казахстан.
7
Глава 1.
Современные тенденции в системе управления сестринской
службой в организациях практического здравоохранения передовых
стран.
Одной из составляющей системы здравоохранения является сестринская
служба, представленная многочисленной армией медицинских сестер,
формирующая кадровый потенциал для реализации возможности
удовлетворения потребности общества в медицинских услугах
[1].
Недооценка роли сестринского персонала в лечебном процессе говорит о
необходимости внедрения новой модели организации сестринской службы в
практическом здравоохранении, где изменятся не только подходы, но и
появятся новые позиции, дополнительные компетенции у специалистов
сестринского дела [2].
Профессия медицинских сестер вначале 2000 года пережила период
серьезных реформ и преобразований в передовых странах. Так, в США
зарегистрированные медсестры или registered nurses (RNs) составляют самую
большую группу медицинских работников, тогда как в Великобритании
более
400000 медсестер по настоящее время работают в национальной
системе здравоохранения.
Основное требование медицинским сестрам (RNs) для карьерного роста
в клинической области является получение степени бакалавра в области
сестринского дела. Немаловажной отличительной ролью этих медицинских
сестер является их автономность. Самостоятельность/автономность
медсестры подразумевает компетентность, знание сестринской практики и
способность принимать обоснованные решения.
Сферу
«Сестринское дело» необходимо рассматривать как
возможность карьерной мобильности медицинских сестер благодаря
большому разнообразию доступных руководящих и управленческих
позиций, разнообразию рабочих условий и широкому спектру доступных
сестринских специальностей при наличие важного элемента образования.
По данным Американской ассоциации медицинских колледжей
(American Association of Colleges of Nursing), вступление в практику в
качестве зарегистрированной медсестры (RNs) может быть достигнуто путем
прохождения
4-летней программы бакалавриата,
3-летней программы
ассоциированной степени или 3-летней больничной программы. Выпускники
любого из 3 типов программ должны сдать экзамен NCLEX-RN, чтобы
получить лицензию.
Так, в США в 2019 году насчитывается более 270000 медицинских
сестер расширенной практики (Nurse practitioners)
[3] и приблизительно
59242 клинических медицинских сестер
(A clinical nurse specialist)
[4].
Клиническая медицинская сестра является экспертом в диагностике и
лечении пациентов в конкретной области практики, такой как онкология,
гериатрия, здоровье женщин или психическое здоровье.
Вместе с тем, численность сертифицированных акушерок
(Certified nurse midwives) в США достигает
18492 человек, оказывающие
8
беременным женщинам дородовую и гинекологическую помощь,
принимающие роды в клиниках, частных и родильных домах.
В тоже время, около 34821 сертифицированных медицинских сестер
анестезиологов
(Certified registered nurse anesthetists), которые ежегодно
проводят более 65% всех анестезий, назначаемых пациентам. Более того, они
являются единственными примерно в двух третьих всех сельских больниц в
США [5].
Медицинские сестры (RNs) могут повышать свой уровень образования
до уровня магистра или постмастера, чтобы стать медсестрой передовой
практики (advanced practice nurse) (Рис. 1).
Медсестра
передовой
практики (APN)
Сертифицированн
Медицинская
Сертифицирован
Клиническая
ая медицинская
сестра
ная медсестра-
медицинская
сестра-
расширенной
акушерки
сестра (CNS)
анестезиолог
практики (NPs)
(CNMs)
(CRNAs)
Рисунок 1 - Квалификация медицинских сестер передовой практики
(advance practice nurse).
Необходимо отметить, что медсестры в США получают образование в
университетах и школах сестринского дела. Бакалавр наук в области
сестринского дела (BSN), как правило, представляет собой четырехлетнюю
программу, но самая популярная программа сестринского дела
- это
двухгодичная ассоциированная степень по сестринскому делу.
В Канаде же обучение медсестер осуществляется в университетах и в
некоторых университетских колледжах. Четыре года обучения в
бакалавриате обычно приводит к званию бакалавра наук в области
сестринского дела.
Вследствие оказания медицинских услуг медицинская сестра
расширенной практики может выставлять счета за оказанные ею услуги при
условии, если является зарегистрированной медсестрой (Registered nurse),
сертифицирована как медсестра передовой практики (APN), имеет степень
магистра в области сестринского дела и лицензию на оказание услуг в
государстве. Важным требованием для клиник и больниц является наличие
прейскуранта цен на услуги медицинских сестер расширенной практики, в
случае их отсутствия налагаются штрафы, поэтому больницы в обязательном
порядке должны составить бизнес-план для выставления счетов за услуги
медицинских сестер расширенной практики.
9
Таким образом, каждая степень в области сестринского дела или
сертификация в специализированной сестринской программе предоставляет
новые возможности карьерного роста.
Отличительной чертой образования в Великобритании от большинства
европейских стран является наличие четырех различных программ обучения
медсестер: медсестра для взрослых, детский сестринский уход, уход за
психическими больными, уход за инвалидностью. Европейская
квалификационная структура определяет уровень образования медсестер до
шестого уровня в Великобритании, так и в Финляндии, что заимствовано
сейчас и в Казахстане.
В Финляндии сестринское образование осуществляется в университетах
прикладных наук и ведет к степени бакалавра здравоохранения. Как в
Финляндии, так и в Великобритании обучение сестринскому делу
соответствует директивам ЕС: продолжительность программы составляет не
менее 4600 часов (5670 часов в Финляндии), половина которой (2300 часов)
отведена клинической или практической подготовки и по крайней мере одна
треть (1533 часа) должна соответствовать теоретической подготовке [6].
Главная цель программы прикладного бакалавриата
- подготовка
практико-ориентированных специалистов сестринского дела с навыками
критического и аналитического мышления, способных эффективно
использовать полученные знания в практической деятельности, расширение
профессиональных навыков, делегирование ряда врачебных полномочий [7],
что позволит снизить дефицит врачебных кадров [8] и повысит охват и
удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах.
Количество рабочих мест для новых бакалавров в организациях
здравоохранения должно формироваться на основе региональных данных,
реалистичная цель в нашей стране по доле медицинских сестер, получающих
прикладное образование, из общей численности медицинских сестер к 2040
году - 40%.
Модель организации сестринских услуг менялась в течение последних
десятилетий. Обычной моделью организации сестринских услуг являлась
функциональная модель, но в настоящий момент стала распространяться
модель первичного ухода, а также командная модель в качестве основы
сестринского ухода и разделения труда.
Анализ наилучших мировых практик показывает, что заработная плата
медицинской сестры с прикладным бакалавриатом и академическим
бакалавриатом может зависеть также от определенных задач и процедур,
которые они выполняют самостоятельно в качестве медицинских сестер. В
тоже время, к основному окладу могут добавляться дополнительные
выплаты, если достоверно регистрировать процедуры сестринского ухода,
что дает им на это право.
В связи с этим, должны меняться стратегия, ценности, обеспечение
качества и разнообразие услуг, подходы с увеличеснием расходов на
заработную плату персонала, который и определяет самую большую часть
бюджета.
10
Глава 2.
Рекомендации по внесению изменений в нормативно-правовую базу
для регулирования деятельности медицинской(ого) сестры/брата
расширенной практики в Республике Казахстан
С 2014 года в Республике Казахстан осуществляется подготовка
прикладных бакалавров по сестринскому делу в медицинских колледжах,
получивших статус «Высший медицинский колледж» (ВМК). Сегодня в
республике 19 медицинских колледжей, имеющих статус ВМК, и в текущем
году
11 медицинских колледжей решением комиссии по оценке от
10.04.2019г. получили положительную оценку для реорганизации в ВМК.
Первый выпуск прикладных бакалавров сестринского дела в РК
состоялся в феврале 2018 года численностью 308 человек, соответствующие
должности
«медсестра расширенной практики» согласно Европейским
директивам 2005/36/EC (Европейский парламент 2013), что сопоставимо
зарегистрированной медсестре в западных странах.
С реализацией Государственной программы развития здравоохранения
Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2019 годы, Кодекса Республики
Казахстан от
18 сентября
2009 года "О здоровье народа и системе
здравоохранения", задач национального проекта «Социальное медицинское
страхование» на 2019-2021гг. и в рамках мероприятий по разработке и
внедрению новой системы управления сестринской службы в организациях
практического здравоохранения, экспертами предложено внесение
изменений в приказ и.о Министра здравоохранения Республики Казахстан от
26 ноября
2009 года
№ 791 «Об утверждении квалификационных
характеристик должностей работников здравоохранения» (с изменениями на
19 декабря
2018 года), приказ Министра здравоохранения Республики
Казахстан от 24 ноября 2009 года № 775 "Об утверждении Номенклатуры
должностей работников здравоохранения", а именно ввести с 2018 года на
рынке труда новую должность «медицинская(ий) сестра/брат расширенной
практики» и установить характеристики данной должности.
На основании рекомендаций издан приказ Министра здравоохранения
Республики Казахстан от 19 декабря 2018 года № ҚР ДСМ-43 «О внесении
изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты
Министерства здравоохранения Республики Казахстан».
Медицинская(ий) сестра/брат расширенной практики представляет
медицинскую(ого) сестру/брата новой формации, которые будут
осуществлять независимый сестринский уход, в рамках делегирования
функций от врача осуществлять индивидуальный прием, динамическое
наблюдение, консультирование, обучение и патронаж в рамках ПУЗ и
универсально-прогрессивной модели патронажной службы
(УПМПС),
осуществлять деятельность по укреплению здоровья и профилактике
11
заболеваний, скрининги, вакцинации и ряд диагностических и лечебных
манипуляций в рамках компетенции.
Вместе с тем, внедрение доказательной медицины дало импульс в
сестринском деле: медицинские сестры должны стать более эффективными в
уходе за пациентами и принимать решение на основе доказанных фактов [9].
Все вышеперечисленные изменения связаны с реформированием
системы здравоохранения Республики Казахстан.
12
Глава
3. Рекомендации по совершенствованию инструментов
управления сестринской службой в медицинских организациях с
внедрением должности медицинская(ий) сестра/брат расширенной
практики
Профессия сестринское дело охватывает разные уровни образования,
начиная с профессионально-технической, вспомогательной подготовки по
сестринскому делу, получения специальности дипломированной
медицинской сестры, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу и
объема практик, способствующих развитию карьеры в профессии
«сестринское дело».
В связи с поэтапным реформированием сестринской службы, в
Казахстане перенимается опыт финских экспертов по управлению
сестринскими услугами. Внедрена должность
«медицинская сестра
расширенной практики» на законодательном уровне страны. Поэтому важно
оценить уровень готовности медицинских организаций в части изменения
организационной структуры и внесения поправок в штатное расписание.
При изменении организационной структуры и штатного расписания
медицинских организаций необходимо руководствоваться следующими
нормативно-правовыми актами:
1) приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19
декабря 2018 года № ҚР ДСМ-43;
2) приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24
ноября
2009 года
№ 775 «Об утверждении Номенклатуры должностей
работников здравоохранения»;
3) приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения
Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года № 791 «Об утверждении
Квалификационных
характеристик
должностей
работников
здравоохранения».
Осенью
2017 года медицинские университеты впервые приняли
студентов на программы академического бакалавриата с реформированным
учебным планом, однако нынешняя реализация клинической подготовки не
соответствует требованиям директив ЕС.
В тоже время сохраняются такие проблемы, как отсутствие надлежащей
квалифицированной сестринской практики на клинических базах высших
медицинских колледжей; неготовность клинических баз к принятию
прикладных бакалавров, что явилось основанием для исследовательских
задач проектной группы, обоснования методологических подходов пилотного
внедрения.
В пилотном проекте по внедрению новой модели сестринской службы в
организациях практического здравоохранения на данный момент
задействована 31 медицинская организация из 7 регионов согласно приказа
Министерства здравоохранения РК №419 от 04.07.2018г.
13
3.1 Требования к организационной структуре медицинских
организаций практического здравоохранения разных профилей.
Для установления координации действий и подотчетность людей внутри
организации используют организационную структуру, где определена роль,
полномочия и коммуникации сотрудников. Вследствие этого в организации
части взаимозависимы друг от друга посредством сложных взаимосвязанных
структурных и процедурных процессов. По мере изменения внешней среды
организации реагируют путем адаптации горизонтальной или вертикальной
интеграцией.
Теоретический подход к рассмотрению организационной структуры и
функций основывался на теории организации Генри Минцберга и его
известных пяти компонентах организации: стратегической верхушке,
средней линии, техно-структуре, вспомогательном персонале и
операционном ядре. Организационная структура касается методов, при
которых координируются задачи, ответственность и полномочия в
организации таким образом, чтобы организация могла достичь целей
наилучшим образом (Рисунок 1).
Стратегическая вершина: Директор, заместитель
главврача по медчасти и заместитель по сестринскому
делу, стратегии и бюджету
Средняя линия: главные медсестры, поддерживающие сестринский уход и
обсуждение со стратегической вершиной
Техно-структура:
Оперативное ядро: главная медсестра организует
Персонал поддержки:
компьютерный зал,
ежедневную работу. Медсестры и врачи, осуществляющие
питание, уборка, секретари
библиотека, студенты
уход за пациентами
cleaning, secretary
Рисунок 1. Уровни организации по Минзбергу (Lunenberg 2012)
Кроме того, организационная структура влияет на культуру
организации, координацию деятельности и принятие решений [10, 11].
В организации существуют на вертикальном уровне управления:
топ-менеджеры
/
стратегические менеджеры
(установление
стратегических целей организации, мониторинг и поддержка менеджеров
среднего звена, контроль за общей эффективностью, взаимодействие между
организацией и ее внешней средой);
• менеджеры среднего звена / тактические менеджеры (перевод общих
целей и планов, разработанных стратегическими менеджерами, в конкретные
задачи и мероприятия, контроль менеджеров первой линии; интегрируют
14
техноструктуру и вспомогательный персонал на горизонтальном уровне в
организационную единицу);
• руководители первой линии / операционные менеджеры (повседневная
работа, контроль людей, выполняющих действия, необходимые для оказания
услуги, связующее звено между руководством и персоналом, не относящимся
к управлению).
При составлении новой организационной структуры, необходимо
обратить внимание на независимую профессиональную деятельность врачей
и медсестер с изменением механизма координации от иеархального прямого
надзора к стандартизации и взаимному согласованию.
Медицинские сестры расширенной практики с учетом их компетенций
усилят операционное ядро. Финскими экспертами были предложены
4
концептуальных моделей сестринской службы, которые применяются в
мировой практике: функциональная, первичная, командная, матричная. Нами
были определены две концептуальные модели, которые будут
пилотироваться в медицинских организациях Республики Казахстан:
1. Первичная сестринская модель - метод организации сестринского
ухода, в котором медсестра несет ответственность за оценку состояния
пациента, планирования ухода, оценку состояния в течение лечения.
Первичная модель сестринского ухода поддерживает пациент-
центрированный подход, обеспечивает непрерывность ухода и безопасность
пациента, поддерживает профессионализм медсестер, автономию, широкие
полномочия должностей и независимое принятие решений.
2.
Командная сестринская модель предполагает организацию
межпрофессиональной команды медсестер, врачей, других специалистов
здравоохранения, что позволит в нестабильных условиях эффективно решать
проблемы, внедрять инновационные технологии для удовлетворения
потребностей пациентов.
В стратегическом плане функции директоров сосредоточены на
стратегическом планировании и мониторинге эффективности организации
для достижения видения и постановки целей для организации. Так, в
медицинских организациях помимо должности главной медсестры должна
быть внедрена должность заместителя директора по сестринскому делу. На
уровне высшего руководства заместитель главного врача по сестринскому
уходу отвечает за работу по стратегическому планированию, управление
персоналом, определению направлений развития сестринского ухода,
координации и контролю за предоставлением сестринских услуг, бизнес-
планирование сестринских услуг.
Медсестры-руководители должны применять аналитические навыки и
навыки решения проблем на ежедневной основе и обеспечивать
непосредственное руководство и менторство для медсестер, выступая в
качестве связующего звена между персоналом, руководителями различных
уровней и руководством медицинской организации
[12]. Должность
заместителя руководителя по сестринскому делу на стратегическом уровне
должны занять медицинские сестры, обладающие лидерскими и
15
управленческими качествами. Руководители сестринского персонала должны
обладать новыми компетенциями, т.к в их задачи будут входить разработка и
внедрение новых стандартов сестринского ухода на основе доказательных
сестринских практик, полученных в ходе прикладных исследований.
Мировой опыт доказывает, что роль лидеров в сестринском деле имеет
важное значение для развития сестринской практики. Медсестры-
руководители должны владеть аналитическими навыками и умением
принимать решения, обеспечивать руководство и наставничество для
медсестер своего подразделения, быть связующим звеном между
сестринским персоналом и руководством медицинской организации.
На среднем уровне старшие медицинские сестры являются критически
важной группой для поддержки медицинских сестер на оперативном уровне
во внедрении безопасного сестринского ухода и изменений в сестринскую
практику. Поскольку медицинским сестрам расширенной практики
планируется организовать сестринскую работу с использованием подхода,
ориентированного на пациента, и командной модели работы, что
впоследствие должно повысить удовлетворенность пациента и работников в
организациях практического здравоохранения.
Позиция старшей медсестры должна находится на среднем уровне,
которые ведут ежедневную сестринскую работу в отделениях. Медсестры с
дипломом бакалавра могут подавать заявки на должности старших
медсестер, но они работают на оперативном уровне и в организации
совместной работы с пациентами и младшими медсестрами. При работе на
оперативном уровне прикладные бакалавры-медсестры, должны работать в
качестве руководителя групп средних и младших медсестер.
Рисунок 2 - Рекомендуемая (типовая) модель организации сестринской службы.
16
На Рисунке 2 приведена рекомендуемая (типовая) модель организации
сестринской службы.
В организации здравоохранения должны быть разработаны
стратегические планы и программа управления человеческими ресурсами с
прогнозным увеличением количества медицинских сестер расширенной
практики. В программе управления человеческими ресурсами также должно
быть отражено развитие компетенций медицинских сестер общей практики с
образованием на уровне ТиПО с указанием их количества, которых
организация будет направлять на программы переобучения
(ускоренное
обучение
1,5 лет) для повышения их уровня образования до уровня
прикладного бакалавра сестринского дела или до степени академического
бакалавра сестринского дела (2,5 лет).
Кроме того, организациям здравоохранения необходимо запланировать
вакансии для найма медицинских сестер-руководителей из числа
выпускников высших медицинских колледжей или университетов со
степенью магистра или PhD по специальности «Сестринское дело».
17
3.2 Требования к штатному расписанию медицинских организаций
практического здравоохранения.
Основной принцип управления изменениями вследствие внедрения
новых требований представляет собой смещение или переход из текущего
состояния к будущему для достижения требуемого результата в организации.
На основании Постановления Правительства Республики Казахстан
№339 от 15 апреля 2008 года установлены потребности в медицинских
работниках в организациях здравоохранения, а также определены нормативы
обеспеченности
медицинскими работниками
для
амбулаторно-
поликлинической и стационарной помощи по регионам; необходимые
специальности медицинских работников, оказывающих медицинскую
помощь и лимиты штатной численности персонала государственных
организаций (приказ Министра здравоохранения РК №238 от 07.04.2010г.).
В связи с введением должности «медсестра расширенной практики»
увеличение числа медсестер уровня бакалавра должно быть начато в
медицинских организациях в настоящее время с использованием следующих
принципов:
1. Одна медсестра со степенью прикладного бакалавра в каждом
отделении больницы, где количество коек составляет 10-20; 2 прикладных
бакалавра, когда количество коек составляет 21-30; три, если количество коек
составляет 31-40;
2. Один академический бакалавр-медсестра, когда более 50 медсестер
или более 100 коек (на каждые 100 коек/академическая медсестра);
3. Для поликлиник: одна медсестра со степенью прикладного бакалавра
для каждой специальности поликлиники.
Поскольку в настоящее время в РК подготовку прикладных бакалавров
по сестринскому делу осуществляют только высшие медицинские колледжи,
в рамках проекта проводится оценка и отбор колледжей для преобразования
их в Высшие медицинские колледжи.
В тоже время, по республике в организациях здравоохранения введено
на основе гибкой траектории переобучение работающих медицинских сестер
уровня ТиПО в прикладные бакалавры, которые будут осуществлять
независимые от врача сестринские услуги (ведение независимого от врача
сестринского процесса и сестринской документации, индивидуальный прием,
консультирование и обучение больных и т.д.) и брать на себя лидерство,
выступая инициаторами внедрения новых продвинутых сестринских услуг в
медицинских организациях.
Для достижения обеспечения республики прикладными бакалаврами
сестринского дела высшим медицинским колледжам необходимо ежегодно
осуществлять прием в среднем до 4000 человек по республике, из них 1700
человек со сроком обучения 3г 6 мес и 2300 человек со сроком обучения 1г 6
мес.
18
На основании протокольного поручения Министра здравоохранения
Республики Казахстан Биртанова Е.А. от 4 декабря 2018 года проведены
прогнозные расчеты по покрытию потребности в специалистах сестринского
дела прикладного бакалавриата Республики Казахстан до 2030 года [13].
В настоящее время сформирован прогнозный план по каждому региону
республики, с учетом специалистов сестринского дела в разрезе уровней
образования
- ТиПО, прикладной бакалавриат
(ПБ) и академический
бакалавриат (АБ).
По состоянию на конец
2018 года, по данным Управлений
общественного здоровья
(УОЗ) регионов, общая численность средних
медицинских работников по республике составила 136564 человека, в том
числе
94063 (68,9%) специалиста сестринского дела, из них с уровнем
образования ТиПО - 93441 (99,34%), прикладной бакалавриат - 299 (0,32%),
академический бакалавриат - 323 (0,34).
Анализ численности специалистов сестринского дела по уровням
образования свидетельствует, что во всех регионах и трех городах
республиканского значения более 90% составляют специалисты с уровнем
образования ТиПО, медицинские сестры прикладного бакалавриата имеются
только в регионах с пилотными медицинскими колледжами, а в некоторых
регионах академические бакалавры вовсе отсутствуют (Рис. 3).
Рисунок 3 - Процентное соотношение СМР разных уровней образования
в разрезе регионов РК на конец 2018 года.
Обеспеченность специалистами сестринского дела на конец 2018 года
по республике составила
51,13 на
10 тысяч населения. При этом,
обеспеченность медицинскими сестрами уровня ТиПО
-
50,8, уровня
прикладного бакалавриата - 0,16 на 10 тыс. населения республики. В 10
регионах и г.Шымкент медицинские сестры уровня прикладного
бакалавриата отсутствуют (Табл.1).
Таблица 1 - Обеспеченность регионов РК специалистами сестринского
дела уровней подготовки ТиПО и прикладной бакалавриат в расчете на 10
тыс. населения
Обеспеченность
Обеспеченность
Обеспеченность
Обеспеченность
специалистами
специалистами
специалистами
специалистами
сестринского
сестринского
сестринского
сестринского
дела с уровнем
дела с уровнем
дела с уровнем
дела с уровнем
образования
прикладного
образования
прикладного
Наименован
ТиПО
бакалавриата
ТиПО
бакалавриата
ие областей
Карагандин
Астана
4,59
0,04
ская
5,24
область
Костанайск
Алматы
4,89
0,03
5,19
ая область
Кызылорди
Шымкент
5,99
нская
7,52
0,09
область
Акмолинска
Мангыстаус
7,07
0,06
5,96
я область
кая область
Актюбинска
Туркестанс
5,51
4,15
я область
кая область
Алматинска
Павлодарск
3,11
0,01
5,65
0,06
я область
ая область
Атырауская
5,88
СКО
6,93
область
ЗКО
6,56
0,05
ВКО
3,94
Жамбылска
4,85
я область
Несмотря на
хорошую общую обеспеченность
сестринским
персоналом, в Казахстане остро не хватает медицинских сестер с
расширенным перечнем профессиональных компетенций и навыков
-
прикладных бакалавров сестринского дела. Низкая обеспеченность
объясняется тем, что первый выпуск их был в 2018 году и составил всего 308
человек, которые, в основном, трудоустроились по месту (региону) обучения,
то есть в городах Астана, Алматы, Акмолинская, Кызылординская,
Павлодарская и Западно-Казахстанская области.
Согласно протокольному поручению Министра здравоохранения УОЗ
14 областей и трех городов республиканского значения была представлена
прогнозная потребность региона в прикладных бакалаврах с учетом
возможностей их подготовки в данном регионе (Табл. 2).
20
Таблица
2
- Прогнозная потребность регионов в специалистах
сестринского дела к 2030 году, в
том числе потребность
в прикладных
бакалаврах
по
Общая
по
урове
уровень
уровень
урове
специ
урове
урове
численно
специаль
нь
Кол-во
ТиПО
ПБ
нь АБ
ально
нь ПБ
нь АБ
сть СМР,
ности СД,
ТиПО
ВМК
абс
абс
абс
сти
(%)
(%)
из них:
из них:
(%)
СД
Нур-Султан
6393
5500
3728
1662
110
86,0
67,8
30,2
2,0
1
Алматы
12558
9795
5064
4631
100
78,0
51,7
47,3
1,0
2
Шымкент
6380
6056
3321
2728
12
94,9
54,8
45,0
0,2
1
Акмолинская
8566
5996
5045
914
37
70,0
84,1
15,2
0,6
1
область
Актюбинская
6598
5349
2599
2100
650
81,1
48,6
39,3
12,2
1
область
Алматинская
11673
6681
3982
2639
60
57,2
59,6
39,5
0,9
1
область
Атырауская
6203
4554
2704
1850
73,4
59,4
40,6
1
область
ЗКО
5906
4395
2534
1751
110
74,4
57,7
39,8
2,5
1
Жамбылская
10600
5700
3537
2100
63
53,8
62,1
36,8
1,1
1
область
Карагандинска
8728
7837
4776
2986
75
89,8
60,9
38,1
1,0
1
я область
Костанайская
6300
4570
2665
1825
80
72,5
58,3
39,9
1,8
1
область
Кызылординск
12011
8623
6805
1803
15
71,8
78,9
20,9
0,2
1
ая область
Мангыстауская
5601
4585
2734
1835
16
81,9
59,6
40,0
0,3
Нет
область
Туркестанская
17554
10050
4490
5550
10
57,3
44,7
55,2
0,1
2
область
Павлодарская
5888
4258
2567
1770
21
72,3
60,3
41,6
0,5
1
область
СКО
5400
3945
2113
1575
257
73,1
53,6
39,9
6,5
1
ВКО
9000
6000
2240
3710
50
66,7
37,3
61,8
0,8
2
Всего
145359
103894
60904
41429
1666
71,5
58,6
39,9
1,6
19
Как видно из
таблицы, по прогнозным данным к 2030 году
будет
подготовлено 41424 прикладных бакалавров, что составит 39,9% от общего
числа специалистов сестринского дела. При этом большую нагрузку берут на
себя УОЗ ВКО (61,8%), Туркестанской (55,2%) области, г. Алматы (47,3%)
за счет наличия двух ВМК в каждом регионе и городе.
21
Уменьшение доли специалистов сестринского дела уровня ТиПО
будет компенсировано увеличением доли прикладных бакалавров (Рис. 4).
Рисунок 4 - Динамика увеличения доли прикладных бакалавров
сестринского дела.
Таким образом, согласно прогнозным данным Управлений
общественного здоровья к 2030 году численность специалистов сестринского
дела составит 103994, из них с уровнем подготовки ТиПО - 60904 (58,5%),
прикладной бакалавриат - 41424 (39,84%), академический бакалавриат -
1666 (1,61%) (Рис. 5).
Рисунок 5 - Прогнозная численность специалистов сестринского дела
разных уровней подготовки к 2030 году в РК.
Промежуточные индикаторы:
1612 прикладных бакалавра по
специальности «Сестринское дело» (1,7% - 2020г.); 18298 (18,37% - 2025г.);
41433 (39,85% - 2030г.).
Из 41424 прикладных бакалавров сестринского дела по республике к
2030 году -15037 (36%) человек будет подготовлено на базе общего среднего
образования, со сроком обучения 3г 6мес и 26396 (64%) за счет работающих
медицинских сестер на базе технического и профессионального образования
по ускоренной программе, со сроком обучения 1г 6мес.
Поэтапное увеличение доли медсестер расширенной практики в общем
количестве сестринских кадров в регионе на основе регулярного выделения
грантов из средств местного бюджета на их подготовку, а также на
переобучение работающих медсестер по сокращенным образовательным
программам (1 год 6 месяцев).
23
3.3
Типовая должностная инструкция медицинской(ого)
сестры/брата расширенной практики.
В системе здравоохранения возникает кризис из-за нехватки
медицинских сестер. Так, многие опытные медсестры покидают поле, и
молодые люди не выбирают профессию медсестры в качестве потенциальной
карьеры [14].
В качестве предложенных рекомендаций изменена роль оперативного
ядра в области сестринского дела, внесены изменения в должностные
инструкции медицинских сестер, делегированы некоторые полномочия
врача, некоторые функциональные обязанности главной медсестры
касательно стратегических вопросов переданы вновь созданной должности
заместителю главного врача по сестринскому делу и, тем самым, перемещена
на стратегический уровень управления [15]. Важная миссия стратегических
руководителей состоит в оказании содействия персоналу в выполнении
основных задач в коллективе путем создания наиболее благоприятных
условий для осуществления высококачественного сестринского ухода [16].
Это, на наш взгляд, позволит одновременно подготовить и реализовать
структурные и функциональные изменения во всей организации, даст
возможность быстрее оценить эффект реформы, и предвидеть проблемы на
раннем этапе, нежели когда выпускники прикладного бакалавриата
случайным образом распределятся в региональные медицинские
организации. Самое главное, это увеличило бы число медсестер в
поликлиниках, где медсестры-бакалавры могли бы начать самостоятельные
приемы пациентов с хроническими заболеваниями [17]. Это может принести
большую пользу региону, и сделать возможным разделение работы с
врачами. Кроме того, предполагаемое воздействие окажет положительное
влияние на профилактические и реабилитационные мероприятия на уровне
оказания первичной медико-санитарной помощи.
Вводятся новые требования в отношении должности заместителя
директора по сестринскому делу в медицинских организациях (приказ №791
МЗ РК). Функционал заместителя главного врача по СД представлен в
соответствии с внедрением новой модели независимой сестринской практики
для усиления роли медсестры в стратегическом и операционном
менеджменте медицинской организации. Во время обучения в магистратуре
для медицинских сестер включена исследовательская практика с целью
развития навыков по проведению исследований и анализа ситуации в
организациях здравоохранения.
В Республике Казахстан до 2030 года на рынке труда будет достаточное
количество академических бакалавров, магистров и PhD сестринского дела,
которые будут претендовать на должность заместителей главного врача по
сестринскому делу.
Расширение функционала медицинских сестер в мире явилось
результатом сближения деятельности медицинской сестры и врача и
делегированием части врачебных полномочий медицинским сестрам.
24
Таким образом, планомерно врачебный персонал делегирует
полномочия медицинским сестрам, снижая нагрузки, и расширяется
функционал средних медицинских работников с целью улучшения качества
оказываемых медицинских услуг. Среднее звено задают темп выполнения
стратегических планов и сосредотачивают внимание на приоритетах
организации.
Одним из требований к должности МРП - уровень автономии. Это дает
возможность работать с населением, оказывать доврачебную помощь в
рамках должностной компетенции [18].
Основные принципы деятельности должны быть нацелены на:
• Повышение уровня удовлетворенности пациента
• Повышение безопасности пациента
• Повышение удовлетворенности работой сестринского персонала
• Повышение значимости работы
• Постоянное повышние своего профессионализма
25
3.4 Требования к квалификации, функциональные обязанности, предъявляемые к медицинским сестрам
разного уровня.
В Табл. 3 указаны требования к квалификации и раздельные обязанности медицинских сестер в зависимости от
уровня их образования.
Таблица 3 - Требования к квалификации и функциональные обязанности медицинских сестер в организациях
здравоохранения.
Заместитель
Главная медсестра
Старшая
Медсестра
Медсестра ТИПО
Младшая
главного врача по СД1
медсестра
расширенной
медсестра
практики
Требования к квалификации
высшее
медицинское
Высшее медицинское
высшее
высшее медицинское
техническое
и
техническое
и
образование
по
образование
по
медицинское
образование
по
профессиональное
профессиональное
специальности
специальности
образование
по
специальности
образование (средне-
(средне
"Сестринское дело" или
"Сестринское
дело"
специальности
"Сестринское
дело",
специальное, средне
специальное, средне
послесреднее (прикладной
или
послесреднее
"Сестринское дело"
послесреднее
профессиональное)
профессиональное)
бакалавриат),
первая
(прикладной
без предъявления
образование
по
без предъявления к
(медицинское)образ
(высшая)
бакалавриат)
или
требований к стажу
специальности
стажу работы.
ование
по
квалификационная
техническое
и
работы
или
"Сестринское
дело"
специальности
категория или наличие
профессиональное
техническое
и
(прикладной
«Сестринское дело»
степени магистра по
образование
(среднее
профессиональное
бакалавриат),
без
или общее среднее
специальности
специальное, среднее
(среднее
предъявления
образование
и
"Сестринское
дело"
профессиональное),
специальное,
требований к
стажу
краткосрочное
(вводится в действие с 1
первая
(высшая)
среднее
работу"
обучение не менее
января
2025 года), стаж
квалификационная
профессиональное),
10
месяцев или
работы по специальности
категория и наличие
послесреднее
основное среднее
не менее 5 лет"* ;
степени магистра по
(прикладной
образование
и
Является стратегическим
специальности
бакалавриат)
краткосрочное
менеджером.
"Сестринское
дело"
медицинское
обучение не менее 1
(вводится в действие с
образование
и
года и 10 месяцев по
1 января
2025 года),
первая
(высшая)
специальности
стаж
работы
по
квалификационная
«Сестринское дело»
специальности
не
категория.
на базе организации
менее 5 лет".
Является
здравоохранения без
Является тактическим
операционным
предъявления
к
менеджером.
менеджером.
стажу работы.
Функциональные обязанности
1.Координирует
1.Обеспечивает
1.Организует работу
1.Осуществляет
1.Под руководством
1.Исполняет
свои
рациональную
рациональную
среднего и младшего
независимый уход за
академического или
обязанности
под
организацию
труда
организацию труда
медицинского
пациентами
в
прикладного
руководством
среднего и младшего
среднего
персонала и следит
пределах
своей
бакалавра
ведет
медицинской сестры;
медицинского персонала;
медицинского
и
за выполнением ими
компетенции
и
амбулаторный прием;
2.Оценивает
2.Осуществляет
общее
младшего
своих обязанностей,
применяет
2.Оценивает
психофизиологическое
руководство
работой
персонала;
применением
клинические
потребность пациента
состояние
пациента,
среднего и младшего
2.
Осуществляет
клинического
рекомендации
по
в сестринском уходе
реакцию на лечение и
персонала организации;
общее руководство
руководства
по
уходу за больными,
(сестринский диагноз)
процедуры;
3. Разрабатывает, внедряет
сестринским
и
уходу и стандартов
участвует
в
и
следует
3.Осуществляет
и оценивает выполнение
младшим
оперативных
разработке
научно-
инструкциям опытной
базовый
уход
за
сестринских клинических
персоналом
процедур;
обоснованных
медсестры
в
больными в лечебно-
руководств,
стандартов
организации,
2.Организует
рекомендаций
и
отношении
профилактической
операционных процедур;
обеспечивает
обеспечение
протоколов по уходу
клинических
организации и на дому,
4. Использует основанную
безопасные
отделения
(приказ 791 МЗ РК);
руководств по уходу и
наблюдает и оценивает
на фактических данных
условия труда и
лекарственными
2.Оценивает
стандартизированных
состояние
больного;
медицинскую практику
состояние
средствами
и
потребность пациента
операционных
4.Ассистирует
для
разработки
оборудования.
изделиями
в сестринском уходе
процедур.
медицинской сестре в
клинических руководств,
3.
Организует и
медназначения
и
(сестринский
3.Исполняет
осуществлении
стандартов, методов и
контролирует
медицинской
диагноз),
мероприятия согласно
мероприятий
по
моделей
ухода
за
выполнение
техникой;
контролирует
и
плану обследования,
сестринскому уходу за
пациентами в организации
медицинских
3.Обеспечивает
контролирует
лечения, ухода за
пациентом;
и их внедрения;
руководящих
сохранность
сестринский уход;
пациентами;
5.Обеспечивает
27
5.Планирует системные
принципов
и
имущества
и
3.Составляет
план
4.Оценивает
транспортировку,
видение
сестринского
стандартов
медицинского
обследования,
динамику состояния,
сопровождение
и
ухода
в
рамках
оперативных
инвентаря
лечения, ухода за
эффективности
перемещение
стратегического
процедур.
отделения;
пациентом в пределах
лечения;
пациентов;
планирования
4.Обеспечивает
4.Организует
своей компетенции,
5.Мониторирует
организации;
составление
и
своевременный
оценивает динамику
состояние пациентов
6.Оказывает первую,
6.Осуществляет
выполнение
ремонт
изделий
состояния,
и
предоставляет
доврачебную,
разработку
графиков
работ,
медназначения
и
эффективность
данные
бакалавру
паллиативную
функциональных
и
соблюдение
медицинской
лечения, записывает
сестринского дела или
медицинскую помощь,
должностных
правил лечебно-
техники;
эту
динамику
в
врачу;
осуществляет
забор
обязанностей среднего и
охранительного
5.Организует
документацию
по
6.Помогает
материалов
для
младшего персонала;
режима,
питание
для
уходу и передает
медицинским сестрам
лабораторных
7.Ведет
мониторинг
инфекционного
пациентов
в
информацию о смене
расширенной
исследований
в
клинических мероприятий
контроля,
отделении;
команде по уходу;
практики
пределах
своей
для
выявления
как
дисциплины;
6.Осуществляет
4.Осуществляет уход
по
вопросам
компетенции;
ожидаемых,
так
и
5.
Следить за
контроль, учёт и
за
больными
в
организации
7.Осуществляет
неожидаемых рисков;
своевременной
хранение
медицинской
диспансеризации
и
дезинфекцию
и
8.Обеспечивает
выгрузкой,
сильнодействующих
организации и на
планированию
утилизацию
предоставление
распределением и
ядовитых,
дому
(патронаж) на
профилактических
инструментария,
отчетности, соблюдения
хранением
наркотических,
основе доказательной
прививок в пределах
перевязочных средств
медицинской
этики,
лекарств
и
психотропных
сестринской
своей компетенции;
и предметов ухода за
правил внутреннего и
медицинских
медикаментов
и
практики;
7.Осуществляет
больными;
трудового распорядка;
изделий;
прекурсоров;
5.Поддерживает
диспансеризацию и
8.Осуществляет весь
9.Организует соблюдение
6.
Контролирует
7.соблюдение
готовность
к
проводит
комплекс мероприятий
правил
лечебно-
санитарно-
правил охраны труда
исследованиям
и
профилактические
по уходу за больными;
охранительного режима,
гигиеническое
и
техники
разработке
прививки;
9.Обеспечивает
безопасной больничной
содержание
безопасности,
нормативных
8.Оказывает
правильное
среды;
отделений
асептики
и
требований,
пациентам первичную
использование
и
10.Координирует качество
медицинской
антисептики
распространяет
медико-санитарную
хранение
предметов
ведения
медицинской
организации,
персоналом
информацию
на
помощь, в том числе
ухода за
больными;
документации
своевременность и
отделения;
основе фактических
первую медицинскую
10.Соблюдает
сестринским персоналом;
качество
8.контролирует
данных
среди
помощь
в
медицинскую этику,
11.
Развивает навыки
дезинфекции
своевременное
и
медсестер;
экстремальных
правила внутреннего
28
командной работы и
помещений
точное выполнение
6.Осуществляет
условиях,
трудового распорядка,
профессиональные
(особенно
средним
мониторинг
и
доврачебную
и
противопожарной
практики
общения
инфекционных);
медицинским
содействует
паллиативную
безопасности и техники
медсестер;
7.Проводит
персоналом
реализации
медицинскую помощь
безопасности,
12.Определяет текущие и
регулярный обход
назначений врача,
требований,
соглано назначения
санитарно-
будущие
спросы
и
отделений,
санитарную
применяемых
к
врача; 9.Осуществляет
эпидемиологического
предложения
по
проверяет
обработку
условиям обеспечения
забор материалов для
режима.
медсестрам с
целью
соблюдение
поступающих
безопасности труда на
лабораторных
удовлетворения
санитарно-
больных;
рабочем месте;
исследований,
потребностей
в
противоэпидемиче
9.организует
и
7.Интегрирует
контроль
за
осуществлении ухода;
ского
режима,
мониторирует
информационные
расходованием
13.Определяет
трудовой
соблюдение
технологии
в
лекарственных
образовательные
дисциплины
со
противоэпидемическ
сестринском
средств в отделении,
потребности
стороны среднего
их мероприятий.
процессе;
обеспечивает
учет,
действующего
и
медицинского
10.Организует
Контролирует
хранение,
потенциального
персонала;
штатное расписание
организацию
использование
сестринского персонала;
8.
Осуществляет
для
проведения
сестринских записей в
лекарственных
14.Координирует
контроль качества
медицинского
условиях
средств;
информационно-
учета и отчетности
осмотра и патронажа
электронного
10.Обеспечивает
разъяснительную работу
медицинской
беременных женщин
здравоохранения
выполнение
по ключевым вопросам;
документации
и родильниц при
(приказ 791 МЗ РК);
врачебных
15.Сотрудничает
с
медицинским
работе
в
этой
8. Проводит обучение
назначений;
сестринскими
персоналом,
специальности;
и
консультирует
11. Ассистирует врачу
организациями
разрабатывает
11.ведет
учетно-
пациентов
и их
в
осуществлении
образования
для
медицинскую
отчетную
родственников
по
диагностических
и
предоставления
документацию.
документацию;
процедурам общего
лечебных
необходимых
ресурсов
9.Участвует
в
12.Соблюдает
ухода и лечения
манипуляций;
межпрофессиональной
освоении
и
медицинскую этику,
заболеваний;
12.Осуществляет уход
команде;
внедрении новых
правила внутреннего
9.Организует
за
больными,
16.Оказывает влияние на
методов
по
распорядка,
деятельность
по
введение
сестринскую
практику,
улучшению
противопожарной
укреплению здоровья
лекарственных
принимая участие
в
качества
безопасности
и
и
профилактике
средств в организм,
профессиональных
предоставляемых
техники
заболеваний,
готовит больных к
29
объединениях;
услуг
средним
безопасности,
координирует
диагностическим
17. Участвует в анализе
медицинским
и
санитарно-
реализацию
исследованиям,
жалоб и обращений
младшим
эпидемиологическог
профилактических
снимает
пациентов на качество
персоналом;
о
мероприятий;
электрокардиографию
работы
медсестер,
10.Контролирует
13.Поддерживает
10.Оказывает влияние
13.Выполняет
разрабатывает
и
правильную
профессиональное
на
сестринскую
простейшие
организует мероприятия
эксплуатацию
развитие
практику, принимая
физиотерапевтические
по повышению качества
медицинского
сестринского
участие
в
процедуры;
медицинских услуг;
оборудования,
персонала.
профессиональных
14.Ассистирует врачу
18.Разрабатывает
своевременную
14.
Контролирует
объединениях;
общей практики и
индикаторы
качества
поверку
и
расходование
11.Осуществляет
бакалавру
работы
сестринской
техническое
лекарственных
эффективное
сестринского дела в
деятельности, организует
обслуживание
средств в отделении,
взаимодействие
в
вопросах
разработку стандартов и
медицинского
обеспечивает
учет,
межпрофессионально
профилактики
алгоритмов для среднего
оборудования, его
хранение,
й команде;
заболеваний
и
медицинского и младшего
эффективное
использование
12.Осуществляет
здорового
образа
персонала;
использование.
лекарственных
наставничество для
жизни;
19.Проводит анализ своей
11.Участвует
в
средств.
персонала
и
15.Проводит
работы и работы среднего
разборе жалоб
и
студентов;
санитарно-
медицинского и младшего
обращений
13.Оказывает
просветительную
персонала.
пациентов
на
гражданам
работу
и
качество
работы
доврачебную, в том
профилактику среди
среднего
и
числе
в
населения;
младшего
экстремальных
16.Ведет
учетно-
медицинского
условиях
первую
отчетную
персонала,
медицинскую
медицинскую
организует
помощь, доврачебную
документацию;
мероприятия
по
и
паллиативную
17.Соблюдает
улучшению
медицинскую
медицинскую этику,
качества оказания
помощь;
правила внутреннего
медицинских услуг
14.
Участвует
в
трудового распорядка
12.Организует
разработке
противопожарной
занятия
для
организационной
безопасности
и
30
специалистов со
политики
и
техники безопасности,
средним
мероприятий
по
санитарно-
медицинским
повышению качества
эпидемиологического
образованием
с
сестринского
дела
режима.
целью повышения
(приказ
791 МЗ РК);
их квалификации;
15.Обеспечивает
13.Контролирует
выполнение
соблюдение
медицинских
медицинской
назначений;
этики,
правил
16.Осуществляет
внутреннего
введение
трудового
лекарственных
распорядка,
средств в организм,
противопожарной
готовит больных к
безопасности
и
диагностическим
техники
исследованиям;
безопасности,
17.Обеспечивает
санитарно-
контроль
за
эпидемиологическ
организацией
ого режима;
безопасной
14.Оперативно
производственной
принимает меры,
среды
и
включая
инфекционным
своевременное
контролем;
информирование
18.Осуществляет
руководства
по
эффективную
устранению
коммуникацию
с
нарушений
коллегами
и
техники
пациентами
безопасности,
независимо
от
противопожарных
национальной
и
и
санитарных
религиозной
правил, создающих
принадлежности;
31
угрозу
19.Ведет
учетно-
деятельности
отчетную
организации,
медицинскую
пациентам
и
документацию;
посетителям.
20.Проверяет
исполнение правил
внутреннего
трудового распорядка,
соответствие
помещений
противопожарной
безопасности, охраны
труда и техники
безопасности.
Примечание: * Изменения требований к квалификации см. в новой редакции приказа №791МЗ РК.
32
Заключение
Актуальной проблемой на этапе развития здравоохранения в Республике
Казахстан является качество и эффективность оказания медицинской
помощи, что также зависит от профессиональной сестринской деятельности.
В этой связи, совершенствование системы эффективного использования
сестринских кадров в зависимости от уровня образования и базовой
специальности принципиально важно. Устанавливая новые роли и
должностные инструкции для медсестер, вся система управления
человеческими ресурсами находится в процессе перехода как часть
организационной стратегии [19, 20]. Ориентация на процесс определяется с
целью повышения эффективности организации труда [21]. Упрощение и
стандартизация описываются как предвестники более высокой надежности,
лучшего качества медицинской помощи и улучшения здоровья пациентов и
достижения результатов. С помощью стандартизации (такой как разработка
руководящих принципов), организации здравоохранения проверяют и
применяют лучшие практики в своих медицинских организациях [22].
Сестринский персонал играет основную роль в организациях
здравоохранения в выполнении стратегических задач, поэтому важно
должным образом поддерживать их роль в организации. Для организации
сестринской работы необходимо сестринское лидерство. Исследователи
предполагают, что сестринское руководство должно контролировать
сестринскую практику и равным образом принимать участие в принятии
решений в организации [23]. Развитие сестринского управления и лидерства
не преследует снижение важности и роли медицинской профессии врача.
Определение новых ролей для медсестер повышает качество и безопасность
сестринского ухода в тесном сотрудничестве с другими медицинскими
работниками. Уход является уникальной частью системы здравоохранения, и
для этого нужны компетентные менеджеры и лидеры, которые знают суть и
сферу сестринского дела как науки и практики.
Структура
организации
здравоохранения
должна включать
руководителей по сестринскому делу на всех уровнях организации,
позволяющее достижению целей наилучшим образом. На уровне высшего
руководства заместитель первого руководителя по сестринскому делу
представляет сестринский сектор, отвечает за работу по стратегическому
планированию в области сестринского ухода. На среднем уровне есть
старшие медицинские сестры, которые отвечают за выполнение
стратегических задач на уровне отделений. Медицинские сестры
расширенной практики, наделенные компетенцией независимой
профессиональной сестринской практики, укрепят оперативное ядро, что
позволит эффективно удовлетворить потребности пациентов. Сестринское
лидерство создаст автономность и ответственность за сестринский уход на
всех уровнях организации. Поскольку появятся медицинские сестры
расширенной практики, в будущем, становится возможным организовать
сестринскую работу с использованием подхода, ориентированного на
пациента, и командной модели работы, которые повышают
удовлетворенность пациента и работников в организациях практического
здравоохранения.
В методических рекомендациях нами предложено разделение
профессиональных задач между медицинскими сестрами, что отражено в
изменениях НПА МЗ РК, регламентирующие данные вопросы.
Организации здравоохранения должны согласовать программу
управления человеческими ресурсами до 2030 года для учета ожидаемого
увеличения количества медицинских сестер расширенной практики в
организациях, которая должна включать план развития и набора персонала,
определить приоритетность для старших медсестер до уровня
академического бакалавра (2 года обучения) и медицинских сестер с уровнем
ТИПО до уровня прикладного бакалавра, медицинских сестер-
руководителей высшего уровня с образованием в области сестринского дела
до уровня магистра и PhD по специальности «Сестринское дело».
Список использованных источников
1. Байгожина З.А., Койков В.В., Шалхарова Ж.С., Умбетжанова А.Т.,
Бекбергенова Ж.Б. Внедрение новой модели сестринской службы в
организациях здравоохранения для повышения эффективности деятельности
специалистов сестринского дела и их вклада в охрану здоровья населения РК.
2. Шалхарова Ж.С., Койков В.В., Байгожина З.А.. Методика и
индикаторы оценки деятельности специалистов сестринского дела в
медицинских организациях. Методические рекомендации.
3. AANP (American Association of Nurse Practitioners). 2019. NP Fact
sheet. Accessed 22.8.2019. Available on https://www.aanp.org/about/all-about-nps
4. Intitute of Medicine.
2011. The Future of nursing: Leading change,
advancing health. Washington, DC: National Academic Press.
5. Youngblut JM., Brooten D. 2001. Evidence-based nursing practice: why
is it important? AACN Clin Issues. 2001 Nov; 12 (4): 468-76.
6. European Parliament
2013. Directive
2013/55/EU of the European
Parliament and of the Council of
20 November
2013 amending Directive
2005/36/EC on the recognition of professional qualifications and Regulation (EU)
No 1024/2012 on administrative cooperation through the Internal Market
Information
System
(‘the
IMI Regulation’).
Available:http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2013:354:0132:0170:en:PDF.
7. Алтынбекова У.А., Рамазанова М.А., Кашафутдинова Г.Т.,
Абдимуратова Б.К. Совершенствование компетентностного подхода в
подготовке бакалавров сестринского дела // Вестник КазНМУ. - 2016. - №3. -
С. 230 - 233.
8. Алтынбекова У.А., Рамазанова М.А., Касиева Б.С., Абдимуратова
Б.К. Некоторые подходы к оптимизации подготовки академических и
прикладных бакалавров сестринского дела // Вестник КазНМУ. - 2017. - №2.
- С. 337 - 340.
9. Badshah S. 2012. Historical Study of Leadership Theories. Journal of
Strategic Human Resource Management, 1, (1).
34
10. Lunenburg F.C.
2012. Organizational Structure: Mintzberg’s
Framework. International Journal of Scholarly, Academic, Intellectual Diversity 14
(1).
11. Unger J-P., Macq J., Bredo F., Boelaert M. 2000. Through Mintzberg’s
glasses: a fresh look at the organization of ministries of health. Bulletin of the
World Health Organization 78 (8).ttps://www.scielosp.org/scielo.php?pid=S0042-
96862000000800010&script=sci_arttext&tlng
12. Tiittanen H. 2019. Introducing a new nursing management system in
healthcare organizations. Proceedings of the International Conference of the
Scientific and Practical Conference “Prospects for the Development of Applied
Bachelor in Nursing Education”, pp. 6-10.
13.
Байгожина З.А., Кабдуллина Г.Б., Абдрахманова А.О.
Прогнозирование потребности практического здравоохранения в прикладных
бакалаврах сестринского дела // Информационный Вестник по вопросам
сестринского дела. - 2019. - №2. - С. 2-7.
14. McCormack B., Mitchell EA, Cook G., Reed J., Childs S. 2008. Older
persons experiences of whole systems: the impact of health and social care
organizational structures. Journal of Nursing Management 16, pp. 105-114.
15. Xu F., Caldwell C., Glasper K., Guevara L. 2015. Leadership roles and
transformative duties
- preliminary research, Journal of Management
Development, 34, (9). pp. 1061-1072.
16. Lukinaitė E., Sondaitė J. 2017. Mindset of employees working in a
matrix organizational structure 2017. Business: Theory and Practice, 18, pp.144-
151.
17. Morgan J. 2015. The 5 Types Of Organizational Structures. Blog
organizational-structures-part-1the-hierarchy/#7a6758af5252
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H0604(01)
19. Colombo, F.
2016. The nursing workforce: Past trends, future
developments. OECD work on health. Accessed 4 July 2019. Retrieved from:
20. Boettcher, P.A., Hunter, R.B. & McGongale, P. 2019. Using Lean
Principles of Standard Work to Improve Clinical Nursing Performance. Nursing
Economic. 37, 3, pp.152 -163.
21. Axelsson, R., Axelsson, S.B., Gustafsson, J. & Seemann, J.
2014.
Organizing integrated care in a university hospital: application of a conceptual
framework. International Journal of Integrated Care. 14, (19), doi.10-1-114786.
22. American Credentialing Center of Nursing. ANCC Magnet Recognition
Program®.
Accessed
4
July
2019.
Retrieved
from:
23. Slatyer, S. Coventry, L. Twigg, D. and Davis, S. 2016. Professional
practice models for nursing: A review of the literature and synthesis of key
components. Journal of Nursing Management 24, (2). pp. 139-150.
35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////