ПЯТОЕ СОВЕЩАНИЕ ГЛАВНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР МИНЗДРАВОВ ИЗ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. Отчет о совещании ВОЗ - 1999 год

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЯТОЕ СОВЕЩАНИЕ ГЛАВНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР МИНЗДРАВОВ ИЗ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. Отчет о совещании ВОЗ - 1999 год

 


Алматы, Казахстан 21-23 октября1999 г.

 

 

 

Здоровье-21 : Европейская задача 18

 

 

 

Развитие кадровых ресурсов для здравоохранения

К 2010 г. все государства-члены должны добиться того, чтобы работники здравоохранения и работники других секторов приобрели необходимые знания, навыки и умения в вопросах

защиты и охраны здоровья.

(Принято на сорок восьмой сессии Европейского регионального комитета, Копенгаген, сентябрь 1998 г.)
РЕЗЮМЕ
Руководствуясь положениями новой европейской политики Здоровье-21 , на данном совещании была рассмотрена необходимость охарактеризовать и укрепить вклад медицинских сестер и акушерок в выполнение 21 задачи и программы общественного здравоохранения, изложенных в вышеуказанной политике. Участники совещания приняли решение использовать на пробной основе руководящие принципы, подготовленные для измерения вносимого средними медицинскими работниками вклада в выполнение задач общественного здравоохранения. Были также согласованы дальнейшие действия по реализации концепции семейной медицинской сестры и стратегии ВОЗ по обучению медицинских сестер и акушерок. Была достигнута договоренность о темах обсуждения на Второй конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерской помощи (Мюнхен, июнь 2000 г.), а также о ее процессах и результатах. В ходе совещания были также определены дальнейшие действия с графиком их выполнения и с указанием ключевых исполнителей.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

Введение......................................................................................................................................................1

Открытие совещания..................................................................................................................................1

Приветственные обращения..................................................................................................................1

Цели и задачи..........................................................................................................................................4

ЗДОРОВЬЕ-21 - основы новой европейской политики здравоохранения...............................................5

Измерение вклада медицинских сестер и акушерок в выполнение задач политики

Здоровье-21: руководящие принципы..............................................................................................7

Групповая работа, посвященная политике ЗДОРОВЬЕ-21....................................................................8

Семейная медицинская сестра...................................................................................................................8

Групповая работа, посвященная различным аспектам деятельности семейной медицинской сестры..........................................................................................................................10

Стратегия ВОЗ по обучению медицинских сестер и акушерок в Европе...........................................10

Подготовка ко Второй конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерской помощи в Европе..............................................................................................................11

Имеющиеся препятствия и критерии прогресса................................................................................11

План действий на этапе подготовки к Мюнхенской конференции.................................................11

Рекомендуемые действия и календарный план подготовительной работы в странах...................12

Закрытие совещания.................................................................................................................................13

Семинар по правовому и нормативному регулированию сестринской практики..............................13

Приложение 1. Список участников.......................................................................................................15

Приложение 2. Программа.....................................................................................................................18
 

 

 

 

Введение
Здоровье-21 - политика достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ1 с ее 21 задачей на двадцать первое столетие, которая была принята в сентябре 1998 г. после широкого процесса консультаций со всеми государствами-членами (51). В этой политике приведены 21 задача на новое тысячелетие, которые послужат хорошей основой для действий в каждом государстве-члене.

В рамках многодисциплинарных бригад профессиональных работников здравоохранения, чей вклад крайне важен для достижения целей, поставленных в политике Здоровье-21, особенно выделены две категории, а именно врачи и медицинские сестры.

С учетом положений политики ЗДОРОВЬЕ-21 основное внимание в ходе пятого совещания главных медицинских сестер минздравов из новых независимых государств было уделено необходимости определения, уточнения и укрепления вклада медицинских сестер и акушерок в выполнение поставленных в этой политике 21 задачи и программы охраны здоровья населения, а также уточнения общей задачи, процессов и результатов Второй конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерской помощи, которая должна состояться в Мюнхене (Германия) 15-17 июня 2000 г.

Настоящее совещание состоялось в Алматы (Казахстан) 21-23 октября 1999 г., и в нем приняли участие главные медсестры минздравов (или иные должностные лица с аналогичными обязанностями) из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Республики Молдова, Таджикистана и Украины. Кроме того, на этом совещании присутствовали десять наблюдателей из Казахстана и один из Российской Федерации. Ведущими совещания были следующие лица: один эксперт из сотрудничающего центра ВОЗ по сестринскому делу на уровне первичной медикосанитарной помощи из Марибора (Словения), эксперт по вопросам правового и нормативного регулирования от Международного совета медицинских сестер, региональный советник по сестринскому делу в Европейском региональном бюро ВОЗ и один представитель административного персонала (Приложение 1).

Открытие совещания Приветственные обращения

Сотрудник по координации и связям с ВОЗ в Казахстане д-р Мурат Усатаев открыл совещание и представил его участникам заместителя председателя управления здравоохранения Республики Казахстан д-ра Эркина Дурамбетова.

Поприветствовав участников совещания, д-р Дурамбетов отметил, что недавно имевшие место социально-политические и экономические преобразования в стране и проводящиеся реформы здравоохранения влекут за собой изменения в характере работы


-----------------------

1 “ЗДОРОВЬЕ-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ”. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 1998 г. (Европейская серия по достижению здоровья для всех, № 6).

 

 

 

 

 

 

медицинских сестер. На второй конференции в Алматы (1998 г.)2 была еще раз подчеркнута важность первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) как одного из важнейших подходов к улучшению состояния здоровья населения. Нет никакого сомнения в том, что средние медицинские работники, включая медицинских сестер и акушерок, являются как раз той профессиональной категорией, которая может содействовать развитию ПМСП и обеспечению высокого качества служб здравоохранения, несмотря на тот факт, что многие представители этой категории уходят сейчас из медицины. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается 110 ООО средних медицинских работников.

Здоровье-21 лежит в основе политики Казахстана “20/30” и соответствует основным целям здравоохранения, поставленным в этой стране. Именно с учетом политики Здоровье-2 1 данное совещание поставит перед медицинскими сестрами и акушерками задачи на двадцать первое столетие. Следует, однако, отметить, что правовая основа, необходимая для выполнения новых задач в области медсестринской и акушерской практики, все еще очень слаба. Реформы здравоохранения закладывают основы для необходимых перемен. Важной задачей является улучшение обучения средних медицинских работников, с тем чтобы обеспечить безопасное и эффективное медицинское обслуживание и уйти от нынешней модели оказания лишь минимальных медицинских услуг. В соответствии с политикой Казахстана по реформированию здравоохранения, известной под названием “Здоровье населения”, одна из целей заключается в укреплении охраны здоровья семьи, прежде всего за счет развития семейной медицины. Переподготовка по предмету семейной медицины в настоящее время ведется в 25 государственных и 14 частных колледжах по подготовке медицинских сестер. Кроме того, по приказу Министерства здравоохранения недавно был создан специальный совет по сестринскому делу, перед которым были поставлены задачи: улучшить условия работы медсестер, повысить статус сестринского дела в целях улучшения медицинского обслуживания; обеспечить дальнейшее развитие этой категории медработников. Начал издаваться новый журнал по сестринскому делу, а первая встреча совета по сестринскому делу состоится в мае 2000 г.

Д-р Дурамбетов пожелал участникам плодотворных обсуждений и поблагодарил ВОЗ за организацию этого важного мероприятия.

Председатель национального совета по сестринскому делу профессор Айкан Аканов также поприветствовал участников этого совещания. В Казахстане, так же, как и в других ННГ, медицинские сестры являются большой потенциальной силой, а для дальнейшего развития сестринского дела необходимо хорошее руководство. Реформы здравоохранения в настоящее время проводятся во всех ННГ. В качестве примера здесь можно привести национальную программу по реформированию здравоохранения в Кыргызстане (программа МАНАС). В Казахстане также имеется множество других проблем, включая политическую нестабильность (примером чего может послужить имевшее недавно место формирование независимого агентства здравоохранения вместо Министерства здравоохранения, культуры, туризма и спорта), экономическая нестабильность и не в меньшей степени социальные изменения (рост безработицы, уход с работы) и т.д.
-------------------------------------------

2 Primary health care 21: everybody’s business: предварительный отчет о международном совещании для празднования 20-летней годовщины Алма-Атинской конференции. Женева, Всемирная организация здравоохранения, 1999 г. (WHO/ICH/SIHSS 199.5).
 

 

 

 

 

Национальный совет по сестринскому делу будет связан с региональными и местными ассоциациями и будет оказывать свое воздействие на Министерство. Сестринское дело должно быть интегрировано в систему здравоохранения, для чего потребуется поставить новые приоритеты, изменить систему обучения и создать необходимую правовую и нормативную базу. Совет по сестринскому делу предпримет усилия для решения всех этих вопросов и будет проводить на постоянной основе дискуссии, посвященные вопросам сестринского дела на первичном уровне. Профессор Аканов выразил надежду, что первый институт по сестринскому делу будет создан в Казахстане в ближайшем будущем.

Профессор Аканов также выразил свое удовлетворение по поводу того, что на совещании будут рассмотрены вопросы, имеющие большую важность для медицинских сестер и акушерок Казахстана.

Ректор казахстанской школы общественного здравоохранения профессор Кульжанов поприветствовал участников совещания и выразил свой восторг по поводу того, что в данной школе впервые проводится международное совещание по сестринскому делу. Школа проводит последипломное обучение по методам управления для профессионалов старшего звена, используя для этой цели семь модулей, охватывающих такие области, как политика, эпидемиология, окружающая среда, информационные системы, экономика, финансирование, управление. В программе обучения явно не хватает модуля по управлению сестринским делом, что будет способствовать росту понимания важности вклада медицинских сестер в здравоохранение. Профессор Кульжанов выразил свое намерение включить такой модуль в учебную программу, что сможет привлечь старших медицинских сестер, заинтересованных в приобретении необходимых управленческих навыков, для того чтобы возглавить группы медицинских сестер, стремящихся усилить свое стратегическое влияние. Было предложено, чтобы учебно-методические материалы для этого модуля разрабатывались совместно с созданной ВОЗ сетью главных медицинских сестер минздравов ННГ.

Профессор Кульжанов пожелал участникам совещания больших успехов и выразил надежду, что его материалы и выводы будут распространены во всех странах данного субрегиона.

Главная медицинская сестра Минздрава Казахстана г-жа Жумабике Романшова поприветствовала участников совещания и поблагодарила ВОЗ за то, что она представила возможность главным медицинским сестрам минздравов поделиться своим опытом и обсудить свои проблемы.

Г-жа Ainna Fawcett-Henesy, региональный советник по сестринскому делу и акушерской помощи в Европейском региональном бюро ВОЗ (ЕРБ ВОЗ), поприветствовала участников совещания от имени директора ЕРБ ВОЗ д-ра J.E. Asvall. Она выразила удовлетворение по поводу того, что данное совещание проводится в Алматы, городе, где была принята Алма-Атинская декларация по первичной медикосанитарной помощи (1978 г.) и где не так давно была проведена конференция, на которой еще раз была подтверждена важность ПМСП. Казахстанская школа общественного здравоохранения представляется очень подходящим местом для проведения данного совещания, так как суть общественного здравоохранения - это охрана здоровья населения, что является важнейшей задачей медицинских сестер. Г-же Fawcett-Henesy было приятно услышать о планах создания национального совета по сестринскому делу в Казахстане и о

 

 

 

том огромном прогрессе, который был достигнут в странах в области сестринского дела за прошедший год.

Выступающая разъяснила, что данное совещание будет нацелено на следующие два вопроса: политика Здоровье-21 и обучение медицинских сестер и акушерок в странах, представленных на данном совещании, проводящемся в преддверии Второй конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерской помощи в Европе, которая состоится в Мюнхене, Германия, 15-17 июня 2000 г. Медсестры могут внести большой вклад в улучшение качества медицинской помощи, оказываемой населению, однако для того чтобы это стало реальностью, необходимо, чтобы система здравоохранения и отдельные учреждения были способны должным образом обучить эту категорию медицинских работников и оказать им необходимую поддержку. Другим профессиональным категориям также необходимо осознать большое значение сестринского дела.

Должностные лица и программа совещания

Г-жа Fawcett-Henesy была выбрана Председателем совещания, г-жа Жумабике Романшова заместителем председателя, а г-жа Тамара Сактанова — Составителем отчета.

Участники совещания приняли пересмотренную программу совещания (Приложение 2).

Международный консультант сотрудничающего центра ВОЗ по первичной медикосанитарной помощи в Мариборе, Словения, г-жа Majda Slajmer-Japelj расскажет о подготовленной ВОЗ новой стратегии обучения медицинских сестер и акушерок в Европе, а советник по политике в области сестринского дела в Международном совете медицинских сестер г-жа Fadwa Affara проведет однодневный рабочий семинар по нормативному и правовому регулированию работы среднего медперсонала по завершении основного совещания.

Цели и задачи

Г-жа Fawcett-Henesy перечислила в хронологическом порядке мероприятия, которые помогли медицинским сестрам и акушеркам подготовиться к предстоящей Мюнхенской конференции, а именно: четвертое совещание главных медицинских сестер минздравов ННГ (Ташкент, 1996 г.); шестое совещание главных медицинских сестер минздравов Европы (Стокгольм, 1998 г.); седьмое совещание главных медицинских сестер минздравов Европы (Хельсинки, 1999 г.).

Европейские страны сегодня признают, что медицинские сестры могут оказать огромное влияние на состояние здоровья населения, что, в свою очередь, означает, что они должны быть готовы и способны взять на себя эту задачу. В период, когда системы здравоохранения реформируются, в области сестринского дела и акушерской помощи необходимо поставить новые задачи, чтобы продемонстрировать их значимость в охране и улучшении здоровья населения.

Одной из задач главных медицинских сестер минздравов является разработка новой стратегии по сестринскому делу на следующие 20 лет. На данном совещании будет предпринята попытка определить, что необходимо сделать для подготовки к Мюнхенской конференции и для того, чтобы выполнить рекомендации совещания. Ассоциации

 

медицинских сестер в странах помогут главным медсестрам минздравов соответствующим образом подготовить своих коллег.

Анализ прогресса, достигнутого на пути выполнения рекомендаций первой конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерской помощи в Европе (Вена, 1988 г.), показал, что определенные успехи были достигнуты только в ряде областей. Участие в Венской конференции приняли в основном медицинские сестры и акушерки, в то время как участниками Мюнхенской конференции должны стать министры. Это решение было принято, когда стало ясно, что рекомендации первой конференции по сестринскому делу трудно проводить в жизнь из-за отсутствия политической поддержки в странах. На конференцию в Мюнхене будут приглашены делегации, состоящие из трех представителей, каждого европейского государства-члена ВОЗ, в состав которых, по-видимому, войдут министр здравоохранения, главная медицинская сестра минздрава и председатель национальной ассоциации медицинских сестер.

В заключение выступления г-жа Fawcett-Henesy сообщила участникам о том, что д-р Asvall уходит на пенсию в феврале 2000 г., а д-р Marc Danzon (Франция) станет новым директором Европейского регионального бюро ВОЗ. Оба эти лидера продолжают оказывать большую поддержку сестринскому делу и акушерству.



Здоровье-21 — основы новой европейской политики здравоохранения

Г-жа Fawcett-Henesy охарактеризовала политику Здоровье-21 как ту основу, которая необходима для развития сестринского дела в двадцать первом столетии. Она отметила, что эта политика - после продолжавшегося два года процесса выработки консенсуса -была принята министрами здравоохранения 51 европейского государства-члена ВОЗ на сорок восьмой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (сентябрь 1998 г., Копенгаген).

Сестринское дело существует потому, что в этом нуждается население, и, следовательно, задача медицинских сестер должна заключаться в удовлетворении этой потребности. Анализ сравнительной статистики, в том числе из ряда стран, представленных на совещании, показал, что в здравоохранении существует ряд приоритетных проблем, решение которых должно стать первоочередной задачей медицинских сестер, а именно: смертность детей в возрасте до пяти лет, сифилис, полиомиелит, СПИД. Растущая распространенность инфекционных заболеваний, таких, как туберкулез, наблюдается также и в странах Западной Европы. Ни одна медсестра не может игнорировать эти инфекционные болезни. Дополнительная трудность на пути улучшения здоровья населения - крайне неудовлетворительное экономическое положение населения в некоторых странах. Так, в Республике Молдова ниже уровня бедности проживает 65% населения, в Украине - 48%, в Узбекистане - 29%, в Беларуси - 23%.

Благодаря реформам здравоохранения сокращаются количество и размеры стационаров и больший акцент ставится на первичную медико-санитарную помощь. Так, например, все больший и больший объем медицинской помощи предоставляется вне стационаров, например, в дневных центрах медицинского обслуживания, центрах здравоохранения, поликлиниках и даже за счет оказания стационарных услуг на дому. При проведении этих реформ также учитывалась более широкая картина здоровья, в том

 

 

числе важность социальных детерминантов здоровья. Если мы будем рассматривать здоровье без его социальных аспектов, то мы увидим только половину реальной картины.
Дополнительной нагрузкой для здравоохранения также являются новые демографические тенденции, такие, например, как увеличение числа пожилых в Европе. Здесь следует отметить, что 18 из 20 стран мира с самым крупным удельным весом пожилого населения находятся в Европейском регионе ВОЗ. Хотя в настоящее время проблема постарения населения может быть и не является большой в ННГ, она, несомненно, приобретет большую актуальность в будущем.

Политика Здоровье-21 с ее 21 задачей отличается от стратегии достижения здоровья для всех к 2000 г. и ее 38 задач в силу следующих особенностей:

• Подход, ориентированный на все этапы жизни человека, в котором признается то, что человек делает на одном этапе жизни, повлияет на следующий ее этап. К наиболее важным периодам жизни человека относятся следующие:

- рождение

- переход детей из начальной в среднюю школу (и сдача школьных экзаменов)

- уход повзрослевших детей из дома

- устройство на работу

- поиски партнера или супруга

- рождение первого ребенка

- потеря работы

- выход на пенсию.

В политике ЗДОРОВЬЕ-21 признается, что здоровое начало жизни должно по-видимому начинаться уже в эмбриональном периоде, т.е. в утробе матери. Характер рациона питания беременной женщины может во многом предопределить риск ожирения, рака или инфаркта миокарда в последующей жизни ребенка.

• Подход, ориентированный на семью, что подразумевает, что политика и службы здравоохранения должны быть ориентированы на эту общественную группу, могущую оказать наибольшее влияние на здоровье населения.

• Многосекторальный и многодисциплинарный подход, что создает возможности для оказания более комплексной и целостностной медико-санитарной помощи.

• Семейная медсестра - выполнение медсестрами новой и широкой роли, требующей ответственной работы в качестве одного из важных ресурсов здоровья семьи. Эта концепция решительно поддерживается Международным советом медицинских сестер, и она будет пропагандироваться в масштабах всего мира. Кыргызстан будет первой из республик Центральной Азии, в которой на пробной основе начнут работать семейные медицинские сестры. Другие страны Европейского региона ВОЗ также выразили свой интерес и желание принять участие в этом пробном проекте. Семейные медицинские сестры будут принимать меры для решения как соматических, так и психологических и социальных проблем своих пациентов. Работая на уровне ПМСП, они будут знать особенности повседневной жизни семьи, условия работы ее членов, особенности окружающей среды в домах и другие факторы, влияющие на состояние здоровья членов семьи. Без знания этих факторов возникающие проблемы могут быть нераспознанными и остаться без внимания. Такое незнание может также привести к неправильной постановке диагноза и назначению не являющихся необходимыми процедур, что может быть связано со

 

 

значительными непроизводительными расходами для системы здравоохранения и не будет удовлетворять реальные потребности семьи. Подход, основанный на работе семейных медицинских сестер, позволяет понять подлинную суть проблемы, независимо от того, заключается ли она в плохом рационе питания, безработице или воздействии иных факторов.

Измерение вклада медицинских сестер и акушерок в выполнение задач политики Здоровье-21 : руководящие принципы

Г-жа Fawcett-Henesy представила вниманию участников совещания разработанные ВОЗ руководящие принципы по повышению вклада медицинских сестер и акушерок в осуществление политики Здоровье-2 1 как того инструмента, который поможет средним медицинским работникам более успешно интерпретировать, реализовывать и измерять свой вклад в выполнение задач политики ЗдОРОВЬЕ-21. По своей схеме представления эти принципы являются удобными для пользования, предлагая объективные критерии для оценки достижений и возможные показатели хода выполнения каждой задачи. Полезным также является то, что к каждой задаче прилагается сценарий, служащий примером возможного вклада медицинских сестер и акушерок в выполнение рассматриваемой задачи. К этому документу также прилагается матрица (таблица), которая помогает обобщить возможный вклад различных представителей среднего медперсонала, которые могут работать на различных уровнях системы здравоохранения.

Этот документ стимулирует страны к тому, чтобы они играли проактивную роль. Он должен служить общим руководством по аспектам, которые страны могут адаптировать с учетом своих условий, так, например, способы измерения показателей могут быть особыми для каждой страны. Этот документ следует рассматривать как полезное рабочее подспорье, а не как академический справочник.

Главная медицинская сестра Минздрава Республики Молдова Елена Стемповская выразила свое отношение к руководящим принципам. Она заявила, что работа с основами политики Здоровье-21 представляет значительные трудности и что руководящие принципы помогают правильно понять суть политики ЗДОРОВЬЕ-21 и являются полезным руководством для выполнения поставленных задач. На нынешнем этапе сестринская практика все быстрее и быстрее переходит от модели оказания преимущественно стационарной помощи к оказанию медицинской помощи непосредственно в доме пациента. В рассматриваемом документе уточняются основные цели и подчеркивается важность принципов справедливости. В нем даются критерии для сестринской практики с учетом того факта, что медицинские сестры должны работать совместно с другими группами работников здравоохранения. Основываясь на политике Здоровье-21 и рассматриваемом документе, медицинские сестры и акушерки могут оказать значительное влияние на политику здравоохранения, руководствуясь при этом принципами солидарности и справедливости, способствуя позитивным изменениям в образе жизни и в среде обитания и своевременно выявляя группы высокого риска.

В каждой стране имеются свои приоритеты и особые социальные и экономические условия, и поэтому каждая страна должна сконцентрироваться на выполнении тех задач политики ЗДОРОВЬЕ-21, которые имеют для нее особое значение. Работая вместе с
 

---------------------------

3 ВОЗ. “Руководящие принципы по повышению вклада медицинских сестер и акушерок в политику ЗДОРОВЬЕ-21”. Копенгаген, Европейское региональное бюро, 1999 г. (проект документа EUR/ICP/DLVR 02 01 06).

 

 

 

 

представителями других дисциплин и отраслей, медицинские сестры и акушерки могут принимать участие в процессе принятия решений и в процессах координации и управления медицинским обслуживанием. Руководство по политике Здоровье-21 поможет медицинским сестрам улучшить клиническую практику за счет аналитической оценки результатов своей деятельности. Для этой цели может быть использована специально подготовленная матрица.

Участникам совещания было предложено назвать те шаги, которые можно сделать для усиления вклада среднего медперсонала в осуществление политики Здоровье-21. Их ответы были таковы:

• рассмотрение политики Здоровье-2 1 на уровнях базового, последипломного и высшего образования;

• консультирование со странами относительно накопленного опыта по повышению статуса медицинских сестер;

• использование лидеров в области сестринского дела на всех уровнях для распространения информации;

• подготовка медицинских сестер и акушерок по вопросам руководства и управления;

• повышение возможностей пациентов, семей и общин в области поддержания и укрепления своего здоровья;

• научные исследования в области сестринского дела.

Групповая работа, посвященная политике Здоровье-21

Участники совещания были разделены на три группы и им было предложено выбрать те три задачи этой политики, которые имеют наибольшее значение для отдельных стран и в выполнение которых медицинские сестры и акушерки могут внести наибольший вклад. Нижеприведенный список представляет собой коллективное мнение групп относительно наиболее приоритетных задач для их стран:

Задача 2 Равноправие в вопросах охраны здоровья

Задача 3 Здоровое начало жизни

Задача 4 Здоровье молодежи

Задача 6 Улучшение психического здоровья

Задача 7 Сокращение распространенности инфекционных заболеваний

Задача 8 Сокращение распространенности неинфекционных болезней

Задача 11 Более здоровый образ жизни

Задача 18 Развитие кадровых ресурсов для здравоохранения

Задача 21 Политика и стратегии по достижению здоровья для всех.


Семейная медицинская сестра

Г-жа Fawcett-Henesy изложила концепцию семейных медицинских сестер как нового типа медицинских работников, которые определены в политике Здоровье-21 в качестве одного из важнейших партнеров, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Функции этой категории медработников пока что не определены в полном объеме, однако отдельные их элементы просматриваются в практике существующих категорий медицинских сестер.

 

 

 

Роль семейной медицинской сестры выражена в политике Здоровье-21 следующим образом:

В соответствии с рекомендацией Венской конференции 1988 г. по сестринскому делу, хорошо подготовленные семейные медицинские сестры - это еще одна важнейшая категория профессиональных работников ПМСП, которая может обеспечить очень значительный вклад в укрепление здоровья и профилактику болезней, помимо предоставления необходимого ухода. Семейные медсестры могут оказать содействие отдельным лицам и семьям в том, чтобы справиться с любым заболеванием или хроническим патологическим состоянием, а также во время стрессовых ситуаций, проводя для этого значительную часть своего рабочего времени в домах пациентов или с их семьями. Такие сестры дают рекомендации по вопросам образа жизни и поведенческим фактором риска и помогают семьям решать любые связанные со здоровьем вопросы. За счет раннего выявления проблем, угрожающих здоровью членов семьи, они могут обеспечить принятие мер для их решения на самом раннем этапе.

Благодаря своим знаниям о специальных вопросах и деятельности систем общественного здравоохранения и других ведомств социального профиля, они могут распознать воздействие тех или иных социально-экономических факторов на здоровье членов семьи и направить их в соответствующее учреждение для получения необходимой помощи. Они могут также способствовать ранней выписке пациентов из стационара за счет обеспечения им сестринского ухода на дому, и они могут играть роль связующего звена между семьей и семейным врачом, заменяя его в тех случаях, когда для удовлетворения соответствующих потребностей членов семьи скорее нужен опыт медицинской сестры.

Несмотря на то, что основной акцент в медсестринской практике сместился с работы в стационарах на работу по месту жительства пациентов, медсестры продолжали в основном оказывать клиническую помощь, уделяя лишь некоторую часть своего времени вопросам укрепления здоровья. Выполнение функций семейной медицинской сестры потребует не только хороших клинических навыков и навыков по укреплению здоровья, но и знаний социальных аспектов и динамики развития семьи как ячейки общества. Семейная медсестра должна иметь хорошее общее представление о жизненном пути всех членов семьи и иметь знания о тех социальных факторах, которые воздействуют на их здоровье. Семейные медсестры должны понимать зависимость между состоянием здоровья и социальными условиями.

Согласно литературным источникам, внедрение института семейных медицинских сестер может помочь: снизить показатели обращаемости к врачу и число несчастных случаев и случаев депрессий; улучшить образ жизни людей; и обеспечить более эффективное ведение больных с хронической патологией. Однако для достижения этих целей необходимы хорошо образованные медицинские сестры, которые помимо умения сделать инъекцию или провести ту или иную техническую процедуру, способны выполнять задачи более сложного характера. Иными словами, для этого нужны медицинские сестры, которые способны научить членов семьи, как самим делать инъекции и убедить их изменить привычки питания и образ жизни так, чтобы это способствовало улучшению их здоровья. Такая медицинская сестра должна быть хорошо подготовленной, понимать теорию и практику, обладать навыками широкого критического мышления и принятия решений, и она должна быть способна обеспечивать оказание необходимых ухода и поддержки, благодаря повышению возможностей самого обслуживаемого населения.

 

 

 

Для получения квалификации семейной медицинской сестры необходимо будет пройти программу подготовки продолжительностью в 40 недель и иметь двухгодичный опыт работы в качестве аттестованной медсестры и трехмесячный опыт работы в качестве медсестры на уровне ПМСП. ЕРБ ВОЗ разработало программу обучения таких медицинских сестер.

Групповая работа, посвященная различным аспектам деятельности семейной медицинской сестры

Затем участники совещания приступили к групповой работе, с тем чтобы рассмотреть:

• что могут сделать медицинские сестры, работающие вне стационаров с целью реализации концепции семейной медицинской сестры;

• какие элементы нынешней медсестринской практики на уровне общины должны быть изменены для выполнения роли семейной медицинской сестры;

• какие первые шаги необходимы для того, чтобы внедрить концепцию семейного медсестринского обслуживания в странах, где сестринский персонал продолжает работать в стационарах, и кто должен сделать эти первые шаги.

Все участники совещания заявили, что в их странах имеются медсестры, работающие вне стационаров и выполняющие различные функции на уровне общины. Таких медицинских сестер можно переквалифицировать на семейных медсестер, направив их на курсы подготовки, охватывающие такие аспекты, как коммуникация, управление, компьютерные навыки, укрепление здоровья, педагогика, социология, психология, гериатрия. Для этой цели могут быть также установлены критерии обеспечения качества, а на уровне поликлиник проведены соответствующие структурные преобразования.


Стратегия ВОЗ по обучению медицинских сестер и акушерок в Европе

ВОЗ признала важность того, чтобы все ее действия по развитию сестринского дела основывались на медицинских сестрах, получивших соответствующее образование и поддерживаемых необходимыми правовыми и нормативными документами. Для этой цели они разработали стратегию обучения медицинских сестер и акушерок в Европе. Г-жа Majda Slajmer-Japelj охарактеризовала эту стратегию, имеющую большое значение для всех стран Европейского региона. В этой стратегии рассматриваются принципы реформирования здравоохранения, включая необходимость в развитии многосекторальных и многодисциплинарных подходов к медицинской помощи, а также общие аспекты здоровья и то влияние, которое социально-политические и экономические условия оказывают на здоровье населения. Эта стратегия также позволяет странам регулировать темпы преобразования системы образования с учетом своих специфических условий и возможностей.
Среди принципов, рассмотренных в этой стратегии, можно назвать следующие:

поступление в школу по сестринскому делу (медицинское училище) в возрасте 18 лет

три года базового сестринского образования

необходимость того, чтобы обучение проводили преподаватели-медсестры основанный на практике подход к обучению.

 

 

На основе этой стратегии в странах могут быть предприняты конкретные действия для развития системы образования, чему также будет способствовать использование методологии перспективного анализа, которая позволяет странам запланировать шаги, которые необходимо будет сделать для достижения целей, обозначенных в стратегии обучения4.


Подготовка ко Второй конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерской помощи в Европе

Имеющиеся препятствия и критерии прогресса

Г-жа Fawcett-Henesy охарактеризовала некоторые возможные препятствия на пути выполнения рекомендаций Венской конференции. В частности, они включают следующее:

• низкий статус сестринского дела в странах (слабое влияние на уровнях формулирования политики, слабое руководство в рамках самой профессии);

• акцент на болезни, а не на здоровье в рамках всего сектора здравоохранения;

• отсутствие твердых стратегий и конкретных сроков выполнения рекомендаций Венской конференции;

• неправильный выбор времени проведения предлагаемых преобразований;

• отсутствие или недостаток политической поддержки.

Затем участники обсудили те основные элементы, которые необходимы для того, чтобы медицинские сестры и акушерки в Европейском регионе смогли усилить свой вклад в достижение целей, поставленных в основах политики ЗДОРОВЬЕ-21. В частности, они пришли к выводу, что для этого необходимо, чтобы страны имели:

• главную медицинскую сестру минздрава, что будет способствовать вовлечению медицинских сестер в процесс принятия решений и даст этой категории медицинских работников возможность иметь своего лидера;

• национальную ассоциацию медицинских сестер;

• реформированную систему сестринского образования;

• национальный план действий по сестринскому делу и акушерству;

• правовое и нормативное регулирование практики медицинских сестер и акушерок;

• семейные бригады здравоохранения.

План действий на этапе подготовки к Мюнхенской конференции

Участникам совещания было предложено определить индивидуально, но при поддержке своих коллег, пути подготовки к Мюнхенской конференции медицинских сестер и акушерок в своих странах. Были выделены конкретные задачи политики
 

----------------------------------------------------

4 Evaluation of reoriented curricula in basic nursing education: report of an interregional workshop. Женева, Всемирная организация здравоохранения, 1989 г. (документ HMD/NUR/89.2).

 

 

 

Здоровье-2 1 и подготовлены общие проекты планов действий, руководствуясь при этом следующими вопросами.

1. С какими группами в вашей стране будет обсуждена идея о подготовке такого плана действий?

2. Какие именно заинтересованные группы будут привлечены к разработке и реализации плана действий?

3. Какие ресурсы потребуются для выполнения плана действий?

4. Какую веху в плане действий следует выбрать в качестве первого направления деятельности и что нужно предпринять для ее достижения?

На последующем пленарном обсуждении было достигнуто соглашение о том, что первым важным шагом будет объединение медицинских сестер и акушерок, так как это позволит им ознакомиться с основами политики Здоровье-2 1 и обсудить, каким образом они могут внести свой вклад в выполнение тех задач этой политики, которые наиболее актуальны для каждой отдельной страны. Механизмы для достижения этого могут включать следующие: семинары, конференции, обучение по вопросам руководства, обучение по общим вопросам, создание ассоциаций медицинских сестер, использование средств массовой информации. В целом у участников возникли трудности с выбором одной вехи в качестве первоначального направления деятельности в рамках плана действий. Одно из предложений касалось реформирования образования или улучшения статуса сестринского дела.



Рекомендуемые действия и календарный план подготовительной работы в странах

На совещании был подготовлен следующий перечень мероприятий с указанием сроков их осуществления.

1. В ННГ должны быть проведены национальные форумы, что будет способствовать повышению понимания медсестрами и акушерками подходов к политике Здоровье-21 и того вклада, который они могут внести в выполнение каждой из задач этой политики. Срок исполнения: апрель 2000 г., когда в ЕРБ ВОЗ должен быть представлен отчет о результатах проведения национальных форумов.

2. Следует провести обзор существующих национальных планов действий в области сестринского дела и акушерства, которые в случае необходимости следует адаптировать с учетом подходов политики ЗДОРОВЬЕ-21. При разработке любых стратегий реформирования здравоохранения следует учитывать как те изменения, которые уже имели место в практике медицинских сестер и акушерок, так и приоритетные потребности населения. Срок исполнения: январь 2000 г., когда в ЕРБ ВОЗ должны быть представлены любые пересмотренные национальные планы действий по сестринскому делу и акушерству.

3. Должны быть определены и осуществлены действия по достижению первой вехи выполнения каждой из трех задач, выбранных в качестве приоритетных в соответствующем ННГ. Срок исполнения: в декабре 1999 г. в ЕРБ ВОЗ следует представить перечень основных вех, а в апреле 2000 г. - отчет о их достижении.

4. В каждом ННГ следует определить одну неотложную задачу, стоящую перед медицинскими сестрами и акушерками, с тем чтобы в ходе Мюнхенской

 

 

 

 

конференции министр здравоохранения этой страны смог утвердить ее в качестве приоритетной для национальной системы здравоохранения. При этом необходимо учитывать, каким образом средний медицинский персонал может выполнить эту задачу и каким образом министерство здравоохранения может этому способствовать. Срок исполнения: декабрь 1999 г., когда в ЕРБ ВОЗ должна быть представлена информация о выбранном вопросе.

ЕРБ ВОЗ проинформирует сеть главных медицинских сестер минздравов в ННГ (с помощью информационного бюллетеня) об успехах и опыте работы в тех районах ряда стран Региона, где практика семейных медицинских сестер будет внедрена на пробной основе.



Закрытие совещания

Участники и инструкторы подытожили вопросы, рассмотренные на совещании, и провели оценку той пользы, которую участники получили от совещания. Они пришли к соглашению о том, что проект руководящих принципов по усилению вклада медицинских сестер и акушерок в реализацию политики Здоровье-21 - это хорошее пособие, которое дало главным медицинским сестрам, присутствующим на данном совещании, уверенность, в которой они нуждались для того, чтобы возглавить работу медсестер и акушерок в соответствующих странах по выполнению задач, поставленных в политике Здоровье-2 1. Процесс выбора наиболее актуальных для каждой отдельной страны задач и работа с планом действий в ходе совещания дали его участникам возможность лучше понять то, что средний медицинский персонал может сделать для выполнения этих задач. Росту уверенности способствовал также тот факт, что во многих странах, представленных на совещании, имеются общие проблемы, и что данное мероприятие дало возможность провести обзор различных подходов, используемых для их решения, например, в области образования. Стратегия ВОЗ по обучению медицинских сестер и акушерок в Европейском регионе послужит полезной основой для усовершенствования системы образования в странах. Обеспечение надлежащего правового и нормативного регулирования сестринской практики и создание ассоциаций медицинских сестер также являются приоритетными задачами в этих странах. Несмотря на то, что различные аспекты деятельности семейной медицинской сестры в той или иной степени уже реализуются, роль таких медсестер на местном уровне продолжает оставаться очень расплывчатой, что еще более осложняется медленным становлением структуры семейных врачей в этих странах.

Заключительные выступления на данном совещании были сделаны профессором Айканом Акановым и профессором Кульжановым. Г-жа Fawcett-Henesy поблагодарила участников за их активную работу, а профессора Аканова и профессора Кульжанова - за их поддержку, которая, несомненно, помогла обеспечить успех совещания. Она также поблагодарила д-ра Мурата Усатаева и его коллег за решение практических вопросов, связанных с организацией совещания.

Семинар по правовому и нормативному регулированию сестринской практики

После совещания г-жа Fadwa Affara (советник по политике в области сестринского дела в Международном совете медицинских сестер) организовала дополнительный

 

однодневный семинар. Программа этого семинара была посвящена изучению характера и масштабов нормативного регламентирования сестринской практики и тех законоположений, которые помогают регулировать медсестринское обучение и практику. В частности, она проанализировала позицию Совета относительно практики регулирования, коснувшись, в частности, 12 основополагающих принципов и стратегических целей, а также рассказала о характере и различных формах регулирования работы медсестер. Участники семинара проанализировали имеющуюся регламентирующую структуру, уделяя особое внимание конкретным целям, ставящимся в различных ее звеньях, а также рассмотрели основные принципы регулирования и их применимость к тем условиям, в которых они работают на практике.

 

 

 

 

 

Список УЧАСТНИКОВ
Временные советники
Г-жа Fadwa A. Affara Consultant, Nursing and Health Policy International Council of Nurses 3, place Jean-Marteau CH-1201 Geneva, Switzerland

Д-р Татьяна Чемишенко Заместитель директора,

Руководитель управления сестринского образования, Министерство здравоохранения, ул. Грушевского, 7 252021 Киев, Украина

Д-р Кетаван Гарсеванишвили Грузинская ассоциация медицинских сестер, ул. Гвазауриави, ЗБ 380060 Тбилиси, Грузия

Д-р Валентина Кондратович

с/о Беларусский институт усовершенствования врачей, координатор по вопросам, относящимся к сестринскому делу и акушерской помощи, ул. П. Бровки, 3,

220174 Минск, Беларусь

Д-р Алина Кушкян

Главный специалист по сестринскому делу, Министерство здравоохранения, ул. Туманяна 30, кв. 35 Ереван 375001, Армения

Г-жа Гульнара Мамедова Главная медицинская сестра,

Министерство здравоохранения, ул. Тодорски, 4,

Баку 370014, Азербайджан

Г-жа Н.Х. Рахимова Национальный эксперт,

Проект здравоохранения Сомони, ул. Сомони, № 7711 кв. 46 Душанбе, Таджикистан

Г -жа Жумабике Романшова (зам. Председателя) Главная медицинская сестра, с/о Научный центр педиатрии и детской хирургии, пр. Ал-Фараби, 146,

Алматы 480061, Казахстан

 

 

 

 

Наблюдатели

 

 

Г-жа Майя Абабкова

Главная медицинская сестра г. Ал маты,

Казахстан

Д-р Калкаман Аяпов

Директор колледжа подготовки медицинских сестер,

Алматы, Казахстан

Д-р Талапкали Измукхамбетов

Директор Республиканского колледжа подготовки медицинских сестер,

Алматы, Казахстан

Г-жа Ольга Комиссарова

Представитель Шведской ассоциации профессиональных работников здравоохранения Главная медицинская сестра,

Российский клинический центр по борьбе с ВИЧ-СПИДом,

Усть-Игора, ул. 9 января, 3,

189635 Санкт-Петербург, Российская Федерация

Г -жа Зоя Кожахметова Главная медсестра,

Кзыл-Орда, Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2


Программа
Четверг, 21 октября 1999 г.

08:00-09:00 Регистрация участников

09:00-09:30 Открытие совещания. Приветственные выступления:

Представителя Министерства здравоохранения, образования и спорта Представителя Казахстанской школы общественного здравоохранения Г-жи Жумабике Романшовой, главной медицинской сестры Казахстана Г-жи Ainna Fawcett-Henesy, регионального советника ВОЗ по сестринскому делу и акушерской помощи

09:30-09:45 Выборы должностных лиц совещания и принятие его программы

09:45-10:00 Цели и задачи совещания (г-жа Ainna Fawcett-Henesy)

10:00-10:30 ЗДОРОВЬЕ-21 - 21 задача на двадцать первое столетие; семейная медицинская сестра (г-жа Ainna Fawcett-Henesy)

10:30-11:00 Перерыв на кофе

11:00—11:45 Разработка руководящих принципов по измерению вклада медицинских сестер и

акушерок в реализацию политики ЗДОРОВЬЕ-21 (г-жа Анна Анохина, Российская Федерация; Елена Стемповская, Республика Молдова)

11:45-12:30 Отчет о результатах обследования, посвященного практике, управлению, научным исследованиям и образованию в области сестринского дела в Европейском регионе (после чего состоится обсуждение) (г-жа Ainna Fawcett-Henesy)

12:30-13:30 Перерыв на обед

13:30-14:45 Работа в группах: усовершенствование руководящих принципов по усилению вклада в реализацию политики ЗДОРОВЬЕ-21 (включая вступление к групповой работе)

14:.45—15:30 Пленарные заседания: усовершенствование вышеуказанных руководящих принципов

• заслушивание отчетов по результатам обсуждений в рамках рабочих групп

• достижение согласия относительно использования руководящих принципов и следующих шагов

15:30-16:00 Перерыв на кофе

16:00-17:15 Работа в группах: концепция семейной медицинской сестры (включая вступление к групповой работе)

17:15-17:45 Пленарное заседание: концепция семейной медицинской сестры

• заслушивание отчетов по результатам обсуждений в рамках рабочих групп

17:45-18:00 Подведение итогов работы за день (Председатель)

Пятница, 22 октября 1999 г.

09:00-09:.45 Успехи с реализацией стратегии обучения медицинских сестер и акушерок в Европе

(г-жа Majda Slajmer-Japelj, сотрудник категории специалистов на краткосрочном контракте, сестринское дело и акушерская помощь, Европейское региональное бюро ВОЗ)

 

09:45-10:00 Подготовка к Мюнхенской конференции (г-жа Ainna Fawcett-Henesy)

10:00-11:00 Работа в группах: программа Мюнхенской конференции - рассмотрение вопросов, касающихся ННГ

11:00—11:30 Перерыв на кофе

11:30-12:00 Пленарное заседание: программа Мюнхенской конференции

• заслушивание отчетов по результатам обсуждений в рамках рабочих групп

12:00-13:00 Перерыв на обед

13:00-14:30 Пленарное заседание: в преддверии Мюнхенской конференции - план подготовительной работы (после чего состоится обсуждение)

(г-жа Ainna Fawcett-Henesy)

14:30—15:00 Перерыв на кофе

15:00-15:30 Формулирование выводов и закрытие совещания (Председатель)




СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ПО НОРМАТИВНОМУ И ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ

(ведущая семинара - Fadwa A. Affara, консультант, сестринское дело и политика здравоохранения,

Международный совет медицинских сестер)

Суббота, 23 октября 1999 г.

09:00-09:30 Введение к семинару

09:30-10:30 Анализ характера и масштабов системы регулирования сестринской практики:

• фундаментальные принципы регулирования

• регулирование профессиональной практики (характер и виды регулирования; изучение системы регулирования профессиональной деятельности)

10:30—11:00 Перерыв на кофе

11:00-12:30 Структура и система регулирования (включая цели различных звеньев этой системы)

12:30-13:30 Перерыв на обед

13:30-15:00 Элементы законодательства, способные содействовать регулированию

медсестринского образования и практики (включая расположение элементов различных звеньев системы регулирования)

15:00-15:30 Перерыв на кофе

15:30-16:00 Формулирование выводов и закрытие семинара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////