|
|
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) РБ. Тест с ответами (2020 год)
Вопрос 1. Каждый уровень ГСЧС имеет
Вопрос 2
Построение ГСЧС осуществляется по:
Вопрос 3
ГСЧС имеет четыре уровня
Вопрос 4
К руководящим органам ГСЧС относятся
Вопрос 5
Органы повседневного управления по ЧС в ГСЧС
Вопрос 6
В зависимости от обстановки выделяют режимы функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС
Вопрос 7
Функционирование ГСЧС при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий называют режимом
Вопрос 8
Функционирование ГСЧС при возникновении и ликвидации последствий ЧС различного характера называют
Вопрос 9
Функционирование ГСЧС при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС называют режимом
Вопрос 10
Координирующими органами ОП ГСЧС М3 РБ являются:
Вопрос 11
Органами управления по ЧС ОП ГСЧС М3 РБ являются:
Вопрос 12
В состав сил и средств ОП ГСЧС М3 РБ входят:
Вопрос 13
Составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь по
подготовке к защите и по защите населения, материальных и
историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от
опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или
вследствие этих действий, называется _________
Ответ - формирование гражданской обороны
Вопрос 14
Укажите год ооразования седующих систем защиты:
Вопрос 15
Координирующими органами ГСЧС являются:
Вопрос 16
К медицинским формированиям ОП ГСЧС М3 РБ относятся:
Вопрос 17
Система, включающая в себя органы управления, силы и средства министерств и ведомств, местных исполнительных органов власти, обеспечивающих на основе реализации комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер защиту от чрезвычайных ситуаций различного характера, называется
Ответ - ГСЧС
Вопрос 18
В случае возникновения ЧС время готовности медицинских формирований ОП ГСЧС М3 РБ к выезду в зону ЧС с момента поступления информации об этом должно быть не более
Вопрос 19
Органы управления гражданской обороной В мирное время органами управления гражданской обороной являются:
Вопрос 20
ОП ГСЧС М3 РБ предназначена для
Конец теста
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС)
– это система органов управления, специально уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС. Это силы и
средства Министерства по ЧС, других республиканских органов государственного
управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики
Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих
защиту жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества граждан, юридических
лиц, экономических интересов государства от чрезвычайных ситуаций.
ЗАДАЧИ ГСЧС определены Законом Республики Беларусь «О защите населения и
территорий от ЧС природного и техногенного характера»:
- контроль состояния, природной среды и потенциально опасных объектов;
- прогнозирование ЧС и их последствий;
- проведение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС;
- оповещение населения, органов власти и управления о ЧС;
- организация защиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС;
- подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий;
- планирование, организация и проведение спасательных и других неотложных работ
по ликвидации ЧС и их последствий;
- оценка материального ущерба от ЧС и подготовка предложений о выделении
материальных и финансовых средств на ликвидацию последствий и возмещение ущерба;
- проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов
экономики и систем жизнеобеспечения населения;
- обучение населения действиям по выживанию в ЧС.
СОСТАВ И СТРУКТУРА ГСЧС
Основу структуры ГСЧС составляют:
- Комиссии по ЧС (правительственная, областные, городские, районные,
ведомственные, объектовые);
- Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);
- силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и
потенциально опасных объектов;
- силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.
Построение ГСЧС осуществляется по территориальному, отраслевому и
производственному принципам.
ГСЧС образуют:
- Правительственная комиссия по ЧС,
- МЧС,
- территориальные и отраслевые подсистемы.
ГСЧС имеет четыре уровня:
- республиканский,
- территориальный,
- местный,
- объектовый.
Каждый уровень ГСЧС имеет:
- координирующие органы,
- органы повседневного управления по ЧС,
- силы и средства,
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и
материальных ресурсов.
КООРДИНИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ И ИХ ЗАДАЧИ.
Координирующими органами ГСЧС являются комиссии по ЧС (КЧС) на всех уровнях.
Рабочим органом комиссий по ЧС является структурное подразделение (отдел,
сектор). Руководитель указанного подразделения является секретарем комиссии по
должности и на него возлагается планирование, организация и контроль за
выполнением принятых комиссией решений, техническое обеспечение работы
комиссии, координации деятельности комиссий по ЧС нижестоящего уровня.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ КЧС территориальных подсистем и их звеньев являются:
- координация деятельности КЧС районов (городов), организаций (объектов);
- разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению
надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС и контроль за
выполнением этих мероприятий;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и
потенциально опасных объектов, прогнозирования ЧС;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальной
подсистемы к действиям в ЧС, контроль состояния готовности пунктов управления;
- участие в разработке нормативных правовых актов в области защиты населения и
территорий от ЧС;
- участие в разработке и осуществлении государственных экономических и
социальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
- организация создания резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;
- организация взаимодействия КСЧ с воинскими и общественными объединениями по
вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
- координация работ по ликвидации ЧС, привлечению сил и средств, трудоспособного
населения к этим работам;
- организация и обеспечение проведения работ по оценке экономического и
экологического ущерба, нанесенного в результате ЧС;
- планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуированных и
возвращение их после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и
территорий от ЧС;
- организация подготовки населения, должностных лиц органов управления, сил и
средств территориальных подсистем ГСЧС к действиям в ЧС.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ КЧС отраслевых подсистем являются:
- координация деятельности КЧС подведомственных организаций по предупреждению и
ликвидации ЧС;
- руководство разработкой и осуществление организационных и других мероприятий
по предотвращению ЧС, повышению надежности работы потенциально опасных
объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования производств и
отраслей экономики в ЧС;
- участие в разработке и осуществлении республиканских целевых и
научно-технических программ в области защиты населения и территорий от ЧС;
- организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на
подведомственных потенциально опасных объектах;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств отраслевых подсистем
ГСЧС к действиям при ЧС, координация и руководство работами по ликвидации ЧС на
подведомственных объектах, включая эвакуацию работников объектов;
- обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спасательных и
других неотложных работ при ЧС в рамках своей компетенции;
- организация создания отраслевых резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации ЧС;
- организация и обеспечение проведения работ по оценке экономического и
экологического ущербов, нанесенного отрасли в результате ЧС;
- участие в осуществлении мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от ЧС, а также по реализации прав и обязанностей населения в
области защиты от ЧС;
- участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства,
технологических процессов, а также правил защиты работников организаций от ЧС;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также
организация работы по подготовке к аттестации и лицензированию деятельности
аварийно-восстановительных формирований.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ КЧС организаций (объектов) являются:
- разработка и организация осуществления мероприятий по предупреждению ЧС,
повышению устойчивости функционирования потенциально опасных производств, а
также по обеспечению их стабильной работы при возникновении ЧС;
- организация работы по созданию на потенциально опасных объектах локальных
систем раннего обнаружения и оповещения, поддержание их в готовности;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации
(объекта) к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией
работников объекта;
- создание производственных резервов, финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;
- обеспечение подготовки руководящего состава, сил и средств, а также
работников объекта к действиям в ЧС.
ОРГАНЫ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ЧС.
Органами повседневного управления по ЧС являются:
- на республиканском уровне - МЧС, отделы (секторы) по ЧС республиканских
органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных
Правительству Республики Беларусь;
- на территориальном уровне - областные и Минское городское управления по ЧС
МЧС;
- на местном уровне - районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского
городского управления МЧС;
- на объектовом уровне - структурные подразделения организации (объекта) -
отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ГО и ЧС.
В целях устойчивого управления системой ГСЧС вышеперечисленные органы оснащаются
средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации,
необходимой оргтехникой.
СИЛЫ И СРЕДСТВА ГСЧС.
Силы ликвидации ЧС состоят из:
- органов и подразделений МЧС;
- территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;
- организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства
здравоохранения;
- штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и
формирований министерств, других республиканских органов государственного
управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики
Беларусь;
- учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства
сельского хозяйства и продовольствия;
- территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;
- специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений,
организаций строительного комплекса.
Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные
и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов
государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству
Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют
аварийно-спасательную службу ГСЧС. Координацию деятельности и методическое
руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС.
Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные
аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС. Эти
формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу
в автономном режиме в течение не менее трех суток.
Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке
могут привлекаться воинские подразделения.
НЕВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГО создаются на предприятиях, в некоторых
организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное время эти
формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, когда сил
быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они
становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени.
Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначение, состав,
могут быть оснащены различной техникой, приборами и имуществом. В
невоенизированные формирования могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до
60 лет, женщины - от 16 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до
8 лет. В состав невоенизированных формирований не включаются инвалиды первой и
второй группы. Подготовка этих формирований к проведению спасательных и других
работ производится по специальным программам непосредственно на объектах, а
командно-начальствующий состав - и в учебных центрах (курсах ГО).
Организационно формирования состоят из отрядов (220-375 человек, отряды - из
команд (90-120 человек), команды - из групп (14-60 человек), группы - из
звеньев (4-8 человек). Могут также быть отдельные команды и группы. В связи с
совершенствованием системы ГО могут быть изменения, как в структуре, так и в
составе невоенизированных формирований.
Невоенизированные формирования классифицируют:
- по назначению – на формирования общего назначения и формирования служб;
- по подчиненности - на территориальные и объектовые;
- по степени готовности - на обычной готовности (на сбор формирования отводится
24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирования отводится 6 часов).
Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально
опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии,
Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной
энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства
здравоохранения. Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства,
ветеринарной службы и станций защиты растений Министерсгва сельского хозяйства и
продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля,
а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов
государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей
среды.
Задачами этих сил являются:
- сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных
объектов;
- представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при
угрозе и возникновении ЧС;
- прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных
природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;
- контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной
безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции
объектов;
- проведение экологической экспертизы текущих и перспективных производств;
- контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных
объектов;
- прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных
бедствий, техногенных аварий и катастроф;
- прогнозирование появления и развития эпизоотии и эпифитотий.
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГСЧС.
Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществляется
информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС;
- центры оперативного управления областных и Минского городского управлений по
ЧС;
- центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских
отделов по ЧС;
- информационные центры (пункты управления) республиканских органов
государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных
Правительству Республики Беларусь;
- диспетчерские пункты (районные узлы связи, дежурно-диспетчерские службы)
районов, городов и объектов.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС,
руководитель исполнительного и распорядительного органа области (г. Минска),
района (города) устанавливает в границах подведомственной территории необходимый
режим функционирования ГСЧС. Ими могут быть:
- режим повседневной деятельности - при нормальной
производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической,
сейсмической и гидрологической обстановке;
- режим повышенной готовности – при ухудшении этих составляющих или получении
прогноза о возможной ЧС;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Руководство работами по ликвидации ЧС осуществляют КЧС и органы повседневного
управления по ЧС соответствующих уровней при возникновении ЧС различного
масштаба. При этом вышестоящая КЧС может взять на себя координацию или
руководство работами по ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь. При
недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства
других министерств и ведомств. При необходимости из состава КЧС могут
формироваться оперативные группы МЧС и КЧС всех уровней.
Режим повседневной деятельности предусматривает:
- наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на
потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению
безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС, а
также по повышению устойчивости функционирования объектов хозяйствования в ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС к
действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при
ЧС;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
Режим повышенной готовности предусматривает:
- организация КЧС руководства функционированием ГСЧС и ее подсистем,
формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения
обстановки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее реализации;
- уточнение планов защиты населения и объектов от ЧС областей (районов) и
планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на
потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование
возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению
устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности, уточнение планов действий и выдвижение в
предполагаемый район ЧС средств ГСЧС.
Режим чрезвычайной ситуации предусматривает:
- частичное или полное введение в действие планов защиты населения и
территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на
объектах;
- организация защиты населения в полном объеме;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования в ЧС отраслей
экономики и объектов, полному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- определение границ зоны ЧС;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе
ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
////////////////////////////