Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) РБ. Тест с ответами (2020 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) РБ. Тест с ответами (2020 год)

 

 

 

 

Вопрос 1. Каждый уровень ГСЧС имеет

 

Вопрос 2

Построение ГСЧС осуществляется по:

Вопрос 3

ГСЧС имеет четыре уровня

Вопрос 4

К руководящим органам ГСЧС относятся

 

Вопрос 5

Органы повседневного управления по ЧС в ГСЧС

 

Вопрос 6

В зависимости от обстановки выделяют режимы функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС

 

Вопрос 7

Функционирование ГСЧС при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий называют режимом

 

 

Вопрос 8

Функционирование ГСЧС при возникновении и ликвидации последствий ЧС различного характера называют

 

 

Вопрос 9

Функционирование ГСЧС при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС называют режимом

 

Вопрос 10

Координирующими органами ОП ГСЧС М3 РБ являются:

 

Вопрос 11

Органами управления по ЧС ОП ГСЧС М3 РБ являются:

 

Вопрос 12

В состав сил и средств ОП ГСЧС М3 РБ входят:

 

Вопрос 13

Составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или
вследствие этих действий, называется _________

Ответ - формирование гражданской обороны

 

 

 

Вопрос 14

Укажите год ооразования седующих систем защиты:

 

Вопрос 15

Координирующими органами ГСЧС являются:

 

Вопрос 16

К медицинским формированиям ОП ГСЧС М3 РБ относятся:

Вопрос 17

Система, включающая в себя органы управления, силы и средства министерств и ведомств, местных исполнительных органов власти, обеспечивающих на основе реализации комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер защиту от чрезвычайных ситуаций различного характера, называется

Ответ - ГСЧС

 

 

Вопрос 18

В случае возникновения ЧС время готовности медицинских формирований ОП ГСЧС М3 РБ к выезду в зону ЧС с момента поступления информации об этом должно быть не более

 

Вопрос 19

Органы управления гражданской обороной В мирное время органами управления гражданской обороной являются:

 

 

 

Вопрос 20

ОП ГСЧС М3 РБ предназначена для

 

Конец теста

 

 

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) – это система органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС. Это силы и средства Министерства по ЧС, других республиканских органов государствен­ного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих защиту жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества граждан, юридических лиц, экономических интересов государства от чрезвычайных ситуаций.

ЗАДАЧИ ГСЧС определены Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»:

- контроль состояния, природной среды и потенциально опасных объектов;

- прогнозирование ЧС и их последствий;

- проведение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС;

- оповещение населения, органов власти и управления о ЧС;

- организация защиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС;

- подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий;

- планирование, организация и проведение спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС и их последствий;

- оценка материального ущерба от ЧС и подготовка предложений о выделении материальных и финансовых средств на ликвидацию последствий и возмещение ущерба;

- проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения;

- обучение населения действиям по выживанию в ЧС.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ГСЧС

Основу структуры ГСЧС составляют:

- Комиссии по ЧС (правительственная, областные, городские, район­ные, ведомственные, объектовые);

- Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);

- силы и средства наблюдения и контроля состояния природной сре­ды и потенциально опасных объектов;

- силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.

Построение ГСЧС осуществ­ляется по территориальному, отраслевому и производственному принципам.

ГСЧС образуют:

- Правительственная комиссия по ЧС,

- МЧС,

- территориальные и отраслевые подсистемы.

ГСЧС имеет четыре уровня:

- республиканский,

- тер­риториальный,

- местный,

- объектовый.

Каждый уровень ГСЧС имеет:

- коорди­нирующие органы,

- органы повседневного управле­ния по ЧС,

- силы и средства,

- системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

КООРДИНИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ И ИХ ЗАДАЧИ.

Координирующими органами ГСЧС являются комиссии по ЧС (КЧС) на всех уровнях. Рабочим органом комиссий по ЧС является структурное под­разделение (отдел, сектор). Руководитель указанного подразделения явля­ется секретарем комиссии по должности и на него возлагается планирова­ние, организация и контроль за выполнением принятых комиссией реше­ний, техническое обеспечение работы комиссии, координации деятельнос­ти комиссий по ЧС нижестоящего уровня.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ КЧС территориальных подсистем и их звеньев являются:

- координация деятельности КЧС районов (городов), организаций (объектов);

- разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обес­печению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС и контроль за выполнением этих мероприятий;

- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования ЧС;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств террито­риальной подсистемы к действиям в ЧС, контроль состояния готовности пунктов управления;

- участие в разработке нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

- участие в разработке и осуществлении государственных экономичес­ких и социальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;

- организация создания резервов финансовых и материальных ресур­сов для ликвидации ЧС;

- организация взаимодействия КСЧ с воинскими и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

- координация работ по ликвидации ЧС, привлечению сил и средств, трудоспособного населения к этим работам;

- организация и обеспечение проведения работ по оценке экономи­ческого и экологического ущерба, нанесенного в результате ЧС;

- планирование и организация эвакуации населения, размещение эва­куированных и возвращение их после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;

- организация сбора и обмена информацией в области защиты насе­ления и территорий от ЧС;

- организация подготовки населения, должностных лиц органов управ­ления, сил и средств территориальных подсистем ГСЧС к действиям в ЧС.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ КЧС отраслевых подсистем являются:

- координация деятельности КЧС подведомственных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС;

- руководство разработкой и осуществление организационных и других мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности работы по­тенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования производств и отраслей экономики в ЧС;

- участие в разработке и осуществлении республиканских целевых и на­учно-технических программ в области защиты населения и территорий от ЧС;

- организация работ по созданию локальных систем контроля и опо­вещения на подведомственных потенциально опасных объектах;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств отрасле­вых подсистем ГСЧС к действиям при ЧС, координация и руководство рабо­тами по ликвидации ЧС на подведомственных объектах, включая эвакуацию работников объектов;

- обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ при ЧС в рамках своей компетенции;

- организация создания отраслевых резервов финансовых и матери­альных ресурсов для ликвидации ЧС;

- организация и обеспечение проведения работ по оценке экономическо­го и экологического ущербов, нанесенного отрасли в результате ЧС;

- участие в осуществлении мероприятий по социальной защите насе­ления, пострадавшего от ЧС, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;

- участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности про­изводства, технологических процессов, а также правил защиты работников организаций от ЧС;

- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также организация работы по подготовке к аттестации и лицензированию дея­тельности аварийно-восстановительных формирований.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ КЧС организаций (объектов) являются:

- разработка и организация осуществления мероприятий по предуп­реждению ЧС, повышению устойчивости функционирования потенциально опасных производств, а также по обеспечению их стабильной работы при возникновении ЧС;

- организация работы по созданию на потенциально опасных объек­тах локальных систем раннего обнаружения и оповещения, поддержание их в готовности;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств органи­зации (объекта) к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуа­цией работников объекта;

- создание производственных резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- обеспечение подготовки руководящего состава, сил и средств, а так­же работников объекта к действиям в ЧС.

ОРГАНЫ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ЧС.

Органами повседневного управления по ЧС являются:

- на республиканском уровне - МЧС, отделы (секторы) по ЧС республи­канских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- на территориальном уровне - областные и Минское городское управ­ления по ЧС МЧС;

- на местном уровне - районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управления МЧС;

- на объектовом уровне - структурные подразделения организации (объекта) - отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопро­сами ГО и ЧС.

В целях устойчивого управления системой ГСЧС вышеперечисленные органы оснащаются средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой.

СИЛЫ И СРЕДСТВА ГСЧС.

Силы ликвидации ЧС состоят из:

- органов и подразделений МЧС;

- территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;

- организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Мини­стерства здравоохранения;

- штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных под­разделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Мини­стерства сельского хозяйства и продовольствия;

- территориальных и объектовых аварийно-спасательных формиро­ваний;

- специализированных подразделений, создаваемых на базе объеди­нений, организаций строительного комплекса.

Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, ава­рийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения дру­гих республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС. Координацию деятельности и методическое руководство силами ава­рийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештат­ные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для лик­видации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не ме­нее трех суток.

Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установ­ленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.

НЕВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГО создаются на предприятиях, в не­которых организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное время эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, ког­да сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного поло­жения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного време­ни. Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначе­ние, состав, могут быть оснащены различной техникой, приборами и имуще­ством. В невоенизированные формирования могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины - от 16 до 55 лет, за исключением бере­менных и имеющих детей до 8 лет. В состав невоенизированных формирова­ний не включаются инвалиды первой и второй группы. Подготовка этих фор­мирований к проведению спасательных и других работ производится по спе­циальным программам непосредственно на объектах, а командно-начальству­ющий состав - и в учебных центрах (курсах ГО).

Организационно формирования состоят из отрядов (220-375 чело­век, отряды - из команд (90-120 человек), команды - из групп (14-60 чело­век), группы - из звеньев (4-8 человек). Могут также быть отдельные коман­ды и группы. В связи с совершенствованием системы ГО могут быть измене­ния, как в структуре, так и в составе невоенизированных формирований.

Невоенизированные формирования классифицируют:

- по назначению – на формирования общего назначения и формиро­вания служб;

- по подчиненности - на территориальные и объектовые;

- по степени готовности - на обычной готовности (на сбор форми­рования отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирова­ния отводится 6 часов).

Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов организационно входят в со­став Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Госу­дарственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безо­пасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здраво­охранения. Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерсгва сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуще­ствляющих контроль за состоянием окружающей среды.

Задачами этих сил являются:

- сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенци­ально опасных объектов;

- представление необходимых данных в органы повседневного управле­ния ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;

- прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием сти­хийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической об­становкой;

- контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожар­ной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и рекон­струкции объектов;

- проведение экологической экспертизы текущих и перспективных про­изводств;

- контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;

- прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;

- прогнозирование появления и развития эпизоотии и эпифитотий.

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГСЧС.

Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществ­ляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

- Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС;

- центры оперативного управления областных и Минского городского управлений по ЧС;

- центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;

- информационные центры (пункты управления) республиканских ор­ганов государственного управления, объединений (учреждений), подчинен­ных Правительству Республики Беларусь;

- диспетчерские пункты (районные узлы связи, дежурно-диспетчерские службы) районов, городов и объектов.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возник­шей ЧС, руководитель исполнительного и распорядительного органа обла­сти (г. Минска), района (города) устанавливает в границах подведомственной территории необходимый режим функционирования ГСЧС. Ими могут быть:

- режим повседневной деятельности - при нормальной производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейс­мической и гидрологической обстановке;

- режим повышенной готовности – при ухудшении этих составляю­щих или получении прогноза о возможной ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время лик­видации ЧС.

Руководство работами по ликвидации ЧС осуществляют КЧС и органы повседневного управления по ЧС соответствующих уровней при возникно­вении ЧС различного масштаба. При этом вышестоящая КЧС может взять на себя координацию или руководство работами по ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства других министерств и ведомств. При необходимости из состава КЧС могут формироваться оперативные груп­пы МЧС и КЧС всех уровней.

Режим повседневной деятельности предусматривает:

- наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на по­тенциально опасных объектах и на прилегающих к ним тер­риториях;

- планирование и выполне­ние мероприятий по предуп­реждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты насе­ления, сокращению возмож­ных потерь и ущерба от ЧС, а также по повышению ус­тойчивости функционирова­ния объектов хозяйствования в ЧС;

- совершенствование подго­товки органов управления, сил и средств ГСЧС к дей­ствиям в ЧС, организация обучения населения спосо­бам защиты и действиям при ЧС;

- создание и восполнение ре­зервов финансовых и матери­альных ресурсов для ликви­дации ЧС;

- осуществление целевых ви­дов страхования.

Режим повышенной готовности предусматривает:

- организация КЧС руководства функционированием ГСЧС и ее под­систем, формирование при необ­ходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения об­становки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее ре­ализации;

- уточнение планов защиты населе­ния и объектов от ЧС областей (районов) и планов ликвидации ава­рийных ситуаций на объектах;

- усиление дежурно-диспетчерской службы;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опас­ных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование воз­можности возникновения ЧС и их масштабов;

- принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспече­нию устойчивого функционирова­ния объектов;

- приведение в состояние готовно­сти, уточнение планов действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС средств ГСЧС.

Режим чрезвычайной ситуации предусматривает:

- частичное или полное вве­дение в действие планов за­щиты населения и террито­рий от ЧС областей (райо­нов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах;

- организация защиты насе­ления в полном объеме;

- выдвижение оперативных групп в район ЧС;

- организация ликвидации ЧС;

- организация работ по обес­печению устойчивого функ­ционирования в ЧС отраслей экономики и объектов, пол­ному жизнеобеспечению по­страдавшего населения;

- определение границ зоны ЧС;

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////