Безопасность жизнедеятельности человека в Республике Беларусь - лекция (2020 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Безопасность жизнедеятельности человека в Республике Беларусь - лекция (2020 год)

 

 

Безопасность
жизнедеятельности человека
в Республике Беларусь
Лекция 15
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ 10 апреля 2001 г. № 495 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙª
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
Государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(ГСЧС)
- это система, объединяющая
республиканский орган государственного управления, осуществляющий
управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной
безопасности, гражданской обороны, другие республиканские органы
государственного управления, иные государственные организации,
подчиненные
Правительству
Республики
Беларусь,
местные
исполнительные
и
распорядительные
органы,
организации,
обеспечивающая планирование, организацию, исполнение мероприятий
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера и подготовку к проведению мероприятий
гражданской обороны.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
определяет принципы построения, состав сил и
средств,
порядок выполнения задач и
взаимодействия основных элементов,
а также
решает иные вопросы
функционирования
государственной системы
предупреждения
и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
Построение ГСЧС осуществляется по административно-
территориальному и отраслевому принципам.
ГСЧС образуют Комиссия по чрезвычайным ситуациям при
Совете Министров Республики
Беларусь,
республиканский
орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям,
территориальные и отраслевые подсистемы, входящие в них
звенья.
ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский,
территориальный, местный и объектовый.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
Территориальные
подсистемы
ГСЧС
создаются
местными исполнительными и распорядительными органами
областей и г.Минска для организации мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город),
соответствующих принятому в Республике Беларусь
административно-территориальному делению.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
Отраслевые
подсистемы
ГСЧС
создаются
республиканскими органами государственного управления
и иными государственными организациями, подчиненными
Правительству Республики Беларусь, для организации и
осуществления работы по защите подчиненных организаций
от
чрезвычайных
ситуаций
и
участия
в
проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы,
органы управления по чрезвычайным ситуациям, силы
и средства, информационно-управляющую систему и резервы
материальных ресурсов.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
Координирующими органами ГСЧС являются:
на республиканском уровне - Комиссия по чрезвычайным ситуациям
при Совете Министров Республики Беларусь и комиссии по
чрезвычайным ситуациям республиканских органов государственного
управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету
Министров Республики Беларусь;
на территориальном уровне, охватывающем территорию области и
г.Минска, - комиссии по чрезвычайным ситуациям при исполнительных и
распорядительных органах областей и г.Минска;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города
(района в городе),
- комиссии по чрезвычайным ситуациям при
исполнительных и распорядительных органах районов (городов);
на объектовом уровне, охватывающем территорию конкретной
организации, - комиссия по чрезвычайным ситуациям организации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
Органами управления по чрезвычайным ситуациям являются:
на республиканском
уровне
- республиканский
орган
государственного управления по чрезвычайным ситуациям;
на территориальном уровне
- областные и Минское городское
управления Министерства по чрезвычайным ситуациям ;
на местном
уровне
-
районные
(городские) отделы по
чрезвычайным ситуациям областных и Минского городского управлений
Министерства по чрезвычайным ситуациям ;
на объектовом уровне - структурное подразделение
(отдел, сектор)
или специально назначенный работник для выполнения задачи в
области защиты организаций от чрезвычайных ситуаций .
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
В целях организации устойчивого управления системой
ГСЧС, ее территориальными и отраслевыми подсистемами
и их звеньями органы управления по чрезвычайным
ситуациям оснащаются соответствующими средствами
связи и оповещения, сбора, обработки и передачи
информации, необходимой оргтехникой, поддерживаемыми
в состоянии постоянной готовности к использованию.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
В состав сил и средств ГСЧС входят
(1) силы и средства ликвидации чрезвычайных
ситуаций,
(2) система
мониторинга
и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
подразделений по чрезвычайным ситуациям;
территориальных и объектовых невоенизированных формирований
гражданской обороны;
организаций и подразделений экстренной медицинской помощи
Министерства здравоохранения;
организаций ветеринарной службы и станций защиты растений
Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
аварийно-спасательных
служб республиканских
органов
государственного управления, иных государственных организаций,
подчиненных
Правительству Республики Беларусь, создающих
отраслевые подсистемы ГСЧС;
территориальных и объектовых аварийно-спасательных служб;
специализированных подразделений, создаваемых на базе
объединений, организаций строительного комплекса.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой
или возникшей чрезвычайной ситуации устанавливается
один из следующих режимов функционирования ГСЧС:
режим повседневной деятельности
-
при
нормальной
производственно-промышленной,
радиационной,
химической,
биологической
(бактериологической),
сейсмической
и
гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий,
эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности
-
при ухудшении
производственно-промышленной, радиационной,
химической,
биологической
(бактериологической),
сейсмической
и
гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза
о
возможности возникновения чрезвычайной ситуации;
чрезвычайный режим - при возникновении и во время ликвидации
чрезвычайной ситуации.
Нормативные правовые документы по
вопросам защиты населения, материальных и
культурных ценностей от ЧС природного и
техногенного характера
Президентом Республики Беларусь, Советом Министров и
Министерством по чрезвычайным ситуациям разработан и
принят ряд нормативных правовых актов в области
гражданской обороны, определяющие задачи в области
гражданской обороны и правовые основы их
осуществления.
Законодательство РБ в области ГО
Закон:
«О гражданской оборонеª от 27.11.2006 г № 183-З;
Указы Президента:
«О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным
ситуациямª от 29 декабря 2006 г. № 576
Другие документы
Основные направления государственной политики в области
гражданской обороны Республики Беларусь утвержденные
Премьер-министром
- начальником гражданской обороны
Республики Беларусь 26 января 2001 г. № 04/213-112
Права и обязанности граждан Республики
Беларусь в области гражданской обороны
отражены в законе от 27.11.2006г. № 183-З «О
гражданской оборонеª
Граждане Республики Беларусь в области
гражданской обороны имеют право на:
• защиту жизни, здоровья и имущества от опасностей,
возникающих (возникших) при ведении военных действий;
• получение полной, достоверной и своевременной
информации об опасностях, возникающих (возникших) при
ведении военных действий;
• обращение в государственные органы, иные организации
по вопросам гражданской обороны.
Граждане Республики Беларусь в области
гражданской обороны обязаны:
• соблюдать законодательство Республики Беларусь о
гражданской обороне;
• проходить в установленном законодательством Республики
Беларусь порядке обучение способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий;
• оказывать при необходимости содействие государственным
органам и иным организациям в проведении аварийно-
спасательных и других неотложных работ;
• принимать участие в установленном законодательством
Республики Беларусь порядке в выполнении мероприятий
гражданской обороны.
Гражданская оборона
- составная часть
оборонных мероприятий Республики Беларусь
по подготовке к защите и по защите населения,
материальных
и
историко-культурных
ценностей на территории Республики Беларусь
от опасностей, возникающих (возникших) при
ведении военных действий или вследствие этих
действий.
Основными задачами в области гражданской обороны
являются:
1. обучение населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий;
2. подготовка и переподготовка руководящего состава органов
управления и сил гражданской обороны, создание и
совершенствование учебной базы гражданской обороны;
3. создание и поддержание в постоянной готовности органов
управления и сил гражданской обороны, средств и объектов
гражданской обороны;
4. создание, накопление, хранение резервов материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и
использование их при выполнении мероприятий гражданской
обороны;
Основными задачами в области гражданской обороны
являются:
5. обеспечение устойчивого функционирования экономики и
ее отдельных объектов, коммуникаций и систем
жизнеобеспечения населения в военное время;
6. оповещение населения, государственных органов и иных
организаций об опасностях, возникающих
(возникших) при
ведении военных действий;
7. временное отселение населения, укрытие в защитных
сооружениях, предоставление средств индивидуальной
защиты;
8. эвакуация материальных и историко-культурных ценностей
в безопасные районы в случае, если существует реальная
угроза их уничтожения, похищения или повреждения;
Основными задачами в области гражданской обороны
являются:
9. проведение аварийно-спасательных и других неотложных
работ;
10. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего
от опасностей, возникших при ведении военных действий,
водой, продуктами питания, оказание медицинской помощи и
принятие других необходимых мер;
11. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся
радиоактивному,
химическому,
биологическому
(бактериологическому) и иному заражению;
Основными задачами в области гражданской обороны
являются:
12. санитарная обработка населения, обеззараживание
территорий, техники, зданий и других объектов, подвергшихся
радиоактивному,
химическому,
биологическому
(бактериологическому) и иному заражению;
13. поддержание общественного порядка в районах,
пострадавших от опасностей, возникших при ведении военных
действий.
Для решения основных задач гражданской обороны
органы управления гражданской обороной в пределах
компетенции, определенной законом «О гражданской
оборонеª и иными актами законодательства
Республики Беларусь, определяют виды, объемы и
сроки проведения мероприятий гражданской
обороны.
Схема организации ГО объекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////