Русский язык. Тесты для подготовки к ЕГЭ (2020 год)

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1       

 

 

Русский язык. Тесты для подготовки к ЕГЭ (2020 год)

 

 

ВВОДНЫЙ ТЕСТ
Каждое задание из ЕГЭ здесь представлено в 3-х уровнях сложности: от самого легкого к самому
сложному.
Ты должен решить задания всех уровней сложности.
Если не знаешь точный ответ, пиши наиболее вероятный по твоему мнению.
Ошибаться МОЖНО! Чем
больше ошибок, тем более полный разбор провальных заданий ты
получишь.
С результатами проверки ты получишь разбор ошибок и рекомендации по их исправлению!
В сочинении можно написать только проблему, комментарий и авторскую позицию или что-то одно
из перечисленного по твоему желанию. А если ты напишешь полностью сочинение, то получишь
его подробный разбор по критериям с рекомендациями по исправлению ошибок!
Прислать ответы нужно до 1 ноября включительно !
Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Простой уровень
(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства
учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива - нефти и её продуктов:
атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному
увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные
лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а приводит к росту средней
температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.
1) Техника, играющая большую роль в жизни человека, стала в последние годы предметом
пристального внимания учёных: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что
приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.
2) Проблема парникового эффекта возникла неслучайно: человечество сжигает всё больше топлива
- нефти и её продуктов, в результате чего в атмосфере Земли появились озоновые дыры.
3) Учёных в последнее время беспокоит проблема парникового эффекта, то есть повышение
средней температуры приземного слоя атмосферы из-за значительного увеличения углекислого
газа на нашей планете вследствие деятельности человека.
4) Углекислый газ опасен тем, что пропускает солнечные лучи вниз и задерживает отдачу тепла в
дальние слои атмосферы, а это приводит к уменьшению средней температуры приземного слоя
атмосферы.
5) Значительное увеличение углекислого газа в результате деятельности человека приводит к росту
средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей
планете, что вызывает беспокойство учёных.
Ответ:
Средний уровень
(1)Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза. (2)Для изготовления
дешёвой газетной бумаги используют экономичный способ получения целлюлозы - механический:
на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчают до крошки, которую
смешивают с водой. (3)Бумагу высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим
способом: деревянный брус режут на малые щепы, которые погружают в химический раствор и
нагревают под давлением.
1) В процессе специальной переработки древесины образуется целлюлоза - древесная масса, из
которой изготавливают бумагу.
2) Древесная целлюлоза - это особая масса, которую получают путём механической переработки
древесины, служащей сырьём для изготовления бумаги высокого качества.
3) Для производства бумаги используют древесную целлюлозу, при этом дешёвую газетную бумагу
делают из целлюлозы, полученной механическим способом, а качественную - из целлюлозы,
произведённой химическим способом.
4) Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза, в результате
механической обработки которой получают дешёвую газетную бумагу, а в результате химической
обработки - бумагу высокого качества.
5) Бумагу для книг, брошюр и журналов, а также прочные обёрточные материалы делают из
целлюлозы, полученной химическим способом.
Ответ:
Сложный уровень
(1)Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах. (2)В
такой воде в десять раз меньше растворенных веществ, чем в обычной водопроводной. (3)...
ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды для населения
планеты.
1) Половина мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, и ученые
рассматривают их как альтернативный источник пресной воды, тем более вода в них более
чистая.
2) Так как вода в айсбергах содержит в 10 раз меньше растворенных веществ, ученые
предлагают использовать ее как альтернативный источник пресной воды для населения.
3) Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, вот
ученые и предлагают использовать айсберги и ледники как альтернативный источник пресной
воды, более того, растворенных веществ в такой воде в десятки раз меньше, чем в
водопроводной.
4) В воде, которая содержится в ледниках и айсбергах, в десять раз меньше растворенных
веществ, чем в водопроводной, в связи с этим ученые рассматривают айсберги как
альтернативный источник пресной воды.
5) Ученые рассматривают айсберги в качестве альтернативного источника пресной воды, так как
в них содержится большая часть мировых запасов, а растворенных веществ в такой воде меньше
в десять раз, чем в водопроводной.
Ответ:
Задание 2.
Простой уровень. Какой противительный союз должен стоять на месте пропуска в третьем (3)
предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
(1)Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза. (2)Для изготовления
дешёвой газетной бумаги используют экономичный способ получения целлюлозы - механический:
на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчают до крошки, которую
смешивают с водой. (3)Бумагу <͙> высокого качества делают из целлюлозы, полученной
химическим способом: деревянный брус режут на малые щепы, которые погружают в химический
раствор и нагревают под давлением
Ответ:
Средний уровень. Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во
втором предложении
(1)Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья повлекла за собой
разрушение храмов, роскошных загородных вилл, разгром целых городов, утрату многих
произведений изобразительного искусства, уничтожение письменных памятников прошлого и, как
следствие, упадок культуры в целом. (2)<͙х наследие античной цивилизации, обращённой в прах,
не исчезло бесследно. (3)В основе новой культуры лежал синтез традиций романских, кельтских,
германских народов и ряда достижений античной культуры, а христианство стало тем фактором,
который облегчил постепенное объединение столь разных культур в единую культуру
средневековой Европы.
Ответ:
Сложный уровень. Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте
пропуска во втором предложении текста.
(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный
памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте
характера, недостойной короля. (2)<͙х в 1661 году министр финансов Николя Фуке,
пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха
торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном
дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени.
(3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре
Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт
были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие
должно было затмить красоту замка опального министра финансов.
Ответ:
Задание 3. Простой уровень. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся
значения слова ПАДАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом
фрагменте словарной статьи.
1. Непроизвольным движением резко опускаться сверху вниз; опускаться, валиться на землю,
книзу. П. навзничь. Книги падают с полки. П. от усталости (также перен.: испытывать крайнюю
усталость). П. в обморок (терять сознание). Сердце падает (перен.: о чувстве страха, волнения).
2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Об атмосферных осадках: идти, выпадать. Мокрый снег падает
хлопьями. Падают утренние росы.
3. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). О зубах, волосах, шерсти, перьях: выпадать, вылезать.
4. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Опускаться, свисая. Волосы падают на плечи.
5. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), на что. Приходиться, совпадать (по времени, месту). Отпуска
падают на летнее время. Ударение падает на первый слог (т. е. первый слог ударный).
6.
(1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), на кого (что). Распространяться, занимая собой какое-н.
пространство (обычно о световых явлениях). Тень падает на дорожку. Луч света падает из окна.
Свет луны падает на книгу.
7. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), на кого (что). Задевать кого-что-н., касаться кого-чего-н. (о чём-н.
предосудительном). Подозрение падает на приезжего.
8. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), на кого (что). Приходиться, ложиться (в 5 знач.). Заботы по
хозяйству падают на мать.
9.
(1-ое лицо и
2-е лицо не употр.). Понижаться, уменьшаться
(в уровне, размере, силе,
напряжённости). Летом вода в реке падает. Цены на товары падают. Давление падает. Настроение
падает.
10.
(1-ое лицо и
2-е лицо не употр.). Приостанавливаясь в развитии, становиться хуже,
беднее. Нравы падают.
11. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). О животных: умирать, дохнуть. Скот падает.
(1)<...х сопротивлению воздуха скорость снижения парашютиста падает, что должно предотвратить
получение им травм при приземлении. (2)У парашюта большая площадь, и поэтому он встречает
сильное сопротивление воздуха: при падении ему приходится «расталкивать в стороныͩ большое
количество молекул воздуха, что сильно тормозит падение. (3)Без парашюта человек камнем падал
бы на землю.
Ответ:
Средний уровень. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи
последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения
материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько
времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена
часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще
можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На
короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в.
дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые
времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все
времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в.
Времена года (зима, весна, лето, осень).
7. в знач. сказ., с неопред. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа
руки. Самое в. обедать.
8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить.
Нет времени для прогулок.
9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план
настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего,
прошедшего времени.
10. времён кого (чего), в знач. предлога с род. В период, во время существования кого-чего-н. (о
ком-чём-н. бывшем в отдалённом прошлом). Писатели времён классицизма. Оружие времён
гражданской войны.
(1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную ин-
формацию в Сети, меняется «природаͩ чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирую-
щего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста
исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<...х сознание, привыкшее работать с
мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с
большими текстами, требующими времени и внимания.
Ответ:
Сложный уровень. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова ЗАПАС. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом
фрагменте словарной статьи.
1) То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-н. Запас топлива. Продовольственные
запасы. Неприкосновенный запас.
2) Природные ресурсы. Запасы нефти. Запасы полезных ископаемых.
3) перен., чего Наличие чего-л. в количестве, превышающем необходимое и обеспечивающем
нормальную работу, функционирование чего-л. Запас прочности. Запас сил.
4) перен., чего Накопления интеллектуального характера, совокупность имеющихся у кого-л.
знаний, способностей и т. п. Запас слов. Запас знаний.
5) В шитье, одежде: загнутый за шов излишек ткани для возможного припуска. Рукава с запасом.
6) Разряд военнообязанных, прошедших военную службу или освобождённых от неё (но годных
к службе в военное время) и призываемых в армию при мобилизации. Запас вооружённых сил.
Уволить в запас.
(1)Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах. (2)В
такой воде в десять раз меньше растворенных веществ, чем в обычной водопроводной. (3)...
ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды для населения
планеты.
Ответ:
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Простой уровень
крЕмень
кровоточАщий
крАла
оптОвый
мозаИчный
Средний уровень
прибЫв
шАрфы
некрОлог
облегчИть
опОшлить
Сложный уровень
молЯщий
зАгодя
свеклА
избалОванный
принУдить
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное
слово.
Простой уровень
Особой гордостью державы был океанический РЫБОЛОВЕЦКИЙ флот.
Платона уважали за ум и широкий кругозор, но подходить к нему боялись, так как в обращении с
людьми он вёл себя грубо и неучтиво, был совершеннейшим НЕВЕЖДОЙ.
В такой среде активно размножаются МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ грибы.
ШТАТНУЮ единицу Андрею Аполлинариевичу так и не дали, но отпустили средства на оплату
сдельной работы.
Ответ:
Средний уровень
Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕСТЕРПИМОГО блеска, кото-
рым была залита поляна.
Этот выдающийся физик оказался полным НЕВЕЖДОЙ в искусстве.
Требования ТЕХНИЧНОГО регламента производства продукции позволяют значительно повысить
качество выпускаемых кондитерских изделий.
Индивидуальное обучение в центре реабилитации основано на ЛИЧНОСТНОМ подходе к ребёнку.
Жак-Ив Кусто, ЗАЧИНЩИК подводных исследований и киносъемок.
Ответ:
Сложный уровень
Билеты оказались невероятно дорогими, и даже тот факт, что самолёт был очень КОМФОР-
ТАБЕЛЬНЫМ, не радовал.
Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ
спросом.
Участники песенного конкурса ПРЕДОСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.
Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо
ОГОРОДИТЬ.
На праздничный ужин были приглашены ДИПЛОМАНТЫ - победители фестиваля.
Ответ:
Задание 6. Простой уровень. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Бассейн реки Чусовой в течение несколько столетий служил кровавой ареной, на которой кипела
самая ожесточенная борьба местных аборигенов с безвестными пришельцами.
Ответ:
Средний уровень. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверное слово. Выпишите это слово.
«Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях
ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю
рыбыͩ.
Ответ:
Сложный уровень. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверное слово. Выпишите это слово.
Рядом с Томом сидел его заядлый друг, так же изнывавший от тоски и так же глубоко и
благодарно обрадованный развлечением.
Ответ:
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Простой уровень
ВОСЬМИСОТ страниц
пара ДЖИНСОВ
ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЕ
ПО ПРИЕЗДЕ в город
потерять БРЕЛОКИ
Ответ:
Средний уровень
НАВРЯД ЛИ приедет
иностранные ПАСПОРТА
ЕЗДИТ
ВОЗРАСТЫ
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ
Ответ:
Сложный уровень
Плащ СОХ
ИНТРИГАН
ПОЛОЩУЩИЙ одежду
ПОСТРИЧЬСЯ
скрепя СЕРДЦЕМ
Ответ:
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
Простой уровень
А) ошибка в построении
1) Преподаватели выслушали студента и порадовались его
предложения с однородными
академическим знаниям.
членами
2) Трое подростков, среди которых были двое девушек, о
Б) нарушение связи между
чём-то шумно спорили на крыльце "Дома торговли".
подлежащим и сказуемым
3)
Человек, задерганный бесчеловечным ритмом
В) неправильное построение
современной жизни, огромным потоком информации,
предложения с косвенной
отучается от общения с миром природы.
речью
4) Те, кто мечтает стать инженером, исследователем,
Г) нарушение видовременной
лётчиком, космонавтом, должен развивать свою зрительную
соотнесённости
глагольных
память.
форм
5) Пиктограмма представляет собой рисунок, который
Д) ошибка в употреблении
непосредственно изображает не только вещи, а события и
имени числительного
явления.
6) Людей, занимающихся опасными видами спорта,
называют экстремалами.
7) А.С. Пушкин писал, что "Я горе с ним делю, он радости со
мною".
8) Добрый поступок создает и накапливает добро, сделает
жизнь лучше, развивает гуманность.
9) Я с невольным восхищением наблюдаю за танцующими и
Ответ:
завидую грациозности их движений.
Средний уровень
А) неправильное построение
1) Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою
предложения
с
школу.
деепричастным
оборотом
2) В журнале “Литературный мир” недавно появилась статья о
Б) ошибка в построении
творчестве великого поэта С. Есенина.
сложного
3) Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война
(сложноподчиненного)
и мир”.
предложения
В) нарушение в построении
4) Прочитав книгу, мне стало грустно.
предложения с причастным
5) Если бы не чувство привязанности к этой капризной особе,
оборотом
то я бы давно уже отправился в кругосветное путешествие.
Г)
ошибка в построении
6) Жители Курильских островов до сих пор не могут
предложения с однородными
оправиться после цунами, обрушевшейся в прошлом месяце.
членами
7) На праздник пришли все учащиеся, преподаватели,
Д)
нарушение
управления между глаголом и
родители и дети.
существительным
8) Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в то, что
на его улице когда-нибудь будет праздник.
9) Пересмотрев огромное количество шедевров
кинематографа, Ежевикин решил, что его призвание -
Ответ:
режиссура.
Сложный уровень
А)Неправильное употребление
1. Вопреки недочетам в плане большинство поддержали наш
предлога
проект.
Б) Нарушение в построении
предложения с приложением.
2. Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока,
В) Ошибка в построении
тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
предложения с однородными
3. В 1958 году в городе Тула был установлен памятник
членами.
Вересаеву, а в 1992 году был открыт музей писателя.
Г) Нарушение связи между
4. Роман содержит критику сословных предрассудков,
подлежащим и сказуемым.
господствующих на родине писателя в прошлом веке.
Д) Ошибка в построении
сложного предложения.
5. Спустя два года после возвращения из Кавказа Лермонтова
повезли в Москву и стали готовить к поступлению в
университетский благородный пансион.
6. В прошлом году нашу школу окончил сорок один ученик.
7. Употребление этих выражений и оборотов может быть
показано на наглядных примерах, взяв в качестве
иллюстраций образцы художественной литературы.
8. Благодаря отцу, серьезно занимающемуся спортом, он
Ответ:
любил футбол и плавать.
9. Преподаватель сказал мне то, что я не готов к занятию.
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится
чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
Простой уровень
1) вычисление, разочарованный, ягодный
2) расстилаться, подгоревший, огорчаться
3) положение, пловец, вытворять
4) отраслевой, уровень, запирать
5) пригорел, гористый, приложение
Ответ:
Средний уровень
1) воссоединение, жестикулировать, горизонтальный
2) предполагать, блестяще, принимать
3) взаперти, изложение, водоросли
4) дистанционный, теснота, возростать
5) дезориентировать, гигиенический, избиратель
Ответ:
Сложный уровень
1) посиделки, распять, зачинать
2) притворить (дверь),примирять (врагов), стирка
3) ровесник, отварить (овощи), зариться
4) запирать, душераздирающий, сжать
5) помяну, скачать, покоситься
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та
же буква. Запишите номера ответов.
Простой уровень
1) ра..сеять, в..балтывать, бе..голосый
2) без..ндукционный, меж..гровой, с..мпровизировать
3) пр..бинтовать, пр..морский, пр..бывать (на станцию)
4) непр..будный, нед..варить, п..завчера
5) по..цепленный (вагон), о..гадать, на..кусить
Ответ:
Средний уровень
1) п..ригея, рассч..тать, пр..дание
2) пр..ёмник (царя), пр..дел (в храме), пр..вентивный
3) вз..мающий, транс..ндийский, пост..нфарктный
4) трех..ярусный, диз..юнкция, в..юн
5) чере..чур, не..гораемый, ди..баланс
Ответ:
Сложный уровень
1) пр..пона, пр..амбула, пр..рия
2) фельд..егерь, ад..ютант, неот..емлимый
3) под..ячий, гил..отина, бур..ян
4) пр..вилегия, пр..парировать, пр..зумпция
5) р..зыскной, пр..образ, пр..язык
Ответ:
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и
та же буква. Запишите номера ответов.
Простой уровень
1) натри..вый, доверч..вый
2) обур..вавший, замш..вый
3) непоседл..во, отверд..вать
4) обла..вать, старш..нство
5) вороч..ться, задумч..вый
Ответ:
Средний уровень
1) Сгущ..нка, выкорч..вка
2) милост..вый, гуттаперч..вый
3) продл..вать, выхухол..вый
4) болот..стый, затм..вать
5) кле..ть, ре..ть
Ответ:
Сложный уровень
1)
(он) обездуш..л, Пресн..нский
2) горл..нка, стрем..ни
3) растл..вать, Охт..нский
4) лущ..вка, ноч..вка
5) таджи..ский, кавказ..кий
Ответ:
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та
же буква. Запишите номера ответов.
Простой уровень
1) колебл..мый (волной), прав..вший (лошадьми)
2) провер..вший (ответы), (всадник) скач..т
3) обтека..мая (форма), (дворник) вымет..т (мусор)
4) служ..щий (делу), задерж..нный (преступник)
5) завещ..нный (дом), распор..шь (швы)
Ответ:
Средний уровень
1)
(он) расстел..т, устро..вший (праздник)
2) теш..щий (себя надеждами), обвенч..нные
3) леле..мый, оклеива..мый
4)
(он) обид..т, (он) ропщ..т
5) завеш..нная (картинами), выкач..нная (вода)
Ответ:
Сложный уровень
1) алч..щее (сердце), брезж..щий (рассвет)
2) маяч..щий (на горизонте), пыш..щий (силами)
3) кол..щий, мел..щий (зерно)
4) незыбл..мый, движ..мый
5) брюзж..щий, мерещ..тся (звуки)
Ответ:
Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
Простой уровень
)
Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.
Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.
(НЕ)ГРОМКИЙ, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия.
Тугие бутоны ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ роз источали тонкий аромат.
Это был НЕ КТО иной, как мой друг Борька
Ответ:
Средний уровень
В тот год зима запоздала, лишь во второй половине ноября сухой, свирепый ветер сковал реку
сизым льдом и расцарапал (НЕ)ОДЕТУЮ снегом землю глубокими трещинами.
Махова сторожка и правда оказалась (НЕ)ЧЕМ иным, как бревенчатой избой, обнесённой пряслом.
В таком доме, с его (НЕ)ОСВЕЩЁННЫМ по вечерам залом, с тёплыми полутёмными коридорами и
деревянными лестницами, каждый приезжий чувствовал себя необыкновенно хорошо.
Ударил (НЕ)ПОДАЛЁКУ снаряд, пришлось присесть.
А Стёпка сказал, что Пинкертон живёт в их доме, и это (НЕ)КТО иной, как тётка Авдотья - квартирная
хозяйка.
Ответ:
Сложный уровень
Мы еще (НЕ)ДОСМОТРЕЛИ фильм.
Вовсе (НЕ)ИСКАВШАЯ любви Наталья была удивлена.
Это было отнюдь (НЕ)ЛЕГКО.
Шесть месяцев прожили мы в землянках. Курбеев одним хлебом питался, я тоже (НЕ)ДОЕДАЛ.
Никому (НЕ)НУЖНЫЕ сведения.
Ответ:
Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Простой уровень
Он надел фуражку (НА) БОК и (БЕЗ) УМОЛКУ начал рассказывать анекдоты
Мы (ВО) ВСЕ не ожидали, что текст будет написан (ПО) ЛАТЫНИ.
Он остался (ПРИ)ТОМ, что ему подарили. А я-то тут (ПРИ)ЧЁМ?
Партия была сыграна (В) НИЧЬЮ, хотя противник играл почти (В) СЛЕПУЮ
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает
историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
Ответ:
Средний уровень
Степан (БЕЗ)УСТАЛИ повторял правила, чтобы знать их (НА)ЗУБОК
Ребята (В)ПЕРЕМЕЖКУ выходили к доске и решали задания (В)СИЛУ своих способностей
(ЗА)СЧЁТ некоторых изменений ученики смогли добиться отмены контрольной работы
(НА)ПЕРЕКОР желанию учителя
Он смотрел (ИС)ПОДЛОБЬЯ на (ПО)ИСТИНЕ мудрых ребят
Лиза (С)РАЗМАХУ окрыла дверь и (В)ОДИНОЧКУ съела пирог
Ответ:
Сложный уровень
Мария поделила яблоко, которое она взяла (БЕЗ)СПРОСУ, (НА)ДВОЕ
Того ради смотри прилежно, когда что хочешь о других говорить, опасайся, чтобы (ПРИ)ТОМ слуг и служанок
не было. Я понимаю, что товарищу Валикову нанесен материальный ущерб, но объективно я тут
ни (ПРИ)ЧЕМ
Он решал задания (В)РАЗБРОС (ЗА)ДОЛГО до сдачи
(С)ИЗНАНКИ эта вещь смотрелась лучше, поэтому он (НЕ)МЕДЛЯ купил ее.
Он надел одежду (НА)ИЗНАНКУ, (В)УПОР не признавая этого
Ответ:
Задание 15.
Простой уровень. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Пря(1)ая приправа неожида(2)о понравилась бесприда(3)ице, которая путан(4)о похвалила блюдо.
Ответ:
Средний уровень. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Незва(1)ый гость увидел заплака(2)ую невесту, растеря(3)о рассматривающую свое прида(4)ое:
стари(5)ый кова(6)ый сундук с кухо(7)ой утварью и златотка(8)ое поноше(9)ое платье.
Ответ:
Сложный уровень. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Он, ране(1)ый в словесной перепалке смышлё(2)ый малый, был отчая(3)ым человеком, поэтому,
неслыша(4)ый никем и кова(5)ый стальным характером труже(6)ик, в счита(7)ые минуты принялся
за свое дело.
Ответ:
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Простой уровень
1. Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
2. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного
хоровода пляшет ярко-красный язычок.
3. Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
4. Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро
разминают в тесто.
5. Лето в этом году пришло поздно и не было похоже ни на одно другое лето.
Ответ:
Средний уровень
1. Всё спало крепким неподвижным сном
2. Одни кузнечики дружно трещат и утомителен этот непрестанный звук
3. При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в
чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу
4. Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления.
5. Ври да меру знай
Ответ:
Сложный уровень
1. Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления
2. Вопреки предсказаниям синоптиков небо уже прояснилось и дождь перестал
3. Как только поднялись мы на изволок, туман исчез и первый луч солнца проник почти сзади в
карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы
4. Жесткая сухая земля сыпалась из-под ладоней и колен
5. Он не мог ответить ни да ни нет
Ответ:
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Простой уровень
Энергичный (1) высокий (2) немного злой и насмешливый (3) он стоит так (4) точно прирос к
брёвнам (5) и в напряжённой позе (6) готовый каждую секунду поворотить плоты (7) зорко смотрит
вперёд.
Ответ:
Средний уровень
Сорванная уже несколько дней назад (1) роза продолжала благоухать. Обрадованная (2) мать
уверенно ответила: «Найду что сказать!ͩ.
Ответ:
Сложный уровень
В белом галстуке (1) в щегольском пальто (2) нараспашку (3) с вереницей звёздочек и крестиков на
золотой цепочке (4) в петле фрака (5) генерал возвращался с обеда (6) один.
Ответ:
Задание 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-
ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Простой уровень
Жизнь Никиты не была постоянным праздником, а (1) напротив (2) была неперестающей службой.
Ответ:
Средний уровень
Снег (1) забился мне за воротник,
И вода (2) затекает за шею.
Снег мне (3) кажется (4) в душу проник,
И от холода я молодею.
Что мы смотрим на снежную гладь?
Мы её (5) чего доброго (6) сглазим.
Не могу своих мыслей собрать.
Ты (7) снежком сбила их наземь.
Ответ:
Сложный уровень
Быть классиком - (1) значит (2) стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О (3) Гоголь (4) во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.
Он кутался в шарф, он любил мастерить
(5)Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться - куска проглотить
Не мог при свидетелях - скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?
Быть классиком - в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.
Как нос Ковалева . Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О (6) юноши (7) пыль на лице как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.
Ответ:
Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)
Простой уровень
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И. И. Шишкину
(2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX
столетия.
Ответ:
Средний уровень
Я считаю (1) что вы устали (2) и (3) что вам необходимо подкрепиться.
Ответ:
Сложный уровень
Всё позабывши (1) сидел он с сокрушённым видом (2) полный только одного сновидения (3) и ни к
чему не думал он притронуться; глаза его без участия глядели в окно, обращённое во
двор (4) где грязный водовоз лил воду, мёрзнувшую на воздухе (5)
дребезжал козлиный голос разносчика.
Ответ:
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые.
Простой уровень
Мы спорили с братом о прочитанных книгах (1) и (2) если мать (3) иногда пыталась вставить слово
(4) вежливо умолкали.
Ответ:
Средний уровень
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за
кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.
Ответ:
Сложный уровень
Это был высокий бородатый человек в полушубке (1) который настолько замерз (2) что (3) когда
я зажёг лампу и впустил его в дом (4) он не мог даже закрыть за собой дверь (5) и мне пришлось
заварить ему горячего чая.
Ответ:
Задание 21
Простой уровень. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и
тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их
возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен - древнее сооружение из камней, средний
вес которого - 70 тонн (4)Более общее название этих построек - мегалиты, «большие камниͩ.
(5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов
исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки
античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены - это могильники, но вовсе не во всех
дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что
дольмены - культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым
дольмены - детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
Ответ:
Средний уровень. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем
же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Недалеко от берега Телецкого озера, в северо-восточной части Республики Алтай расположен
Корбу — водопад на реке Большая Корбу, впадающей в Телецкое озеро. (2)На всем своём
небольшом пути река образует маленькие водопады и затем обрушивается с водопадом Корбу.
(3)Высота водопада - 12,5 метров. (4)Алтайское название Корбу (точнее, «Корбоͩ) в переводе на
русский язык означает «веткаͩ. (5)Единственный способ добраться до этого уникального места
Корбу — прогулка на катере по озеру. (6)Водопад, как и весь правый берег озера, находится на
территории Алтайского государственного природного биосферного заповедника. (7)Выход на берег
и подступы к водопаду оборудованы специальными площадками и лестницами. (8)Вокруг
водопада - живописная заповедная природа. (9)Слева практически отвесно подступают высокие
скалы, справа - крутой берег, поросший густым лесом.
Ответ:
Сложный уровень. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем
же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Баскунчак — солёное озеро в Ахтубинском районе Астраханской области. (2)С 8 века (ещё при
хазарах) в этой местности начали добывать соль, отправляя её по одной из караванных троп
Шелкового пути - на восток и на запад. (3)Площадь озера — около 106 км². (4)Минеральные
соли, сульфидноиловая грязь, природные глины - именно эти вещества делают воду
уникального озера лечебной. (5)Эффект от полезных свойств сопоставим с пользой от лечения в
Мёртвом море. (6)«Воздух в этой местности, содержащий бром и фитонциды, также очень
полезен для здоровьяͩ, - утверждают учёные. (7)Будете купаться в озере - вода не даст вам
утонуть. (8)Она насыщена солью - вытолкнет вас на поверхность.
Ответ:
Задание 22.
(1)— Я ненавижу настоящее, страшусь будущего и люблю прошлое, — говорил Оруэлл.
(2) Когда я наконец пошел в школу, мне не рассказывали про Оруэлла, но я сходился с ним в
неприязни к настоящему. (3) Прошлого у меня практически не было, а в будущее я, начитавшись
все тех же Стругацких, стремился всеми фибрами малолетней души.
(4) Теперь все поменялось. (5) Я не люблю своего прошлого и, когда никого нет рядом, тихонько
вою, вспоминая нелепые глупости, которые сделал, сказал или написал. (6) Что касается
будущего, то оно перестало меня волновать, и не только потому, что от него мало осталось. (7)
Перемены, которых в школе я так ждал, теперь меня тревожат, грозя оставить не у дел. (8) Я
знаю, что будет, понимаю, к чему идет, и меня не утешает даже перспектива жить вечно.
(9)— Согласны ли вы на бессмертие, — спрашивал Гессе, — если его разделит с вами мерзавец-
начальник и шумный сосед?
(10) Разочаровавшись в прошлом и будущем, я живу наедине с настоящим, и самое трудное —
его задержать. (11) Вместо светлого будущего меня слабо греет надежда на такое же, как
сегодня.
(12)— Не надо лучше, — бормочу я под нос, — пусть как сейчас, не надо лишнего, пусть будет,
что есть.
(13) Лучшие дни проходят так быстро, что я уподобляюсь нашим кошкам, не умеющим отличать
вчера от завтра.
(14) Может, это оно и есть? (15) И тогда не надо ловить момент, а выбрать любой, когда не
страшно, и назначить его счастливым. (16) Например — этот.
(17) Я сижу в любимом кресле, изрядно потрепанном когтями, возле елки, украшенной
небьющимися — из-за тех же котов — игрушками. (18) За окном в раннем декабрьском закате
светится выпавший ночью снег. (19) У локтя столетняя чашка английского фарфора с китайским
чаем. (20) По радио еле слышный прохладный джаз. (21) Вечером будут гости, а потом —
наполовину прочитанная книжка про Венецию. (22) Но пока я пишу, что хочу, о том, что люблю.
(23) Пишу от руки, то вдоль, то поперек линованной страницы, не для себя, не для других, а
потому, что никогда ни о чем другом не мечтал.
(24) Остановись мгновение, я выхожу.
Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автора тревожат перемены, он хочет, чтобы все оставалось, как сейчас.
2) Автор готов жить вечно, если рядом не будет шумного соседа.
3) Автор всегда ненавидел прошлое.
4) Автор любил творчество Стругацких, поэтому будущее его интересовало больше, чем прошлое.
5) Оруэлл страшился будущего, любил прошлое и ненавидел настоящее
Ответ:
Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 14-16 представлено повествование с элементами рассуждения
2) Предложение 10 является ответом на вопрос, поставленный в предложении 9.
3) В предложениях 17-20 содержится описание
4) Предложения 5-6 поясняют, раскрывают смысл предложения 4.
5) Предложения 4-8 содержат рассуждение
Ответ:
Задание 24. Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.
Ответ:
Задание 25. Среди предложений 10-22 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим
при помощи вводного слова и указательного местоимения. Напишите номер(а) этого(их)
предложения(ий)
Ответ:
Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на
места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите
последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В предложенном для анализа тексте А. Генис показывает свое отношение к прошлому,
настоящему и будущему в разные периоды жизни, поэтому ведущим лексическим средством
являются А____ («вчераͩ, «завтраͩ в предложении 13, «вдольͩ, «поперёкͩ в предложении 23,
«ненавижуͩ, «люблюͩ в предложении 1) Чтобы придать рассуждениям образности, автор
прибегает к использованию тропа Б____: «нелепые глупостиͩ, «прохладный джазͩ.
Также автор использует такие синтаксические средства, как В_____(в предложениях 15-16, 21-22)
и Г______ в предложениях 1, 5, 8, чтобы выделить наиболее важные мысли и максимально точно
их выразить.
Список терминов:
1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) лексический повтор
4) антонимы
5) противопоставление
6) парцелляция
7) метафора
8) синтаксический параллелизм
9) эпифора
Ответ:
Текст для определения проблемы, авторской позиции и комментария. Повышенный уровень
(1)Добрый глаз редок. (2)Дурной глаз в каждом доме найдется.
(3)Мне говорили, что Станиславский заставляет своих учеников: "Умейте в каждой вещи найти не
худшее, но лучшее".
(4)Чуткий художник видит, что огромное большинство из нас с наслаждением служит культу
худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит.
(5)С великим рвением мы готовы произносить хулу перед тем, что нам не любо. (6)Какое долгое
время мы готовы проводить около того, что нам показалось отвратительным.
(7)Встреча с нелюбимым порождает яркие слова, блестящие сравнения. (8)И быстры тогда наши
речи, и сильны движения. (9)И горят глаза наши.
(10)Но зато как медленно-скучны бывают слова ласки и одобрения. (11)Как страшимся мы найти
и признать. (12)Самый запас добрых слов становится бедным и обычным. (13)И потухают глаза.
(14)Удалось испытать одного любителя живописи. (15)За ним ходил с часами и незаметно
замечал время, проводимое им около картин. (16)Оказалось, около картин осужденных было
проведено времени с лишком вдвое больше, нежели около вещей ободренных.
(17)Не было потребности смотреть на то, что, казалось, доставило радость; нужно было
потратить время на осуждение.
(18)- "Теперь знаю, чем вас удержать.
(19) - Надо окружить вас вещами ненавистными".
(20)Если что показалось плохим, - значит, оно не достойно обсуждения. (21)Жизнь слишком
красива, слишком велика, чтобы загрязнять себя зрелищем недостойным. (22)Слишком много
радостного, много заслуживающего отметки внимания. (23)Но надо знать бодрость и радость.
(24)Надо знать, что нашему "я" ничто не может вредить. (25)Останавливаясь перед плохим, мы у
себя отнимаем минуту радости. (26)Удерживаем себя вместо шага вперед.
(27)Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! (28)Если мы загрязнили глаза и
слова наши, то надо учиться их очистить. (29)Строго себя удержать от общения с тем, что не
полюбилось.
(30)И у нас жизнь разрастется. (31)И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное.
(32)Отойдет ликование злобы.
(33)И у нас откроется глаз добрый.
(Н.Рерих)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////