Volkswagen Дополнительные отопители Hydronic B5S-F и D5S-F. Устройство и принцип действия

 

  Главная      Автомобили - Volkswagen 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Volkswagen Дополнительные отопители Hydronic B5S-F и D5S-F. Устройство и принцип действия

 

 

Service Training
Программа самообучения 503
Дополнительные отопители
Hydronic B5S F и D5S F
Устройство и принцип действия
S503_002
В этой программе самообучения описываются устройство и применение дополнительных жидкостных
отопителей Hydronic B5S-F и D5S-F производства фирмы Eberspächer в автомобилях Touareg.
Программа самообучения даёт представление о физических основах и принципах управления работой этих
дополнительных отопителей.
Программа самообучения содержит информацию
Для проведения работ по техническому
о новинках конструкции автомобиля!
обслуживанию и ремонту необходимо
Внимание
Программа самообучения не актуализируется!
использовать соответствующую техническую
документацию.
Указание
2
Содержание
Введение
4
Управление автономным отопителем
5
B5S F/D5S F
10
Подача топлива
24
Система охлаждения
26
Управление работой отопителя
28
Контрольные вопросы
38
3
Введение
Дополнительные отопители
Дополнительные отопители, в зависимости от их назначения, подразделяются на собственно дополнительные
отопители и автономные отопители.
Дополнительные отопители
Подробнее о различиях дополнительных
Дополнительные отопители служат для увеличения
и автономных отопителей см. в программе
теплопроизводительности систем отопления
самообучения 502 «Дополнительные
на автомобилях с дизельными двигателями,
отопители Thermo Top V
которые, по причине своей высокой эффективности,
и Thermo Top Vlies».
могут в некоторых режимах выделять недостаточно
тепла для обогрева салона.
Автономные отопители
Автономные отопители служат для обогрева салона
автомобиля при выключенном двигателе
внутреннего сгорания.
Дополнительный отопитель Hydronic B5S F и D5S F
Дополнительные отопители Hydronic B5S&F* или D5S&F** в автомобилях Touareg устанавливаются над аркой
переднего левого колеса. Топливо из топливного бака поступает по отдельной топливной магистрали.
* B5S F
B - бензин, 5 - мощность 5 кВт, S - автономный отопитель
(нем.: Standheizung), F - плоский (нем.: flach)
**D5S F
D - дизель, 5 - мощность 5 кВт, S - автономный
отопитель (нем.: Standheizung) F - плоский (нем.: flach)
Топливная магистраль
Топливный бак
Дополнительный
отопитель
S503_008
4
Управление автономным отопителем
Управление
Далее на примере отопителя, установленного в Touareg с климатической установкой Climatronic, в упрощённой
форме будет рассмотрено управление дополнительным отопителем.
Автономный отопитель
Клавиша
запуска (ON)
Антенна и радиоприёмник
Настр. клим. уст. спереди Настройки сзади
Автономный отопитель
Панель управления
Инструменты
климатической
установки
S503_010
Брелок&пульт ДУ
Сенсорный дисплей панели
Клавиша быстрого
управления климатической
обогрева
установки (в передней панели)
Предусмотрено три различных варианта запуска автономного отопителя:
Вариант 1 — вручную с сенсорного дисплея или клавишей быстрого обогрева на панели управления
Climatronic.
Вариант 2
— автоматически с помощью таймера запуска (на сенсорном дисплее).
Вариант 3
— вручную с помощью пульта дистанционного управления.
5
Управление автономным отопителем
Вариант 1 — вручную с сенсорного дисплея или клавишей
быстрого обогрева на панели управления Climatronic
Автономный отопитель можно запустить вручную с сенсорного дисплея или клавишей быстрого обогрева
на панели управления Climatronic.
Запуск с сенсорного дисплея
Клавиша «Climate» вызывает меню «Настр.
клим. уст. спереди». Нажатие экранной кнопки
Панель управления и индикации
«Автономный отопитель» открывает подменю
настроек для автономного отопителя.
С помощью экранной кнопки «Активировать
немедленно» можно непосредственно запустить или
выключить автономный отопитель.
Сенсорный дисплей
Настр. клим. уст. спереди Настройки сзади
Автономный отопитель
Активировать немедленно
Время работы при запуске
10 мин
Автономный отопитель
Время запуска 1
1:50 am
Понедельник
Инструменты
Время запуска 2
12:00 am
Среда
Время запуска 3
12:00 am
Воскресенье
S503_076
Запуск с помощью клавиши
быстрого обогрева
Автономный отопитель можно также
непосредственно запустить или выключить вручную
с помощью клавиши быстрого обогрева в панели
S503_077
управления Climatronic.
Клавиша быстрого
обогрева
6
Вариант 2 — автоматически с помощью таймера запуска
(на сенсорном дисплее)
Программирование времени запуска
Автономный отопитель
Всего можно активировать три разных времени
запуска, для каждого из которых может указываться
Активировать немедленно
день недели. На сенсорном дисплее
Время работы при запуске
10 мин
активированное время запуска отмечается
Время запуска 1
1:50 am Понедельник
галочкой.
Время запуска 2
12:00 am
Среда
Время запуска 3
12:00 am Воскресенье
При выборе индикации времени или дня недели
открывается ещё одно подменю. В нём можно
выбрать нужное время суток или день недели.
Настройка времени
Время
День
Запрограммированное время пуска определяет
момент, в который должна быть достигнута
Понедельник
настроенная температура в салоне автомобиля.
То есть программируется так называемое «время
отъезда».
S503_014
Автономное отопление/автономная вентиляция
Переключение между функциями автономного отопления и автономной вентиляции выполняется блоком
управления Climatronic J255 автоматически. Нужная функция выбирается в зависимости от разницы
температуры наружного воздуха и требуемой (установленной на панели управления) температуры в салоне.
Символ «Автономный отопитель»
Когда активирована функция автономного отопления
и автономный отопитель работает в режиме
отопления, на дисплее в панели управления
загорается символ «Автономный отопитель».
S503_046
7
Управление автономным отопителем
Вариант 3 — вручную с помощью пульта дистанционного
управления
Автономный отопитель можно также запустить
Антенна
Клавиша выключения (OFF)
с помощью клавиши запуска на брелоке&пульте ДУ
(такой же запуск, как с помощью клавиши быстрого
обогрева). На брелоке&пульте ДУ также есть
клавиша выключения автономного отопителя (OFF).
При надлежащем приёме команды
на брелоке&пульте ДУ мигает подтверждающая
зелёная контрольная лампа.
S503_016
Контрольная лампа
Клавиша
запуска (ON)
Индикация контрольной лампы
Значение
t
Автономный отопитель запустился.
t
Автономный отопитель выключился.
Автономный отопитель не запустился
t
(остаётся выключенным).*
Автономный отопитель не выключился
t
(продолжает работать).*
Автономный отопитель не запустился
t
(остаётся выключенным).**
Продолжительность отдельных циклов мигания может быть разной.
Время на графиках показано схематически.
t = время
… Нет связи между брелоком&пультом и автомобилем.
& Брелок&пульт находится за пределами радиуса
действия.
& Брелок&пульт находится в транспортном режиме
(ещё не адаптирован).
** … Работа автономного отопителя заблокирована,
возможные причины:
& В топливном баке остаётся слишком мало топлива.
& Слишком низкое напряжение АКБ автомобиля.
Замена элемента питания
Если при нажатии кнопки контрольная лампа
в брелоке&пульте не загорается, элемент питания
брелока&пульта необходимо заменить.
Порядок замены описан в руководстве
по эксплуатации.
S503_017
8
Устройство приёма радиосигнала дополнительного жидкостного отопителя R149
Радиосигнал брелока&пульта принимается антенной R11 и передаётся в устройство приёма радиосигнала
дополнительного жидкостного отопителя R149. Радиоприёмное устройство передаёт этот сигнал
по внутренней шине CAN в блок управления дополнительного отопителя J364. Блок управления инициирует
пуск автономного отопителя — в режиме автономного отопления или в режиме автономной вентиляции.
Антенна R11 находится в антенном блоке на крыше.
Устройство приёма радиосигнала дополнительного жидкостного отопителя R149 находится за потолочной
панелью в задней части крыши.
Устройство приёма радиосигнала
дополнительного жидкостного
отопителя R149
Антенный блок на крыше
с антенной R11
S503_038
Дополнительный
Внутренняя шина данных
отопитель с блоком
управления J364
Брелок&пульт ДУ
9
B5S F/D5S F
B5S F/D5S F
Особенности конструкции
Дополнительные отопители B5S&F (для автомобилей
с бензиновыми двигателями) и D5S&F
(для автомобилей с дизельными двигателями)
могут работать в режимах как дополнительного,
так и автономного отопления.
Формирование топливо&воздушной смеси
происходит с помощью металлической сетки.
B5S&F и D5S&F устроены практически одинаково,
небольшие различия имеются, например, в части
S503_007
топливных магистралей.
Тип отопителя (для бензинового или дизельного
топлива) указан на табличке изготовителя.
Технические характеристики
Мощность обогрева
Полная нагрузка
5000 Вт
Частичная нагрузка
2300 Вт
Топливо
Бензин (DIN EN 228), дизельное топливо (DIN EN 590)
Электропитание
От стартерной АКБ
Номинальное напряжение
12 В
Рабочий диапазон по напряжению
10,2-15,5 В
Потребляемая электрическая мощность
с циркуляционным насосом и вентилятором
радиатора автомобиля — при полной нагрузке
50 Вт
с циркуляционным насосом и вентилятором
радиатора автомобиля — при частичной нагрузке
25 Вт
Рабочий диапазон давления
0,4-2,5 бар
Расход топлива
Полная нагрузка
Бензин: 0,69 л/ч; дизельное топливо: 0,62 л/ч
Частичная нагрузка
Бензин: 0,32 л/ч; дизельное топливо: 0,27 л/ч
Отключение из&за слишком низкого напряжения
Минимальное напряжение для запуска
&
в режиме дополнительного отопителя: 11,8 В.
Минимальное напряжение для запуска
&
в режиме автономного отопителя, бензин: 9,8 В;
&
в режиме автономного отопителя, дизель: 10,0 В.
Содержание CO2 в ОГ
8-12 В
Масса
2,9 кг
Изготовитель
Eberspächer
10
Подключения дополнительного отопителя
Ракурс, в котором дополнительный отопитель показан на иллюстрации ниже, выбран только для наглядности
представления различных подключений (разъёмов/штуцеров) отопителя и не соответствует положению,
в котором он установлен в автомобиле.
Фактическое монтажное положение показано на стр. 4.
Запорный клапан ОЖ отопителя N279
Отвод ОЖ
Подача топлива
Дополнительный
отопитель
B5S&F/D5S&F
Электрические разъёмы J364
Циркуляционный насос V55
Подача ОЖ
S503_024
Подключения (штуцеры) в исполнениях для двух& и четырёхзонных климатических установок
отличаются.
На иллюстрации показан пример исполнения для двухзонной климатической установки.
11
B5S F/D5S F
Детали и узлы
На этой схеме показаны как отдельные детали,
Обозначения
так и узлы дополнительного отопителя B5S&F.
1
Наружная часть теплообменника
2
Пружина для датчика температуры G18
3
Винт крепления
4
Пружина для датчика 2 температуры
дополнительного отопителя
и автономного отопителя G587
5
Винт крепления
6
Датчик температуры G18
7
Датчик температуры 2 дополнительного
и автономного отопителя G587
8
Внутренняя часть теплообменника
9
Уплотнение
10
Горелка
11
Уплотнение
12
Вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания
отопителя V6
12
13
Кожух вентилятора подачи воздуха в камеру
18
Свеча накаливания отопителя Q9
сгорания V6
19
Крышка вентилятора подачи воздуха в камеру
14
Винт крепления
сгорания V6
15
Провода электродвигателя вентилятора подачи
20
Винт крепления
воздуха в камеру сгорания V6
21
Блок управления дополнительного отопителя J364
16
Датчик пламени G64
22
Крышка блока управления дополнительного
17
Провода электрического нагревательного
отопителя J364
элемента предварительного подогрева
23
Винт крепления
топлива Z66
S503_042
13
B5S F/D5S F
Принцип действия
Подача воздуха в камеру сгорания
Необходимый для сгорания топлива воздух засасывается крыльчаткой насоса подачи воздуха и подаётся
в камеру сгорания отопителя через предусмотренные для этого отверстия.
Выходной штуцер для
охлаждающей жидкости
Блок управления дополнительного
отопителя J364
Подача топлива
Вентилятор подачи воздуха
в камеру сгорания отопителя V6
Свеча накаливания отопителя Q9
Нагреватель для
предварительного подогрева
топлива Z66
Электродвигатель
вентилятора подачи воздуха
в камеру сгорания
Камера сгорания
Отверстие для подачи
Отверстие для подачи воздуха
воздуха в камеру
в камеру сгорания
сгорания
Вход воздуха
в вентилятор
Выпуск ОГ
14
Подача топлива и процесс
горения
Подача топлива в дополнительный отопитель
осуществляется по топливопроводу. Топливопровод
Входной штуцер для
подходит непосредственно к проволочной сетке.
охлаждающей жидкости
Нагревательный элемент подогревает топливо.
Металлическая сетка имеет достаточно высокую
температуру, так что подводимое к ней топливо
Датчик температуры
G18
испаряется по всей поверхности сетки. Закачанный
насосом воздух через предусмотренные для этого
отверстия попадает в камеру сгорания.
Датчик 2 температуры
дополнительного
Пары топлива и подаваемый воздух
отопителя и автономного
перемешиваются, образуя топливо&воздушную
отопителя G587
смесь, которая воспламеняется свечой накаливания.
В фазе нагрева напряжение на свечу накаливания
не подаётся.
Охлаждающая жидкость
Через входной штуцер охлаждающая жидкость
попадает в пространство между внутренней
и наружной частями теплообменника. Там она
нагревается горячей стенкой внутренней части
теплообменника. Через выходной штуцер нагретая
охлаждающая жидкость поступает в контур системы
Наружная часть
охлаждения.
теплообменника
Внутренняя часть
теплообменника
Жаровая труба
S503_021
15
B5S F/D5S F
Вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания V6
Вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания отопителя V6 установлен в отдельном корпусе и состоит из трёх
основных частей. Он крепится винтами к наружной части теплообменника. Крыльчатка вентилятора
засасывает необходимый для сгорания топлива воздух и подаёт его в камеру сгорания отопителя. Крыльчатка
приводится электродвигателем, установленным под крыльчаткой. Для снижения уровня шума в кожухе
вентилятора установлены шумопоглощающие элементы.
Крышка вентилятора подачи воздуха
в камеру сгорания отопителя
Шумопоглощающий
элемент
Крыльчатка
вентилятора
Датчик пламени G64
Кожух вентилятора подачи
Электродвигатель
Выход воздуха
воздуха в камеру сгорания
вентилятора подачи
из вентилятора
отопителя
воздуха в камеру
сгорания
Вход воздуха в вентилятор
Выпуск ОГ
Вентилятор подачи воздуха в камеру
S503_050
сгорания отопителя V6
16
Теплообменник с горелкой
Горелка вставлена в теплообменник дополнительного отопителя. В теплообменнике выделившееся
при сгорании топлива тепло отдаётся охлаждающей жидкости.
Наружная часть
теплообменника
Горелка
S503_054
Горелка
Горелка состоит из камеры сгорания и жаровой трубы. Внутри камеры сгорания находится металлическая
сетка, нагревательный элемент для подогрева топлива Z66 и свеча накаливания Q9.
Положение металлической сетки хорошо видно на разрезе горелки на стр. 19.
Подача топлива
Свеча накаливания
отопителя Q9
Нагреватель
для предварительного
подогрева топлива Z66
Жаровая труба
Камера сгорания
Электрические провода
для нагревательного
элемента Z66
S503_053
17
B5S F/D5S F
Свеча накаливания отопителя Q9 и датчик пламени G64
Для накаливания свечи Q9 на неё подаётся напряжение в течение первых 120 секунд после запуска отопителя.
В течение 90 секунд после начала подачи топлива свеча воспламеняет топливо&воздушную смесь.
После периода первичного зажигания свеча накаливания отключается. Контроль сгорания осуществляется
датчиком пламени G64, установленным в корпусе вентилятора.
После выключения дополнительного отопителя свеча накаливания снова на короткое время включается
для очистки от продуктов сгорания.
Датчик пламени G64
S503_023
Свеча накаливания отопителя Q9
18
Способ смесеобразования
Топливо по подающему топливопроводу попадает на металлическую сетку. Металлическая сетка
предварительно нагрета нагревательным элементом Z66, поэтому поступающее топливо быстро испаряется
уже в фазе зажигания пламени.
Воздух, необходимый для смесеобразования, всасывается вентилятором V6 и через впускные каналы
для первичного воздуха направляется в горелку. Здесь пары топлива смешиваются с первичным воздухом,
и образуется горючая топливо&воздушная смесь.
Электрические провода для
Свеча накаливания отопителя Q9
нагревательного элемента Z66
Жаровая труба
Камера сгорания
Нагреватель для
предварительного
подогрева топлива Z66
Подача топлива
S503_022
Отверстия для входа
вторичного воздуха
Электрические провода
для нагревательного элемента Z66
Отверстия для входа
первичного воздуха
Металлическая сетка
19
B5S F/D5S F
Рабочие фазы
Процессом горения управляет блок управления дополнительного отопителя J364. Он реализует следующие
фазы работы отопителя:
Свеча накаливания отопителя Q9
1. Фаза запуска
Дополнительный отопитель включается. Короткое
время работает вентилятор подачи воздуха.
Одновременно с этим включаются свеча
накаливания Q9 и нагревательный элемент Z66.
S503_062
Нагреватель для
предварительного
подогрева топлива Z66
Металлическая сетка
2. Распыление и испарение топлива
Работают вентилятор подачи воздуха V6
и дозирующий насос V54. Подаваемое
дозирующим насосом топливо распределяется
по металлической сетке. Топливо испаряется, и его
пары смешиваются с воздухом, поступающим через
отверстия для первичного воздуха. Образуется
горючая топливо&воздушная смесь.
S503_063
Пары топлива
Отверстия для входа
первичного воздуха
20
Топливо&воздушная
Свеча накаливания
смесь воспламеняется
отопителя Q9
3. Фаза поджига
Свеча накаливания отопителя Q9 поджигает
топливо&воздушную смесь. Вентилятор V6 усиленно
подаёт воздух в камеру сгорания через отверстия
как для первичного, так и для вторичного воздуха.
S503_064
Отверстия для входа вторичного воздуха
Отверстия для входа первичного воздуха
Свеча накаливания
Камера сгорания
отопителя Q9
4. Фаза горения
Начинается процесс горения. Пламя
распространяется в камере сгорания.
Нагревательный элемент Z66 и свеча
накаливания Q9 отключаются.
S503_065
Нагреватель для
предварительного
подогрева топлива Z66
21
B5S F/D5S F
Теплообменник
Теплообменник состоит из внутренней и наружной частей, изготовленных из алюминия методом литья
под давлением. Между внутренней и наружной частями остаётся пустое пространство (рубашка),
через которое протекает охлаждающая жидкость.
На внутренней стороне внутренней части теплообменника имеется продольное оребрение, на наружной
стороне внутренней части теплообменника имеется спиралевидное («винтовое») оребрение.
Входной и выходной штуцеры охлаждающей жидкости находятся на наружной части теплообменника.
В наружной же части теплообменника, рядом с выходным штуцером ОЖ, установлены датчик
температуры G18 и датчик температуры 2 для дополнительного/автономного отопителя G587.
Вход ОЖ
Датчик температуры G18
Выход ОЖ
Датчик 2 температуры
дополнительного отопителя и
Наружная часть
автономного отопителя G587
теплообменника
Продольное оребрение
S503_055
Внутренняя часть
теплообменника
22
Принцип действия
Тепло, выделяющееся при сгорании топлива, воспринимается внутренней частью теплообменника. Продольное
оребрение с её внутренней стороны обеспечивает эффективную теплопередачу. Через наружную сторону
внутренней части теплообменника тепло воспринимается охлаждающей жидкостью. Благодаря
спиралевидному оребрению с наружной стороны внутренней части теплообменника, поток ОЖ омывает
внутреннюю часть со всех сторон, что обеспечивает максимально возможную передачу тепла охлаждающей
жидкости. Нагретая охлаждающая жидкость подаётся насосом V55 по контуру системы охлаждения
к теплообменнику отопителя/климатической установки, в результате чего прогревается салон автомобиля.
Сигналы датчика температуры G18 и датчика температуры 2 для дополнительного/автономного
отопителя G587 обрабатываются блоком управления J364.
Подробное описание процесса управления дополнительным
отопителем приведено в разделе, посвящённом блоку управления
автономного отопителя J364, на стр. 28.
Выход ОЖ
Вход ОЖ
Датчик температуры
G18
Датчик 2 температуры
дополнительного
Продольное
отопителя и
оребрение
автономного отопителя
G587
Спиралевидное
оребрение
Нагретая стенка
корпуса
S503_028
Внутренняя часть
Наружная часть
Полость
теплообменника
теплообменника
23
Подача топлива
Подача топлива
Общая схема системы
Топливо подаётся в дополнительный отопитель дозирующим насосом V54 из топливного бака по отдельному
трубопроводу.
Дозирующий насос V54
Модуль подачи топлива
Успокоительный стакан
Дополнительный отопитель
S503_025
B5S&F, D5S&F
Подробнее внутреннее устройство дозирующего насоса
рассматривается в программе самообучения 502 «Дополнительные
отопители Thermo Top V и Thermo Top Vlies».
24
Дозирующий насос
Дозирующий насос V54 предназначен:
• для подачи;
• дозирования;
• перекрывания канала подачи топлива.
Он включается в зависимости от требуемой
S503_078
мощности подогрева, подаёт и дозирует топливо
в рабочем режиме обогревателя, а после
выключения дополнительного обогревателя
перекрывает канал подачи топлива.
Последствия при выходе из строя
При выходе дозирующего насоса из строя вся
система дополнительного отопителя утрачивает
работоспособность.
Выключение дополнительного отопителя
После выключения дополнительного отопителя вручную или по истечении максимального времени работы
отопитель переходит в фазу работы после выключения. В этой фазе на короткий промежуток времени
включается свеча накаливания, а для охлаждения отопителя продолжают работать вентилятор подачи
воздуха V6 и циркуляционный насос V55. Продолжительность фазы работы после выключения может
различаться в зависимости от режима работы.
Максимальное время работы после выключения:
120 секунд после отключения дополнительного отопителя для бензинового двигателя и 90 секунд
для дизельного двигателя.
Минимальное время работы после выключения:
60 секунд после выключения как для бензинового, так и для дизельного двигателя.
25
Система охлаждения
Контур системы охлаждения
На упрощённой схеме показано, как дополнительный отопитель включён в систему охлаждения автомобиля.
S503_029
Обозначения
1
Расширительный бачок системы охлаждения
5
Теплообменник *
2
Циркуляционный насос V55
6
Обратные клапаны
3
Дополнительный отопитель
7
Запорный клапан ОЖ отопителя N279
4
Блок цилиндров
* На схеме показан только в качестве примера;
на автомобилях с четырёхзонными климатическими
установками, например, устанавливается 2 теплообменника.
26
Запорный клапан ОЖ
Электропитание блока управления
отопителя N279
дополнительного отопителя J364
Запорный клапан построен по схеме 3/2.
N279
Благодаря этому, в режиме автономного отопителя
охлаждающая жидкость циркулирует между
К блоку цилиндров
дополнительным отопителем и теплообменником
отопителя (малый круг системы охлаждения). Когда
жидкость не протекает через блок цилиндров, она
К дополнительному
разогревается быстрее. В результате температура
отопителю
внутри салона повышается за меньший промежуток
времени.
Последствия при выходе из строя
S503_071
От теплообменника
отопителя
При выходе запорного клапана N279 из строя
охлаждающая жидкость циркулирует по большому
контуру циркуляции. За счёт этого через
теплообменник отопителя салона в любом случае
протекает горячая охлаждающая жидкость.
Время прогрева салона автомобиля увеличивается.
Циркуляционный насос V55
Электропитание блока управления
дополнительного отопителя J364
Циркуляционный насос V55 входит в состав
V55
конструкционной группы отопителя.
Он обеспечивает протекание охлаждающей
К дополнительному
жидкости через отопитель. При этом насос подаёт
отопителю
охлаждающую жидкость, поступающую
от теплообменника отопителя салона,
к дополнительному отопителю.
Последствия при выходе из строя
При выходе циркуляционного насоса V55 из строя
дополнительный отопитель отключается
(блокируется).
Тем самым предотвращается перегрев
S503_036
дополнительного отопителя при отсутствии
От теплообменника
циркуляции охлаждающей жидкости.
отопителя
27
Управление работой отопителя
Блок управления дополнительного отопителя J364
Блок управления дополнительного отопителя J364
установлен под пластмассовым кожухом на корпусе
теплообменника.
Блок управления одинаков для бензиновых
и для дизельных двигателей, а также для функции
дополнительного и автономного отопителя.
Блок управления контролирует все функции,
необходимые для реализации различных режимов
работы:
S503_057
• мощность вентилятора подачи воздуха в камеру
сгорания отопителя V6;
• тактовую частоту дозирующего насоса V54;
Последствия при выходе из строя
• включение свечи накаливания отопителя Q9.
При выходе блока управления из строя вся система
Дополнительно осуществляется также управление
дополнительного отопителя утрачивает
запорным клапаном.
работоспособность.
Блок управления можно заменить отдельно.
Блок управления дополнительного
отопителя J364
S503_047
28
Датчик температуры G18 датчик температуры 2
для дополнительного/автономного отопителя G587
Датчик температуры G18 вставляется в наружную
часть теплообменника. Датчик температуры 2
для дополнительного/автономного отопителя G587
вкладывается и прижимается зажимом. Оба
датчика работают по принципу терморезистора
с отрицательным температурным коэффициентом
(NTC), их сигналы используются блоком управления
автономного отопителя J364 для регулирования
с целью предотвращения перегрева отопителя.
Датчик температуры G18 контролирует
S503_058
температуру ОЖ в режиме нагрева.
Датчик температуры 2 для дополнительного/
автономного отопителя G587 контролирует
Последствия при выходе из строя
температуру ОЖ и регулирует уровни
теплопроизводительности в режимах
При выходе из строя датчиков температуры G18
дополнительного или автономного отопления.
и G587 отопитель отключается (блокируется).
Зажим крепления датчика G587
выполняет функции электромагнитного
экранирования блока управления J364.
Датчик температуры G18
Зажим крепления
датчика G587
Датчик температуры
G587
S503_048
29
Управление работой отопителя
Компоненты системы управления
J255
c
J685
V305
E537
J285
N279
J533
b
Диагностический
J794
разъём
V6
e
a
J364
G18
Q9
Z66
G587
V54
G64
d
R149
V55
S503_059
a CAN Комбинация приборов
Кабели исполнительных механизмов
b CAN Диагностика
Кабели датчиков
c Кабели шины данных LIN
d Внутренняя шина данных
e Шина MOST
Обозначения
E537
Клавиша быстрого обогрева
N279
Запорный клапан подачи охлаждающей
жидкости для отопителя
G18
Датчик температуры
Q9
Свеча накаливания отопителя
G64
Датчик пламени
R149
Устройство приёма радиосигнала
G587
Датчик температуры 2 дополнительного
дополнительного жидкостного отопителя
и автономного отопителя
V6
Вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания
J255
Блок управления Climatronic
отопителя
J285
Блок управления комбинации приборов
V54
Дозирующий насос
J364
Блок управления дополнительного отопителя
V55
Циркуляционный насос
J533
Диагностический интерфейс шин данных
V305
Электродвигатель регулировки вентилятора
J685
Дисплей передней панели управления,
Bitron, передний
индикации и вывода информации
Z66
Нагревательный элемент предварительного
J794
Блок управления информационной электронной
подогрева топлива
системы 1
30
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://volkswagen.msk.ru http://vwts.info
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
Условия включения
Дополнительный отопитель
Автономный отопитель
• Температура ОЖ: t < 76°C.
• Работа на резервном запасе топлива: нет.
• Наружная температура: t < 5°C.
• Отключение по слишком низкому напряжению:
• Клемма 15 (зажигание): вкл.
слишком низкого напряжения нет.
• Число оборотов двигателя: n > 300 об/мин.
• Отключение от сигнала столкновения/удара:
• Предварительный выбор температуры:
сигнала от блока управления подушек
не соответствует «холоду».
безопасности нет.
• Работа на резервном запасе топлива: нет.
• Записи в регистраторе событий: нет записей,
• Бортовая сеть: управление нагрузкой неактивно.
которые запрещали бы запуск (например,
• Отключение от сигнала столкновения/удара:
электронная блокировка блока управления).
сигнала от блока управления подушек
безопасности нет.
• Записи в регистраторе событий: нет записей,
которые запрещали бы запуск (например,
электронная блокировка блока управления).
Условия отключения
• Дополнительный отопитель: число оборотов
двигателя n < 300 об/мин.
• Записи в регистраторе событий: есть записи,
запрещающие запуск (например, электронная
блокировка блока управления).
• Отключение по причине низкого напряжения:
U < 11,3 В в течение более 250 секунд.
• Бортовая сеть: активировано управление
нагрузкой.
• Отключение от сигнала столкновения/удара:
поступил сигнал от блока управления подушек
безопасности.
• Работа на резервном запасе топлива:
учитывается только перед запуском
(остаток топлива менее 7 литров).
• Предварительный выбор температуры: «холод».
• Автономный отопитель: прошло установленное
время включения, выключен вручную или
достигнуто максимальное время работы — после
работы в течение 60 минут.
• Температура охлаждающей жидкости: > 88 °C.
31
Управление работой отопителя
Управление компонентами
Дополнительный отопитель для бензинового двигателя B5S F
Первый запуск, автономный отопитель
1. Вентилятор подачи воздуха V6
включается на короткое время
для проверки работоспособности,
после чего снова выключается.
2. Одновременно с этим на свечу
накаливания Q9 подаётся
напряжение 100 %.
3. Вскоре после этого включается
нагревательный элемент предвари&
тельного подогрева топлива Z66.
4. Частота вращения вентилятора
подачи воздуха V6 увеличивается.
Время, с
5. Дозирующий насос V54 запускается,
S503_004
его производительность постепенно
увеличивается.
6. Нагревательный элемент
предварительного подогрева
топлива Z66 отключается.
7. Когда горение станет стабильным,
свеча накаливания отопителя Q9
ступенчато отключается.
8. Включается режим полной нагрузки.
Смена нагрузки (частичная — полная — частичная)
9. При достижении охлаждающей
жидкостью определённой
температуры обогреватель
переключается в режим частичной
нагрузки. Вентилятор подачи
воздуха V6 и дозирующий насос V54
работают на неполной мощности.
10. Когда температура охлаждающей
жидкости опускается ниже
определённого значения, отопитель,
а значит, и вентилятор подачи
воздуха V6 и дозирующий насос V54
Время, с
снова переключаются на режим
S503_072
полной нагрузки.
11. Охлаждающая жидкость снова
достигает заданной максимальной
температуры, и цикл регулирования
повторяется.
32
Завершение
12. При выключении отопителя он,
прежде чем отключиться полностью,
переходит сначала в завершающую
фазу работы. Свеча накаливания
отопителя Q9 в этом режиме
кратковременно включается
на полную мощность, чтобы выжечь
остающиеся продукты сгорания,
после чего ступенчато отключается.
13. Скорость работы вентилятора V6
сначала уменьшается.
14. В последней фазе скорость работы
Время, с
вентилятора V6 снова увеличивается
S503_074
для охлаждения горячих деталей
отопителя.
Вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания отопителя V6
Дозирующий насос V54
Нагреватель для предварительного подогрева топлива Z66
Свеча накаливания отопителя Q9
Кривые на графике соответствуют базовым условиям.
Фактическое протекание процессов зависит, помимо прочего, от температуры окружающего
воздуха, напряжения в бортовой сети и момента распознавания пламени.
Параметры активации компонентов конкретного автомобиля см. в актуальном руководстве
по ремонту.
33
Управление работой отопителя
Дополнительный отопитель для дизельного двигателя D5S F
Первый запуск, автономный отопитель
1. Вентилятор подачи воздуха V6
включается на короткое время
для проверки работоспособности,
после чего снова выключается.
2. Одновременно с этим на свечу
накаливания Q9 подаётся
напряжение 100 %.
3. В это же время нагревательный
элемент Z66 включается
на полную мощность, которая
затем ступенчато понижается.
4. Дозирующий насос V54 запускается,
Время, с
его производительность ступенчато
S503_005
увеличивается.
5. Частота вращения вентилятора
подачи воздуха V6 увеличивается.
6. Когда горение становится
стабильным, свеча накаливания
отопителя Q9 ступенчато
отключается.
7. Нагревательный элемент
предварительного подогрева
топлива Z66 отключается.
8. Включается режим полной нагрузки.
Смена нагрузки (частичная — полная — частичная)
9. При достижении охлаждающей
жидкостью определённой
температуры обогреватель
переключается в режим частичной
нагрузки. Вентилятор подачи
воздуха V6 и дозирующий насос V54
работают на неполной мощности.
10. Когда температура охлаждающей
жидкости опускается ниже
определённого значения, отопитель,
а значит, и вентилятор подачи
воздуха V6 и дозирующий насос V54
Время, с
снова переключаются на режим
S503_073
полной нагрузки.
11. Охлаждающая жидкость снова
достигает заданной максимальной
температуры, и цикл регулирования
повторяется.
34
Завершение
12. При выключении отопителя он,
прежде чем отключиться полностью,
переходит сначала в завершающую
фазу работы. Свеча накаливания
отопителя Q9 в этом режиме
кратковременно включается
на полную мощность, чтобы выжечь
остающиеся продукты сгорания,
после чего ступенчато отключается.
13. Одновременно с этим
кратковременно включается
нагревательный элемент Z66,
Время, с
чтобы испарить остатки топлива
с металлической сетки.
S503_075
14. Скорость работы вентилятора V6
сначала уменьшается.
15. В последней фазе скорость работы
вентилятора V6 снова увеличивается
для охлаждения горячих деталей
отопителя.
Вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания
отопителя V6
Дозирующий насос V54
Нагреватель для предварительного подогрева
топлива Z66
Свеча накаливания отопителя Q9
Кривые на графике соответствуют базовым условиям.
Фактическое протекание процессов зависит, помимо прочего, от температуры окружающего
воздуха, напряжения в бортовой сети и момента распознавания пламени.
Параметры активации компонентов конкретного автомобиля см. в актуальном руководстве
по ремонту.
35
Управление работой отопителя
Шины данных — автономный и дополнительный
отопитель
Сообщения шин данных
Шина MOST
J234
J519
J623
Блок управления подушки
Блок управления бортовой сети
безопасности
Блок управления двигателя
Число оборотов двигателя.
Температура охлаждающей
жидкости.
Наружная температура.
Сигнал столкновения.
Тип топлива: бензин/дизель.
Статус системы Старт&стоп.
Высота над уровнем моря.
J533
Диагностический интерфейс шин данных
R149
Устройство приёма радиосигнала
J285
дополнительного жидкостного
Блок управления комбинации
Время начала поездки.
отопителя
приборов
Диагностика.
Разблокировка отопителя.
Число оборотов двигателя.
Время/дата.
Сигнал столкновения.
Тип топлива: бензин/дизель.
Статус системы Старт&стоп.
Температура охлаждающей
Сигнал радио ДУ вкл./выкл.
жидкости.
Статус светодиодного
Высота над уровнем моря.
индикатора.
J364
Блок управления дополнительного отопителя
36
J533 (все шины CAN)
CAN Привод
Внутренняя шина данных
CAN Комбинация приборов
CAN Комфорт
Сообщения шин данных
J685
Панель управления и индикации
Статус автономного
отопителя.
Представление данных меню.
Представление данных меню.
Запрос топливного насоса.
Время.
Время.
Информация «Двигатель
предварительно прогрет».
Время.
Статус автономного отопителя.
Наружная температура.
J255
Время.
Блок управления Climatronic
Статус: автономное отопление/
автономная вентиляция.
Сигнал радио ДУ вкл./выкл.
Управление автономным
Статус светодиодного
Предупреждение
отопителем.
индикатора.
об уровне
Продолжительность работы.
Статус таймера.
топлива.
Статус таймера.
Статус времени работы.
Время стоянки.
Статус циркуляционного насоса.
Мощность обогрева.
S503_061
37
Контрольные вопросы
Какой из вариантов ответа правильный?
Среди приведённых вариантов ответа правильными могут быть один или несколько.
1.
Где можно выбрать режимы работы автономного отопителя или автономной вентиляции?
a) В меню «Настр. клим. уст. спереди».
b) В меню «Программирование продолжительности работы».
c) Блок управления климатической установки осуществляет переключение между этими режимами
автоматически.
2.
Какое утверждение верно?
a) Свеча накаливания в отопителе B5S&F имеет краткое обозначение Q8.
b) Свеча накаливания в отопителе B5S&F имеет краткое обозначение Q9.
с) Свеча накаливания в отопителе B5S&F имеет краткое обозначение Q9 и выполняет также функцию
контроля пламени.
3.
Дополнительный отопитель D5S F …
a) работает с горелкой с трубкой Вентури.
b) работает с горелкой с металлической сеткой.
c) работает с горелкой с предварительным воспламенением.
4.
Устройство приёма радиосигнала дополнительного жидкостного отопителя R149,
устанавливаемое на Touareg начиная с модельного года 2011, …
a) расположено за панелью потолка в задней части крыши.
b) является частью блока управления Climatronic J225.
c) расположено в багажном отсеке за боковой обивкой справа.
38
5.
В функции дозирующего насоса V54 входит …
a) дозирование подаваемого к отопителю топлива в соответствии с потребностью в нём в том или ином
режиме работы.
b) поддержание постоянной циркуляции топлива в кольцевом канале с целью дополнительного
охлаждения отопителя.
c) обеспечение питания отопителя только в режиме автономной работы.
При работе в качестве дополнительного отопителя подача топлива осуществляется системой питания
двигателя.
6.
Какой компонент управляется блоком управления дополнительного отопителя J364?
a) Датчик пламени G64.
b) Дозирующий насос V54.
c) Устройство приёма радиосигнала дополнительного жидкостного отопителя R149.
7.
Какое утверждение верно?
a) Клавишей быстрого обогрева автономный отопитель можно запустить и при количестве топлива
в топливном баке меньше резервного.
b) Блок управления J364 управляет скоростью работы вентилятора подачи воздуха V6.
c) Блок управления J364 заменяется только вместе с вентилятором подачи воздуха.
8.
В каком порядке следуют фазы при запуске дополнительного отопителя?
a) Фаза предварительного накаливания, фаза поджига, фаза горения.
b) Фаза испарения, фаза поджига, фаза горения.
c) Фаза предварительного накаливания, фаза испарения, фаза поджига, фаза горения.
39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////