МОЙКА ГРУЗОВЫХ TAHКOB И ТОПЛИВНЫХ ЦИСТЕРН ТАНКЕРОВ. ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ РТМ 31.2006 – 78 (РАЗРАБОТАН ЧЦПКБ)

 

  Главная       Учебники -Морское дело     

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МОЙКА ГРУЗОВЫХ TAHКOB И ТОПЛИВНЫХ ЦИСТЕРН ТАНКЕРОВ. ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ РТМ 31.2006 – 78 (РАЗРАБОТАН ЧЦПКБ)


 

Настоящий руководящий технический материал (* В дальнейшем именуется РТМ). распространяется на технологические процессы мойки грузовых танков и топ-ливных цистерн на надводных морских танкерах и нефтерудовозах всех клас-сов, типов и назначений.

РТМ не распространяется на технологические процессы мойки танков и топлив-ных цистерн, выполняемые специальными зачистными станциями.

РТМ устанавливает технические требования, способы выполнения, типовую тех-нологию и требования безопасности при производстве моечных работ в грузо-вых танках и топливных цистернах, выполняемых судовыми средствами в про-цессе эксплуатации судна.


 

  1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    1. Процесс мойки грузовых танков и топливных цистерн характеризуется высо-кой трудоемкостью и производственной опасностью. Поэтому организация и проведение технологического процесса мойки должны предусматривать мак-симально возможную механизацию трудоемких операций и устранение опасных и вредных производственных факторов.

    2. Технологические процессы мойки грузовых танков и топливных цистерн должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 – 76 в час-ти пожаровзрывобезопасности, удовлетворять общим требованиям безопасно-сти ГОСТ 12.3.002 – 75 и специальным требованиям безопасности, предусмот-ренным настоящим РТМ.

    3. Технологические процессы мойки танков должны проводиться с учетом вы-полнения требований Международной конвенции по предотвращению загряз-нения с судов 1973 г. **(** В дальнейшем тексте именуется Конвенция)

      в части сброса за борт нефтесодержащих вод и химических веществ и поста-новления Совета Министров СССР от 14 февраля 1974 г. № 118 «Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря» (приказ ММФ от 13 марта 1974 г. № 41).

    4. В соответствии с требованиями и рекомендациями настоящего РТМ приме-нительно к различным типам судов должны разрабатываться технологические инструкции и графики, предусматривающие выполнение соответствующих тех-нологических процессов мойки грузовых танков и топливных цистерн.

    5. При разработке технологических инструкций и технологических графиков мойки следует убедиться в том, что на судне:

      • система мойки грузовых танков, зачистная система, грузовой трубопровод, а также расположение моечных горловин удовлетворяют требованиям

        ОСТ 5.5057 – 71;

      • топливоперекачивающие трубопроводы машинного отделения, расположение горловин и зачистных патрубков топливных цистерн позволяют обеспечить возможность подачи моющей жидкости к замываемым поверхностям и эф-фективное удаление ее механизированным способом, без сброса в море.

        В случае если судовые системы и корпусные конструкции не удовлетворя-ют указанным требованиям, при разработке технологических инструкций и графиков должны быть предусмотрены рекомендации (в целесообразном объ-еме) по выполнению модернизационных мероприятий на судне, обеспечиваю-

        щих возможность проведения технологического процесса мойки в соответствии с требованиями настоящего РТМ.

    6. Для успешного проведения технологического процесса мойки танков должно быть обеспечено исправное техническое состояние механизмов, арматуры, контрольно-измерительных приборов и трубопроводов моечной и зачистной систем, моечных машинок, моечных рукавов и быстроразъемных соединений.

    7. Переносные моечные машинки, быстроразъемные рукавные соединения, пе-реносные вентиляторы и переносной инвентарь (ведра, лопаты, совки и др.), используемые при проведении технологического процесса мойки, должны удовлетворять требованиям взрывобезопасности в условиях возможных соуда-рений с корпусными конструкциями.

    8. Применяемые при мойке танков моечные рукава должны удовлетворять сле-дующим основным техническим требованиям:

      • обеспечивать прочность при рабочем давлении до 1,2 МПа (12 кгс/см2);

      • быть стойкими к воздействию морской воды и нефтепродуктов при температу-рах рабочей жидкости в пределах от – 5 до + 90oC;

      • сохранять работоспособность в интервале температур окружающей среды от

        – 25 до +55oC;

      • обеспечивать отвод статического электричества, возникающего при прохож-дении рабочей жидкости;

      • иметь не менее 3-кратного запаса прочности с целью предотвращения разры-вов, представляющих опасность при высоких температурах моющей воды.

        Рекомендуется применять в качестве моечных шлангов рукава резиновые напор-ные с нитяным усилением, неармированные по ГОСТ 10362 – 76.

    9. Моющие химические препараты, применяемые для мойки танков, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

      • обладать высокоэффективными моющими свойствами;

      • быть нетоксичными, биологически окисляющимися,

      • пожаровзрывобезопаснымии;

      • быть одобрены Минводхозом СССР, Минздравом СССР и Минрыбхозом СССР для применения при мойке грузовых танков и топливных цистерн на судах морского флота.


         

  2. ТЕХНОЛОГИЯ МОЙКИ ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ


     

    1. Общие положения

          1. Мойка грузовых танков от остатков груза является неотъемлемой частью комплекса технологических процессов перевозки наливных грузов.

          2. Основной процесс мойки грузовых танков должен выполняться механизиро-ванным способом, т. е. без применения ручного труда для моечных операций внутри танков.

            С этой целью все танкеры и нефтерудовозы оборудованы системой мойки гру-зовых танков и снабжены необходимым переносным моечным оборудованием и инвентарем.

          3. В зависимости от числа замываемых танков производится либо полная мой-ка всех грузовых и отстойных танков, либо частичная (одного или нескольких танков).

          4. В зависимости от назначения мойка производится с целью подготовки тан-ков на:

            • балластный переход;

            • под осмотр и профилактическое удаление отложений остатков груза и ржавчины;

            • под смену вида груза, а также подготовки судна под ремонт.

          5. Мойка танков на балластный переход производится с целью снижения кон-центрации паров нефти в воздушной среде до взрывобезопасного предела, принятого равным 50% НПВ.

            НПВ – нижний предел взрываемости, равный наименьшей концентрации па-ров нефти в воздухе, при которой возможен взрыв.

          6. Предельно допустимая взрывобезопасная концентрация паров нефти на балластный переход (50% НПВ) установлена по бензину. Б-70 и составляет 12,5 г/м3 в весовом выражении либо 0,4% объема.

          7. Мойка танков для всех остальных назначений, указанных в п. 2.1.4, преду-сматривает дегазацию воздушной среды до санитарных норм с целью возмож-ности допуска людей в танки для осмотра, производства операций по выборке твердых остатков и последующих ремонтных работ.

          8. В зависимости от целевого назначения должна соблюдаться периодичность проведения моечных работ, указанных в табл. 1.


       

      Таблица 1


       

      Назначение мойки работ

      Периодичность выполнения моечных

      На балластный переход:

      полная мойка

      При продолжительности балластного рейса более 10 сут – ежерейсно, за исключением случаев, когда по условиям плавания проведение моечных работ невозможно

      частичная мойка

      При продолжительности балластного рейса менее

      10 сут. – по усмотрению капитана

      Для осмотра, профилактического удаления неоткачиваемых остатков

      1. При рейсах продолжительностью до 20 сут – через

      4 – 5 рейсов, но не реже одного раза в 3 – 4 мес


       

      не реже одного раза в 3 – 4 мес


       

      Под смену вида груза

      При подготовке танков:

      Под ремонт: полная мойка

      Перед постановкой судна в заводской ремонт

      частичная мойка

      Для выполнения неотложных ремонтных работ по устранению повреждений в отдельных танках

      1. При рейсах продолжительностью свыше 20 сут –

      2. Вместо полной мойки в указанные сроки может производиться частичная мойка по несколько танков ежерейсно

      1. Под светлые грузы – после перевозки темных нефтепродуктов

      2. Под пищевой груз – после перевозки нефтепродук-тов или другого вида пищевого груза

        1. Классификация способов мойки грузовых танков

          1. Мойку грузовых танков следует выполнять способами, указанными на рис. 1.


             

            механизированная мойка грузовых танков

             

            Рис. 1 image image

            водная мойка водой и водными химическими растворами

            неводная мойка сырой нефтью

             

            image

            image

            мойка по замкну-тому циклу

             

            мойка по разомкнутому циклу

             

            мойка по разомкнутому циклу (с удалением промы-

            с 2-х ступенчатым отстоем промывочной жидкости

             

            с одно ступенчатым отстоем промывочной жидкости

             

            с 2-х ступенчатым отстоем промывочной жидкости

             

            с одно ступенчатым отстоем промывочной жидкости

             

            image вочной жидкости с грузом

            со статическим отстоем промывочной жидкости


             

            image

            image

            раствором химпрепарата

             

            забортной водой

             

            забортной водой

             

            забортной водой

             

            забортной водой

             

            одноэтапная мойка без отстоя промы-вочной


             

            раствором химпрепарата

            двухэтапная мойка без отстоя промывочной жидкости

            грузом сырой нефти

             

            image

          2. В зависимости от применяемой моющей жидкости мойка подразделяется на водную и неводную.

            При водной мойке в качестве моющей жидкости следует применять холодную или горячую забортную воду либо водный раствор химпрепарата.

            При неводной мойке допускается применять сырую нефть, отбираемую из груза путем рециркуляции ее в период разгрузки судна.

            П р и м е ч а н и еПрименение других неводных жидкостей с растворяющими свойствами (сольвентов) настоящим РТМ не предусматривается.

          3. Водная мойка может выполняться по замкнутому либо разомкнутому циклу,

            предпочтительным является способ мойки по замкнутому циклу.

          4. Мойка по замкнутому циклу производится без сброса промывочной жидкости в море путем многократного использования подготовленной порции моющей воды или раствором химпрепарата, непрерывно очищаемых от нефти в про-цессе проточного отстоя в отстойных танках.

          5. Мойка по разомкнутому циклу производится только забортной водой, кото-рая после одноразового использования и очистки от нефти в отстойных танках до разрешенной для сброса в море концентрации сливается за борт.

          6. Мойка сырой нефтью выполняется по разомкнутому циклу с удалением промывочной нефти на берег со сливаемым грузом.

          7. Мойка сырой нефтью может выполняться одноэтапным или двухэтапным способом.

            При одноэтапном способе мойка каждого танка производится после окончания его разгрузки с отбором моющей нефти из сливаемого груза других танков.

            При двухэтапном способе первый этап (мойка переборок) совмещается с вы-грузкой замываемого танка, а второй этап (мойка только днища) производится после полной выгрузки танка с отбором моющей нефти из сливаемого груза других танков.

          8. В зависимости от способа очистки промывочной жидкости от нефти моеч-ный процесс должен осуществляться:

            • с двухступенчатым проточным отстоем промывочной жидкости;

            • с одноступенчатым отстоем промывочной жидкости;

            • статическим (непроточным) отстоем промывочной жидкости;

            • без отстоя промывочной жидкости (при мойке сырой нефтью).

          9. Типовые схемы мойки танков по замкнутому циклу приведены на рис. 2, а, б.

      image

      а)

      Отстойный танк Отстойный танк 1 2-й ступени.


       


       

      4

      3

      1


       

      Грузовой танк


       

      2


       

      Рис 2. Типовые схемы мойки танков по замкнутому циклу а) – с двухступенчатым отстоем промывочной жидкости; б) – с одноступенчатым отстоем промывочной жидкости.

      1 – моечный насос; 2 – зачистной насос; 3 – подогреватель моющей воды; 4 – моечная машинка.

      Типовые схемы мойки танков по разомкнутому циклу приведены на рис. 3, а, б и рис. 4.

      Типовые схемы мойки танков грузом сырой нефти приведены на рис. 5, а и б.


       

        1. Типовой технологический процесс водной мойки танков

          1. Технологический процесс полной мойки танков судна водой или водным раствором химпрепарата состоит из комплекса технологических операций, на-значение и последовательность выполнения которых приведены в схеме на рис. 6.

          2. Для обеспечения нормального проведения моечного процесса должно быть проверено техническое состояние труб, арматуры и контрольно-измерительных приборов системы мойки, зачистной и грузовой систем.

            Для обеспечения контроля за рабочими параметрами моющей воды необходимо убедиться в наличии и исправности манометров и термометров на палубной моечной магистрали.

            До подсоединения шлангов с моечными машинками необходимо прокачать мо-ечную магистраль чистой забортной водой.

          3. Подготавливается рабочий и запасной комплекты исправных переносных моечных машинок (запасной комплект рекомендуется в размере 100% рабоче-го).

            При наличии в составе моечной системы стационарных моечных машинок подго-тавливаются переносные приводы к ним.

            Переносные моечные машинки и приводы к стационарным машинкам должны быть проверены в действии в соответствии с инструкциями по обслуживанию.

            Подготавливается рабочий и запасной комплект моечных рукавов и рукавных со-единений по числу переносных машинок.

            Должно быть проверено наличие меток на рукавах, показывающих заданные по-ложения моечных машинок по высоте от верхней палубы до оси вращения сопл.

            При отсутствии меток их необходимо нанести нефтеводостойкой краской.

            Метки должны соответствовать рабочему положению моечных машинок по высоте танка: верхнее – на середине расстояния между палубой и верхним бортовым стрингером (или шельфом) и днищем.

            При наличии шланговых лебедок вооружаются и проверяются в действии шлан-говые лебедки с каждого борта судна.

          4. Запас моющей воды или раствора химпрепарата приготавливается в специ-альных отстойных танках либо в грузовом танке, используемом в качестве отстойного.

            Перед заполнением танки следует промыть холодной или горячей забортной водой со сбросом промывочной воды в грузовой танк.

            Заполнять танки следует до максимально допустимого уровня с целью обеспе-чения наибольшей продолжительности проточного отстоя промывочной воды. Высота уровня воды должна быть не менее 5 м.

            Если предполагается мойка горячей забортной водой по замкнутому циклу, то за-полнение танка следует производить через водоподогреватель при включенных змеевиках подогрева в танке.

            Температуру подогрева забортной воды в танке рекомендуется поддерживать в пределах 40 – 50oC.

            Для производства химико-механизированной мойки в отстойных танках приготов-ляется раствор моющего химпрепарата.

            Выбор концентрации моющего препарата, необходимое количество моющего раствора, температура нагрева и способ приготовления-раствора определяют в соответствии с утвержденной инструкцией по применению используемого препарата.

            Концентрация химпрепарата в моющем растворе определяется в зависимости от вида перевозимого груза, назначения мойки, степени загрязнения танков, коли-чества ступеней отстоя.

            В среднем она находится в пределах 0,1 – 0,3 %.

            После разведения химпрепарата моющий раствор следует в течение 1,5 – 2,0 ч прокачивать моечным или зачистным насосом по замкнутому контуру: отстойный танк – насос – отстойный танк.

          5. Перед началом мойки судну следует придать дифферент на корму.

            В процессе мойки судну следует придать технологический крен 1,5 – 2,0о на тот борт, со стороны которого расположены приемные патрубки зачистного трубо-провода замываемых танков.

          6. Перебалластировка выполняется с целью обеспечения остойчивости судна при сливе грязного балласта из танков, в которые он был принят в порту выгрузки, для подготовки этих танков к мойке.

            Перебалластировка заключается в приеме чистого балласта в группу танков, в ко-торых произведена мойка и слив грязного балласта из танков, забаластированных в порту выгрузки, в море вне запретной зоны.

            Варианты схемы балластировки судна и последующей перебалластировки его в процессе мойки должны выбираться с учетом возможности построения техно-логических графиков моечных работ, предусмотренных п. 2.7, с наиболее ра-циональным использованием рабочего времени.

            При этом, если выбранный вариант схем балластировки отличается от преду-смотренных имеющейся на судне Информацией об остойчивости судна, то должен быть произведен и одобрен в соответствии с требованиями Регистра СССР дополнительный для этих схем расчет остойчивости и прочности судна.

            Слив грязного балласта производится поэтапно.

            Вначале сливают грузовыми насосами за борт отстоявшийся балласт с разре-шенным для сброса нефтесодержанием. По мере уменьшения уровня воды производительность слива снижают.

            При достижении уровня балласта в танках примерно до 1 м слив грузовыми насо-сами прекращают, а оставшийся балласт сливают зачистными насосами через отстойные танки за борт с соблюдением мер по контролю за чистотой сброса, установленных Правилами сброса нефтяных смесей (см. п. 2.3.12).

          7. Промывку грузового трубопровода рекомендуется производить во время приема балласта при выходе из порта выгрузки со сбросом промывочной воды в грузовые танки.

            Промывку производят путем поочередной прокачки забортной водой с помощью грузовых насосов отдельных участков грузового трубопровода.

            Порядок промывки участков грузового трубопровода определяется в зависимости от его схемы для конкретного типа судна.

            Промывку днищевых грузовых трубопроводов и приемных патрубков в незабал-ластированных танках производят перед началом мойки их под чистый бал-ласт путем поочередного открытия на 1 – 2 мин приемных клинкетов.

            Промывочную воду из танков при необходимости сливают зачистными насосами в один из грузовых танков с грязным балластом, либо сливают за борт через от-стойные танки в процессе последующей мойки танков по разомкнутому циклу.

            Промывку палубных магистралей и наливных стояков производят путем прокачки их забортной водой грузовыми насосами при давлении нагнетания не менее 0,5 МПа (5 кгс/см2).

            Для возможности промывки путем принудительной циркуляции воды по замкнуто-му контуру всех палубных поперечных труб приемо-oтливные патрубки соеди-няют между собой при помощи специальных съемных перемычек (гибких либо жестких) так, чтобы обеспечить возможность последовательной прокачки водой всех участков.

            Производить промывку участков грузового трубопровода со сливом нефтесодер-жащей воды непосредственно за борт запрещается.

            Концевые участки грузового трубопровода, которые нельзя промыть по замкну-тому контуру, например кормовую магистраль, следует промыть у причала со сливом воды в береговые приемные сооружения.

            При перебалластировке, перед приемом чистого балласта в помытые танки, вто-рично промывают грузовой трубопровод в танках со сбросом воды в один из непромытых танков.

          8. Процесс мойки грузовых танков состоит из следующих одновременно вы-полняемых операций:

            • механизированной мойки;

            • удаления из танков промывочной воды и отмываемых остатков в отстой-ные танки;

            • отстоя промывочной воды;

            • контролируемого слива промывочной воды за борт (при разомкнутом цик-ле).

          9. Для обеспечения процесса механизированной мойки периодически должны выполняться нижеперечисленные вспомогательные oneрации.

            При мойке стационарными моечными машинками выполняются:

            • разноска съемных приводов моечных машинок и установка их на подго-товляемых к работе машинках;

            • установка стволов машинок в исходное (нижнее) положение и проверка исправности их в действии.

              При мойке переносными моечными машинками выполняются:

            • разноска шлангов с моечными машинками к моечным горловинам замы-ваемых танков;

            • перемещение моечных машинок в рабочем диапазоне по высоте танка.

              Операции по разноске шлангов и перемещению моечных машинок в рабочем диапазоне по высоте танка могут выполняться:

            • механизированным способом с помощью передвижной шланговой лебедки с автоматизированным управлением спуска и подъема;

            • ручным способом (при отсутствии шланговых лебедок).

              Время, затрачиваемое на перенос к моечной горловине одного шланга с моечной машинкой ручным способом, в среднем принимается 5 мин.

              Механизированная мойка переборок и днища танков производится путем гидро-динамического воздействия на слой налипших на стенках нефтеостатков высо-конапорными моющими струями, перемещаемыми в заданных направлениях при, помощи переносных или стационарных моечных машинок.

              В качестве моющей жидкости применяют холодную или горячую забортную воду либо водный раствор моющего химпрепарата.

              Для обеспечения эффективного ударного действия моющей струи на замывае-мые поверхности в необходимом радиусе действия минимальное давление, в МПа (кгс/см2), в палубной моечной магистрали должно быть не ниже указанного в табл. 2.

              Таблица 2

              Тип моечных машинок

              Дейдвед судна, тыс. т

              до 5

              oт 15 до 20

              oт 35 до 50

              от 100 до 150

              Переносные

              0,7(7)

              0,85(8,5)

              0,9 – 1,0

              (9 – 10)

              1,0(10)

              Стационарные

              0,8 (8)

              0,8 (8)

              0,9 (9)

              Давление моющей жидкости допускается принимать ниже приведенных в табл. 2

              значений при использовании в качестве моечного одного из грузовых насосов: при мойке переносными моечными машинками – на 0,1 МПа (1 кгс/см2); при мой-

              ке стационарными односопловыми моечными машинками на среднетоннажных танкерах (дедвейтом 35 – 50 тыс. т) – на 0,2 МПа (2 кгс/см2)

              Рекомендуется определять температуру моющей забортной воды в зависимости от вида и характеристики отмываемых остатков груза в соответствии с табл. 3.


               

              Таблица 3


               

              Вид и характеристика груза

              Температура моющей воды в моечной магистрали, С

              Примечание

              Нефтепродукты: светлые

              Без подогрева

              При температуре забортной воды выше температуры застывания нефтепродуктов

              темные (за исключением высоковязких парафини-стых мазутов)

              65 – 75

               

              мазуты высоковязкие парафинистые

              80 – 90

               


               

              Нефть сырая: высоковязкая низкопа-рафинистая

              70 – 75

               

              высокопарафинистая

              Не менее 75,

              либо до 50

              В интервале температур между

              50 – 70' возможно выделение пара-финов, растворенных в легких фракциях нефти, и стойкое отло-жение их на стенках после смыва легких фракций, а также коагуля-ции парафина в промывочной во-де


               

              При мойке раствором химпрепарата температура моющего раствора определяет-ся в соответствии с утвержденной инструкцией по применению используемого химпрепарата.

              При наличии в танках антикоррозийных покрытий температура моющей жидкости должна быть не выше разрешенной техническими условиями на эти покрытия. При отсутствии указанных ТУ температура нагрева моющей жидкости должна быть не выше 65'C.

              Количество одновременно работающих моечных машинок следует выбирать с учетом возможности непрерывного и полного удаления зачистными средствами промывочной воды из замываемых танков, а в случае подогрева

              моечной воды – и с учетом пропускной способности водоподогревателей.

              Рекомендуется определять количество одновременно работающих моечных ма-шинок с таким расчетом, чтобы суммарный расход моющей воды не превышал 70% производительности всех зачистных средств, работающих на удаление промывочной воды.

              В соответствии с рекомендацией Международной палаты судоходства (МПС) ко-личество работающих переносных моечных машинок в одном танке в условиях мойки в неконтролируемой газовой среде с целью взрывобезопасности должно быть для моечных машинок с расходом воды до 50 м3/ч – не более 4, свыше 50 м3/ч – не более 3.

              Переносные моечные машинки заводят в танк через моечные горловины и пооче-редно устанавливают в различных по уровню рабочих положениях в соответст-вии с метками, нанесенными на моечных рукавах, как указано

              в п. 2.3.3.

              Время работы моечных машинок в каждом положении зависит от:

            • целевого назначения мойки;

            • положения моечной машинки по высоте;

            • сложности конструктивного набора в танках, особенно днищевого;

            • вида перевезенного перед мойкой груза;

            • степени загрязненности танка.

              Рекомендованная продолжительность работы переносных моечных машинок на разных уровнях в танках с учетом вышеперечисленных факторов приведена в табл. 4.

              Таблица 4.

              Целевое назначение мойки

              Продолжительность работы моечных машинок на разных уровнях танка в циклах и мин

              Верхнее и про-межуточное положение машинок

              Нижнее положение машинок для танков с покрытием

              антикоррозионным

              без антикоррозион-ного

              цикл

              мин

              цикл

              мин

              цикл

              мин

              Под балластный переход

              1

              20

              2

              40

              2-3

              40-60

              Профилактическая, под ремонт или смену вида груза

              1-2

              20-40

              2-3

              40-60

              3-6

              60-120

              П р и м е ч а н и е. Продолжительность цикла – время, за которое сопло моечной машинки описывает полную сферу, – принято для переносных моечных маши-нок типа ММ-4А равным 20 мин.

              При непрерывном возвратно-поступательном перемещении моечной машинки по высоте танка с помощью автоматизированной шланговой лебедки продолжи-тельность работы моечной машинки в пределах одного полного цикла спуска – подъема составляет 2,0 – 2,5 ч.

              При необходимости увеличить время работы моечной машинки в отдельных по-ложениях по высоте танка (например, у днища) производят остановку верти-кального перемещения моечной машинки путем перекрытия запорного крана привода лебедки.

          10. Удаление промывочной воды.

            Удаление промывочной воды и остатков груза из замываемых танков производит-ся по зачистному (или грузовому) трубопроводу зачистными (или грузовыми) насосами либо специально установленными для этой цели высокопроизводи-тельными зачистными эжекторами.

            Удаление промывочной воды из замываемого танка в процессе мойки должно быть непрерывным и по возможности полным.

            Следует не допускать образования на днище танка большого слоя жидкости, препятствующего ударному воздействию моющих струй на донные отложения.

            Уровень промывочной воды в танке по замерам через мерительную трубу не должен превышать 8 – 10 см.

            Необходимую интенсивность стока и удаления промывочной воды с днища танка следует обеспечивать путем достаточных дифферента и крена судна в сторону расположения зачистных приемных патрубков (предусмотренных п. 2.3.5) и обеспечения бесперебойной работы зачистных средств с производительно-стью, превышающей не менее чем на 30% суммарный расход воды одновре-менно работающих моечных машинок.

            При одновременной мойке двух танков удаление промывочной воды из каждого танка должно производиться самостоятельным зачистным средством по раз-ным магистралям.

          11. Сепарацию промывочной воды от нефти в процессе мойки осуществляют путем проточного гравитационного отстоя ее, т. е. непрерывного протекания с малой скоростью через один или систему отстойных танков.

            При отсутствии на танкере специальных отстойных танков для этой цели реко-мендуется использовать кормовой грузовой танк.

            При использовании двух отстойных танков осуществляют двухступенчатый про-точный отстой нефтеводяной смеси.

            В этом случае промывочная вода из замываемого танка непрерывно подается зачистным насосом или эжектором в отстойный танк 1 ступени, где происходит

            отделение основного количества нефти из воды путем гравитационного отстоя ее в верхнем слое.

            Отстоявшаяся в нижней части танка вода перетекает по переливной трубе в от-стойный танк II ступени, где происходит последующее более полное отделение нефти от воды с целью возможности использования ее в качестве моющей – при замкнутом цикле либо слива за борт – при разомкнутом цикле.

            При отсутствии возможности использования двух отстойных танков осуществля-ется одноступенчатый проточный отстой нефтеводяной смеси в пределах одно-го отстойного танка 1 ступени по вышеописанной схеме. Степень очистки неф-тесодержащих вод зависит от продолжительности отстоя, количества ступеней отстоя, правильного расположения отверстий входа и выхода нефтесодержа-щей смеси в системе отстойных емкостей, продолжительности проточного от-стоя, состояния моря, удельного веса содержащейся в воде нефти, подогрева смеси.

            Продолжительность проточного отстоя (Т, ч) определяется по формуле (1) в зави-симости от суммарной емкости отстойных танков (V, м3) и суммарного расхода моющей воды всеми одновременно работающими моечными машинками (Q, м3/ч):


             

            T=V / Q (1)

            Она должна определяться, с учетом других вышеперечисленных факторов, в пределах:

            • при спокойном состоянии моря – не менее 3 – 4 ч,

            • при волнении моря, вызывающем качку судна, – не менее 6 – 8 ч.

              При удалении промывочной воды из танков с помощью зачистных эжекторов продолжительность отстоя определяется по формуле (2)


               

              T=V / (Q+Qэж)

              где Qэж – количество рабочей воды, подаваемой на эжектор.

              При наличии в отстойных танках змеевиков для лучшего отстоя нефтесодержа-щую смесь следует подогреть до температуры не менее 40'С.

          12. В процессе мойки танков по разомкнутому циклу вне пределов запретной зоны производят непрерывный слив за борт отстоявшейся от нефти в системе отстойных танков промывочной воды.

            Слив производят через верхний забортный отливной клапан самотеком в процес-се проточного замещения непрерывно поступающей в отстойные танки промы-вочной воды. На судах, где отсутствует верхний забортный отливной клапан, слив производят через днищевый кингстон.

            Слив промывочной воды из отстойного танка должен быть контролируемым по нефтесодержанию и осуществляться с соблюдением критерия, установленного Конвенцией, в части мгновенной интенсивности и количества слива нефти в любой очке открытого моря.

            Рекомендуется определять допустимую мгновенную интенсивность слива нефти (критерий 60 л на милю) по графику в Приложении 1 (рекомендуемом) и допус-тимое количество сброса нефтесодержащих вод – по формуле

            Q= K / a

            ,

             

            где Q – допустимое количество сброса нефтесодержащих вод, м3

            а – нефтесодержание в сливаемом потоке, частей нефти на миллион частей воды

            (мг/л);

            К – максимальное количество нефти, допустимое к сбросу, равное 1 / 15000 от общего количества данного вида груза, из которого образовался остаток, м3.

            Пример:

            Исходные данные:

            объем перевезенного груза в танках, подлежащих мойке, равен 30000 м3, a=200 мг/л; K= 30000/15000=2m3


             

            Тогда

            Q= K / a=2*106/200=10000m3

            Нефтесодержание в сливаемом потоке следует определять при помощи судовой зкспресс-лаборатории (СЭЛ) путем отбора проб через специальное пробоот-борное устройство и анализа их, либо с помощью специального прибора – де-тектора, контролирующего содержание нефти в потоке.

            Необходимо также осуществлять на протяжении всего периода слива визуальное наблюдение за появлением нефти в сливаемом потоке и на поверхности моря в районе слива.

            При обнаружении нефти необходимо снизить интенсивность мойки, т. е. умень-шить число одновременно работающих моечных машинок.

          13. Вентиляцию танков производят после механизированной мойки с целью дальнейшего удаления взрывоопасных и токсичных паров нефти из воздушной среды танка.

            Вентиляцию следует производить путем:

             естественного вентилирования танка через открытые отверстия всех мо-ечных горловин и сходных люков;

             принудительного нагнетания в танк чистого атмосферного воздуха с целью вытеснения и разбавления паров нефти в воздушной среде танка. Прину-дительную вентиляцию осуществляют с помощью переносных нагнета-тельных воздуходувок взрывобезопасного исполнения, устанавливаемых на моечных горловинах;

             стационарных вентиляторов через грузовой трубопровод;

             вентиляторов системы инертных газов.

            Эффективность принудительной вентиляции зависит от соответствия производи-тельности вентиляторов размерам вентилируемого танка.

            Контроль за воздушной средой см. п. 2.6.

          14. Методы контроля качества мойки см. п. 2.6.2.

            Трудноотмываемые участки днища и переборок, обнаруженные в результате ос-мотра, следует домывать моечными машинками путем заводки и установки их в местах, обеспечивающих доступ моечных струй к непромытым участкам.

            При необходимости, по усмотрению капитана, домывочные работы отдельных участков днища допускается производить ручным способом, с помощью шлан-га со стволом ручной домывки с соблюдением требований п. 4.19 – 4.25.

          15. Слив отстоявшейся воды из отстойных танков производится после мойки всех грузовых танков с двухступенчатым отстоем промывочной воды с целью уменьшения объема нефтесодержащей воды и размещения ее в одном отстой-ном танке.

            В случае мойки с одноступенчатым отстоем слив воды в море из отстойного танка 1 ступени в рейсе не производится, если в этом нет острой необходимости, а осуществляется на стоянке у причала в береговые приемные сооружения вме-сте со сливом нефтеостатков.

            Слив за борт чистой воды из отстойных танков производится периодически после статического отстоя ее, т. е. в непроточных условиях.

            Слив следует производить только после достаточной продолжительности отстоя, определяемой по разделению нефтесодержащих вод на три различные друг от друга фазы:

            • водную фазу – в нижней части танков;

            • нефтеводяную эмульсию – в районе раздела фаз;

            • нефтяную фазу – в верхней части танков.

            Продолжительность отстоя зависит от удельного веса содержащегося в воде нефтепродукта, состояния моря и находится в пределах 12 – 48 ч.

            Определение поверхности раздела вода/нефть рекомендуется производить с по-мощью пробоотборных кранов, установленных в районе вероятной для опреде-ленного танка границы раздела, а также специального прибора для определе-ния границы раздела вода/нефть.

          16. Оставшуюся в отстойном танке II ступени после слива чистой воды неф-теводяную эмульсию следует перекачать в отстойный танк 1 ступени с целью опорожнения и подготовки его для мойки.

          17. Выбор места и способа мойки отстойного танка II ступени зависит от рай-она нахождения танкера и способа предшествующей мойки грузовых танков.

            В рейсе мойка отстойного танка II ступени производится с одноступенчатым про-точным отстоем промывочной жидкости в отстойном танке 1 ступени.

            Если нет острой необходимости, то мойка отстойного танка II ступени в рейсе не производится и выполняется у причала по разомкнутому циклу со сливом, промывочной воды на очистные сооружения.

            Способ выполнения мойки должен быть таким, какой применялся при мойке гру-зовых танков, т. е. замкнутый – при мойке раствором химпрепарата и разомк-нутый – при мойке забортной водой.

            На комплекс технологических операций, из которых состоит мойка отстойного танка II ступени, распространяются требования, предусмотренные для мойки грузовых танков п. 2.3.9.

          18. Слив нефтеостатков и нефтесодержащих вод из отстойного танка 1 ступе-ни с целью последующей мойки его следует производить на стоянке в очист-ные сооружения или специально выделенные плавсредства.

            Если в качестве отстойного танка I ступени использовался грузовой танк, то слив собранных в нем нефтеостатков может осуществляться в другие грузовые тан-ки перед их наливом путем вовлечения этих остатков в груз.

          19. Мойка отстойного танка 1 ступени. После опорожнения и зачистки танка от нефтеостатков производится механизированная мойка его забортной водой по разомкнутому циклу со сливом промывочной воды без отстоя в очистные со-оружения.

      На танкерах, имеющих цистерну для сброса отмытых остатков груза, мойка танка I ступени может производиться в рейсе с непроточным периодическим отстоем промывочной воды и сливом за борт за пределами запретной зоны.

      Мойка производится в соответствии с требованиями п. 2.3.9.


       

        1. Технология мойки танков сырой нефтью

          1. Мойка танков нефтью допускается только из-под груза сырой нефти при его сливе способами, предусмотренными п. 2.2.7.

          2. Мойку танков грузом сырой нефти рекомендуется производить с целью:

            • более полного удаления из танков загустевших остатков груза за счет ис-пользования свойства нефти растворять смолистые парафиноасфальтовые отложения;

            • предотвращения загрязнения моря нефтью при мойке за счет устранения контакта нефти с водой и исключения необходимости в сепарации промы-вочной жидкости от нефти и слива ее в море.

          3. В зависимости от назначения мойка грузом сырой нефти может выполнять-ся как окончательная, так и предварительная.

            Окончательная мойка производится на балластный переход и с целью профилак-тического удаления отложений остатков груза (без ручной выборки твердых ос-татков).

            Предварительная мойка производится под ремонт, осмотр танков и смену вида груза. После предварительной мойки сырой нефтью, с целью дегазации тан-

            ков, должна быть произведена мойка забортной водой в сокращенном, по сравнению с требованиями п. 2.3, объеме.

          4. Методом мойки грузом сырой нефти достигаются, по сравнению с водяной мойкой, следующие преимущества:

            • сокращение объема ручного труда на выборку твердых остатков;

            • увеличение грузовместимости судна за счет более полного удаления неот-качиваемых остатков груза при выгрузке;

            • сокращение потери груза, удаляемого при водной мойке;

            • уменьшение загрязнения груза сырой нефти забортной водой при осуще-ствлении метода «груз поверх остатков»;

            • сокращение затрат времени отдельно на моечные операции за счет со-вмещения их с грузовыми;

            • уменьшение коррозии корпуса судна от ударного воздействия на металл моющих струй морской воды.

          5. Мойку танков грузом сырой нефти допускается производить только стацио-нарными моечными машинками в среде инертных газов.

          6. При мойке танков грузом сырой нефти должны быть обеспечены, помимо общих требований безопасности, предусмотренных разделом III, специальные меры предосторожности против утечек нефти из системы и выброса в атмосферу паров углеводородов, а также по защите от статического электричества.

          7. Для предотвращения утечек нефти из системы мойки необходимо:

            • надежно перекрыть запорную арматуру к шлангам с переносными моечны-ми машинками, а также к подогревателю моющей воды;

            • опрессовать моечный трубопровод нефтью давлением не менее 0,8 МПа (8 кгс/см2) и обеспечить на весь период моечных операций контроль за утечками нефти и устранение их;

            • по окончании мойки сырой нефтью прокачать моечный трубопровод в от-стойный или другой выделенный танк и промыть его забортной водой.

          8. Для обеспечения взрывобезопасности газовой среды в танках необходимо в течение всего периода моечных операций осуществлять контроль за качест-вом подаваемых инертных газов и параметрами газовой среды в танках.

            Содержание кислорода в танке не должно превышать 8%. С целью предотвра-щения попадания кислорода в танк из внешней среды следует регулировать подачу инертных газов так, чтобы не допускать снижение давления в танке ни-же атмосферного.

          9. С целью предотвращения выброса из танка в атмосферу вредных паров уг-леводородов, интенсивно выделяемых при распылении моющих струй, следует обеспечивать давление газовой среды в танках в пределах, не превышающих давления, при котором происходит сброс газов через дыхательные клапаны га-зоотводной системы.

          10. С целью сокращения простоя судна под моечными операциями за счет со-вмещения их по времени с грузовыми операциями рекомендуется полную мой-ку танкера сырой нефтью производить двухэтапным способом (см. п. 2.2.7).

          11. Типовой технологический процесс двухэтапной мойки танков грузом сырой нефти рекомендуется выполнять в объеме комплекса технологических опера-ций, назначение и последовательность которых приведены в Приложении 4 (рекомендуемом).


       

        1. Рекомендации по выбору способа мойки

          1. Рекомендуется определять способ мойки танков в зависимости от технико-эксплуатационных факторов и целевого назначения мойки в соответствии

            с табл. 5.

          2. Для обозначения способов мойки в табл. 5 приняты следующие сокращен-ные условные обозначения:

            Рц – разомкнутый цикл; Зц – замкнутый цикл;

            Хим – раствор химпрепарата; Вз – вода забортная;

            2 ст. прот. отст. – двухступенчатый проточный отстой промывочной жидкости; 1 ст. прот. отст. – одноступенчатый проточный отстой промывочной жидкости; Непр. пер. отст. – непроточный периодический отстой.


             

            Пример:

            Зц – Хим – 2 ст. прот. отст – означает способ мойки по замкнутому циклу раство-ром химического препарата с двухступенчатым проточным отстоем промывоч-ной жидкости.


             

        2. Методы контроля воздушной среды и качества мойки

          1. В зависимости от целевого назначения мойки следует производить венти-ляцию до достижения концентрации паров углеводородов в среде танка не ни-же:

            • 12,5 г/м3 (0,4 / об.) – при мойке на балластный переход;

            • 0,3 г/м3 (0,1% об.) – при мойке под смену груза, под ремонт и осмотр (в со-ответствии с ГОСТ 12.1.005 – 76).

              Контроль воздушной среды в дегазированных танках необходимо осуществлять периодически до полного удаления остатков груза, являющихся источником по-вторного образования паров нефти.

              Пробы воздуха для замеров концентрации паров нефти необходимо отбирать из разных по площади и уровню районов танка и непосредственно в местах нахо-ждения людей.

              Для определения довзрывных концентраций рекомендуется применять газоана-лизаторы типа ПГФ2М1-ИЗГ.

              Для определения токсически безопасных концентраций, соответствующих сани-тарным нормам, необходимо пользоваться газоанализаторами типа УГ-2 или другого типа, пригодными для этой цели.

          2. Контроль качества мойки заключается в определении:

            • полноты удаления из танков промывочной воды и жидких остатков груза;

            • степени очистки замываемых поверхностей;

            • наличия трудноотмываемых участков днища и переборок. Контроль осуществляется:

              • путем замеров через мерительные трубы уровня остатков промывоч. ной воды на днище;

              • путем визуального осмотра танков с грузовой палубы через горловины и сходные люки;

              • путем внутреннего осмотра переборок и днища при спуске людей в танк после полной его дегазации до уровня санитарной нормы.

              Требования к полноте и качеству мойки определяются в зависимости от назначе-ния мойки, а также от сочетания видов слитого и подлежащего наливу грузов с учетом требований ГОСТ 1510 – 76.

              Как правило, наиболее высокие требования к чистоте поверхности танков предъ-являются при мойке из-под темных нефтепродуктов под светлые или пищевые грузы, под заводской ремонт.


               

        3. Технологический график

          1. Для обеспечения четкой и рациональной организации и проведения техно-логического процесса мойки грузовых танков для каждого типа танкера должны быть разработаны технологические графики в зависимости от различных целе-вых назначений мойки.

          2. Рекомендуется для каждого типа судна разрабатывать два технологических графиков, отличающихся продолжительностью моечного процесса и составом технологических операций для подготовки танков под балластный переход и

            под осмотр, профилактическое удаление отложений, ремонт и смену вида гру-за. Графики включают комплекс операций технологического процесса мойки грузовых танков, а также балластные операции, выполнение которых череду-ется в технологической последовательности с операциями по мойке.

          3. Необходимость построения технологических графиков, регламентирующих объем, последовательность и продолжительность проведения процесса мойки, обусловливается:

            • большой трудоемкостью и продолжительностью процесса;

            • значительным разнообразием состава технологических операций;

            • многократностью (по числу грузовых танков) повторяющихся одинаковых операций;

            • многообразием зксплуатационных и конструктивных факторов, влияющих на процесс мойки.

          4. Технологический график должен устанавливать оптимальную хронологиче-скую последовательность и продолжительность проведения всех операций технологического процесса полной мойки грузовых танков судна, а также объем пооперационных и суммарных трудозатрат на их выполнение.

          5. При разработке технологического графика должны учитываться следующие исходные и расчетные данные:

            • целевое назначение мойки;

            • количество и схема расположения грузовых танков и моечных горловин;

            • схема расположения грузовых танков по группам, объединяемым зачист-ным трубопроводом;

            • вид моющей жидкости;

            • тип моечных машинок и способ их перемещения в рабочем диапазоне;

            • количество одновременно работающих моечных машинок в каждом танке и всего по судну;

            • количество положений и время моечных машинок в рабочем диапазоне по высоте;

            • способ и режим времени вентиляции танков (естественный, принудитель-ный);

            • режим времени рабочих смен и число рабочих в сменах;

            • величина допускаемого Конвенцией сброса нефти.

          6. Типовые формы построения технологических графиков приведены в При-ложениях 2 и 3 (рекомендуемые).

      К типовому технологическому графику должен быть приложен перечень приме-няемого оборудования и инвентаря для мойки танков.


       

  3. ТЕХНОЛОГИЯ МОЙКИ ТОПЛИВНЫХ ЦИСТЕРН


     

    1. Общие положения

      1. Мойка топливных цистерн производится с целью удаления образующихся в процессе хранения топлива на стенках и днище цистерн вязких смолисто-асфальтных неоткачиваемых отложений.

      2. В зависимости от назначения мойка подразделяется на профилактическую и предремонтную.

      3. Профилактическая мойка выполняется с целью предотвращения значитель-ных образований в цистернах неоткачиваемых смолистых отложений.

      4. При использовании на судах топочных мазутов необходимо, помимо непо-средственно периодических моек, систематически проводить в процессе экс-плуатации следующие профилактические мероприятия по уменьшению обра-зования донных отложений:

        • по возможности часто обновлять запасы тяжелых сортов топлива не до-пуская длительного его хранения в междудонных цистернах;

        • применять топочные мазуты со специальными присадками, препятствую-щими образованию отложений;

        • перекачивать мазут из междудонных цистерн только в разогретом состоя-нии. Не следует оставлять для хранения мазут в цистерне, если уровень его окажется ниже расположения змеевиков подогрева;

        • если по какой-либо причине в междудонной цистерне остался мазут ниже змеевиков подогрева, то необходимо принять меры для удаления его ме-тодом растворения. С этой целью в междудонную цистерну с застывшим мазутом следует перекачивать мазут, разогретый в другой цистерне до температуры 70 – 80оC, после чего включить змеевики подогрева в зачи-щаемой цистерне.

          Производить выкачку мазута следует не ранее чем через 3 – 4 часа после интен-сивного прогревания его.

      5. Предремонтная мойка выполняется с целью дегазации цистерн путем пол-ного удаления жидких и твердых остатков топлива и вредных газов для воз-можности допуска в них людей и производства ремонтных работ.

      6. В зависимости от назначения и конструктивного исполнения топливных цистерн, периодичность выполнения моечных работ рекомендуется соблюдать в соответствии с табл. 6.

Таблица 6

Назначение и конструк-тивное

исполнение топливных цистерн

Периодичность выполнения мойки

профилактитечской

пpeдpeмoнтнoй

Глубокие топливные цистерны-диптанки

Через 6 – 8 мес в период выполнения профилакти-ческой мойки грузовых танков

Перед постановкой суд на в заводской ремонт или док

Междудонные, бортовые и вкладные топливные цистерны

Не выполняется (прово-дятся профилактические мероприятия, предусмот-ренные п. 3.1.4)

Перед постановкой суд-на в заводской ремонт или док


 

    1. Классификация способов мойки топливных цистерн

      1. Мойку глубоких топливных цистерн (диптанков) и бортовых цистерн (бунке-ров) следует выполнять путем механизированной мойки способами, преду-смотренными пп. 2.2.1, 2.2.3 – 2.2.5 настоящего РТМ для водной мойки грузо-вых танков.

      2. Мойку междудонных топливных цистерн следует выполнять способами, классификация которых приведена в схеме на рис. 7.

      3. В зависимости от применяемой моющей среды мойка топливных цистерн подразделяется на водную и неводную.

      4. Неводная мойка выполняется путем растворения загустевших донных отло-жений с помощью топлива-растворителя.

      5. Водная мойка выполняется путем:

        • эмульгирования донных отложений в водном растворе моющего химическо-го препарата;

        • пропаривания цистерн водным паром;

          image

          Мойка междудонных топливных цистерн


           

          неводная мойка

          водная мойка


           

          растворением


           


           

          топливо-растворителем


           

          эмульгиро-ванием

           

          гидромехани-ческим воз-действием

             

          забортной водой

           

           

          пропариванием


           

          водным раствором химпрепаратом

           

          водяным паром


           

          Рис. 7. Схема классификации мойки междудонных топливных цистерн по способу выполнения


           

          гидромеханического воздействия на стенки цистерн высоконапорными моющими струями.


           

          Примечания. 1. Рекомендуемая настоящим PTM типовая технология мойки топ-ливных цистерн предусматривает применение в качестве моющих химических препаратов синтетических поверхностно-активных веществ (ПАВ).

          2. Пароэмульсионный способ мойки (применявшийся за рубежом) настоящим РТМ не предусматривается.


           

      6. Мойку междудонных цистерн из-под тяжелых сортов топлива (моторное то-пливо, топочные мазуты) следует выполнять последовательным, комплексом всех способов неводной и водной мойки, предусмотренных пп. 3.2.4 и 3.2.5 по типовой технологии, приведенной в п. 3.3.

      7. Мойку междудонных цистерн из-под дизельного топлива следует выполнять способами только водной мойки, предусмотренными п. 3.2.5 по типовой техно-логии в объеме требований пп. 3.3.4 – 3.3.7 и 3.3.10 – 3.3.13.

    1. Типовой технологический процесс мойки междудонных топлив-ных цистерн

       

      1. Типовой технологический процесс предремонтной мойки междудонных топ-ливных цистерн должен состоять из комплекса технологических операций, на-значение и последовательность выполнения которых приведены в схеме на рис. 8.

подготовительные операции


 

определение количества и состояние донных отложений

растворение донных отложений

 

мойка междудонных топливных цистерн

основные операции


 


 

подготовка запаса топлива-растворителя


 

подготовка систем МКО

подогрев топлива-растворителя

 


 

многократное перека-чивание

топлива-растворителя


 

контроль за процессом растворения


 

подготовка переносно-го моечного оборудо-вания


 

пропаривание


 


 

подготовка моющего раствора химпрепарата

удаление топ-лива-растворителя

 

эмульгирование остатков топлива


 

контроль за качеством мойки

 

предание судну технологического крена и дифферента


 

слив промы-вочной жидкости

 

подогрев раствора химпрепарата

 

перекачивание моющего раствора


 

вторичное пропаривание

   

вентилирование и контроль за воздушной средой

   

домывочные работы

 

Рис. 8. Схема типового технологического процесса предремонтной мойки между-донных топливных цистерн из-под тяжёлых сортов топлива.

3.3.2. Подготовительные операции

Определение количества и состояния донных отложений.

Определение количества и характера донных отложений в замываемых цистернах производят с целью выбора топлива-растворителя и технологического режима его использования. Определение производится путем замера толщины слоя донных отложений и отбора проб для их анализа.

Замер толщины слоя неоткачиваемых остатков и отбор проб производятся через горловину цистерны после интенсивного разогрева и тщательной зачистки ее от жидких остатков.

Выбор топлива-растворителя производится в зависимости от степени вязкости донных отложений, характеризующейся их подвижностью в разогретом состоя-нии, и от толщины слоя.

Анализ проб донных отложений рекомендуется производить по методике, разра-ботанной Центральным научно-исследовательским институтом морского флота приведенной в Приложении 6 (справочное).

Для растворения эмульсионных и смолистых донных отложений, отличающихся подвижным состоянием, рекомендуется применять в качестве топлива-растворителя моторное топливо либо флотский мазут. При асфальтовом (не-подвижном) характере донных отложений, а также при большой толщине слоя (свыше 100 мм) рекомендуется применять дизельное топливо, обладающее сильным растворяющим действием.

      1. За один рейс перед постановкой судна на ремонт следует заполнить одну из междудонных цистерн выбранным топливом-растворителем на 60 – 70% ее вместимости и включить змеевики подогрева.

        Температуру подогрева топлива-растворителя рекомендуется выбирать в преде-лах:

        • для флотского мазута – 70 – 80oC;

        • для моторного топлива – 50 – 60oC;

        • для дизельного топлива – до 40oC.

          При этом необходимо следить за тем, чтобы температура нагрева топлива-растворителя была ниже температуры вспышки применяемого топлива не ме-нее чем на 15oC.

      2. Для обеспечения операций по интенсивному перекачиванию моющего рае-твора химпрепарата и эффективного удаления с днища замываемых танков про-мывочной жидкости необходимо выполнить следующие мероприятия:

        • подсоединить с помощью временных гибких рукавов осушительный насос

          (либо эжектор) к топливоперекачивающему трубопроводу;

        • соединить в районе верхней палубы с помощью временного гибкого ру-кава моечную магистраль с бункеровочной магистралью с целью возмож-ности заполнения топливных цистерн горячей забортной водой моечным насосом;

        • обеспечить возможность слива промывочной воды из замываемых топ-ливных цистерн в отстойный танк системы мойки танков (или грузовой, ис-пользуемый в качестве отстойного);

        • подсоединить всасывающий гибкий рукав к осушительному трубопроводу для возможности зачистки замываемых цистерн путем заводки рукавов через горловину цистерны в ее кормовую шпацию;

        • соединить с помощью временного гибкого рукава топливную трубу из то-пливной цистерны, выбранной для приготовления и отстоя в ней

          раствора моющего химпрепарата, с приемным трубопроводом осуши-тельного насоса;

          • проверить и обеспечить исправное техническое состояние механизмов, труб и арматуры топливоперекачивающей и балластно-осушительной систем; проверить и уплотнить места сочленения гибких рукавов с трубо-проводами.

      3. Для обеспечения мойки необходимо подготовить следующие переносное моечное оборудование и инвентарь:

        • всасывающие рукава Ду100 для возможности заводки их через горловину в район кормовой шпации и зачистки цистерн осушительным насосом;

        • рукав Ду25 длиной 20 м со стволом ручной домывки;

        • средства индивидуальной защиты органов дыхания, а также спецодежду и спецобувь – по 2 комплекта;

        • ведро, лопату, совок, скребок – 2 комплекта.

          Требования к переносному моечному оборудованию и инвентарю приведены в п. 1.7.

      4. Запас моющего раствора химпрепарата следует приготовлять в одной из глубоких топливных цистерн, расположенной вблизи МКО, после опорожнения и зачистки ее от остатков топлива.

        Для приготовления раствора цистерну следует заполнить с помощью моечного насоса горячей забортной водой в количестве, равном примерно 1/2 объема наибольшей междудонной цистерны, и ввести в нее химпрепарат. Концентра-цию моющего раствора и температуру нагрева следует определять в соответ-ствии с инструкцией по применению используемого химпрепарата.

      5. С целью более полного удаления с днища цистерн промывочной воды и ос-татков топлива в процессе мойки следует придавать судну дифферент в корму и крен в сторону расположения в цистернах приемных патрубков.

      6. Растворение основной массы донных отложений с последующим их удале-нием из цистерн производится топливом-растворителем. Мойка топливом-растворителем производится, как правило, в рейсе в ходовом режиме.

        Процесс мойки растворителем состоит из следующих операций:

        • подогрева топлива-растворителя;

        • многократного его перекачивания;

        • контроля за процессом растворения отложений;

        • удаления топлива из зачищаемых цистерн.

          Подогрев топлива-растворителя следует производить на протяжении всего вре-мени использования его в цистернах. Температура подогрева выбирается в соответствии с п. 3.3.3 и должна строго выдерживаться в заданном диапазоне.

          С целью повышения интенсивности растворения донных отложений следует про-изводить периодическую многократную перекачку топлива-растворителя из цистерны, заполненной топливом-растворителем, в очередную зачищаемую цистерну и обратно.

          Перекачку следует производить топливоперекачивающим насосом при макси-мальной производительности.

          В зависимости от количества и характера донных отложений перекачку следует производить в каждую цистерну 4 – 6 раз. Продолжительность выдерживания топлива-растворителя в зачищаемой цистерне после каждой перекачки должна быть не менее 2 – 4 ч.

          Метод контроля за процессом растворения донных отложений см. п. 3.4.1.

          По окончании процесса растворения топливо-растворитель следует

          полностью откачать из зачищаемой цистерны в цистерну котельного топлива для последующего сжигания его в котлах.

      7. После зачистки цистерн от топлива-растворителя следует произвести пропаривание их в течение 8 – 12 ч (в зависимости от размера цистерны).

        0 достаточности прогрева цистерны свидетельствует легкое парение через воз-душные трубы.

        В процессе пропаривания необходимо периодически, по мере накопления, произ-водить откачку конденсата в отстойный танк.

      8. Эмульгирование остатков топлива и донных отложений с последующим удалением их из цистерны производится при помощи водного раствора моюще-го химпрепарата, приготовленного в соответствии с указаниями п. 3.3.6.

        Процесс мойки путем эмульгирования состоит из следуюших операций:

        • подогрева раствора химпрепарата;

        • многократного перекачивания;

        • контроля за качеством мойки;

        • слива промывочной жидкости.

          Подогрев раствора химпрепарата производят с помощью змеевиков подогрева как в замываемых цистернах, так и в цистерне, где производится его отстой от нефтепродуктов.

          По возможности температуру подогрева следует выдерживать в пределах

          70 – 80'C.

          Многократное перекачивание раствора химпрепарата между замываемой между-донной цистерной и цистерной, выделенной для отстоя эмульсии, производит-ся с целью повышения эффективности моечного процесса за счет циркуляции раствора и периодической очистки его от отмытых нефтепродуктов путем от-стоя.

          Перекачивание рекомендуется производить осушительным насосом или эжекто-ром, присоединяемым к топливоперекачивающему трубопроводу с помощью временных гибких рукавов в соответствии с п. 3.3.4.

          Схема трубопроводов и временных соединений, обеспечивающих процесс цирку-ляции моющего раствора между цистернами, должна разрабатываться для ка-ждого типа танкера при составлении технологических инструкций по мойке тан-ков.

          Процесс перекачивания моющего раствора следует производить многократно и непрерывно в течение 3 – 5 ч в каждую замываемую цистерну.

          После окончания мойки каждой междудонной цистерны моющий раствор следует подкреплять добавлением химпрепарата в количестве 15 – 20% от первона-чально растворенного количества.

          Метод контроля за качеством мойки см. п. 3.4.2.

          После окончания мойки раствором химпрепарата промывочную жидкость из по-следней замываемой междудонной цистерны следует откачать в отстойный танк системы мойки грузовых танков.

      9. Зачищаемые от промывочной жидкости междудонные цистерны с целью дегазации следует вторично пропарить в течение 2 – 4 ч.

      10. После пропаривания следует вскрыть не менее двух горловин на противо-положных концах междудонных цистерн и произвести вентиляцию их.

        Вентиляцию следует производить стационарным вентилятором МКО с помощью переносного брезентового рукава либо переносной вентиляционной установки. При этом необходимо обеспечить удаление вредных паров и газов за пределы МКО.

        Для возможности входа людей в цистерны необходимо производить контроль за воздушной средой (см. п. 3.4.3) .

        В случае входа в цистерну человека вентиляцию необходимо продолжать на про-тяжении всего периода нахождения его в цистерне.

      11. Для достижения полной и устойчивой дегазации междудонных цистерн не-обходимо произвести домывку стенок и днища цистерн забортной водой с по-мощью резинового рукава со стволом для ручной домывки.

Подачу моющей воды рекомендуется производить моечным насосом через по-жарную магистраль.

Моющая вода должна подаваться при давлении не более 0,6 МПа (6 кгс/см2) и температуре не выше 45оC.

При работе людей в междудонных цистернах необходимо соблюдать требования безопасности, предусмотренные пп. 4.22 – 4.27 настоящего РТМ.

    1. Методы контроля донных отложений и воздушной среды

      1. Контроль за процессом растворения донных отложений рекомендуется про-изводить путем периодических замеров плотности топлива-растворителя.

        Пробы для определения плотности следует отбирать при каждой перекачке

        (не менее 0,8 л) и замерять их плотность с помощью ареометра по методике, при-веденной в Приложении 6 (справочном).

        Прекращение увеличения плотности топлива-растворителя свидетельствует об окончании процесса растворения донных отложений.

        Остатки проб после определения плотности сливаются в замываемую цистерну.

      2. Контроль за качеством мойки заключается в определении прекращения эмульгирующего действия моющего раствора.

        Контроль осуществляется путем отстоя отбираемых при каждой выкачке из замы-ваемой цистерны проб моющего раствора в мерном цилиндре емкостью 250 – 500 мл.

        После того как величина слоя отстоявшегося нефтепродукта остается неизмен-ной, процесс мойки цистерны раствором химпрепарата следует считать закон-ченным.

      3. Контроль за воздушной средой должен производиться в соответствии с п. 2.6.1.


 

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Производственная среда, в которой происходит моечный процесс, является взрывоопасной и токсичной. Для обеспечения безопасности при выполнении работ по мойке грузовых танков и топливных цистерн необходимо соблюдать требования, устанавливаемые:

      • Правилами обеспечения пожарной безопасности на нефтеналивных судах морского флота Союза ССР, утвержденными ММФ 19 февраля 1957 г. (Та-рифное руководство 4-М);

      • Правилами по защите от статического электричества на морских судах, ут-вержденными ММФ 6 августа 1973 г.;

      • Правилами техники безопасности на судах морского флота, утвержденными ММФ 13 марта 1975 г. и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота 19 февраля 1975 г.

      • Дополнительные требования безопасности, необходимые при выполнении технологического процесса мойки, устанавливаются настоящим РТМ.

    2. К выполнению моечных работ допускаются члены судового экипажа, имею-щие должную профессиональную подготовку в области танкерной технологии, прошедшие специальное обучение по противопожарной безопасности, безо-пасным приемам и методам работы на рабочих местах, умеющие применять средства индивидуальной защиты от паров нефтепродуктов, знающие приемы оказания первой помощи и признанные по результатам осмотра годными для выполнения тяжелых физических работ

      (III категории) *.

      * Работы, связанные с постоянным передвижением и переноской тяжестей свы-ше 10 кг (определение по ГОСТ 12.1.005 – 76).


       

    3. Лица, допущенные к выполнению моечных работ, должны пройти все виды инструктажа в соответствии с Положением об инструктаже на морском транс-порте, введенным в действие с 23 октября 1973 г.

    4. За безопасность подготовки и проведения моечных работ несут ответствен-ность:

      • старший помощник капитана – за моечные работы в грузовых танках;

      • старший (главный) механик – за моечные работы в топливных цистернах.

    5. Персоналу, участвующему в производстве моечных работ в грузовых танках и топливных цистернах, должны выдаваться защитные каски, спецодежда и обувь.

      При необходимости посещения недегазированных танков в период мойки для за-водки моечных машинок каждый спускающийся в танк должен иметь пневмо-маску с принудительной подачей воздуха, а также предохранительный пояс с наплечными ремнями и надежно закрепленным страховым концом.

      Посещение танков разрешается только в светлое время суток, если крен судна при качке составляет не более 5о.

    6. Майку танков запрещается производить в период грузовых операций с неф-тепрадуктами 1 разряда, за исключением мойки танков сырой нефтью на тан-керах, оборудованных стационарной системой мойки танков и системой инерт-ных газов.

    7. Мойку танков при помощи переносных моечных машинок запрещается произ-водить в штормовую погоду при качке судна, вызывающей удары моечных ма-шинок о борт или набор танка. Во время грозы с атмосферными разрядами моечные работы должны прекращаться и все моечные горловины следует за-крыть до полного прекращения грозовых разрядов.

    8. В темное время суток при мойке танков на стоянке район работ на палубе, связанных с перемещением машинок по высоте танка и перестановкой их с танка на танк, должен освещаться прожекторами в соответствии с Нормами ис-кусственного освещения на судах морского флота (не менее 5 люкс).

      При мойке танков на переходе в темное время суток, когда не представляется возможность освещать палубу прожекторами, для производства указанных ра-бот следует пользоваться взрывозащищенными фонарями с собственным ис-точником питания.

      Применение переносных светильников с электрическим кабелем запрещается.

    9. Мойку грузовых танков стационарными высокопроизводительными моечными машинками с расходом воды 100 м3/ч и более необходимо производить в среде инертных газов.

    10. При мойке танков с помощью переносных моечных машинок необходимо применять резиновые рукава из антистатического материала. При этом соеди-нения рукавов между собой и моечной машинкой должны быть выполнены так, чтобы обеспечивался надежный электрический контакт между моечной машин-кой и корпусом судна.

      При отсутствии специальных рукавов из антистатического материала моечные машинки необходимо заземлить на корпус судна при помощи медного гибкого проводника.

    11. Запрещается применять для мойки танков рукава, имеющие поврежденные и изношенные места (разрывы, отслоение внутренней камеры, набухание рези-ны). Детали соединения рукавов (штуцеры, хомуты, крепеж) должны быть вы-полнены из безыскровых материалов (латунь, бронза и др.).

    12. При работе моечных машинок в танке необходимо принимать меры предот-вращения выброса моющих струй через горловины на палубу. С этой целью при опускании моечных машинок в танк необходимо пользоваться специальны-ми кронштейнами либо, при отсутствии их, перекрывать просвет между крыш-кой и комингсом горловин брезентом или другим способом.

    13. Во избежание травматизма моечные горловины танка, в котором работают моечные машинки, следует держать закрытыми. При производстве моечных работ в рейсе в ночное время, когда палуба не освещается прожекторами, от-крывать крышки моечных горловин для вентиляции танков запрещается. В ука-занных случаях для вентиляции следует открывать только крышки сходных люков.

    14. На протяжении всего периода работы моечных машинок необходимо прини-мать меры предотвращения загрязнения палубы нефтепродуктами и нефтесо-держащей моющей водой.

      Пролитые на палубу нефтепродукты следует немедленно убирать.

    15. Перестановка моечных машинок должна производиться только после пре-кращения подачи моющей воды к машинкам и при отсутствии давления в моеч-ных рукавах.

    16. Запрещается вводить в танк из-под нефтепродуктов, заполненный паром, моечные машинки до тех пор, пока пар не сконденсируется, а также заполнять паром танки, в которые опущены моечные машинки.

    17. Спуск людей в танк для заводки моечных машинок в трудноотмываемые места следует выполнять только в светлое время суток с применением надле-жащих средств индивидуальной защиты органов дыхания, со страховым концом и с соблюдением всех мер безопасности на судах морского флота при посеще-нии недегазированных танков.

    18. Перед входом людей в танк, в который опущены моечные машинки, должен быть остановлен моечный насос и перекрыты концевые клапаны, к которым присоединены моечные рукава с машинками.

    19. Вход людей в танк для внутреннего осмотра и домывочных работ ручным способом разрешается только в светлое время суток, при волнении моря не более 4 баллов, при качке судна с креном не более 5о, после дегазации и вен-тиляции воздушной среды в танке до санитарных норм, указанных в п. 2.6.1. При этом за вошедшим в танк должно быть организовано наблюдение.

    20. Для ручной домывки танков должна применяться только моющая вода при давлении не более 0,6 МПа (6 кгс/см') и температуре не выше +45'C.

      Производить ручную домывку с применением в качестве моющей жидкости рас-творителей (керосин, дизельное топливо, сырая нефть) запрещается.

    21. После окончания мойки на балластный переход выборка неоткачиваемых остатков из танков не производится и вход людей в танки запрещен.

    22. На работы по мойке топливных цистерн и диптанков распространяются тре-бования безопасности, предусмотренные для работы по мойке грузовых тан-ков.

      На работы в междудонных топливных цистернах распространяются требования безопасности, предусмотренные для замкнутых и труднодоступных помещений, у которых естественный воздухообмен недостаточный и ограниченность про-странства и проходов затрудняет нормальную работу и передвижение челове-ка.

      Вход в междудонные топливные цистерны одному человеку, если за ним не орга-низовано наблюдение специально выделенным наблюдающим, находящимся вне отсека, запрещается.

    23. Запрещается производить моечные работы с пребыванием людей внутри междудонных отсеков в темное время суток и при волнении моря свыше 4 баллов, а также в тех случаях, когда нет доступа к открытию не менее 2 горло-вин на противоположных концах отсека.

    24. Входить в междудонные отсеки без защитных средств допускается только после полной дегазации и достижения санитарных норм в воздушной среде.

    25. При необходимости проведения кратковременных работ в недегазированных междудонных топливных цистернах следует принять все меры с целью макси-мального снижения концентрации вредных паров и газов (пропаривание, про-качка водой, вентиляция).

      В качестве средств индивидуальной защиты органов дыхания следует применять противогазовый респиратор с патронами марки А в сочетании с защитными оч-ками либо промышленный противогаз с фильтрующей коробкой марки А. При этом применение респираторов допускается при концентрации паров углеводо-родов не более 0,15% об. (500 мг/м3), а противогазов – не более 0,50% об.

      (15000 мг/м3). Применение фильтрующих респираторов и противогазов допус-кается только в среде, содержащей не менее 16% свободного кислорода.

    26. Посещение топливных цистерн, которые после слива топлива не подверга-лись хотя бы частичной дегазации, запрещается.

    27. На все время нахождения работающего внутри отсека за ним должно быть организовано наблюдение и установлена с ним двухсторонняя связь с помо-щью условных сигналов. Для этой цели в районе ближайшей к работающему горловины должен безотлучно находиться наблюдающий. Наблюдающий не должен уходить с поста до тех пор, пока не убедится в том, что все работающие вышли из отсека. Наблюдающий может покинуть район отсека, в котором находятся люди, только по приказу лица, ответственного за проведение моеч-ных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////