АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЗА 2017-2018 ГОДЫ

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЗА 2017-2018 ГОДЫ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Управление контроля строительства и природных ресурсов
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
ЗА 2017-2018 ГОДЫ.
Москва, 2019
2
Содержание
Используемые определения, обозначения и сокращения
3
Основная часть
6
1. Общие положения
6
2. Временной интервал исследования
6
3. Продуктовые границы товарного рынка
6
4. Географические границы товарного рынка
9
5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке
10
6. Расчет объема товарного рынка и долей участников
11
7. Объем рынка
12
8. Распределение долей по участника рынка
13
8.1. Распределение долей по группам компаний
13
8.2. Распределение долей по юридическим лицам
14
9. Определение уровня концентрации товарного рынка
15
9.1. Показатели концентрации товарного рынка
16
9.2. Вывод по показателям концентрации товарного рынка
16
10. Опрос мнений участников рынка
17
10.1. Статистика поступивших мнений
17
10.2. Мнения участников
18
10.3. Вывод
20
11. Определение барьеров входа на товарный рынок
21
Дополнительные материалы
22
12. Показатели государственных заказчиков
22
13. Хозяйственная деятельность ГК «Автодор»
23
13.1. Общие показатели
23
13.2. Конкурентные показатели юридических лиц и групп лиц
24
14. Закупки кода «42.11» ФАД и ГК «Автодор»
24
14.1. Распределение долей по юр. лицам в 2017-2018 году (min)
25
14.2. Распределение долей по юр лицам в 2017-2018 году (max)
26
14.3. Распределение долей по группам лиц в 2017-2018 году (min)
27
14.4. Распределение долей по группам лиц в 2017-2018 году (max)
28
14.5. Уровни концентрации рынка в 2013-2018 годах
29
Заключение
30
3
Используемые определения, обозначения и сокращения
В настоящей методике применяются следующие определения, обозначения и
сокращения:
Защитные
- сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие
дорожные
защитное значение, заборы; устройства, предназначенные для защиты
сооружения
автомобильных дорог от снежных лавин, шумозащитные и
ветрозащитные устройства, подобные сооружения;
Автомобильная
- объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения
дорога
транспортных средств и включающий в себя земельные участки в
границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них
или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное
покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее
технологической частью,
-
защитные дорожные сооружения,
искусственные дорожные сооружения, производственные объекты,
элементы обустройства автомобильных дорог
Автомобильные
- автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных
дороги общего
средств неограниченного круга лиц
(пункт
3 статьи
5 Закона об
автомобильных дорогах);
пользования
Автомобильная
- автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги,
дорога,
использование которого осуществляется на платной основе в
содержащая
соответствии с действующим законодательством и который ограничен
платный участок
начальным и конечным пунктами, определенными в решении об
использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе;
Владельцы
- органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-
автомобильных
распорядительный орган муниципального образования), физические или
дорог:
юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном
праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В
случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом,
полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять
Государственная компания
«Российские автомобильные дороги» в
отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное
управление;
ГК «Автодор»
- Государственная компания «Российские автомобильные дороги»;
Дорожная
- деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту
деятельность
автомобильных дорог;
Закон о защите
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
конкуренции
Закон об
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах
автомобильных
и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении
дорогах
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
4
Искусственные
- сооружения, предназначенные для движения транспортных средств,
дорожные
пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных
сооружения
дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах,
которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники,
мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели,
Капитальный
- комплекс работ по замене и
(или) восстановлению конструктивных
ремонт
элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и
(или) их
автомобильной
частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных
дороги
допустимых значений и технических характеристик класса и категории
автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются
конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности
автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода
автомобильной дороги;
ОКПД,
ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции
Общероссийский
по видам экономической деятельности», введенный приказом
классификатор
Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст;
План работы
План работы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на
ФАС России
2019-2020 годы
Полоса отвода
- земельные участки
(независимо от категории земель), которые
автомобильной
предназначены
для
размещения
конструктивных
элементов
дороги
автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых
располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
Пользователи
- физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в
автомобильных
качестве участников дорожного движения;
дорог
Производственн
- сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте,
ые объекты
содержании автомобильных дорог;
Реконструкция
- комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение
автомобильной
параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению
дороги
класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой
изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
Ремонт
- комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных
автомобильной
характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не
дороги
затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и
безопасности автомобильной дороги;
Элементы
- сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные
обустройства
ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного
автомобильных
движения, работающие в автоматическом режиме специальные
дорог
технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки,
видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения,
сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения
вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования
5
федерального значения транспортными средствами, имеющими
разрешенную максимальную массу свыше
12 тонн, места отдыха,
остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения
автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и
габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы,
стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные
для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных
сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения
дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за
исключением объектов дорожного сервиса;
Участник рынка
- генеральный подрядчик в соответствии с договором, государственным
контрактом или концессионным соглашением на право выполнения работ
по строительству, реконструкции или капитальному ремонту
автомобильной дороги общего пользования федерального значения;
ФАД
- Федеральное дорожное агентство;
HHI17-18
- Квадрат доли рынка, занимаемой лицом в 2017-2018 году;
% 2017
- Доля рынка, занимаемая лицом в 2017 году;
6
Основная часть
1. Общие положения
Основанием проведения исследования является План работы ФАС России.
Цель анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынке работ по
строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог
федерального значения.
Анализ состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству,
реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального
значения проводился центральным аппаратом ФАС России без привлечения
территориальных органов ФАС России.
В исследовании учитывались исключительно сведения о выполненных и
оплаченных в рассматриваемом периоде работах по договорам (контрактам,
соглашениям). Данные о таких работах включались в тот год, когда оба этих
условия (выполнены и оплачены) исполнены.
Анализ рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному
ремонту автомобильных дорог федерального значения проведен в соответствии с
Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на
товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220
(далее - Порядок).
Для проведения исследования использовалась информация, полученная
ФАС России от:
- Федерального казначейства;
- подведомственных учреждений Федерального дорожного агентства;
- Государственнрой компании «Российские автомобильные дороги»;
- хозяйствующих субъектов.
2. Временной интервал исследования
Исследование состояния конкурентной среды на рынке работ по
строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог
федерального значения проводилось за период с
01.01.2017 по
31.12.2018
(за 2 года).
3. Продуктовые границы товарного рынка
В силу статьи 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в
зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги
7
федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и
частные автомобильные дороги.
Кроме того, в соответствии с рассматриваемой статьей, автомобильные
дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на
автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего
пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся
автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств
неограниченного круга лиц. Перечень автомобильных дорог общего пользования
федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации1.
Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям
автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям)
осуществляются
в
зависимости
от
транспортно-эксплуатационных
характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке,
установленном Правилами классификации автомобильных дорог в Российской
Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767
(далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил автомобильные дороги по условиям
движения и доступа к ним разделяются на следующие классы и категории:
Таблица 2.1 - Классификация автомобильных дорог
Класс автомобильной дороги
Категория
Автомагистраль
IA
Скоростная автомобильная дорога
Обычная автомобильная дорога
IB
(Нескоростная
автомобильная
II
дорога)
III
IV
V
В соответствии со статьей
16 Закона об автомобильных дорогах
строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог
осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской
Федерации и Законом об автомобильных дорогах.
Согласно положениям статьи
32 Закона об автомобильных дорогах
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального
значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных
1
Пункт 7 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах.
8
предусмотренных законодательством Российской Федерации источников
финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том
числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской
Федерации (далее - ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений,
сооружений
(в том числе на месте сносимых объектов капитального
строительства). В соответствии со пунктами
9 и
10 статьи
3 Закона об
автомобильных дорогах реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ,
при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной
дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и
(или) категории
автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы
отвода автомобильной дороги; капитальный ремонт автомобильной дороги -
комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов
автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение
которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и
технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при
выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики
надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы
полосы отвода автомобильной дороги.
Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии
с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, которые оказывают
влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе
строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой
организацией свидетельства о допуске к таким работам. Исходя из этого из всех
работ, связанных со сферой дорожной деятельности, работы по строительству,
реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего
пользования федерального значения являются сопоставимыми по введенным
критериям, взаимозаменяемыми и могут быть отнесены к одному рынку.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам
экономической деятельности, строительство, реконструкция и капитальный
ремонт автомобильных дорог относится к классу
42
«Сооружения и
строительные работы в области гражданского строительства» подклассу 42.1
«Дороги автомобильные и железные; строительные работы по строительству
автомобильных дорог и железных дорог», группам
42.11
«Дороги
автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству
автомобильных дорог и автомагистралей».
9
Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка
являются выполненные и оплаченные в рассматриваемом периоде работы по
строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог
общего пользования федерального значения.
Не учитываются работы по содержанию и текущему ремонту
автомобильных дорог как имеющие технологические особенности и иное
нормативно-технического регулирование
(напр.
ГОСТ Р
50597-93
«Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к
уровню зимнего содержания»), что позволяет рассматривать данные работы в
качестве образующих самостоятельные товарные рынки.
По тем же причинам не учитывается дорожная деятельность в отношении
искусственных дорожных сооружений, классифицированная отдельными кодами
Общероссийского классификатора продукции по видам экономической
деятельности
(напр. «42.13, Мосты и тоннели; строительные работы по
строительству мостов и тоннелей»).
4. Географические границы товарного рынка.
Географические границы рассматриваемого товарного рынка определены в
границах Российской Федерации.
Учитывая, что все автомобильные дороги федерального значения
находятся в государственной собственности, основной объем работ по
строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог
осуществляется за счет средств федерального бюджета путем заключения
договоров на выполнение работ, связанных с дорожной деятельностью в
соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и
Федеральным законом от
21.07.2005
№ 115-ФЗ
«О концессионных
соглашениях».
Особенности производственного процесса предполагают обязательное
использование специализированной дорожной техники. Что в свою очередь
затрудняет географическое перемещение участников рынка.
10
Вместе с тем определенное количество хозяйствующих субъектов
осуществляют деятельность в различных федеральных округах Российской
Федерации.
Так, например:
- ПАО «Мостотрест» выполняет работы строительству, реконструкции,
капитальному ремонту автомобильных дорог в Пензенской, Калужской,
Воронежской, Московской, Тульской областях;
- АО
«ВАД» выполняет работы по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту автомобильных дорог в Республике Карелия,
Ленинградской, Калининградской, Вологодской областях.
С учетом изложенного, географическими границами рынка работ по
строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог
определены границы Российской Федерации.
5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке
Заказчиками работ по строительству, реконструкции, капитальному
ремонту автомобильных дорог федерального значения являются владельцы
автомобильных дорог.
С учетом классификации автомобильных дорог владельцами федеральных
автомобильных дорог являются:
а) федеральные органы исполнительной власти - в отношении дорог,
относящихся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги
федерального значения);
б) юридические лица, владеющие автомобильными дорогами
федерального значения на вещном праве в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Исполнителями (подрядчиками) услуг по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту дорог федерального значения в исследуемый период
являлись хозяйствующие субъекты, имеющие выданное СРО свидетельство о
допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту
объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на
безопасность объектов капитального строительства.
Состав хозяйствующих субъектов для целей данного исследования
определялся исходя из выявленных хозяйствующих субъектов, путем
направления запросов владельцам автомобильных дорог.
В целях настоящего исследования в качестве хозяйствующих субъектов,
действующих на рынке работ
(услуг) по строительству, реконструкции и
11
капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения включены
генеральные подрядчики.
В соответствии с полученной от Федерального дорожного агентства (его
подведомственных организаций) и ГК «Автодор» информации, на территории
Российской Федерации деятельность по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения в 2017 и в
2018 годах осуществляли
126 и
184 хозяйствующих субъекта различной
организационно-правовой формы.
6. Расчет объема товарного рынка и долей участников
Расчет общего объема произведенных работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог федерального
значения (объема продаж) в географических границах рассматриваемых рынков
и долей хозяйствующих субъектов на указанном рынке осуществлен на
основании суммарной стоимости о выполненных и оплаченных в
рассматриваемом периоде работах по заключенным контрактам
(договорам,
концессионным соглашениям).
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитана как
выраженное в процентах отношение объема выполненных и оплаченных в
рассматриваемом периоде работ данного хозяйствующего субъекта к общему
объему рассматриваемого рынка в стоимостном выражении.
Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рассматриваемых рынках
определена по годам и суммарно по годам.
Информационной базой для проведения анализа является информация
Федерального казначейства и ГК
«Автодор» о заключенных контрактах,
соответствующих коду
«42.11. Дороги автомобильные и автомагистрали;
строительные работы по строительству автомобильных дорог и
автомагистралей» Общероссийского классификатора продукции по видам
экономической деятельности, а также данные о любых контрактах.
Каждый представленный контракт проанализирован вручную на предмет
наличия в нем работ и услуг, сфера обращения которых образует исследуемый
товарный рынок согласно методике проведения анализа.
Из общего объема государственных контрактов исключены контракты по
ремонту автомобильных дорог, контракты по сдержанию автомобильных дорог,
контракты по строительству путепроводов и транспортных развязок, иные
контракты, ошибочно оформленные кодом «42.11».
12
При определении отнесения конкретных работ и услуг к данным,
включенным в анализ, использовались формальные критерии, поставленные
методикой проведения анализа и положения приказа Минтранса России от
16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному
ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
7. Объем рынка
Согласно информации, представленной государственными заказчиками и
Федеральным казначейством, объем средств, полученных генеральными
подрядчиками за выполненные этапы государственных контрактов по
строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог
общего пользования федерального значения, составил:
Таблица 7.1. - Информация о годовых расходах и об этапах по контрактам по данным
казначейского сопровождения
Критерий
Σ за 2 года
Σ за 2017
Σ за 2018
Динамика
Расходы
548 826 414 511,11 ₽
262 605 120 006,44 ₽
286 221 294 504,67 ₽
+ 8,25%
Этапы *
1230
637
695
+ 8,35%
Контракты**
769
520
473
- 9,93%
Этапы/Контр.***
1,6
1,2
1,5
* - Этапы по контрактам, за завершение которых поступили деньги в течение указанного периода;
** - Количество находящихся в исполнении у подрядчика контрактов в указанный период;
** - Отношение количества этапов к количеству контрактов.
13
8. Распределение долей по участникам рынка
8.1. Распределение долей по группам компаний
Рисунок 8.1. Распределение долей по группам компаний в 2017-2018 годах
Таблица 8.1.1 - Топ групп компаний в 2017-2018 годах
Наименование
%17-18
%2017
%2018
HHI17-18
HHI17
HHI18
ГК «Мостотрест»
22,78
23,22
22,39
519,05
538,96
501,12
ГК «Автобан»
8,12
9,22
7,12
65,98
85,01
50,63
«ВАД», АО
8,10
7,62
8,55
65,66
58,08
73,02
«Магистраль двух столиц», ООО
7,16
7,17
7,16
51,27
51,35
51,19
«ДСК», ООО
3,62
4,45
2,85
13,08
19,82
8,13
ГК «АРКС»
2,84
3,42
2,31
8,07
11,73
5,32
«Крокус Интернэшнл», АО
2,78
2,27
3,24
7,70
5,15
10,50
«ТЕХНОСТРОЙ», ООО
2,14
2,31
1,99
4,60
5,35
3,96
«ВОЛГОМОСТ», АО
1,94
0,91
2,88
3,75
0,82
8,31
ГК «НОВОСИБИРСКАВТОДОР»
1,70
1,89
1,52
2,88
3,59
2,31
Остальные
38,82
37,52
40,01
Консолидированная доля группы «Мостотрест» составляет более 20 %.
Значительные различия в значениях долей наблюдаются между первым и вторым
местами рейтинга, между четвертым и пятым местами.
14
8.2. Распределение долей по юридическим лицам
Рисунок 8.2. Распределение долей по юридическим лицам в 2017-2018 годах
Таблица 8.2.1 - Топ10 юридических лиц без учета групп лиц в 2017-2018 годах.
HHI 17-
HHI
HHI
Наименование
%17-18
%2017
%2018
18
2017
2018
«Трансстроймеханизация», ООО
14,36
10,25
18,12
206,11
105,08
328,45
«ВАД», АО
8,10
7,62
8,55
65,66
58,08
73,02
«Мостотрест», ПАО
7,85
12,52
3,57
61,63
156,67
12,74
«Магистраль двух столиц», ООО
7,16
7,17
7,16
51,27
51,35
51,19
«ДСК», ООО
3,62
4,45
2,85
13,08
19,82
8,13
«ДСК «АВТОБАН», АО
3,43
6,63
0,49
11,77
44,02
0,24
«АСК», ООО
2,90
0,00
5,56
8,40
0,00
30,90
«Кольцевая Магистраль», ООО
2,84
3,42
2,31
8,07
11,73
5,32
«Крокус Интернэшнл», АО
2,78
2,27
3,24
7,70
5,15
10,50
«ТЕХНОСТРОЙ», ООО
2,14
2,31
1,99
4,60
5,35
3,96
Остальные
44,82
43,35
46,17
Лидирующие позиции Группы Мостотрест основаны на объединении
долей двух топ3 компаний.
При этом групп лиц, вошедших в топ10 в связи с объединением
значительного количества (более 2) долей участников группы, не входящих в
Топ10, не выявлено.
15
9. Определение уровня концентрации товарного рынка.
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются
следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном
рынке
(выраженных в процентах) определенного числа
(n) крупнейших
хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
CR3=D1+ D2+D3
D1...3
- выраженная в процентах доля участника (группы участников)
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма
квадратов долей
(выраженных в процентах) на товарном рынке всех
хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
n - общее количество исследуемых хозяйствующих субъектов;
D - выраженная в процентах доля хозяйствующего субъекта,
действующего на товарном рынке,
В соответствии с пунктом
7.2 Порядка в зависимости от значений
коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации
Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного
рынка:
- высокий - при 70%<=CR3<=100% или 2000<=HHI<=10000;
- умеренный - при 45%<= CR3<=70% или 1000<= HHI<=2000;
- низкий - при CR3<45% или HHI <1000.
При проведении исследования строительства, реконструкции, капитального
ремонта автомобильных дорог федерального значения за
2016-2017 годы.
рассчитаны уровни концентрации рынка по годам.
16
9.1. Показатели концентрации товарного рынка
Рисунок 9.1. Показатели концентрации товарного рынка в динамике
Таблица 9.1.1. Показатели концентрации рынка в 2013-2018 годах (min).
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2017-2018
CR3
58,26 %
68,11 %
49,07 %
50,85 %
44,95%
33,07%
38,76%
CR5
56,57%
43,08%
49,53%
HHI
635
1 118
1083,75
1034,23
951,72
702,65
776,32
Уровень
низкий
умеренный
умеренный
умеренный
низкий
низкий
низкий
концентрации
9.2. Вывод по показателям концентрации товарного рынка
В период c
2013 по
2018 год наблюдается устойчивое снижение
концентрации товарного рынка, определяемого в соответствии с методикой
проведения анализа.
Вместе с тем, около
50% финансового объема рынка остается под
контролем топ-5 участников, таким образом снижение может не влиять на
хозяйствующую деятельность не входящих в топ-10 организаций и групп лиц.
На протяжении совокупного периода, в течение которого ФАС России
проводятся анализы состояния конкуренции рынка, зафиксированы резкие
изменения значений HHI
(до
500 ед. в
2013-2014 г.г.), что обусловлено
спецификой рынка, а именно относительно небольшим и измеряемым в десятках
единиц количеством контрактов, получаемых за год одним участником рынка,
при этом относительно высокий финансовый объем одного контракта.
17
Подобная волатильность наблюдалась на всем протяжении периода
проведения исследований рынка, в том числе еще в 2011 году лидеров рынка -
группой компаний
«Мостотрест», фиксировалось значительное увеличение
показателей по всем сферам деятельности компании, в том числе рост бэклога
компании на 36% и выручки - на 32%2. При этом, по данным группы компаний
за первый год исследования (2017), значительное изменения выручки (+19%),
валовой прибыли (-12%) не привел к изменению рыночной доли группы.
Исходя из изложенного, приведенные в анализе показатели указывают на
существующий тренд снижения концентрации на товарном рынке, в том числе
путем перераспределения долей среди лидирующих участников, при этом
достигнутое снижение показателя HHI в 100 и 200 единиц не может считаться
устоявшимся значением на продолжительный период и иллюстрирует лишь
пограничное состояние (между умеренным и низким - уровнем конкуренции на
рынке) наблюдаемое с 2013 года.
10. Опрос мнений участников рынка
В ходя опроса на имеющиеся в открытом доступе в сети Интернет адреса
электронной почты участникам рынка, а также в профильные ассоциации
строительных компаний, направлена соответствующая опросная форма.
Участникам предоставлена возможность самостоятельно сформулировать
мнения о факторах, ограничивающих конкуренцию и предложения по
улучшению регулирования дорожной деятельности.
10.1. Статистика поступивших мнений
Таблица 10.1. Статистика поступивших мнений о факторах, ограничивающих конкуренцию и
предложенияй по улучшению регулирования дорожной деятельности, встречавшихся более 2
раз.
Категория
Мнений
Трудности связанные с нормативными требованиями или правоприменением
4
Трудности, связанные с неурегулированностью конкретных отношений
3
Трудности, связанные с участием в торгах крупных компаний и групп лиц
2
Трудности с длительностью оплаты
2
Трудности, связанные со сроками проведения торгов
2
Трудности с регулированием привлечения СМП
2
2
обращение: 01.11.2019
18
10.2. Мнения участников
В данный подраздел вошли проработанные мнения участников со
ссылками на положения нормативно-правовых актов, которые могут быть
учтены в работе.
- Ограничение выбора банковской гарантии
«В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее
-
44-ФЗ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г.
N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее -
Порядок) установлен Порядок осуществления банковского сопровождения
контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их
отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к
содержанию формируемых банками отчетов. В п.п. а, б п.
4 Порядка
определены случаи осуществления банковского сопровождения контрактов,
предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание
услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных
нужд:
а) в отношении банковского сопровождения контракта, заключающегося
в проведении банком, привлеченным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не
менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн.
рублей (для муниципального образования);
б)
в
отношении банковского
сопровождения
контракта,
предусматривающего привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
или заказчиком банка в целях оказания услуг, позволяющих обеспечить
соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям
контракта, не менее 5 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации и для
муниципального образования).
Таким образом установлена альтернатива выбора Стороны,
определющей банк, который в процессе исполнения государственного
контракта будет осуществлять расширенное банковское сопровождение.
Согласно п.
7
Порядка, условия сопровождаемого контракта,
предусматривающие
привлечение заказчиком банка в целях проведения
мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, кроме условий,
предусмотренных пунктом 6 Порядка, включают:
а) сведения о привлекаемом заказчиком банке;
19
б) обязанность поставщика заключить с банком, определенным
заказчиком, договор о банковском сопровождении контракта, проект которого
является приложением к проекту сопровождаемого контракта.
Т.е. на стадии размещения извещения об осуществлении закупки,
документации о закупке, проект контракта будет содержать сведения о
банке, который будет осуществлять банковское сопровождение контракта.»
- Применение требования в конкурсной документации по
конкретным показателям товара представляется нецелесообразным.
«В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ
документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального
строительства должна содержать проектную документацию. В свою очередь
сгласно пп.б) п. 3 ч.4 ст. 54.4 Закона 44-ФЗ Первая часть заявки на участие в
открытом конкурсе в электронной форме должна содержать конкретные
показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной
документацией, и указание на товарный знак (при наличии). В связи с тем, что
проект проходит госэкспертизу и включает в себя материалы с конкретными
свойствами, применение требования в конкурсной документации по
конкретным показателям товара представляется нецелесообразным.»
- Изменение графика выполнения строительно-монтажных работ.
«Спорным представляется требование Методики составления графика
выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных
по контракту
(утвержденной Приказом Минстроя России от
05.06.2018
№ 336/пр), разрабатываемой согласно части 7 статьи 110.2. Закона 44-ФЗ, в
части необходимости составления данных документов одновременно с
проектом контракта и их размещения в единой информационной системе
вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке. На
стадии определения подрядчика Заказчик не может обладать сведениями об
имеющихся у потенциальных подрядчиков: оборудовании, технологии
выполнения строительства, сроках мобилизации, темпах производства работ,
необходимых для составления вышеупомянутых графиков. Соответственно
составить объективные графики выполнения работ и их оплаты
проблематично. Внести изменения в данные графики практически не возможно.
Таким образом, имеющимися нормами существенно осложняет выполнение
СМР подрядчиком по контракту и является в большинстве случаев
невыполнимой на практике, что приводит к остановке выполнения работ.»
20
- Избыточность обеспечительных мер
Избыточность обеспечительных мер: Банковское и казначейское
сопровождение, казначейское обеспечение обязательств
(казначейский
аккредитив), банковские гарантии (в том числе на аванс, на непосредственно
работы, на гарантийный период), обеспечительный платеж, гарантийные
удержания. Вышеперечисленные обеспечительные меры требуют затрат
подрядчика в виде прямых платежей, отвлечения оборотных средств или
привлечения дополнительных ресурсов. Усложняется управление денежными
потоками, появляются дополнительные издержки. Компенсация данных затрат
сметными нормами и расчетами начальной цены контракта не учитываются.
- Перечисление средств до фактического начала работ
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 5 Федерального закона
№459-ФЗ в случаях, установленных актами Правительства Российской
Федерации, территориальные органы Федерального казначейства с учетом
положений настоящего раздела осуществляют казначейское сопровождение
целевых средств, получаемых юридическими лицами:
а) для осуществления расчетов в ходе исполнения государственных
контрактов, договоров о капитальных вложениях, контрактов учреждений,
договоров о проведении капитального ремонта и договоров
(контрактов),
включая авансовые платежи.
Подрядчик обязан использовать аванс для оплаты поставок конструкций,
материалов и
(или) расходов, связанных с исполнением Контракта в
соответствии с запросом на получение аванса.
При казначейском сопровождении Подрядчик получает средства для
оплаты материалов только после того, как предоставит счета-фактуры за
приобретенный товар, то есть по факту. Необходимо, чтобы деньги
перечислялись на счет при планировании закупок материалов до начала
проведения работ, на основании перечня целей и нужд, на которые планируется
использование аванса, с указанием закупаемых материалов.
10.3. Вывод
Количество поступивших предложений не позволяет сделать
репрезентативный статистический количественный анализ мнений участников
товарного рынка. Вместе с тем, большая часть поступивших опросных листов
содержит мнение или предложения относительно трудностей, связанных с
нормативными требованиями законодательства или правоприменением.
21
11. Определение барьеров входа на товарный рынок
К основному барьеру входа на рынок строительства, реконструкции,
капитального ремонта автомобильных дорог федерального значения можно
отнести административные и связанные с ними экономические ограничения,
связанные с выполнением значительного количества требований законо-
дательства и нормативно-технической документации.
При этом выбранный рядом заказчиков, в том числе ГК «Автодор», способ
оформления документации на комплексные работы многократно увеличивает
количество требований, предъявляемых к генеральному подрядчику, в том числе
в части обеспечения исполнения государственного контракта соответствующей
банковской гарантией.
От участников поступили мнения о трудностях при получения банковских
гарантий и оплате выполненных работ в продолжительный период времени
после их фактического выполнения.
Понесенные издержки, связанные как с формально соответствующими
законодательству требованиями о порядке оплаты выполненных работ, так и с
самовольно предпринятыми действиями самих заказчиков, не компенсируются
или их компенсация вызывает значительные сложности.
Таким образом, по состоянию на 2019 год, можно сделать вывод, о том что
ранее установленные барьеры не устранены:
- Необходимость осуществления значительных первоначальных
капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- Ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие
издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по
сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом
рынке;
- Отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам,
распределенным между действующими участниками рынка;
- Сложность получения, а также высокая стоимость банковских
гарантий для обеспечения государственных контрактов (договоров, соглашений);
22
Дополнительные материалы
В данном разделе отображена информация, используемая в расчетах при
анализе показателей конкуренции, не вошедшая в основную часть, но способная
быть полезной в работе.
12. Показатели государственных заказчиков
Приведенная информация основана на данных Федерального казначейства
об этапах закупок за счет средств федерального бюджета государственных
заказчиков, оформивших закупки в соответствии с кодом Общероссийской
классификации продукции «42.11», независимо от фактического содержания
закупаемых работ и услуг.
Таблица 12.1 - Общие показатели деятельности заказчиков
2017
2018
Динамика
Оплаченных этапов
2211
2556
15,60%
работ
Сумма бюджетных
259 105 698 487,78 ₽
278 540 405 928,65 ₽
7,50%
средств
Контрактов
1830
1942
6,10%
Кол-во подрядчиков
781
820
4,99%
Кол-во заказчиков
237
186
-21,51%
HHI
202,58
170,42
-15,87%
Таблица 12.2 - Показатели Федерального дорожного агентства
2017
2018
Динамика
Оплаченных этапов
1878
2270
20,87%
работ
Сумма бюджетных
257 065 834 086,59
275 892 427 715,15
7,32%
средств
Контрактов, по
1543
1705
10,50%
которым проводилась
оплата
Кол-во Управлений,
34
31
-3
размещавших заказ
Кол-во Подрядчиков
548
620
13,14%
CR3
19,86
15,44
-22,26%
HHI
239,64
174,43
-27,21%
23
13. Хозяйственная деятельность ГК «Автодор»
13.1. Общие показатели
Таблица 13.1.1 - Распределение средств по видам дорожной деятельности
Кол-во
Сумма договоров
Сумма договоров
Вид работ
контрактов
в 2017 году
в 2018 году
Капитальный ремонт
16
3 795 152 279,91
4 942 815 192,13
Реконструкция
13
8 252 244 679,09
3 250 591 845,93
Строительство
21
94 171 306 463,48
118 556 108 722,34
Всего
50
106 218 703 422,48
126 749 515 760,40
Таблица 13.1.2 - Распределение средств по дорожным объектам
Кол-во
Наименован
Сумма оплаты
Сумма оплаты
%
%
контракт
ие дороги
в 2017 году
в 2018 году
2017
2018
ов
М-1
8
569 425 253,53
2 532 794 967,87
0,54
2,00
М-11
9
72 848 278 361,93
69 352 286 239,05
68,58
54,72
М-3
3
3 040 000 000,00
253 268 456,40
2,86
0,20
М-4
27
14 810 223 437,38
22 825 352 336,24
13,94
18,01
ЦКАД
3
14 950 776 369,64
31 785 813 760,84
14,08
25,08
Всего
50
106 218 703 422,48
126 749 515 760,40
100,00
100,00
Таблица 13.1.3 - Подрядчики-субъекты малого и среднего предпринимательства
Является ли
подрядчик
Количество
Сумма оплаты
Сумма оплаты
субъектом
исполнителей
в 2017 году
в 2018 году
МСП?
Да
8
804 859 252,04
644 182 765,07
Нет
20
105 413 844 170,44
126 105 332 995,33
Всего
28
106 218 703 422,48
126 749 515 760,40
24
13.2. Конкурентные показатели юридических лиц и групп лиц
Таблица 13.2.1. Конкурентные показатели юридических лиц в 2018 году
Выполнено
%
HHI
Исполнитель
в 2018 (р.)
2018
2018
ООО «Трансстроймеханизация»
51 898 832 053,16
40,95
1 676,57
ООО «Магистраль двух столиц»
20 479 310 865,01
16,16
261,06
ООО «АСК»
15 910 355 407,25
12,55
157,57
ПАО «МОСТОТРЕСТ»
10 242 414 302,42
8,08
65,30
АО «КРОКУС ИНТЭРНЭШНЛ»
9 275 732 640,62
7,32
53,56
Таблица 13.2.2. Конкурентные показатели юридических лиц в 2017 году
Выполнено
%
HHI
Исполнитель
в 2017 руб
2017
2017
ПАО «МОСТОТРЕСТ»
32 296 579 539,28
30,39
923,85
ООО «Трансстроймеханизация»
26 836 640 837,29
25,26
637,89
ООО «Магистраль двух столиц»
18 818 273 923,78
17,71
313,65
ООО «Кольцевая Магистраль»
8 993 418 824,62
8,46
71,64
АО «КРОКУС ИНТЭРНЭШНЛ»
5 957 357 545,02
5,61
31,43
Таблица 13.2.3. Показатели групп лиц в 2017-2018 годах
%
%
HHI
HHI
%
HHI
Группа
2017
2018
2017
2018
17-18
17-18
ГК «Мостотрест»
56,34
50,41
3 174,55
2 541,24
53,12
2 821,32
ООО «Магистраль двух столиц»
17,71
16,16
313,65
261,06
16,87
284,44
ООО «АСК»
0,00
12,55
0,00
157,57
6,83
46,63
ГК «Аркс»
8,53
5,27
72,73
27,81
6,76
45,67
14. Закупки кода «42.11» ФАД и ГК «Автодор»
Раздел содержит данные об исполнении закупок формально отнесенных
заказчиками к коду «42.11» Общероссийского классификатора при оформлении
соответствующих договоров и их карточек на электронных торговых площадках.
Раздел полезен для определения особенностей практики осуществления
указанными
заказчиками
закупочной
деятельности,
допустимости
использования данных Единой информационной системы по указанному коду,
анализа отличий распределения долей рынка исходя из данных заказчиков, и
данных, прошедших жесткую модерацию.
Для расчетов взяты два метода: «min»
- учет договоров, оформленных
кодом «42.11»; «max» - все представленные договоры.
25
14.1. Распределение долей по юр. лицам в 2017-2018 году (min)
Рис. 14.1. Структура рынка в 2017-2018 годы (min).
Верхняя строка: 2017-2018 год: Средняя строка: 2017 год: Нижняя строка: 2018 год.
Таблица 14.1.1 - рейтинг юридических лиц в 2017-2018 годах
%
HHI
ИНН
Наименование
%
%
HHI
HHI
2017-
2017-
поставщика
Участника
2017
2018
2017
2018
2018
2018
1
7715568411
ООО «Трансстроймеханизация»
10,71
7,57
13,64
114,73
57,36
186,16
2
7802059185
АО «ВАД»
6,91
6,94
6,89
47,77
48,12
47,43
3
7701045732
ПАО «Мостотрест»
5,85
9,24
2,69
34,28
85,46
7,21
4
7703793405
ООО «Магистраль двух столиц»
5,34
5,29
5,38
28,51
28,01
28,99
5
6926002165
ООО «ДСК»
2,74
3,38
2,15
7,51
11,41
4,60
6
7725104641
АО «ДСК «Автобан»
2,60
4,94
0,40
6,74
24,44
0,16
7
5032273017
ООО «Кольцевая магистраль»
2,12
2,53
1,74
4,49
6,40
3,01
8
7728115183
АО «Крокус»
2,07
1,68
2,44
4,28
2,81
5,95
9
7813250320
ООО «Технострой»
1,87
1,91
1,82
3,48
3,65
3,32
10
5405162714
ОАО «Новосибирскавтодор»
1,51
1,78
1,25
2,27
3,16
1,57
Наибольшая доля рынка при расчете его объема только исходя из формального
соответствия государственных контрактов коду Общероссийской классификации
принадлежит ООО «Трансстроймеханизация» (ИНН: 7715568411, 10,71%), за
ним следуют АО
«ВАД» (ИНН: 7802059185,
6,91%) и ПАО «Мостотрест»
(ИНН: 7701045732, 5,85%).
26
14.2. Распределение долей по юр лицам в 2017-2018 году (max)
Рис. 14.2. Структура рынка в 2017-2018 годы (max)
Верхняя строка: 2017-2018 год: Средняя строка: 2017 год: Нижняя строка: 2018 год.
Таблица 14.2.1 - Рейтинг юридических лиц в 2017-2018 годах
%
HHI
ИНН
Наименование
%
%
HHI
HHI
2017-
2017-
поставщика
Участника
2017
2018
2017
2018
2018
2018
1
7715568411
ООО «Трансстроймеханизация»
10,29
7,41
12,89
105,92
54,95
166,14
2
7802059185
АО «ВАД»
6,64
6,79
6,51
44,1
46,1
42,33
3
7701045732
ПАО «Мостотрест»
5,63
9,05
2,54
31,7
81,91
6,47
4
7703793405
ООО «Магистраль двух столиц»
5,13
5,18
5,09
26,32
26,83
25,87
5
6926002165
ООО «ДСК»
2,63
3,31
2,03
6,94
10,93
4,11
6
7725104641
АО «ДСК Автобан»
2,49
4,84
0,38
6,22
23,41
0,14
7
7729747812
ООО «АСК»
2,08
0
3,95
4,32
0
15,61
8
5032273017
ООО «Кольцевая магистраль»
2,04
2,48
1,64
4,14
6,13
2,69
9
7728115183
АО «КРОКУС»
1,99
1,64
2,3
3,96
2,69
5,31
10
7813250320
ООО «ТЕХНОСТРОЙ»
1,79
1,87
1,72
3,21
3,5
2,97
27
14.3. Распределение долей по группам лиц в 2017-2018 году (min)
Рис. 14.3. Структура рынка с учетом групп лиц в 2017-2018 годы (min)
Верхняя строка: 2017-2018 год: Средняя строка: 2017 год: Нижняя строка: 2018 год.
Таблица 14.3.1 - Рейтинг юридических лиц c учетом групп лиц в 2017-2018 годах
Наименование
%
%
%
HHI
HHI
HHI
Участника
17-18
2017
2018
17-18
2017
2018
1
ГК Мостотрест
17,10
17,46
16,76
292,48
305,02
280,99
2
АО "ВАД"
6,91
6,94
6,89
47,77
48,12
47,43
3
ООО "Магистраль двух столиц"
5,34
5,29
5,38
28,51
28,01
28,99
4
ГК Автобан
4,04
7,02
1,25
16,29
49,27
1,56
5
ООО "ДСК"
2,74
3,38
2,15
7,51
11,41
4,6
6
ГК АРКС ИФСК
2,12
2,53
1,74
4,49
6,4
3,01
7
АО "Крокус"
2,07
1,68
2,44
4,28
2,81
5,95
8
ООО "Технострой"
1,87
1,91
1,82
3,48
3,65
3,32
9
ГК Новосибирскавтодор
1,51
1,78
1,25
2,27
3,16
1,57
10
АО Волгомост
1,44
0,67
2,17
2,09
0,45
4,71
28
14.4. Распределение долей по группам лиц в 2017-2018 году (max)
Рис. 14.4. Структура рынка с учетом групп лиц в 2017-2018 годы (max)
Верхняя строка: 2017-2018 год: Средняя строка: 2017 год: Нижняя строка: 2018 год.
Таблица 14.4/1 - Рейтинг юридических лиц c учетом групп лиц в 2017-2018 годах (max)
%2017-
HHI2017-
Лицо / Группа лиц
%2017
%2018
HHI2017
HHI2018
18
18
1
ГК Мостотрест
16,67
17,1
16,28
277,76
292,28
264,97
2
АО "ВАД"
6,64
6,79
6,51
44,10
46,10
42,33
3
ГК Автобан
5,96
6,87
5,13
35,47
47,20
26,32
4
ООО "Магистраль двух столиц"
5,13
5,18
5,09
26,32
26,83
25,87
5
ООО "ДСК"
2,63
3,31
2,03
6,94
10,93
4,11
6
ГК АРКС ИФСК
2,06
2,49
1,66
4,23
6,22
2,76
7
АО "Крокус"
1,99
1,64
2,3
3,96
2,69
5,31
8
ООО "Технострой"
1,79
1,87
1,72
3,21
3,50
2,97
9
ГК Донаэродорстрой
1,7
2,52
0,97
2,91
6,36
0,93
10
ГК Новосибирскавтодор
1,45
1,74
1,18
2,10
3,03
1,40
29
14.5. Уровни концентрации рынка в 2013-2018 годах
Рисунок 14.5. Динамика CR3 и HHI
Таблица 14.5.1 - Показатели концентрации рынка в 2013-2018 годах (min).
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2017-2018
CR3
58,26 %
68,11 %
49,07 %
50,85 %
29,69%
29,03%
29,35%
HHI
635
1 118
1083,75
1034,23
479,54
412,15
431,42
Уровень
низкий
умеренный
умеренный
умеренный
низкий
низкий
низкий
концентрации
Таблица 14.5.2 - Показатели концентрация рынка в 2013-2018 годах (max).
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2017-2018
CR3
58,26 %
68,11 %
49,07 %
50,85 %
30,76 %
27,91 %
29,26%
HHI
635
1 118
1083,75
1034,23
464,25
407,78
428,67
Уровень
низкий
умеренный
умеренный
умеренный
низкий
низкий
Низкий
концентрации
30
Заключение
Определенные в данном исследовании показатели рыночной концентрации
за периоды 2017 и 2018 годов указывают на низкий уровень концентрации рынка
строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог
федерального значения в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим
положением хозяйствующего субъекта
(группы лиц) или нескольких
хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара признается положение
хозяйствующего субъекта (группы лиц), дающее такому субъекту (группе лиц)
или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать
решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, и
(или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и
(или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим
субъектам.
Вместе с тем, коллективное доминирующее положение нескольких
хозяйствующих субъектов (групп лиц) на товарном рынке устанавливается на
основании специальных критериев, предусмотренных частью 3 статьи 5 Закона о
защите конкуренции: совокупный размер долей на рынке нескольких
хозяйствующих субъектов
(и минимальный порог для каждого субъекта);
малозначительность изменения таких долей в течение длительного периода
времени; доступ на рынок новых конкурентов затруднен; рост цены товара не
обуславливает снижение спроса на товар, информация о цене и условиях
приобретения товара доступа неопределенному кругу лиц.
В рамках проведенного анализа на основании данных казначейского
сопровождения государственных контрактов и данных о договорах
Государственной компании «Автодор» установлено, что тройка лидирующих
хозяйствующих субъектов (групп лиц) в среднем за два года получила менее 50%
от общего объема рынка, при этом сравнимы доли участников, занявших 2, 3 и 4
места, за эти позиции ведется конкурентная борьба между крупнейшими
участниками рынка.
Улучшение показателя Cr3, с учетом незначительного улучшения HHI
и Сr5, объясняется изменениями долей пяти крупнейших компаний, в том числе
увеличением портфеля контрактов ООО
«Магистраль двух столиц», таким
образом улучшение конкурентной ситуации остается незамеченным для
большинства участников рынка.
31
Изменение хозяйственной деятельности и портфелей контрактов пяти
крупнейших компаний будет и в дальнейшем существенно влиять на
конкурентные показатели по товарному рынку.
Фактором, обуславливающим сложность выхода на рынок дорожного
строительства, является высота
«технологического барьера», то есть
минимальный объем инвестиций, необходимых для создания компании
-
участника рынка, и минимальный годовой объем доходов, необходимых для
обеспечения деятельности такой компании (основная доля таких инвестиций и
расходов необходимая для закупки соответствующей техники). Также
необходимо учитывать, что используемая при проведении дорожных работ
техника является дорогостоящей и специфичной, поскольку имеет
ограниченную сферу применения, а именно, в значительной части случаев не
может быть использована при проведении работ, не связанных с дорожным
хозяйством.
Основными заказчиками работ, связанных с осуществлением дорожной
деятельности, являются учреждения, подведомственные Росавтодору,
и ГК «Автодор». Спрос на рынке является условно постоянным. В этой связи
предложение на рынке тоже является условно постоянным.
Учитывая указанные факторы можно сделать вывод о сложности выхода
на рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных
дорог федерального значения новых хозяйствующих субъектов.
При этом наиболее низкие конкурентные показатели наблюдаются в
сегменте дорожной деятельности по договорам с ГК «Автодор», обусловленные,
в том числе, меньшим количеством контрактов и направлением значительных
денежных средств генеральным подрядчикам крупнейших линейных объектов -
автодорог «М11: Нева» и «ЦКАД».
На основании изложенного, по результатам сопоставления и анализа
количественных и качественных показателей, характеризующих рынки в
исследуемый период, и, руководствуясь частью 3 статьи 5 Закона о защите
конкуренции можно сделать вывод, что в
2017,
2018 годах на рынке
строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог
общего пользования федерального значения перестали занимать коллективное
доминирующее положение лица и группы лиц, при сохранении лидерства
Группы компаний «МОСТОТРЕСТ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////