|
|
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Тест (10
класс)
Целью теста является формирование навыков использования методик оценки
физического развития и функциональной подготовленности, умений на основе анализа
функциональных показателей формулировать рекомендации по снижению факторов риска
здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни. Знание элементарных основ
самоконтроля позволит подбирать адекватную физическую нагрузку, обеспечивая тем
самым здоровьеформирующую и здоровьесберегающую технологию физического
воспитания.
1. Заполните таблицы (инструкции по выполнению заданий смотрите в пункте 2)
Таблица 1 Результаты антропометрических измерений
|
||
№ |
Показатели |
Результат |
1 |
Масса тела (кг) |
|
2 |
Рост (стоя, см) |
|
3 |
Окружность грудной клетки на вдохе (см) (ОГКвдох) |
|
4 |
Окружность грудной клетки на выдохе (см) (ОГКвыдох) |
|
5 |
Окружность грудной клетки в паузе (см) ОГКп = (ОГКвдох + ОГКвыдох) / 2 |
|
Таблица 2
Сводная таблица результатов заданий 1 – 12
№ задания |
Результат |
Комментарий / вывод |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
Внимание! При наличии полного освобождения от занятий по физической культуре, подтвержденного соответствующей медицинской справкой, не следует выполнять задания 5, 6, 8.
2.1. Оценка физического развития
Задание 1. Индекс Кетле – индекс массы тела (ИМТ).
Индекс рассчитывается из соотношения между ростом человека и его массой, с помощью которого можно определить наличие избыточной массы, либо дефицита массы тела, и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела. Индекс Кетле определяется по следующей формуле:
где М – масса тела (кг); Р – рост стоя (м).
Полученный результата сравнивают с данными табл. 3.
Таблица 3
Интерпретация индекса Кетле
Индекс массы тела |
Интерпретация индекса |
16 и менее |
Выраженный дефицит массы тела |
16,5 – 18,4 |
Недостаточная (дефицит) массы тела |
18,5 – 25,4 |
Нормальная масса тела |
25,5 – 30,4 |
Избыточная масса тела (предожирение) |
30,5 – 35,4 |
Ожирение первой степени |
35,5 – 40,4 |
Ожирение второй степени |
40,5 и более |
Ожирение третьей степени |
Задание 2. Индекс Пинье – индекс оценки телосложения.
Расчет индекса осуществляется по формуле, учитывающей значение окружности грудной клетки на вдохе, длины и массы тела.
(2)
где Н – рост тела (см); М – масса тела (кг); ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе.
Критерии оценки индекса Пинье отражены в табл. 4.
Таблица 4
Значение индекса Пинье для различных типов телосложения
Значение индекса |
Интерпретация индекса |
≤ 10,9 |
Очень крепкое |
11,0 – 15,9 |
Крепкое |
16,0 – 20,9 |
Гармоничное |
21,0 – 25,9 |
Среднее |
26,0 – 30,9 |
Слабое |
≥ 31 |
Очень слабое |
Если полученное значение индекса телосложения Пинье более 26-ти, то это астенический тип, если в пределах от 16-ти до 25-ти – нормальный, если менее 15-ти – гиперстенический.
Задание 3. Индекс Эрисмана (ИЭ). Индекс предназначен для оценки развития грудной клетки и рассчитывается по формуле
(3)
где ОГКп – окружность грудной клетки в паузе (см); Н – рост тела (см).
Интерпретация индекса дана в табл. 5.
Таблица 5
Критерии оценки индекса развития грудной клетки
Значение индекса |
Интерпретация индекса |
|
юноши |
девушки |
|
2 и менее |
0 и менее |
Недостаточное развитие |
3 – 6 |
1 – 4 |
Среднее развитие |
7 и более |
5 и более |
Хорошее развитие |
Задание 4. Оценка экскурсии грудной клетки (ЭКГ). Показатель ЭГК характеризует развитие органов дыхания. Рассчитывается показатель по формуле
(4)
где ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе; ОГКвыдох – окружность грудной клетки на выдохе.
Таблица 6
Оценка экскурсии грудной клетки
Значение |
Интерпретация результата |
5 и менее |
Недостаточное развитие |
5 – 8 |
Среднее развитие |
8 и более |
Хорошее развитие |
2.2. Оценка функциональной подготовленности
Функциональная подготовленность – характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), время задержки дыхания.
Оценка функций дыхания. Для оценки состояния дыхательной системы и в целях самоконтроля используются функциональные пробы с задержкой дыхания.
Задание 5. Проба Генча.
Проба Генча основана на произвольной задержке дыхания на выдохе, проводится в положении сидя.
Проба выполняется следующим образом. Предварительно выполняются глубокие: вдох, выдох, вдох. Затем следует спокойный выдох и задержка дыхания с зажатым пальцами носом. Оценка по табл. 7.
Таблица 7
Оценка пробы Генча
Результат (с) |
Оценка |
Группа тестируемых |
25 – 30 |
норма |
Здоровые нетренированные люди |
40 – 60 и более |
норма |
Спортсмены |
Если время задержки дыхания на выдохе меньше 25 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.
Между пробой Генча (задание 5) и пробой Штанге (задание 6) необходим отдых не менее 5 минут.
Задание 6. Проба Штанге.
Проба Штанге осуществляется с задержкой дыхания на вдохе и проводится следующим образом. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех вдохов-выдохов на 3/4 глубины полного вдоха. Тестируемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Оценка − по табл. 8.
Таблица 8
Оценка пробы Штанге
Результат (с) |
Оценка |
Группа тестируемых |
45 – 55 |
норма |
Здоровые нетренированные люди |
60 – 90 и более |
норма |
Спортсмены |
Если время задержки дыхания на вдохе меньше 45 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.
Оценка функций сердечно-сосудистой системы. Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.
Наиболее доступными средствами оценки функционального состояния является контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД).
Частота сердечных сокращений – ЧСС (пульс) у взрослого нетренированного человека в покое колеблется в пределах от 60 до 89 уд./мин. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд./мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7 – 10 уд./мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей
ЧСС значительно больше, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных необходимо измерять пульс в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя).
Задание 7. Ортостатическая проба.
Ортостатическая проба позволяет оценить деятельность сердечнососудистой системы. Утром, проснувшись, спокойно полежать 2 – 3 минуты, затем измерить частоту сердечных сокращений и встать. Через 1 –2 минуты вновь измерить пульс, теперь в положении стоя. У хорошо тренированного человека разница колеблется в пределах 6 – 8 ударов в минуту. Чем выше разница, тем ниже тренированность. Если разница достигает 20 ударов в минуту и более, необходимо обратиться к врачу. По результатам проведения пробы необходимо заполнить протокол и сделать заключение об уровне работоспособности (табл. 9).
Таблица 9 Оценка ортостатической пробы
Результат |
Оценка |
Менее 10 |
Отлично |
Менее 15 |
Хорошо |
Менее 20 |
Удовлетворительно |
Более 20 |
Неудовлетворительно |
Задание 8. Определение общего артериального давления. Измерение общего артериального давления является наиболее распространенным методом оценки функционального состояния сердечнососудистой системы человека и имеет большое значение для своевременной диагностики и профилактики сосудистых заболеваний. Наименьший уровень артериального давления отмечается у новорожденных. С увеличением возраста уровень давления повышается (табл.10). Величина этого показателя неустойчива, особенно у детей и подростков. Различают верхний и нижний уровень артериального давления. «Верхнее» – систолическое давление (СД) характеризует функциональное состояние сердечной мышцы. «Нижнее» – диастолическое давление (ДД) отражает тонус сосудистого русла.
Выполняя задание необходимо измерить артериальное давление, сравнить полученный результат с нормативами, содержащимися в табл. 10, и дать оценку.
Таблица 10
Расчетные значения артериального давления (АДрасч.)
Возраст |
Систолическое давление (СД) |
Диастолическое давление (ДД) |
15 – 20 лет |
100 – 120 |
70 – 80 |
21 – 40 лет |
120 – 130 |
70 – 80 |
41 – 60 лет |
130 – 140 |
80 – 90 |
Если АД факт. выше АД расч. (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.) это свидетельствует о гипертоническом состоянии – повышенное АД. Если АД факт. ниже АД расч. (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.) это свидетельствует о гипотоническом состоянии – пониженное АД.
Задание 9. Расчет коэффициента выносливости Кваса.
Коэффициент высчитывается по формуле Кваса (КВ) и представляет собой интегральную величину, объединяющую частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое давление (СД) и диастолическое давление (ДД):
(6)
СД − ДД
В норме коэффициент выносливости равен 16. Превышение этого значения указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение – на ее усиление.
Задание 10. Оценка адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения (по Р.М. Баевскому с соавт., 1987).
Для оценки АП используется одна из наиболее простых формул, обеспечивающих точность распознавания более 70 % (по сравнению с экспертными оценками), которая основана на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования – измерения частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела. Первичные значения подставить в формулу:
АП
где АП – адаптационный потенциал; ЧСС – частота сердечных сокращений, уд. / м; В – возраст в годах; СД и ДД систолическое и диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.; ЧСС – частота сердечных сокращений, уд. / мин; М – масса тела, кг; Р – рост испытуемого, см.
Отнесение к тому или иному классу функциональных состояний может быть выполнено на основе шкалы (табл. 11).
Таблица 11 Шкала определения адаптационного потенциала
Пороговые значения ФС, баллы |
Адаптационный потенциал |
Менее 2, 59 |
Удовлетворительная адаптация |
2,60 – 3,09 |
Напряжение механизмов адаптации |
3,10 – 3,59 |
Неудовлетворительная адаптация |
Более 3,60 |
Срыв адаптации |
Более 3,60 |
|
Задание 11. Индекс физической активности.
Для общей оценки физического состояния рекомендуется определить индекс физической активности. Он выражается в баллах и позволяет выявить категорию годности испытуемого к занятиям физическими упражнениями (табл.12).
Таблица 12
Шкала оценок индекса физической деятельности
Характеристика |
Балл |
Деятельность |
1 |
2 |
3 |
Интенсивность |
5 |
Большие нагрузки |
4 |
Перемежающиеся тяжелые нагрузки |
|
3 |
Умеренно тяжелые нагрузки |
|
2 |
Умеренные нагрузки |
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Легкие нагрузки |
Продолжительность |
4 |
|
3 |
От 20 до 30 минут |
|
2 |
От 10 до 20 минут |
|
1 |
Менее 10 минут |
|
Частота |
5 |
Ежедневно |
4 |
От 3 до 5 раз в неделю |
|
3 |
От 1 до 2 раз в неделю |
|
2 |
1 раз в месяц |
|
1 |
Менее, чем 1 раз в месяц |
|
|
|
Так, по интенсивности в 5 баллов оцениваются большие нагрузки, сопровождающиеся постоянно учащенным дыханием и потоотделением. В 4 балла – перемежающиеся тяжелые нагрузки (как при игре в теннис). В 3 балла – умеренно тяжелые нагрузки (как при езде на велосипеде). В 2 балла – умеренная нагрузка (игра в волейбол). В 1 балл – легкая нагрузка (как при пешей прогулке). Оценка продолжительности физических нагрузок следующая: 4 балла – если длительность нагрузки более 30-ти минут, 3 балла – от 20-ти до 30-ти минут, 2 балла – от 10-ти до 20-ти минут, 1 балл – менее 10-ти минут. Частота физических нагрузок оценивается так: 5 баллов – если нагрузка ежедневная или почти ежедневная, 4 балла – при нагрузке от 3-х до 5-ти раз в неделю, 3 балла – от 1-го до 2-х раз в неделю, 2 балла – несколько раз в месяц, 1 балл – менее одного раза в месяц.
Показатель физической активности определяется произведением величин баллов интенсивности продолжительности и частоты физической нагрузки. Данные для оценки приведены в табл. 13.
Таблица 13
Показатель физической активности и категории физической пригодности
Показатель |
Образ жизни |
Категория годности |
100 |
Очень активный |
Высшая |
От 60 до 80 |
Активный и здоровый |
Высшая |
От 40 до 60 |
Приемлемый |
Средняя |
От 20 до 40 |
Недостаточно активный |
Низшая |
Ниже 20 |
Сидячий |
Низшая |
////////////////////////////