ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Тест (10 класс)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Тест (10 класс)

 


Целью теста является формирование навыков использования методик оценки физического развития и функциональной подготовленности, умений на основе анализа функциональных показателей формулировать рекомендации по снижению факторов риска здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни. Знание элементарных основ самоконтроля позволит подбирать адекватную физическую нагрузку, обеспечивая тем самым здоровьеформирующую и здоровьесберегающую технологию физического воспитания.
 
1. Заполните таблицы (инструкции по выполнению заданий смотрите в пункте 2)
Таблица 1 Результаты антропометрических измерений

 

 

 

 

№ 

Показатели 

Результат 

1

Масса тела (кг) 

 

2

  Рост (стоя, см) 

 

3

  Окружность грудной клетки на вдохе (см)  (ОГКвдох)

 

4

  Окружность грудной клетки на выдохе (см) (ОГКвыдох)

 

5

  Окружность грудной клетки в паузе (см)  ОГКп = (ОГКвдох + ОГКвыдох) / 2

 

 

Таблица 2

Сводная таблица результатов заданий 1 – 12

№ задания

Результат

Комментарий / вывод

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

 

Внимание! При наличии полного освобождения от занятий по физической культуре, подтвержденного соответствующей медицинской справкой, не следует выполнять задания 5, 6, 8.

 

2.     Содержание заданий и правила их выполнения

 

2.1. Оценка физического развития

 

Задание 1. Индекс Кетле – индекс массы тела (ИМТ).

Индекс рассчитывается из соотношения между ростом человека и его массой, с помощью которого можно определить наличие избыточной массы, либо дефицита массы тела, и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела. Индекс Кетле определяется по следующей формуле:

 

 

где М – масса тела (кг); Р – рост стоя (м).

 

Полученный результата сравнивают с данными табл. 3.

Таблица 3

Интерпретация индекса Кетле

 

Индекс массы тела

Интерпретация индекса

16 и менее 

Выраженный дефицит массы тела 

16,5 – 18,4

Недостаточная (дефицит) массы тела 

18,5 – 25,4

Нормальная масса тела 

25,5 – 30,4

Избыточная масса тела (предожирение) 

30,5 – 35,4

Ожирение первой степени 

35,5 – 40,4 

Ожирение второй степени

40,5 и более 

Ожирение третьей степени 

 

 

 

 

Задание 2. Индекс Пинье – индекс оценки телосложения.

Расчет индекса осуществляется по формуле, учитывающей значение окружности грудной клетки на вдохе, длины и массы тела.

 

        (2)

 

где Н – рост тела (см); М – масса тела (кг); ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе.

Критерии оценки индекса Пинье отражены в табл. 4.

 

Таблица 4

Значение индекса Пинье для различных  типов телосложения

 

Значение индекса

Интерпретация индекса

≤  10,9

Очень крепкое 

11,0 – 15,9

Крепкое

16,0 – 20,9

Гармоничное 

21,0 – 25,9

Среднее 

26,0 – 30,9 

Слабое 

≥  31

Очень слабое 

 

Если полученное значение индекса телосложения Пинье более 26-ти, то это астенический тип, если в пределах от 16-ти до 25-ти – нормальный, если менее 15-ти – гиперстенический.

 

 Задание 3. Индекс Эрисмана (ИЭ). Индекс предназначен для оценки развития грудной клетки и рассчитывается по формуле

 

        (3)

 

где ОГКп – окружность грудной клетки в паузе (см); Н – рост тела (см).

Интерпретация индекса дана в табл. 5.

Таблица 5

Критерии оценки индекса развития грудной клетки

 

Значение индекса

Интерпретация индекса

юноши

девушки

2 и менее 

0 и менее 

Недостаточное развитие 

3 – 6 

1 – 4 

Среднее развитие

7 и более 

5 и более 

Хорошее развитие 

 

 

 

Задание 4. Оценка экскурсии грудной клетки (ЭКГ). Показатель ЭГК характеризует развитие органов дыхания. Рассчитывается показатель по формуле

 

(4)

 

где ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе; ОГКвыдох – окружность грудной клетки на выдохе.

Таблица 6

Оценка экскурсии грудной клетки

 

Значение 

Интерпретация результата

5 и менее 

Недостаточное развитие 

5 – 8  

Среднее развитие 

8 и более 

Хорошее развитие 

 

 

 

2.2. Оценка функциональной подготовленности

 

Функциональная подготовленность – характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), время задержки дыхания.

 

Оценка функций дыхания. Для оценки состояния дыхательной системы и в целях самоконтроля используются функциональные пробы с задержкой дыхания.

 

Задание 5. Проба Генча.

Проба Генча основана на произвольной задержке дыхания на выдохе, проводится в положении сидя. 

Проба выполняется следующим образом. Предварительно выполняются глубокие: вдох, выдох, вдох. Затем следует спокойный выдох и задержка дыхания с зажатым пальцами носом. Оценка по табл. 7.

Таблица 7

Оценка пробы Генча

 

Результат (с)

Оценка

Группа тестируемых

25 – 30

норма 

Здоровые нетренированные люди 

40 – 60 и более

норма

Спортсмены

 

Если время задержки дыхания на выдохе меньше 25 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.

Между пробой Генча (задание 5) и пробой Штанге (задание 6) необходим отдых не менее 5 минут.

 

Задание 6. Проба Штанге. 

Проба Штанге осуществляется с задержкой дыхания на вдохе и проводится следующим образом. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех вдохов-выдохов на 3/4 глубины полного вдоха. Тестируемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Оценка по табл. 8.

 

Таблица 8

Оценка пробы Штанге

 

Результат (с)

Оценка

Группа тестируемых

45 – 55

норма 

Здоровые нетренированные люди 

60 – 90 и более

норма

Спортсмены

 

Если время задержки дыхания на вдохе меньше 45 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.

 

Оценка функций сердечно-сосудистой системы. Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб. 

Наиболее доступными средствами оценки функционального состояния является контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД).

Частота сердечных сокращений – ЧСС (пульс) у взрослого нетренированного человека в покое колеблется в пределах от 60 до 89 уд./мин. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд./мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7 – 10 уд./мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей

ЧСС значительно больше, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных необходимо измерять пульс в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя).

 

Задание 7. Ортостатическая проба.

 Ортостатическая проба позволяет оценить деятельность сердечнососудистой системы. Утром, проснувшись, спокойно полежать 2 – 3 минуты, затем измерить частоту сердечных сокращений и встать. Через 1 –2 минуты вновь измерить пульс, теперь в положении стоя. У хорошо тренированного человека разница колеблется в пределах 6 – 8 ударов в минуту. Чем выше разница, тем ниже тренированность. Если разница достигает 20 ударов в минуту и более, необходимо обратиться к врачу. По результатам проведения пробы необходимо заполнить протокол и сделать заключение об уровне работоспособности (табл. 9).

Таблица 9 Оценка ортостатической пробы

 

Результат 

Оценка

Менее 10 

Отлично 

Менее 15 

Хорошо 

Менее 20 

Удовлетворительно 

Более 20 

Неудовлетворительно 

 

 

Задание 8. Определение общего артериального давления. Измерение общего артериального давления является наиболее распространенным методом оценки функционального состояния сердечнососудистой системы человека и имеет большое значение для своевременной диагностики и профилактики сосудистых заболеваний. Наименьший уровень артериального давления отмечается у новорожденных. С увеличением возраста уровень давления повышается (табл.10). Величина этого показателя неустойчива, особенно у детей и подростков. Различают верхний и нижний уровень артериального давления. «Верхнее» – систолическое давление (СД) характеризует функциональное состояние сердечной мышцы. «Нижнее» – диастолическое давление (ДД) отражает тонус сосудистого русла.

Выполняя задание необходимо измерить артериальное давление, сравнить полученный результат с нормативами, содержащимися в табл. 10, и дать оценку. 

 

 

 

Таблица 10

Расчетные значения артериального давления (АДрасч.)

 

Возраст

Систолическое  давление (СД)

Диастолическое  давление (ДД)

15 – 20 лет 

100 – 120

70 – 80

21 – 40 лет 

120 – 130

70 – 80

41 – 60 лет 

130 – 140 

80 – 90 

 

Если АД факт. выше АД расч. (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.) это свидетельствует о гипертоническом состоянии – повышенное АД. Если АД факт. ниже АД расч. (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.) это свидетельствует о гипотоническом состоянии – пониженное АД.

 

Задание 9. Расчет коэффициента выносливости Кваса.

Коэффициент высчитывается по формуле Кваса (КВ) и представляет собой интегральную величину, объединяющую частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое давление (СД) и диастолическое давление (ДД):

 

(6)

СД ДД

 

В норме коэффициент выносливости равен 16. Превышение этого значения указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение – на ее усиление.

 

Задание 10. Оценка адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения (по Р.М. Баевскому с соавт., 1987). 

Для оценки АП используется одна из наиболее простых формул, обеспечивающих точность распознавания более 70 % (по сравнению с экспертными оценками), которая основана на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования – измерения частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела. Первичные значения подставить в формулу:

 

АП

 

 

где АП – адаптационный потенциал; ЧСС – частота сердечных сокращений, уд. / м; В – возраст в годах; СД и ДД систолическое и диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.; ЧСС – частота сердечных сокращений, уд. / мин; М – масса тела, кг; Р – рост испытуемого, см.

Отнесение к тому или иному классу функциональных состояний может быть выполнено на основе шкалы (табл. 11).

Таблица 11 Шкала определения адаптационного потенциала

 

Пороговые значения ФС,  баллы

Адаптационный потенциал

Менее 2, 59

Удовлетворительная адаптация 

2,60 – 3,09

Напряжение механизмов адаптации 

3,10 – 3,59

Неудовлетворительная адаптация 

Более 3,60

Срыв адаптации

Более  3,60

 

 

 

Задание 11. Индекс физической активности.

Для общей оценки физического состояния рекомендуется определить индекс физической активности. Он выражается в баллах и позволяет выявить категорию годности испытуемого к занятиям физическими упражнениями (табл.12).

Таблица 12

Шкала оценок индекса физической деятельности

 

Характеристика

Балл

Деятельность

1

2

3

Интенсивность

5

Большие нагрузки 

4

Перемежающиеся тяжелые нагрузки 

3

Умеренно тяжелые нагрузки 

2

Умеренные нагрузки

 

1

2

3

 

1

Легкие нагрузки 

Продолжительность

4

Свыше 30 минут 

3

От 20 до 30 минут 

2

От 10 до 20 минут 

1

Менее 10 минут 

Частота

5

Ежедневно 

4

От 3 до 5 раз в неделю 

3

От 1 до 2 раз в неделю 

2

1 раз в месяц

1

Менее, чем 1 раз в месяц 

 

 

 

Так, по интенсивности в 5 баллов оцениваются большие нагрузки, сопровождающиеся постоянно учащенным дыханием и потоотделением. В 4 балла – перемежающиеся тяжелые нагрузки (как при игре в теннис). В 3 балла – умеренно тяжелые нагрузки (как при езде на велосипеде). В 2 балла – умеренная нагрузка (игра в волейбол). В 1 балл – легкая нагрузка (как при пешей прогулке). Оценка продолжительности физических нагрузок следующая: 4 балла – если длительность нагрузки более 30-ти минут, 3 балла – от 20-ти до 30-ти минут, 2 балла – от 10-ти до 20-ти минут, 1 балл – менее 10-ти минут. Частота физических нагрузок оценивается так: 5 баллов – если нагрузка ежедневная или почти ежедневная, 4 балла – при нагрузке от 3-х до 5-ти раз в неделю, 3 балла – от 1-го до 2-х раз в неделю, 2 балла – несколько раз в месяц, 1 балл – менее одного раза в месяц.

Показатель физической активности определяется произведением величин баллов интенсивности продолжительности и частоты физической нагрузки. Данные для оценки приведены в табл. 13.

 

Таблица 13

Показатель физической активности и категории физической пригодности

 

Показатель

Образ жизни

Категория годности

100

Очень активный 

Высшая 

От 60 до 80 

Активный и здоровый 

Высшая 

От 40 до 60

Приемлемый

Средняя

От 20 до 40 

Недостаточно активный 

Низшая 

Ниже 20 

Сидячий 

Низшая 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////