Экономическая наука. Тесты с ответами для магистров (2016 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая наука. Тесты с ответами для магистров (2016 год)

 

 



1 Термин «чистая экономическая наука (теория)» - это теоретико-методологическая позиция:
1) меркантилистов;
+2) либеральных экономистов;
3) институционалистов.

2. Эмпирический метод экономического анализа позволяет выявить:
1) причинно-следственные аспекты хозяйственной жизни;
2) взаимосвязь экономических и неэкономических факторов;
+3) описание внешнего проявления экономических процессов.

3. Каузальный метод экономического анализа позволяет выявить:
+1) причинно-следственные аспекты хозяйственной жизни;
2) взаимосвязь экономических и неэкономических факторов;
3) описание внешнего проявления экономических процессов.

4. Функциональный метод экономического анализа позволяет выявить:
1) причинно-следственные аспекты хозяйственной жизни;
+2) взаимосвязь экономических и неэкономических факторов;
3) описание внешнего проявления экономических процессов.

5. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является:
1) эмпирический метод;
2) каузальный метод;
+3) функциональный метод.

 


6. «Неоднонаправленное развитие экономической науки» как особенность этой отрасли человеческих знаний означает, что ее эволюция:
1) не представляет собой кумулятивный, т.е. рациональный путь развития;
2) исключает пересмотр существующего уровня экономических знаний;
+3) не предполагает «возврата» к «прежним версиям» интерпретации знаний.



7. В области хозяйственной жизни меркантилисты придерживаются политики:
+1) протекционизма;
2) экономического либерализма;
3) социальных реформ.

8. Богатство, согласно меркантилистской концепции, проявляет себя:
+1) в денежной форме;
2) в товарной форме;
3) в денежной и товарной формах одновременно.

9. Обмен, согласно меркантилистам, по своей сущности всегда является:
1) взаимовыгодным и эквивалентным;
2) не взаимовыгодным и неэквивалентным;
+3) взаимовыгодным, но неэквивалентным.

10. Богатство, согласно меркантилистам, возникает:
+1) во внешней торговле благодаря неэквивалентному обмену;
2) в сфере сельскохозяйственного производства;
3) во всех отраслях сферы материального производства.

11. Кольбертизм как феномен сужения внутреннего рынка вследствие бессистемности протекционистской (меркантилистской) политики впервые проявил себя:
+1) во Франции;
2) в Англии;
3) в России.

12. Термин «политическая экономия» ввел в научный оборот:
1) Аристотель;
+2) А. Монкретьен;
3) А. Смит.

13. Приоритетным методом экономического анализа классической политической экономии является:
1) эмпирический метод;
+2) каузальный метод;
3) функциональный метод.

14. Родоначальником классового метода анализа, теорий капитала, производительного труда, воспроизводства является:
1) Ф. Кенэ
2) А. Смит
+3) К. Маркс

15. Затратная интерпретация теории стоимости представителями классической политической экономии явилась предпосылкой их приверженности:
+1) концепции эквивалентного обмена;
2) концепции неэквивалентного обмена;
3) концепции предельной полезности.

16. В области хозяйственной жизни представители классической политической экономии придерживаются политики:
1) протекционизма;
+2) экономического либерализма;
3) социальных реформ.

17. Богатство, согласно концепции представителей классической политической экономии, проявляет себя:
1) в денежной форме;
+2) в товарной форме;
3) в денежной и товарной формах одновременно.

18. Обмен, согласно концепции представителей классической политической экономии, по своей сущности всегда является:
+1) взаимовыгодным и эквивалентным;
2) не взаимовыгодным и неэквивалентным;
3) взаимовыгодным, но неэквивалентным.

19. Богатство, согласно концепции представителей классической политической экономии, возникает:
1) во внешней торговле благодаря неэквивалентному обмену;
2) в сфере сельскохозяйственного производства;
+3) во всех отраслях сферы материального производства.

20. «Экономический человек» А. Смита - это:
1) «человек-фантом» (Л. Мизес), стремящийся к личной выгоде;
2) человек, ставящий общественный интерес выше личного;
+3) человек, которого одинаково интересуют личные и общественные интересы.

21. «Невидимая рука» А. Смита – это:
1) «рука» государства;
2) божественное провидение;
+3) действие не зависящих от воли индивида экономических законов.

22. «Баснословная догма Смита» (К. Маркс) заключается в том, что, согласно автору «Богатства народов»:
1) автоматическое равновесие в экономике невозможно;
2) капитал подразделяется на «основной» и на «оборотный»;
+3) структура ценности «годичного продукта» и «всякого товара» одинакова.

23. Д. Рикардо и Т. Мальтус в рамках методологического инструментария своего творчества:
+1) принимали «закон убывающего плодородия почвы»;
2) не принимали «закон убывающего плодородия почвы»;
3) принимали «закон убывающего плодородия почвы» отчасти.

24. Тенденция заработной платы и прибыли к падению, согласно Рикардо, неизменно проявляет себя в условиях:
1) свободной конкуренции;
+2) регулирования государством уровня этих видов доходов;
3) монополистической конкуренции.

25. Ж.Б. Сэй и Т. Мальтус, согласно Марксу, являются родоначальниками вульгарной буржуазной политической экономии, так как они придерживались:
1) трудовой теории стоимости;
+2) теории издержек;
3) теории предельной полезности.

26. «Закон Сэя» базируется на положении о том, что в условиях свободной конкуренции цены, заработная плата и процентная ставка:
+1) совершенно гибки;
2) неизменны;
3) регулируются государством.


27. Центральное положение в теории народонаселения Т. Мальтуса заключается в том, что:
+1) прирост численности населения не должен опережать темп роста экономики;
2) прирост численности населения – главный фактор роста экономики;
3) прирост численности населения – сдерживающий фактор роста экономики.

28. Творчество приверженцев принципов laissez faire Дж.С Милля и К. Маркса завершает классическую политическую экономию, поскольку разделяя их, они тем не менее пытались доказать:
+1) преходящий характер экономики свободной конкуренции;
2) непреходящий характер экономики свободной конкуренции;
3) определяющую роль в экономике исключительно частной собственности.

29. Главным научным экономическим сочинением К. Маркса является:
1) «Богатство народов»;
+2) «Капитал»;
3) «Принципы экономической науки».

30. Структуру капитала, по Марксу, следует подразделять на такие две части, как:
1) первоначальные авансы и ежегодные авансы;
2) «основной» и «оборотный» капитал;
+3) «постоянный» и «переменный» капитал.

31. Основным недостатком «теорий социализма» в творчестве социалистов-утопистов является, по Марксу, то, что в них отрицается:
+1) диктатура пролетариата;
2) эволюционный и реформаторский характер перехода к социализму;
3) приоритетная роль в экономике общенародной собственности.

32. Деньги в период меркантилизма главным образом рассматривались как:
1) искусственно возникший товар;
2) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен;
+3) товар, олицетворяющий национальное богатство.

33. Деньги в период классической политической экономии главным образом рассматривались как:
1) искусственно возникший товар;
+2) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен;
3) товар, олицетворяющий национальное богатство.

34. Ортодоксальная интерпретация количественной теории денег в период меркантилизма обусловлена приоритетом:
+1) эмпирического метода анализа;
2) каузального метода анализа;
3) функционального метода анализа.

35. Ортодоксальная интерпретация количественной теории денег в период классической политической экономии обусловлена приоритетом:
1) эмпирического метода анализа;
+2) каузального метода анализа;
3) функционального метода анализа.

36. В соответствии с ортодоксальной версией количественной теории денег Дж.С. Милля, стоимость денег в зависимости от их количества в обращении повышается либо понижается:
+1) в совершенно одинаковой пропорции;
2) в арифметической пропорции;
3) в геометрической пропорции.

37. Приверженцы трудовой теории стоимости из числа представителей классической политической экономии (кроме К. Маркса) формирование стоимости рассматривают как результат:
+1) совместных усилий рабочих и капиталистов;
2) исключительно труда рабочих;
3) управленческой деятельности капиталистов.

38. Приверженцы трудовой теории стоимости из числа представителей экономического романтизма и утопического социализма формирование стоимости рассматривают как результат:
1) совместных усилий рабочих и капиталистов;
+2) исключительно труда рабочих;
3) управленческой деятельности капиталистов.

39. Согласно затратной интерпретации теории стоимости А. Смитом, в развитом обществе происхождение стоимости обусловлено:
1) затратами на труд;
+2) затратами на труд и на капитал;
3) суммой доходов.

40 Родоначальники теории стоимости на основе концепции издержек производства Ж.Б. Сэй и Т. Мальтус формирование стоимости рассматривают как результат:
+1) совместных усилий рабочих и капиталистов;
2) исключительно труда рабочих;
3) управленческой деятельности капиталистов.

41. Из числа видных экономистов XIX столетия автором, высказавшим убеждение о том, что изыскания в области теории стоимости уже завершены является:
1) Д. Рикардо;
2) Дж.С. Милль;
+3) К. Маркс.

42. Создание стоимости К. Маркс увязывает с трудом производительных рабочих, затраченным в течение:
+1) необходимого времени;
2) прибавочного времени;
3) необходимого и прибавочного времени.

43. «Прибавочная стоимость», по мнению К. Маркса, создается:
1) трудом, капиталом и землей;
2) постоянным капиталом;
+3) переменным капиталом.

44. «Стоимость» и «прибавочная стоимость» являются, по Марксу:
+1) первичными экономическими категориями;
2) вторичными экономическими категориями;
3) косвенными экономическими категориями.

45. В соответствии с классической политической экономией размер заработной платы в условиях экономики свободной конкуренции тяготеет:
1) к физиологическому минимуму;
+2) к прожиточному минимуму;
3) к максимально возможному уровню.

46. Основной причиной, обусловливающей тенденцию заработной платы к понижению, по мнению Д. Рикардо, является:
1) заниженная предпринимателями цена труда рабочего;
+2) превышение предложения труда над спросом на него;
3) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами.

47. Согласно «железному закону заработной платы» Т. Мальтуса, основной причиной бедности наряду с низким уровнем заработной платы является:
1) несовершенство социального законодательства;
2) высокие темпы научно-технического прогресса;
+3) «закон убывающего плодородия почвы».

48. Отказ Дж.С. Миллем от доктрины «рабочего фонда» обусловил завершение классической политической экономии, поскольку тем самым он признал возможное участие в формировании заработной платы:
+1) профсоюзов;
2) государства;
3) божественного провидения.

49. Согласно Марксу, в условиях экономики свободной конкуренции заработная плата представляет собой:
+1) цену труда;
2) цену рабочей силы;
3) полный продукт труда рабочего.

50. Сущность прибыли А. Смит характеризует как доход капиталиста, представляющий собой:
+1) часть созданной рабочими стоимости;
2) результат договоренности между капиталистом и рабочими;
3) результат эксплуатации капиталистом рабочих.

51. По мнению Д. Рикардо, наряду с переливом капитала из одного занятия в другое основной причиной, обусловливающей тенденцию прибыли к понижению, является:
1) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала;
2) применение «окольных методов производства»;
+3) повышение темпов народонаселения.

52. По мнению К. Маркса, наряду с переливом капитала из одного занятия в другое основной причиной, обусловливающей тенденцию прибыли к понижению, является:
+1) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала;
2) применение «окольных методов производства»;
3) повышение темпов народонаселения.

53. Сущность ренты А. Смит характеризует как доход землевладельца, возникающий в результате:
+1) вычета из продукта труда, затрачиваемого на обработку земли;
2) участия в предпринимательской деятельности собственника земли;
3) договоренности между собственником земли и рабочими.

54. Согласно учению Д. Рикардо, ренту как «свободный дар земли», который фермер получает при пользовании землей, следует рассматривать в качестве:
1) прибыли фермера;
+2) дохода фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности;
3) результата эксплуатации труда рабочего.

55. Согласно учению Дж.С. Милля, ренту как «свободный дар земли», который фермер получает при пользовании землей, следует социализировать посредством:
+1) земельного налога;
2) ее добровольной передачи государству;
3) ниспровержения системы частной собственности на землю.

56. Фазы и этапы развития общества рассматриваются немецкой исторической школой с позиции:
1) классовых критериев;
+2) неклассовых критериев;
3) диктатуры пролетариата.

57. Каузальному методу классической политической экономии представители немецкой исторической школы противопоставляют:
1) эмпирический метод;
2) функциональный метод;
+3) функциональный и исторический методы одновременно.

58. В основании понятия «маржинализм» лежит:
1) классовый анализ экономических категорий и явлений;
2) исследование суммарных и средних экономических величин;
+3) исследование предельных экономических величин.

59. «Маржинальная революция» в истории экономической науки имела место:
1) в середине XIX века;
+2) в конце XIX века;
3) в начале XX века.

60. «1-й закон Госсена» гласит о том, что с увеличением наличия данного блага его предельная полезность:
+1) уменьшается;
2) увеличивается;
3) оптимизируется.

61. «2-й закон Госсена» гласит о том, что оптимальная структура потребления (спроса) достигается:
1) при уменьшении предельных полезностей всех потребляемых благ;
+2) при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ;
3) при неравенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.

62. Приоритетным методом экономического анализа субъективно-психологического направления является:
1) эмпирический метод;
2) каузальный метод;
+3) функциональный метод.

63. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления является:
1) эмпирический метод;
+2) каузальный метод;
3) функциональный метод.

64. В области хозяйственной жизни представители субъективно-психологического и неоклассического направлений придерживаются политики:
1) протекционизма;
+2) экономического либерализма;
3) социальных реформ.

65. Обмен, согласно концепции представителей австрийской школы, по своей сущности всегда является:
+1) взаимовыгодным и эквивалентным;
2) не взаимовыгодным и неэквивалентным;
3) взаимовыгодным, но неэквивалентным.

66. «Метод робинзонады» ввел в научный оборот:
+1) К. Менгер;
2) О. Бём-Баверк;
3) А. Маршалл.

67. «Окольные методы производства» и фактор времени, согласно О. Бём-Баверку, связаны с использованием в предпринимательской деятельности фактора:
1) труд;
+2) капитал;
3) земля.

68. При аддитивном способе оценки предельной полезности потребляемых благ (О. Бём-Баверк) предельная полезность всех единиц однородного блага:
+1) суммируется;
2) умножается на их количество;
3) дифференцируется.

69. При мультипликативном способе оценки предельной полезности потребляемых благ (Ф. Визер) предельная полезность всех единиц однородного блага:
1) суммируется;
+2) умножается на их количество;
3) дифференцируется.

70. Автором первой математической модели макроэкономического равновесия является:
+1) Л. Вальрас;
2) В. Парето;
3) А. Маршалл.

71. В модели макроэкономического равновесия Л. Вальраса критерием равновесия следует считать:
+1) выявляемую кардиналистским методом максимизацию полезности;
2) выявляемое ординалистским методом соотношение предпочтений индивида;
3) и прямое и опосредованное измерение соотношения предпочтений индивида.

72. Экономическое учение У.С. Джевонса базируется на утилитаристском методологическом принципе «удовольствие и страдание», автором которого является философ:
1) Аристотель;
+2) И. Бентам;
3) Э. Кант.

73. Обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки связано с творчеством представителей:
1) субъективно-психологического направления экономической мысли;
+2) неоклассического направления экономической мысли;
3) институционализма.

74. Замена в ряде развитых стран мира курса «Политическая экономия» курсом «Экономикс» связана с именем и творчеством:
1) А. Маршалла;
2) Дж.М. Кейнса;
+3) П. Самуэльсона.

75. Под «репрезентативной фирмой» А. Маршалл имеет в виду разновидность:
1) мелкой фирмы;
+2) средней фирмы;
3) крупной фирмы.

76. «Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка направлен на решение проблематики оптимизации структуры издержек производства на уровне:
1) рабочего места;
+2) фирмы;
3) макроэкономики.

77. В модели макроэкономического равновесия В. Парето критерием равновесия следует считать:
1) выявляемую кардиналистским методом максимизацию полезности;
+2) выявляемое ординалистским методом соотношение предпочтений индивида;
3) и прямое и опосредованное измерение соотношения предпочтений индивида.

78. Методологическому инструментарию представителей институционализма присущи такие особенности, как:
+1) антимонопольная направленность и междисциплинарный подход;
2) приверженность «чистой науке» и «чистой теории»;
3) затратная и маржиналистская интерпретация теории стоимости.

79. Результатом реформирования экономики свободной конкуренции, согласно Веблену, должен стать переход:
+1) к «индустриальной системе»;
2) к административному капитализму;
3) к нециклическому (бескризисному) развитию.

80. Результатом реформирования экономики свободной конкуренции, согласно Коммонсу, должен стать переход:
1) к «индустриальной системе»;
+2) к административному капитализму;
3) к нециклическому (бескризисному) развитию.

81. Результатом реформирования экономики свободной конкуренции, согласно Митчеллу, должен стать переход:
1) к «индустриальной системе»;
2) к административному капитализму;
+3) к нециклическому (бескризисному) развитию.

82. «Эффект Веблена» – это характеристика поведенческой ситуации, при которой снижение цены на товар воспринимается потребителем как следствие:
+1) ухудшения качества и потери его «актуальности», «престижности»;
2) стабилизации уровня его качественных параметров;
3) превышения его предложения над спросом.

83. Маржиналистские теория стоимости на базе концепции предельной полезности возникли:
1)на первом этапе «маржинальной революции»;
+2) на втором этапе «маржинальной революции»;
3) на первом и втором этапах «маржинальной революции».

84. Определяющее значение в рамках поведенческих направлений теории стоимости имеет выявление:
+1) предельной полезности товара;
2) престижности товара;
3) предельной полезности и престижности товара.

85. Т. Веблен является родоначальником поведенческой теории стоимости на базе:
1) дифференциации продукта;
2) правовых решений коллективных институтов;
+3) предпочтений индивидуального потребителя.

86. Дж. Коммонс является родоначальником поведенческой теории стоимости на базе:
1) дифференциации продукта;
+2) правовых решений коллективных институтов;
3) предпочтений индивидуального потребителя.

87. Э. Чемберлин является родоначальником поведенческой теории стоимости на базе:
1) предпочтений индивидуального потребителя;
2) правовых решений коллективных институтов;
+3) дифференциации продукта.

88. Историческая школа Германии явилась оппонентом:
а) меркантилизма;
б) либерализма;
+в) экономической мысли древности;
г) экономической мысли Средневековья.

89. Экономическая теория, по мнению представителей исторической школы, должна сводиться в большей мере к изучению:
а) бухгалтерского учета;
б) экономического анализа;
в) экономической географии;
+г) экономической истории.

90. Автором книги «Национальная система политической экономии» (1841г.) является:
а) Дж. Стюарт;
б) А. Монкретьен;
+в) Ф. Лист;
г) Ж.Б. Сэй;
д) А. Смит.

91. _______________ школа - это течение в экономической мысли главным положением которого является утверждение, что экономическое развитие каждого государства обусловлено характерными только для него историческими факторами.
Историческая

92. Родоначальницей теории предельной полезности является ______________ школа.
а) классическая;
б) лозаннская;
в) кембриджская;
+г) австрийская;
д) историческая.

93. Родоначальником теории потребительского выбора (поведения) является:
а) А. Курно;
б) Л. Вальрас;
+в) К. Менгер;
г) И. Тюнен;
д) Ф. Визер;
е) А. Маршалл.

94. Эластичность спроса и предложения разработал:
а) Г. Госсен;
б). У. Джевонс;
+в) А. Маршалл;
г) Дж. Коммонс;
д) А. Пигу.

95. Кто из экономистов определял заработную плату предельным продуктом труда:
а) А. Смит;
б) Ф. Хайек;
в) Дж. Б. Кларк;
г) А. Маршалл;
+д) Г. Госсен.

96. Предшественником старой исторической школы считается:
+а) Ф.Лист;
б) Ф. Хайек;
в) В. Рошер;
г) А. Маршалл;
д) Б. Гильдебранд.

97. Главой новой исторической школы считается:
а) Ф. Лист;
+б) Г. Шмоллер;
в) В. Рошер;
г) А. Маршалл;
д) Б. Гильдебранд.

98. «Маржинальная революция» - это:
а) отделение непосредственного производителя от средств производства в 16-17 вв.;
б) этап «кейнсианской революции» 30-х гг. 20 в.;
+в) переход от классической к неоклассической школе в последней трети 19 в.;
г) течение, в рамках которого объединяются кейнсианская и неолиберальная концепции.

99. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать:
+а) максимизацию полезности;
б) выявление суммарной полезности;
в) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов;
г) выявление предельной полезности.

100. В чем суть «закона убывающей производительности» Дж.Б. Кларка?
а) производительность машин и капитала убывает по мере их физического износа;
б) понижение производительности машин и капитала вызывается как физическим, так и моральным их износом;
+в) каждая последующая затрата рабочей силы (капитала) при неизменности прочих факторов менее производительна;
г) убывает производительность всех четырех факторов производства из-за их ограниченности (редкости);
д) этот закон проявляется в относительном убывании плодородия почвы.

101. Понятие «кривые безразличия» ввел в экономическую науку:
а) И. Тюнен;
+б) В. Парето;
в) Ф. Эджуорт;
г) А. Маршалл;
д) М. Вебер.

102. Согласно кардиналистской теории, рациональный потребитель в точке равновесия:
а) всегда полностью расходует свой доход;
+б) уравнивает соотношение предельной полезности приобретаемых товаров и соотношение цен этих товаров;
в) экономит часть дохода;
г) достигает превышения предельной полезности цены;
д) уравнивает общие полезности от потребления каждого блага с учетом их цен.

103. Кардиналистская теория полезности характеризуется тем, что:
+а) считает возможным количественное измерение полезности;
б) не применяет моделирования;
в) не рассматривает субъективные факторы;
г) считает невозможным количественное измерение полезности.

104. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:
+а) считает возможным количественное измерение полезности;
б) не применяет моделирования;
в) не рассматривает субъективные предпочтения;
г) ничем не отличается.

105. Основателем микроэкономики считается:
а) И. Тюнен;
б) В. Парето;
в) Ф. Эджуорт;
+г) А. Маршалл;
д) М. Вебер.

106. Экономику как совокупность институтов рассматривали:
а) неоклассики;
б) меркантилисты;
+в) институционалисты;
г) физиократы;
д) кейнсианцы.

107. Что из ниже перечисленного не характеризует старый институционализм?
а) отрицание методологического индивидуализма;
б) отрицание оптимизационного характера поведения хозяйствующих субъектов;
в) благосклонное отношение к государственному вмешательству в функционирование рыночной экономики;
+г) акцент на роли трансакционных издержек в экономике.

108. В теории Т. Веблена инстинкт хорошо и эффективно делать свою работу называется:
+а) инстинктом мастерства;
б) инстинктом праздного любопытства;
в) инстинктом приобретательства;
г) родительским инстинктом.

109. С точки зрения неоинституционалистов, фирма - это:
+а) пример институционального соглашения;
б) пример институциональной среды;
в) производственная функция;
г) ничто из вышеперечисленного.

110. Проведение биологических аналогий характерно для:
а) Дж. Коммонса и У. К. Митчелла;
б) Р. Коуза и О. Уильямсона;
в) Р. Нельсона и С. Уинтера;
+г) Л. Тевено и Л. Болтянски.

111. Создателем теории прав собственности является:
а) Маркс
+б) Коуз
в) Кенэ
г) Веблен
д) Гэлбрейт.

112. Личный вклад У. Митчелла в институциональную теорию состоит в исследовании:
а) воздействия технических факторов на изменение системы институтов;
+б) воздействия социально-психологических факторов на экономику;
в) техноструктуры общества;
г) так называемой «неосязаемой собственности»;
д) проблем планирования народного хозяйства.

113. Основой экономического учения У. Митчелла является:
+а) концепция бескризисного развития;
б) теория предельной полезности;
в) концепция социального контроля над экономикой;
г) концепция эффективного спроса;
д) теория трудовой стоимости.

114. «Чемберлианская революция» способствовала преодолению ортодоксии в области теоретико-методологического инструментария исследований раннего неоклассицизма:
+1) на уровне фирм и отдельных хозяйствующих субъектов (на микроуровне);
2) на макроуровне;
3) на микро- и макроуровне одновременно.

115. «Кейнсианская революция» способствовала преодолению ортодоксии в области теоретико-методологического инструментария исследований раннего неоклассицизма:
1) на уровне фирм и отдельных хозяйствующих субъектов (на микроуровне);
+2) на макроуровне;
3) как на микро-, так и на макроуровне.

116. Постулатам раннего неоклассицизма о «чистой» теории и «совершенной» конкуренции Э. Чемберлин противопоставил положения о возможности учета влияния на хозяйственную жизнь:
1) потребительского поведения;
2) психологии человека;
+3) как потребительского поведения, так и психологии человека.

117. Постулатам раннего неоклассицизма о «чистой» теории и «совершенной» конкуренции Дж.М. Кейнс противопоставил положения о возможности учета влияния на хозяйственную жизнь:
1) государства;
2) психологических склонностей человека;
+3) как государства, так и психологических склонностей человека.

118. В концепции «дифференциации продукта» Э. Чемберлина речь идет о наличии у товара (услуги) одного из продавцов определенного отличительного признака, который может являться:
+1) как реальным, так и воображаемым;
2) воображаемым;
3) реальным.

119. Согласно Чемберлину, порождаемый монополистической конкуренцией «феномен избытка мощности», обусловлен манипулированием с ценами продавцом-монополистом и, как следствие, формированием цен:
+1) выше уровня издержек;
2) на уровне издержек;
3) ниже уровня издержек.

120. Определяющую роль в процессе усиления монополистической конкуренции (конкурентной борьбы) между фирмами и другими хозяйствующими субъектами Э. Чемберлин отводит:
1) совершенствованию качества;
2) совершенствованию рекламы;
+3) совершенствование качества и рекламы.

121. Заявленное Э. Чемберлином положение о «реориентации теории стоимости» обусловлено его приверженностью:
1) затратной теории стоимости;
2) маржиналистской теории стоимости;
+3) поведенческой теории стоимости.

122. По мнению Дж. Робинсон, так как в реальной действительности конкуренция является несовершенной, размеры (мощности) фирм имеют тенденцию:
1) быть оптимальными;
+2) превышать оптимальный уровень;
3) не достигать оптимального уровня.

123. Согласно Робинсон, монопсония как особая ситуация концентрации спроса на рынке, может проявляться исключительно в условиях:
1) совершенной конкуренции;
+2) несовершенной конкуренции;
3) монополистической конкуренции.

124. Обособление макроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки связано с творчеством:
1) А. Смита;
2) К. Маркса;
+3) Дж.М. Кейнса.

125. В творчестве Дж.М. Кейнса одним из элементов методологического инструментария является:
+1) принцип мультипликатора;
2) принцип акселератора;
3) индикативный метод планирования.

126. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления:
1) опережают темпы прироста доходов;
2) остаются неизменными;
+3) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы.

127. В выдвинутой Дж.М. Кейнсом концепции «эффективного спроса» стимулирование государством потребительского спроса на инвестиции предполагает регулирование им ссудного процента:
1) в сторону увеличения;
+2) в сторону снижения;
3) до конкретного уровня.

128. Теории государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса и его последователей направлены на:
+1) непосредственное вмешательство в хозяйственную жизнь государства;
2) опосредованное вмешательство в хозяйственную жизнь государства;
3) эпизодическое вмешательство в хозяйственную жизнь государства.

129. Альтернативные кейнсианским теориям теории государственного регулирования экономики представителей неолиберализма предполагают:
1) непосредственное вмешательство в хозяйственную жизнь государства;
+2) опосредованное вмешательство в хозяйственную жизнь государства;
3) эпизодическое вмешательство в хозяйственную жизнь государства.

130. Выделение в рамках экономической теории микро- и макроэкономики произошло под влиянием исследований:
=а) А. Маршалла и Дж. М. Кейнса;
б) Дж. С. Милля и Ж.-Б. Сэя;
в) А. Смита и Д. Рикардо;
г) К. Маркса и Ф. Энгельса;
д) Х.Л. Борхеса и Г. Г. Маркеса.

131. Автором работы «Общая теория занятости, процента и денег» является:
а) Адам Смит;
б) Антуан Монкретьен;
+в) Джон Мейнард Кейнс;
г) Карл Менгер;
д) Альфред Маршалл.

132. Задачей государства поддержание «эффективного спроса» считали:
а) марксисты;
б) неоклассики;
+в) кейнсианцы;
г) представители неоконсервативного направления;
д) представители исторической школы.

133. Важную роль государства в экономике подчеркивал:
+а) Джон Мейнард Кейнс;
б) Милтон Фридмен;
в) Адам Смит;
г) Франсуа Кенэ;
д) Аристотель.

134. Методологии исследования Дж. М. Кейнса противоречит положение:
+а) приоритет микроэкономического анализа;
б) приоритет макроэкономического анализа;
в) концепция "эффективного спроса";
г) мультипликатор инвестиций.

135. Кто написал книгу "Общая теория занятости, процента и денег?
а) К. Маркс
+б) Дж. Кейнс
в) А. Смит
г) Ф. Кенэ.

136. Дж. Робинсон ввела понятие «дискриминация в ценах», которое означает:
а) вытеснение монополией средних и мелких фирм на основе ценовой конкуренции
б) возможность монополиста назначить более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции
в) возможность продажи товара по цене, превышающей цену рынка чистой конкуренции
+г) сегментацию монополией рынка на основе различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей.

137. Главное противоречие в обществе институцианалисты видят в противоречии между:
а) трудом и капиталом
б) властью и бизнесом
в) разделением труда обобществлением производства
+г) технократией и финансовой олигархией («праздным классом»).

138. С именем Дж. Кейнса прежде всего связаны:
а) новая трактовка теории полезности
б) исследование поведения фирмы в рыночной экономике
+в) анализ макроэкономических проблем
г) теория монополии и конкуренции.

139. Избыток мощностей в условиях монополистической конкуренции, по Э.Чемберлину, обусловлен формированием цен на уровне ...
а) внешних издержек производства;
б) ниже общих издержек производства;
в) общих издержек производства и нормальной прибыли;
+г) выше общих издержек производства;
д) общих издержек производства.

140. Обновленная неоклассическая доктрина завоевала ведущие позиции в экономической теории:
а) в 50 – 60 гг. ХХ в.
+б) в 70 гг. ХХ в.
в) в 80 гг. ХХ в.
г) в 90 гг. ХХ в.

141. Упор на поддержание автоматизма рынка, ставка на свободу частного предпринимательства, требование резкого сокращения государственного патернализма в экономической и социальной сферах характерны для:
а) концепции монетаризма;
б) теории рациональных ожиданий;
в) экономической теории предложения;
+г) для всего современного неоклассического направления.

142. Кривая Лаффера обычно используется для доказательства основных положений:
+а) теории экономики предложений;
б) кейнсианской теории;
в) монетаризма;
г) теории рациональных ожиданий.

143. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен основным принципом в обеспечении экономической стабильности считает:
а) приоритетность факторов товарного рынка;
б) синтез между свободным и «социально обязательным строем»;
+в) стабильность темпов прироста денежной массы;
г) проведение активной государственной финансовой политики;
д) саморегулирование товарного рынка.

144. Основателем современной монетарной теории считается американский экономист ...
+а) М. Фридмен;
б) П. Самуэльсон;
в) Дж. М. Кейнс;
г) А. Маршалл.

145. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает:
а) роль государства заключается в обеспечении нормального функционирования рыночных механизмов;
+б) свободное ценообразование;
в) рост объемов правительственных заказов и закупок;
г) меры по поддержке убыточных предприятий и низкорентабельных отраслей экономики;
д) обеспечение максимальной занятости.

146. В основе теории монетаризма лежит …
+а) количественная теория денег;
б) номинальная теория денег;
в) металлическая теория денег;
г) теория золотого стандарта.

147. Фрейбургская школа неолиберализма в своей концепции государственного регулирования экономики придерживается принципа (несколько вариантов ответа):
а) государственного регулирования экономических процессов;
+б) регулирования там, где необходимо;
в) автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства»;
+г) конкуренции везде, где возможно;
д) приоритетности денежных факторов.

148. Нобелевскими лауреатами являются (несколько вариантов ответа):
+а) Фридмен М.;
б) Хансен Э.;
в) Кейнс Дж.;
+г) Самуэльсон П.;
+д) Леоньтьев В.

149. Отрицают «экономического человека» (несколько вариантов ответа):
а) кейнсианство;
б) институционализм;
+в) историческая школа;
г) классическая шкала;
+д) русская школа;
е) неолиберализм.

150. Из числа названных экономистов нобелевским лауреатом не является (несколько вариантов ответа):
+а) Хансен Э.;
б) Фридмен М.;
+в) Кейнс Дж.;
г) Самуэльсон П.;
д) Леонтьев В.


151. Открыл 50-60-летние циклы, начинающиеся изобретениями, а завершающиеся войнами и революциями:
а) А. Лаффер
б) С. Кузнец
в) Е. Слуцкий
г) К. Маркс
+д) Н. Кондратьев.

152. Л. Канторович был удостоен премии по экономике имени А. Нобеля за исследования:
а) «длинных волн» конъюнктуры;
б) отраслевых взаимосвязей «затраты-выпуск»;
+в) линейного экономического программирования;
г) неэквивалентного обмена в мировой экономике;
д) взаимодействия спроса и предложения

153. В. Леонтьев был удостоен премии по экономике имени А. Нобеля за исследования:
а) «длинных волн» конъюнктуры;
+б) отраслевых взаимосвязей «затраты-выпуск»;
в) линейного экономического программирования;
г) неэквивалентного обмена в мировой экономике;
д) взаимодействия спроса и предложения

154. Построить целостную теорию организации крестьянского хозяйства удалось:
а) Маслову П.П.;
б) Туган-Барановскому М.И.;
в) Коссинскому Д.И.;
+г) Чаянову А.В.;
д) Никитину Н.П.

155. Немчинову В.С. принадлежит…
а) метод межотраслевого баланса «затраты – выпуск»;
б) обоснование необходимости особой науки – праксиологии, которая разрабатывала бы принципы рационального поведения людей при различных комбинациях условий;
+в) разработка методов объективного измерения и анализа массовых хозяйственных явлений;
г) введение понятия технологических коэффициентов затрат продукции одной отрасли на производство продукции других отраслей.

156. Разработчиком теории размещения и развития производительных сил и региональной экономики был ...
а) Струмилин С.Г.;
+б) Некрасов Н.Н.;
в) Немчинов B.C.;
г) Канторович Л.В.;
д) Новожилов В.В.

157. Разработчиками методологии планирования народного хозяйства были (несколько вариантов ответа):
а) Некрасов Н.Н.;
+б) Струмилин С.Г.;
+в) Новожилов В.В.;
г) Канторович Л.В.

158.__________- есть форма общественного сознания, фиксирующая сущностные и устойчивые закономерности во взаимосвязи и взаимодействии явлений, событий, фактов и формирующая нестандартные способы воздействия на природную и общественную среду.
Ответ: Наука

159. _________________ - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Ответ: Наука

160. _____________ _________________ – это специфическая форма отражения действительности в сознании людей в числе еще трех таких же специфических форм: искусства, религии, философии.
Ответ: Научные знания


161. _________________развитие науки – процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий, принципов.
Ответ: Эволюционное


162. Тип развития, предполагающий постепенное накопление новых фактов в рамках существующих теорий, называется__________.
+1) эволюционный
2) революционный
3) экспериментальный
4) гносеологический

163. Пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых данных называют_____________ типом развития науки.
Ответ: революционным


164. Как _______ __________ наука представляет собой набор требований к получению и систематизации поступающей к целеполагающему субъекту информации, её обработке и использованию.
Ответ: форма знания

165. Как ___________ науку можно отобразить через совокупность правил и норм, воплощённых в созданных сообществом учреждениях, чьё существование позволяет данному сообществу находить оптимальные способы решения стоящих перед ним проблем.
Ответ: институт

166. _______________ _______– научные сообщества, устанавливающие нормы и правила хранения и передачи полученного знания, вхождения в это сообщество новых членов, ведения споров и дискуссий.
Ответ: Профессиональные группы


167. _________ __________ - коллектив людей, профессионально занимающихся научной деятельностью, объединённых общими задачами, общностью используемой ими терминологии и пр.
Ответ: Научное сообщество


168. Инструментом рационализации выступает ________, в символах которого осуществляется отображение сути исследуемого объекта.
Ответ: язык.

169. _____________-_____________ деятельность - это комплекс работ, осуществляемый представителями научного сообщества с целью разрешения сложной, общественно значимой проблемы, предусматривающей рациональную реконструкцию исследуемого объекта при помощи специальных, прошедших экспертизу научного сообщества инструментов.
Ответ: Научно-исследовательская

170. _________________ эвристика – правила, указывающие, каких путей исследования необходимо избежать.
Ответ: Отрицательная

171. _________________ проблемы – это такие проблемы, в информационной базе которых находится значительное число неизвестных и плохо фиксируемых факторов, усиливающих состояние неопределенности в понимании соответствующих проблемных ситуаций.
Ответ: Слабоструктурированные.

172. Решение проблемной ситуации становится возможным благодаря формулированию __________.
Ответ: критерия



173. ___________ ___________ – это теоретические предположения об ожидаемых нами взаимосвязях между различными фактами, служащие способом подтверждения или опровержения используемых для выдвижения этих предположений теорий.
Ответ: Научные гипотезы

174 ____________________ - это комплекс исследовательских процедур, методов, приёмов, обеспечивающих достоверность получаемого в ходе исследования знания и формирующих базу для дальнейших исследований, расширения границ научного поиска.
Ответ: Методология

175. _________ стиль предусматривает простоту и конкретность в изложении проблемной ситуации, максимально полное и ёмкое отображение её признаков.
Ответ: Деловой

176. _________ стиль основан на предельно объективированном и отстранённом отношении к предмету исследования.
Ответ: Научный

177. ____________ представляет собой критерий научности, определяющий максимально отстраненное от субъективного отношения представление об объекте, позволяющее выявить в нём свойства, обнаруживаемые большинством членов научного сообщества и подтверждаемые разделяемыми им способами обнаружения.
Ответ: Объективность

178. К _________________ относятся методы, не имеющие предписывающего значения.
+1) эвристическим
2) алгоритмическим
3) общенаучным
179. ___________________ методы направлены на разработку строгой последовательности действий, ведущих к заданному результату.
1) общенаучные
+2) алгоритмические
3) конкретно-предметные
180. _________________ характеризуется наличием образности и метафоричности в изложении материала, использованием средств иносказательности и ассоциативности.
1) научный
+2) художественный
3) деловой

181. Одной из сторон объективности выступает ____________, являющаяся свидетельством истинности сделанных по результатам исследования заключений, логическим воплощением объективности в их обосновании.
+1) достоверность
2) аргументированность
3) полнота

182. Особенность процедуры получения научного результата путём выявления глубинного внутреннего противоречия, лежащего в основе исследуемого объекта – это:
1) технологичность
2) доказательность
+3) диалектичность

183. Данный признак выражает свойство общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания.
1) системность
+2) интерсубьективность
3) истенность
4) доказательность.

184. Какой из признаков характеризует различные формы знания?
+1) системность
2) интерсубьективность
3) истенность
4) доказательность.

185. Под ____________ знания понимается соответствие его познаваемому предмету.
1) системностью
2) интерсубьективностью
+3) истенностью
4) доказательностью.


186. _________________________знания представляют собой качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями.
Ответ: Феноменалистские


187. ______________________ знания являются объяснительными теориями, строящимися, как правило, с использованием количественных средств анализа;
Ответ: Эссенциалистские


188. Знания, представленные в виде качественных теорий, являются:
1) абсолютными
2) относительными
3) эссенциалистскими
+4) феноменалистскими

189. Знания, представленные в виде количественных теорий, являются:
1) эмпирическими
2) относительными
+3) эссенциалистскими
4) феноменалистскими

190. Выберите вариант ответа, характеризующего основные принципы познания:
+1) Соответствие, детерминизм, дополнительность.
2) Истинность, доказательность, системность.
3) Описательность, прескрептивность, детерминизм.

191.Общие для данной предметной области закономерности называют ______.
1) абсолютными знаниями
2) относительными знаниями
+3) теоретическими знаниями
4) эмперическим знаниями

192. Дискрепнивные знания содержат__________.
+1) описание
2) указания
3) ранее открытые факты
4) гипотезы

193. Эмпирическое знание содержат__________.
1) описание
2) указания
+3) ранее открытые факты
4) гипотезы

194. Прескрептивные знание содержат__________.
1) описание
+2) указания
3) ранее открытые факты
4) гипотезы

195. __________________знание – это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы.
Ответ: Эмпирическое

196. ________________знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты.
Ответ: Теоретическое


197. Изучение действительности через систему взаимосвязи явлений называется принципом_____.
1) системности
+2) детерминизма
3) дополнительности
4) общенаучности

198. Принцип дополнительности познания был сформулирован:
1) Э. Кантом
2) К. Марксом
3) Ф. Бекон
+4) Н. Бором

199. _____________ процесса познания выражается в противоречии между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания.
Ответ: Диалектика

200.Истинные научные знания существуют в виде:
1) Представлений ученых и практиков
+2) законов, теорий
3) догм, правил

201. Истинное научное знание________.
Ответ: объективно

202. Абсолютное знание _____
1) может быть опровергнуто.
+2) не может быть опровергнуто.
3) опровергается новыми открытиями.
4) зависит от субъекта познания.

203.Какой уровень познания - формирует теоретическое знание?
1) эмпирический
2) чувственный
3) критический
+4) рациональный

204.Чувственный уровень познания - формирует ___________знание.
Ответ: эмпирическое

205.Чувственное познание…
+1) обеспечивает связь человека с окружающей действительностью.
2) способствует осознанию сущности процессов.
3) дополняет и опережает чувственное.
4) вскрывает закономерности развития.

206.Элементом чувственного познания является
1) мышление
2) наблюдение
+3) представление
4) воображение

207. Понятие характеризует
+1) типичные черты предмета или явления.
2) уникальные черты предмета или явления.
3) отличительные черты предмета или явления.
4) субъективные черты предмета или явления.

208.Наиболее широкие понятия называются ____________.
Ответ: категориями

209. ____________ обозначают целые группы однородных предметов.
Ответ: Собирательные понятия

210.Внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их развитие называется:
1) теорией
2) гипотезой
3) догмой
+4) законом

211.Что выражает определённую устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов?
1) теория
+2) закон
3) догма
4) гипотеза

212._________ - это система обобщённого знания, объяснения тех или иных сторон действительности.
Ответ: Теория

213.Системой обобщённого знания, объясняющая те или иных стороны действительности, является:
+1) теория
2) закон
3) догма
4) гипотеза

514.Системой обобщённого знания, возникающая в результате обобщения познавательной деятельности и практики, является:
1) закон
2) догма
+3) теория
4) гипотеза

215.Предположение о причине, которое вызывает данное следствие, называется:
1) закон
2) догма
3) теория
+4) гипотеза

216. Суждение, которое базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности, называется:
1) закон
+2) научная идея
3) теория
4) гипотеза

217. Выберите лишнее в классификации видов понятий
1) конкретные
2) единичные
+3) существенные
4) собирательные

218. Выберите лишнее в классификации видов понятий
+1) общезначимые
2) абстрактные
3) абсолютные
4) относительные


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////