«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (от 2020 года)

 

  Главная      Разные

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (от 2020 года)

 

 

 

 


 

ГП - 43


 

43. Госпрограмма

«Социально-экономическое

развитие

Арктической

зоны

Российской Федерации»

43.1. Госпрограмма


 

«Социально-экономическое


 

развитие


 

Арктической


 

зоны

Российской Федерации» (далее – ГП-43, госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366.

Ответственным исполнителем ГП-43 до 26 февраля 2019 года являлся Минэкономразвития России, с 26 февраля 2019 года – Минвостокразвития России, соисполнителем – Минпромторг России, участниками – Минтранс России, МЧС России, Минстрой России, Минприроды России, Минобороны России, Росгидромет, Росприроднадзор, Росгвардия, ФМБА России, ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» и Минэкономразвития России (с 26 февраля 2019 года).

Срок реализации ГП-43: 2015 - 2025 годы.

  1. В 2019 году изменения в ГП-43 вносились дважды1, в том числе в части корректировки целевых индикаторов и показателей ГП-43, мероприятий подпрограмм, приведения объемов финансирования в соответствие с Федеральным законом № 459-ФЗ. Кроме того, в целях приведения ГП-43 в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации»2 изменен ответственный исполнитель ГП-43 и участники госпрограммы.

    Следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 371 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» принято без учета выводов, изложенных в заключении Счетной палаты Российской Федерации от 8 апреля 2019 г. № ЗСП-86/13-04 по результатам рассмотрения соответствующего проекта постановления о внесении изменений в ГП-43.

    Минвостокразвития России (письмо от 4 июня 2019 г. № АК-07-04/5691 в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации Трутнева Ю.П.), учитывая низкую эффективность ГП-43 по итогам 2018 года (9,2 %, по оценке Минэкономразвития России), предложило разработать новую редакцию ГП-43 во взаимоувязке с разрабатываемым


     


     

    image

    1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 371 и от 5 июня 2019 г. № 719.

    2 В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации возложены на Минвостокразвития России, в связи с чем с 26 февраля 2019 года ответственным исполнителем в ГП-43, а также подпрограмм «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» и «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике», определено Минвостокразвития России, участником – Минэкономразвития России.

    проектом стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года3.

    В соответствии с пунктом 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутнева Ю.П. от 11 июня 2019 г. № ЮТ-П16-4796 Минвостокразвития России до 29 ноября 2019 года должно было внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации новую редакцию ГП-43.

    Однако новая редакция ГП-34 в 2019 году не была разработана.

    При отсутствии соответствующих принятых документов стратегического планирования (стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года) комплексный подход при формировании изменений в ГП-43 не был обеспечен, поскольку ГП-

    43 (с учетом внесенных изменений) не направлена на достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования на соответствующий период.

     

    ГП-43 не в полном объеме учитывает положения документов стратегического планирования: Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 8 февраля 2013 г. № Пр-232, Стратегии пространственного развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969.

    Информация о целях, задачах и значениях целевых показателей (индикаторов) документов стратегического планирования, которые не нашли отражения или отражены не в полной мере в госпрограмме, представлена в следующей таблице.

    Цели, задачи и целевые показатели (с указанием значений в случае наличия) основных стратегических документов (указываются по каждому стратегическому документу отдельно)

    Цели, задачи и целевые показатели, предусмотренные государственной программой4

    1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969

     

    1.1. Цель

     

    Приведенная ниже цель носит явно выраженный декларативный характер

    1.1.1. В сфере социально-экономического развития - расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья

    -

    1.2. Задачи

     
       

    3 В соответствии с пунктом 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № Пр-528, Правительству Российской Федерации поручено представить до 1 декабря 2019 года проект стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года с учетом завершения действия Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года.

    4 В случае отсутствия в госпрограмме целей, задач или показателей, предусмотренных стратегическими документами, в указанной графе ставится прочерк.


     

    Цели, задачи и целевые показатели (с указанием значений в случае наличия) основных стратегических документов (указываются по каждому стратегическому документу отдельно)

    Цели, задачи и целевые показатели, предусмотренные государственной программой4

    1.2.1. «Осуществить геолого-геофизические, гидрографические и картографические работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации»

    -

    1.2.2. «Обеспечить существенный прирост балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений, в том числе путем реализации государственной программы изучения и освоения континентального шельфа Российской Федерации, а также начало работ по освоению нефтегазовых месторождений в Арктической зоне Российской Федерации»

    В полной мере не учтена. Предусмотрена задача:


     

    Развитие науки, технологий и повышение эффективности использования ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации в Арктике

    1.2.3. «Осуществить разработку и внедрение новых видов техники и технологий для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в арктических условиях, в том числе в покрытых льдом районах, сформировать парк авиационной техники и судов рыбопромыслового флота, а также необходимую обеспечивающую инфраструктуру для работы в условиях Арктики»

    -

    1.2.4. «Оптимизировать экономические механизмы «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий»

    -

    1.2.5. «Сформировать систему контроля за обеспечением безопасности судоходства, управлением транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, в том числе за счет реализации комплекса мер по гидрометеорологическому и навигационному обеспечению в Арктической зоне Российской Федерации»

    В полной мере не учтена. Предусмотрена задача:


     

    Обеспечение национального суверенитета Российской Федерации в части обеспечения безопасности внутрироссийских и международных транспортных перевозок в Арктической зоне Российской Федерации (подпрограмма 2)

    1.2.6. «Создать систему комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    В полной мере не учтена. Предусмотрена задача:


     

    Повышение уровня гидрометеорологической безопасности, защищенности жизненно важных объектов и населения от опасных природных явлений, негативных последствий изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации (подпрограмма 2)

    2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации от 8 февраля 2013 г. № Пр-232

     

    2.1. Цель

     

    Приведенная ниже цель носит явно выраженный декларативный характер

    2.1.1. Реализация национальных интересов, а также достижение главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктике путем решения основных задач с учетом стратегических приоритетов, определенных в Основах, обеспечивающих национальную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации

    -

    2.2. Показатели

     

    2.2.1. «Увеличение доли Арктической зоны Российской Федерации в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и в структуре национального экспорта»

    Доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации.

    Плановые значение показателя после 2015 года не установлены.

    2.2.2. «Рост удельного веса региональной наукоемкой инновационной продукции (и услуг) в общем объеме продаж внутри Российской Федерации и в экспорте»

    Удельный вес наукоемких инновационных товаров, работ (услуг) организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ (услуг) по Арктической зоне Российской Федерации.

    Плановые значение показателя после 2015 года не установлены.

    2.2.3. «Увеличение темпов роста производительности труда на предприятиях Арктической зоны Российской Федерации»

    -

    2.2.4. «Прирост балансовых запасов полезных ископаемых за счет проведения геологоразведочных работ в Арктической зоне Российской Федерации»

    -

    2.2.5. «Увеличение ожидаемой продолжительности жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации»

    -

    2.2.6. «Соотношение объема привлеченных дополнительных финансовых средств (с учетом иностранных инвестиций) на реализацию проектов в Арктической зоне Российской Федерации за счет развития государственно-частного партнерства, интенсификации международного сотрудничества и общего объема ассигнований федерального бюджета на эти цели»

    -

    2.2.7. «Соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного и 10 процентов наименее обеспеченного населения Арктической зоны Российской Федерации (региональный децильный коэффициент)»

    -

    2.2.8. «Удельный вес возобновляемых источников воспроизводства ресурсной базы (включая электроэнергию) в общем объеме ресурсной базы (в том числе в энергобалансе и энергопотреблении) Арктической зоны Российской Федерации»

    -

    2.2.9. «Грузооборот по трассам Северного морского пути»

    -


     

    Цели, задачи и целевые показатели (с указанием значений в случае наличия) основных стратегических документов (указываются по каждому стратегическому документу отдельно)

    Цели, задачи и целевые показатели, предусмотренные государственной программой4

    2.2.10. «Коэффициент доступности авиаперевозок в Арктической зоне Российской Федерации»

    -

    2.2.11. «Коэффициент естественного прироста населения Арктической зоны Российской Федерации (на 1000 человек)»

    -

    2.2.12. «Доля населения Арктической зоны Российской Федерации, имеющего постоянный доступ к отвечающему санитарно-эпидемиологическим нормам питьевому снабжению, от общей численности населения Арктической зоны Российской Федерации»

    -

    2.2.13. «Доля загрязненных (без очистки) и недостаточно очищенных сточных вод от общего объема сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты»

    -

    2.2.14. «Доля рекультивированных земель от общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению в Арктической зоне Российской Федерации»

    -

    2.2.15. «Численность популяций редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красную книгу России, обитающих в Арктической зоне Российской Федерации»

    -

    2.2.16. «Доля населения, использующего сеть «Интернет», от общей численности населения Арктической зоны Российской Федерации»

    -

    2.2.17. «Объем предотвращенного экономического ущерба в результате поисково- спасательной деятельности»

    -

    2.2.18. «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики Арктической зоны Российской Федерации в валовом внутреннем продукте Российской Федерации»

    Удельный вес наукоемких инновационных товаров, работ (услуг) организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ (услуг) по Арктической зоне Российской Федерации.

    Плановые значение показателя после 2015 года не установлены.

    2.2.19. «Количество экспедиций морских научных исследований, морских ресурсных исследований (живых и неживых ресурсов) в Арктической зоне Российской Федерации»

    -

    2.2.20. «Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Арктической зоне Российской Федерации от общего количества вооружения, военной и специальной техники в Арктической зоне Российской Федерации»

    -

    3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г.

    № 207-р

     

    3.1. Цель

     

    3.1.1. Обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны

    -

    3.2. Задачи

     

    3.2.1. Ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

    В полной мере не учтена. Предусмотрена задача: Создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали Российской Федерации в Арктике и развитие системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания в его акватории

    3.3. Показатели

     

    3.3.1. «Межрегиональная дифференциация индекса человеческого развития по отношению к уровню 2017 года» (процентов)

    -

    3.3.2. «Рост транспортной подвижности населения по отношению к уровню 2017 года» (процентов)

    -

    3.3.3. «Рост экспорта услуг от транзитных перевозок по отношению к уровню 2017 года» (процентов)

    -


     

     

    Структура и состав ГП-43, системы целей и задач не в полной мере соответствуют требованиям Порядка5 и Методическим указаниям6.

    Целью ГП-43 является повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

    Цель ГП-43 не характеризует состояние экономики и социальной сферы, которое планируется достичь, как это предусмотрено пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»,


     

    image

    Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588.

    Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582.

    а характеризует процесс социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

    Также цель ГП-43 не соответствует свойству конкретности, измеримости и достижимости, установленному пунктом 16 Методических указаний.

    Кроме того, ожидаемые результаты реализации госпрограммы указаны в виде процессных характеристик и не содержат описания конкретных завершенных событий (явлений, фактов), позволяющих однозначно оценить результаты ее реализации, что не соответствует пункту 12 Методических указаний.

     

    Приложением № 1 к ГП-43 установлено 24 показателя (индикатора), в том числе 6 показателей (индикаторов) – на уровне госпрограммы, 18 – на уровне подпрограмм.

    При этом плановые значения на 2019 год установлены только для 6 показателей (25 % всех показателей), в том числе для 1 показателя – на уровне госпрограммы и 5 – на уровне 2 подпрограмм.

    Отмечается, что в ГП-43 не учтены показатели социально-экономического развития, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606, а также Указом № 2047.

    ГП-43 не предусматривает обеспечение значений показателей социального развития территорий Арктической зоны Российской Федерации на уровне не ниже средних значений по Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № Пр-528.

    Кроме того, в составе показателей (индикаторов) ГП-43 только два показателя включены в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (далее – ФПСР): «Доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации» и «Удельный вес наукоемких инновационных товаров, работ (услуг) организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ (услуг) по Арктической зоне Российской Федерации».

    В состав показателей (индикаторов) ГП-43 также не включены показатели социально- экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, содержащиеся в разделе 2.5 ФПСР.

     

    В соответствии с текстовой частью ГП-43 в составе госпрограмм выделены 14 программ (проектов), часть основных мероприятий которых реализуется в Арктической зоне


     

    image

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

    Российской Федерации и ориентирована на решение ее проблемных вопросов, а также 9 федеральных целевых программ, в рамках которых осуществляется реализация мероприятий на территориях, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации.

    Вместе с тем в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2017 г. № 2620-р «О перечне государственных программ Российской Федерации, в том числе являющихся пилотными, в которых формируются разделы и (или) представляется сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий» соответствующий раздел и (или) сводная информация по опережающему развитию Арктической зоны Российской Федерации должны быть сформированы в 29 госпрограммах.

    Кроме того, в указанный перечень федеральных целевых программ не включена ФЦП

    «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. № 570, в рамках которой реализуются мероприятия в Беломорском, Кемском и Лоухском муниципальных районах Республики Карелия, территории которых включены в состав Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

     

    Привлечение средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации ГП-43, в 2019 году не предусмотрено.

     

    Минвостокразвития России в нарушение пункта 30.1 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, а также пункта 32 Методических указаний, не утвержден детальный план-график реализации ГП-43.

    План реализации ГП-43 содержится в Приложении № 5 к ГП-34 и включает 12 контрольных событий на 2019 год. Согласно отчетным данным наступило 11 контрольных событий (все 11 контрольных событий наступили в срок). Не наступило 1 контрольное событие «Представлен ежегодный отчет о деятельности информационно-аналитического центра», при этом причины, по которым оно не наступило, Минвостокразвития России не представлены.

     

    Информация об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ГП-43 на 2019 – 2021 годы паспортом ГП-43 и Федеральным законом № 459-ФЗ, представлена в следующей таблице.


     

    Годы

    ГП-43 (паспорт)

    Федеральный закон

    № 459-ФЗ (с изменениями)

    Отклонение от ГП-43

    1

    2

    3

    4 = 3 - 2

    2019

    5 675,8

    5 675,8

    0,0

    2020

    5 513,9

    5 513,9

    0,0

    2021

    4 896,1

    4 896,1

    0,0


     

     

    Сведения о финансовом обеспечении ГП-43 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц представлены в следующей таблице.

    (млн. рублей)

    Госпрограмма

    Источник финансового обеспечения

    Предусмотрено ГП*

    Фактические расходы

    Отклонение (гр.4 – гр.3)

    % отклонения

    1

    2

    3

    4

    5

    6


     

    ГП-43

    Всего

    6 323,0

    4 982,6

    -1 340,4

    -21,2

    федеральный бюджет

    5 675,8

    4 777,6

    -898,2

    -15,8

    консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0

    государственные внебюджетные фонды Российской Федерации


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0

    средства юридических лиц

    647,2

    205,0

    -442,2

    -68,3

    *По данным Сводного годового доклада.


     

    Анализ данных об исполнении расходов за 2019 год за счет всех источников финансирования ГП-43 показал, что реализация мероприятий ГП-43 предусмотрена за счет средств федерального бюджета и средств юридических лиц.

    Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов в ГП-43 не предусмотрены. Фактические расходы в 2019 году по указанным источникам ресурсного обеспечения отсутствуют.

    Ресурсное обеспечение реализации ГП-43 на 2019 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 5 675,8 млн. рублей, что соответствует ассигнованиям, установленным Федеральным законом № 459-ФЗ (в первоначальной редакции).

    В результате внесенных изменений общий объем ассигнований, предусмотренных на реализацию ГП-43 не изменился и составил: в соответствии с Федеральным законом № 459- ФЗ (с изменениями) – 5 675,8 млн. рублей, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2019 года – 5 675,8 млн. рублей.

     

    Информация о кассовом исполнении расходов федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета представлена в следующей таблице.


     

     


     

    Предусмотрено ГП-43

    Предусмотрено Федеральным законом № 459-ФЗ (с изменениями)


     

    Сводная бюджетная роспись

    (с изменениями)


     

    Исполнено

    % исполнения сводной бюджетной росписи

    с изменениями

    Расходы по ГП-43, всего

    5 675,8

    5 675,8

    5 675,8

    4 777,6

    84,2

    в том числе:

             

    Минпромторг России

    550,0

    550,0

    550,0

    550,0

    100,0

    в % к итогу

    9,7

    9,7

    9,7

       

    Минстрой России

    60,2

    60,2

    60,2

    60,2

    100,0

    в % к итогу

    1,1

    1,1

    1,1

       

    Минэкономразвития России

    90,0

    50,0

    50,0

    50,0

    100,0

    в % к итогу

    1,6

    0,9

    0,9

       

    Росгидромет

    4 325,6

    4 325,6

    4 325,6

    3 542,7

    81,9

    в % к итогу

    76,2

    76,2

    76,2

       

    Росгвардия

    650,0

    650,0

    650,0

    574,8

    88,4

    в % к итогу

    11,5

    11,5

    11,5

       

    Минвостокразвития России

    34,0

    40,0

    40,0

    0,0

    0,0

    в % к итогу

    34,0

    0,7

    0,7

    0,0

     


     

    В 2019 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-43 осуществляли 6 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-43, как и в 2018 году, приходится на Росгидромет 76,2 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями (в 2018 году – 48,9 %).

    Причинами отсутствия кассового исполнения расходов федерального бюджета у Минвостокразвития России явились поздние сроки принятия нормативного правового акта об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» на финансовое обеспечение ее деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 1850), и последующего заключения соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии указанной организации – 28 декабря 2019 г. № 350-10-2019-003.

    Неисполненные бюджетные назначения Росгидромета России образовались в рамках основного мероприятия «Проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» из-за невозможности выполнения АО «Адмиралтейские верфи» работ по поставке оборудования длительного цикла изготовления».

    Неисполненные бюджетные назначения Росгвардии образовались в рамках основного мероприятия ««Формирование (модернизация) нестационарной системы защиты территории и акватории морских портов» по причине затягивания срока производства судна на воздушной подушке соисполнителем по государственному контракту от 12 ноября 2018 г.

    № 0195400000218000519_327325 (ООО СК «Аэроход»).

    Информация о кассовом исполнении расходов федерального бюджета по подпрограммам представлена в следующей таблице.

    (млн. рублей)


     

    Госпрограмма/ подпрограммы


     

    Предусмотрено госпрограммой


     

    Предусмотрено Федеральным законом № 459-ФЗ (первоначальный)


     

    Предусмотрено Федеральным законом

    № 459-ФЗ

    (с изменениями)


     

    Отклонение (гр. 4 - гр. 2)


     

    Сводная бюджетная роспись с изменениями


     

    Отклонение (гр. 6 - гр. 2)


     

    Исполнено


     

    Не исполнено


     

    %

    исполнения (гр. 8/гр. 6)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Расходы по ГП-43, всего

    5 675,8

    5 675,8

    5 675,8

    0,0

    5 675,8

    0,0

    4 777,6

    898,2

    84,2

    Подпрограмма 1

    «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально- экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»


     

    4 475,8


     

    4 475,8


     

    4 475,8


     

    0,0


     

    4 475,8


     

    0,0


     

    3 652,9


     

    822,9


     

    81,6

    Подпрограмма 2

    «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»


     

    1 200,0


     

    1 200,0


     

    1 200,0


     

    0,0


     

    1 200,0


     

    0,0


     

    1 124,8


     

    75,2


     

    93,7

    Подпрограмма 3

    «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально- сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации»


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    -


     

    Федеральным законом № 459-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию ГП-43 утверждены в объеме 5 675,8 млн. рублей, что соответствует бюджетным ассигнованиям, утвержденным госпрограммой.

    Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-43 также утверждены в размере 5 675,8 млн. рублей.

    Кассовое исполнение расходов составило 5 675,8 млн. рублей, или 84,2 % показателя сводной бюджетной росписи, объем недовыполнения составил 898,2 млн. рублей.

     

    Информация о достижении значений целевых показателей (индикаторов) в 2019 году госпрограммы и подпрограмм представлена в следующей таблице.


     

    Госпрограмма/подпрограммы

    Целевые показатели (индикаторы), (количество)*

    Уровень отклонения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год (первоначального) к госпрограмме


     

    Сводная бюджетная роспись с изменениями в % к госпрограмме

    Исполнено в % к


     

    план


     

    фактическое выполнение


     

    %

    (гр. 3/гр. 2)

    сводной бюджетной росписи с изменениями


     

    объему, предусмотренному в госпрограмме

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    На уровне госпрограммы

    1

    1

    100,0

    0,0

    0,0

    84,2

    84,2

    Подпрограмма 1

    «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»


     

    4


     

    3


     

    75,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    81,6


     

    81,6

    Подпрограмма 2

    «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»


     

    1


     

    1


     

    100,0


     

    0,0


     

    0,0


     

    93,7


     

    93,7

    Всего

    6

    5

    83,3

    0,0

    0,0

    84,2

    84,2

    В 2019 году из 24 целевых показателей (индикаторов) плановые значения на 2019 год установлены по 6 показателям (25 % общего количества показателей), фактические значения представлены по всем 6 показателям.

    Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-43 и подпрограмм составил 83,3 % при сохранении общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного сводной бюджетной росписью, по сравнению с утвержденными в ГП-43.

    По мнению Счетной палаты, состав показателей, имеющих установленные плановые значения на 2019 год, не является достаточным для проведения объективной оценки эффективности реализации мероприятий ГП-43, а также степени достижения поставленных целей и ожидаемых результатов.

    Анализ достижения целевых показателей (индикаторов) на уровне госпрограммы отражается в следующей таблице.


     

    Показатель (единица измерения)


     

    ГП

    Фактическое выполнение (млн. рублей)


     

    % выполнения (гр.

    3/гр. 2)/

    Справочно: фактическое исполнение в году, предшествующем отчетному

    1

    2

    3

    4

    5

    Объем бюджетных ассигнований госпрограммы (млн. рублей)

    5 675,8

    5 675,8*

    100,0

    741,9*

    4 777,6**

    93,3

    691,9**

    «Уровень осведомленности граждан Российской Федерации о деятельности государства в Арктике» (проценты)


     

    15


     

    15


     

    100,0


     

    0,0

    * Показатель сводной бюджетной росписи.

    ** Кассовое исполнение:

    для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений, – гр. 2/гр. 3. для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений, – гр. 3/гр. 2.

    Согласно данным Сводного годового отчета из 5 показателей (индикаторов) подпрограмм ГП-43, по которым установлены целевые значения, плановое значение не было достигнуто по одному показателю (20 %), относящемуся к подпрограмме «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Так, не достигнуто плановое значение показателя «Количество проведенных общественно значимых мероприятий, в том числе международных, посвященных вопросам развития Арктики (нарастающим итогом)» (план – 2, факт – 1 %), в связи с тем, что инициатива Минэкономразвития России об определении ИТАР-ТАСС единственным исполнителем мероприятия 1.5 ГП-43 «Формирование и реализация государственной информационной политики Российской Федерации в Арктике и продвижение международного сотрудничества» не была поддержана Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточным

    федеральном округе Трутневым Ю.П.

     

    В части основных результатов ГП-43, достигнутых в 2019 году, отмечается следующее.

    В рамках подпрограммы 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их

    функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» разработано 15 единиц научно-обоснованных аналитических документов, нормативно-технических документов и рекомендаций по геотехническому мониторингу, изысканиям, проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений в опорных зонах развития Арктической зоны Российской Федерации. Результаты выполненных Минстроем России в 2019 году научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будут использованы при актуализации нормативных технических и методических документов в области проектирования зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах.

    Обеспечено проведение в 2019 году V Международного Арктического форума

    «Арктика – территория диалога».

    Осуществлены отдельные работы по строительству объекта «Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», предназначенного для проведения российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Строительство объекта «Ледостойкая самодвижущаяся платформа

    «Северный полюс» является первым этапом достижения такой задачи ГП-43, как развитие науки, технологий и повышение эффективности использования ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации в Арктике.

    В рамках подпрограммы 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» осуществлена частичная реализация мероприятия по линии Росгвардии, направленного на повышение защищенности населения на территории Арктической зоны Российской Федерации.

    Также осуществлялось мероприятие по линии Минпромторга России по модернизации и развитию российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей.

     

    В 2019 году реализация ГП-43 осуществлялась Минэкономразвития России и Минвостокразвития России в соответствии с планом реализации ГП-43, являющимся приложением № 5 к ГП-43.

    План реализации ГП-43 включает 12 контрольных событий, срок наступления которых запланирован на 2019 год. При этом контрольные события в течение года распределены неравномерно – 83,3 % контрольных событий приходится на IV квартал 2019 года.

    Согласно отчетным данным наступило 11 контрольных событий (все контрольные события наступили в срок). Не наступило 1 контрольное событие «Представлен ежегодный отчет о деятельности информационно-аналитического центра», при этом причины, по которым оно не наступило, Минвостокразвития России не представлены.

    По состоянию на начало и на конец 2019 года дебиторская задолженность по ГП- 43 в части Минвостокразвития России отсутствует.

    Информация об объемах расходов и уровне ввода объектов в рамках выполнения федеральной адресной инвестиционной программы (далее – ФАИП) на 2019 год представлена в следующей таблице.


     

    Наименование

    Лимиты бюджетных обязательств на реализацию ФАИП в отчетном году (млн. рублей)

    Кассовые расходы по ФАИП за отчетный год (млн. рублей)


     

    Процент исполнения (%)

    Количество объектов ФАИП,

    подлежавших вводу в отчетном году

    Количество введенных объектов в отчетном году

    Уровень ввода объектов в отчетном году

    (%)

    1

    2

    3

    4=3/2*100

    5

    6

    7=6/5*100

    Всего по госпрограмме, в том числе:

    4 875,6

    4 092,7

    83,9

    0

    0

    0

    Подпрограмма 1

    «Формирование опорных зон развития и

    обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально- экономического

    развития Арктической зоны Российской Федерации»


     

    4 325,6


     

    3 542,7


     

    81,9


     

    0


     

    0


     

    0

    Росгидромет

    4 325,6

    3 542,7

    81,9

    0

    0

    0

    Подпрограмма 1

    «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»


     

    550,0


     

    550,0


     

    100,0


     

    0


     

    0


     

    0

    Минпромторг России

    550,0

    550,0

    100,0

    0

    0

    0

    На реализацию ФАИП предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 4 875,6 млн. рублей в рамках двух подпрограмм ГП-43. Кассовое исполнение расходов составило 4 092,7 млн. рублей (82,9 % утвержденных лимитов бюджетных обязательств).

    В 2019 году не предусматривался ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных в ФАИП.

    По объекту Росгидромета «Проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» в 2019 году выполнены отдельные работы в рамках исполнения государственного контракта, срок ввода в эксплуатацию – 2020 год.

    По объекту Минпромторга России «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей» в 2019 году подготовка необходимой документации и строительные работы выполнялись за счет средств, поступивших от акционера АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» путем выкупа акций. Срок ввода объекта в эксплуатацию – 2021 год.

    Основными факторами, повлиявшими на ход реализации основных мероприятий ГП-43 в 2019 году, являются технологический цикл производства оборудования (7 - 9 месяцев), ограниченный (3 - 4 месяца) период навигации в морских портах Арктической зоны Российской Федерации, обстоятельства, возникшие в связи с санкционными ограничениями в отношении АО «Адмиралтейские верфи».

    ГП-43 меры государственного регулирования (налогового, таможенного, тарифного, кредитного) не предусмотрены.

    Минвостокразвития России как ответственным исполнителем ГП-43 методика оценки эффективности реализации госпрограммы не утверждалась, а в рамках подготовки годового отчета применялась методика оценки эффективности, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 10 июля 2018 г. № 359. При этом на основании указанной методики эффективность реализации госпрограммы Минвостокразвития России признана неудовлетворительной.

    Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности ГП-43 за 2019 год в соответствии с пунктом 31 Порядка 588 представлен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации, Минфин России и Минвостокразвития России (письмо от 28 февраля 2020 г. № АК-08-04/2119) в установленный срок.

    В то же время указанный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности ГП-43 подготовлен на основе данных ответственного исполнителя (Минвостокразвития России), соисполнителя (Минпромторг России) и участников госпрограммы (Минстрой России, Росгидромет, Росгвардия). Минэкономразвития России по состоянию на 28 февраля 2020 года информацию не представило.

    Кроме того, в соответствии с письмом от 12 марта 2020 г. № 08-13/2677 на запрос информации Счетной палаты Минвостокразвития России сообщило об отсутствии:

    материалов и документов в части результатов проведения оценки эффективности мероприятий ГП-43 за 2019 год;

    акта, регламентирующего управление реализацией ГП-43;

    актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию в 2019 году объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий госпрограмм, представленных Минвостокразвития России;

    результатов мониторинга реализации ГП-43.

    1. По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности реализации ГП-43 в 2019 году составила 93,5 %, что соответствует оценке «Степень эффективности реализации выше среднего», которая определялась на основе 5 показателей: оценка показателей (индикаторов) уровня госпрограммы (100 %), оценка показателей (индикаторов) подпрограмм госпрограммы (90 %), оценка эффективности реализации основных мероприятий госпрограммы (91,7 %), оценка кассового исполнения расходов федерального бюджета (81,3 %) и оценка эффективности деятельности ответственного исполнителя (25 %). По итогам 2018 года степень эффективности реализации ГП-43 в соответствии со

      Сводным годовым докладом составляла 9,2 %, что соответствовало оценке «низкая степень эффективности».

      По оценке Счетной палаты, степень эффективности ГП-43 в 2019 году соответствует уровню «Средний уровень эффективности» (уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составляет 83,3 % (средний уровень), динамика достижения показателей за 2019 год по сравнению с 2018 годом

      – 100 % (высокий уровень), уровень выполнения контрольных точек по плану мониторинга – 91,7 % (высокий уровень)уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи – 84,2 % (средний уровень)уровень качества управления госпрограммой – 66,7 % (средний уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета за 2019 год отсутствует (высокий уровень). В 2019 году ввод объектов ФАИП не предусмотрен.

      По итогам 2018 года, по оценке Счетной палаты, степень эффективности ГП-43 в 2018 году соответствовала уровню «Низкий уровень эффективности» (уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составлял 14,3 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам- графикам – 7,7 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи – 93,3 % (средний уровень), уровень управления госпрограммой – 50 % (средний уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета за 2018 год отсутствовала. Уровень ввода объектов капитального строительства не рассчитывался.

       

      В настоящее время Минвостокразвития России ведется работа по формированию новой редакции ГП-43, которая разрабатывается в соответствии с протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. (пункт 2.3) и поручением Правительства Российской Федерации от 15 января 2020 г. № ЮТ-П16-141, и в которой планируются мероприятия по привлечению новых инвестиций, созданию новых рабочих мест, поддержке коренных малочисленных народов.

 

 

 

 

////////////////////////////