КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН от 6 ноября 1994 г.

 

  Главная      Право

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН от 6 ноября 1994 г.


Мы, народ Таджикистана,
являясь неотъемлемой частью мирового сообщества,
сознавая свой долг и свою ответственность перед прошлым, настоящим и будущими поколениями,
понимая необходимость обеспечения суверенитета и развития своего государства,
признавая незыблемыми свободу и права человека, уважая равноправие и дружбу всех наций и народностей, ставя задачей создание справедливого общества, ПРИНИМАЕМ И ПРОВОЗГЛАШАЕМ НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ.

Глава 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 1

Республика Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство.
Таджикистан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
"Республика Таджикистан" и "Таджикистан" - равнозначные понятия.

Статья 2

Государственным языком Таджикистана является таджикский язык.
Русский язык является языком межнационального общения.
Все нации и народности, проживающие на территории республики, вправе свободно пользоваться своим родным языком.

Статья 3

Государственными символами Республики Таджикистан являются Флаг, Герб и Гимн.

Статья 4

Столица Таджикистана - город Душанбе.

Статья 5

Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны.
Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством.

Статья 6

В Таджикистане народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, которую осуществляет непосредственно, а также через своих представителей.
Народ Таджикистана составляют граждане Республики Таджикистан независимо от национальности.
Ни одна общественная организация, группа людей или отдельная личность не вправе присвоить государственную власть.
Узурпация власти является особо тяжким преступлением.
Право выступать от имени всего народа Таджикистана принадлежит только Президенту и Маджлиси Оли.

Статья 7

Территория Таджикистана неделима и неприкосновенна.
Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, поселков и сел.
Государство обеспечивает суверенитет, независимость и территориальную целостность республики. Пропаганда и действия, направленные на разделение единства государства, запрещаются.
Порядок образования и изменения административно-территориальных единиц регулируется конституционным законом.

Статья 8

В Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма.
Ни одна идеология, в том числе религиозная, не может устанавливаться в качестве государственной.
Общественные объединения создаются и действуют в рамках Конституции и законов. Государство предоставляет им равные возможности в их деятельности.
Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела.
Создание и деятельность общественных объединений, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, запрещаются.

Статья 9

Государственная власть основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 10

Конституция Таджикистана обладает высшей юридической силой, ее нормы имеют прямое действие. Законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.
Государство и все его органы, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать и исполнять Конституцию и законы республики.
Международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов.
Законы и признанные Таджикистаном международно-правовые акты вступают в силу после их официального опубликования.

Статья 11

Таджикистан, проводя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм.
Пропаганда войны запрещается.
Таджикистан, руководствуясь высшими интересами народа, может входить в содружества и другие международные организации, а также выходить из них, устанавливать связи с зарубежными странами.
Государство сотрудничает с зарубежными соотечественниками.

Статья 12

Основу экономики Таджикистана составляют различные формы собственности.
Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной,

Статья 13

Земля, ее недра, вода, воздушное пространство, животный и растительный мир и другие природные ресурсы являются исключительной собственностью государства и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа.

Глава 2
ПРАВА, СВОБОДЫ, ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 14
Права и свободы человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией, законами республики, признанными Таджикистаном международно-правовыми актами.
Ограничения прав и свобод граждан допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики.

Статья 15

Гражданином Таджикистана считается лицо, которое на день принятия Конституции является гражданином Республики Таджикистан.
Принадлежность граждан Таджикистана к гражданству другого государства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и межгосударственными договорами Таджикистана.
Порядок приобретения и утраты гражданства определяется конституционным законом.

Статья 16

Гражданин Таджикистана за пределами страны находится под защитой государства. Ни один гражданин республики не может быть выдан иностранному государству. Выдача преступника иностранному государству разрешается на основании двустороннего соглашения.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются провозглашенными правами и свободами и имеют равные с гражданами Таджикистана обязанности и ответственность, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таджикистан может предоставить политическое убежище иностранным гражданам, ставшим жертвами нарушения прав человека.

Статья 17

Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения.
Мужчины и женщины равноправны.

Статья 18

Каждый имеет право на жизнь.
Никто не может быть лишен жизни, кроме как по приговору суда за особо тяжкое преступление.
Неприкосновенность личности гарантируется государством. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокости и бесчеловечному обращению. Принудительные медицинские и научные эксперименты над человеком запрещаются.

Статья 19

Каждому гарантируется судебная защита. Каждый имеет право требовать рассмотрения его дела компетентным и беспристрастным судом.
Никто не может быть подвергнут без законных оснований задержанию, аресту и ссылке. Лицо вправе с момента задержания пользоваться услугами адвоката.

Статья 20

Никто не считается виновным в совершении преступления до вступления приговора суда в законную силу.
Никто не может быть привлечен к ответственности после истечения срока уголовного преследования, а также за деяния, которые в момент их совершения не считались преступлением. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
Закон, принятый после совершения лицом противоправного деяния и усиливающий наказание за него, обратной силы не имеет. Если после совершения противоправного деяния ответственность за него отменена или смягчена, применяется новый закон.
Полная конфискация имущества осужденного запрещается.

Статья 21

Закон защищает права потерпевшего. Государство гарантирует потерпевшему судебную защиту и возмещение нанесенного ему ущерба.

Статья 22

Жилище неприкосновенно.
Не допускается вторжение в жилище и лишение человека его жилища, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 23

Обеспечивается тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных личных сообщений, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Сбор, хранение, использование и распространение сведений о личной жизни человека без его на то согласия запрещаются.

Статья 24

Гражданин имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства, выезд за пределы республики и возвращение в нее.

Статья 25

Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами, касающимися его прав и интересов, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 26

Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов.

Статья 27

Гражданин имеет право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через представителей.
Граждане имеют равное право на государственную службу.
Гражданин по достижении 18-летнего возраста имеет право избирать и быть избранным.
Лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права участвовать в выборах и референдумах.
Выборы и референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 28

Граждане имеют право объединяться. Гражданин вправе участвовать в создании политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, добровольно входить в них и выходить из них.

Статья 29

Гражданин вправе участвовать в установленных законом собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях. Никто не может быть принудительно привлечен к участию в них.

Статья 30

Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации.
Государственная цензура и преследование за критику запрещается.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.

Статья 31

Граждане имеют право лично или совместно с другими обращаться в государственные органы.

Статья 32

Каждый имеет право на собственность и право наследования.
Никто не вправе лишать и ограничивать право гражданина на собственность. Изъятие личного имущества для общественных нужд государством допускается только на основании закона и с согласия собственника при полном возмещении его стоимости.
Материальный и моральный ущерб, нанесенный личности в результате незаконных действий государственных органов, общественных объединений или отдельных лиц, возмещается в соответствии с законом за их счет.

Статья 33

Семья, как основа общества, находится под защитой государства.
Каждый имеет право на создание семьи. Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право свободно вступать в брак. В семейных отношениях и при расторжении брака супруги равноправны. Многобрачие запрещается.

Статья 34

Мать и ребенок находятся под особой защитой и покровительством государства.
Родители ответственны за воспитание детей, а совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.
Государство заботится о защите детей-сирот и инвалидов, их воспитании и образовании.

Статья 35

Каждый имеет право на труд, выбор профессии, работы, охрану труда и социальную защиту от безработицы. Заработная плата не должна быть ниже минимальной оплаты труда.
Всякие ограничения в трудовых отношениях запрещаются. За равный труд выдается равная оплата.
Никто не может быть привлечен к принудительному труду, за исключением случаев, определенных законом.
Использование труда женщин и несовершеннолетних на тяжелых и подземных работах, а также на работах с вредными условиями труда запрещается.

Статья 36

Каждый имеет право на жилище. Это право обеспечивается путем осуществления государственного, общественного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства.

Статья 37

Каждый имеет право на отдых. Это право обеспечивается путем установления продолжительности рабочего дня и недели, предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, еженедельных дней отдыха и иными условиями, предусмотренными законом.

Статья 38

Каждый имеет право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения, мерами по оздоровлению окружающей среды, созданием и развитием массового спорта, физической культуры и туризма.
Другие формы оказания медицинской помощи определяются законом.

Статья 39

Каждому гарантируется социальное обеспечение в старости, в случаях болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, определяемых законом.

Статья 40

Каждый имеет право на свободное участие в культурной жизни общества, художественном, научном и техническом творчестве и пользоваться их достижениями.
Культурные и духовные ценности охраняются государством.
Интеллектуальная собственность находится под защитой закона. Каждый имеет право на образование. Получение общего| основного образования обязательно. Государство гарантирует получение в государственных учебных заведениях бес платного общего среднего, среднего профессионального и, в соответствии со способностями и на конкурсной основе, среднего специального и высшего образования.
Другие формы получения образования определяются законом.

Статья 42
На территории Таджикистана каждый обязан соблюдать
его Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
Незнание законов не освобождает от ответственности.
Статья 43
Защита Родины, охрана интересов государства, укрепление его независимости, безопасности и оборонной мощи - священный долг гражданина.
Порядок прохождения военной службы определяется законом.

Статья 44
Охрана природы, исторических и культурных памятников - обязанность каждого.

Статья 45
Уплата налогов и сборов, определяемых законом, является обязанностью каждого.
Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие экономическое положение гражданина, обратной силы не имеют.

Статья 46

В случае реальной угрозы правам и свободам граждан, независимости государства и его территориальной целостности, стихийных бедствий, в результате которых конституционные органы республики не могут нормально функционировать, как временная мера, для обеспечения безопасности граждан и государства, объявляется чрезвычайное положение.
Срок чрезвычайного положения устанавливается до трех месяцев. В необходимых случаях этот срок может быть продлен Президентом Республики Таджикистан.

Статья 47

В условиях чрезвычайного положения не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные в статьях 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25 и 28 Конституции.

На время объявления чрезвычайного положения Маджлиси Оли не распускается.
Правовой режим чрезвычайного положения определяется конституционным законом.

Глава 3 МАДЖЛИСИ ОЛИ

Статья 48

Маджлиси Оли является высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан.
Маджлиси Оли избирается сроком на 5 лет.
В Маджлиси Оли избираются граждане не моложе 25 лет.
Организация и деятельность Маджлиси Оли определяется конституционным законом.

Статья 49

Полномочия Маджлиси Оли:
1) принятие, изменение законов и постановлений и их отмена;
2) толкование Конституции и законов;
3) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
4) образование Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
5) назначение референдума;
6) вынесение на всенародное обсуждение проектов законов и других важных государственных и общественных вопросов;
7) назначение выборов Президента республики;
8) назначение выборов в высший и местные представительные органы;
9) дача согласия на образование и упразднение министерств и государственных комитетов;
10) утверждение Указов Президента о назначении и освобождении Премьер-министра и других членов правительства;
11) утверждение Указов Президента о назначении и освобождении Председателя Национального банка и его заместителей;
12) избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда,Высшего экономического суда по представлению Президента республики;
13) дача согласия на назначение и освобождение Генерального прокурора и его заместителей;
14) утверждение социально-экономических программ, дача согласия на оказание экономической помощи другим государствам;
15) утверждение государственного бюджета, определение возможного размера дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, контроль за исполнением бюджета, определение налоговой политики, а также дача разрешения на выдачу и получение государственного кредита;
16) определение денежной системы;
17) определение структуры, образование, упразднение и изменение административно-территориальных единиц. В необходимых случаях по своей инициативе и самостоятельно изменяет границы административно-территориальных единиц;
18) ратификация и денонсация международных договоров;
19) образование судов;
20) утверждение указов Президента о военном и чрезвычайном положениях;
21) учреждение государственных наград;
22) установление воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий;
23) утверждение государственных символов;
24) объявление всеобщей амнистии;
25) отмена постановлений Президиума Маджлиси Оли; в случае противоречия их Конституции и законам;
26) осуществление других полномочий, определяемых Конституцией и законами.

Статья 50

Основной формой деятельности Маджлиси Оли является сессия.
Сессия Маджлиси Оли созывается Президиумом Маджлиси Оли не менее двух раз в год.
Сессия Маджлиси Оли правомочна, если в ней участвуют не менее двух третей от общего числа народных депутатов.
Первую сессию Маджлиси Оли созывает Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов по истечении месяца после выборов народных депутатов.
Статья 51

Для организации работы Маджлиси Оли и осуществления полномочий, предусмотренных Конституцией и законами, создается Президиум Маджлиси Оли во главе с Председателем Маджлиси Оли.
В состав Президиума Маджлиси Оли входят Председатель Маджлиси Оли, его первый заместитель и заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Маджлиси Оли.
Маджлиси Оли может избирать в состав Президиума Маджлиси Оли и других народных депутатов.

Статья 52

Полномочия Президиума Маджлиси Оли:
1) созыв Маджлиси Оли;
2) организация подготовки сессий Маджлиси Оли;
3) координация деятельности комитетов и постоянных комиссий Маджлиси Оли;
4) организация межпарламентских связей;
5) руководство печатными органами Маджлиси Оли, назначение и освобождение их главных редакторов;
6) дача согласия на назначение и отзыв глав дипломатических представительств Таджикистана в зарубежных государствах и представителей республики в международных организациях;
7) осуществление других полномочий, определяемых Конституцией и законами.
Президиум Маджлиси Оли в пределах своих полномочий принимает постановления.

Статья 53

Маджлиси Оли избирает из числа народных депутатов Председателя Маджлиси Оли, его первого заместителя и заместителей, председателей комитетов и постоянных комиссий Маджлиси Оли. Один из заместителей Председателя Маджлиси Оли является народным депутатом от Горно-Ба-дахшанской автономной области.
Председатель Маджлиси Оли избирается тайным голосованием большинством от общего числа народных депутатов.

Статья 54

Полномочия Председателя Маджлиси Оли:
1) руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению на сессиях;
2) председательствование на сессии Маджлиси Оли и заседании его Президиума;
3) представление Маджлиси Оли кандидатур первого заместителя и заместителей Председателя Маджлиси Оли, председателей комитетов и постоянных комиссий Маджлиси Оли;
4) подписание постановлений Маджлиси Оли и постановлений его Президиума;
5) представление Маджлиси Оли внутри страны и за ее пределами;
6) подписание межпарламентских соглашений;
7) руководство аппаратом Маджлиси Оли, издание распоряжений;
7) осуществление других полномочий, определяемых Конституцией и законами.


Статья 55

Первый заместитель и заместители Маджлиси Оли выполняют по уполномочию Председателя отдельные его функции. В случае отсутствия Председателя Маджлиси Оли его обязанности исполняет первый заместитель.

Статья 56

Для ведения законопроектной работы, осуществления контрольных функций, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов Маджлиси Оли избирает из числа народных депутатов комитеты и постоянные комиссии.
Маджлиси Оли может при необходимости создавать следственные, ревизионные и иные временные комиссии.

Статья 57

Должностное лицо обязано предоставлять народному депутату сведения, необходимые для выполнения своих депутатских полномочий, кроме случаев, определяемых законом.
Народный депутат вправе свободно выражать свое мнение, голосовать по своему убеждению.

Статья 58

Народный депутат, постоянно работающий в Маджлиси Оли, не может занимать другую должность, заниматься предпринимательской деятельностью, помимо научной и творческой.
Гражданин Таджикистана не может быть одновременно депутатом более двух представительных органов.

Статья 59

Народный депутат обладает правом неприкосновенности. Он не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Маджлиси Оли. Без согласия Маджлиси Оли народный депутат не может быть задержан, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления.
Полномочия народного депутата прекращаются при уходе в отставку, признании его судом недееспособным либо при обоснованном решении Маджлиси Оли.
Правовой статус народного депутата определяется конституционным законом.

Статья 60

Право законодательной инициативы принадлежит народному депутату, Президенту, Правительству, Конституционному суду, Верховному Суду, Высшему экономическому суду и Маджлису народных депутатов Горно-Бадахшан-ской автономной области.

Статья 61

Законы Таджикистана и постановления Маджлиси Оли принимаются большинством голосов от общего числа народных депутатов.
Конституционные законы принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа народных депутатов.

Статья 62

Законы Таджикистана представляются на подпись Президенту. Если Президент не согласен с законом, то он в течение пятнадцати дней возвращает его со своими возражениями Маджлиси Оли. Если Маджлиси Оли большинством в две трети голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон. Если Президент не возвращает закон в установленные сроки, то он обязан подписать его.

Статья 63

Маджлиси Оли может досрочно самораспуститься с согласия не менее двух третей народных депутатов.
Во всех случаях полномочия народных депутатов Таджикистана прекращаются в день открытия первой сессии Маджлиси Оли нового созыва.

Глава 4 ПРЕЗИДЕНТ

Статья 64

Президент Республики Таджикистана является главой государства и исполнительной власти (Правительства).
Президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана.

Статья 65

Президент избирается гражданами Таджикистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Каждый гражданин в возрасте от 35 до 65 лет, владеющий государственным языком и проживающий на территории Таджикистана не менее 10 последних лет, может быть выдвинут кандидатом на пост Президента республики.
Кандидатом на пост Президента может быть зарегистрировано лицо, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи не менее 5 процентов избирателей.
Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

Статья 66

Выборы Президента считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей.
Избранным считается кандидат на пост Президента, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
Порядок выборов Президента определяется конституционным законом.

Статья 67

Президент перед вступлением в должность принимает на заседании Маджлиси Оли присягу:
"Я, в качестве Президента, клянусь защищать Конституцию и законы республики, гарантировать обеспечение прав, свобод, чести и достоинства граждан, защищать территориальную целостность, политическую, экономическую и культурную независимость Таджикистана, преданно служить народу".Полномочия Президента прекращаются с момента принятия присяги вновь избранным Президентом.

Статья 68

Президент не вправе занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью.
Заработную плату Президента устанавливает Маджлиси Оли.

Статья 69

Президент Республики Таджикистан:
1) представляет Таджикистан внутри страны и в международных отношениях;
2) с согласия Маджлиси Оли образует и упраздняет министерства и государственные комитеты;
3) назначает и освобождает Премьер-министра и других членов правительства и представляет указы об этом на утверждение Маджлиси Оли;
4) назначает и освобождает председателя Национального банка, его заместителей и представляет указы об этом на утверждение Маджлиси Оли;
5) создает исполнительный аппарат Президента;
6) назначает и освобождает председателей Горно-Бадах-шанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов, представляет их на утверждение соответствующих Маджлисов народных депутатов;
7) представляет Маджлиси Оли кандидатуры для избрания и отзыва председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда;
8) с согласия Маджлиси Оли назначает и освобождает Генерального прокурора и его заместителей;
9) по представлению Министра юстиции назначает и освобождает судей военных судов, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных, города Душанбе, городских и районных судов;
10) распоряжается резервным фондом и информирует Маджлиси Оли о его расходовании;
11) вносит в Маджлиси Оли предложения по определению денежной системы;
12) подписывает законы;
13) отменяет или приостанавливает действие актов органов государственного управления в случае их противоречия Конституции и законам;
14) руководит проведением внешней политики, подписывает международные договоры и представляет их на утверждение Маджлиси Оли;
15) с согласия Президиума Маджлиси Оли назначает Глав дипломатических представительств в зарубежных государствах и представителей республики в международных организациях;
16) принимает верительные грамоты Глав дипломатических представительств иностранных государств;
17) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Таджикистана; назначает и освобождает командующих войсками Вооруженных Сил Таджикистана;
18) при реальной угрозе безопасности государства объявляет военное положение с внесением Указа об этом на утверждение Маджлиси Оли;
19) объявляет чрезвычайное положение на всей территории республики или в отдельных местностях с незамедлительным внесением Указа об этом на утверждение Маджлиси Оли и сообщением в Организацию Объединенных Наций;
20) создает Совет безопасности и руководит им;
21) предоставляет политическое убежище;
22) решает вопросы приема в гражданство и утраты гражданства;
23) решает вопросы помилования осужденных;
24) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
25) награждает граждан государственными наградами, присваивает государственные премии и почетные звания Таджикистана;
26) исполняет другие полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.

Статья 70

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, информирует Маджлиси Оли о положении в стране, вносит важные и необходимые вопросы на рассмотрение Маджлиси Оли.

Статья 71

В случае смерти, отставки, освобождения и признания Президента недееспособным его обязанности до приступления в должность вновь избранного Президента переходят к Председателю Маджлиси Оли, а полномочия Председателя Маджлиси Оли возлагаются на его первого заместителя.В этих случаях в трехмесячный срок проводятся выборы Президента.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий Президента решается большинством голосов народных депутатов Маджлиси Оли, за исключением случаев, предусмотренных в статье 72.

Статья 72

Президент обладает правом неприкосновенности.
В случае нарушения присяги или совершения Президентом преступления Маджлиси Оли, с учетом заключения Конституционного Суда и специальной комиссии Маджлиси Оли, не мене чем двумя третями голосов народных депутатов освобождает Президента от занимаемой должности.
Вопрос об обвинении Президента республики в нарушении присяги или совершении преступления вносится не менее чем одной третью народных депутатов. В этом случае председательствоваиие на специальной сессии Маджлиси Оли возлагается на Председателя Верховного Суда. Народные депутаты принимают присягу, что при рассмотрении этого вопроса они будут действовать по совести, закону и справедливости.
После освобождения Президента от занимаемой должности следствие по его делу продолжается, ему предъявляется обвинение, дело передается в суд.

Глава 5 ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 73

Правительство республики состоит из Премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров, председателей государственных комитетов.
Правительство обеспечивает эффективное руководство функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, решений Маджлиси Оли, указов и распоряжений Президента Таджикистана.
Члены Правительства не вправе занимать другую должность, быть депутатами представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью.

Статья 74

Правительство в соответствии с Конституцией и законами республики издает постановления и распоряжения, ис
полнение которых на территории Таджикистана обязательно.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
В случае признания Правительством своей неспособности нормально функционировать оно может заявить Президенту об отставке. Каждый член Правительства имеет право на отставку.
Порядок организации, деятельности и полномочия Правительства определяются конституционным законом.

Статья 75

Правительство представляет на рассмотрение Маджлиси Оли социально-экономические программы, вопросы выдачи и получения государственных кредитов, оказания экономической помощи другим государствам, проект государственного бюджета и возможного размера дефицита государственного бюджета, источников его покрытия.

Глава 6 МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 76

Местная власть состоит из представительных и исполнительных органов, которые действуют в пределах своих полномочий. Они обеспечивают исполнение Конституции, законов, актов Маджлиси Оли и Президента.

Статья 77

Органом местной представительной власти в областях, городах и районах является Маджлис народных депутатов, которым руководит Председатель. Депутаты местного Мад-жлиса избираются сроком на 5 лет.
Маджлис народных депутатов утверждает местный бюджет и отчет по его исполнению, определяет пути социально-экономического развития местности, местные налоги и платежи в соответствии с законом, определяет способы управления и владения коммунальной собственностью, осуществляет другие полномочия, определяемые Конституцией и законами.

Статья 78

Исполнительную власть на местах осуществляет представитель Президента - председатель области, города района. Представительную и исполнительную власть соответствующих административно-территориальных единиц возглавляет председатель.
Председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов назначает и освобождает Президент, представляя их кандидатуры на утверждение соответствующих Маджлисов народных депутатов.
Председатель ответствен перед вышестоящим исполнительным органом и соответствующим Маджлисом народных депутатов.
Органом самоуправления в поселке и селе является джа-моат.
Порядок образования, полномочия и деятельность органов местной власти регулируются конституционным законом.

Статья 79

Представительные органы и председатель в пределах своих полномочий принимают правовые акты, обязательные для исполнения на соответствующих территориях.
В случае несоответствия Конституции и законам актов представительных органов и председателя они отменяются вышестоящими органами и судом.

Статья 80

В случае систематического невыполнения Маджлисом народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов Конституции и законов Маджлиси Оли вправе распустить его и назначить новые выборы.

Глава 7
ГОРНО-БАДАХШАНСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

Статья 81

Горно-Бадахшанская автономная область является составной и неделимой частью Республики Таджикистан.
Изменять границы территории Горно-Бадахшанской автономной области без согласия Маджлиса народных депутатов запрещается.

Статья 82

Народные депутаты Таджикистана от Горно-Бадахшанской автономной области избираются в соответствии с установленной законом нормой, независимо от численности населения.

Статья 83

Полномочия Горно-Бадахшанской автономной области в социальной, экономической, культурной сферах жизни и другие полномочия области определяются конституционным законом.

Глава 8 СУД

Статья 84

Судебная власть является независимой, защищает права и свободы личности, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость.
Судебную власть осуществляет Конституционный суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военной суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, города Душанбе, городские и районные суды.
Организацию и порядок деятельности судов определяет конституционные закон.
Срок полномочия судей 5 лет.
Создание чрезвычайных судов запрещается.

Статья 85

На должности судей Верховного Суда, Высшего экономического суда, Военного суда, областных судов и суда города Душанбе избираются и назначаются юристы не моложе 30 лет и не старше 60 лет, имеющие стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет.
На должности судей городских и районных судов назначаются лица не моложе 25 и не старше 60 лет, имеющие профессиональный стаж работы не менее 3 лет.

Статья 86

Судьи военного суда, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных, города Душанбе, городских и районных судов назначаются и освобождаются Президентом по представлению Министра юстиции.

Статья 87

Судьи в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции и закону. Вмешательство в их деятельность запрещается.

Статья 88

Судьи рассматривают дело коллегиально и единолично.Судебный процесс осуществляется на основе принципа состязательности и равенства сторон.
Разбирательство дел во всех судах открытое, кроме случаев, предусмотренных законом.
Судопроизводство ведется на государственном языке или на языке большинства населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечиваются услугами переводчика.

Статья 89

Конституционный Суд состоит из 7 человек, один из которых является представителем Горно-Бадахшанской автономной области.
Судьи Конституционного Суда избираются из числа юристов не моложе 30 и не старше 60 лет, имеющих профессиональный стаж работы не менее 10 лет.
Полномочия Конституционного Суда:
1) определение соответствия Конституции законов, правовых актов Маджлиси Оли, Президента, Правительства, Верховного Суда, Высшего экономического суда и других государственных и общественных организаций, а также не вступивших с законную силу договоров Таджикистана;
2) разрешение споров между государственными органами относительно их компетенции;
3) исполнение других полномочий, определяемых Конституцией и законами.
Решения Конституционного Суда являются окончательными.

Статья 90

Судья не может занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, членом политических партий и объединений, заниматься предпринимательской деятельностью, помимо занятия научной, творческой и педагогической деятельностью.

Статья 91

Судья обладает правом неприкосновенности.
Без согласия органа, избравшего или назначившего его, судья не подлежит аресту и привлечению к уголовной ответственности.
Судья не подлежит задержанию, за исключением случаев задержания его на месте совершения преступления.

Статья 92

Юридическая помощь гарантируется на всех стадиях следствия и суда. Организация и порядок деятельности адвокатуры и другие формы оказания юридической помощи определяются конституционным судом.

Глава 9 ПРОКУРАТУРА

Статья 93

Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Таджикистана осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий.

Статья 94

Единую и централизованную систему органов прокуратуры Таджикистана возглавляет Генеральный прокурор. Генеральный прокурор подотчетен Маджлиси Оли и Президенту.

Статья 95

Генеральный прокурор Таджикистана назначается сроком на 5 лет.
Генеральный прокурор назначает на должности подчиненных ему прокуроров и освобождает их. Срок полномочий прокуроров 5 лет.
Деятельность, полномочия и структура органов прокуратуры регламентируются законом.

Статья 96

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Статья 97

Прокурор не может занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, членом политических партий и объединений, заниматься предпринимательской деятельностью, помимо занятия научной, педагогической и творческой деятельностью.

Глава 10
ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Статья 98
Изменения и дополнения в Конституцию вносятся путем проведения всенародного референдума.
Референдум проводится, если за его проведение проголосовало две трети народных депутатов.
Порядок проведения референдума определяется конституционным законом.

Статья 99

Предложения по изменению и дополнению в Конституцию вносятся Президентом или не менее чем одной третью народных депутатов Таджикистана.
Предложения по изменению и дополнению Конституции публикуются в печати за три месяца до референдума. Статья 100
Республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства неизменны.
// "ИФРОН". Душанбе. 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////