|
|
Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии (А.Д. Сахаров)
Автор этого
незавершенного проекта - академик А. Д. Сахаров, член Конституционной
комиссии, образованной первым Съездом народных депутатов СССР. |
1. Союз Советских Республик Европы и Азии (сокращенно - Европейско-Азиатский Союз. Советский Союз) - добровольное объединение суверенных республик Европы и Азии.
2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти - счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.
3. Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на нравственные и культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов.
4. Союз в лице его органов власти
и граждан стремится к сохранению мира во всем мире, к сохранению среды
обитания, к сохранению внешних и внутренних условий существования человечества
и жизни на Земле в целом, к гармонизации экономического, социального и
.политического развития во всем мире.
Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми
региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными,
групповыми и личными целями.
В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится к
встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и
капиталистической систем как к единственному кардинальному решению глобальных и
внутренних проблем. Политическим выражением конвергенции в перспективе должно
быть создание Мирового правительства.
5. Все люди имеют право на жизнь,
свободу и счастье. Целью и обязанностью граждан и государства является
обеспечение социальных, экономических и гражданских прав личности.
Осуществление .прав личности не должно противоречить правам других людей,
интересам общества в целом. Граждане и учреждения обязаны действовать в
соответствии с законами Союза и республик и принципами Всеобщей декларации прав
человека ООН.
Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом, в том числе Пакты
о правах человека ООН и Конституции Союза, имеют на территории Союза прямое
действие и приоритет перед законами Союза и республик.
6. Конституция Союза гарантирует гражданские права человека -
· свободу убеждений,
· свободу слова и информационного обмена,
· свободу религии,
· свободу ассоциаций, митингов и демонстраций,
· свободу эмиграции и возвращения в свою страну,
· свободу поездок за рубеж,
· свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах страны,
· неприкосновенность жилища,
· свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской необходимостью психиатрической госпитализации.
Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за действия, связанные с убеждениями, если в них нет призывов к насилию, иного ущемления прав других людей или государственной измены.
7. В основе политической, культурной и идеологической жизни общества лежат принципы плюрализма и терпимости.
8. Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. На территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.
9. Принцип презумпции невиновности является основополагающим при судебном рассмотрении любых обвинений каждого гражданина. Никто не может быть лишен какого-либо звания и членства в какой-либо организации или публично обвинен в совершении преступления до вступления в законную силу приговора суда.
10. На территории Союза запрещена какая-либо дискриминация в вопросах работы, оплаты труда и трудоустройства, поступления в учебные заведения и получения образования по признакам национальности, религиозных и политических убеждений, наличия в прошлом судимости, при условии ее снятия, а также (при отсутствии прямых противопоказаний) по признакам пола, воз- раста и состояния здоровья.
11. На территории Союза запрещена дискриминация в вопросах предостав- ления жилья, медицинской помощи и в других социальных вопросах по при- знакам пола, национальности, религиозных и политических убеждений, воз- раста и состояния здоровья, наличия в прошлом судимости.
12. Никто не должен жить в нищете.
Пенсии по старости для лиц, достигших пенсионного возраста, пенсии для
инвалидов войны, труда и детства не могут быть ниже прожиточного уровня.
Пособия и другие виды социальной помощи должны гарантировать уровень жизни всех
членов общества не ниже прожиточного минимума.
Медицинское обслуживание граждан и система образования строятся на основе
принципов социальной справедливости, доступности минимально-достаточиого
медицинского обслуживания (бесплатного и платного), отдыха и образования для
каждого вне зависимости от имущественного положения, места проживания и работы.
Вместе с тем должны существовать платные системы медицинского обслуживания и
конкурсные системы образования, обеспечивающие более высокий общий уровень на
основе конкуренции.
13. Союз не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессианства. Вооруженные Силы строятся в соответствии с принципом оборонительной достаточности.
14. Союз подтверждает
принципиальный отказ от применения первым ядерного оружия. Ядерное оружие
любого типа и назначения может быть применено лишь с санкции Главнокомандующего
Вооруженными Силами страны при наличии достоверных данных об умышленном
применении ядерного оружия противником и при исчерпании новых способов
разрешения конфликта.
Главнокомандующий имеет право отменить ядерную атаку, предпринятую по ошибке, в
частности уничтожить находящиеся в полете запущенные по ошибке
межконтинентальные ракеты.
Ядерное оружие является лишь средством предотвращения ядерного нападения
противника. Долгосрочной целью политики Союза является полная ликвидация и
запрещение ядерного оружия и других ввдов оружия массового уничтожения при
условии равновесия в обычных вооружениях.
15. В Союзе не допускаются действия каких-либо тайных служб охраны общественного и государственного порядка. Тайная деятельность за пределами страны ограничивается задачами разведки и контрразведки. Тайная политическая, подрывная, дезинформационная деятельность, поддержка террористической деятельности и участие в ней, участие в контрабанде, в торговле наркотиками и в других незаконных действиях запрещаются.
16. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики является право на самоопределение.
17. Вступление республики в Союз
Советских Республик Европы и Азии осуществляется на основе Союзного договора в
соответствии с волей населения республики по решению высшего законодательного
органа республики. Дополнительные условия вхождения в Союз данной республики
оформляются Специальным протоколом в соответствии с волей населения республики.
Никаких других национально-территориальных единиц, кроме республик, Конституция
Союза не предусматривает, но республика может быть разделена на отдельные
административно-экономические районы.
Решение о вхождении республики в Союз принимается на Учредительном Съезде Союза
или на Съезде народных депутатов Союза.
18. Республика имеет право выхода
из Союза. Решение о выходе респуб- лики из Союза должно быть принято высшим
законодательным органом республики в соответствии с референдумом на территории
республики не ранее чем через год после вступления республики в Союз.
Республика может быть исключена из Союза. Исключение республики из Союза
осуществляется решением Съезда народных депутатов Союза большинством не менее
2/3 голосов в соответствии с волей населения Союза, не ранее чем через три года
после вступления республики в Союз.
19. Входящие в Союз республики
принимают Конституцию Союза в качестве Основного закона, действующего на
территории республики, наряду с Конституциями республик. Республики передают
Центральному правительству осуществление основных задач внешней политики и
обороны страны. На всей территории Союза действует единая денежная система.
Республики передают в ведение Центрального правительства транспорт и связь
союзного значения.
Кроме перечисленных, общих для всех республик условий вхождения в Союз,
отдельные республики могут передавать Центральному правительству другие
функции, а также полностью или частично объединять органы управления с другими
республиками. Эти дополнительные условия членства в Союзе данной республики должны
быть зафиксированы в протоколе к Союзному договору и основываться на
референдуме иа территории республики.
20. Оборона страны от внешнего нападения возлагается на Вооруженные Силы, которые формируются на основе Союзного закона. В соответствии со Специальным протоколом республика может иметь республиканские Вооруженные Силы или отдельные рода войск, которые формируются из населения . республики и дислоцируются на территории республик. Республиканские Вооруженные Силы и подразделения входят в Союзные Вооруженные Силы и подчиняются единому командованию. Все снабжение Вооруженных Сил вооружением. обмундированием и продовольствием осуществляется централизованно на средства союзного бюджета.
21. Республика может иметь
республиканскую денежную систему наряду с союзной денежной системой.
В этом случае республиканские денежные знаки обязательны к приему повсеместно
на территории республики. Союзные денежные знаки обязательны во всех
учреждениях союзного подчинения и допускаются во всех остальных учреждениях.
Только Центральный банк Союза имеет право выпуска и аннулирования союзных и
республиканских денежных знаков.
22. Республика, если противное не
оговорено в Специальном протоколе, обладает полной экономической
самостоятельностью. Все решения, относящиеся к хозяйственной деятельности и
строительству, за исключением деятельности и строительства, имеющих отношение к
функциям, переданным Центральному правительству, принимаются соответствующими
органами республики.
Никакое строительство союзного значения не может быть предпринято без решения
.республиканских органов управления.
Все налоги и другие денежные поступления от предприятий и населения на
территории республики поступают в бюджет республики. Из этого бюджета для
поддержания функций, переданных Центральному правительству, в союзный бюджет
вносится сумма, определяемая бюджетным Комитетом Союза на условиях, указанных в
Специальном протоколе. Остальная часть поступлений в бюджет находится в полном
распоряжении правительства республики.
Республика обладает правом прямых международных экономических контактов,
включая прямые торговые отношения и организацию совместных предприятий с
зарубежными партнерами.
23. Республика имеет собственную,
независимую от Центрального правительства систему правоохранительных органов
(милиция. Министерство внутренних дел, пенитенциарная система, прокуратура,
судебная система). Однако судебные решения и приговоры по уголовным и
гражданским делам, принятые в республике, могут быть обжалованы в кассационном
порядке в Верховном Суде Союза.
Приговоры по уголовным делам могут быть отменены в порядке помилования Президентом
Союза или Президиумом Съезда народных депутатов Союза. На территории республики
действуют союзные законы, при условии утверждения их верховным законодательным
органом республики, и республиканские законы.
24. На территории республики
государственным является язык национальности, указанной в наименовании
республики. Если в наименовании республики указаны две или более
национальности, то в республике действуют два или более государственных языка.
Во всех республиках Союза официальным языкам межреспубликанских отношений
является русский язык. Русский язык является равноправным с государственным
языком республики во всех учреждениях и на предприятиях союзного подчинения.
Язык межнационального общения не определяется конституционно.
В республике Россия русский язык является одновременно республиканским
государственным языком и языком межреспубликанских отношений.
25. Первоначально структурными
составными частями Союза Советских Республик Европы и Азии являются Союзные и
Автономные республики, Национальные автономные области и Национальные округа
бывшего Союза Советских Социалистических Республик.
Бывшая РСФСР образует Республику Россия и ряд других республик. Россия
разделена на четыре экономических района - Европейская Россия, Урал, Западная
Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район имеет полную экономическую
самостоятельность, а также самостоятельность в раде других функций в
соответствии со Специальным протоколом.
26. Границы между республиками являются незыблемыми первые 10 лет после Учредительного Съезда. В дальнейшем изменение границ между республиками. объединение республик, разделение республик на меньшие части осуществляется в соответствии с волей населения республик и принципом самоопределения наций в ходе мирных переговоров с участием Центрального правительства.
27. Центральное правительство Союза располагается в столице (главном городе) Союза. Столица какой-либо республики, в том числе столица России не может быть одновременно столицей Союза.
28. Центральное правительство Союза включает:
· 1) Съезд народных депутатов Союза;
· 2) Совет Министров Союза:
· 3) Верховный Суд Союза.
Глава Центрального правительства Союза - Президент Союза Советских Республик Европы и Азии. Центральное правительство обладает всей полнотой высшей власти в стране, не разделяя ее с руководящими органами какой-либо партии.
29. Съезд народных депутатов Союза
имеет две палаты.
1-я Палата, или Палата Республик (1000 (750?) депутатов), избирается по
территориальному принципу по одному депутату от избирательного территориального
округа с приблизительно равным числом избирателей,
2-я Палата, или Палата Национальностей, избирается по национальному признаку.
Избиратели каждой национальности, имеющей свой язык, избирают определенное
число депутатов, а именно по одному депутату от 600 тысяч (500 тысяч?)
избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата данной
национальности.
Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной основе - сроком на
пять лет. Обе палаты заседают совместно, но по ряду вопросов, определенных
регламентом Съезда, голосуют отдельно. В этом случае для принятия закона или
постановления требуется решение обеих палат,
30. Съезд народных депутатов Союза
Советских Республик Европы и Азии обладает высшей законодательной властью в стране.
Законы Союза, не затрагивающие положений Конституции, принимаются простым
большинством голосов от списочного состава каждой из палат и имеют приоритет по
отношению ко всем законодательным актам союзного значения, кроме Конституции.
Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии и законы Союза,
затрагивающие положения Конституции, а также прочие изменения текстов статей
Конституции принимаются при наличии квалифицированного большин- ства не менее
2/3 голосов от списочного состава в каждой из палат Съезда.
Принятые таким образам решения имеют приоритет по отношению ко всем
законодательным актам союзного значения.
31. Съезд обсуждает бюджет Союза и
поправки к нему, используя доклад Комитета Съезда по бюджету.
Съезд утверждает высших должностных лиц Союза. Съезд назначает Комиссии для
выполнения одноразовых поручений, в частности, для подготовки законопроектов и
рассмотрения конфликтных ситуаций.
Съезд назначает постоянные Комитеты для разработки перспективных планов
развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля над работой
органов исполнительной власти.
Съезд контролирует работу Центрального банка. Только с санкции Съезда возможны
несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения союзных и республиканских
денежных знаков.
32. Съезд избирает из своего
состава Президиум. Члены Президиума Съезда председательствуют на Съезде,
осуществляют организационные функ- ции по обеспечению работы Съезда, его
Комиссий и Комитетов.
Президиум Съезда обладает правом помилования. Члены Президиума не имеют других
функций и не занимают никаких руководящих постов в Правительстве Союза и
республик и в партиях.
33. Совет Министров Союза включает Министерство иностранных дел, Министерство обороны. Министерство оборонной промышленности, Министерство финансов, Министерство транспорта союзного значения. Министерство связи союзного значения, а также другие министерства для исполнения функций, переданных Центральному правительству отдельными республиками в соответствии со Специальными протоколами к Союзному договору. Совет Министров .включает также Комитеты при Совете Министров Союза. Кандидатуры всех министров, кроме министра иностранных дел и министра обороны, предлагает Председатель Совета Министров и утверждает Съезд. В том же порядке назначаются Председатели Комитетов при Совете Министров.
34. Верховный Суд Союза имеет четыре палаты:
· 1)палата по уголовным делам;
· 2) палата по гражданским делам;
· 3) палата арбитража;
· 4) Конституционный суд.
Председателей каждой из палат избирает на альтернативной основе Съезд народных депутатов Союза.
35. Президент Союза Советских
Республик Европы и Азии избирается сроком на пять лет в ходе прямых всеобщих
выборов на альтернативной основе. До выборов каждый кандидат в президенты
называет своего заместителя, который баллотируется одновременно с ним.
Президент не может совмещать свой пост с руководящей должностью в какой-либо
партии.
Президент может быть отстранен от своей должности в соответствии с референдумом
на территории Союза, решение о котором должен принять Съезд народных депутатов
Союза большинством не менее 2/3 голосов от списочного состава. Голосование по
вопросу о проведении референдума производится по требованию не менее 60
депутатов.
В случае смерти Президента, отстранения от должности или невозможности им
исполнения обязанностей по болезни и другим причинам его полномочия переходят к
Заместителю.
36. Президент представляет Союз в международных переговорах и церемониях. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза. Президент предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя Совета Министров Союза и министров иностранных дел и обороны. Президент обладает правом законодательной инициативы в отношении союзных законов и правом вето в отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых менее чем 2/3 от списочного состава депутатов.
37. Экономическая структура Союза основана на плюралистическом сочетании государственной (республиканской и союзной), кооперативной акционерной и частной (личной) собственности на орудия и средства производства, на все виды промышленной и сельскохозяйственной техники, на производственные помещения, дороги и средства транспорта, на средства связи и информационного обмена, включая средства масс-медиа, и собственность на предметы потребления, включая жилье, а также интеллектуальную собственность, включая авторское и изобретательское право,
38. Земля, ее недра и водные
ресурсы являются собственностью республи- ки и проживающих на ее территории
наций. Земля может быть непосредственно без посредников передана во владение на
неограниченный срок частным лицам, государственным, кооперативным и акционерным
организациям с выплатой земельного налога в бюджет республики.
Для частных лиц гарантируется право наследования владения землей детьми и близкими
родственниками. Находящаяся во владении земля может быть возвращена республике
лишь по желанию владельца или при нарушении им правил землепользования и при
необходимости использования земли государством по решению законодательного
органа республики с выплатой компенсации.
39. Количество принадлежащей одному лицу частной собственности, изготовленной, приобретенной или унаследованной без нарушения закона, ничем не ограничивается. Гарантируется неограниченное право наследования являющихся частной собственностью домов и квартир с неограниченным правом поселения в них наследников, а также всех орудий и средств производства, предметов потребления, денежных знаков и акций. Право наследования интеллектуальной собственности определяется законами республики.
40. Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению своими физическими и интеллектуальными трудовыми способностями.
41. Частные лица, кооперативные, акционерные и государственные пред- приятия имеют право неограниченного найма работников в соответствии с трудовым законодательством.
42. Использование водных ресурсов, а также других возобновляемых ресурсов государственными, кооперативными, арендными и частными предприятиями и частными лицами облагается налогом в бюджет республики. Использование невозобновляемых ресурсов облагается выплатой в бюджет республики.
43. Предприятия с любой формой собственности находятся в равных экономических, социальных и правовых условиях, пользуются равной и полной самостоятельностью в распределении и использовании своих доходов за вычетом налогов, а также в планировании производства, номенклатуры и сбыта продукции, в снабжении сырьем, заготовками, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, в кадровых вопросах, в тарифных ставках, облагаются едиными налогами, .которые не должны превышать в сумме 35 процентов фактической прибыли, в равной мере несут материальную ответственность за экологические и социальные последствия своей деятельности.
44. Система управления, снабжения и сбыта продукции в промышленности и сельском хозяйстве, за исключением предприятий и учреждений союзного подчинения, строится в интересах непосредственных производителей на основе их органов управления, снабжения и сбыта продукции.
45. Основой экономического регулирования в Союзе являются принципы рынка и конкуренции. Государственное регулирование экономики осуществляется через экономическую деятельность государственных предприятий и посредством законодательной поддержки принципов рынка, плюралистической конкуренции и социальной справедливости.
////////////////////////////