|
|
Манифест 19 февраля 1861 года
Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь
польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем
всем нашим верноподданным.
Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на
прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили
в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших
верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на
защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего
высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что
государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние
сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло
равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому,
что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под
властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их
благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию
законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В
лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней
правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного
повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении
разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений
помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих
только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к
произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их
благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в
собственном быте.
Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к
изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные,
предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию
решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных
обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о
свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I - постановление
об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены
наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных
хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.
Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на
лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение
событий поданный нам рукою провидения.
Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной
великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на
пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его,
составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам
предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования
не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских
комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества
каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность
крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены
предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и
о их отношениях к помещикам.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела,
разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и
дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые
положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном
совете.
Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.
В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные
права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли,
предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование
усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения
обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество
полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу
помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть
переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия
помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья,
отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность
определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам
по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных
крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние,
приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от
дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.
На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство
крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского
управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и
возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.
Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для
некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для
крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности
приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы
сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы
предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать
условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях
с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых
договоров.
Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не
может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее
двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для
соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих
имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих
приготовлений, открыт будет новый порядок.
Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие,
которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных
на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при
исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать
из них уездные мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя
сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях
волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное
управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению
уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения,
количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер
повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие
от него выгоды.
5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для
каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух
лет со дня издания настоящего манифеста.
6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем
повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и
расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы
первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие,
покровительствующее России.
Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского
сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной
признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших
предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только
уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от
упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной
будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит
дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в
духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего
имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его
земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем
даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному
исполнению государственных повинностей.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и
признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают
нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть
затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к
разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится
переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное
доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и
крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами
и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых
правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о
упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней
крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и
забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении,
что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества
взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по
закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим.
XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань,
страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от
них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно
всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe
соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой
будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное
благородным дворянством для улучшения их быта.
Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и
большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред
обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным,
благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый
благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся
сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство
приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным
употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе
Божием жизнию.
Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и
самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe
совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени,
дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих
занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом
из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного
пользования или на земле, приобретенной в собственность.
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие
благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и
блага общественного. Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето
от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего
в седьмое.
////////////////////////////