Б1.Б.23 Технология и безопасность взрывных работ (специальность 21.05.04 Горное дело). Рабочая программа

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.Б.23 Технология и безопасность взрывных работ (специальность 21.05.04 Горное дело). Рабочая программа

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Б1.Б.23 Технология и безопасность взрывных работ (шифр дисциплины и название в строгом соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) образовательной программы по специальности 21.05.04 Горное дело специализация № 6 «Обогащение полезных ископаемых» (код и наименование направления подготовки
с указанием профиля (наименования магистерской программы)
очная форма обучения

форма обучения
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ - Б1.Б.23 Технология и безопасность взрывных работ


АННОТАЦИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ
Целью дисциплины является изучение студентами правил безопасности и современной технологии ведения взрывных работ.
Основные задачи дисциплины:
приобретение знаний о методах ведения взрывных работ в различных условиях, общих правилах подготовки и производства взрывов;
овладение практическими навыками самостоятельного решения вопросов, которые возникают при производстве инженерных расчетов и организации проведения взрывных работ на горнорудных предприятиях.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
требования к персоналу для руководства и производства взрывных работ;
порядок хранения на складах и местах применения, учета, перевозки и уничтожения ВМ;
правила безопасного обращения и подготовки взрывчатых материалов при различных способах взрывания;
требования и содержание проектной документации при выполнении массовых взрывов на карьерах, при подземной добыче руды и угля, при ведении специальных взрывных работ;
порядок составления паспорта буровзрывных работ при проходке подземных выработок;
технологии взрывных работ на карьерах и при подземной добыче руды и угля, при проходке выработок различного назначения, при ведении специальных взрывных работ;
средства механизации взрывных работ на складах ВМ и при подготовке ВВ, заряжании и забойке;
методы регулирования степени дробления горных пород;
технологии вторичного дробления негабарита;
порядок охраны опасной зоны, сигнализацию при взрывных работах.
Уметь:
обосновано выбирать ВМ, средства и технологию приготовления ВВ на местах их использования;
обосновано выбирать технологию производства взрывных работ на горных и промышленных объектах, обеспечивающие требуемое качество, высокие технико- экономические показатели и безопасность взрывных работ;
рассчитывать параметры взрывной отбойки шпуровыми, скважинными и камерными зарядами при взрывании на карьерах и на других горных и промышленных объектах на земной поверхности, при подземной добыче руды и угля;
рассчитывать параметры буровзрывных работ при проходке подземных выработок;
выбирать способы и средства механизации взрывных работ;
рассчитывать безопасные расстояния и обеспечивать безопасность персонала при массовых взрывах.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.‌‌


В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующей компетенцией:
- готовностью осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами при эксплуатационной разведке, добыче твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов, непосредственно управлять процессами на производственных объектах, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (ПК-4).


УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


Дисциплина «Технология и безопасность взрывных работ» относится к базовой части блока Б1.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


Общая трудоемкость дисциплины для очной формы обучения составляет: 9 зачетных единиц или 324 часов. (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).

 

 

 

 


  1. Курс

    Семестр

    Трудоемкость в ЗЭТ

    Общая трудоемкость (час)

    Контактная работа

    Всего контактных часов

    Из них в интерактивных формах


    Кол-во часов на СРС


    Контроль


    ЛК


    ПР


    ЛБ


    5

    9

    5

    180

    14

    14

    16

    44

    -

    136

    зачет


    А


    4


    144

    32


    8


    8


    48


    -

    п

    96

    (из них 36 час. На одготовку к экзамену)


    экзамен

    Итого:

    324

    46

    22

    24

    92

    -

    232

  2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.


    № п/п


    Наименование раздела, темы

    Контактная работа

    Всего контактных часов

    Из них в интерактивной форме(ОГР)

    Кол-во часов на СРС


    ЛК


    ПР


    ЛБ

    1

    Тема 1. Введение.

    2

    -

    -

    2

    -

    11

    2

    Тема 2. Персонал для взрывных работ.

    3

    1

    1

    5

    -

    15

    3

    Тема 3. Теория взрывчатых веществ. Промышленные и эмульсионные ВВ.

    8

    2

    3

    13

    -

    20

    4

    Тема 4. Средства и способы инициирования зарядов.

    3

    2

    3

    8

    -

    15

    5

    Тема 5. Общие правила обращения с ВМ.

    3

    2

    2

    7

    -

    15

    6

    Тема 6. Методы ведения взрывных работ.

    4

    2

    2

    8

    -

    15


    7

    Тема 7. Технология взрывного разрушения. Открытые Горные Разработки.


    6


    4


    4


    14


    -


    30


    8

    Тема 8. Технология взрывного разрушения. Подземные Горные Разработки.


    6


    4


    4


    14


    -


    30

    9

    Тема 9. Механизация взрывных работ.

    4

    1

    1

    6

    -

    15


    10

    Тема 10. Общие требования к безопасной технологии и организации работ с ВМ.


    7


    4


    4


    15


    -


    30

    Зачет

    Экзамен

    36

    Итого:

    46

    22

    24

    92

    -

    232


    Содержание разделов дисциплины

    Тема 1. Введение.

    Краткая справка об истории создания, развития и масштабах применения энергии взрыва в различных отраслях народного хозяйства страны. Перспективы развития взрывного дела в горнорудной промышленности.

    Тема 2. Персонал для взрывных работ.

    Порядок предоставления права руководства взрывными работами. Порядок подготовки и проверки знаний персонала для взрывных работ. Ответственность за нарушения правил обращения с взрывчатыми материалами.

    Тема 3. Теория взрывчатых веществ. Промышленные и эмульсионные ВВ.

    Взрыв, взрывчатое вещество и формы взрывчатого превращения, кислородный баланс взрывчатого вещества, ядовитые газы в продуктах взрыва, объем продуктов взрыва. Физико-химические характеристики ВВ. Скорость детонации ВВ, бризантность, работоспособность. Классификация взрывчатых веществ по составу и способу возбуждения детонации. Классификация ВВ по группам совместимости (опасности), по классам, подклассам и условиям применения. Понятие о промышленных взрывчатых веществах. Выбор взрывчатых веществ в зависимости от условий применения. Водосодержащие, в т.ч. эмульсионные, взрывчатые вещества, изготавливаемые на специальных пунктах вблизи мест потребления. Их состав, свойства, достоинства, недостатки и область применения.

    Тема 4. Средства и способы инициирования зарядов.

    Технология огневого и электроогневого инициирования. Изготовление зажигательных и контрольных трубок. Технология электрического инициирования зарядов. Источники и проводники тока, взрывные и контрольно-измерительные приборы для взрывных работ. Неэлектрические системы инициирования зарядов. Системы

    «Нонель», «Эксэл», «Примадет», «Искра» и др. Проведение массовых взрывов на карьерах по радиосигналу. Изготовление боевиков и промежуточных детонаторов.

    Тема 5. Общие правила обращения с ВМ.

    Получение разрешений на право производства взрывных работ, приобретения, хранения и перевозки ВМ. Порядок хранения, учета, транспортирования, использования, испытания и уничтожения ВМ. Безопасные расстояния при взрывных работах и хранении ВМ, в т.ч. на местах ведения ВР. Сигналы при ВР.

    Тема 6. Методы ведения взрывных работ.

    Общие понятия. Классификация методов. Параметры буровзрывных работ и принципы их расчета. Методы наружных, шпуровых, скважинных, котловых, малокамерных и камерных зарядов, их характеристика, область применения, технология взрывания, достоинства и недостатки. Принцип расчета зарядов ВВ при различных методах. Ликвидация отказавших зарядов при различных методах ведения взрывных работ и способах взрывания.

    Тема 7. Технология взрывного разрушения. Открытые Горные Разработки.

    Короткозамедленное взрывание. Контурное взрывание. Порядок проектирования и расчета параметров БВР.

    Тема 8. Технология взрывного разрушения. Подземные Горные Разработки.

    Взрывание руды шпуровыми и камерными зарядами. Типы врубов. Область применения различных типов врубов. Расчет параметров взрывания (паспорт БВР). Забойка и гидрозабойка шпуров.

    Тема 9. Механизация взрывных работ.

    Классификация зарядных устройств. Зарядчики для шпуров и скважин. Зарядно- доставочные установки. Зарядное оборудование для эмульсионных ВВ.

    Тема 10. Общие требования к безопасной технологии и организации работ с

    ВМ.


    Правила безопасности при взрывных работах.


  3. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)


Учебно-методическая литература:

  1. Б.Н. Кутузов. Методы ведения взрывных работ (часть 1). Разрушение горных пород взрывом. Москва. Издательство «Горная книга», МГГУ 2009г.

  2. Б.Н. Кутузов. Методы ведения взрывных работ (часть 2). Взрывные работы в горном деле и промышленности. Москва. Издательство «Горная книга», МГГУ 2008г.

  3. М.И. Ганопольский и др. Методы ведения взрывных работ (часть 3). Специальные взрывные работы. Москва. Издательство «Горная книга», МГГУ 2007г.

  4. Б.Н. Кутузов. Безопасность взрывных работ в горном деле и промышленности. Москва. Издательство «Горная книга», МГГУ 2009г.

  5. Б.Н. Кутузов, Г.А. Нишпал. Технология и безопасность изготовления и применения взрывчатых веществ на горных предприятиях. Москва. Издательство «Горная книга», МГГУ 2004г.

  6. С.К. Мангуш. Взрывные работы при проведении подземных горных выработок. Москва. Издательство «Горная книга», МГГУ 2009г.

  7. Б.В. Эквист, В.Г. Вартанов. Технология и безопасность взрывных работ. Лабораторный практикум. Москва. Издательство «Горная книга», МГГУ 2009г.

  8. Г.Г. Кашкашадзе. Задачник по разрушению горных пород. Москва. Издательство

    «Горная книга», МГГУ 2008г.

  9. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах». Утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 декабря 2013г. N 605.

  10. Типовая инструкция по безопасному проведению массовых взрывов в подземных выработках. Москва. ФГУП «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России» 2004г.

  11. Типовая инструкция по безопасному проведению массовых взрывов на земной поверхности. Санкт-Петербург ЦОТПБСППО 2008г.

  12. Правила устройства зарядного, доставочного и смесительного оборудования, предназначенного для механизации взрывных работ. ПБ 13-564-03 Санкт-Петербург. ЦОТПБСП 2004г.

  13. Правила устройства и безопасной эксплуатации пунктов производства и механизированной подготовки к применению взрывчатых веществ в организациях, ведущих взрывные работы. ПБ 13-587-03 Санкт-Петербург. ЦОТПБСП 2003г.

  14. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом 2014г.

  15. И.Бортник, Й.Вода. «Контурное взрывание в горном деле и строительстве». М.

«Недра» 1983г.


8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).


Общие сведения

1.

Кафедра

Горного дела, наук о земле и природообустройства


2.


Специальность

21.05.04 Горное дело специализация № 6 «Обогащение полезных ископаемых»

3.

Дисциплина (модуль)

Б1.Б.23 Технология и безопасность взрывных работ


 

эксплуатационной разведке, добыче твердых полезных ископаемых,

и

эксплуатации

подземных объектов,

непосредственно

управлять

производственных объектах, в том числе в условиях чрезвычайных

Перечень компетенций


- готовностью осуществлять техническое руководство горными и взрывными


работами при

строительстве процессами на


ситуаций (ПК-4).

Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Этап формирования компетенции (разделы, темы дисциплины)

Формируемая компетенция

Критерии и показатели оценивания компетенций

Формы контроля сформированности компетенций

Знать:

Уметь:

Владеть:


Тема 1. Введение.


ПК-4

Историю создания и перспективы развития взрывного дела в горнорудной промышленности


Разбираться в материале

Устный опрос на понимание темы


Тема 2. Персонал для взрывных работ.


ПК-4

Порядок предоставления права руководства взрывными работами, порядок подготовки

и проверки знаний персонала для взрывных работ


Разбираться в материале

Устный опрос на понимание темы, Решение задач


Тема 3. Теория взрывчатых веществ. Промышленные и эмульсионные ВВ.


ПК-4

Физико-химические характеристики ВВ, классификации взрывчатых веществ по составу и способу возбуждения детонации, классификации ВВ по группам совместимости, по классам, подклассам и условиям применения

Обосновано выбирать ВМ, средства и технологию приготовления ВВ на местах их использования

Навыками безопасного обращения с ВМ, навыками решения практических задач


Устный опрос на понимание темы, Решение задач

Тема 4. Средства и способы инициирования зарядов.


ПК-4


Средства и способы инициирования зарядов


Отличать способы и средства инициирования

Навыками безопасного обращения с ВМ

Устный опрос на понимание темы, Решение задач

Тема 5. Общие правила обращения с ВМ.


ПК-4

Порядок хранения, учета, транспортирования, использования, испытания и уничтожения ВМ


Разбираться в материале

Навыками безопасного обращения с ВМ

Устный опрос на понимание темы, Решение задач


Тема 6. Методы ведения взрывных работ.


ПК-4

Методы наружных, шпуровых, скважинных, котловых, малокамерных и камерных зарядов, их характеристика, область применения, технология взрывания, достоинства и недостатки

рассчитывать заряды ВВ при различных методах взрывания.

Навыками безопасного обращения с ВМ, навыками решения практических задач


Устный опрос на понимание темы


Тема 7. Технология взрывного

разрушения. Открытые Горные Разработки.


ПК-4


Технологию взрывного разрушения на открытых горных работах

рассчитывать параметры взрывной отбойки скважинными зарядами при взрывании на карьерах и на других

горных и промышленных объектах на земной поверхности


Навыками безопасного обращения с ВМ, навыками решения практических задач


Устный опрос на понимание темы, Решение задач


Тема 8. Технология взрывного разрушения.

Подземные Горные Разработки.


ПК-4


Технологию взрывного разрушения на подземных горных разработках

рассчитывать параметры буровзрывных работ при проходке подземных выработок

Навыками безопасного обращения с ВМ, навыками решения практических задач


Устный опрос на понимание темы, Решение задач


Тема 9. Механизация взрывных работ.


ПК-4

Классификации зарядных устройств. зарядчики для шпуров и скважин, зарядно- доставочные установки, зарядное оборудование для эмульсионных ВВ


Уметь отличать зарядное оборудование

Навыками безопасного обращения с ВМ

Устный опрос на понимание темы, Решение задач

Тема 10. Общие требования к безопасной технологии и организации работ с ВМ.


ПК-4


Правила безопасности при взрывных работах


Разбираться в материале

Навыками безопасного обращения с ВМ и правилами безопасности


Устный опрос на понимание темы, Решение задач

Критерии и шкалы оценивания


  1. Критерии оценки контрольных заданий

    10 баллов выставляется, если студент решил все рекомендованные задачи, аргументировав их, с обязательной ссылкой на соответствующие нормативы (если по содержанию это необходимо).

    8 баллов выставляется, если студент выполнил не менее 70% рекомендованных задач, аргументировав их, с обязательной ссылкой на соответствующие нормативы (если по содержанию это необходимо).

    3 балла выставляется, если студент выполнил не менее 60% рекомендованных задач.

    0 баллов - если студент выполнил менее 50% рекомендованных задач.


  2. Устный опрос на понимание темы


Процент правильных ответов

До 60

61-80

81-100

Количество баллов за ответы

1

2

4


Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы


Примерные вопросы для устного опроса:

  1. Процессы химического превращения

    Ответ: В зависимости от типа взрывчатого вещества (ВВ), условий возбуждения (инициирования) процессы химического превращения могут протекать в различных формах с различными скоростями, отличающимися на порядок и более. К основным формам химического превращения относятся термическое разложение и горение (дозвуковые процессы), детонация (сверхзвуковой процесс).

  2. Термическое разложение ВВ

    Ответ: Термическое разложение ВВ является гомогенным процессом, протекающем во всем объеме заряда при данной температуре. Скорость термического распада ВВ измеряется числом молей, реагирующих в единицу времени в единице объёма - моль/(с·см3). Таким образом, скорость термораспада соответствует данной температуре и одинакова во всех точках объема ВВ. Основные продукты разложения – оксиды горючих элементов (СО, СО2, Н2О др.), азот, альдегиды, кислоты и т.п.

  3. Горение ВВ

    Ответ: Горение ВВ является самораспространяющимся гетерогенным направленным процессом с выраженной зоной химической реакции, разделяющей исходное вещество и продукты горения. Как и в случае термического разложения, продуктами горения являются СО, СО2, Н2О, N2. Горение протекает за счет химических реакций между окислителем и горючими компонентами, содержащимися в составе ВВ, и определяется механизмом передачи энергии из зоны химической реакции в примыкающий к ней слой исходного вещества.

  4. Стационарное горение

    Ответ: Стационарное горение представляет собой процесс химического превращения, распространяющийся с малыми скоростями (миллиметры в секунду) и охватывающий последовательно слои вещества. Распространение горения происходит путем теплопередачи. В случае если отвод продуктов горения затруднен, увеличивается поверхность горения или была начальная скорость горения высокой, то медленное горение может перейти в детонацию, либо во взрывное горение. При известных условиях детонация или взрывное горение могут перейти в медленное (стационарное).

  5. Детонация

    Ответ: Детонация - это процесс химического превращения ВВ, сопровождающийся выделением теплоты и распространяющийся с постоянной скоростью, превышающей скорость

    звука в данном веществе. В отличие от горения детонация представляет собой комплекс мощной ударной волны и следующей за ее фронтом зоны химического превращения вещества.


    Пример решения задач:

    Задача №1. Определение кислородного баланса

    Определить кислородный баланс ВВ Нитроглицерин C3H5(ONO2)3.

    1. По химической формуле ВВ определяем число атомов кислорода - d, углерода – a и водорода – b во взрывчатом веществе: d = 9, a = 3, b = 5.

    2. В таблице 1 находим молекулярную массу ВВ Нитроглицирин: 227 .

    3. Атомная масса кислорода n = 16.

    4. Полученные значения вносим в формулу:


image

Вывод: Кислородный баланс нитроглицерина составляет +3,5. При взрыве ВВ с положительным кислородным балансом, увеличивается образование окислов азота (NO, NO2).


Задача №2. Рассчитать параметры БВР по заданным условиям. Начертить конструкцию выбранного скважинного заряда и схему монтажа (коммутации) взрывной сети.


Для постановки борта карьера длиной A = 123м в предельное положение, необходимо взорвать ряд контурных скважин диаметром 0,25м. и глубиной 27,5м. Высота уступа принятая на карьере 15,0м. Применяемое ВВ – ЗКВГ-60. Рассчитать необходимое количество ВВ и СИ на производство взрывных работ. Расстояние между скважинами в ряду а =10-16 диаметров скважины (принять 12 диаметров скважины). Поверхностная взрывная сеть дублированная. Коэффициент кривизны земной поверхности К=1,1.


image


image


Задача №3. Определение безопасных расстояний при взрывных работах.

Рассчитать безопасное расстояние по разлету отдельных кусков породы при взрывании скважинных зарядов рыхления, если глубина скважины -16м, длина заряда скважины -10м, величина забойки -4м, диаметр скважины -300мм, расстояние между скважинами в ряду -8м, коэффициент крепости пород по Протодьяконову -16, перепад высот -90м.


image


При полном заполнении забойкой свободной от заряда верхней части скважины заб = 1, при взрывании йки - заб

где: f - коэффициент крепости пород по шкале проф. М.М. Протодьяконова;


d - диаметр взрываемой скважины, м;

а - расстояние между скважинами в ряду или между рядами, м.

- угол наклона косогора к горизонту, градусы.


без забо = 0.

Н - превышение верхней отметки взрываемого участка над участком границы опасной зоны, м.



image

Вопросы к зачету:

  1. Персонал для взрывных работ.

  2. Порядок надзора за безопасным ведением взрывных работ на предприятии.

  3. Порядок получения предприятием разрешительной документации на право приобретения, хранения, транспортирования, изготовление и применение взрывчатых материалов (ВМ).

  4. Основные свойства и классификация ВМ.

  5. Энергетические, детонационные и эксплуатационные характеристики взрывчатых веществ и область их применения.

  6. Кислородный баланс взрывчатого вещества (ВВ).

  7. Влияние кислородного баланса ВВ на образование ядовитых газов при взрыве.

  8. Действие ядовитых газов на окружающую среду.

  9. Расчет кислородного баланса смесевых ВВ.

  10. Определение бризантности ВВ.

  11. Определение работоспособности ВВ.

  12. Определение скорости детонации ВВ.

  13. Штатные взрывчатые материалы.

  14. Основные принципы создания смесевых ВВ.

  15. Водосодержащие, в том числе эмульсионные ВВ.

  16. Классификация способов инициирования зарядов.

  17. Огневой способ инициирования зарядов.

  18. Капсюль-детонатор, устройство и назначение.

  19. Электрический способ инициирования зарядов.

  20. Электродетонаторы. Устройство, назначение и область применения.

  21. Расчет и монтаж электровзрывных сетей.

  22. Достоинства и недостатки электрического способа инициирования зарядов.

  23. Инициирование зарядов при помощи детонирующего шнура (ДШ).

  24. Устройство, назначение и условия применения ДШ.

  25. Неэлектрические системы инициирования (НСИ).

  26. Устройство, назначение и условия применения НСИ.

  27. Достоинства и недостатки НСИ.

  28. Патрон – боевик. Назначение, порядок изготовления и применения.

  29. Промежуточный детонатор. Назначение и условия применения.

  30. Порядок хранения ВМ.

  31. Требования, предъявляемые к местам хранения ВМ.

  32. Базисные склады ВМ.

  33. Расходные склады ВМ.

  34. Поверхностные, полууглубленные, углубленные и подземные склады ВМ.

  35. Кратковременные, временные и постоянные склады ВМ.

  36. Хранение ВМ на местах проведения взрывных работ.

  37. Порядок определения опасных и запретных зон при взрывных работах.

  38. Расчет безопасных расстояний по различным поражающим факторам.

  39. Порядок охраны опасных и запретных зон при взрывных работах.

  40. Испытания ВМ.

  41. Уничтожение ВМ.

  42. Правила перевозки опасных грузов (ВМ) автомобильным транспортом.

  43. Правила перевозки опасных грузов (ВМ) по подземным горным выработкам.

  44. Порядок доставки ВМ к местам производства взрывных работ.

  45. Порядок учета ВМ на предприятиях ведущих взрывные работы.

  46. Правила устройства и безопасной эксплуатации пунктов производства и механизированной подготовки к применению взрывчатых веществ в организациях, ведущих взрывные работы.

  47. Средства механизации при погрузочно-разгрузочных работах, осушении, заряжании и забойки скважин.

  48. Методы ведения взрывных работ на карьерах.

  49. Методы ведения взрывных работ при проведении подземных выработок.

  50. Методы ведения взрывных работ при подземной отбойке руды.

  51. Методы ведения специальных видов взрывных работ.

  52. Методы вторичного дробления негабарита.

  53. Метод скважинных зарядов.

  54. Методы взрывания оконтуривающих скважин.

  55. Методы взрывания шпуровыми зарядами.

  56. Методы взрывания котловыми зарядами.

  57. Короткозамедленное взрывание скважинных зарядов.

  58. Подготовка массового взрыва.

  59. Расчет параметров взрывания.

  60. Типовые проекты и паспорта БВР.

  61. Проведение массовых взрывов на карьерах по радиоволне.

  62. Отказы ВМ, классификация отказов, их причины, меры предупреждения и технология ликвидации отказавших зарядов ВВ.

  63. Учет отказавших зарядов ВВ.

  64. Основные причины аварий и травматизма при ведении взрывных работах.


Вопросы к экзамену:


  1. В каких случаях допускается применение и хранение ВМ с истекшим гарантийным сроком хранения?

  2. В каких случаях проводятся испытания ВМ?

  3. Где производится сушка, измельчение, просеивание и наполнение оболочек ВВ и оттаивание ВВ?

  4. При какой влажности патронов ВВ, на основе аммиачной селитры, необходимо просушивать их россыпью?

  5. Какие ВВ запрещается измельчать?

  6. Каким способом разрешается измельчать ВВ, содержащие гексоген и нитроэфиры?

  7. Под чьим контролем производится уничтожение ВМ?

  8. Как должно проводиться уничтожение ВМ взрыванием?

  9. Какие ВМ уничтожаются сжиганием?

  10. Какое количество ЭД разрешено уничтожать сжиганием за один прием?

  11. Какое количество ВВ, ОШ, ДШ разрешается сжигать за один прием при их уничтожении?

  12. В каких случаях допускается сжигание ВМ в собственной таре?

  13. Какие ВМ разрешается уничтожать растворением в воде?

  14. Под наблюдением какого должностного лица должны проводиться работы по приемке взрывчатых материалов, их погрузки и выгрузки в организациях, ведущих взрывные работы?

  15. На какое расстояние места (площадки) выгрузки, погрузки и отстоя ж/д вагонов с ВМ должны быть удалены от жилых и производственных строений, от главных стационарных ж/д путей?

16.Требования, предъявляемые к погрузочно-разгрузочной площадке для ВМ.

  1. По каким маршрутам производится транспортирование ВМ, от склада на места работ в пределах опасного производственного объекта?

  2. Каким видом автотранспорта разрешается доставлять к местам работ взрывников с выданными им взрывчатыми материалами?

  3. Как переносятся средства инициирования или боевики с детонаторами?

  4. Нормы совместной переноски ВВ и СИ подносчиком?

  5. Нормы совместной переноски ВВ и СИ взрывником?

  6. Кто допускается к обучению профессии взрывника на открытых горных разработках?

23 Какой документ служит основанием для оформления ЕКВ?

  1. Кто имеет право работать взрывником без обучения, и при каких условиях?

  2. Продолжительность стажировки взрывника, перед допуском к самостоятельной работе?

  3. Продолжительность стажировки для лиц, обучающихся профессиям, связанным с обращением с взрывчатыми материалами?

  4. Где проводится стажировка персонала для ВР?

  5. Порядок хранения ЕКВ?

  6. Где хранятся изъятые талоны предупреждений?

  7. При выполнении каких условий восстанавливается талон предупреждений, при повторном нарушении требований правил безопасности взрывниками?

  8. В каких случаях может быть выдан дубликат изъятой ЕКВ?

  9. Какой организацией устанавливается порядок изготовления бланков ЕКВ?

  10. С какой периодичностью и кем проводится проверка знаний взрывниками требований правил безопасности при взрывных работах?

  11. Предусматривается ли стажировка при внеочередной проверке знаний взрывниками требований правил безопасности при взрывных работах?

  12. Как производится допуск к повторной проверке знаний взрывников, не сдавших экзамены?

  13. Порядок допуска к самостоятельной работе взрывника, после перерыва в работе по специальности более 1 года?

  14. Как проверяются ЭД перед выдачей. Сколько ЭД может одновременно находиться на рабочем столе при проверке?

  15. Требования, предъявляемые к ЭВС?

  16. В каких случаях допускается использование труб, канатов, рельсов в качестве одного из проводников ЭВС?

  17. Допускается ли использование труб, канатов, рельсов в качестве одного из проводников ЭВС?

  18. Порядок монтажа ЭВС?

  19. Какой величины сила тока должна поступать в каждый ЭД?

  20. Когда производится измерение токопроводимости ЭВС?

  21. Требования безопасности при проверке токопроводимости ЭВС.

  22. Допустимое расхождение расчетного и измеренного сопротивления ЭВС?

  23. Кто и в каких случаях может разрешить не измерять сопротивление ЭВС?

  24. Где должны храниться взрывные машинки и взрывные стационарные устройства?

  25. В каких случаях разрешается проводить электрическое взрывание от осветительной сети?

  26. Что должен делать взрывник, если при подаче напряжения во взрывную сеть, взрыва не произошло?

  27. В соответствии с какими документами должна выполняться работа с ДШ и

    НСИ?


  28. Как выполняются работы с неэлектрическими системами?

  29. В каких случаях разрешается инициировать неэлектрические системы

    инициирования ЭД?

  30. Когда разрешается подход к месту взрыва при взрывании с использованием

    НСИ?

  31. В каких случаях разрешается применять дистанционное взрывание?

  32. Где должен устанавливаться командный блок с передатчиком при дистанционном взрывании?

  33. Когда разрешается подход к месту взрыва при дистанционном взрывании?

  34. Где должны изготавливаться боевики с детонаторами?

  1. Способ изготовления патрона-боевика.

  2. Порядок уничтожения неиспользованных боевиков.

  3. Каким документом устанавливается порядок надзора (охраны) за ВМ на местах работ, а так же заряженных шпуров, скважин и т.п.?

  4. На каком расстоянии друг от друга разрешается хранить средства инициирования и боевики?

  5. Каким сроком ограничивается хранение ВВ в зарядных машинах на специально выделенной площадке территории склада ВМ или стационарном пункте подготовки или изготовления ВВ?

  6. В каких случаях проводится дублирование внутрискважинной сети?

  7. В каких случаях допускается проведение ВР без письменного наряда?

  8. В каких случаях при ВР на земной поверхности, назначается старший взрывник?

  9. Какие требования предъявляются к одежде персонала, непосредственно обращающегося с ВМ?

  10. В каких случаях разрешается применять огневой и электроогневой способы инициирования зарядов?

  11. Кем утверждается проекты и паспорта производства БВР?

  12. Как определяются размеры запретной зоны при подготовке МВ на ОГР?

  13. Какая должна быть запретная зона на открытых горных разработках, при длительном заряжании?

  14. Когда при производстве взрывных работ вводится запретная зона?

  15. Назовите минимальные допустимые размеры запретной зоны на ОГР.

  16. Порядок допуска лиц технического надзора и контролирующих организаций в запретную зону.

  17. Каким документом должны определяться опасные зоны?

  18. Когда вводится опасная зона при использовании в боевиках неэлектрических систем инициирования с низкоэнергетическими волноводами?

  19. Когда вводится опасная зона, при монтаже поверхностной взрывной сети с применением ДШ?

  20. Как производится оповещение о производстве взрывных работ руководителей сторонних организаций, объекты которых попадают в опасную зону?

  21. Какие сигналы подаются при производстве ВР на открытых горных разработках?

  22. Кем подаются сигналы оповещения при массовых взрывах на земной поверхности?

  23. Кто допускает людей к месту взрыва после его проведения?

  24. Как устанавливается патрон-боевик с электродетонатором при механизированном заряжании шпуров и скважин?

  25. Что должен сделать взрывник в случае, если боевик застрянет в скважине во время заряжания?

  26. В каких случаях разрешается заряжание шпуров (скважин) с лестниц?

  27. Требования, предъявляемые к дублированию внутрискважинных сетей?

  28. Как производится заряжание и монтаж взрывной сети при взрывании наружных и шпуровых зарядов?

  29. Каким документом определяются опасные зоны, их охрана, место нахождения людей и оборудования?

  30. Какой документ регламентирует порядок ликвидации отказавших зарядов?

  31. Как классифицируются отказы зарядов ВВ по периодичности их появления?

  32. Под руководством какого должностного лица должны проводиться работы по ликвидации отказа?

  33. Как ликвидируется отказ наружного заряда?

  34. Кто осуществляет допуск к месту работ после ликвидации отказа, когда работы не могут быть закончены в данной смене?

  35. С кем согласовывается порядок ведения ВР, на границе опасной зоны которой располагаются объекты, имеющие важное значение?

  36. Допускается ли нахождение станции взрывного пункта в пределах опасной

    зоны?


  37. В каких случаях разрешается доставлять на заряжаемый блок забоечный

    материал автосамосвалами?

  38. В каких случаях, и при каких условиях разрешается заряжать скважины вслед за бурением?

  39. Как производится рыхление взрывом минеральных удобрений на основе аммиачной селитры?

  40. Каким способом проводится рыхление взрывным способом соли?

  41. Порядок утверждения и ввода в действие типового проекта БВР?

  42. Порядок утверждения и ввода в действие типового проекта БВР, при выполнении взрывных работ подрядными организациями.

  43. Какие должностные лица, по окончании монтажа взрывной сети обязаны проверить соответствие монтажа взрывной сети проектным схемам коммутации, надежность узлов и соединений, правильность установки замедлителей?

  44. Порядок допуска людей в карьер после производства массового взрыва?

  45. В каком ответе правильно указано совместное хранение ДШ и детонирующей ленты с капсюлями-детонаторами, электродетонаторами и пиротехническими реле?

  46. С какого момента исчисляется срок эксплуатации склада ВМ?

  47. Как следует учитывать аммиачную селитру, хранящуюся на складах ВМ?

  48. В течении какого времени аммиачная селитра может храниться в бункере без перегрузки и рыхления?

  49. Требования, предъявляемые к столам для выдачи детонаторов?

  50. Предельно допустимая температура в хранилищах складов и контейнерах с взрывчатыми веществами на основе аммиачной селитры?

  51. Каким должно быть расстояние от ограды до ближайшего хранилища на поверхностных складах ВМ?

  52. Какой документ используется для оформления отпуска ВМ с одного места хранения на другое?

  53. Какой документ служит, для отпуска ВМ взрывникам на производство работ?

  54. Срок хранения приходно-расходной документации (форм учета ВМ) на предприятии?

  55. Периодичность и порядок проверки правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах ВМ.

  56. Основные требования предъявляемые к зарядным трубопроводам.

  57. В каких случаях допускается производить инициирование зарядов в скважинах промежуточными детонаторами?

  58. Какое инициирование зарядов разрешено при электрическом взрывании?

  59. Какое инициирование зарядов разрешено при взрывании зарядов неэлектрическими системами инициирования?

  60. По какому поражающему фактору, при ВР, принимается безопасное расстояние для людей?

  61. На каком расстоянии друг от друга должны размещаться объекты с ВМ на земной поверхности?

  62. Как определяются безопасные расстояния по разлету кусков породы?

  63. Как устанавливаются безопасные расстояния, обеспечивающие сохранность механизмов, зданий и сооружений от повреждения их разлетающимися кусками породы?

  64. В каких случаях расстояние, опасное для людей по действию ударной воздушной волны, может быть уменьшено и на сколько?

  65. В каких случаях учитывается газоопасность взрыва и устанавливается безопасное расстояние по выбросу продуктов взрыва?

122.Общие требования правил безопасности при взрывных работах по дублированию поверхностной ЭВС.

  1. Каким цветом отличительной полосы или оболочек патронов, обозначаются непредохранительные ВВ 2 класса, применение которых разрешено на открытых горных работах и шахтах не опасных по газу и пыли?

  2. В каком ответе правильно указано разделение на классы промышленных ВВ по условиям их применения?

125.Требования, предъявляемые к столам для изготовления зажигательных и контрольных трубок?

  1. В каких случаях разрешается изготавливать зажигательные и контрольные трубки в палатках и под навесом?

  2. К какой группе совместимости при хранении и транспортировании относятся НСИ «Искра-С»?

  3. В каких случаях разрешается вносить изменения в форму наряд-путевки?

  4. Гарантийный срок хранения НСИ «Искра»?

  5. На каком расстоянии друг от друга должны двигаться автомобили, перевозящие ВВ в горной местности, колонной?

  6. К какой группе совместимости ( опасности) при хранении относятся ЭД?

  7. К какой группе совместимости (опасности) относятся НСИ «РП-Д» при хранении?

  8. К какой группе совместимости (опасности) при хранении относятся шашки- детонаторы ПТ-П-750?

  9. Какого цвета отличительной полосы на упаковке, обозначаются непредохранительные ВВ 2 класса, применение которых разрешено только на открытых горных работах?

  10. Гарантийный срок хранения НСИ «Искра»?

  11. Способ уничтожения НСИ «Искра-С»?

  12. К какой группе совместимости относится ВВ «Гранулотол»?

  13. Способ уничтожения НСИ «РП-Д»?

  14. К какой группе совместимости (опасности) относится детонирующий шнур?

  15. Разделение на классы промышленных ВВ по условиям их применения.

  16. Нормы совместной доставки вручную СИ и ВВ взрывником?

  17. Продолжительность стажировки для лиц, обучающихся профессиям, связанным с обращением с взрывчатыми материалами? (Кроме взрывников и раздатчиков ВМ)

  18. Порядок хранения ЕКВ во время производства ВР?

  19. Порядок допуска к самостоятельной работе взрывника, после перерыва в работе по специальности более 1 года?

  20. Какой документ регламентирует порядок ликвидации отказавших зарядов?

  21. Порядок утверждения и ввода в действие типового проекта БВР?

  22. С какого момента исчисляется срок эксплуатации склада ВМ?

  23. Срок хранения приходно-расходной документации (форм учета ВМ) на предприятии?

  24. В каких случаях допускается производить инициирование зарядов в скважинах промежуточными детонаторами?

  25. Какое инициирование зарядов разрешено при применении неэлектрических систем инициирования и взрывании зарядов с помощью ДШ?

  26. Какими видами и средствами шахтного транспорта разрешается доставка взрывчатых материалов в подземных условиях?

  27. Правила спуска (подъема) средств инициирования по стволу шахты.

  28. Как должны размещаться ящики и мешки с ВМ при спуске (подъеме) их в

    клети?


  29. Какое количество разрешается одновременно спускаться или подниматься в

    одной клети нескольким взрывникам с сумками с взрывчатыми материалами и подносчикам с сумками с взрывчатыми веществами?

  30. С какой скоростью должно осуществляться транспортирование взрывчатых материалов по подземным выработкам?

  31. Как должны располагаться при перевозке в одном железнодорожном составе взрывчатые вещества и средства инициирования?

  32. Каким материалом должны быть заполнены вагонетки, разделяющие вагонетки с ВВ и вагонетки с СИ, при их транспортировании в одном составе по подземным горным выработкам?

  33. Как должны транспортироваться детонаторы в транспортных средствах?

  34. Как должна проводиться перевозка ВВ контактными электровозами?

  35. В каких случаях допускается сопровождать поезд перевозящий ВМ пешком?

  36. Каким должностным лицом утверждается система сигнализации между машинистом электровоза и сопровождающими лицами при транспортировании взрывчатых веществ по подземным выработкам?

  37. Кто может получить профессию взрывника, для работы в шахтах опасных по газу или пыли?

  38. Где должны находиться ключи от взрывных приборов (машинок) при производстве взрывных работ?

  39. В каких случаях, в подземных горных выработках, разрешается проводить взрывы по схемам?

  40. Порядок определения запретной зоны при взрывных работах в подземных горных выработках?

  41. Требования, предъявляемые к дублированию взрывной сети в подземных выработках?

  42. Что называется массовым взрывом в подземных условиях?

  43. Каким должностным лицом выдается разрешение на допуск людей для работы в районе взрыва в подземных горных выработках?

  44. На каком расстоянии от складов ВМ, раздаточных камер или участковых пунктов хранения взрывчатых материалов, расположенных в подземных горных выработках, при наличии в них взрывчатых веществ (средств инициирования), запрещается вести взрывные работы?

  45. Минимальная длина зажигательной трубки?

  46. Минимальная длина контрольной трубки?

  47. В каком случае, для контроля времени затрачиваемого на зажигание зажигательных трубок, необходимо применять контрольную трубку?

  48. В каких случаях допускается изготовление зажигательных и контрольных трубок под открытым небом?

  49. Какие ВВ разрешается измельчать? Область их применения.

  50. Порядок измельчения и последующего применения слежавшихся ВВ содержащих гексоген или жидкие нитроэфиры.

  51. Действия взрывника, если во время заряжания часть заряда будет пересыпана?

  52. В каких случаях, на шахтах (рудниках), опасных по газу или пыли, разрешено взрывание зарядов без забойки?

  53. Как должны взрываться группы зарядов, прикрытые защитными приспособлениями?

  54. Каким способом разрешается проводить взрывание камерных зарядов?

  55. По какому документу должна проводиться ликвидация зарядов, отказавших при массовых взрывах?

  56. При каких условиях, после взрывных работ, может производиться допуск людей в эту выработку?

  57. В каком случае разрешается спуск-подъем боевиков в разгружающихся через дно бадьях?

  58. По какому документу должны осуществляться взрывные работы вблизи подземных и наземных сооружений?

  59. Когда, при ведении взрывных работ на шахтах и рудниках, опасных по газу или пыли, должен проводиться замер концентраций метана в месте укрытия взрывника?

  60. Условия применения электродетонаторов замедленного действия?

  61. Когда должен проводиться допуск руководителей взрывных работ и рабочих в подземные выработки после массового взрыва?

  62. Какие склады ВМ относятся к углубленным?

  63. Предельная вместимость отдельной раздаточной камеры в подземных выработках?


9. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).


  1. Кутузов, Б.Н. Безопасность взрывных работ в горном деле и промышленности: учебное пособие / Б.Н. Кутузов. - М.: Горная книга, 2009. - 671 с. - [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229028

  2. Мангуш С.К. Взрывные работы при проведении горных выработок. Учебное пособие. - М.: МГГУ, 2002. - 120 с.

Дополнительная литература:

  1. Кутузов, Б.Н. Проектирование и организация взрывных работ: учебник / Б.Н. Кутузов, В.А. Белин; под ред. Б.Н. Кутузова. - М.: Горная книга, 2012. - 416 с. - [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229077

  2. Сейсмическая безопасность при взрывных работах: учебное пособие / В.К. Совмен, Б.Н. Кутузов, Б.В. Эквист и др. - М.: Горная книга, 2012. - 229 с.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. «Университетская библиотека online» — электронная библиотечная система- http://biblioclub.ru/


  1. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО- ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" (ДАЛЕЕ - СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ"), НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

    1. Российская государственная библиотека - www.rsl.ru, www.leninka.ru

    2. Мурманская государственная областная научная библиотека www.mgounb.ru


  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы.

Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных и практических заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

  • изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

  • выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия являются временем, в течение которого студенты приобретают практические навыки по изучаемой дисциплине.

Практические занятия предполагают выполнение различного вида расчетов, решение задач связанных с ведением взрывных работ. Оно начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Далее следует обсуждение материала лекций по тематике данного занятия. Выясняется, подробно ли студент освоил лекционный материал. Возможны решения практических задач и выполнение расчетов, если это предусмотрено преподавателем.

В заключительном слове преподаватель подводит итоги занятия и объявляет балы выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов преподаватель в ходе практических занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.


Примеры практических занятий


Занятие 1. Кислородный баланс взрывчатого вещества, ядовитые газы в продуктах взрыва.

План:

  1. Взрыв, взрывчатое вещество.

  2. Формы взрывчатого превращения.

  3. Ядовитые газы в продуктах взрыва.

Литература [2, с.133-165]


Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое кислородный баланс?

  2. Дать определение понятию взрыв и взрывчатое вещество?

  3. Чем опасны выделения углекислого газа и окислов азота?


Задание для самостоятельной работы

Рассчитать кислородный баланс взрывчатого вещества.


Занятие 2. Физико-химические характеристики ВВ. Скорость детонации ВВ, бризантность, работоспособность.

План:

  1. Основные физико-химические характеристики ВВ.

  2. Методы определения скорости детонации, бризантности и работоспособности.

Литература [2, с.173-193]


Вопросы для самоконтроля

  1. Что измеряют методом Дотриша?

  2. Дать определение процессу детонации?

  3. Как по-другому можно охарактеризовать бризантное действие взрыва?


Задание для самостоятельной работы

Определение работоспособности ВВ.


Занятие 3. Расчет параметров БВР

План:

1. Алгоритм расчета параметров БВР (на конкретном примере)

Литература [3, с.53-56, 149-156]


Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается шпур от скважины?

  2. Дать определение удельному расходу ВВ?

  3. Что такое коэффициент сближения скважин?


Задание для самостоятельной работы

Рассчитать параметры БВР для своих условий.


Занятие 4. Технология взрывного разрушения при походке подземных горных выработок.

План:

1. Алгоритм расчета параметров БВР (на конкретном примере)

Литература [1, с.93-96]; [3, с.205-250]


Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое КИШ и что он характеризует?

  2. Перечислить основные типы шпуров применяемых при проходке горных выработок?

  3. Основные конструкции зарядов при контурном взрывании?


Задание для самостоятельной работы

Рассчитать параметры БВР для своих условий.


Занятие 5. Расчет безопасных расстояний при проведении взрывных работ

План:

1. Порядок расчета безопасных расстояний при проведении взрывных работ

Литература [4, с.78-88]


Вопросы для самоконтроля

  1. Как определить коэффициент заполнения скважины?

  2. Дать определение ударной волне?

  3. Каким образом округляются значения безопасных расстояний при расчете?

    Задание для самостоятельной работы

    Определить безопасное расстояние при взрывных работах.


    Темы лабораторных работ:

    № 1. Механизм разрушения горных пород при бурении шпуров и скважин

    № 2. Испытание промышленных взрывчатых веществ

    № 3. Средства и технология огневого и электроогневого инициирования зарядов промышленных ВВ

    № 4. Изучение взрывных машинок для электрического инициирования зарядов промышленных

    № 5. Средства и технология электрического инициирования зарядов промышленных ВВ

    № 6. Контрольно-измерительные приборы для проверки электрических взрывных

    сетей.


    1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)


      Программное обеспечение:

      1. MS Windows;

      2. Офисный пакет LibreOffice;

      3. Web-браузер.


    2. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)


      № п\п

      Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования

      Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.

      1.

      Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации


      Мебель аудиторная (столы, стулья, доска аудиторная), мультимедийное оборудование (проектор, экран)

      184209,

      Мурманская область, город Апатиты, улица Энергетическая, дом 19, здание Учебного корпуса № 3, ауд. 323

      2.

      Лаборатория взрывного дела, технологии и безопасности взрывных работ


      Мебель аудиторная (столы, стулья, доска аудиторная), мультимедийное оборудование (проектор, экран), плакаты

      - 21 шт., стенды с муляжами – 4 шт.

      184209,

      Мурманская область, город Апатиты, улица Энергетическая, дом 19, здание Учебного корпуса № 2, ауд. 111

      3.

      Помещение для самостоятельной работы студентов


      Доска аудиторная, столы компьютерные, стулья «Контакт» Мультимедийный проектор Toshiba TLP-X2000 – 1 шт., экран проекционный матовый – 1 шт.

      13 ПЭВМ

      Монитор Acer AL 1917 19'' – 13 шт., клавиатура – 13 шт., мышь – 13 шт.

      184209,

      Мурманская область, город Апатиты, улица Энергетическая, дом 19,

      здание Учебного корпуса № 5, ЛИТ 3

    3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ.

      ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

      21.05.04 «Горное дело»

      Специализация №6 «Обогащение полезных ископаемых»

      image

      (код, направление, профиль)

      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


      Шифр дисциплины по РУП

      Б1.Б.23

      Дисциплина

      Технология и безопасность взрывных работ

      Курс

      5

      семестр

      9

      Кафедра

      горного дела, наук о земле и природообустройства

      Ф.И.О. преподавателя, звание, должность

      Аленичев Игорь Алексеевич, старший преподаватель кафедры

      горного дела, наук о земле и природообустройства

      бщ. трудоемкостьчас/ЗЕТ

      324/9

      Кол-во семестров

      2

      Интерактивные формыобщ./тек. сем.

      -/-

      ЛКобщ./тек. сем.

      46/14

      ПР/СМобщ./тек. сем.

      22/14

      ЛБобщ./тек. сем.

      24/16

      Форма контроля

      зачет

      О



      Содержание задания

      Количество мероприятий

      Максимальное количество баллов


      Срок предоставления

      Вводный блок

      Не предусмотрен

      Основной блок

      Устный опрос на понимание темы

      5

      20

      В течение семестра

      Решение задач

      4

      40

      В течение семестра

      Всего:

      60

      Зачет

      Вопрос 1

      20

      В сроки сессии

      Вопрос 2

      20

      В сроки сессии

      Всего:

      40

      Итого:

      100

      Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «2» - 60 баллов и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.

      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

      Шифр дисциплины по РУП

      Б1.Б.23

      Дисциплина

      Технология и безопасность взрывных работ

      Курс

      5

      семестр

      А

      Кафедра

      горного дела, наук о земле и природообустройства

      Ф.И.О. преподавателя, звание, должность

      Аленичев Игорь Алексеевич, старший преподаватель кафедры

      горного дела, наук о земле и природообустройства

      Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ

      324/9

      Кол-во семестров

      2

      Интерактивные формыобщ./тек. сем.

      -/-

      ЛКобщ./тек. сем.

      46/32

      ПР/СМобщ./тек. сем.

      22/8

      ЛБобщ./тек. сем.

      24/8

      Форма контроля

      экзамен



      Содержание задания

      Количество мероприятий

      Максимальное количество баллов


      Срок предоставления

      Вводный блок

      Не предусмотрен

      Основной блок

      Устный опрос на понимание темы

      5

      20

      В течение семестра

      Решение задач

      4

      40

      В течение семестра

      Всего:

      60

      Экзамен

      Тест

      40

      В сроки сессии

      Всего:

      40

      Итого:

      100

      Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «2» - 60 баллов и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.


    4. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ НА УСМОТРЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ КАФЕДРЫ.

      Не предусмотрено.


    5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины Б1.Б.23 «Технология и безопасность взрывных работ» может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////