|
|
Тест по учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОД.02.01. История мировой культуры (2021 год)
1 вариант
Задания на выбор правильного ответа
Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ:
1. Петровское барокко – архитектурный стиль, существовавший в России
А) в 1-й половине XVIII века
Б) во 2-й половине XVIII века
В) в конце XVII – начале XVIII века
Задания с кратким регламентирующим ответом
Закончите предложение:
2. Строительство Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге связано с именем
архитектора ____________________________________
3. Здание Зимнего дворца построено в Санкт-Петербурге архитектором
____________________________________________
Вставьте пропущенное слово:
4. Художник Д.Г.Левицкий работал в жанре _________________ живописи.
5. В садово-парковом искусстве XVIII века были распространены французские
(регулярные) и __________________(ландшафтные) парки.
6. Художник Ф.С. Рокотов написал картину «Портрет _________________
в треуголке».
Задания на соотнесение
7. Соотнесите названия архитектурных стилей и имена архитекторов:
1. Петровское барокко А. Дж. Кваренги
2. Елизаветинское барокко Б. Д Трезини
3. Классицизм В. Ф.Б. Растрелли
8. Соотнесите имена архитекторов и названия архитектурных памятников:
1. Д. Трезини А. Дом Пашкова в Москве
2. Ф.Б. Растрелли Б. Смольный институт
3. Дж. Кваренги В. Петропавловская крепость
4. В.И. Баженов Г. Зимний дворец
9. Соотнесите имена скульпторов и названия их произведений:
1. К.Б. Растрелли А. Памятник Петру I («Медный всадник»)
2. Э.М Фальконе Б. Самсон, разрывающий пасть льва
3. М.И. Козловский В. Анна Иоанновна с арапчонком
10. Соотнесите имена художников и названия их произведений:
1. А. Матвеев А. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
2. И.П. Аргунов Б. Портрет неизвестного в треуголке
3. Ф.С. Рокотов В. Автопортрет с женой
4. Д.Г. Левицкий Г. Портреты воспитанниц Смольного института
11. Установите хронологическую последовательность событий
1. Строительство В.И. Баженовым дворца для Екатерины II в усадьбе Царицыно под Москвой.
2. Создание Петергофа.
3. Основание Петропавловской крепости.
Задания со свободно конструируемым ответом
Ответьте на вопросы
12. Какие последствия для развития русской культуры имели преобразования Петра I в первой половине XVIII века?
_______________________________________________________________
13. В чём заключалось новшество при строительстве Санкт-Петербурга?
______________________________________
14. Какой тип дворянской усадьбы получил распространение при Екатерине II и почему?
____________________________________
Комплексно ориентированное задание на работу с текстом
Прочтите и ответьте на вопросы по тексту:
Со вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, её сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, в эпоху Екатерины русское государство впервые стало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой.
Искренне считая себя последовательницей учения французских просветителей, Екатерина одной из своих главных задач считала работу «над умами в варварской стране», духовные преобразования, т.е. развитие искусства, науки и культуры.
15. К появлению какого художественного стиля привели описанные в тексте события?
16. Назовите не менее двух архитекторов, творчество которых относится к этому стилю.
_______________________________________________________________
17. В чём выражалось развитие искусства, науки и культуры при Екатерине II?_________________________________________________
Эталон выполнения заданий
1 вариант
№ задания |
Правильный ответ |
Ссылка на литературу |
1. |
А |
[1, стр.47, 4 абзац] |
2. |
Трезини |
[1, стр.47, 5 абзац] |
3. |
Растрелли |
[1, стр.54, 5 абзац] |
4. |
портретной |
[1, стр.67, 1 абзац] |
5. |
английские |
[3, электронный источник] |
6. |
неизвестного |
[2, электронный источник] |
7. |
1-Б, 2-В, 3-А |
[2, электронный источник] |
8. |
1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А |
[2, электронный источник] |
9. |
1-В, 2-А, 3-Б |
[1, стр. 68, 4 абзац, стр.70 3-5 абзац] [2, электронный источник] |
10. |
1-В, 2-А, 3-Б, 4-Г |
[3, электронный источник] |
11. |
3,2,1 |
[1, стр.48, 1-2 абзац] [2, электронный источник] |
12. |
развитие светской культуры |
[1, стр.51, 2 абзац] [3, электронный источник] |
13. |
регулярный план (застройка) |
[1, стр.47, 3 абзац] [3, электронный источник] |
14. |
дворец-усадьба, дворяне получили вольность и накопили богатства |
[3, электронный источник] |
15. |
классицизм |
[1, стр.61, 3 абзац] |
16. |
Кваренги, Камерон, Казаков |
[1, стр.61, 4 абзац, стр.63, 2 абзац, стр. 65, 4 абзац] |
17. |
Создание Российской Академии, Вольного экономического общества, журналов, системы народного образования, Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи |
[3, электронный источник] |
2 вариант
Задания на выбор правильного ответа
Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ:
1. Архитектурный стиль, получивший распространение в России в первой половине XVIII века, называется
А) классицизм Б) зрелое барокко В) петровское барокко
Задания с кратким регламентирующим ответом
Закончите предложение:
2. Русское барокко 2-й половины XVIII века называют _____________________________
3. Петропавловская крепость построена архитектором _________________
Вставьте пропущенное слово:
4. Художник Ф.С. Рокотов работал в жанре _________________ .
5. В садово-парковом искусстве XVIII века были распространены ____________________(регулярные) и английские (ландшафтные) парки.
6. Художник И.П. Аргунов написал картину «Портрет неизвестной крестьянки в ______________ костюме»
Задания на соотнесение
7. Соотнесите названия архитектурных стилей и имена архитекторов:
1. Петровское барокко А. Ф.Б. Растрелли
2. Елизаветинское барокко Б. Д Трезини
3. Классицизм В. М.Ф. Казаков
8. Соотнесите имена архитекторов и названия архитектурных памятников:
1. Д. Трезини А. Дом Пашкова в Москве
2. Ф.Б. Растрелли Б. Здание Сената в Московском Кремле
3. М.Ф. Казаков В. Большой Екатерининский дворец
4. В.И. Баженов Г. Летний дворец Петра I
9. Соотнесите имена скульпторов и названия их произведений:
1. К.Б. Растрелли А. Памятник Петру I («Медный всадник»)
2. Э.М Фальконе Б. Портрет ученого М.В. Ломоносова
3. Ф.И. Шубин В. Анна Иоанновна с арапчонком
10. Соотнесите имена художников и названия их произведений:
1. И.Я. Вишняков А. Портрет Марии Ивановны Лопухиной
2. И.П. Аргунов Б. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой- Шереметевой, по сцене Жемчуговой
3. В.Л. Боровиковский В. Портрет Сары-Элеоноры Фермор
4. Д.Г. Левицкий Г. Парадный портрет Екатерины II
11. Установите хронологическую последовательность событий
1. Создание Петергофа.
2. Строительство В.И. Баженовым дворца для Екатерины II в усадьбе Царицыно под Москвой.
3. Основание г. Санкт-Петербурга.
Задания со свободно конструируемым ответом
Ответьте на вопросы
12. Какова была основная цель строительства Санкт-Петербурга?
_______________________________________________________________
13. Чем город Санкт-Петербург отличался от других русских городов, построенных в более раннюю эпоху?
________________________________
14. Какой тип загородного усадебного строительства получил распространение у дворян при Екатерине II и почему?
_____________________________
Комплексно ориентированное задание на работу с текстом
Прочтите и ответьте на вопросы по тексту:
Зарождение при Петре I дворянской интеллигенции, изменение бытового уклада, знакомство с художественной литературой способствовали развитию новых форм музыки. Светская музыка звучала на ассамблеях, где не только играли в шахматы и беседовали, но и танцевали модные танцы, слушали песенников. Хоровая и инструментальная музыка исполнялась на больших празднествах в честь торжества русского оружия – победы над Полтавой, заключения Ништадского мира, когда устраивались грандиозные процессии, маскарады, панегирические спектакли, фейерверки. Вокальная лирика приобрела форму кантов, которые распевались на «галантные» стихи в кругах столичной дворянской молодёжи.
15. Как охарактеризовать в целом изменения в русской культуре, произошедшие при Петре I, описанные в данном тексте?
16. Приведите из текста и из ваших знаний примеры иностранных заимствований в русской культуре, получивших распространение при Петре I.
_______________________________________________________________
17. Кого называли «петровскими пенсионерами»? _______________________________________
Эталон выполнения задний
2 вариант
№ задания |
Правильный ответ |
Ссылка на литературу |
1. |
В |
[1, стр.47, 4 абзац] |
2. |
елизаветинское |
[1, стр.52, 2 абзац] |
3. |
Трезини |
[1, стр.47, 5 абзац] |
4. |
портрет |
[2, электронный источник] |
5. |
французские |
[3, электронный источник] |
6. |
русском |
[2, электронный источник] |
7. |
1-Б, 2-А, 3-В |
[2, электронный источник] |
8. |
1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А |
[2, электронный источник] |
9. |
1-В, 2-А, 3-Б |
[1, стр.68, 4 абзац] [2, электронный источник] |
10. |
1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г |
[3, электронный источник] |
11. |
3,1,2 |
[1, стр.48, 1-2 абзац] [2, электронный источник] |
12. |
выход к морю (создание новой столицы) |
[3, электронный источник] |
13. |
регулярный план (застройка) |
[1, стр.47, 3 абзац] [3, электронный источник] |
14. |
дворцы-усадьбы, дворяне получили вольность и накопили богатства |
[3, электронный источник] |
15. |
развитие светской культуры |
[1, стр.51, 2 абзац] |
16. |
Ассамблеи, празднества, процессии в честь победы, маскарады, фейерверки, европейская мода на одежду |
[1, стр.51, 2 абзац] |
17. |
Художников и архитекторов, обучающихся за границей и получающих «пенсию» - денежное пособие |
[1, стр.52, 2 абзац] [3, электронный источник] |
3 вариант
Задания на выбор правильного ответа
Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ:
1. Архитектурный стиль, получивший распространение в России в последней трети XVIII века, называется
А) рококо Б) классицизм В) петровское барокко
Задания с кратким регламентирующим ответом
Закончите предложение:
2. Строительство Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге связано с именем архитектора ____________________________________
3. Здание Зимнего дворца построено в Санкт-Петербурге архитектором
____________________________________________
Вставьте пропущенное слово:
4. Художник И.П. Аргунов работал в жанре _________________ .
5. В садово-парковом искусстве XVIII века были распространены французские (регулярные) и __________________(ландшафтные) парки.
6. Художник Ф.С. Рокотов написал картину «Портрет неизвестного в
_____________________».
Задания на соотнесение
7. Соотнесите названия архитектурных стилей и имена архитекторов:
1. Петровское барокко А. Д. Трезини
2. Елизаветинское барокко Б. М.Ф. Казаков
3. Ранний классицизм В. Ф.Б. Растрелли
8. Соотнесите имена архитекторов и названия архитектурных памятников:
1. Ч. Камерон А. Дом Пашкова в Москве
2. Ф.Б. Растрелли Б. Петропавловский собор
3. Д. Трезини В. Зимний дворец
4. В.И. Баженов Г. Камеронова галерея
9. Соотнесите имена скульпторов и названия их произведений:
1. К.Б. Растрелли А. Анна Иоанновна с арапчонком
2. Э.М Фальконе Б. Самсон, разрывающий пасть льва
3. М.И. Козловский В. Памятник Петру I («Медный всадник»)
10. Соотнесите имена художников и названия их произведений:
1. И. Никитин А. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой
2. Д.Г. Левицкий Б. Портрет неизвестного в треуголке
3. Ф.С. Рокотов В. Петр I на смертном ложе
4. И.П. Аргунов Г. Портреты воспитанниц Смольного института
11. Установите хронологическую последовательность событий
1. Строительство В.И. Баженовым дворца для Екатерины II в усадьбе Царицыно под Москвой.
2. Создание Петергофа.
3. Основание Петропавловской крепости.
Задания со свободно конструируемым ответом
Ответьте на вопросы
12. К каким изменениям в развитии русской культуры привели иностранные заимствования, сделанные Петром I?
_______________________________________________________________
13. Архитектура каких стран служили образцом для подражания при строительстве Санкт-Петербурга?
_________________________________
14. Какой тип дворянской усадьбы получил распространение при Екатерине II и почему?
_________________________________
Комплексно ориентированное задание на работу с текстом
Прочтите и ответьте на вопросы по тексту:
Дворцовый переворот 1741 г. и воцарение Елизаветы Петровны (1709-1761/1762), дочери Петра I, открыли новый этап в развитии русской культуры. Личность красивой и образованной императрицы, соединявшей в себе набожность с фривольностью, наложила оригинальный отпечаток на эпоху, характерной чертой которой стало сочетание величия с игривостью. По сравнению с петровской эпохой елизаветинская была отмечена более тонким вкусом, а французско-итальянское влияние достигло апогея. Вместе с тем русскую культуру отличал брызжущий здоровьем оптимизм, торжественный пафос новизны, радость бытия, свободные от жеманства европейского рококо, господствующего в западноевропейской культуре того времени.
15. Как называется художественный стиль, получивший распространение во времена царствования Елизаветы Петровны?
16. Назовите фамилию русского архитектора итальянского происхождения, создавшего выдающиеся памятники архитектуры в этот период?
_______________________________________________________________
17. Какой университет был учрежден указом императрицы Елизаветы Петровны в 1755 году? __________________________________________________________________
Эталон выполнения заданий
3 вариант
№ задания |
Правильный ответ |
Ссылка на литературу |
1. |
Б |
[1, стр.61, 3 абзац] |
2. |
Трезини |
[1, стр.47, 5 абзац] |
3. |
Растрелли |
[1, стр.54, абзац 5] |
4. |
портрет |
[2, электронный источник] |
5. |
английские |
[3, электронный источник] |
6. |
треуголке |
[2, электронный источник] |
7. |
1-А, 2-В, 3-Б |
[1, стр.48, 2 абзац, стр. 53, 3 абзац, стр. 65, абзац 4] [2, электронный источник] |
8. |
1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А |
[2, электронный источник] |
9. |
1-А, 2-В, 3-Б |
[1, стр.68, 4 абзац, стр. 70, 3-4 абзац] [2, электронный источник] |
10. |
1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А |
[2, электронный источник] |
11. |
3,2,1 |
[1, стр.48, 1-2 абзац] [2, электронный источник] |
12. |
к развитию светской культуры |
[3, электронный источник] |
13. |
Голландии, Германии, Франции |
[3, электронный источник] |
14. |
дворец-усадьба, дворяне получили вольность и накопили богатства |
[3, электронный источник] |
15. |
Елизаветинское (зрелое) барокко |
[1, стр.52, 2 абзац] |
16. |
Растрелли |
[1, стр.53, 3 абзац] |
17. |
Московский университет |
[3, электронный источник] |
4 вариант
Задания на выбор правильного ответа
Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ:
1. Классицизм – архитектурный стиль, получивший распространение в России
А) в 1-й половине XVIII века Б) в последней трети XVIII века В) в конце XVII – начале XVIII века
Задания с кратким регламентирующим ответом
Закончите предложение:
2. Русское барокко 2-й половины XVIII века называют ______________________ .
3. Здание Петропавловского собора построено архитектором __________
Вставьте пропущенное слово:
4. Художник В.Л. Боровиковский работал в жанре _________________ .
5. В садово-парковом искусстве XVIII века были распространены ____________________(регулярные) и английские (ландшафтные) парки.
6. Художник И.П. Аргунов написал картину «Портрет неизвестной _________________ в русском костюме».
Задания на соотнесение
7. Соотнесите названия архитектурных стилей и имена архитекторов:
1. Петровское барокко А. В.В. Растрелли
2. Елизаветинское барокко Б. Ч.Камерон
3. Ранний классицизм В. Д. Трезини
8. Соотнесите имена архитекторов и названия архитектурных памятников:
1. Дж. Кваренги А. Дом Пашкова в Москве
2. Ф.Б. Растрелли Б. Петропавловский собор
3. Д. Трезини В. Зимний дворец
4. В.И. Баженов Г. Смольный институт
9. Соотнесите имена скульпторов и названия их произведений:
1. Ф.И. Шубин А. Анна Иоанновна с арапчонком
2. Э.М Фальконе Б. Памятник Петру I («Медный всадник»)
3. К.Б. Растрелли В. Портрет ученого М.В. Ломоносова
10. Соотнесите имена художников и названия их произведений:
1. И.Я. Вишняков А. Портрет Сары-Элеоноры Фермор
2. И.П. Аргунов Б. Парадный портрет Екатерины II
3. В.Л. Боровиковский В. Портрет Марии Ивановны Лопухиной
4. Д.Г. Левицкий Г. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
11. Установите хронологическую последовательность событий
1. Основание г. Санкт-Петербурга.
2. Строительство В.И. Баженовым дворца для Екатерины II в усадьбе Царицыно под Москвой.
3. Создание Петергофа.
Задания со свободно конструируемым ответом
Ответьте на вопросы
12. Какие последствия имели преобразования Петра I в первой половине XVIII века для развития русской культуры в целом?
_______________________________________________________________
13. Почему художников, отправлявшихся учиться за границу при Петре I, называли «пенсионерами»?
______________________________________________________________
14. Почему при Екатерине II началось строительство дворцов-усадеб?
________________________________________________
Комплексно ориентированное задание на работу с текстом
Прочтите и ответьте на вопросы по тексту:
В царствование Елизаветы Петровны возник русский театр. Начало ему положил Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763), перейдя от бытовых балаганных зрелищ со скоморохами, гуслярами и петрушками к классической трагедии с величественными героями. Сюжеты пьес заимствованы из полулегендарной русской истории. Написанные правильным александрийским стихом трагедии изобиловали патетическими монологами и потрясали зрителей драматической судьбой героев, в душе которых любовная страсть боролась с гражданским долгом. Соединение житейского правдоподобия с возвышенным чувством, отсутствие замысловатой интриги и небольшое число действующих лиц делали происходящее привлекательным для публики. Театр превратился в любимое развлечение в национальном масштабе.
15. Кого привлекали в качестве актёров в своих частных театрах дворяне?
16. Назовите вторую фамилию, которую получила крепостная певица театра Шереметевых Прасковья Ковалёва за свой изумительный голос.
_______________________________________________________________
17.С кем из русских художников связано её имя этой певицы? Кто написал её портрет?
______________________________________________________________
Эталон выполнения заданий
4 вариант
№ задания |
Правильный ответ |
Ссылка на литературу |
1. |
Б |
[1, стр.61, 3 абзац] |
2. |
елизаветинское |
[1, стр.53, 2 абзац] |
3. |
Трезини |
[1, стр.48, 1 абзац] |
4. |
портрет |
[2, электронный источник] |
5. |
французские |
[3, электронный источник] |
6. |
крестьянки |
[2, электронный источник] |
7. |
1-В, 2-А, 3-Б |
[1, стр.48, 2 абзац, стр. 53, 3 абзац, стр. 63, абзац 3] [2, электронный источник] |
8. |
1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А |
[2, электронный источник] |
9. |
1-В, 2-Б, 3-А |
[1, стр.68, 4 абзац] [2, электронный источник] |
10. |
1-А, 2-Г, 3-В, 4-Б |
[2, электронный источник] |
11. |
1,3,2 |
[1, стр.48, 1-2 абзац] [2, электронный источник] |
12. |
развитие светской культуры |
[3, электронный источник] |
13. |
художники получали деньги – «пенсию» |
[3, электронный источник] |
14. |
дворяне получили вольность и накопили богатства |
[3, электронный источник] |
15. |
Крепостных крестьян |
[3, электронный источник] |
16. |
Жемчугова |
[3, электронный источник] |
17. |
Аргунов |
[2, электронный источник] |
////////////////////////////