|
|
Педагогика (31.08.67 хирургия, ординатура). Ситуационные задачи с ответами (2017 год)
Ситуационные задачи
Задача №1.
В кабинете онколога при очередной диспансеризации между больной А. и
врачом произошел диалог:
- Сколько вам лет?
- Пятьдесят.
- Есть ли у вас опухоли?
- Вроде бы, нет.
- Странно! В вашем возрасте уже что-нибудь может быть. Затем, не осмотрев
пациентку, врач пишет в карте: «Здорова».
Вопросы:
- А. Какие психологические и деонтологические ошибки допустил врач?
- Б. В соответствии с какой моделью взаимоотношений с пациентом строились их
отношения?
Ответ
Налицо нарушение врачебной этики. В соответствии с Техническоймоделью
взаимоотношений с пациентом строились их отношения.
Модели отношений врач-пациент
По классификации Роберта Вича принято выделять четыре модели отношений
врач-пациент:
1. Техническая модель. В данной модели пациент не рассматривается как личность,
лечение становится технической процедурой. Главная задача врача - устранить
неполадки и вернуть человека к действию
2. Сакральная модель. Данную модель можно обозначить как взаимоотношения
родителя и ребенка. Врач опекун сопереживает и морально поддерживает пациента,
его задача - помочь и не навредить.
3.Коллегиальная модель. Пациент занимает активную позицию, является помощником и
союзником врача. У них общая цель - преодолеть болезнь. В этой модели отношения
врач согласует все решения с пациентом, не скрывая деталей болезни.
4.Контрактная модель. Пациент и врач несут равную ответственность за лечение,
выступая в тандеме. Ведущим является врач, он назначает лечение, обосновывая
свой выбор, пациент -рассказывает о процессе лечения, соблюдая рекомендации.
Задача №2.
Больной П., которому две недели назад провели диагностическую биопсию из области
опухоли языка, обратился к оперировавшему его хирургу-стоматологу с просьбой
сообщить уточненный диагноз. Врач не нашел ничего более подходящего, чем
ответить:
- Идите в морг, там вам все скажут.
Пациент не знал, что хирурги обычно направляют биопсию в патологоанатомическое
отделение, и с ним случился сердечный приступ.
Задача №3.
К стоматологу на прием пришел больной, проживающий в сельской местности, с
жалобами на кровоточивость десен и подвижность зубов. При осмотре в полости рта
обнаружены обильные твердые отложения и много мягкого налета. Размышляя вслух,
врач произнес:
- Немудрено при такой гигиене рта потерять все зубы, - и на его лице появилась
гримаса брезгливости.
Пациент обиделся и отказался от лечения.
Задача №4.
Доцент Т. Во время занятия со студенческой группой решил проконсультировать пациентку с жалобами на боли и чувство дискомфорта в эпигастральной области, отрыжку, изжогу, тошноту. Расспрашивая больную при сборе анамнеза, он выяснил, что несколько лет назад она лечилась в кожно-венерологическом диспансере. Опрос велся нарочито громко, явно для демонстрации студентам. Больная заплакала и ушла.
Ответ на задачи 2,3,4
Ответ: Налицо грубейшее нарушение врачебной этики.
Под медицинской этикойпонимают совокупность нравственных форм профессиональной
деятельности медицинских работников. Медицинская деонтология - это проявление
медицинской этики, направленная на предупреждение отрицательных последствий
взаимоотношений медицинского персонала и больных. На сегодняшний день
медицинским работникам необходимо соответствовать высоким требованиям,
предъявляемым к уровню оказания медицинской помощи жителям и гостям столицы
Российской Федерации, независимо от пола, расы, социального положения, уровня
достатка пациента.
Умение общаться с людьми, понимать, слушать и слышать их, грамотно излагать свои
мысли, уважать честь и достоинство пациента, признавать права на личную
тайну,относиться к пациенту доброжелательно, с пониманием воспринимать
озабоченность родных и близких состоянием больного, необходимо любому
медицинскому работнику, который должен быть, по
А.П. Чехову: "Ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". К
сожалению не все специалисты, будучи профессионалами в своей области, настолько
же хорошо владеют навыками общения. И как следствие - возникновение конфликтов,
спровоцированных неправильным поведением медицинских работников при общении с
больным, его родственниками и их окружением.
Самые частые деонтологические ошибки связаны снепродуманным, нечутким, небрежно
брошенным словом. Задача медицинского работника оказать не только
квалифицированную медицинскую помощь, но и выслушать больного, помочь побороть
тревогу, страх, почувствовать заботу о себе. Соблюдение делового этикета, правил
санитарной гигиены, умение излагать свои мысли простым и доступным языком -
неотъемлемые требования нашей профессиональной деятельности. В последнее время
доступность медицинской литературы, распространение различными информационными
источниками данных о заболеваниях, методах
их лечения, а также тревога за состояние своего здоровья, способствуют развитию
у больных комплекса психогенных реакций, поэтому неосторожные высказывания
медицинских работников могут спровоцировать возникновение конфликтов, жалоб и
негативного отношения.
Медицинским персоналом должны неукоснительно соблюдаться правила
профессионального общения, принципы медицинской этики и деонтологии:
- недопустимы небрежный внешний вид, яркий макияж, резкий запах парфюмерии,
табака, демонстрация безразличия или превосходства, некорректные вопросы,
разговоры на отвлеченные темы во время вызова, включая телефонные;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил (аккуратная спецодежда,
вымытые руки, опрятный внешний вид), четкое выполнение необходимых манипуляций
повышает авторитет медицинского работника, располагает к продуктивному общению;
- обязательным для каждого медицинского работника должно быть умение адекватно
реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника,
умение не демонстрировать раздражение, быть предупредительным, тактичным,
терпимым, не проявляя ответного негатива. Разумная осторожность в словах и
действиях для купирования конфликта на ранних этапах, предпочтительней
переживаний, связанных с правовой защитой своих действий. При этом необходимо
строго соблюдать субординацию, не допускать "панибратства" с больными. С
коллегами отношения должны быть корректными, обращения к ним в присутствии
больного и его родственников - по имени-отчеству;
- взаимоотношения с коллегами, работающими в больницах, поликлиниках должны
носить деловой, профессиональный, коллегиальный характер;
- обязательным для каждого медицинского работника является неразглашение
врачебной тайны;
-медицинские работники должны помнить, что пациент имеет право на исчерпывающую
информацию о состоянии своего здоровья. В случае неблагоприятного прогноза для
больного необходимо информировать его предельно деликатно и осторожно, оставив
надежду на возможный благоприятный исход. Несоблюдение сотрудниками медицинской
этики и деонтологии при оказании медицинской помощи расценивается, как нарушение
должностных и функциональных обязанностей.Главное - будьте искренними, помните,
что именно нашу душевную теплоту, умение сострадать, быть милосердным, пациенты
ценят больше всего.
Вопросы к зачету
1. Предмет педагогики высшей школы.
1. Методологические основы педагогики высшей школы.
2. Логика и методы научно-педагогического исследования.
3. Основные тенденции развития высшего профессионального образования.
4. Проблемы воспитания в теории и практике высшего профессионального
образования.
5. Сущность процесса обучения в вузе.
6. Принципы обучения в высшей школе.
7. Содержание вузовского образования: понятие, структура, соотношение с
содержанием обучения.
8. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание
вузовского образования.
9. Гуманитарные аспекты содержания высшего профессионального
образования.
10. Общая характеристика методов обучения в вузе.
11. Активные методы обучения.
12. Методы проблемного обучения в высшей школе.
13. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе.
14. Формы организации обучения в вузе.
15. Лекция в системе организационных форм обучения.
16. Практические формы организации вузовского обучения.
17. Преподаватель современной высшей школы. Основные требования к
личности и деятельности вузовского педагога.
18. Взаимодействие преподавателя и студента в
педагогическом процессевуза.
19. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей
профессиональной школе.
Примерная тематика выпускных квалификационных работ
1. Проектирование рабочей, учебной программы по курсу.
2. Проектирование межпредметных связей в образовательной практике высшей
школы.
3. Опыт проектирования регионального компонента содержания вузовского
образования (на материале учебной дисциплины).
4. Задачное структурирование образовательного материала (на примере
учебной дисциплины).
5. Учебные задачи: проектирование гуманитарного контекста.
6. Технология включения жизненного познавательного опыта студентов в
структуру содержания вузовского обучения (на примере учебной
дисциплины).
7. Проектирование методов обучения в образовательной практике высшей
школы (на примере учебной дисциплины).
8. Конструирование приемов активизации познавательной деятельности
студентов (на примере учебной дисциплины).
9. Способы конструирования проблемных ситуаций в учебном процессе вуза.
10. Использование мультимедийных средств в учебном процессе высшей
школы: дидактические основы проектирования.
Примерная тематика для самостоятельной работы.
1. Педагогика - наука о сущности, содержании и закономерностях
воспитания и развития личности.
2. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования.
3. Связь педагогики с другими науками. Структура педагогической науки.
4. Проблемы становления и развития медицинской педагогики.
5. Роль воспитания в обществе и формировании человеческой личности.
6. Медицинская педагогика - как научная основа организации процесса
становления личности врача и медицинского работника.
7. Педагогические основы формирования отношений врача с пациентами.
8. Приоритетные постоянные задачи педагогической науки.
9. Связь педагогики с психологией.
10. Педагогические составляющие деятельности врача.
11. Педагогические технологии.
12. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
13. Древнегреческая и древнеримская системы воспитания: сравнительный
анализ.
14. Церковные школы раннего средневековья.
15. Особенности рыцарского воспитания.
16. Педагогические идеи эпохи Возрождения.
17. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для последующего
развития европейской педагогики.
18. Образовательная система и педагогическая наука в РФ в советский
период.
19. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.
20. Вклад К.Д.Ушинского в развитие педагогики.
////////////////////////////