Педагогика (31.08.67 хирургия, ординатура). Ситуационные задачи с ответами (2017 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика (31.08.67 хирургия, ординатура). Ситуационные задачи с ответами (2017 год)

 

 

 

Ситуационные задачи

 

 

 

Задача №1.

 В кабинете онколога при очередной диспансеризации между больной А. и врачом произошел диалог:

- Сколько вам лет?

- Пятьдесят.

- Есть ли у вас опухоли?

- Вроде бы, нет.

- Странно! В вашем возрасте уже что-нибудь может быть. Затем, не осмотрев пациентку, врач пишет в карте: «Здорова».

Вопросы:

- А. Какие психологические и деонтологические ошибки допустил врач?

- Б. В соответствии с какой моделью взаимоотношений с пациентом строились их отношения?
 

Ответ


Налицо нарушение врачебной этики. В соответствии с Техническоймоделью взаимоотношений с пациентом строились их отношения.

Модели отношений врач-пациент

По классификации Роберта Вича принято выделять четыре модели отношений врач-пациент:

1. Техническая модель. В данной модели пациент не рассматривается как личность, лечение становится технической процедурой. Главная задача врача - устранить неполадки и вернуть человека к действию

2. Сакральная модель. Данную модель можно обозначить как взаимоотношения родителя и ребенка. Врач опекун сопереживает и морально поддерживает пациента, его задача - помочь и не навредить.

3.Коллегиальная модель. Пациент занимает активную позицию, является помощником и союзником врача. У них общая цель - преодолеть болезнь. В этой модели отношения врач согласует все решения с пациентом, не скрывая деталей болезни.

4.Контрактная модель. Пациент и врач несут равную ответственность за лечение, выступая в тандеме. Ведущим является врач, он назначает лечение, обосновывая свой выбор, пациент -рассказывает о процессе лечения, соблюдая рекомендации.

 

 

 

 

 


Задача №2.

Больной П., которому две недели назад провели диагностическую биопсию из области опухоли языка, обратился к оперировавшему его хирургу-стоматологу с просьбой сообщить уточненный диагноз. Врач не нашел ничего более подходящего, чем ответить:

- Идите в морг, там вам все скажут.

Пациент не знал, что хирурги обычно направляют биопсию в патологоанатомическое отделение, и с ним случился сердечный приступ.


Задача №3.

 К стоматологу на прием пришел больной, проживающий в сельской местности, с жалобами на кровоточивость десен и подвижность зубов. При осмотре в полости рта обнаружены обильные твердые отложения и много мягкого налета. Размышляя вслух, врач произнес:

- Немудрено при такой гигиене рта потерять все зубы, - и на его лице появилась гримаса брезгливости.

 

Пациент обиделся и отказался от лечения.

Задача №4.

 Доцент Т. Во время занятия со студенческой группой решил проконсультировать пациентку с жалобами на боли и чувство дискомфорта в эпигастральной области, отрыжку, изжогу, тошноту. Расспрашивая больную при сборе анамнеза, он выяснил, что несколько лет назад она лечилась в кожно-венерологическом диспансере. Опрос велся нарочито громко, явно для демонстрации студентам. Больная заплакала и ушла.

 

 

 

Ответ на задачи 2,3,4

 

 

 

Ответ: Налицо грубейшее нарушение врачебной этики.

Под медицинской этикойпонимают совокупность нравственных форм профессиональной деятельности медицинских работников. Медицинская деонтология - это проявление медицинской этики, направленная на предупреждение отрицательных последствий взаимоотношений медицинского персонала и больных. На сегодняшний день медицинским работникам необходимо соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к уровню оказания медицинской помощи жителям и гостям столицы Российской Федерации, независимо от пола, расы, социального положения, уровня достатка пациента.

Умение общаться с людьми, понимать, слушать и слышать их, грамотно излагать свои мысли, уважать честь и достоинство пациента, признавать права на личную тайну,относиться к пациенту доброжелательно, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, необходимо любому медицинскому работнику, который должен быть, по

А.П. Чехову: "Ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". К сожалению не все специалисты, будучи профессионалами в своей области, настолько же хорошо владеют навыками общения. И как следствие - возникновение конфликтов, спровоцированных неправильным поведением медицинских работников при общении с больным, его родственниками и их окружением.

Самые частые деонтологические ошибки связаны снепродуманным, нечутким, небрежно брошенным словом. Задача медицинского работника оказать не только квалифицированную медицинскую помощь, но и выслушать больного, помочь побороть тревогу, страх, почувствовать заботу о себе. Соблюдение делового этикета, правил санитарной гигиены, умение излагать свои мысли простым и доступным языком - неотъемлемые требования нашей профессиональной деятельности. В последнее время доступность медицинской литературы, распространение различными информационными источниками данных о заболеваниях, методах

их лечения, а также тревога за состояние своего здоровья, способствуют развитию у больных комплекса психогенных реакций, поэтому неосторожные высказывания медицинских работников могут спровоцировать возникновение конфликтов, жалоб и негативного отношения.

Медицинским персоналом должны неукоснительно соблюдаться правила профессионального общения, принципы медицинской этики и деонтологии:

- недопустимы небрежный внешний вид, яркий макияж, резкий запах парфюмерии, табака, демонстрация безразличия или превосходства, некорректные вопросы, разговоры на отвлеченные темы во время вызова, включая телефонные;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил (аккуратная спецодежда, вымытые руки, опрятный внешний вид), четкое выполнение необходимых манипуляций повышает авторитет медицинского работника, располагает к продуктивному общению;

- обязательным для каждого медицинского работника должно быть умение адекватно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника, умение не демонстрировать раздражение, быть предупредительным, тактичным, терпимым, не проявляя ответного негатива. Разумная осторожность в словах и действиях для купирования конфликта на ранних этапах, предпочтительней переживаний, связанных с правовой защитой своих действий. При этом необходимо строго соблюдать субординацию, не допускать "панибратства" с больными. С коллегами отношения должны быть корректными, обращения к ним в присутствии больного и его родственников - по имени-отчеству;

- взаимоотношения с коллегами, работающими в больницах, поликлиниках должны носить деловой, профессиональный, коллегиальный характер;

- обязательным для каждого медицинского работника является неразглашение врачебной тайны;

-медицинские работники должны помнить, что пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо информировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на возможный благоприятный исход. Несоблюдение сотрудниками медицинской этики и деонтологии при оказании медицинской помощи расценивается, как нарушение должностных и функциональных обязанностей.Главное - будьте искренними, помните, что именно нашу душевную теплоту, умение сострадать, быть милосердным, пациенты ценят больше всего.

 

 

 

 

 

 



Вопросы к зачету

1. Предмет педагогики высшей школы.

1. Методологические основы педагогики высшей школы.

2. Логика и методы научно-педагогического исследования.

3. Основные тенденции развития высшего профессионального образования.

4. Проблемы воспитания в теории и практике высшего профессионального образования.

5. Сущность процесса обучения в вузе.

6. Принципы обучения в высшей школе.

7. Содержание вузовского образования: понятие, структура, соотношение с содержанием обучения.

8. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования.

9. Гуманитарные аспекты содержания высшего профессионального образования.

10. Общая характеристика методов обучения в вузе.

11. Активные методы обучения.

12. Методы проблемного обучения в высшей школе.

13. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе.

14. Формы организации обучения в вузе.

15. Лекция в системе организационных форм обучения.

16. Практические формы организации вузовского обучения.

17. Преподаватель современной высшей школы. Основные требования к личности и деятельности вузовского педагога.

18. Взаимодействие преподавателя и студента в педагогическом процессевуза.

19. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей профессиональной школе.

 

 

 





Примерная тематика выпускных квалификационных работ

1. Проектирование рабочей, учебной программы по курсу.

2. Проектирование межпредметных связей в образовательной практике высшей школы.

3. Опыт проектирования регионального компонента содержания вузовского образования (на материале учебной дисциплины).

4. Задачное структурирование образовательного материала (на примере учебной дисциплины).

5. Учебные задачи: проектирование гуманитарного контекста.

6. Технология включения жизненного познавательного опыта студентов в структуру содержания вузовского обучения (на примере учебной дисциплины).

7. Проектирование методов обучения в образовательной практике высшей школы (на примере учебной дисциплины).

8. Конструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов (на примере учебной дисциплины).

9. Способы конструирования проблемных ситуаций в учебном процессе вуза.

10. Использование мультимедийных средств в учебном процессе высшей школы: дидактические основы проектирования.





Примерная тематика для самостоятельной работы.

1. Педагогика - наука о сущности, содержании и закономерностях воспитания и развития личности.

2. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования.

3. Связь педагогики с другими науками. Структура педагогической науки.

4. Проблемы становления и развития медицинской педагогики.

5. Роль воспитания в обществе и формировании человеческой личности.

6. Медицинская педагогика - как научная основа организации процесса становления личности врача и медицинского работника.

7. Педагогические основы формирования отношений врача с пациентами.

8. Приоритетные постоянные задачи педагогической науки.

9. Связь педагогики с психологией.

10. Педагогические составляющие деятельности врача.

11. Педагогические технологии.

12. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

13. Древнегреческая и древнеримская системы воспитания: сравнительный анализ.

14. Церковные школы раннего средневековья.

15. Особенности рыцарского воспитания.

16. Педагогические идеи эпохи Возрождения.

17. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для последующего развития европейской педагогики.

18. Образовательная система и педагогическая наука в РФ в советский период.

19. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.

20. Вклад К.Д.Ушинского в развитие педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////