31.05.01 Детская хирургия. Тесты с ответами и ситуационные задачи для аттестации (2015 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.05.01 Детская хирургия. Тесты с ответами и ситуационные задачи для аттестации (2015 год)

 

 

 

 

1. Существуют все виды травматизма, кроме, укажите один неправильный ответ:

A. Поизводственный

B. С ельскохозяйственный

C. Школьный

D. Уличный

E. Публичный

Правильный ответ - Е.




2. Специализированная первая помощь при травмах оказывается в, укажите один правильный ответ:

A. Научно-исследовательских институтах

B. Реабилитационных центрах

C. Травматологических пунктах

Правильный ответ - А.

 

 

 

 

3. Травматология - это наука изучающая, выберите один правильный ответ:

A. Врожденные и приобретенных деформация скелета у детей

B. Наука о повреждениях, причинах их возникновения, методах диагностики и лечения

C. Наука о строении тела человека

D. Наука о заболеваниях органов грудной и брюшной полости

Правильный ответ - В.



4. Ортопедия - это наука изучающая, укажите один правильный ответ:

A. Врожденные и приобретенных деформация скелета у детей

B. Наука о повреждениях, причинах их возникновения, методах диагностики и лечения

C. Наука о строении тела человека

D. Наука о заболеваниях органов грудной и брюшной полости

Правильный ответ - А.



5. Травма - это, укажите один правильный ответ:

A. Повреждение тканей, приводящее к нарушению их функции

B. Повреждения тканей мозга

C. Повреждения органов брюшной и грудной полости

Правильный ответ - А.


 

 

Ситуационные задачи

 

 

ЗАДАЧА №

В приемный покой детской больницы доставлена девочка 7 лет через полчаса после автомобильной катастрофы. Дежурным врачом заподозрен разрыв полого органа брюшной полости. Состояние ребенка крайне тяжелое. Пульс 110 ударов в минуту. АД - 80/40 мм.рт.ст. В общем анализе крови: лейкоцитов - 11,0 х 109/ л, гемоглобин - 100 г/л, эритроцитов - 3,0 х 109/ л, палочкоядерных нейтрофилов - 2%, сегментоядерных нейтрофилов - 66, лимфоцитов - 21%, моноцитов - 11%,, СОЭ - 6 мм/час.

Задание.

1.На основании каких клинических признаков дежурный врач мог заподозрить разрыв полого органа брюшной полости?

2.Каковы дополнительные методы диагностики можно применить?

З.Объем и последовательность противошоковых мероприятий?

4.Методы лечения закрытых повреждений полых органов брюшной полости?

5.Цель и задачи диспансерного наблюдения после выписки из стационара?

 

 

 

ЗАДАЧА №

 

Девочка 7 лет заболела остро: около 2-х час. назад среди полного благополучия появились сильные боли в нижней части живота, была однократная рвота. Предъявляет жалобы на боли в мезогастральной области, отсутствие аппетита, сухость во рту. При осмотре: состояние тяжелое, ребенок вялый, выражена бледность и мраморность кожных покровов. Температура 39 С. Пульс - 120 в мин. Язык сухой, обложен белым налетом. Со стороны живота отмечается усиление болезненности при пальпации в мезо- и гипогастральных областях. Ребенок плачет при быстром отнятии руки после предварительного надавливания в этих областях. Здесь же отмечается пассивное мышечное напряжение брюшной стенки.

Задание.

1.Каков предположительный диагноз?

2.С какими заболеваниями следует провести дифференциальную диагностику?

3.Каковы действия врача - педиатра в данной ситуации и условия транспортировки больной в стационар?

4.Какие дополнительные методы обследования необходимо провести в стационаре?

5.Дальнейшая лечебная тактика при данном заболевании



ЗАДАЧА №

На прием в поликлинику к участковому педиатру обратился мальчик 12 лет с жалобами на “тянущие” боли внизу живота, больше справа. Заболел 4 дня назад. Тошноты, рвоты, нарушений стула не было. Температура тела выше 37,2 С не повышалась. При обследовании в правой подвздошной области пальпируется плотное неподвижное опухолевидное образование размером 10 х 8 см с нечеткими границами, умеренно болезненное. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. В других отделах живот мягкий безболезненный. В общем анализе крови: лейкоцитов - 9,0 х 109/ л, гемоглобин - 130 г/л, эритроцитов - 3,9 х 109/ л, палочкоядерных нейтрофилов - 3%, сегментоядерных нейтрофилов - 58, лимфоцитов - 32%, моноцитов - 7%,, СОЭ - 6 мм/час. Задание.

1.Предполагаемый вами диагноз?

2.Какие дополнительные исследования необходимо провести с целью уточнения имеющейся патологии?

3.Лечебная тактика при данной клинической форме заболевания?

4.Возможные осложнения и их лечение?

5.Цель и задачи диспансерного наблюдения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи для ГИА

 

 

 

ЗАДАЧА №

На прием в поликлинику к участковому педиатру обратился мальчик 12 лет с жалобами на “тянущие” боли внизу живота, больше справа. Заболел 4 дня назад. Тошноты, рвоты, нарушений стула не было. Температура тела выше 37,2 С не повышалась. При обследовании в правой подвздошной области пальпируется плотное неподвижное опухолевидное образование размером 10 х 8 см с нечеткими границами, умеренно болезненное. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. В других отделах живот мягкий безболезненный. В общем анализе крови: лейкоцитов - 9,0 х 109/ л, гемоглобин - 130 г/л, эритроцитов - 3,9 х 109/ л, палочкоядерных нейтрофилов - 3%, сегментоядерных нейтрофилов - 58, лимфоцитов - 32%, моноцитов - 7%,, СОЭ - 6 мм/час.

Задание.

1.Предполагаемый вами диагноз?

2.Какие дополнительные исследования необходимо провести с целью уточнения имеющейся патологии?

3.Лечебная тактика при данной клинической форме заболевания?

4.Возможные осложнения и их лечение?

5.Цель и задачи диспансерного наблюдения?

 

 

 

Ирригография

D.S. Инвагинация кишечника

 

 

ЗАДАЧА №

В приемное отделение детской больницы машиной скорой помощи доставлен ребенок 2,5 лет с диагнозом: острый живот. Болен в течение двух суток. Заболевание началось с болей в животе, беспокойства ребенка. Несколько раз была рвота застойным желудочным содержанием, трижды скудный жидкий стул без патологический примесей. За медицинской помощью родители не обращались до последнего момента. При поступлении состояние мальчика тяжелое, выражены признаки обезвоживания и интоксикации. Температура тела - 39 С. При исследовании живот - не участвует в акте дыхания, при пальпации - болезненный во всех отделах, здесь же положительный симптом Щеткина - Блюмберга. В общем анализе крови: лейкоцитов - 15,6х1099/л, эритроцитов - 3,6х 109/ л, лейкоцитарная формула - палочкоядерных нейтр.-7, сегментоядерных нейтр.- 60, лимфоцитов- 29, моноцитов - 4, СОЭ - 8 мм/час.

Задание.

1.Каковы наиболее вероятные причины внутрибрюшной катастрофы у ребенка?

2.Какие симптомы могут указывать на диагноз разлитого перитонита?

3.Какие дополнительные диагностические действия следует предпринять?

4.Дальнейшая лечебная тактика?

5.Нуждается ли ребенок в диспансерном наблюдении, его цель и задачи?

 

 

Заключение: Острый гангренозно-перфоративный аппендицит. Внешний вид.

 

 



ЗАДАЧА №

Ребенок 4-х месяцев заболел остро: около 18-ти часов назад, появились приступы внезапного беспокойства, чередуемые с периодом успокоения, многократно наблюдалась рвота. При осмотре состояние ребенка тяжелое, вялый, адинамичный. Кожные покровы бледные, сухие, температура тела 38С. ЧСС - 130 в мин. Живот несколько вздут, при пальпации мягкий. В правом подреберье нечетко пальпируется опухолевидное образование плотно-эластичной консистенции, умеренно смещаемое. Пальпация образования провоцирует болевой приступ. Стула нет в течение суток. Диурез снижен.

Задание.

1. Ваш диагноз?

2.Этиология и патогенез предполагаемого заболевания?

3. Дополнительные методы исследования подтверждающие диагноз, их информативность?

4. Лечебная тактика у данного больного?

5. Диспансеризация ребенка после выписки из стационара?

 

 

 

 

Ирригография

D.S. Инвагинация кишечника
 

 

 

 

ЗАДАЧА №

 

В детское хирургическое отделение поступил ребенок 1 года через 4 часа от начала заболевания. Направлен участковым педиатром с диагнозом: инвагинация кишок. Заболевание началось внезапно среди полного здоровья и проявляло себя беспокойны поведением ребенка, которое чередовалось со “светлыми” промежутками, однократно был жидкий стул без патологических примесей. В общем анализе крови: лейкоцитов - 9,6х109/л, эритроцитов - 3,9х109/л, лейкоцитарная формула -
палочкоядерных нейтр.-4, сегментоядерных нейтр.- 30, лимфоцитов- 61, моноцитов - 5, СОЭ - 5 мм/час.

Задание.

1.Этиология и патогенез кишечной инвагинации?

2. Какие клинические признаки могут свидетельствовать о развивающейся инвагинации?

3.С чем наиболее часто приходится дифференцировать данное заболевание?

4.Какие методы дополнительного исследования при этом являются ведущими, их информативность?

5. Лечебная тактика при установлении диагноза у данного больного?

 

 

 

 

Ирригография

D.S. Инвагинация кишечника


 

ЗАДАЧА №

У ребенка 7 лет внезапно появились сильные схваткообразные боли в животе, была многократная рвота с примесью желчи, осмотрен врачом-педиатром через 3 часа от начала заболевания. При осмотре состояние средней тяжести, стонет от боли, поджимает ноги к животу. Пульс 90 ударов в минуту, удовлетворительных свойств. Температура тела нормальная. При аускультации сердца и легких - без особенностей. Живот умеренно вздут в мезогастрии, больше слева, где четко определяется видимая перистальтика кишки и положительный симптом Валя. При пальпации - выраженная болезненность в нижних отделах при относительно мягком животе. Симптом Щеткина -Блюмберга отрицательный. В правой подвздошной области послеоперационный рубец. Со слов матери в возрасте 4-х лет оперирован по поводу флегмонозного аппендицита, осложненного перитонитом.

Задание.

1. Ваш диагноз?

2. Тактика врача общей практики?

3. Объем дополнительных исследований при поступлении в стационар?

4. Способы лечения острой кишечной непроходимости?

5. Показания к операции и основные принципы её проведения?

6. Цель и задачи диспансеризации детей со спаечной болезнью?

 

 

Заключение: Низкая кишечная непроходимость Обзорная рентгенограмма брюшной полости в прямой и боковой проекциях множественные уровни жидкости в брюшной полости



ЗАДАЧА №

В приемный покой детской больницы доставлена девочка 7 лет через полчаса после автомобильной катастрофы. Дежурным врачом заподозрен разрыв полого органа брюшной полости. Состояние ребенка крайне тяжелое. Пульс 11 0 ударов в минуту. АД - 80/40 мм.рт.ст. В общем анализе крови: лейкоцитов - 11,0 х 109/ л, гемоглобин - 100 г/л, эритроцитов - 3,0 х 109/ л, палочкоядерных нейтрофилов - 2%, сегментоядерных нейтрофилов - 66, лимфоцитов - 21%, моноцитов - 11%,, СОЭ - 6 мм/час.

Задание.

1. На основании каких клинических признаков дежурный врач мог заподозрить разрыв полого органа брюшной полости?

2. Каковы дополнительные методы диагностики можно применить?

3.Объем и последовательность противошоковых мероприятий?

4.Методы лечения закрытых повреждений полых органов брюшной полости?

5.Цель и задачи диспансерного наблюдения после выписки из стационара?

 

 

 

Заключение: свободный газ в брюшной полости. Озорная рентгенография .




ЗАДАЧА №

В приемное отделение доставлен ребенок 8 лет с жалобами на боли в животе, рвоту. Два часа назад упал с высоты 3-х метров на твердый грунт. При осмотре язык сухой, обложен белым налетом, кожные покровы и видимые слизистые бледные. ЧДД - 32 в минуту. Частота сердечных сокращений 130 в мин. Тоны сердца глухие. Пульс на периферии слабого наполнения. АД - 85/50 мм рт. ст. Живот мягкий, болезненный при поверхностной пальпации. Симптом Щеткина-Блюмберга слабо положительный. В анализе крови - гемоглобин 60г/л, эритроцитов 2,5 х 1012/л.

Задание.

1.Ваш диагноз?

 

2.Оказание первой врачебной помощи и условия транспортировки пострадавшего в стационар?

3 Какими дополнительными специальными методами исследования можно подтвердить диагноз, их информативность?

4.Какова лечебная тактика на госпитальном этапе?

5.Принципы диспансеризации детей, перенесших тупую травму живота с повреждением внутренних органов?
 

 

 

 

ЗАДАЧА №

Машиной скорой помощи в приемное отделение доставлен мальчик 11-лет. Около часа назад был сбит легковым автомобилем, при этом получил удар в область живота. Дежурным врачом заподозрен разрыв селезенки и внутрибрюшное кровотечение. В общем анализе крови: лейкоцитов - 9,5 х 109/ л, гемоглобин - 95 г/л, эритроцитов - 2,9 х 109/ л, палочкоядерных нейтрофилов - 4%, сегментоядерных нейтрофилов - 61, лимфоцитов - 25%, моноцитов - 10%,, СОЭ - 9 мм/час.

Задание.

1. Каковы клинические признаки разрыва селезенки и внутрибрюшного кровотечения?

2.Оказание первой врачебной помощи и условия транспортировки пострадавшего в стационар?

3.Какими дополнительными лабораторными и специальными методами исследования можно подтвердить диагноз, их информативность?

4. Методы лечения закрытых повреждений паренхиматозных органов брюшной полости у детей?

5.Цель и задачи диспансерного наблюдения после выписки из стационара?

 

 



ЗАДАЧА №

В детскую клиническую больницу доставлен годовалый ребенок с признаками выраженной анемии. Со слов матери около 3-х часов назад у мальчика среди полного здоровья был обильный жидкий стул с большим количеством измененной крови, после чего состояние ребенка резко ухудшилось, появилась бледность кожных покровов, сонливость, постоянно просит пить. Тошноты и рвоты не отмечалось. Ранее ни чем не болел. Наследственность не отягощена. Показатели периферической гемодинамики: пульс - 140 в мин, слабого наполнения, АД - 55/30 мм рт ст. Температура - 38С. При аускультации сердца тоны звучные, ритмичные, на верхушке - слабый систолический шум. При пальцевом исследовании прямой кишки: на перчатке темная кровь без каловых масс. При анализе крови: гемоглобин - 80 г/л, эритроцитов - 1,8 х 1012/л.

Задание.

1.Синдромальный диагноз и возможные причины кровотечения?

2.Объем и последовательность лечебно-диагностических мероприятий при поступлении ребенка?

3.Показания к гемотрансфузии?

4.Способы эндоскопического гемостаза при кровотечениях из верхних и нижних отделов пищеварительного тракта?

5. .Показания к операции при желудочно-кишечных кровотечениях?

 

 

 

Заключение: Дивертикул Меккеля. Итраоперационное фото

 


ЗАДАЧА №

В приемное отделение районной больницы машиной скорой помощи доставлена девочка 3-х лет. Со слов матери, около часа назад у ребенка на фоне полного здоровья была однократная обильная рвота малоизмененной кровью со сгустками, после чего состояние резко ухудшилось, появились слабость, чувство жажды, кожные покровы приобрели бледно-желтую окраску. Из перенесенных заболеваний: на первом месяце жизни отмечает гнойный омфалит, гематогенный остеомиелит правого плеча. Состояние ребенка расценено как тяжелое. Выражены внешние признаки анемии. Пульс - 140 в мин. АД - 70/30 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичны, на верхушке слабый систолический шум. При аускультации легких с обеих сторон чистое везикулярное дыхание, ослабленное в нижних отделах слева. Живот несколько увеличен в размерах, при пальпации мягкий, безболезненный. Нижний край печени не пальпируется. Селезенка на 3 см выступает из подреберья, край её плотный.

Задание.

1.Предполагаемый диагноз и наиболее вероятная причина кровотечения?

2. Какие дополнительные методы исследования помогут установить этиологический диагноз и их информативность?

3.Мероприятия первой врачебной помощи?

4.Дальнейшая лечебная тактика при данном заболевании?

5.Цель и задачи диспансеризация детей с внепеченочной портальной гипертензией?

 

 

Заключение Желудочно-кишечное кровотечение. Эндоскопическое клипирование кровоточащей вены кардиального отдела желудка



ЗАДАЧА №

У новорожденной девочки, родившейся от первых срочных родов с массой тела 2500г, длиной 48см, при пальпации живота в области правого подреберья (проекция правой почки) прощупывается опухолевидное образование округлой формы, плотной консистенции с бугристой поверхностью, ограниченной подвижности, размерами 5 х 6см. В других отделах живот мягкий безболезненный. Брюшная стенка без видимых изменений. Стул и мочеиспускание не нарушены.

Задание.

1. Предположительный диагноз?

2.Дифференциальная диагностика?

3.Дополнительные методы диагностики, их информативность?

4. Тактика врача-педиатра?

5. Дальнейшая лечебная тактика?

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА №

У новорожденного с массой тела 2600г (роды срочные, неосложненные) в левой половине крестцово-ягодичной области определяется опухолевидное образование округлой формы размерами 12х10х8см неоднородной консистенции: плотные участки чередуются с кистоподобными включениями. Кожные покровы над образованием не изменены. Пальпация безболезненна. Заднепроходное отверстие смещено вправо и кпереди. Пропальпировать копчик не удается. Меконий отходит свободно.

Задание.

1. Предположительный диагноз?

2.Дифференциальная диагностика?

3. Дополнительные методы исследования, их информативность?

4. Тактика неонатолога?

5.Принципы лечения?

 

 

 

Заключение: Тератома кресцово-копчиковой области. Внешний вид больного

 

 

 

ЗАДАЧА №

В детское хирургическое отделение поступил ребенок на 5 сутки после рождения, состояние тяжелое, кожные покровы бледные, выражены явления обезвоживания. Рвота после первых 2-х кормлений большим количеством желудочного содержимого с примесью желчи. Стул был в 1-е сутки, в дальнейшем стула не было. Живот не вздут, несколько выбухает в эпигастрии, а после рвоты западает. При пальпации -мягкий, безболезненный. Температура тела - 37,7 С.

Задание.

1. Предположительный диагноз?

2. Какие пороки развития могут явиться причиной рвоты у данного ребенка и каковы возможные осложнения?

3 . Тактика врача-неонатолога при рождении ребенка с синдромом рвоты?

4. Какие нужно провести дополнительные исследования для подтверждения диагноза?

5. Дальнейшая лечебная тактика?

 

 

Заключение: Врожденная кишечная непроходимость. Обзорная рентгенограмма брюшной полости. Наличие двух газовых пузырей и двух уровней жидкости, затемнение нижней половины брюшной полости

 

 



ЗАДАЧА №

У ребенка 3-х лет при клинико-рентгенологическом обследовании, включающем экскреторную урографию, выявлена опухоль почки (нефробластома).

Задание.

1. Дифференциальная диагностика?

2.Клинико-рентгенологические признаки нефробластомы?

3.Методы дополнительного обследования?

4.Лечебная тактика?

5.Принципы диспансерного наблюдения?

 

 

 

Заключение: Нефробластома Экскреторная урография нефробластома.



 

 



ЗАДАЧА №

Мальчик 2-х мес. поступил в детское хирургическое отделение в тяжелом состоянии, с резко выраженными явлениями обезвоживания и гипотрофии. С 4-х недельного возраста у ребенка отмечается рвота «фонтаном» створоженным молоком. До этого имели место упорные срыгивания, постепенно перешедшие в рвоту после каждого приема пищи. Масса тела при рождении - 3,5 кг, при поступлении - 2,8 кг. Живот запавший, при пальпации - мягкий безболезненный. Положительный симптом «песочных часов». Стул скудный 1 раз в сутки. Мочится редко небольшими порциями.

Задание.

1.Предположительный диагноз?

2.Составьте план обследования ребенка и проведите дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями.

3 .Продолжительность и характер предоперационной подготовки?

4. Особенности хирургического лечения?

5. Послеоперационное ведение ребенка?

 

 

 

Заключение: Пилоростеноз. Обзорная и рентгенконтрастное исследование «симтом клюва»



ЗАДАЧА №

У мальчика 6 месяцев с рождения периодически отмечаются обильные рвоты, до 2-х - 4-х раз в сутки, большим количеством желудочного содержимого. Рвотные массы интенсивно окрашены желчью. Приступы рвот сопровождаются значительной потерей массы тела - на 300-400 г в сутки. Во время приступа ребенок ведет себя беспокойно, сучит ножками, принимает коленно-локтевое положение. Эпизоды рвоты заканчиваются также внезапно, как и появляются, после чего ребенок начинает прибавлять в весе. При осмотре состояние средней тяжести. Умеренно выражены признаки гипотрофии и обезвоживания. Вес при рождении 3400г., при поступлении - 5600г. При физикальном исследовании легких и сердца без особенностей. Живот не вздут, при пальпации мягкий, безболезненный, патологические образования не прощупываются. Печень у края реберной дуги мягко-эластической консистенции. Селезенка не пальпируется. Стул со склонностью к запорам. Мочится редко, моча внешне не изменена.

Задание.

1.Возможные причины синдрома рвоты у данного ребенка?

2.План обследования?

3.Какие рентгенологические признаки могут указывать на нарушение проходимости начальных отделов ЖКТ?

4. Тактика педиатра при подтверждении диагноза высокой кишечной непроходимости?

5. Тактика детского хирурга?

 

 

 

ЗАДАЧА №

У мальчика 3-х месяцев с рождения отмечаются упорные срыгивания, периодически рвоты, возникающие как во время кормления, так и после приема пищи. Родился в срок с массой тела 3500 г. На момент осмотра масса тела 4300 г. Кожные покровы и видимые слизистые бледны. При аускультации легких с обеих сторон выслушиваются множественные хрипы на фоне жесткого дыхания. ЧСС - 110 в мин. ЧДД -45 в мин. Живот не вздут, симметричен; при пальпации - мягкий, безболезненный, без патологических образований. Печень у края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Стул со склонностью к запорам. Мочеиспускание не нарушено. Температура тела 37С. В общем анализе крови - Нb - 100г/л, эр - 2,8 х 1012/л, СОЭ - 2мм/час, лейкоцитарная формула - без особенностей.

Задание.

1. Предварительный синдромальный диагноз?

2.Возможные причины синдрома срыгиваний и рвот у ребенка?

3.Тактика участкового педиатра?

4.План обследования и информативность дополнительных методов диагностики?

5. Лечебная тактика?

 

 

 

Заключение Врожденная стриктура пищевода. Эзофагография.

 


ЗАДАЧА №

В приемный покой детского хирургического отделения поступил ребенок на 3 сутки после рождения. Состояние ребенка тяжелое, кожные покровы с землистым оттенком, выраженные явления интоксикации, многократная рвота кишечным содержимым, Т - 38,7 С0, живот вздут, при пальпации напряжен и болезненный во всех отделах. Отмечается пастозность и гиперемия передней брюшной стенки. Стула не было с момента рождения.

Задание.

1. Предположительный диагноз?

2.Какие пороки развития могут явиться причиной рвоты у данного ребенка и какие возможны осложнения?

3.Тактика врача-неонатолога при рождении ребенка с синдромом отсутствия мекония, условия транспортировки в специализированный стационар?

4.Какие нужно провести дополнительные исследования для подтверждения диагноза, их информативность?

5.Лечебная тактика и послеоперационная реабилитация?

 

 

 

Заключение Врожденная низкая кишечная непроходимость. Обзорная рентгенограмма брюшной полости в прямой и боковой проекциях. Множественные уровни жидкости в брюшной полости
 

 


 


ЗАДАЧА №

У мальчика 3-х лет периодически отмечается рвота, отрыжка воздухом, положительный симптом «мокрой подушки». Из анамнеза известно, что у ребенка 2-4 раза в год возникает бронхит с затяжным течением. При проведении исследования пищевода и желудка с барием в прямой, боковой проекциях и положении Тренделенбурга отмечается гастроэзофагеальный рефлюкс при этом пищевод и желудок образуют фигуру «слона с поднятым хоботом», отмечается грыжа пищеводного отверстия диафрагмы. При ФГДС -очаговая эритема с одиночными поверхностными эрозиями и рыхлость слизистой абдоминального отдела пищевода. Недостаточность кардии. Признаки рефлюкс-эзофагита.

Задание.

1.Каковы основные клинические проявления ГЭР и его возможные причины?

2.Каковы эндоскопические и рентгенологические признаки грыжи пищеводного отверстия?

3.Осложнения грыж пищеводного отверстия?

4. Тактика лечения?

5.Послеоперационная реабилитация и диспансерное наблюдение?

 

 

 

Заключение Гатро-эзафагиальный рефлюкс. Эзофагография.


 

 

ЗАДАЧА №

У ребенка 10 мес., с рождения отмечаются затруднения в отхождении стула и газов. Последние 2 месяца стул удается получить только после очистительной клизмы. Ребенок ослаблен, масса тела 8000 гр. Кожа и видимые слизистые бледные. Грудная клетка укорочена, живот увеличен в размерах, по флангам распластан, напоминает “лягушачий”. При пальпации положительный симптом “глины”.

Задание.

1.Предположительный диагноз?

2.С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику?

3.Составьте план обследования ребенка?

4.Какие дополнительные методы обследования являются решающими при установлении диагноза, их информативность?

5.Хирургическое лечение и послеоперационная реабилитация?

 

Заключение Подострая форма болезни Гиршпрунга. Внешний вид больного
 

 



ЗАДАЧА №

В родильном доме находится мальчик, первые сутки жизни. От первой беременности, протекавшей с токсикозом в первой половине. Роды срочные. Масса тела при рождении 3700 г, длина - 56 см. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Закричал сразу. Через два часа после рождения появились беспокойство, одышка, цианоз. Была однократная рвота с примесью желчи. Состояние ребенка стало прогрессивно ухудшаться. При осмотре: живот ладьевидно втянут, мягкий и безболезненный при пальпации; левая половина грудной клетки несколько выбухает и отстает в акте дыхания. При перкуссии грудной клетки отмечается смещение границ относительной сердечной тупости вправо, над левым легким - тимпанит. При аускультации: тоны сердца также смещены вправо, слева -дыхание резко ослаблено, справа - проводится хорошо.

Задание.

1.Какова возможная причина развития острой дыхательной недостаточности у новорожденного?

2.Патогенез дыхательных расстройств у ребенка?

3.Какие дополнительные исследования помогут установить этиологический диагноз?

4.Тактика врача-неонатолога и условия транспортировки?

5. Дальнейшая лечебная тактика?

 

 

 

Заключение: Левостороння врожденная ложная диафрагмальная грыжа. Обзорная рентгенография. Схема.

 


ЗАДАЧА №

У новорожденного мальчика (масса при рождении - 4000г , длина -58см, роды срочные не осложненные) на 4-е сутки жизни внезапно появилось беспокойство. Стремительно начала нарастать одышка, появился разлитой цианоз. При осмотре: правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, увеличена в размерах; при перкуссии над легким - тимпанит, границы сердца смещены влево; при аускультации -дыхание справа не проводится. Живот не вздут, участвует в акте дыхания, при этом отмечается интенсивное втяжение эпигастральной области.

Задание.

1.Каковы наиболее вероятные причины развившейся респираторной катастрофы?

2.Какие неотложные диагностические мероприятия необходимо провести?

3.Мероприятия первой помощи?

4.Дифференциально-диагностические признаки возможных причин СДН, выявляемые на рентгенограмме?

5. Дальнейшая лечебная тактика?

 

 

 

Заключение: Напряженный пневмоторакс справа. Средостение смещено влево. Уплощен правый купол диафрагмы. Расширены межреберные промежутки. Определяется медиастинальная грыжа.

 

 

 



ЗАДАЧА №

У новорожденной девочки с массой тела 2800г, длиной 52см, после не осложненных срочных родов с первых часов жизни отмечаются обильные пенистые выделения изо рта и носа. Появились одышка и акроцианоз. Живот умеренно вздут, при пальпации мягкий и безболезненный, при перкуссии в эпи- и мезогастральных областях -тимпанит. При аускультации грудной клетки: тоны сердца чистые, ритмичные, ЧСС - 160 в мин; в легких с обеих сторон дыхание проводится равномерно, справа и над трахеей -влажные хрипы.

Задание.

1.О каком пороке развития необходимо подумать?

2. Какие неотложные диагностические мероприятия необходимо провести?

3.Мероприятия первой помощи и условия транспортировки?

4. Дальнейшая лечебная тактика?

5.Послеоперационная реабилитация и диспансеризация

 

 

Заключение: атрезия пищевода. Рентген контрастное исследование.
 

 


 


ЗАДАЧА №

Вы участковый педиатр. У новорожденного 2-х недель повысилась температура тела до 38,5С, появился отек в области левой грудной железы, кожа вокруг нее гиперемирована, отечна, пальпация железы болезненная, определяется симптом флюктуации.

Задание.

1.Ваш диагноз?

2.Проведите дифференциальную диагностику.

3.Ваша тактика?

4.Тактика детского хирурга?

5.Основные принципы лечения гнойно-септических заболеваний у новорожденных?.

Заключение: Правосторонний мастит. Внешний вид.

 

 

 

 



ЗАДАЧА №

В приемное отделение детской больницы обратилась мать с 3-х недельным ребенком. Жалобы: на высокую температуру тела (до 39С) у малыша, гиперемию, отек в крестцово-копчиковой области. Гиперемия и инфильтрация стремительно распространяются на ягодицы, несмотря на обработку этого участка детским кремом. При осмотре состояние ребенка тяжелое, признаки интоксикации, беспокоен, в крестцово-копчиковой области определяется гиперемия кожи, инфильтрация, в центре с цианотичным оттенком. Пальпация пораженного участка вызывает беспокойство ребенка.

1. Предварительный диагноз?

2.Проведите дифференциальную диагностику?

3.Тактика дежурного педиатра?

4.Основные принципы лечения гнойной инфекции?

5.Тактика хирурга, возможные осложнения?

 


ЗАДАЧА №

Ребенок 3-х мес. поступил в клинику с высокой температурой до 390С, признаками интоксикации. Со слов матери заболевание началось 1 сутки назад, с подъема температуры тела, однократной рвоты, вялости, отказа от еды, беспокойства при пеленании. При осмотре выявлены припухлость, гиперемия и деформация правого коленного сустава, местное повышение температуры. Пальпация ножки и пассивные движения в суставе вызывают плач и беспокойство ребенка.

Задание.

1. Предположительный диагноз?

2.Методы исследования для подтверждения диагноза, их информативность?

3. Лечебные мероприятия?

4.Возможные осложнения?

5.Цель и задачи диспансерного наблюдения?

 

 

Заключение: Острый гематогенный остеомиелит. Диафизарный периостит при остром гематогенном остеомиелите

 


ЗАДАЧА №

Мальчик 12 лет во время игры в футбол сильно ушиб ногу, на следующий день резко повысилась температура до 39С. Предъявляет жалобы на боли в правой ноге, невозможно пользоваться конечностью, общее недомогание. Объективно: в верхней трети правой голени определяется припухлость кожи, в этом месте она слегка гиперемирована, резко болезненна при пальпации. Активные и пассивные движения в правом коленном суставе вызывают сильную боль.

Задание.

1.Предположительный диагноз?

2.Тактика участкового педиатра и врача скорой помощи?

3.Какие дополнительные методы исследования помогут подтвердить диагноз, их информативность?

4.Проведите дифференциальную диагностику со схожими заболеваниями.

5.Лечебная тактика, диспансеризация и послеоперационная реабилитация?

 

 

Заключение: Острый гематогенный остеомиелит левой большеберцовой кости. Внешний вид больного а- локально гиперемия, отек увеличение в размерах, в -остеоперфорационнное отверстие. в-Дрениерование послеоперационной раны
 






ЗАДАЧА №

У ребенка 3-х лет, находящегося на лечении в детском соматическом отделении по поводу острой двухсторонней пневмонии, резко ухудшилось общее состояние: появились двигательное беспокойство, одышка, цианоз. Частота дыхания - 60 в мин, пульс - 140 в мин. Температура тела 380С .При перкуссии определяется смещение границ относительной сердечной тупости влево, справа - притупление перкуторного звука до уровня 4 ребра, выше - тимпанит, при аускультации - справа дыхание резко ослаблено. Живот умеренно вздут, при пальпации безболезненный.

Задание.

1. Какое осложнение развилось у больного? Сформулируйте диагноз.

2. Какое неотложное исследование следует провести больному для подтверждения диагноза, их информативность?

3. Лечебная тактика при данном заболевании и какие врачебные мероприятия необходимо провести больному в первую очередь?

4. Какова последовательность применения хирургических лечебных мероприятий при данной форме заболевания?

5. Цель и задачи диспансерного наблюдения после выписки из стационара?.
 

 

 


ЗАДАЧА №

У 2-х мес. ребенка, находящегося на лечении в детском отделении по поводу эпифизарного остеомиелита левого бедра, на фоне нарастания гнойно-септического синдрома внезапно появились признаки внутригрудного напряжения справа.

Задание

1.Каковы клинико-лабораторные признаки гнойно-септического синдрома?

2.Возможные причины внутригрудного напряжения у данного ребенка?

3.Их клинические и рентгенологические признаки?

4.Лечебная тактика?

5.Цель и задачи диспансерного наблюдения?

 

Заключение: Пиоторакс слева при бактериальной деструкции. Интенсивное гомогенное затемнение всего левого легочного поля, включая синус. Средостение смещено вправо.


 


ЗАДАЧА №

В детское хирургическое отделение из ЦРБ доставлен мальчик 7 лет с жалобами на кашель с выделениями обильной гнойной мокроты. Болеет 1 месяц. Кожные покровы и видимые слизистые бледные. В нижних отделах правого легкого определяется притупление перкуторного звука, при аускультации - на фоне ослабленного дыхания выслушиваются влажные хрипы. Тоны сердца слегка приглушены, ЧСС - 140 в мин. Температура тела - 380С. На рентгенограмме органов грудной полости: справа, в проекции нижней доли легкого определяется округлая тень диаметром 4 см с горизонтальном уровнем жидкости. Тень средостения несколько смещена вправо.

1.Предварительный диагноз?

2.Какие сведения из анамнеза следует уточнить?

3.Дифференциальная диагностика?

4.Составьте план обследования и лечения больного.

5.Какие возможны осложнения при данном заболевании?

 

 

Заключение: Дренирующий абсцесс правого легкого. Обзорная рентгенограмма

 

 


ЗАДАЧА №

В детское хирургическое отделение поступила девочка, 3 -х лет. Со слов матери, у ребенка на протяжении последнего года периодически наблюдаются приступы сильных болей в верхней части живота, сопровождаемые подъёмом температуры до фебрильных цифр и рвотой, не приносящей облегчения. Рвотные массы желчи не содержат. После приступа отмечается иктеричность склер, потемнение мочи и слабое прокрашивание каловых масс. При осмотре состояние удовлетворительное. Кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски. Со стороны легких и сердца при физикальном исследовании без патологии. Живот не вздут, в акте дыхания участвует равномерно всеми отделами, при пальпации - мягкий, умеренно болезненный в правом подреберье. Здесь же нечетко пальпируется опухолевидное образование округлой формы, до 5-6см в диаметре, мягкоэластической консистенции. Печень +1+2 см из-под края реберной дуги, край её закруглен, несколько плотноват. Селезенка не прощупывается. Поколачивание по поясничным областям безболезненно. Цвет мочи не изменен.

Задание.

1.Какие основные синдромы имеются в клинической картине заболевания?

2. Какие необходимо провести дополнительные исследования для установления диагноза, их информативность?

3.Дифференциальная диагностика?

4.Показания к хирургическому лечению, его цель?

5.Предоперационная подготовка и послеоперационная реабилитация?

 

 

 

Заключение Киста холедоха Ретроградная панкреатохолангиография

 

 


ЗАДАЧА №

Мальчик 2-х мес. поступил в детское соматическое отделение с желтушной окраской кожных покровов и видимых слизистых, повышенной кровоточивостью из мест инъекций, периодическим беспокойством. Ребенок от первой, нормально протекавшей беременности, физиологических срочных родов. Родители здоровы. Масса тела при рождении 3200г, при поступлении - 4100г. На 6-е сутки выписан из родильного дома с субиктеричной окраской кожных покровов. Желтушность постепенно нарастала, каловые массы обесцветились, потемнела моча. В возрасте 1 месяца госпитализирован в инфекционное отделение с подозрением на врожденный гепатит. После проведенного обследования диагноз гепатита был снят.

На момент осмотра состояние средней тяжести. Ребенок беспокоен. Кожные покровы и склеры желтушной окраски. Со стороны органов грудной полости без патологии. ЧСС -126 в мин. ЧДД - 39 в мин. Живот увеличен в размерах, при пальпации - мягкий безболезненный. Отмечается расширение подкожных вен брюшной стенки. Печень +5+6см ниже реберной дуги, селезенка +5см из-под края реберной дуги.

Задание

1.Сформулируйте предварительный диагноз.

2.Дифференциальная диагностика и её продолжительность?

3.Наиболее информативные методы диагностики?

4. Показания к хирургическому лечению и его цель?

5. Предоперационная подготовка и послеоперационная реабилитация.

 

Заключение Киста холедоха Ретроградная панкреатохолангиография

 

 


ЗАДАЧА №

Мальчик 1,5 лет доставлен в приемный покой больницы с жалобами на сильную боль в левой паховой области, тошноту, однократную рвоту. Заболел остро 3 часа назад. При осмотре в левой паховой области определяется опухолевидное образование плотноэластической консистенции, резко болезненное при пальпации. Кожные покровы над образованием не изменены. Яички в мошонке, размеры их соответствуют возрасту. При общем клиническом обследовании ребенка другой патологии не обнаружено. Температура тела не повышалась.

Задание.

1.Предварительный диагноз?

2.С какими заболеваниями следует провести дифференциальную диагностику?

3.Тактика дежурного педиатра?

4.Тактика дежурного хирурга, показания к операции, особенности её выполнения у детей раннего возраста?

5.Цель и задачи диспансеризации ребенка после выписки из стационара.

 

 

 

 

Заключение: Пахово-мошоночная грыжа. Внешний вид больного


 


ЗАДАЧА №

В приемное отделение детской больницы машиной скорой помощи доставлен мальчик 5-ти лет с жалобами на боли в нижней части живота и левой половине мошонки, дважды была рвота, однократно - жидкий стул без патологических примесей. Заболел 12 часов назад, когда появились боли в левой половине мошонки. Подобные явления наблюдались около полугода назад, прошли самостоятельно. При осмотре состояние ребенка средней тяжести, стонет от болей. Кожные покровы бледные. Температура тела 380С. Со стороны органов грудной полости без патологии. Зев спокоен. Живот правильной формы; в акте дыхания участвует равномерно всеми отделами; при пальпации - мягкий, болезненный в левой подвздошно-паховой области и над лоном. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. Мошонка увеличена в размерах, левая её половина отечна и гиперемирована. Левое яичко увеличено, плотное, резко болезненное при пальпации; правое - не изменено. Кремастерный рефлекс слева отсутствует.

Задание.

1. Предварительный диагноз?

2.Дифференциальная диагностика?

3.Возможные осложнения и их профилактика?

4.Лечебная тактика?

5.Послеоперационная реабилитация и прогноз?

 

 

 

 

Заключение Перекрут яйчка. УЗИ - яичка
 

 



ЗАДАЧА №

У ребенка 2 мес. в теменной области с рождения имеется образование синюшно-красного цвета (“винное пятно”), не выступающее над поверхностью кожи, с неровными контурами, размерами 5 х 6см.

Задание.

1.Предположительный диагноз?

2.Этиология и патогенез сосудистых мальформаций?

3.Проведите дифференциальную диагностику?

4.Тактика врача-педиатра?

5.Возможные методы лечения данной патологии?

 

Заключение: Плоская гемангиома. Внешний вид.

 

 


ЗАДАЧА №

В родильном доме у новорожденной девочки на сгибательной поверхности правого предплечья в верхней трети обнаружено опухолевидное образование размерами 3,5 х 4 см, значительно выступающее над поверхностью кожи, синюшного цвета, покрытое малоизмененной кожей, мягко-эластической консистенции, безболезненное.

Задание.

1. Предположительный диагноз?

2.Дифференциальная диагностика?

3.Классификация врожденных сосудистых новообразований?

4. Тактика врача-неонатолога?

5.Возможные методы лечения и тактика детского хирурга?

 

 

 

 

ЗАДАЧА №

УСЛОВИЕ:

Девочка 7 лет заболела остро: около 2-х час. назад среди полного благополучия появились сильные боли в нижней части живота, была однократная рвота. Предъявляет жалобы на боли в мезогастральной области, отсутствие аппетита, сухость во рту. При осмотре: состояние тяжелое, ребенок вялый, выражена бледность и мраморность кожных покровов. Температура 39 С. Пульс - 120 в мин. Язык сухой, обложен белым налетом. Со стороны живота отмечается усиление болезненности при пальпации в мезо- и гипогастральных областях. Ребенок плачет при быстром отнятии руки после предварительного надавливания в этих областях. Здесь же отмечается пассивное мышечное напряжение брюшной стенки.

 

 

 

 

Заключение: Острый флегмонозный аппендицит. Внешний вид

1.Каков предположительный диагноз?

2.С какими заболеваниями следует провести дифференциальную диагностику?

3.Каковы действия врача - педиатра в данной ситуации и условия транспортировки больной в стационар?

4.Какие дополнительные методы обследования необходимо провести в стационаре?

5.Дальнейшая лечебная тактика при данном заболевании

6.Какие возможны послеоперационные осложнения?

7. Какой возбудитель чаще всего вызывает данное заболевание у девочек?

8. Нуждается ли больной в дальнейшей диспансеризации?

9. Какой специалист должен проводить диспансеризацию?

10.Сроки диспансерного наблюдения.



Вопрос1:

1.Каков предположительный диагноз?

Ответ№ 1.

Первичный перитонит или острый аппендицит.

Вопрос №2.

Каковы действия врача - педиатра в данной ситуации?

Ответ№2

Незамедлительное направление больного в детский хирургический стационар.

Вопрос №3. Какова дальнейшая лечебная тактика при данном заболевании?

Ответ№3.
 

Операция после кратковременной предоперационной подготовки лапаротомия (возможна лапароскопия), уточнение причины перитонита, устранение причины (аппендэктомия), санация брюшной полости.

 

 

 

 

 

 



ЗАДАЧА №

УСЛОВИЕ

Ребенок 5 лет проснулся ночью от боли в животе без четкой локализации. Дважды была рвота съеденной пищей. Утром при осмотре педиатром: мальчик вялый,

отказывается от еды, жалуется на боль в правой половине живота. Родители отмечают, что самостоятельного стула у ребенка не было в течение 2-х суток. Объективно: Зев спокоен. Язык обложен у корня белым налетом. Температура - 38 С. Пульс - 120 в мин. Живот не вздут, при пальпации отмечается защитное мышечное напряжение передней брюшной стенки и болезненность по правому флангу живота. Симптом Щеткина - Блюмберга -сомнительный. Ребенок беспокоится, плачет, сопротивляется осмотру, отталкивает руку врача.

Вопрос №1

Каков предположительный диагноз?

Ответ№1.

Острый аппендицит.

Вопрос №2

С какими заболеваниями следует провести дифференциальную диагностику?

Ответ №2.

Острые желудочно-кишечные заболевания, копростаз.

Вопрос №3

Какова тактика участкового педиатра?

Ответ №3.

Незамедлительное направление ребёнка в ближайший хирургический стационар.

Вопрос №4.

Тактика дежурного хирурга?

Ответ № 4.

Операция аппендэктомия под общим обезболиванием. В послеоперационном периоде назначаются антибиотики, обезболивающие. При выявлении гнойных осложнений -инфузионная терапия в течение 2-3 дней.

 

Заключение: Острый гангренозно-перфоративный аппендицит. Внешний вид.

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ для студентов 6 курса педиатрического факультета на кафедре Детской хирургии

 

 

1. Проба Элефанта. Диагностическое зондирование пищевода.

2. Методика проведения раннего бужирования пищевода у детей с ожогом пищевода.

3. Методика пальпации гипертрофического привратника.

4. Ректальное исследование

5. Методика рентгенологического исследования толстой кишки при подозрении на болезнь Гиршпрунга и оценка его результатов.

6. Проведение сифонной клизмы.

7. Наложение бактерицидной повязки

8. Методика контрастного и безконтрастного рентгенологического исследования прямой кишки при различных формах атрезии прямой кишки, интерпретация полученных данных.

9. Техника бужирования заднего прохода при врожденном или приобретенном сужении.

10. Первая врачебная помощь при синдроме асфиксического ущемления грыжи.

11. Методика обследования детей младшего возраста с подозрением на острый аппендицит (пальпация, осмотр во сне, ректальное исследование) с интерпретацией полученных данных.

 

12. Измерение ректальной температуры с оценкой результата.

13. Методика обследования детей с подозрением на острый гематогенный остеомиелит с интерпретацией полученных данных.

14. Методика обследования больного с грыжей передней брюшной стенки.

15. Методика обследования больных с синдромом «пальпируемой опухоли» брюшной полости.

16. Методика обследования детей с «мокнущим» пупком.

17. Плевральная пункция.

18. Постановка плеврального дренажа

19. Криотерапия поверхностных гемангиом

20. Разъединение синехей крайней плоти

21. Постановка назогастрального зонда

22. Постановка жесткого и мягкого мочевого катетера

23. Участие в оперативном вмешательстве

24. Наложение скелетного вытяжения по Шеде

25. Наложение транспортной шины

26. Наложение гипсовой лангеты

27. Непрямой массаж сердца

28. Проведение внутривенных инфузий

29. Искусственная вентиляция легких способом «рот-в-рот», «рот-в-нос», мешком Амбу

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////