БОУД. 08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ПРАВО). Контрольные задания для аттестации (2020 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОУД. 08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ПРАВО). Контрольные задания для аттестации (2020 год)

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

среднее профессиональное образование

 

 

 

 

 

 

Теоретический блок вопросов:

1 семестр

1. Общество как система. Общественные отношения.

2. Человек. Индивид. Личность.

3. Сущность и виды деятельности.

4. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

5. Пути и формы общественного развития, общественный прогресс.

6. Познание, его пути и формы. Научное и ненаучное познание.

7. Науки о человеке и обществе.

8. Особенности социального и гуманитарного знания.

9. Эволюция представлений об обществе и человеке.

10. Истина и ее критерии.

11. Мировоззрение, убеждение, вера.

12. Культура и духовная жизнь общества.

13. Мораль.

14. Искусство и его роль в жизни общества и человека.

15. Религия в жизни общества и человека.

16. Наука и ее роль в жизни общества.

17. Образование, его цели, функции и особенности в современном мире.

18. Типы экономических систем. Особенности и основные механизмы рыночной экономики.

19. Понятие, формы и отношения собственности.

20. Экономическая культура. Нравственные и правовые основы экономических отношений.

21. Роль государства в экономике.

22. Финансовые институты. Деньги и банки.

23. Рынок труда. Занятость и безработица.

24. Человек и семья в системе экономических отношений.

25. Мировая экономика.

26. Особенности современной экономики России.

27. Социальные группы, социальная стратификация.

28. Социальный статус личности.

29. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

30. Семья и ее роль в жизни общества.

31. Межэтнические и межнациональные отношения.

32. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

33. Политическая система общества: понятие, структура. Типология политических режимов.

34. Демократия.

 

35. Государство и его политические функции.

36. Политические партии, их роль в политической жизни общества.

37. Гражданское общество и правовое государство.

38. Политическая культура, политическая идеология.

39. Политическая жизнь современной России.

2 семестр

40. Противоречия современного общественного развития. Глобализация и проблемы человечества в начале XXI в.

41. Теории происхождения государства.

42. Понятие и признаки государства.

43. Функции государства.

44. Форма государства и ее составные элементы.

45. Форма правления, как элемент формы государства.

46. Форма государственного устройства, как элемент формы государства.

47. Государственный (политический) режим, как элемент формы государства.

48. Понятие и виды социальных норм. Право в системе социальных норм. Взаимоотношение права и морали.

49. Понятие, признаки, принципы и функции права.

50. Норма права: понятие и признаки. Структура правовой нормы.

51. Понятие и виды источников права.

52. Нормативно-правовые акты как источники права, их классификация.

53. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

54. Понятие правоотношения: его признаки, субъекты, содержание, объекты, виды.

55. Юридические факты: понятие и классификация.

56. Понятие, признаки и виды (классификация) правонарушений.

57. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.

58. Виды коррупционных правонарушений.

59. Общая характеристика коррупционных правонарушений.

60. Юридическая ответственность: понятие, признаки и функции. Виды юридической ответственности.

61. Особенности привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

62. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за коррупционные преступления.

63. Общая характеристика Конституции Российской Федерации 1993 года: ее структура, порядок внесения поправок и пересмотра Конституции.

64. Основы конституционного строя Российской Федерации.

65. Конституционно-правовой статус личности и гражданина Российской Федерации.

66. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина. Конституционные обязанности гражданина РФ.

67. Особенности федеративного устройства России. Правовой статус субъектов Российской Федерации.

68. Президент Российской Федерации. Полномочия и порядок избрания Президента РФ.

69. Президент РФ. Полномочия и основания прекращения полномочий Президента РФ.

70. Федеральное собрание Российской Федерации как представительный и законодательный орган власти. Структура и компетенция палат.

71. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Порядок формирования и компетенция. Статус депутата Г осударственной Думы РФ.

72. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования и компетенция. Статус члена Совета Федерации РФ.

73. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти: формирование и полномочия.

74. Судебная система РФ. Статус судей в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Аналитическое задание (задачи, тесты, ситуационные задания, проблемные ситуации, творческое задание и т.д.):

1 семестр

Текст 1

Возможно ли ограничиться только отрицательной оценкой фундаментализма? Нет ли, вообще говоря, определенного резона в стремлении к возрождению корней, в этом постоянном культурном огляде на почву и судьбу?

Прежде всего, фундаментализм, как всякий «изм», несет на себе печать неадекватного воспроизведения собственной сущности. Он идеологичен, потому что рождается в современных мировоззренческих размежеваниях.

Иногда в качестве первоосновы фундаментализма называют кризис традиционного общества. Распад всех форм естественной общности не может вызвать контртенденцию. Она и порождает тоску по изначальной простоте и ограниченности традиционных форм человеческого общежития.

Впервые понятие «фундаментализм» появилось в религиозной литературе для обозначения такого направления религиозной мысли, которое выступает за возвращение к глубинным, корневым основам доктрины или вообще принципов жизнедеятельности. В более широком смысле, следовательно, фундаментализм - это религиозно-культурная установка, направленная на переосмысление утраченной, но чрезвычайно значимой традиции.

Фундаменталисты выступали против натурализма, который олицетворял для них теорию эволюции. Фундаментализм целиком определяется социокультурной динамикой. Она немедленно возрождается, как только возникает усталость от прогресса, опасливое отношение к социальным преобразованиям. Поэтому, главной задачей фундаментализма сводилась к тому, чтобы приостановить модернизм в религии.

Одной из распространенных форм фундаментализма является исламский фундаментализм. Он сопряжен с каноническим прочтением священных текстов. На формирование данной культурной установки влияют прежде всего общие политические процессы, которые позволяют переосмысливать роль ислама как мировой религии в современном мире. Это консервативная идеология, направленная не на сохранение существующего порядка, а на установление некоего фантастического идеала.

Когда мы слышим слова «исламский фундаментализм», то перед глазами обычно встает образ Востока в целом. Однако Восток не сводится к исламу и народам, его исповедующим. Как понятие оно значительно шире, многообразнее, полноценнее.

Если говорить о классических фундаменталистских организациях, то они выступают за «очищение» ислама как такового и обвиняют в продажности и сервилизме (прислужничестве) официальных мусульманских служителей культа. Фундаменталисты призывают к созданию идеального мусульманского общества.

Социальную базу фундаментализма составляют, прежде всего, маргиналы, особый общественный слой людей, которые в ходе модернизации традиционных мусульманских обществ оказались выбитыми из социально-культурных мусульманских обществ оказались выбитыми из социально-культурных ниш, оторвались от традиционной культуры. Порождает исламский фундаментализм и потрясенное сознание интеллигенции, которая обращается к первоосновам мусульманской религии, чтобы выстоять в условиях модернизации.

(П.С. Гуревич)

1. Какие два определения фундаментализма дает автор?

2. Что является основой фундаментализма? Какую задачу фундаменталисты ставили перед собой?

3. Какую форму фундаментализма выделяет автор? Укажите любую другую форму, не названную автором и проиллюстрируйте каждую из них примером.

 

4. В тексте говорится о существовании различных фундаменталистских организаций, выступающих за очищение ислама и призыве к созданию идеального мусульманского общества. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три фундаменталистских организации.

Текст 2

Игра и смерть в современных детских практиках

Тема смерти и похорон в современных игровых практиках детства является, на мой взгляд, одной из самых любопытных. Ее практическая значимость, на первый взгляд, не может быть сколько-нибудь полезной и серьезной. Тем не менее, анализ подобных практик изучения внутреннего мира детства, освещения структурных особенностей культуры детства дает представление о потенциале этой генеративной системы.

Детский и подростковый возраст - время, когда закладываются основы формирования психики человека и именно тогда начинается осознание смерти как феномена. Это часто связано со смертью близкого человека или любимого животного или животного вообще.

Смерть, как один из выразительных, с эмоциональной точки зрения, феноменов, вызывает безусловный интерес. Тем более что похоронная обрядность является в любой культуре очень устойчивой, то есть осознается и взрослыми и детьми как всегда актуальная. А это уже повод к тому, чтобы поиграть. Однако в детском осмыслении эмоциональная составляющая опережает все остальные мотивы. Большинство детей младшего возраста и более старшего возраста объясняли свои игры в похороны жалостью, любовью к домашнему животному и внутренними переживаниями, связанными со смертью.

Маленький ребенок одушевляет, очеловечивает окружающий мир, наделяя многие предметы и существа характеристиками, которые им не свойственны, но свойственны ему. Таким образом, человек переносит на весь окружающий мир признаки человека. В этнографии это явление, как известно, получило название анимизма.

Смерть - это переход в иной мир, который скрыт от чужих глаз. Именно поэтому, на мой взгляд, дети и стремятся скрыть трупы животных, захоронить, перенести их в этот потусторонний, иной мир.

Все люди сознательно или бессознательно боятся смерти и внушают свой страх детям. К страху смерти можно добавить и страх нахождения рядом с мертвым телом, а не просто смерти как исчезновения человека из мира. Эта закономерность - одна из древнейших в процессе формирования человеческой культуры. Перечисленные факторы являются одними из ключевых в ходе возникновения и формирования обычая захоронения мертвых. Дети не объясняют свое поведение страхом смерти. Основной причиной произведения похорон являются жалость и любовь к умершему животному. Тем не менее, этими же причинами объясняются и похороны птиц, лягушек и других животных, которые не являются домашними.

Погребальный игровой ритуал создавался под влиянием взрослой и характерной для православного вероисповедания ритуальной традиции, личностных представлений о смысле жизни и смерти, климатического аспекта и других факторов.

Игровая погребальная традиция, подчеркивает генетическое родство ритуала и игры. Играя в похороны, дети проходят узловой, символический момент этап инкультурации. Так организуется освоение культуры смерти в данной традиции, а также осмысление проблем соотношения жизни и смерти.

(А.А. Кондратьева)

Раскройте два аспекта связи игры и смерти в современных детских практиках.

В чем заключается одна из закономерностей в процессе формирования культуры у взрослых и как к этому относятся дети?

Какая древняя форма религии упомянута в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще две и дайте характеристику одной из них.

 

Автор рассматривает детский игровой погребальный обряд как процесс инкультурации. Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт, приведите три примера усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры.
2 семестр

Текст 1

В рамках молодежной субкультуры могут быть и явления контркультуры или «культуры протеста», представляющие собой своего рода вызов обществу. Это различные формы стихийного протеста против общественных процессов, выражение разногласия в жизни, поиск новых идеалов. Элементы контркультуры всегда присутствуют в культуре поколений. Контркультурой называют неформальный комплекс поведенческих установок. Характеризуя это явление, пишут, что в истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это скорее контркультурные тенденции.

Обобщая мнение ряда исследователей, можно сказать, что понятиями «контркультура» или «культура протеста» обозначают явления, возникающие в самой культуре, но противоречащие ее главным принципам, идущие вразрез с ее основными установками, ломающие ее ценностную структуру.

Контркультура по существу представляет собой бунт, протест, проявляет себя в нонконформизме, девиантном поведении и стремится к разрешению культурных норм и ценностей через деструкцию, в основе которой лежит определенная степень агрессивности.

К явлению контркультуры в современной молодежной культуре можно отнести неформальное самодеятельное движение. Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру. Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном неконтролируемом функционировании неформальных объединений молодежи.

Деятельность молодежи, направленная на создание своей собственной культуры, отличающейся от официальной, является результатом особенностей современного общественного развития. Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый процесс, противостоящий социальной ситуации.

В социально-психологическом плане молодежная контркультура демонстрирует извечный конфликт «отцов» и «детей». Его острота определяется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и жизни. В основе конфликта - переоценка ценностей молодежью.

Неформальные объединения молодежи рассматривают как универсальный продукт научно-технического прогресса. Эту мысль наглядно демонстрируют неформалы в области музыки, появление которых связано с электромузыкальными инструментами.

Неформальное движение молодежи выполняет определенные функции, основная из которых - самореализация, т.е. субъектное воплощение, она дополняется инструментальной, компенсаторной и эвристической.

Молодежные неформальные объединения как форма альтернативной культуры или контркультуры представляют собой сложное явление со своими особенностями. Это пересмотр системы ценностей, определяющих образ жизни человека; отказ от идеологии и общественной психологии в силу их расхождения; отрицание художественных средств официального искусства; ориентация на удовлетворение собственных потребностей, интересов.

(Л.И. Михайлова)

 

Что такое контркультура? Какие определения дает автор, выпишите два из них.

В тексте сказано, что «к явлению контркультуры в современной молодежной культуре можно отнести неформальное самодеятельное движение». Опираясь на текст, обозначьте проблему, лежащую в основе этих движений и характерные черты молодежных культур.

Используя информацию текста и знания курса, назовите функции контркультуры и проиллюстрируйте две из них примерами.

Автор выделяет в тексте одно из направлений неформальных молодежных направлений, назовите его. Приведите примеры трех других направлений, не указанных автором и проиллюстрируйте их примерами.

Текст 2

Игрой мы называем серию последовательных дополняющих скрытых трансакций, приводящих к четко определенному предсказуемому исходу. Иначе говоря, это серия ходов, содержащих скрытую ловушку или подвох. Игры четко отличаются от процедур, ритуалов и развлечений двумя важнейшими признаками: скрытыми мотивами и наличием выигрыша. Процедуры могут быть успешными, ритуалы - эффективными, а развлечения - выгодными, но все они честны по определению; в них может присутствовать дух соревнования, но не конфликта, и финал может быт неожиданным, но не драматичным. Напротив, каждая игра в основе своей нечестна, и финал зачастую бывает драматичным, а не просто захватывающим.

Большое место в жизни людей занимают бессознательные игры, в которые играют неискушенные люди, вовлеченные в двойные трансакции, даже не подозревая об этом; игры, которые составляют важнейший аспект социальной жизни повсюду в мире. Благодаря их динамичности игры легко отличить от простых статичных установок, которые определяются жизненной позицией.

Использование слова «игра» не должно вводить в заблуждение. Игры не обязательно доставляют удовольствие или радость игрокам.

Игры передаются от поколения к поколению. Любимая игра каждого человека уходит корнями в прошлое - к его родителям, дедам и бабушкам, а побегами - в будущее, к его детям; они, в свою очередь если не последует вмешательства извне, передадут эту игру своим внукам. Анализ игр обретает историческую глубину, обращаясь в прошлое на сто лет и надежно проецируясь в будущее, по крайней мере, на пятьдесят лет. При передаче от одного поколения к другому игры могут изменяться или утрачивать интенсивность, но при этом прослеживается отчетливая тенденция вступать в брак с людьми, играющими в те же или по крайней мере родственные игры. Таково историческое значение анализа игр.

Воспитание детей - это преимущественно обучение их тому, в какие следует им играть игры. Сколько есть разновидностей культур и различных общественных классов, столько и излюбленных типов игр, в свою очередь, различные племена и семейства выбирают из них собственные излюбленные разновидности. В этом культурное значение игр.

Игра, как сыр в бутерброде, заполняет промежуток между развлечением и близостью. Развлечение от повторения наскучивает. Близость требует особых обстоятельств, причем и Родитель, и Взрослый, и Ребенок обычно настроены против нее. Общество не терпит искренних чувств, поэтому, чтобы избежать скуки надоевшего развлечения, большинство людей в качестве компромисса выбирают игры, когда они доступны, и игры занимают большую часть времени общения. Таково социальное значение игр.

В качестве друзей, коллег и родственников обычно выбирают тех, кто играет в такие же игры. Поэтому «типичный представитель» любого общественного круга покажется чужаком и чудаков членам другого сообщества. Напротив, член определенного общественного круга, который меняет свои игры, рискует стать отверженным, но обнаружит, что его принимают в другом общественном круге. В этом личностное значение игр.

(Э. Берн)

 

 

В чем, по мысли автора, заключается понятие «игра», каковы ее признаки и особенности.

Назовите любые три значения игры, выделенные автором.

Автор утверждает, что «любимая игра каждого человека уходит корнями в прошлое - к его родителям, дедам и бабушкам, а побегами - в будущее, к его детям». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту автора.

Автор утверждает, что в обществе искренние чувства не принято показывать публике, поэтому, в большинстве своем, люди играют в доступные простые и понятные игры. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.



Текст 3

В постиндустриальном обществе семья является основным агентом образования социальных слоев. Брак и рождение создают действительные в течение десятилетий социальные структуры: они помещают индивидуума на определенное социальное место в обществе. Намерению вступить в брак предшествуету большинства людей в европейских промышленно развитых странах, длительный процесс ориентации и «социокультурной надстройки» человека на брак и семью.

Эмпирические исследования показали, что школьные неудачи и досрочный уход из школы, как и разочаровывающий профессиональный опыт первых трудовых лет, стимулировали склонность к ранним и часто недостаточно обдуманным бракам. Более длительное и успешно завершенное школьное образование, напротив, способствует скорее формированию более разнообразных потребностей и ожиданий в дальнейшей жизни, что, по-видимому, должно вести к большей ответственности семейных отношений. Но осознание проблем, уровень которого повышают полученное образование и общественное их обсуждение, способствуют и тому, что именно молодые люди, чье вступление в трудовую жизнь отодвигается более продолжительным образованием, часто ставят под вопрос моногамные и законные браки.

Качество отношений в семье не в последнюю очередь и в значительной мере определяется размером и характером имеющейся в ее распоряжении квартиры. Недостаток жилых помещений, испытываемый низшими слоями, повышает в сравнении с семьями средних и высших слоев потенциал внутрисемейного напряжения, конфликтов и агрессии.

Исторический факт освобождения семьи от производственных функций не должен затмевать того обстоятельства, что после исторического отделения работы от семьи профессиональный труд вне дома все равно оказывает существенное влияние на семейную жизнь. Опыт, приобретаемый на работе, а также способ и степень восстановления рабочих сил работающих членов семьи существенно влияют на семейные будни. Они определяют, какие ценности разделяют и сознательно или бессознательно передают детям работающие родители, стратегий разрешения конфликтов и потребностей в отдыхе.

Родители осознают и обобщают усваиваемый ими на работе образец поведения, переносят его на внепрофессиональную сферу, в том числе на семейную жизнь и общение с детьми.

Вероятно также, что воспитание детей работающими матерями находится под влиянием их опыта на работе. Чем жестче их рабочие условия, тем скорее они склоняются к тому, чтобы воспитывать у детей умение приспосабливаться и послушание. В сравнении с домохозяйками работающие женщины требуют от детей как большей приспособляемости, так и более высоких достижений.

(Г. Зиммель)

1. Автор называет семью основным агентом образования социальных слоев. На основании чего он сделал такой вывод?

 

2. Автор указывает на тесную взаимосвязь школьной и профессиональной жизни на семейно-брачные отношения. В чем проявляется эта связь? Укажите два ее проявления.

3. Какова, на ваш взгляд, позиция автора по оценке жилищных условий семьи? Проиллюстрируйте ее двумя примерами.

4. Автор утверждает, что социальное неравенство на работе воздействует на семью, принимая вид различий образцов воспитания. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три варианта стилей воспитания в семье и проиллюстрируйте их примерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////