|
|
БОУД.07 АСТРОНОМИЯ. Контрольные задания для аттестации (2020 год)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
среднее профессиональное образование
Теоретический блок вопросов:
1.Размеры звезд.
2. Модель звезд
3.Пульсирующие переменные.
4. Новые и сверхновые звезды
5.Млечный путь и Галактика.
6.Звездные скопления и ассоциации.
7. Межзвездная среда.
8.Движение звезд в Галактике
9.Другие звездные системы Галактики 10.Энергия, температура Солнца.
11.Состав и строение Солнца.
12.Атмосфера Солнца.
13.Солнечная активность
14.Г одичный паралакс.
15.Видимые абсолютные звездные величины. 16Спектр, цвет и температуры звезд.
17.Диаграмма спетр -светимость. 18.Определение массы звезд.
19. Размеры звезд.
20.Модель звезд
21.Пульсирующие переменные.
22. Новые и сверхновые звезды
23.Млечный путь и Галактика.
24Звездные скопления и ассоциации. 25Межзвездная среда.
26.Движение звезд в Галактике
27.Другие звездные системы Галактики. 28.Основы современной космологии
29.Жизнь и разум во Вселенной
30.Телескопы
Аналитическое задание (задачи, тесты, ситуационные задания, проблемные ситуации,
творческое задание и т.д.):
ЗАДАНИЕ Изучить сравнительную таблицу картографических сервисов. Представьте,
что вам предстоит поездка на автомобиле по городам Европы. Проанализируйте,
каким из предложенных сервисов вы воспользуетесь и аргументируйте причину своего
выбора.
ЗАДАНИЕ Предположим, что вам предстоит разработать сайт для поиска мест отдыха
молодежи в ближайших к Ульяновску регионах. Проанализируйте сравнительную
таблицу и выберете картографический сервис, который подойдет для использования
на вашем сайте.
ЗАДАНИЕ Используя электронный ресурс Google earth (https://www.google.com/intl/ru/
earth ) опишите основные возможности Google Планета Земля
ЗАДАНИЕ Внимательно рассмотрите фотографии космических объектов:
a. Определите, какие космические объекты изображены на снимках (тип и название).
b. Систематизируйте объекты в порядке увеличения их размеров.
c. Расположите объекты в порядке их удаленности от поверхности Земли: от самых
больших до самых далеких.
d. Запишите последовательность объектов, сортируя из по удаленности от
поверхности Солнца.
e. Перечислите не менее 7 объектов, которые изучает астрономия.
f. Какие из перечисленных объектов вы могли бы наблюдать невооруженным глазом?
ЗАДАНИЕ Космонавты с борта Международной космической станции обратили внимание
на два острова и огибающую их с севера в виде вытянутого шрама крупную форму
донного рельефа. Обсуждая увиденное, они не смогли прийти к однозначному выводу
о зафиксированных объектах. Используя карты географического атласа, помогите им
определить по представленному фрагменту космоснимка
запечатленные на нем важнейшие природные объекты, которые собственно и обсуждали
космонавты. В каком из океанов Земли располагаются данные объекты?
ЗАДАНИЕ Используя ресурсы сети Интернет, изучите структуру и содержание сайта
«МКС он-лайн». Заполните таблицу:
Особенности структуры сайта
Какая информация на сайте доступна в реальном времени?
Какую информацию сайта можно использовать при организации проектной и
исследовательской деятельности?
ЗАДАНИЕ Используя электронный ресурс
https://astro-azbuka.ru/astronomiya/mezhdunarodnaya-kosmicheskaya-stancziya-mks
выберете три модуля МКС в соответствии с вашим вариантом и опишите их основное
назначение.
ЗАДАНИЕ Физические характеристики тел Солнечной системы
1. Для сравнительного анализа диаметров тел перевести линейные диаметры в
относительные размеры с Землей Dкм/ Dз.
2. Выбрать удобный масштаб и нанести окружности на сравнительный рисунок.
Следует отдельно выполнять рисунки для планет Земной группы и крупных спутников,
и для планет гигантов с их кольцами.
3. С помощью транспортира отметить угол наклона оси вращения планеты от
перпендикуляра по часовой стрелке, полученную ось обозначить пунктиром. Каждое
небесное тело раскрасить в соответствии с его истинным внешним видом. Чтобы
нарисовать кольца планеты, необходимо провести перпендикуляр к оси вращения
(экваториальная плоскость). На нем отметить внутренний и внешний радиус колец с
обоих сторон. Провести концентрические эллипсы через эти точки. Видимая толщина
колец более
тонкая за планетой и более широкая перед ней.
ЗАДАНИЕ Элементы орбиты тел Солнечной системы
1. Выпишите определения: большая полуось орбиты, эксцентриситет, афелий и
перигелий.
2. Используя значения этих элементов постройте сравнительные схемы орбит,
отдельно для Земной группы планет, для планет гигантов и больших спутников
планет с гипотетической планетой в центре. Для сравнительной схемы орбит тел,
рекомендуется сначала перевести данные таблицы в километрах в астрономические
единицы, а затем выбрать удобный масштаб для рисунков
На схеме отметить вертикальную и горизонтальную оси. На вертикальной оси
отметить большие полуоси (вверх и вниз), на горизонтальной оси отметить
перигейное расстояние справа, а афельное расстояние слева, через полученные
точки провести орбиту.
ЗАДАНИЕ Решить задачи по образцу (приложение 1)
1. Собственное движение звезды составляет 0,1” в год. Расстояние до неё 50 пк.
Какова тангенциальная скорость звезды?
2. В спектре звезды из задачи № 4предыдущей задачи смещение лабораторной длины
волны 5000составляет 0,17. Определите лучевую скорость звезды.
3. Определите пространственную скорость звезды, используя ответы к предыдущим
задачам (№1 и №2).
4. Чему равен суточный параллакс Юпитера в противостоянии?
5. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Марса?
6. На какой географической широте звезда Спика кульминирует на высоте ?
7. Какова высота Солнца в полдень в день весеннего равноденствия в Новосибирске
()?
8. Каково склонение звёзд, которые в Ростове-на-Дону () кульминируют в зените?
ЗАДАНИЕ Определение основных характеристик звёзд
1. Разберите решение задачи. Параллакс звезды Арктур 0,085 ”. Определите
расстояние до звезды.
Дано: Решение.
Запишите формулу для определения расстояния:
Найти: Подставьте значения: r - ? Выразите расстояние в световых годах:
Ответ: расстояние до звезды Арктур 38 св. лет.
2. Разберите решение задачи. Если бы по орбите Земли двигалась звезда с такой же
массой, как у Солнца, каков бы был период её обращения?
Дано: Решение.
А = 1 а.е. Запишите формулу для определения массы двойных звёзд: m1 +m2 = 2M
Преобразуйте формулу, выразив период обращения звёзд:
Найти: Подставьте значения:
T - ? Ответ: период обращения звёзд был бы равен 0,7 лет.
2. Разберите решение задачи. Во сколько раз Денеб больше Солнца?
Светимость и температуру поверхности звезды выпишите из таблицы «Основные
сведения о наиболее ярких звёздах, видимых в России».
Дано: Решение:
L = 16000 Запишите формулу для определения радиуса звезды:
T = 9800 K Подставьте значения:
T = 6000 K
Найти: Ответ: Денеб больше Солнца в 47 раз.
R - ?
ЗАДАНИЕ Определение основных характеристик звёзд
1. Разберите решение задачи. Параллакс звезды Арктур 0,085 ”. Определите
расстояние до звезды. Дано: Решение.
Запишите формулу для определения расстояния:
Найти: Подставьте значения: r - ? Выразите расстояние в световых годах:
Ответ: расстояние до звезды Арктур 38 св. лет.
2. Разберите решение задачи. Если бы по орбите Земли двигалась звезда с такой же
массой, как у Солнца, каков бы был период её обращения?
Дано: Решение.
А = 1 а.е. Запишите формулу для определения массы двойных звёзд: m1 +m2 = 2M
Преобразуйте формулу, выразив период обращения звёзд:
Найти: Подставьте значения:
T - ? Ответ: период обращения звёзд был бы равен 0,7 лет.
3. Разберите решение задачи. Во сколько раз Денеб больше Солнца?
Светимость и температуру поверхности звезды выпишите из таблицы «Основные
сведения о наиболее ярких звёздах, видимых в России».
Дано: Решение:
L = 16000 Запишите формулу для определения радиуса звезды:
T = 9800 K Подставьте значения:
T = 6000 K
Найти: Ответ: Денеб больше Солнца в 47 раз.
R - ?
ЗАДАНИЕ Определение скорости движения звёзд в Г алактике
1. Разберите решение задачи. Собственное движение звезды составляет 0,2” в год.
Расстояние до неё 10 пк. Какова тангенциальная скорость звезды?
Дано: Решение.
Запишите формулу для определения тангенциальной скорости: r = 10 пк Рассчитайте
тангенциальную скорость звезды:
Найти: Ответ: тангенциальная скорость звезды 9,5 км/с.
2. Разберите решение задачи. В спектре звезды из задачи № 1 смещение линии гелия
5876 составляет 0,6. Определите лучевую скорость звезды.
Дано: Решение.
Запишите формулу для определения лучевой скорости звезды при помощи
спектрального анализа на основании эффекта Доплера: , где Найти: - скорость
света.
Рассчитайте лучевую скорость звезды:
Ответ: лучевая скорость звезды 31 км/с.
2. Разберите решение задачи. Определите пространственную скорость звезды,
используя ответы к задачам №№ 1 и 2.
Дано: Решение:
Запишите теорему Пифагора для определения пространственной скорости звезды:
. Рассчитайте пространственную скорость звезды:
Найти:
v - ? Ответ: пространственная скорость звезды 32 км/с.
ЗАДАНИЕ Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
1. Разберите решение задачи. На каком расстоянии от Земли находится Сатурн,
когда его горизонтальный параллакс равен 0,9”?
Дано: Решение:
Запишите формулу суточного параллакса в угловых секундах:
R = 6371 км Преобразуйте формулу:
Найти: Рассчитайте расстояние: км r - ? Переведите расстояние в а.е.: а.е.
Ответ: расстояние до Сатурна 9,7 а.е.
2. Разберите решение задачи. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с
Венеры?
Дано: Решение:
Переведите расстояние Венеры от Солнца в км:
D = 1392000 км Запишите формулу углового радиуса светила:
Угловой диаметр в 2 раза больше углового радиуса:
Найти: -? Рассчитайте угловой диаметр:
Переведите угловой диаметр в угловые минуты и градусы:
Ответ: угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры, .
ЗАДАНИЕ Определение координат небесных объектов
1. Разберите решение задачи. Каково склонение звёзд, которые в Москве ()
кульминируют на высоте
?
Дано: Решение.
Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .
Преобразуйте формулу и выразите склонение:
Найти: Рассчитайте склонение: .
=? Ответ: склонение звёзд равно .
2. Разберите решение задачи. На какой географической широте звезда Альтаир
кульминирует в зените?
Склонение звезды Альтаир (Орла) найдите в таблице «Основные сведения о наиболее
ярких звёздах». Высота зенита равна .
Дано: Решение.
Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .
Преобразуйте формулу и выразите широту: .
Найти: Рассчитайте широту: .
? Ответ: северной широты.
3. Разберите решение задачи. Какова высота Солнца в полдень в день зимнего
солнцестояния в Мурманске ()?
Полдень - это верхняя кульминация Солнца. В день зимнего солнцестояния склонение
Солнца равно . Дано: Решение.
Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации:
Рассчитайте высоту:
Найти:
Ответ: (Солнце находится под горизонтом, в Мурманске - полярная ночь).
ЗАДАНИЕ . Изучить исходные данные и выполнить задание кейсов. Средний радиус
Марса 3389,5 ± 0,2 км Масса (m) Марса 6,4171-1023 кг
Ускорение свободного падения на экваторе ^)3,71м/с2 Первая космическая скорость
3,55 км/с Вторая космическая скорость 5,03 км/с Расстояние от Земли до Марса
55757930 км
Достижения в астрономии Мичио Каку
1. Из предложенного текста выписать факты из биографии достижений в области
астрономии.
2. Какой эффект от Луны должны учитывать экспериментаторы, чтобы контролировать
энергии пучка БАК?
Кейс 2
Экспедиция на Марс
1. Рассчитать время полета на Марс при условии достижения летательным аппаратом
скорости близкой к скорости света.
2. Рассчитать размеры перегрузки на планете Марс.
3. Что в условиях работы на Марсе может быть исследовано, не покидая планеты?
Кейс 3
Космический эксперимент
1. Рассчитать перегрузки астронавтов при осуществлении полета на МКС при
достижении скорости в 40м/с2 на небольшой высоте?
2. Перечислить возможности космонавтов, прибывших на МКС?
https ://cosmos-online .ru/mks-online http://mks-online .ru/
Кейс 4
Астрономический календарь
1. По астрономическому календарю определите время начала лунного месяца?
2. Определите планеты, которые можно наблюдать в этом месяце по ночам?
3. Перечислите изменения во времени восхода и захода Солнца на начало и конец
месяца?
////////////////////////////