Организация самостоятельной работы студентов в курсе «Отечественная история» - 2020 год

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3        4        5        6         7        8        9       10       11       12      13      14      15      16     

 

 

 

 

Организация самостоятельной работы студентов в курсе «Отечественная история» - 2020 год

 

Значение самостоятельной работы студентов (СРС) в изучении отечественной истории трудно переоценить, особенно в связи с небольшим числом часов, имеющим тенденцию к сокращению. Правильная, научно обоснованная организация самостоятельной работы студентов – залог успешного усвоения знаний и  плодотворного проведения занятий.

Основная цель самостоятельной работы состоит в том, чтобы научить студентов учиться в полную силу их возможностей и способностей, развить вкус к творческому поиску, воспитать потребность к непрерывному самообразованию. Самостоятельная работа студентов весьма разнообразна. Она включает в себя: умение внимательно слушать и записывать лекции, изучение, чтение, конспектирование первоисточников, подготовку к семинарским занятиям и активное участие в их работе, написание рефератов, участие в конкурсах студенческих научных работ, подготовку к зачетам и экзаменам.

Организация СРС на кафедре истории, культуры и социологии ВолгГТУ предполагает разные мероприятия, прежде всего издание учебно-методической литературы. Методические рекомендации и пособия придают самостоятельной работе необходимую направленность, помогают  лучше подготовиться к семинарам.

Основными методическими материалами в изучении отечественной истории являются планы семинарских занятий. В них выделены вопросы и основная литература для самостоятельного изучения, содержатся общие методические указания по подготовке к семинарам.

Весьма важными для правильной организации СРС дневной формы обучения для всех направлений бакалавриата являются методические рекомендации «Тематика реферативных работ по Отечественной истории», в которых приведены требования к написанию и оформлению рефератов, указаны источники, литература. Рефераты являются наиболее приемлемой формой самостоятельной работы в вузе. Они помогают приблизить познавательную деятельность студентов к научным методам исследования.

Изучение истории немыслимо без использования первоисточников, исторических документов. Преподавателями кафедры с целью изучения источников на занятиях, а также самостоятельно,  подготовлены два учебных пособия: «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца ХVIII века» и «Хрестоматия по истории России. XIXXXв.» В хрестоматиях дан материал по наиболее важным темам, необходимый студентам для изучения проблем, для участия в дискуссиях, подготовки докладов, сообщений. При этом не ставилась задача  дать весь документальный материал по той или иной теме учебного курса, так как не исключается возможность и необходимость чтения студентами монографий, документов  по наиболее интересующим их темам.

Одной из форм раскрытия исторического материала являются различного вида таблицы и схемы. Изданные кафедрой в двух частях «Схемы и таблицы по истории России» помогают студентам в самостоятельной работе, ибо известно, что схематизация облегчает запоминание изучаемого материала. В методических указаниях содержатся таблицы, показывающие изменения, динамику какого-либо явления, таблицы сравнения, соответствия, синхронистические, хронологические и т.д.

Все эти пособия и рекомендации определенным образом организуют самостоятельную работу студентов, оказывают им необходимую помощь в усвоении  ключевых проблем истории России.

Основная работа по организации самостоятельной работы студентов проводится в ходе учебного процесса – чтения лекций, проведения семинарских занятий и консультаций. Лекции по отечественной истории, по сути дела, должны быть научно-теоретической и методической основой для других видов учебной деятельности студентов, должны стимулировать и самостоятельные занятия студентов.

Важным звеном здесь является вводное занятие, на котором происходит первая встреча преподавателя со студентами группы. Подавляющую часть времени, отведенного на проведение вводного занятия, преподаватели посвящают организации СРС.

На вводном занятии раскрывается специфика курса, говорится о возможных трудностях в работе, о путях их преодоления. Преподаватели знакомят студентов с критериями оценки их выступлений, рейтинговой методикой по дисциплине, учебной и методической литературой, разъясняют необходимость конспектирования, показывают примерный фрагмент конспекта одного из источников. Студентам объясняется, как правильно использовать время, организовать свой труд, систематически работать в течение всего учебного года.

Большие возможности для организации самостоятельной работы студентов преподаватель имеет во время проведения семинарских занятий. Работа организуется на основе плана семинарских занятий, в конце занятия дается задание по подготовке к следующему семинару, преподаватель советует, как лучше подготовиться к нему, на какие вопросы обратить особое внимание, дает характеристику рекомендованной литературы.

Слушая выступления студентов, преподаватель выясняет, в каком объеме и насколько глубоко и прочно они усвоили материал, какие ошибки при этом допустили. Ряд преподавателей практикует в конце семинара контрольные опросы всех студентов по заранее подготовленным контрольным заданиям, на которые студенты должны ответить в письменной форме.

Немаловажное значение имеет изучение преподавателем студенческого коллектива, индивидуальных особенностей и возможностей каждого студента. В зависимости от этого выстраиваются рекомендации по подготовке к семинару: для более сильной группы и сильных студентов сложность задания повышается, даются дополнительные творческие  работы, доклады, рефераты.

На кафедре истории, культуры и социологии применяются как традиционные, так и специфические формы СРС. Самое сложное и трудное в работе с первокурсниками – формирование навыков самостоятельной работы по написанию рефератов. Как было уже сказано, реферат является первой ступенью научной работы. Для того, чтобы первокурсник подготовил хороший реферат, кафедра разработала соответствующие методические рекомендации с указанием тематики рефератов и порядка работы над ним. Подготовка реферата требует активного поиска, глубокого изучения учебной и научной литературы, а также иных источников информации. В ходе реферирования студенты учатся пользоваться библиотечными каталогами, энциклопедиями, вырабатывают умения отбирать и систематизировать исторический материал, аргументировать собственное отношение к проблеме, приобретают навыки исследовательской деятельности.

Формой подведения итогов реферативной работы служит рецензирование рефератов преподавателем. После прочтения реферата преподаватель пишет краткую рецензию и выставляет оценку. Итоги рецензирования проводятся на семинарских занятиях, консультациях. Отмечаются все положительные стороны рефератов, а также характерные недостатки. Очень важно правильно оценить труд студента, так как в работе со студентами младших курсов закладываются навыки самостоятельной исследовательской работы. Вместе с тем целесообразно использовать реферат для активизации творческой деятельности студентов на  семинаре. В этом случае можно использовать разные варианты решения этой методической проблемы. Наиболее распространенный вариант, практикуемый на кафедре: постановка студенческих рефератов и докладов на семинарах, проводимых методом развернутой беседы. Доклад ставится там, где тема его логически вписывается  в содержание семинарского занятия. При этом важно проследить, чтобы осталось время для его обсуждения.

Активно используется доклад по проблемам учебной дисциплины. В этом виде самостоятельной работы  весьма значительна роль преподавателя, рекомендующего тему доклада, его объем и литературу. Доклад полезен тем, что это мобильная форма работы студента, зависящая от его активности, желания, творчества.

Особо следует выделить доклад на научно-теоретических конференциях, а также участие в смотрах-конкурсах. Участию студента в конференции предшествует большая  самостоятельная исследовательская работа, осуществляемая под руководством преподавателя. Подготовка к конференции и смотру-конкурсу предполагает не только работу с научной литературой, но и серьезную практическую работу в архивах.

Среди разнообразных форм и методов, активизирующих самостоятельное изучение истории, видное место занимают контрольные работы. На письменные контрольные работы отводится не все время семинарского занятия, а лишь его часть. Письменные контрольные  работы способствуют выработке навыков четкого, ясного, последовательного изложения студентами своих мыслей, а преподавателю позволяют проконтролировать одновременно знания большого количества студентов.

Тестовые задания – одна из форм аудиторной проверочной работы. С помощью тестов осуществляется входной, текущий и аттестационный контроль успеваемости студентов и усвоения ими изучаемого материала. Входной контроль производится в начале изучения учебной дисциплины для определения остаточных знаний и  уровня понимания смежных с историей дисциплин. Текущий тестовый контроль осуществляется по отдельным, наиболее значимым темам учебных дисциплин. Аттестационное тестирование позволяет выявить уровень знаний студентов по отечественной истории.

Рассмотренные  виды СРС не исключают и других дополнительных видов деятельности студентов, в частности: написание творческих работ по патриотической и краеведческой тематике; подготовка иллюстративного  материала с использованием электронных технологий; разработка студентами контрольных индивидуальных заданий и др.

Педагогическая практика убеждает, что в СРС скрыты огромные познавательные  и воспитательные возможности. Она повышает творческую активность студентов, воспитывает трудолюбие, ответственность и настойчивость в достижении целей. С учетом этого необходимо  самое пристальное творческое отношение к вопросам организации СРС.

 
 

 

 

  001  Проблема этногенеза восточных славян. Тесты (2020 год)

  002  Киевская Русь в IX – начале XII веках. Тесты (2020 год)

  003  Русь в период политической раздробленности в XII-XIV веках. Татаро-монгольское иго на Руси. Тесты (2020 год)

  004  Образование Российского централизованного государства. Тесты (2020 год)

  005  Россия в XVII веке. Тесты (2020 год)

  006  Российская империя в XVIII веке. Тесты (2020 год)

  007  Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX века. Тесты (2020 год)

  008  «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Тесты (2020 год)

  009  Россия на рубеже XIX – XX веков. Русская революция 1905-1907 годов. Тесты (2020 год)

  010  Россия в условиях войн и революций (1917– 1922 годов). Тесты (2020 год)

  011  СССР в 1922-1939 гг. НЭП. Форсированное строительство социализма. Тесты (2020 год)

  012  СССР накануне и в период Второй мировой и Великой Отечественной войн. Тесты (2020 год)

  013  Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР во второй половине 40-х – середине 80-х годов. Тесты (2020 год)

  014  Советский Союз в годы «перестройки». Распад СССР . Тесты (2020 год)

  015  Аттестационный тест по Истории Отечества (2020 год)

  016  Рекомендуемая литература по курсу «Отечественная история» - 2020 год

 

 

 

 

 

////////////////////////////