Взаимодействия воспитателей с семьей. Билеты с ответами по педагогике (2020 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействия воспитателей с семьей. Билеты с ответами по педагогике (2020 год)

 

 

 

 

1.      Семья в системе воспитательных институтов. Раскройте принципы воспитания в семье.

Семья — это социально-педагогическая группа людей,  предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. 

Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

 

2.      Развитие науки о семье. Социокультурные модели воспитания детей (17 век по настоящее время): модель воспитания, идеал ребенка, нарушения в развитии.

 

Вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка издавна являлся предметом изучения многих поколений ученых, начиная с древности. Античная педагогика выразила взгляды на проблему воспитания в трудах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Платона, Протагора, Сократа и др. Творческая мысль античных педагогов-философов стремилась определить методы, содержание и средства воспитания детей.

В педагогике XVII века особую роль родительскому воспитанию, в частности материнскому, придавал известный чешский педагог Я. А. Коменский. Свои педагогические воззрения Я. А. Коменский строил на основе лучших педагогических традиций того времени. «Великая дидактика» — фундаментальный труд Я. А. Коменского. Идеи «Великой дидактики» продолжены в другом, не менее знаменитом творении чешского педагога — «Материнской школе». В этом произведении Я. А. Коменского представлена разработанная им стройная система обучения и воспитания ребенка под руководством матери. Важность семейного воспитания и воспитательной функции родителей подчеркивали педагоги и в последующие исторические эпохи: Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Д. Дьюи, М. Монтессори, O. Декроли и др.
Современная отечественная педагогическая наука подтверждает положения, выдвинутые Я. А. Коменским, о важности и незаменимости адекватного материнского общения с ребенком с момента его рождения (Е. М. Мастюкова, Р. Е. Овчарова, Г. Г. Филиппова
и др.).

http://www.funtable.ru/upload/medialibrary/624/624f63f545ad111bffdf426a0ad5cb75.jpeg

 

3. Методы изучения семьи.

С целью обеспечения единых подходов к воспитанию и развитию малыша педагогу необходимо знать особенности каждой семьи воспитанников группы. Среди методов изучения семьи успешно используются опросы, анкетирование, интервьюирование, домашние визиты, рисунок «Моя семья», мини-собрания на дому и др.Анкетирование. Анкеты закрытого типа, когда к вопросам даются возможные варианты ответов, анкеты открытого типа, содержащие вопросы, на которые предстоит ответить, а также смешанные анкеты, где предлагаются возможные ответы и представляется родителям право сформулировать некоторые ответы по-своему. Интервьюирование — это способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников. Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания. Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей. Рисуночная методика «Моя семья». Данная методика направлена на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи. Метод комментирования картинок. Ребёнку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни. Ему предлагается описать, «что нарисовано».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы просвещения родителей.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Все формы с родителями подразделяются на:·коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;·традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

·внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ; ·работа с родителями за пределами ДОУ.  Наглядно-информационные формы к ним относятся: Уголок для родителей, Выставки, вернисажи детских работ, Информационные листы, Памятки для родителей, Папки–передвижки, Родительская газета, Видеофильмы. По-прежнему  лидируют следующие традиционные коллективные формы общения: Общее родительское собрание, Родительская конференция, Групповые собрания «Круглый стол», Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей», Презентация дошкольного учреждения, Клубы для родителей,  Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игр, Тренинги, Дни добрых дел и т.д. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К ним относятся: Праздники, утренники, мероприятия, Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Совместные походы и экскурсии, Благотворительные акции, выпуск стенгазеты, домашние гостиные, семейные встречи, коллекционирование и т.д.

 

 

5. Понятие «семья». Типы семей.

Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Типы семей Так как общество постоянно меняется, меняются и признаки, и типы семей. Происходит изменение ролей в семье, меняются шаблоны, роли партнёров и родителей.

Семьи могут делиться на группы по разным параметрам. Выделим некоторые: по составу: полная и неполная;

родственным связям: нуклеарная(семья представлена одним поколением) и расширенная (патриархальная, несколько поколений); наличию и количеству детей: бездетная, малодетная, многодетная; управленцу в семье: семьи с матриархатом, патриархатом и равноправием; количеству партнёров: моногамная и полигамная; количеству родителей: полная и неполная (монородительская); наличию брака: зарегистрированный брак и сожительство (гражданский брак); семейному стажу: молодожёны, молодая семья, семьи среднего, старшего супружества и пожилые супружеские пары; культурному уровню: высокий, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный;   Ещё одна из основных классификаций: Первый тип — это традиционная семья. Внутрисемейные роли в такой семье строго распределены и сводятся к лидирующему месту мужа и отца.  Второй тип  детоцентрическим. В такой семье ребенок является центром Вселенной, а вокруг него в постоянном движении планеты побольше и поменьше — родители, бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки.

Третий тип сотрудничество — главные ценности такой семьи — это сопереживание, сочувствие ребенку.

Типологии семьи

 

 

 

 

6. Родительский авторитет.

Понятие, классификация, учение А.С.Макаренко.

Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом. Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет.  Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется? Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это ─ особый талант. Макаренко  выделял истинный авторитет, который подразумевает: достойную жизнь родителей; достойную работу родителей; их поведение; их знание жизни ребенка; помощь ребенку; чувство ответственности за воспитание ребенка; гражданское лицо родителей. Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье:

Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким  Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

 

 

7. Функции семьи. Кризисные периоды в развитии семьи.

Основные функции семьи:

1) репродуктивная функция — связана с биологическим воспро­изводством членов общества; 2) функция социализации — связана с формированием индиви­да как личности; 3) воспитательная функция — проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей 4) хозяйственно-бытовая функция — связана с ведением до­машнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой преста­релых и инвалидов; 5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; 6) защитная функция — проявляется в физической, психоло­гической и экономической защите членов семьи; 7) эмоционально-психологическая функция — проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уве­ренность, 8) рекреационная (досуговая) функция — включает в себя ду­ховно-эстетические моменты, в том числе организацию прове­дения досуга; 9) социально-статусная функция — заключается в предостав­лении своим членам социального статуса, 10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.

На конфликтность супружеских отношений действуют кризисные периоды развития семьи.

Выделяют три таких периода: Первый кризисный период связан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разных причин: возможного разочарования в партнере, смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему, несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов и т.п.

Второй кризисный период связан с рождением первого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появляются новые: необходимость изменения ролевой структуры, изменяется статус мужа, ухудшаются возможности профессионального роста супругов,  возможно диспропорциональное распределение нагрузок, остаются материальные и жилищные затруднения. Третий кризисный период связан с ситуацией ухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерминированы возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супругов, выходом на пенсию, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких эмоций в отношениях, переживаниями по поводу семейной жизни детей.

 

 

8. Особенности воспитания в традиционной и детоцентрированной семье (по функциям: репродукция, воспитание, отношения, хозяйство, досуг, контроль, друзья, власть, общение, статус брака)

Первый тип — это традиционная семья. Внутрисемейные роли в такой семье строго распределены и сводятся к лидирующему месту мужа и отца. Остальные члены в семье зависят от него. В основе — авторитарные отношения. Отношения диктата и подчинения. В такой семье дети не рассматриваются как полноправные члены, и их нужды и потребности удовлетворяются только тогда, когда семейный деспот считает это целесообразным.

Дети, как правило, в таких семьях вырастают неуверенными в себе, с низким уровнем самооценки, не удовлетворяют ожидания отца. Это формирует у них комплекс неполноценности.

Такое состояние ребенка приводит к падению его жизненной активности, безразличию к своим собственным успехам, делает ребенка жестоким и агрессивным. Но что еще хуже, так это насилие над матерью. Нередко в таких семьях гнет отца распространяется и на мать. Ребенок понимает, что его никто не может защитить и поддержать. Он остается один на один с отцом-тираном. В результате выходит или безвольный человек, поддающийся любому влиянию того, кто сильней, или, наоборот, еще больший тиран. Он мстит миру за свои детские страхи и унижения.

Детоцентрическая. В такой семье ребенок является центром Вселенной, а вокруг него в постоянном движении планеты побольше и поменьше — родители, бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки. Ребенку с детства прививается комплекс маленького принца или принцессы. Ему все можно, все его желания исполняются мгновенно. И, конечно, родители, любя своих кумиров, очень удивляются, когда педагоги говорят им о том, что таким воспитанием они портят свое чадо. Они недоумевают — ведь все плохое, что происходит с ребенком, это не от их родительской любви. Конечно, виновато окружение ребенка, его менее талантливые сверстники, школа, которая не увидела неординарности Васи или Маши. Кто угодно виноват, но только не он, этот ангелочек, к ногам которого положены все богатства этого мира, которые в состоянии дать семья своему маленькому кумиру. Дети вырастают эгоистичными, лживыми, капризными. Им трудно войти в коллектив сверстников, потому что там не будут исполняться все капризы. У детей, вышедших из подобных семей, возникают проблемы в общении, так как они любят отдавать приказы, повелевать. Их, как правило, ждут разочарования в жизни, поскольку не всякий будет принимать их капризность и уверенность в своем особом месте под солнцем.

 

 

 

9. Особенности взаимодействия в разных типах семей (близнецы, единственный ребенок, многодетная семья, пьющие родители, больной ребенок, известные родители, жестокое обращение с ребенком).

Воспитания единственного ребенка в семье

  Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание.  Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

    Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка -. И это верно, но любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях.. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

За каждым проявлением его жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

 ИЛИ    Воспитания в многодетной семье

С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Родительская компетентность. Понятие, классификация, примеры проявления, наблюдаемые на практике.

Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Родители детей дошкольного возраста должны знать о «кризисах развития в жизни ребенка» — это 1 год, 3 года, 7 лет.

Когда в 3 года ребенок становится капризным, вздорным, упрямым, компетентный родитель не должен теряться и раздражаться, он должен понимать и знать, что это важный этап в жизни ребенка – это первое яркое выражение своего «Я», это попытка отдалиться от родителей, научиться многое делать самому и решать свои проблемы. «Компетентный родитель» также понимает, что переживая кризис, ребенок поднимается на новую жизненную ступень.  Родитель должен знать самое  главное правило — ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка, помочь ему в социализации.

«Компетентный родитель» обязательно должен знать все возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности.

Когда неграмотный родитель в 3-4 года, желая, скорее всего, удовлетворить свои собственные амбиции, старается обучить ребенку чтению, письму и даже иностранному языку, не учитывая возрастных психических особенностей, он наносит, безусловно, вред психике и здоровью ребенка. «Компетентный родитель» должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к таким специалистам, как  психологи, педагоги. Но и сам «компетентный родитель» должен наблюдать за собой, анализировать свои слова и поступки, в общении с ребенком.

Структура родительской компетентности рассматривается как совокупность трех составляющих: Когнитивная компетентность. Ценностно-смысловые ориентации. Сфера знаний родителей, поиска, восприятия и отбора информации. Эмоциональная компетентность. Выражается в способности к прочным эмоциональным связям с ребенком, проявлению эмпатии, включает общую эмоциональную атмосферу, эмоциональный фон семьи, способы эмоциональных отношений и взаимодействия.  Поведенческая компетентность. Способность родителей выстраивать такую линию поведения, при которой готовы проявлять гибкость в ситуации воспитания, последовательность требующей родительского действия, и правильно ориентировать исполнение данного действия.

 

 

 

11. Дайте характеристику семейной политики и демографии в России. Дайте характеристику законодательной базы семьи.

Демографическая политика — целенаправленная де­ятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводс­тва населения. Как правило, это система мер, направляю­щих течение демографических процессов в сторону оптимиза­ции воспроизводства населения.

Семейная политика — часть социальной политики, ос­новные действия которой направлены на семью.

К сожалению, возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическими трудностями. Неустойчивое материальное по­ложение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный морально-психоло­гический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации.

В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных се­мей. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны: • экономические (прожиточный уровень ниже черты бедности; низкий уровень заработной платы или се невыплата; безработица и др.); • асоциальные (алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркома­ния, проституция); • психологические (жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров); • медицинские (хронические инфекционные и венерические заболева­ния, психические и сексуальные отклонения и т. д.).

Растет число одиноких матерей и их детей, а это значит, что ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к группе риска.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, сложившаяся в 90-е гг. и негативно отразившаяся на институте семьи и брака, вынудила правительство разрабатывать экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер по защите семьи и детства. Были приня­ты законодательные меры в данном направлении, в частности «О дополни­тельных мерах по охране материнства и детства», «О повыше­нии размеров социальных пособий и компенсационных выплат», «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», утверждается федеральная программа «Дети России». Она включает в себя серию целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев и вы­нужденных переселенцев», «Планирование семьи» и др. К сожалению, продолжающиеся экономические проблемы не позволя­ют государству полноценно финансировать программы, направленные на социальную защиту семьи и детства. Правовые основы семейного воспитания. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка. В Российской Федерации правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях  Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».

Разрешить сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ, который определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры выплаты алиментов на содержание детей и др.

 

 

 

 

12. Охарактеризуйте развод с точки зрения социально-психологического явления. Перечислите и раскройте мотивы развода.

    Развод — весьма противоречивое социально-нравственное явление, которое определяется в словаре по семейному воспитанию как «способ прекращения брака при жизни супругов». Развод — это лишь финал семейной драмы, юридическое оформление распавшихся супружеских отношений. В процессе, предшествующем окончательному расторжению брака, выделяется несколько стадий. Начинается все с эмоционального развода, который выражается в возникновении чувства отчужденности, безразличия супругов друг к другу, в утрате доверия и любви.

Затем наступает физический развод: супруги уже думают о возможности юридического развода, но не считают его единственным и наилучшим выходом из создавшегося положения. Супружеские отношения в этот период ограничены, брачные партнеры начинают жить раздельно.

    Психологические исследования мотивов разводов дают основание говорить об их довольно устойчивой иерархии: 1) пьянство и алкоголизм одного из супругов; 2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания; 3) измена и подозрение в измене; 4) частые ссоры; 5) появление другой семьи; 6) утрата чувства любви; 7) физическая несовместимость; 8) ревность; 9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников; 10) болезнь одного из супругов; 11) фиктивное заключения брака; 12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям; 13) вынужденная разлука супругов; 14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

 

 

13. Охарактеризуйте психологический климат семьи, определите основные признаки благоприятного климата семьи. Психологический климат в семье — это устойчивый эмоцио­нальный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отноше­ний друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, яв­ляется показателем качества межличностных отношений ее чле­нов. Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологиче­ского климата семьи является супружеская совместимость, в пер­вую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата в семье характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего разви­тия личности каждого ее члена, доброжелательность, требователь­ность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удов­летворенности, гордость за свою семью, высокая внутренняя дис­циплинированность, принципиальность, ответственность.

Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность, хорошо развита самокритика и доброжелательная критика в отношении любого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека. Важный показатель психологического климата семьи – это стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу.

   В основном родители проводят большую часть времени на работе, где свои отношения, настроения и, придя домой, мы порой не задумываемся, что наши близкие, в основном, дети, страдают от того, что у родителей плохое настроение, не с кем поговорить. Порой все отрицательные эмоции мы приносим домой, срываясь на своих детях. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к ссорам, психологической напряженности, депрессиям.

 

 

 

14. Условия диалога ДОУ и семьи. Принципы, этапы и классификация форм взаимодействия.

Принципы: Открытость детского сада для семьи:  каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми Равноправие (партнеры) и равноответственность родителей и педагогов ДОУ.  Уважение и доброжелательность друг к другу, обеспечение свободы мнений Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.

Правила конструктивного взаимодействия

1. Говорите с родителями только о том, о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на ходу, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол.

3. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать.

4. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения.

5. Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите.

6. Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап.

7. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.

8. Известно: не всегда количественный подход означает качественный.

9. К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними

10. Стенд или книжка-раскладушка с материалами, подготовленными и обсуждёнными на родительских собраниях, круглых столах, семинарах-практикумах и конференциях, должны быть доступны родителям.

11. Создайте библиотеку для родителей.

12. Наблюдая за детьми на различных мероприятиях, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

15. Стили взаимодействия воспитателя с родителями. Примеры, наблюдаемые на практике.

Индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с родителями определяют стили педагогического общения. Общеизвестны наиболее распространенные из них:

1.СТИЛЬ "СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО". В его основе лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон.
2.СТИЛЬ "ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ" В его основе лежит искренний интерес к личности партнера по общению, уважительное отношение к каждому, открытость контактам. Этот стиль - предпосылка успешной совместной деятельности.
3.СТИЛЬ "ЗАИГРЫВАНИЕ". Он основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению. На этот стиль общения легко скатиться начинающему педагогу.

4.СТИЛЬ "УСТРАШЕНИЕ". Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

5.СТИЛЬ "ДИСТАНЦИЯ". Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. При таком стиле общения следует выбрать разумный диапазон его применения.
6.СТИЛЬ "МЕНТОРСКИЙ". Когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон с его стороны, присутствующий не только в диалоге, но и во всем внешнем облике.

 

 

16. Модели взаимодействия с семьей: название теории, автора, цель и задачи, средства и результаты взаимодействия.  определено три вида моделей: детский сад - семья, семья - детский сад, партнерство .(Т. М. Коростелева, А. А. Петрикевич).  Первые два вида --влияния семьи на ребенка через развитие педагогической культуры родителей, оказание различных видов помощи, включение родителей в образовательный процесс.

Третий вид связи - участие родителей в качестве партнеров в воспитании детей дошкольного возраста. Ее характерной особенностью является партнерское взаимодействие педагогов, родителей, различных организаций, базирующееся на осознанном участии в этом процессе. Позиции родителей и педагогов в этом процессе: Родители-наблюдатели посещают группы, получают информацию о том, что они будут наблюдать, и обсуждают увиденное с педагогической командой. Родители в роли активных наблюдателей периодически принимают участие в педагогическом процессе. Им дается информация например о том, как лучше организовать занятия с детьми. Родители-партнеры систематически принимают участие в воспитательном процессе, совместно с педагогами вырабатывают программу сотрудничества, составляют график участия в ней. Как отмечают А. А. Петрикевич и М. М. Ярмолинская, такое тесное и доверительное взаимодействие в значительной степени определяется позицией самих профессионалов. Условно данные модели были обозначены как ``экспертная'', ``трансплантантная'' и ``потребностная''.

``Экспертная'' модель. Педагоги используют эту модель в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями. Особенностью таких отношений является то, что воспитатели осуществляют тотальный контроль над всем и сами принимают все решения. Они отбирают ту информацию, которая, по их мнению, нужна родителям. В этой модели роль родителей принимается во внимание постольку, поскольку они необходимы для выполнения инструкций, которые дает профессионал в отношении воспитания и обучения детей, что позволяет ему достичь поставленной цели. Отрицательный аспект ``экспертной'' модели состоит в том, что, отказываясь принимать во внимание родительскую точку зрения, любые альтернативные взгляды, педагог начинает рассматривать ребенка с какой-либо одной стороны и игнорировать его как целостную личность.

``Трансплантантная'' модель. Педагоги пользуются этой моделью, когда, с одной стороны, считают себя главными экспертами во взаимоотношениях с родителями, но, с другой - признают также полезность участия родителей во взаимодействии, рассматривая их как некое средство, ресурс для достижения ими же поставленных целей. Педагог остается главной фигурой: он определяет цели, задачи и методы воспитания. Тем не менее, работая по этой модели, профессионал признает, что родители желают помочь своему ребенку, имеют для этого возможности и нуждаются в специальных навыках, которые обеспечат движение ребенка вперед. Подобное признание даже относительной компетентности родителей призвано усилить их самоуважение и активность в оказании помощи своему ребенку.

``Потребностная'' модель. Профессионалы, использующие эту модель, основной целью своей деятельности ставят удовлетворение потребностей семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг. В сфере взаимоотношений родителей и профессионалов принятие решений находится под контролем родителей. Роль же педагога состоит в том, чтобы предоставить родителям целый ряд возможностей и снабдить их необходимой информацией, из которой они могут выбрать нужную. В этой модели профессионал уважает родителей и признает их компетенцию. Работа строится таким образом, что естественным и необходимым элементом становится разнообразие подходов к решению индивидуальных проблем как ребенка, так и родителей. Одна из важных идей этой модели состоит в том, что значимость педагога определяется не его профессиональным статусом, а той реальной работой, в процессе которой он налаживает переговоры и оказывает помощь семье в поисках решений вопросов воспитания и обучения детей.

 

 

 

17. Формы и виды взаимодействия с семьей. Примеры взаимодействия с семьей на практике.

Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

К ним относятся: анкетирование, посещение семьи (Организуя домашний визит, необходимо соблюдать некоторые условия: будьте очень тактичны по отношению к чувствам родителей; объясняйте, что вы приходите в семью для того, чтобы ребенок мог поближе узнать воспитателя в знакомой для него обстановке; составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять), Беседа (Они должны отвечать определенным требованиям: быть конкретными и содержательными; давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания; пробуждать интерес к педагогическим проблемам; повышать чувство ответственности за воспитание детей), Консультация (рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка; каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания; прежде чем что-то посоветовать родителям, воспитатель должен тщательно подготовиться: прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется — наглядный материал (детские работы, поделки, книги).

Коллективные формы работы с родителями

 Групповые родительские собрания, родительская конференция, Дни открытых дверей, Клубы отцов, бабушек, дедушек, Родительские тренинги, одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов.

Наглядно-информационные формы работы с родителями

Выставки детских работ, информационные листки, памятки для родителей, выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, папки-передвижки, родительская газета. которая оформляется самими родителями. В такой газете они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам; описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие у него любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают; делятся рецептами приготовления любимых блюд. Газета может быть посвящена какой-то конкретной теме воспитания, а может быть оформлена в виде фотографий, рисунков родителей и детей. Например: «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Я помогаю маме» и т.д.

 

 

 

18. Определите особенности консультирования семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях родителей и детей дошкольного возраста.  Консультирование родителей по поводу сложностей взаимоотношений с детьми. Запросы родителей имеют несколько основных направлений.

1. проблемы, связанные с воспитанием детей.

2. проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей.

3. интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о его профессиональном самоопределении.

4. личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении.

В целом в консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.

1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.

2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.

3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.

В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы:

1.          Усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;

2.         Работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.

 

 

19. Методы совместной деятельности ДОУ и семьи.   В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания.

    Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов. В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать: вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом; постановка дискуссионных вопросов; предложение для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров; использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся: анализ педагогических ситуаций; анализ собственной воспитательной деятельности; решение педагогических задач; метод домашних заданий; игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

 

 

 

21. Дайте определение конфликта. Раскройте структуру конфликта и дайте характеристику составляющих структурных компонентов.

Конфликт (столкновение) — это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Структурные элементы конфликта - под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия является:

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники – это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

объект– Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. И ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладение которой возникает конфликт, и является его объектом. Как объект конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

конфликтная ситуация– это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент– это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Дайте определение конфликта, раскройте этапы конфликта и покажите вероятность разрешения конфликтов на каждом из этапов.

Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт — сложное социальное явление.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Рассмотрим здесь наиболее общепринятую систематику.

Предконфликтная ситуация.

Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт.

Инцидент.

Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий.

Третья стадия развития конфликта. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.

Кульминация. Эта стадия наступает тогда, когда накал конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает (или их родственным связям, или дружеским отношениям). Кульминация - это верхняя точка конфликта

Разрешение конфликта. На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника.

Переговоры. Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие.

Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений.

 

 

23. Дайте определение конфликта. Пути разрешения конфликта в зависимости от стратегии поведения конфликте.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Пути разрешения и стратегии поведения в конфликтных ситуациях:

Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: 

Избегание - это поведение в конфликтной ситуации, которое выражает­ся самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием кон­фликта.

Приспособление - это поведение, проявляющееся в изменении дейст­вий и установок под реальным или воображаемым давлением противопо­ложной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интере­сам.

Соперничество или конкуренция - отличается сильной личной вовле­чённостью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента.

Основной принцип этой стратегии: « Чтобы я выиграл, ты должен про­играть».

Компромисс — это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Оба оппонен­та с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации.

Сотрудничество - это стратегия поведения, при которой на первое ме­сто ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворе­ние интересов всех её участников.

 

 

24. Классификация и причины семейных конфликтов.

Под семейным конфликтом здесь будем понимать осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.

Семейный конфликт – это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.

Все семьи с точки зрения уровня конфликтности разделяются на три основные группы: Стабильные семьи, т.е. справляющиеся с семейными конфликтами; Проблемные семьи, т.е. частично справляющиеся, в которых периоды относительной стабильности сменяются периодами конфликтного взаимодействия; Нестабильные семьи, т.е. не преодолевающие конфликт и имеющие негативную семейную ориентацию. В таких семьях периоды конфликтного взаимодействия значительно превышают периоды относительной стабильности.

Основой семейных конфликтов является рассогласование между представлениями членов семьи относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

Классификация семейных конфликтов.

В отечественной конфликтологии все семейные конфликты принято разделять на три классификационные группы по основаниям конфликтного взаимодействия.

1. По субъектам семейные конфликты разделяются на три подгруппы:  Супружеские конфликты; Конфликты между родителями и детьми;  Конфликты между родственниками.

2. По источнику возникновения семейные конфликты разделяются на пять подгрупп:  Ценностные конфликты;  Позиционные конфликты; Сексуальные конфликты;  Эмоциональные конфликты; Хозяйственно-экономические конфликты;

3. По поведению конфликтующих сторон различаются две подгруппы:

Открытые конфликты;  Скрытые конфликты.

 

 

 

 

 

25. Классификация и причины конфликтов в педагогическом коллективе.

Педагогические конфликты рассматривают не только в соответствии с общепринятой классификацией конфликтов:  подлинный, когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяющегося фактора;  случайный (или условный), в котором конфликтные отношения возникают в силу случайных, поддающихся изменению обстоятельств, не осознаваемых участниками конфликта.  смещенный, где воспринимаемые причины конфликта косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе. неверно приписанный, когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. скрытый, в котором конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;  ложный, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений. Педагогические конфликты классифицируются также по направленности и временным характеристикам. По направленности конфликты подразделяются на горизонтальные, возникающие между коллегами в учебном заведении или учащимися одного класса, группы, и вертикальные – в диадах «педагог – учащийся», «администрация – педагог», «педагог – родитель». По временным параметрам конфликты подразделяются на кратковременные, быстротечные, длительные.

Основные причины педагогических конфликтов

К объективным причинам, которые приводят к этим конфликтам относят такие противоречия, как: между системой воспитания и образования в обществе; ценностями, которые культивирует школа/семья и ценностями, которые складываются в окружающей среде; между педагогическим коллективом и семьей; между традициями и новациями в системе обучения и воспитания. К субъективным причинам конфликтов относят следующие: индивидуальные личностные особенности учителя, например, бескомпромиссность, директивность и тому подобное; контрольно-оценочная деятельность, которая переносится на межличностные отношения; неумение учитывать индивидуальные особенности личностей в процессе работы с ними.

Педагогические конфликты могут быть открытыми и скрытыми.

 

 

 

26. Приемы эффективного взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя.

 Взаимодействия воспитателей групп с помощником воспитателя происходит ежедневно, на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду, в него входит:

• участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;

• организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;

• несение ответственности за жизнь и здоровье детей;

• одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;

• обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

• выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;

• обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;

• совместная работа с детьми;

• взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно- образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Вместе на одной группе мы работаем на протяжении 4 лет. В нашей группе всегда спокойная, доброжелательная атмосфера. Мы с уважением и пониманием относимся друг к другу.

 

 

 

 

 

27. Предупреждение и разрешение конфликтов.

Участниками конфликта могут быть: администрация, педагоги, родители

Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:

§                     Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе — чувство вины, испорченные отношения.

§                     Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда- на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

§                     Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

§                     Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.

§                     Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Нет гарантии успеха.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:Возникновение конфликта. Осознание данной ситуации, как конфликтной хотя бы одной из сторон. Конфликтное поведение. Исход конфликта.

 

 

 

 

20. Профессиональное общение воспитателя с сотрудниками ДОУ по взаимодействию с семьей. Задачи работы дошкольного  учреждения  с родителями: педагогическое    просвещение родителей; изучение условий жизни и воспитания в семье,  выявление лучшего опыта семейного воспитания, ознакомление родителей жизнью и работой дошкольного учреждения; установление единства в воспитании детей. Условиями успешной работы ДОУ, домашнего педагога и семьи является необходимость таких форм отношений, в которых оказывается взаимодополняющее, взаимообогащающее влияние семейного и общественного воспитания на воспитание ребенка. Такими формами отношений являются сотрудничество и взаимодействие. Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. В основе вза­имодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодей­ствия определяют направляющую роль дошкольного учреж­дения по отношению к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе сто­роны осознают необходимость целенаправленного воздей­ствия на ребенка и доверяют друг другу. Т.е. родители и педагоги строят свои отношения на психологии доверия. Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.Решение задач сотрудничества требует, чтобы пе­дагоги участвовали в психолого-педагогическом просвеще­нии родителей; изучали семьи, их воспитательные возмож­ности; вовлекали родителей в образовательную работу дет­ского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////