Профессиональная деятельность педагогов в детском саду

 

  Главная      Педагогика

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная деятельность педагогов в детском саду

 

 

 

 

Анкета № 1

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас честно ответить на вопросы анкеты.

1.      Нравится ли Вам работать в детском саду? Почему?

2.      С каким настроением Вы идете на работу чаще всего? Почему? (·Хорошее. Доброжелательное. Удовлетворительное. Плохое. Безразличное.)

3.      На Ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему?

4.      Оцените уровень Вашей подготовки к профессиональной деятельности по пяти бальной системе.

5.      С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?

6.      В каком направлении профессиональной деятельности Вы испытываете затруднения?

-       изучение возможностей, потребностей, интересов субъектов образовательного процесса;

-       проектирование и организация условий для развития детей и повышения информированности родителей о деятельности группы;

-       организация взаимодействия с детьми и родителями в педагогическом процессе детского сада;

-       организация образовательного пространства для детей и родителей;

-       организация процесса самообразования.

7.      Какие условия созданы в саду педагогическим коллективом и администрацией, для того чтобы чувствовать себя на работе комфортно:

-       выделена рабочая зона

-       своевременное методическое информирование

-       удобное время работы методического кабинета

-       помощь опытных педагогов

-       гибкий режим работы

-       четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей

-       доброжелательная атмосфера в коллективе

8.      Как складываются Ваши отношения с коллективом?

-       с первого дня не обращают внимания

-       настроены не дружелюбно

-       не хотят помогать

-       приняли доброжелательно

-       оказывают моральную поддержку

-       нашли общий язык

-       понимаете друг друга

-       оказывают практическую помощь:

·         приглашают на занятия

·         помогают решать педагогические задачи

·         рекомендуют методы и приемы

·         делитесь опытом друг с другом

·         ждут от Вас практических советов

·         не нуждаетесь в помощи коллег.

 

Анкета № 2

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас искренне ответить на вопросы анкеты.

  1. Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период: первый месяц, первые 3 месяца, первые полгода, первый год, нужна до сих пор.
  2. Кто помогает Вам в решении профессиональных трудностей и проблем? Заведующий, старший воспитатель, педагоги, специалисты института развития образования, бывшие сокурсники, никто не помогает.
  3. Кто, когда и какую помощь оказывает Вам в процессе становления профессиональной деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу.

 

 

Кто оказывает помощь. Как часто. Какая помощь оказана.

Первый месяц

Первые 3 месяца

Первые 6 месяцев

Первый год

В настоящее время

Опытные педагоги

 

 

 

 

 

Старший воспитатель

 

 

 

 

 

Коллеги

 

 

 

 

 

Заведующая

 

 

 

 

 

Специалисты детского сада

 

 

 

 

 

Другие специалисты

 

 

 

 

 

4. Чаще всего заведующая и старший воспитатель приходят к Вам в группу чтобы: отметить положительные результаты, похвалить; найти недостатки в работе; помочь разобраться в неудачах.

5. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности, каким образом: рассчитываете на свой опыт и знания; консультируетесь с коллегами; обращаетесь к старшему воспитателю; ваш вариант______________________________________________________ . 

В ходе диагностики необходимо выявить особенности удовлетворенности молодых педагогов взаимодействием с субъектами образовательного процесса, а именно, специалистами, работающими в детском саду, администрацией дошкольного учреждения и т.д., особенности удовлетворенности условиями, созданными в детском саду для более успешной адаптации молодых педагогов: комфортная обстановка, четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей, гибкий режим работы, доброжелательная атмосфера в педагогическом коллективе и т.д. С этой целью можно использовать модифицированный тест Е.И. Рогова «Удовлетворенность работой». Содержание данного теста адаптировано для работников детского сада. Молодым педагогам предлагается ознакомиться с содержанием теста и определить степень своей удовлетворенности высказываниями по пятибалльной системе, аргументировать свой выбор.

Уважаемые педагоги! В целях совершенствования условий, созданных для организации Вашей профессиональной деятельности в детском саду, просим Вас внимательно ознакомиться с содержанием суждений и определить степень Вашей удовлетворенности данными условиями. Заранее спасибо!

Условия

Удовлетворенность, объяснить, почему такая степень удовлетворенности

Полностью удовлетворен

Удовлетворен

Частично удовлетворен

Не удовлетворен

Крайне неудовлетворен

Удовлетворенность работой:

-     комфортной рабочей обстановкой

-     программно-методическим обеспечением

-     образовательным пространством

-     доступностью необходимой информации

-     возможностью повышения своей квалификации

 

 

 

 

 

Удовлетворенность работой в педагогическом коллективе:

-     возможностью работы в команде

-     координацией работы педагогов

-     возможностью регулярного общения

-     возможностью проявлять инициативу

 

 

 

 

 

Удовлетворенность вниманием администрации к вашим проблемам и трудностям:

-     осознает ли администрация ДОУ Ваши трудности и проблемы;

-     организует ли работу по преодолению трудностей и проблем

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Структура и содержание разделов портфолио

1.      Раздел «Визитная карточка педагога»

ü     фото, ФИО педагога, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог

ü     Дата рождения       

ü     Должность  

ü     Образование (учебное заведение, год окончания, специальность, квалификация)

ü     Стаж педагогический работы

ü     Стаж в данном учреждении        

ü     Квалификационная категория

 

2. Раздел «Документы»

Документы об образовании.

Удостоверение о курсах повышения квалификации.

Документы, подтверждающие наличие квалификационной категории.

 

Дата присвоения квалификационной категории

Категория

 

Приказ

Срок действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Раздел «Методическая деятельность педагога»

 

1.Работа по самообразованию.

Год

Тема

Этап

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Участие в методической работе ДОУ.

Год

Дата

Тема мероприятия

Форма участия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Презентация инновационного и актуального педагогического опыта на конференциях, семинарах, мастер-классах, педагогических чтениях, МО различного уровня  (очное участие).

Год

Дата

Тема мероприятия

Форма участия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Участие в профессиональных конкурсах (приказы, грамоты, дипломы):

I муниципальный уровень

II региональный уровень

III всероссийский уровень

IV заочные конкурсы 

5.Наличие публикаций в методических изданиях (титульный лист, содержание, оглавление, 1 страница стати).

6.Участие в федеральной экспериментальной или региональной инновационной площадке (копия приказа).

7.Разработанный комплекс учебно-методических материалов (авторская парциальная программа, авторская технология, методическая разработка, дидактический материал)  - копия рецензии, фотоматериалы пособия, копия титульного листа методического материала (программы).

8. Годовой самоанализ деятельности педагога.

 

4. Раздел «Достижения воспитанников»

Результативность подготовки и участия детей в детских конкурсах, проводимых при поддержке федеральных, региональных, муниципальных органов управления в сфере образования (копии приказов, грамот, дипломов и т.п.) 

 

5. Раздел «Развивающая предметно-пространственная среда»

паспорт группы

паспорт участка

 

6. Раздел «Отзывы о педагоге»

Признание сообществом профессиональных достижений педагога (институциональный, муниципальный, региональный и всероссийский уровень)

Копии почетных грамот, благодарственных писем.

 

 

Приложение 3

                                                                                                            Утверждаю

заведующий  МБДОУ

ДС №71 «Мишка»

                       ____________Т.Н. Гвардеева

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе «Портфолио педагога»

среди педагогов МБДОУ ДС №71 «Мишка»

Конкурс педагогического портфолио является одной из вариативных форм оценивания профессионализма педагогических кадров и способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала педагогических работников, выявлению и поддержке талантливых педагогов посредством презентации значимых профессиональных результатов, формированию и развитию у педагогов навыков самоанализа, рефлексии и проектирования их собственной траектории развития.

I. Общие положения

1.    Настоящее положение определяет порядок проведения конкурса «Портфолио педагога» (далее – Конкурс), его организационное обеспечение, условия участия в Конкурсе и определения победителей и призеров Конкурса.

2.    Портфолио педагога – индивидуальная накопительная папка педагога для фиксирования и оценки творческих и профессиональных достижений педагога, на основе которой формируется рефлексия его собственной деятельности.

II. Цели и задачи

1.        Конкурс проводится с целью активизации и развития творческого потенциала и профессионального роста педагогических работников МБДОУ ДС №71 «Мишка».

2.        Задачами Конкурса являются:

-        выявление и поддержка молодых талантливых педагогов посредством презентации значимых профессиональных результатов;

-        диссеминация (распространение) передового опыта лучших педагогов ДОО;

-        стимулирование педагогической мотивации и дальнейшего профессионального роста педагогических работников;

-        формирование и развитие у педагогов навыков самоанализа, рефлексии и проектирования собственной траектории развития.

III. Сроки и порядок проведения Конкурса

1.        Конкурс проводится с 19 ноября по 22 ноября 2018 года.

2.        Для участия в Конкурсе необходимо представить конкурсные материалы (педагогическое портфолио) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре и содержанию портфолио в срок до 19 ноября 2018 года.

IV. Требования к конкурсным материалам.

1.        На Конкурс предоставляется педагогическое портфолио, структура и содержание которого должно соответствовать заявленной форме (портфолио).

2.        Структурные элементы педагогического портфолио должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к данным видам документов и включать следующие блоки (разделы):

2.      Раздел «Визитная карточка педагога»

ü               фото, ФИО педагога, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог

ü      Дата рождения

ü      Должность       

ü      Образование (учебное заведение, год окончания, специальность, квалификация)

ü      Стаж педагогический работы

ü      Стаж в данном учреждении 

ü      Квалификационная категория

 

2. Раздел «Документы»

Документы об образовании.

Удостоверение о курсах повышения квалификации.

Документы, подтверждающие наличие квалификационной категории.

 

Дата присвоения квалификационной категории

Категория

 

Приказ

Срок действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Раздел «Методическая деятельность педагога»

 

1.Работа по самообразованию.

Год

Тема

Этап

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Участие в методической работе ДОУ.

Год

Дата

Тема мероприятия

Форма участия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Презентация инновационного и актуального педагогического опыта на конференциях, семинарах, мастер-классах, педагогических чтениях, МО различного уровня  (очное участие).

Год

Дата

Тема мероприятия

Форма участия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Участие в профессиональных конкурсах (приказы, грамоты, дипломы):

I муниципальный уровень

II региональный уровень

III всероссийский уровень

IV заочные конкурсы 

5.Наличие публикаций в методических изданиях (титульный лист, содержание, оглавление, 1 страница стати).

6.Участие в федеральной экспериментальной или региональной инновационной площадке (копия приказа).

7.Разработанный комплекс учебно-методических материалов (авторская парциальная программа, авторская технология, методическая разработка, дидактический материал)  - копия рецензии, фотоматериалы пособия, копия титульного листа методического материала (программы).

8. Годовой самоанализ деятельности педагога.

 

4. Раздел «Достижения воспитанников»

Результативность подготовки и участия детей в детских конкурсах, проводимых при поддержке федеральных, региональных, муниципальных органов управления в сфере образования (копии приказов, грамот, дипломов и т.п.) 

 

5. Раздел «Развивающая предметно-пространственная среда»

паспорт группы

паспорт участка

 

6. Раздел «Отзывы о педагоге»

Признание сообществом профессиональных достижений педагога (институциональный, муниципальный, региональный и всероссийский уровень)

Копии почетных грамот, благодарственных писем.

 

Конкурсные материалы предоставляются на бумажных и электронных носителях (текстовый редактор MS Word, интервал 1, шрифт 12, поля по 2 см с каждой стороны, Times New Roman).

 

V. Критерии оценки конкурсных материалов.

1.                  Портфолио педагога оценивается по 5-бальной системе по следующим критериям:

-        структурированность представленных в портфолио материалов;

-        целостность и тематическая завершенность материалов;

-        системность самоанализа педагогической деятельности;

-        наличие системы самосовершенствования (программа развития педагога, перспективный план самообразования);

-        наглядность представленных материалов;

-        достоверность информации;

-        полнота представленных в портфолио материалов;

-        эстетичность оформления портфолио;

-        умение его презентовать.

2.    Максимально возможное количество баллов – 45 баллов.

 

V. Жюри смотра-конкурса

В состав жюри входят:

Председатель жюри – Гвардеева Т.Н., заведующий

МБДОУ ДС № 71 «Мишка»;

Члены жюри:   -  Ковальчук О.Б., старший воспитатель;

Ковалёва Е.А., воспитатель, руководитель МО педагогов МБДОУ ДС №71 «Мишка»;

Черских Г.М., воспитатель, руководитель «Школы педагогического мастерства»;

Щепетнова Е.Н.,  педагог-психолог.

 

VI. Подведение итогов.

1.        Итоги Конкурса подводит экспертная комиссия, которая определяет победителя (1-ое место) и призеров (2-ое и 3-е места) по номинациям:

     I.     «Педагог профессионал»

   II.       «Молодой педагог»

III.       «Педагог новатор»

2.           Конкурсные материалы участников не рецензируются.

3.        Победитель Конкурса и призеры награждаются дипломами.

 

Приложение 4

План работы «Школы молодого педагога»

Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих успешному вхождению в педагогическую деятельность, развитие профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, формирование своего стиля в работе.

Задачи:

1.     использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов в области современных образовательных технологий;

2.      обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

3.      совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту молодых специалистов;

4.      способствовать укреплению авторитета педагогов среди детей, родителей, коллег через использование проектной деятельности

№ п/п

тема

цель

срок

1

Организационное

1.1.                      Знакомство с целями, задачами, планами, перспективами работы профессионального объединения

1.2.                      Анкетирование «Изучение запросов педагогов-участников «Школы педагогического мастерства».

1.3. Корректирование плана по результатам анкетирования. Практическое занятие «Как вести документацию группы»

Координация деятельности профессионального объединения дошкольных работников на 2017-2018 учебный год.

Собеседование с педагогами «Основные проблемы в педагогической деятельности»

сентябрь

2.

2.1. Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию

2.2.Педагогический марафон «Изучаем родной край»

Взаимный показ открытых мероприятий педагогами - наставниками и молодыми педагогами.

Открытый просмотр педагогической деятельности:

-         ООД по нравственно­патриотическому воспитанию;

-         эффективность организации педагогами развивающей предметно

пространственной среды по патриотическому воспитанию

Повышение компетентности педагогов по проблеме воспитания нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста

 

Обмен опытом работы

Разработка методических рекомендаций по

знакомству с Белгородским краем (7 чудес)

Посещение молодыми специалистами образовательной деятельности творчески работающих педагогов

 

ноябрь

3

3.1.                      Требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах

Анализ РППС своей группы

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности. Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий и средств обучения

Повышение компетентности педагогов

январь

4.

4.1.                      Взаимодействие с родителями в вопросах развития и воспитания дошкольников

Укрепление сотрудничества с семьей через организацию проектной деятельности (из опыта работы)

Повышение компетентности педагогов в работе с родителями

Обеспечение профессионального роста педагогов через проектную деятельность

март

5.

Итоговое заседание участников «Школы педагогического мастерства»

5.1.                      Презентация участниками Школы своих «Методических копилок»

5.2.                      Проблемные вопросы педагогического процесса в ДОУ. Анкетирование участников «Анализ работы «Школы педагогического мастерства».

Консультации по составлению самоанализа работы за прошедший учебный год, планированию летних оздоровительных мероприятий

 

 

 

Выявление профессиональных успехов и затруднений педагогов

 

Определение методических запросов дошкольных работников.

 

 

 

Обобщение результатов анкетирования

май

 

Приложение 5

 

МАСТЕР-КЛАСС

«Проектный метод как одна из инновационных практик

развития профессиональных компетенций молодых педагогов»

 

 

I. Презентация педагогического опыта мастера

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем Вам принять участие в мастер-классе по теме «Проектный метод как одна из инновационных практик развития профессиональных компетенций молодых педагогов».

целью которого является формирование умения педагогов разрабатывать проектную документацию.

- Чтобы убедить Вас в эффективности применения проектного метода с целью развития профессиональных компетенций молодых специалистов ДОУ, остановимся на основных идеях технологии и достигнутых результатах.

Для студентов колледжа по  специальности «Дошкольное образование» МБДОУ ДС №71 «Мишка» давно стал стажировочной площадкой. Между нашим детским садом  и колледжем заключен договор о дуальном обучении студентов.

Практика в рамках дуального обучения организуется по профессиональным модулям. Все приобретённые в ходе практики навыки выпускники Старооскольского педагогического колледжа, которые приходят в наш детский сад в качестве молодых специалистов, переносят в собственную педагогическую деятельность. Более опытные педагоги-наставники им оказывают помощь в адаптации к педагогической профессии. Данную помощь педагоги организуют с применением проектной технологии.

Для  изучения эффективности проектного метода в профессиональном становлении молодых педагогов в дошкольном образовательном учреждении была использована диагностика С.А. Езоповой, В.А. Новицкой по адаптации молодых воспитателей  к профессиональной деятельности в детском саду. До использования проектной технологии, молодые специалисты, работающие в МБДОУ ДС №71 «Мишка»испытывали психологические трудности в организации взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (85%), сложности в  проектировании и организации педагогического процесса группы (85%), им недоставало знаний и опыта по организации процесса самообразования (100%).

Критерии

2015 г.

2018 г.

1

способность воспитателя получать информацию

68%

17%

2

способность проектировать и организовывать педагогический процесс группы

85%

17%

3

умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений

85%

17%

4

умение организовывать образовательное пространство в конкретной возрастной группе

100%

0%

5

умение организовать процесс самообразования

100%

34%

 

степень готовности молодых педагогов

87,6%

17%

 

Система работы по внедрению проектного метода в профессиональную деятельность молодых педагогов позволила достигнуть следующих результатов: степень готовности  молодых воспитателей к профессиональной деятельности возросла на 83%.

Использование технологии проектного метода, побудило молодых педагогов к «погружению» в профессиональную деятельность, способствовало не только повышению педагогического мастерства молодых кадров и их успешной адаптации к профессии, но и подвигло к профессиональному росту весь педагогический коллектив МБДОУ ДС №71 «Мишка», о чем свидетельствует результативное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в том числе и молодых - в профессиональном конкурсе «Наша Надежда» - участник, 2017 г., лауреат, 2018г., призер, 2019 г. Считаем, что дальнейшее использование проектной технологии в работе с молодыми специалистами будет способствовать повышению их компетентности, самосовершенствованию и профессиональному росту, что создаёт условия для работы по ФГОС ДО.  

II. Представление системы уроков

Вдумайтесь в слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать», которые, по нашему мнению, отражают суть проектной деятельности.

Педагогическое проектирование – один из методологических подходов современного образования. Он позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт. Стимулирует воспитателей увидеть проблему и найти свой путь решения.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы и при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий. То есть проектная деятельность развивает стратегическое мышление, учит концентрировать внимание и развивает умение выбирать нужную информацию из всего предложенного многообразия, особенно в век компьютерных технологий. Любой проект подразумевает готовый продукт.

Структуру проекта легко запомнить, особенно если представить ее как «Шесть П»

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование проекта.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: то, что мы получим в итоге).

Презентация (паспорт проекта).

Портфолио проекта, где собраны наработанные материалы (тематическое планирование, сценарии и технологические карты мероприятий, квест-игр, как с детьми, так и с родителями (законными представителями), лепбуки и т.п.).

Чтобы разработать добротный проект, необходимо не только учесть интересы воспитанников, запросы родителей и содержание ООП ДО того учреждения, где вы работаете, но и нормативно-правовую базу федерального, регионального и муниципального уровней.

Основанием для управления проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области является Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010г. №202-пп «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области». Разработана проектная технология, являющаяся совокупностью специальных управленческих приемов и инструментов. Основным элементом системы является пакет управляющих документов. Изложенные в пакете нормы, правила и рекомендации отражают комплексное представление о проектной технологии.

В обозначенном выше документе определены разные виды проектов.

По территориальному признаку есть следующие типы проектов:

1. Областные проекты – проекты, реализуемые в масштабах области. В сфере образования это: «Танцевальная палитра», цель которого состоит в разработке и внедрении комплекса мероприятий «Танец как средство эстетического   развития детей», осуществляемого средствами хореографии; «Создание региональной системы личностного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО» («Дошкольник Белогорья»). Его цель:  разработка парциальных образовательных программ по пяти образовательным областям с учетом регионального компонента.

2. Муниципальные проекты – проекты, реализуемые в рамках муниципального образования. В Староскольском городском округе это: «Реновация развивающей предметно – пространственной среды в групповых помещениях дошкольных образовательных организаций Старооскольского городского округа в соответствии с ФГОС ДО», нацеленного на создание РППС не менее чем 23 групповых помещений дошкольных образовательных организаций Старооскольского городского округа в соответствии с требованиями ФГОС ДО к 31 декабря 2018 года; «Бережливое производство» – один из актуальных проектов, в который в настоящее время включены многие образовательные организации Старооскольского городского округа.

3. Районные (локальные проекты) – проекты, реализуемые в рамках муниципального района, предприятия.

По организационным результатам выделяются следующие проекты:

1. Инновационные.

2. Социальные.

3. Организационно-управленческие.

По величине бюджета различаются следующие проекты:

1. Безбюджетные.

2. Малобюджетные (до 1 млн. руб.).

3. Среднебюджетные (от 1 до 20 млн. руб.).

4. Высокобюджетные (от 20 млн. руб.).

По длительности исполнения существуют такие виды проектов:

1. Краткосрочные (до 1 года).

2. Среднесрочные (от 1 до 3 лет).

3. Долгосрочные (от 3 до 5 лет).

Таким образом, управление всеми проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области должно быть основано на следующих принципах:

1. проект управляется группой управления проектом на основе Паспорта проекта и Плана управления проектом;

2. проект выполняется по этапам (в соответствии с жизненным циклом проекта), построенным на основе Базового жизненного цикла;

3. проект контролируется в течение всего жизненного цикла проекта и на всех уровнях;

4. проектные решения принимаются на коллегиальной основе.

Уважаемые коллеги, как вы думайте в чем актуальность и востребованность проектной технологии? Как её применение в работе с молодыми педагогами может способствовать их профессиональному росту?

- Важным способом повышения профессиональной компетентности молодых педагогов нашего учреждения является участие в проектной деятельности. По результатам реализации проектов молодые педагоги под руководством наставников учатся анализировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать дальнейшие перспективы работы, видеть динамику развития воспитанников, а также искать новые, более эффективные пути решения образовательных задач. Плодотворно решать задачи проектов молодым педагогам позволяет рационально  организованная развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ.

На данном этапе в ДОУ разработаны молодыми педагогами и реализуются такие проекты, как:

1). «История моды народного костюма Белгородчины» (в рамках реализации регионального проекта «Дошкольник Белогорья»). Его цель – развитие представлений старших дошкольников о народном костюме на основе региональной культуры.

2). «Учимся понимать, любить и беречь природу Белогорья» (в рамках реализации парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья»).Цель – знакомство старших дошкольников с природой родного края (растительный и животный мир); формирование экологической культуры в процессе ознакомления с природой Белогорья.

3) «Межгрупповое взаимодействие детей старших групп (5-6 лет)  общеразвивающей и компенсирующей направленности для социализации детей-инвалидов в рамках организации совместных музыкальных мероприятий с использованием нестандартных методов и подходов  вовлечения детей в музыкальную деятельность». Цель – социализация и эстетическое обогащение детей-инвалидов и детей с ОВЗ посредством создания музыкально-игровой среды и организации творческого контакта между дошкольниками старших групп (5-6 лет) общеразвивающей и компенсирующей направленности.

III.  Моделирование (образец паспорта проекта и шаблоны паспорта проекта)

На столах перед участниками мастер-класса лежат карточки с зафиксированными основными этапами разработки паспорта проекта (красного цвета) и их содержанием (зеленого цвета). Мастер предлагает педагогам самостоятельно создать модель паспорта проекта с использованием карточек  и образца паспорта проекта. После моделирования Паспортов (3-5 минут), участникам предлагается обосновать свой выбор.

IV. Имитационная игра

Одной из наиболее эффективных форм реализации проектной технологии является творческая группа, в которую входят не только опытные педагоги, но и педагог-наставник, руководитель творческой группы, и их молодые коллеги.

- Предлагаем вам принять участие в работе творческой группы, в качестве педагогов ДОО. У вас на столах лежат полоски бумаги разного цвета, которые помогут распределить роли в творческой группе: синие - педагог-наставник, руководитель группы, красные – опытные педагоги, со стажем работы более 10 лет, зеленые – молодые специалисты, стаж работы которых менее 3 лет. Для начала попробуем вспомнить приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, чтобы определиться с темами проектов.

Ответы участников мастер-класса.

Приоритетные направления развития российского образования до 2025 г. определяет Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Мы отобрали из этого документа отдельные цели, которые можно использовать за при выборе тем реализуемых в ДОУ проектов.

1.                  Воспитание патриотизма в российских гражданах; развитие правильной правовой и демократической позиции, а также хорошо социализирующихся в обществе людей, которые будут уважать свободы, интересы и права личности, иметь высокую нравственность, религиозную и национальную терпимость, уважать языки, традиции и культуру других национальностей и народов.

2.                  Развитие российских традиций при работе с детьми, обладающими особыми умственными навыками, а также вовлечение работников педагогической сферы в научную деятельность.

3.                  Воспитание бережного отношения граждан к природе, развитие экологической толерантности.

Те, кто принимал участие в конкурсах профессионального мастерства, либо знакомился с их положениями, знают, что одним из этапов таких конкурсов является защита проекта. Сегодня на примере участников муниципального конкурса профессионального мастерства «Наша Надежда» из нашего детского сада мы познакомим вас с особенностями разработки проекта, спецификой его использования в работе педагогов.

У вас на столах имеются готовые образцы оформленного паспорта проекта и шаблоны паспорта проекта, с которыми вам предстоит работать и затем его презентовать. До начала работы над паспортом определитесь с темой и ответьте на такие вопросы: для чего? С кем? Какая именно информация необходима для составления данного документа?

Участники мастер-класса самостоятельно разрабатывают паспорт проекта и презентуют его. После презентации проектов, проводится краткий анализ каждого.

- Рассмотрев весь паспорт, хочется узнать у вас, как у молодых специалистов: какие трудности возникли при его составлении?

Высказывания участников мастер-класса.

- Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод,  чтобы опытным воспитателям-наставникам помочь молодому педагогу освоить проектную технологию, им самим необходимо быть экспертами.

V. Рефлексия

- Полагаем, что тема нашего мастер-класса была для вас актуальна, и мы продуктивно поработали. Давайте подведем итог. Пожалуйста, назовите трудности, которые у вас возникли в процессе работы над паспортом проекта?

Ответы педагогов.

- Перед вами на столах лежат карточки двух цветов, мы вам зададим вопросы, ответом на которые будет цвет поднятой вами карточки. Если вы с нами полностью согласны, то поднимайте красную карточку, а если у вас есть сомнения и остались какие-то вопросы, то поднимите зеленую.

- Считаете ли вы актуальным на данный период времени работу в рамках проектной деятельности?

- Убедили ли мы вас в том, что в проектную деятельность необходимо включаться всем педагогам ДОУ?

- Благодарим вас за участие в работе мастер-класса. Желаем вам активных родителей-союзников, творческих воспитанников и креативных начинаний в работе.

 

Приложение 6


МАСТЕР-КЛАСС

«Проектный метод как одна из инновационных практик

развития профессиональных компетенций молодых педагогов»

 

 

 

 

 

Авторы: Ковальчук Ольга Борисовна, старший воспитатель,

Ковалева Елена Анатольевна,

воспитатель, руководитель МО.

 

 

 

 

I. Презентация педагогического опыта мастера

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем Вам принять участие в мастер-классе по теме «Проектный метод как одна из инновационных практик развития профессиональных компетенций молодых педагогов».

целью которого является формирование умения педагогов разрабатывать проектную документацию.

- Чтобы убедить Вас в эффективности применения проектного метода с целью развития профессиональных компетенций молодых специалистов ДОУ, остановимся на основных идеях технологии и достигнутых результатах.

Для студентов колледжа по  специальности «Дошкольное образование» МБДОУ ДС №71 «Мишка» давно стал стажировочной площадкой. Между нашим детским садом  и колледжем заключен договор о дуальном обучении студентов.

Практика в рамках дуального обучения организуется по профессиональным модулям. Все приобретённые в ходе практики навыки выпускники Старооскольского педагогического колледжа, которые приходят в наш детский сад в качестве молодых специалистов, переносят в собственную педагогическую деятельность. Более опытные педагоги-наставники им оказывают помощь в адаптации к педагогической профессии. Данную помощь педагоги организуют с применением проектной технологии.

Для  изучения эффективности проектного метода в профессиональном становлении молодых педагогов в дошкольном образовательном учреждении была использована диагностика С.А. Езоповой, В.А. Новицкой по адаптации молодых воспитателей  к профессиональной деятельности в детском саду. До использования проектной технологии, молодые специалисты, работающие в МБДОУ ДС №71 «Мишка»испытывали психологические трудности в организации взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (85%), сложности в  проектировании и организации педагогического процесса группы (85%), им недоставало знаний и опыта по организации процесса самообразования (100%).

Критерии

2015 г.

2018 г.

1

способность воспитателя получать информацию

68%

17%

2

способность проектировать и организовывать педагогический процесс группы

85%

17%

3

умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений

85%

17%

4

умение организовывать образовательное пространство в конкретной возрастной группе

100%

0%

5

умение организовать процесс самообразования

100%

34%

 

степень готовности молодых педагогов

87,6%

17%

 

Система работы по внедрению проектного метода в профессиональную деятельность молодых педагогов позволила достигнуть следующих результатов: степень готовности  молодых воспитателей к профессиональной деятельности возросла на 83%.

Использование технологии проектного метода, побудило молодых педагогов к «погружению» в профессиональную деятельность, способствовало не только повышению педагогического мастерства молодых кадров и их успешной адаптации к профессии, но и подвигло к профессиональному росту весь педагогический коллектив МБДОУ ДС №71 «Мишка», о чем свидетельствует результативное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в том числе и молодых - в профессиональном конкурсе «Наша Надежда» - участник, 2017 г., лауреат, 2018г., призер, 2019 г. Считаем, что дальнейшее использование проектной технологии в работе с молодыми специалистами будет способствовать повышению их компетентности, самосовершенствованию и профессиональному росту, что создаёт условия для работы по ФГОС ДО.  

 

II. Представление системы уроков

Вдумайтесь в слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать», которые, по нашему мнению, отражают суть проектной деятельности.

Педагогическое проектирование – один из методологических подходов современного образования. Он позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт. Стимулирует воспитателей увидеть проблему и найти свой путь решения.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы и при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий. То есть проектная деятельность развивает стратегическое мышление, учит концентрировать внимание и развивает умение выбирать нужную информацию из всего предложенного многообразия, особенно в век компьютерных технологий. Любой проект подразумевает готовый продукт.

Структуру проекта легко запомнить, особенно если представить ее как «Шесть П»

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование проекта.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: то, что мы получим в итоге).

Презентация (паспорт проекта).

Портфолио проекта, где собраны наработанные материалы (тематическое планирование, сценарии и технологические карты мероприятий, квест-игр, как с детьми, так и с родителями (законными представителями), лепбуки и т.п.).

Чтобы разработать добротный проект, необходимо не только учесть интересы воспитанников, запросы родителей и содержание ООП ДО того учреждения, где вы работаете, но и нормативно-правовую базу федерального, регионального и муниципального уровней.

Основанием для управления проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области является Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010г. №202-пп «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области». Разработана проектная технология, являющаяся совокупностью специальных управленческих приемов и инструментов. Основным элементом системы является пакет управляющих документов. Изложенные в пакете нормы, правила и рекомендации отражают комплексное представление о проектной технологии.

В обозначенном выше документе определены разные виды проектов.

По территориальному признаку есть следующие типы проектов:

1. Областные проекты – проекты, реализуемые в масштабах области. В сфере образования это: «Танцевальная палитра», цель которого состоит в разработке и внедрении комплекса мероприятий «Танец как средство эстетического   развития детей», осуществляемого средствами хореографии; «Создание региональной системы личностного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО» («Дошкольник Белогорья»). Его цель:  разработка парциальных образовательных программ по пяти образовательным областям с учетом регионального компонента.

2. Муниципальные проекты – проекты, реализуемые в рамках муниципального образования. В Староскольском городском округе это: «Реновация развивающей предметно – пространственной среды в групповых помещениях дошкольных образовательных организаций Старооскольского городского округа в соответствии с ФГОС ДО», нацеленного на создание РППС не менее чем 23 групповых помещений дошкольных образовательных организаций Старооскольского городского округа в соответствии с требованиями ФГОС ДО к 31 декабря 2018 года; «Бережливое производство» – один из актуальных проектов, в который в настоящее время включены многие образовательные организации Старооскольского городского округа.

3. Районные (локальные проекты) – проекты, реализуемые в рамках муниципального района, предприятия.

По организационным результатам выделяются следующие проекты:

1. Инновационные.

2. Социальные.

3. Организационно-управленческие.

По величине бюджета различаются следующие проекты:

1. Безбюджетные.

2. Малобюджетные (до 1 млн. руб.).

3. Среднебюджетные (от 1 до 20 млн. руб.).

4. Высокобюджетные (от 20 млн. руб.).

По длительности исполнения существуют такие виды проектов:

1. Краткосрочные (до 1 года).

2. Среднесрочные (от 1 до 3 лет).

3. Долгосрочные (от 3 до 5 лет).

Таким образом, управление всеми проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области должно быть основано на следующих принципах:

1. проект управляется группой управления проектом на основе Паспорта проекта и Плана управления проектом;

2. проект выполняется по этапам (в соответствии с жизненным циклом проекта), построенным на основе Базового жизненного цикла;

3. проект контролируется в течение всего жизненного цикла проекта и на всех уровнях;

4. проектные решения принимаются на коллегиальной основе.

Уважаемые коллеги, как вы думайте в чем актуальность и востребованность проектной технологии? Как её применение в работе с молодыми педагогами может способствовать их профессиональному росту?

- Важным способом повышения профессиональной компетентности молодых педагогов нашего учреждения является участие в проектной деятельности. По результатам реализации проектов молодые педагоги под руководством наставников учатся анализировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать дальнейшие перспективы работы, видеть динамику развития воспитанников, а также искать новые, более эффективные пути решения образовательных задач. Плодотворно решать задачи проектов молодым педагогам позволяет рационально  организованная развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ.

На данном этапе в ДОУ разработаны молодыми педагогами и реализуются такие проекты, как:

1). «История моды народного костюма Белгородчины» (в рамках реализации регионального проекта «Дошкольник Белогорья»). Его цель – развитие представлений старших дошкольников о народном костюме на основе региональной культуры.

2). «Учимся понимать, любить и беречь природу Белогорья» (в рамках реализации парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья»).Цель – знакомство старших дошкольников с природой родного края (растительный и животный мир); формирование экологической культуры в процессе ознакомления с природой Белогорья.

3) «Межгрупповое взаимодействие детей старших групп (5-6 лет)  общеразвивающей и компенсирующей направленности для социализации детей-инвалидов в рамках организации совместных музыкальных мероприятий с использованием нестандартных методов и подходов  вовлечения детей в музыкальную деятельность». Цель – социализация и эстетическое обогащение детей-инвалидов и детей с ОВЗ посредством создания музыкально-игровой среды и организации творческого контакта между дошкольниками старших групп (5-6 лет) общеразвивающей и компенсирующей направленности.

 

III.  Моделирование (образец паспорта проекта и шаблоны паспорта проекта)

На столах перед участниками мастер-класса лежат карточки с зафиксированными основными этапами разработки паспорта проекта (красного цвета) и их содержанием (зеленого цвета). Мастер предлагает педагогам самостоятельно создать модель паспорта проекта с использованием карточек  и образца паспорта проекта. После моделирования Паспортов (3-5 минут), участникам предлагается обосновать свой выбор.

 

IV. Имитационная игра

Одной из наиболее эффективных форм реализации проектной технологии является творческая группа, в которую входят не только опытные педагоги, но и педагог-наставник, руководитель творческой группы, и их молодые коллеги.

- Предлагаем вам принять участие в работе творческой группы, в качестве педагогов ДОО. У вас на столах лежат полоски бумаги разного цвета, которые помогут распределить роли в творческой группе: синие - педагог-наставник, руководитель группы, красные – опытные педагоги, со стажем работы более 10 лет, зеленые – молодые специалисты, стаж работы которых менее 3 лет. Для начала попробуем вспомнить приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, чтобы определиться с темами проектов.

Ответы участников мастер-класса.

Приоритетные направления развития российского образования до 2025 г. определяет Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Мы отобрали из этого документа отдельные цели, которые можно использовать за при выборе тем реализуемых в ДОУ проектов.

4.                  Воспитание патриотизма в российских гражданах; развитие правильной правовой и демократической позиции, а также хорошо социализирующихся в обществе людей, которые будут уважать свободы, интересы и права личности, иметь высокую нравственность, религиозную и национальную терпимость, уважать языки, традиции и культуру других национальностей и народов.

5.                  Развитие российских традиций при работе с детьми, обладающими особыми умственными навыками, а также вовлечение работников педагогической сферы в научную деятельность.

6.                  Воспитание бережного отношения граждан к природе, развитие экологической толерантности.

Те, кто принимал участие в конкурсах профессионального мастерства, либо знакомился с их положениями, знают, что одним из этапов таких конкурсов является защита проекта. Сегодня на примере участников муниципального конкурса профессионального мастерства «Наша Надежда» из нашего детского сада мы познакомим вас с особенностями разработки проекта, спецификой его использования в работе педагогов.

У вас на столах имеются готовые образцы оформленного паспорта проекта и шаблоны паспорта проекта, с которыми вам предстоит работать и затем его презентовать. До начала работы над паспортом определитесь с темой и ответьте на такие вопросы: для чего? С кем? Какая именно информация необходима для составления данного документа?

Участники мастер-класса самостоятельно разрабатывают паспорт проекта и презентуют его. После презентации проектов, проводится краткий анализ каждого.

- Рассмотрев весь паспорт, хочется узнать у вас, как у молодых специалистов: какие трудности возникли при его составлении?

Высказывания участников мастер-класса.

- Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод,  чтобы опытным воспитателям-наставникам помочь молодому педагогу освоить проектную технологию, им самим необходимо быть экспертами.

 

V. Рефлексия

- Полагаем, что тема нашего мастер-класса была для вас актуальна, и мы продуктивно поработали. Давайте подведем итог. Пожалуйста, назовите трудности, которые у вас возникли в процессе работы над паспортом проекта?

Ответы педагогов.

- Перед вами на столах лежат карточки двух цветов, мы вам зададим вопросы, ответом на которые будет цвет поднятой вами карточки. Если вы с нами полностью согласны, то поднимайте красную карточку, а если у вас есть сомнения и остались какие-то вопросы, то поднимите зеленую.

- Считаете ли вы актуальным на данный период времени работу в рамках проектной деятельности?

- Убедили ли мы вас в том, что в проектную деятельность необходимо включаться всем педагогам ДОУ?

- Благодарим вас за участие в работе мастер-класса. Желаем вам активных родителей-союзников, творческих воспитанников и креативных начинаний в работе.

 

Приложение 7


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПРОЕКТУ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Сценарий педагогического совета

Тема: «Проектно–исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО»

 

Задачи:

1.      систематизировать знания педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности детей;

2.      совершенствовать их педагогическое мастерство;

3.      повышать методический уровень педагогов;

4.      способствовать развитию творчества и креативности.

 

Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Проектно–исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО». Наш педсовет будет проходить в форме «устного журнала».

Вслушайтесь в слова Антуан де Сент-Экзюпери:

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.

Итак, предлагаю для активизации мозговой деятельности и настроя на рабочий лад выполнить упражнение:

Упражнение «Цепочка»

- Назовите фамилии педагогов и психологов, занимающихся аспектами детского экспериментирования.

Блиц-опрос

Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

1.      Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)

2.      Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3.      Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

4.      Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

5.      Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

6.      Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?

7.      Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?

8.      Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?

9.      Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?

«Перевёртыши»

(строки из пословиц и поговорок наоборот)

Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

- Внимание на экран.

(пословицы проецируются на экране)

«Счастье перемещается кучами». 

(Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». 

(Остаться у разбитого корыта.)

«Лысина – мужское безобразие». 

(Коса – девичья краса.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

- Чем полезны такие приёмы в работе?

- Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать.

 

Выполнение решения предыдущего педсовета

 

II часть. Основная

страничка журнала «Основные понятия, термины проектно-исследовательской деятельности»

¾    Для начала определим содержание основных понятий, терминов данной проблемы.

¾    Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью жеребьевки.

Каждая команда получает карточку с названием команды «ИСКОРКА» и «ОЗАРЕНИЕ» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к проектно-исследовательской деятельности.

Пример: (И - исследовательский метод, исследовательская деятельность, индивидуальность, интеллектуальность, игровой метод, интерес; С – ситуация, самореализация, самостоятельность, саморазвитие;  К – креативность, конструктивность; О – опыт, общение, одаренность, открытость;  Р - реализация, результативность;  К - коллекционирование, контактность, компьютер; А - актуальность, активность); 

-       Мы постарались выделить понятия темы, а теперь давайте вспомним определения основных понятий и терминов.

страничка нашего журнала «Метод проектов»

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. 

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Реализация технологии проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий

Таким образом, структуру проекта очень легко запомнить и можно представить как «Шесть П»

ШЕСТЬ «П» ПРОЕКТА

Проблема (выбор темы)

Проектирование или планирование проекта

Поиск информации

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .

Презентация (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П» - портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Существуют несколько способов разработки проектов, и я хочу вас с ними познакомить.

Способы разработки проектов:

·          «Модель трёх вопросов»

·         Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

·         Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

(способы проецируются на экране)

- Рассмотрим «МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»

ЧТО ЗНАЮ? Содержание, то что дети уже знают

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? План (тема проекта)

КАК УЗНАТЬ? Источники новых знаний, т. е. средства

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как узнаем об этом?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о …?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

 

ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ» (ПО ЗАИР-БЕК)

¾      Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

¾      Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности)

¾      Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей – результатов)

¾      Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы)

¾      Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно)

¾      Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)

¾      Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)

 

МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (ТОНИ БЬЮЗЕН)

Метод активации правого полушария

Ментальные карты

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1.      Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

2.      От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

3.      Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

4.      От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

5.      Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

В своих книгах Тони Бьюзен дает ряд строгих рекомендаций, которых следует придерживаться для того, чтобы «сверхинтеллект» сработал.

- Я предлагаю с ними ознакомиться самостоятельно.

(раздача рекомендаций)

1.      Ментальные карты должны быть красивыми. Если вам приятно смотреть на собственную ментальную карту – значит, она удалась.

2.      Ментальные карты должны быть индивидуальными. У каждого человека свой, особенный процесс мышления, поэтому и карта, которая отражает этот процесс, для каждого человека должна быть особенной.

3.      Необходимо использовать как можно больше цветов. Чем ярче ментальная карта, тем мощнее будет ее эффект. Очень важно, чтобы ничего не сливалось и не путалось.

4.      Слова необходимо записывать аккуратными печатными буквами. Ментальная карта создается не для того, чтобы разбираться в собственных каракулях, а для того, чтобы одним взглядом охватить полную и четкую систему проблемы.

5.      Записывать слова нужно раздельно. Если склеивать слова, можно потерять множество ассоциаций, связанных с каждым из них, а вместе с ними и нестандартные решения.

6.      Настоятельно рекомендуется использовать рисунки – чем больше, тем лучше. Рисование активно задействует правое полушарие – основу методики, которую предложил Тони Бьюзен.

7.      Не нужно пытаться рисовать привычную схему. Ментальная карта должна состоять из гибких, органичных веток. А слова должны быть записаны на самих ветках, а не быть вписанными во всевозможные овалы или прямоугольники, как это делается на стандартных схемах. Мы рисуем карту – а это совсем другое дело.

8.      Очень важно постараться рационально использовать пространство ментальной карты, то есть равномерно распределить все ветки и слова, не склеивая их, но и не оставляя пустых мест.

9.      Тони Бьюзен рекомендует рисовать ментальные карты горизонтально – по мнению создателя методики правого полушария, так их удобнее читать.

Методика Тони Бьюзена хороша тем, что она отражает все стороны мыслительного процесса. Для запоминания и вспоминания – это воссоздание существующей информации, а для творческого процесса – это создание новых образов и ассоциаций.

 

 

Практическая часть

- Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод «Мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта определите сами.

 

- Чем проектная деятельность отличается от исследовательской деятельности?

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

страничка нашего журнала «Метод детского экспериментирования»

 «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» - говорил Н.Н. Поддьяков.

Напомню вам некоторые составляющие детского экспериментирования:

- виды детского экспериментирования (слайд),

- классификация детского экспериментирования (слайд)

- последовательность детского экспериментирования (слайд)

- особенности детского экспериментирования (слайд)

Задание для педагогов: приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)

- Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Задание: сопоставьте персонажа с высказыванием.

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное.

 

Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

- Давайте сравним, что у вас получилось. Внимание на экран.

- Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает для полноценной исследовательской деятельности?

Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

- Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.

Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

- Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.

Давайте рассмотрим пути эффективного развития познавательной активности дошкольников

1.      Организация обучающего процесса должна быть выстроена таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем и слушателем.

2.      Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе - является одним из эффективных способов.

3.      Повышение профессиональных умений через поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогов ДОУ.

"Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"

1.      Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)

2.      Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку

3.      Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)

4.      Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)

5.      На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)

6.      Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)

7.      Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)

8.      Вселенная мне улыбается, и все у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности в ходе всех режимных моментах. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

С целью формирования познавательных процессов дошкольников путем активизации творческой, исследовательской деятельности, качественному оснащению педагогического процесса и выявлению педагогического опыта в феврале 2018 года состоялся смотр-конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности» (уголок экспериментирования). Результаты смотр-конкурса следующие: (зачитывать справку по итогам конкурса)

 

- Какие внешние условия, на ваш взгляд, способствуют успешности исследовательской деятельности?

Для более успешной организации исследовательской работы детей необходимы определенные условия. Это:

1.        Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2.        Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию, что встречается крайне редко.

3.        Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4.        Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время.

5.        Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6.        Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7.        Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

8.        Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

9.        Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.

Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:

-       Почему карандаш рисует, а палочка нет;

-       Что будет, если снег принести в комнату?;

-       Почему шарик катится, а кубик нет?;

-       Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);

-       Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);

-       Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);

-       Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);

-       Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);

-       Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);

-       Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);

-       Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.

В качестве показателей сформированности исследовательской деятельности А.И. Савенков выделяет следующие умения:

·         видеть проблему;

·         формулировать и задавать вопросы;

·         выдвигать гипотезы;

·         делать выводы и умозаключения;

·         доказать и защищать свои идеи;

·         самостоятельно действовать на этапах исследования.

Страничка журнала «Деловая игра»

ТЕСТ

«Проектно-исследовательская деятельность»

1. Что такое педагогическое проектирование?

·         дань моде;

·         догма профессиональной деятельности;

·         вид педагогической деятельности.

2. Кто является основоположником проектного метода?

·         американский педагог демократ  Джон Дьюи;

·         великий русский педагог К. Д. Ушинский;

·         Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».

3. Что такое гипотеза?

·         короткая аннотация проекта;

·         опасение педагога о неудачной реализации проекта;

·         предположение, требующее объяснения и подтверждения.

4.      Какое содержание педагогической деятельности не является  характерным для практического (исследовательского) этапа?

·         реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

·         выдвижение гипотезы;

·         открытый показ деятельности по теме проекта.

5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

·         репродуктивный;

·         поисковый;

·         творческий.

6. Презентуя проект, педагог должен:

·         показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;

·         проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.

·         привлечь внимание слушателей  и нацелить коллег на непременное использование  презентуемого проекта в практике их работы.

7. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

8.  Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет:

·         самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания;

·         вижу - действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

9. Перечислите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет:

Страничка журнала «Рефлексия»

1 Рефлексия – Рефлексия настроения «Острова»

2 Рефлексия – «Мишень»

3 Рефлексия – «ПМИ»

III часть. Заключительная

- Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

 

"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А

 

Используемая литература:

1.      «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти», 2009 г.

2.      11.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

3.      12. Материалы Интернет-сайтов.

4.      Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.

5.      Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет/- Волгоград: Учитель, 2012 г.

6.      Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: Сфера, 2012 год (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

7.      Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////