ТЕХНОЛОГИЯ
КОРМОВОГО ТРАЛЕНИЯ
Траление. Эта операция на судах
кормового траления в принципе не отличается от аналогичного
процесса на судах бортового траления (см. § 90). Рассмотрим
здесь лишь особенности прицельного траления. Прицельное траление
применяют при облове отдельных плотных косяков и скоплений на
плохих грунтах. Для определения границ промысловой концентрации
рыбы в толще воды или площадки грунта с ровным рельефом судно
без трала идет переменными галсами с включенными приборами. При
обнаружении рыбы определяют длину и ширину промыслового
скопления, размеры площадки. После этого спускают трал так,
чтобы сразу после взятия ваеров на стопор трал попал па косяк
или промысловую площадку.
Выбор курса траления и некоторые особенности наведения трала при
прицельном тралении зависят от размеров скопления рыбы, его
структуры, плотности, степени подвижности, свободы
маневрирования в группе судов, рельефа грунта и т. д.
Подъем трала. Перед подъемом трала
готовят лебедки и рабочую площадку палубы. Ваера выбирают на
самой малой скорости судна. При выходе из воды последней марки
ваеров скорость судна несколько увеличивают, а скорость выборки
уменьшают. Когда траловые доски подошли к подвесным блокам,
лебедку останавливают и зажимают ленточные тормоза. Доски берут
на цепи или оставляют висеть на ваерах.
Дальнейший процесс подъема трала до подхода голых концов трала к
ваерной или траловой лебедке зависит от вида промысловой схемы.
Даже у самых крупных траулеров длина промысловой палубы мала для
полной растяжки трала, поэтому мешок трала обычно поднимают с
помощью вытяжных концов. По этому способу за вытяжные концы к
лебедке подтягивают крыловые грунтропы или сетную часть устья.
Затем гаки втяжных концов крепят за строп, который обносят
вокруг мешка в районе слиповой канавки. Выбирая вытяжной конец
на барабан лебедки, подсушивают улов. При больших уловах вокруг
мешка обносят второй строп и закладывают в него гак вытяжного
конца другого борта.
Выливка улова. Улов выливают с
помощью грузовых стрел, а на судах с порталами тяговыми концами,
проведенными через подвешенные к порталам грузовые блоки. С
помощью этих средств мешок с уловом подтягивают и приподнимают
над рыбным ящиком или бункером, и часть улова после развязывания
гайтяна выливается самотеком. Затем с помощью шкентелей стрел
или шкентелей, проведенных через блоки на портале, выливают
остальную часть улова.
Выливают улов также рыбонасосами типа «Исток», «Ротор», которые
крепят к концу мешка трала. При подходе мешка с уловом к судну к
рыбонасосу подсоединяют шланги и перекачивают улов на судно.
При обычном способе подъема трала по кормовому слипу из-за
большого числа переостропок увеличивается время на подъем и
выливку улова. Некоторые траулеры не имеют слипа и улов выливают
через корму или борт без переостропок. Для этого траулер
снабжают крупным кормовым порталом, стрелами длиной 15—17 м,
грузовыми, топенантными и поворотными лебедками (так называемый
голландский способ работы с тралом). Улов на таких судах часто
выливают непосредственно в подпалубные бункера, в результате
чего обработка улова не препятствует продолжению промысла.
На некоторых судах применяют схему передачи мешков с уловом с
добывающего судна на транспортное. Судно-ловец выбирает трал на
барабан и при выходе мешка на палубу отсоединяет его от передней
части трала (они соединены между собой распускным швом).
Одновременно транспортное судно подбирает буй передаточного
конца, вытягивает его, и переднюю часть мешка заводят в силовой
блок. С помощью переходного конца на палубу вытягивают задний
конец мешка. Гайтян развязывают и вставляют в него погружной
насос с раструбом.
Затем насос опускают в воду и рыбу выливают,
регулируя положение кутка и рыбонасоса с помощью силового блока
и дележного стропа.
После выливки улова судно-ловец подбирает сброшенный с
транспортного судна передаточный конец, привязанный к другому
свободному мешку, вытягивает на борт и присоединяет мешок к
тралу. Подобная схема выливки улова требует согласованной работы
промысловых и транспортных судов и не совсем удобна при
достаточно сильном ветре и волнении. |