Суда бортового траления. До середины 50-х годов в рыболовстве
применяли в основном траулеры бортового траления, на которых все
операции с тралом выполняют с борта судна. На судах бортового
траления размеры трала и нормальное выполнение операций лова
ограничиваются размерами судна. Кроме того, при бортовом
тралении необходимы сложные маневры ври спуске и подъеме трала,
сильно изнашиваются ваера из-за сложности их проводки, опасна
работа с тралом в свежую погоду. Несмотря на отмеченные
недостатки, бортовое траление применяется довольно широко с
относительно мелких судов.
К судам бортового траления относятся рыболовные траулеры РТ,
средние рыболовные траулеры СРТ-300, СРТ-400, СРТР, СРТМ, малые
рыболовные траулеры МРТР, траловые боты и т. д. Для работы с
тралом на таких судах размещают траловые лебедки, траловые дуги,
автоматы траловых досок, центральные и бортовые роульсы, роульсы
на планшире, ролики на надстройке, стопор-блоки, специальные
грузовые средства. Промысловые схемы траулеров бортового
траления с одним и двумя рабочими бортами приведены на рис. 69.
На судах бортового траления применяют
многооперационные нераздельные траловые лебедки, которые
обеспечивают механизацию спуска и подъема трала, грузовые и
вспомогательные операции при работе с тралом. Такие лебедки с
электрическим, гидравлическим или механическим приводом
устанавливают обычно впереди кормовой надстройки. Лебедки (см.
рис. 44) имеют два ваерных барабана и несколько пар барабанов (турачек)
для выполнения различных промысловых и грузовых операций.
Ваерные барабаны связаны с валами муфтами и вращаются вместе с
валами (при выборке ваеров) или свободно (при травлении ваеров).
Ваерные барабаны снабжены тормозами для частичного торможения
при травлении ваеров и удержания в стопорном положении во время
траления, устройствами для автоматического растормажи-вания
барабанов при увеличении нагрузок на ваера выше допустимых (при
задевах) и ваероукладчиками для укладки ваеров на барабаны
лебедки.
Суммарное тяговое усилие траловых лебедок на судах бортового
траления колеблется от 16 до 80 кН, средняя скорость
выборки ваеров 1,0—1,25 м/с, канатоемкость
барабанов от 700 до 1800 м ваера.
Траловые дуги (рис. 70) служат для проводки ваеров из-за борта
судна. Траловые дуги из коробчатой, тавровой или швеллерной
стали имеют высоту 1,5—3,0 м. Концы дуг крепят к палубным
фундаментам, а верх раскрепляют тягами. К вершине дуги подвешен
блок. Второй блок находится в нижней части траловой дуги.
Отключенная от ваера траловая доска висит на стопорной цепочке.
Один конец цепочки соединен с дугой, а другой накинут на утку.
Дуга наклонена так, что ее вершина с блоком находится над
планширом. Ваер из-за борта идет на верхний блок, огибает его,
проходит на нижний и от него идет на лебедку. Суда для бортового
траления имеют две траловые дуги — носовуй) и кормовую. На
многих судах траловые дуги устанавливают с обоих бортов для
поочередной работы с правого и левого бортов.
На судах бортового траления применяют автоматы включения и
выключения траловых досок. Автомат устанавливают на траловых
дугах. С помощью автомята при подъеме трала траловая доска
подвешивается к траловой дуге, а при спуске также автоматически
стравливается в воду.
С блоков траловых досок ваера проходят через систему
направляющих роликов и роульсов (спаренных блоков), которые
монтируют на специальных фундаментах.
В процессе траления ваера необходимо подтянуть к одной точке в
корме судна, иначе судно во время траления не будет слушаться
руля. Для закрепления ваеров у борта судна при тралении (взятия
ваеров на стопор) и отдачи ваеров в конце траления применяют
полуавтоматические стопор-блоки. Ваера в зев стопор-блока
заводят с помощью мессенжера — отрезка стального или
комбинированного троса с гаком на конце. Мессенжер, проведенный
через систему роликов, выбирают турачкой траловой лебедки. Ваера,
подтянутые мессенжером, упираются в откидной блок, он
поворачивается, пропуская ваера внутрь корпуса, и стопорится
защелкой. Для отдачи ваеров со стопора с помощью рукоятки
защелку отводят, и ваера свободно выходят из стопор-блока.
Применение в откидном блоке двух одинаковых
роликов обеспечивает раздельное травление и выборку ваеров без
отдачи их со стопора.
Иногда используют простейший стопор в виде цепи. Один конец цепи
прикреплен к судну, а другой снабжен глаголь-гаком для захвата
ваеров. Ваера к борту судна в этом случае также подтягивают
мессенжером. Работа с таким стопором опасна.
К грузовым устройствам при бортовом тралении относятся грузовые
стрелы, сушилки, джильсоны (рис. 71). Они служат для спуска за
борт и подъема на палубу трала с уловом, траловых досок, для
работы с тралом в аварийных ситуациях.
К носовой дуге крепят оттяжки (вожжи). Они
во время качки судна ограничивают колебания приподнятого мешка с
уловом, удерживая его над палубой. Грузовые устройства
используют также для выполнения различных
погрузочно-разгрузочных работ, не связанных непосредственно с
ловом. Шкентели грузовых устройств выбирают турачками траловой
лебедки.
В последние годы на судах бортового траления стали применять
кабельно-сетные барабаны для намотки кабелей и сетной части
трала. Барабан обычно имеет длину 1 — 1,5 м, диаметр внешних
реборд 1—1,4 м, вместимость 1,0— 2,0 м3. Иногда такие барабаны
разделены на две секции для возможности выборки кабелей и
крыльев трала с разными скоростями.
Барабан располагают у борта судна параллельно диаметральной
плоскости. Иногда последовательно с первым устанавливают второй
барабан для быстрого перехода на запасной трал в случае
повреждения рабочего трала.
Применение кабельно-сетных барабанов при бортовом тралении почти
полностью исключает ручной труд, сокращает время на операции по
спуску-подъему трала, повышает уровень
техники безопасности, позволяет сократить палубную команду на
1—2 человека.
Лов донным тралом при бортовом тралении складывается из
следующих основных процессов: подготовка промыслового
оборудования и орудия лова к работе, спуск трала, траление,
подъем трала и выливка улова.