При донном тралении вертикального положения
доски добиваются также подбором длины ваеров. В зависимости от
размеров судна и трала применяют доски площадью от 1,5—2,0 до 7—
8 м2. Доски взаимозаменяемы.
Перед работой траловые доски регулируют в процессе нескольких
коротких тралений. Рассмотрим особенности регулирования на
примере крыловидных досок. Правильно отрегулированные доски
входят в воду и выходят из нее в вертикальном положении, сразу
же создают необходимую распорную силу, устойчиво идут на
горизонте лова. При крене во внешнюю сторону доски заглубляются
и плохо реагируют на изменение скорости хода. Наоборот, при
крене во внутреннюю сторону доски всплывают и хорошо реагируют
на изменение скорости. В обоих случаях уменьшается распорная
сила досок. Перед началом регулировки дуги и цепи закрепляют в
средних отверстиях, а лапки строго одинаковой длины — в крайних
верхних и крайних нижних положениях. При крене доски во
внутреннюю сторону (доска всплывает) верхнюю лапку закрепляют
ниже. При крене во внешнюю сторону (доска заглубляется) нижнюю
лапку следует закрепить выше. Для увеличения распорной силы
траловых досок дуги или одновременно дуги и кормовые цепочки
закрепляют в отверстиях, расположенных дальше от переднего края
доски.
Разработаны траловые доски с окнами в плоскостях досок. Величину
окон можно регулировать и изменять распорную силу досок
значительнее, чем при изменении угла атаки досок, за счет
перемещения точки крепления ваера. Такие доски перспективны для
работы с одного судна различными тралами (чтобы не иметь
несколько пар досок) и для регулирования параметров устья трала.
Ваера для разноглубинного тралового лова не отличаются от ваеров
для донного тралового лова. Однако из-за отсутствия зацепов они
подвержены меньшим динамическим нагрузкам, и для них можно
принимать несколько меньший коэффициент запаса прочности.
Одна из возможных схем соединения траловых досок с тралом и
ваерами показана на рис. 62. Она в принципе сходна с аналогичной
схемой для донного трала при кормовом тралении.
Представляет интерес норвежский опыт применения разноглубинных
тралов с четырьмя распорными досками. Обычные доски крепятся к
концам крыльев (нижние доски больше верхних) и оттяжками к
ваерам. Благодаря такой системе крепления досок
гидродинамические силы, действующие на каждую пару досок,
уравновешены. Нижние доски выполняют не только распорные
функции, но и роль загрузки. Регулируя длину
шкентеля, соединяющего конец крыла с нижней
доской, можно существенно изменить соотношение между
горизонтальным и вертикальным раскрытием трала. Работают тралом
по бортовой схеме. Простота управления параметрами раскрытия
устья трала — основное достоинство лова тралом с четырьмя
распорными досками.
|