Размеры разноглубинных тралов

  Главная       Учебники - Охота и рыбалка      Устройство орудий лова и технология добычи рыбы

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ РАЗНОГЛУБИННЫХ ТРАЛОВ

 

 

 

Размеры разноглубинных тралов. Основные размеры тралов — горизонтальное и вертикальное раскрытие. На крупных траулерах вертикальное раскрытие канатных тралов достигает 50—60 м, горизонтальное 100—110 м, а площадь устья трала —4000—5000 м2. Некоторые тралы для лова путассу и сельди имеют горизонтальное и вертикальное раскрытие свыше 100 м, площадь устья трала — свыше 15 000 м2, а длину — около 500 м.

При выборе размеров устья трала обычно учитывают ограниченную располагаемую тягу судна. Как правило, принимают такое соотношение между площадью устья трала и скоростью траления, которому соответствует наибольшая производительность лова. Такое соотношение в основном зависит от размеров косяков или скоплений рыб, их плавательной способности, типа светового режима на глубине лова, величины ошибки наведения трала, мощности промыслового судна.

Анализ математической модели разноглубинного тралового лова и данные практики показывают, что при дневном и сумеречном световом режиме на глубине лова скорость траления составляет обычно 90—95% критической скорости, которую способна развивать рыба при выходе из трала. Допустимую при такой скорости траления площадь устья трала приближенно определяют по мощности главного двигателя траулера и относительной затененной площади оболочки трала. Но площадь устья ориентировочно равна произведению горизонтального и вертикального раскрытия трала. Оптимальное вертикальное раскрытие трала приблизительно равно высоте скопления плюс ошибка наведения трала (ошибка наведения разноглубинных тралов по вертикали в среднем составляет 5— 10 м).

По известным значениям площади устья и вертикальному раскрытию трала несложно подсчитать его допустимое горизонтальное раскрытие.
 

 

 

 

Обычно высота скоплений рыбы менее 20—30 м. При облове таких скоплений с крупных судов оптимум производительности соответствует очень большому значению горизонтального раскрытия (100—150 м и более). Однако с такими тралами неудобно работать. В этом случае горизонтальное раскрытие ограничивают 100—110 м, увеличивая иногда за счет этого скорость траления.

Важным резервом повышения эффективности тралового лова является регулирование в процессе лова горизонтального и вертикального раскрытия тралов. Наиболее перспективно такое регулирование на основе разработки автоматизированных систем управления траловым ловом (см. § 95).

Поперечные размеры в других, кроме входного, сечениях трала зависят от размеров устья трала и углов атаки оболочки. Последний неодинаков по длине трала для различных пластей трала и изменяется в основном от 7—8 до 13—15°. Форма поперечных сечений оболочки передней части трала постепенно переходит от овальной к круглой.

С учетом поперечных размеров слипа, условий захода рыбы в мешок трала и т. д. периметр нормального сечения цилиндрической части мешка трала в жгуте на крупнотоннажных траулерах равен 7,0—7,5 м, а на СРТМ кормового траления — 5,5—6,0 м. Длина цилиндрической части мешка зависит от величины уловов. При этом учитывают, что 1 пог. м мешка вмещает 1,6—1,8 т рыбы.

В последние годы наблюдается тенденция к унификации тралов. Один из принципов унификации тралов заключается в том, что для всех крупнотоннажных судов используют одинаковую сетную часть, канатные же части, подобные по форме, различаются размерами. Другой принцип унификации тралов основан на использовании одной конструкции трала на судах различной мощности и для работы на различной скорости. Наконец, возможна унификация тралов для одного типа судна с учетом работы трала каждого типоразмера в различных условиях лова и на промысле различных объектов.

Оснастка верхней и нижней подбор. Верхнюю подбору разноглубинных тралов оснащают шаровыми кухтыля-ми со статической подъемной силой и гидродинамическими подъемными устройствами.

На верхней подборе располагают в основном от 30 до 200 кухтылей. Как правило, кухтыли наиболее плотно размещают в районе гужа. Часто их объединяют в секции в один или несколько рядов, которые обшивают старой делью. Отдельные кухтыли нанизывают на специальный канат или шнур, которые затем бензелями крепят к верхней подборе. Секцию подвязывают к подборе синтетическими шнурами или веревками. Траловые доски обычно идут несколько выше уровня верхней подборы, и вертикальному раскрытию трала способствуют вертикальные составляющие натяжений верхних кабелей. С учетом этого плавучесть кухтылей должна быть ориентировочно равна половине веса передней части трала в воде.

Из гидродинамических подъемных устройств, кроме рассмотренных в § 87 гидродинамических поплавков, верхнюю подбору разноглубинных тралов оснащают мягкими гидродинамическими подъемными устройствами.

Мягкое гидродинамическое подъемное устройство в простейшем случае представляет собой парусиновые полотнища, транспортерную ленту или ленту из синтетического материала шириной 0,4—0,5 м и длиной 1—2 м, которые оснащают поперечными пожилинами с огонами. С помощью огонов подъемное устройство длинной стороной крепится к верхней подборе и фальш подборе, идущей впереди верхней подборы, на расстоянии, несколько большем ширины подъемного устройства. На одном трале в зависимости от его размеров в один или два ряда устанавливают от 3 до 8—10 таких подъемных устройств.

Рассмотренное мягкое подъемное устройство устойчиво работает при углах атаки более 20—25°. При меньших углах йта-ки иногда наблюдается схлопывание подъемного устройства. Этого недостатка лишены мягкие подъемные устройства, которые представляют собой полотнище трапециевидной формы из эластичного в несколько слоев тканевого материала. Вдоль полотнища расположены латкарманы, в которых заложены малогабаритные поплавки для создания статической подъемной силы.

Применение гибких и мягких гидродинамических подъемных устройств вместо кухтылей снижает сопротивление трала и улучшает управление при его переводе с одного горизонта лова на другой.

Нижнюю подбору разноглубинных тралов оснащают грузом— отрезками цепей или стальным канатом. При работе в придонном и донном вариантах нижнюю подбору иногда дополняют мягким грунтропом или фальшподборой. Фальшподбору изготовляют из стального каната и отрезков цепей. Длина фальшподборы примерно равна длине нижней подборы и крепится к ней отрезками каната длиной 1,0—1,5 м. Фальшподбо-ра идет впереди и ниже основной подборы и предохраняет переднюю часть трала от порывов. При работе на хороших грунтах и в пелагическом варианте фальшподбора крепится к нижней подборе вплотную.

Вместо загрузки (или наряду с загрузкой) возможно применение различного рода гидродинамических углубителей. Наиболее совершенные из них представляют собой крыло, ориентированное под углом к потоку и создающее гидродинамическую заглубляющую силу.

В последние годы появились управляемыераспорные средства, служащие для регулирования не только раскрытия трала, но и глубины хода разноглубинного трала, закрытия мешка трала или всего трала по горизонтали перед подъемом его с глубины лова и т. д. В распорных устройствах, предназначенных и для регулирования глубины хода разноглубинного трала, перемещение с одного горизонта на другой достигается дистанционным изменением величины и направления вертикальной составляющей гидродинамической силы. Так, система «Фрегат» позволяет дистанционно управлять глубиной хода трала путем регулирования угла крена траловой доски. Известны распорные доски со створками-элеронами. Управляя с борта судна, можно изменять крен створок и соответственно величину подъемных или углубляющих гидродинамических сил. Это вызывает подъем или опускание трала на некоторую глубину.

В другом траловом распорном устройстве глубину хода трала регулируют изменением направления и скорости вращения ротора. Ротор приводится в движение от электромотора, питание которому подают по специальному кабель-ваеру с борта судна.

При глубоководном траловом лове скорость погружения-подъема трала должна быть возможно большей. Для этого применяют распорно-заглубляющие (распорно-депресси-онные) устройства, у которых величина заглубляющей и распорной силы одного порядка. В одной из таких конструкций распорный узел состоит из двух плоскостей (биплановая система), а заглубляющий — из решетки профилей, расположенных между распорными плоскостями.

Для закрытия трала по горизонтали применяют распорные устройства с позиционным регулированием распорной силы. В таких устройствах по команде с судна после окончания траления можно уменьшить угол атаки траловой доски и соответственно величину распорной силы. Это вызывает закрытие трала по горизонтали, уменьшение гидродинамического сопротивления траловой системы и увеличение скорости подъема трала, препятствует уходу рыбы из трала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..