КОНСТРУКЦИЯ ДОННЫХ
ТРАЛОВ
Ваера. Их используют для буксировки
трала и изготовляют из стального троса. Наиболее часто для этого
применяют круг-лопрядные канаты двойной свивки (тросы) с
линейным касанием проволок между слоями проволок в пряди (ЛК). В
таких канатах меньше контактные напряжения, чем в канатах с
точечным касанием проволок между слоями (ТК). Они лучше
выдерживают высокие динамические нагрузки. В последнее время в
качестве ваеров применяют также трехграннопрядные канаты двойной
свивки. Канаты этого типа благодаря лучшему заполнению
поперечного сечения каната металлом и большей поверхности
соприкосновения с барабанами и блоками (опорной поверхностью)
имеют повышенную прочность и долговечность.
Диаметр ваера выбирают в зависимости от размеров трала и
мощности главного двигателя траулера. В основном он колеблется
от 17 до 28 мм. С учетом динамических нагрузок на ваер и его
износа во время эксплуатации запас прочности ваеров рекомендуют
принимать равным 4—4,2.
Необходимая длина ваеров зависит главным образом от глубины
места лова и скорости траления. Длина ваеров должна быть в 2—7
раз больше глубины лова (меньшие значения соответствуют большим
глубинам). При глубинах лова до 50 м длина ваеров в любом случае
не должна быть меньше 250— 300 м.
Для определения длины вытравленного конца ваера и контроля за
равномерностью травления обоих ваеров их разбивают марками на
участки по 50 м. На ходовых концах ваеров делают огоны для
удобства подключения траловых досок.
В процессе работы ваера могут вытягиваться неравномерно. Чтобы
вытравленные ваера имели одинаковую длину, их регулярно
промеряют.
Конструкция бимтралов. Бимтралы имеют ограниченное
применение на мелких судах при лове в прибрежных водах. Их
основное преимущество — меньшее сопротивление из-за отсутствия
траловых досок, а иногда и применения одноваерной схемы тяги
трала.
Наиболее совершенны конструкции японских бимтралов (рис. 58). В
таких тралах горизонтальное раскрытие создают не деревянным
брусом, а двумя легкими бамбуковыми шестами длиной 3—4 м,
соединенными пластмассовыми муфтами. Вертикальное раскрытие
обеспечивается не тяжелыми салазками, а клячовками, поплавками и
грузилами.
Для буксировки бимтралов применяют
одноваерную или двухваерную схему. По одно-ваерной схеме
работают одним тралом или двумя (сдвоенными) тралами. По
двухва-ерной схеме работают одним тралом, двумя тралами (по
одному на каждом ваере) и четырьмя тралами (сдвоенными на каждом
ваере).
Рис. 58. Конструкция бимтрала:
1 — клячовка; 2— плав; 3— сетная часть;
4 — упрочняющая вставка на ннжней пла-стн; 5 — грунтроп; 6 —
клячовочиый груз;
7 — вертлюг; 8 — кабель; 9 — груз ваерный; 10 — ваер; 11 —
бамбуковый бим; 12 — соединительная муфта пластмассовая
|