При получении штормового предупреждения или обнаружении признаков
приближения шторма судно должно быть подготовлено к плаванию в штормовых
условиях.
Плавание в штормовую погоду осложняется тем, что судно не всегда может
следовать по ранее выбранному маршруту, а вынуждено удерживаться на
курсах, при которых влияние штормовых условии сказывается в меньшей
степени.
Если судно следует в открытое море через район, недостаточно защищенный
от волнения, и есть сомнение в благополучном преодолении штормовой зоны,
капитан должен определить, продолжать рейс или переждать шторм под
защитой берегов. Судам с избыточной остойчивость необходимо избегать
штормо-вания. До плавания в штормовых условиях, если это целесообразно,
устраняются свободные поверхности в танках.
При плавании судна в штормовых условиях возникают явления, ухудшающие
мореходность судна и затрудняющие управление им. К таким явлениям
относятся резонансная бортовая качка, слеминг, заливаемость главной
палубы, снижение остойчивости и потеря управляемости на попутной волне,
разгон гребного винта.
Наибольших размахов бортовая качка достигает в резонансной зоне, т.е.
при таком сочетании курса и скорости, когда отношение периодов свободных
и вынужденных колебаний судна составляет 0,7-1,3 (основной резонанс).
Отмечены случаи параметрического резонанса бортовой качки, когда
указанное отношение достигает 1,9-2,1. Наиболее сильная качка в этом
режиме наблюдается на волнах мертвой зыби. Выходить из такого положения
предпочтительнее путем изменения скорости судна.
Выбор безопасного сочетания курса и скорости рекомендуется производить с
использованием универсальной диаграммой качки Ю.В.Ремеза. Диаграмма
построена для больших глубин моря и рекомендуется к использованию при
условии, когда глубина больше четверти длины волны. При меньших глубинах
рекомендуется пользоваться более сложной диаграммой (РД 31.00.57.1-88)
для предельных глубин. Следует иметь в виду, что обе эти диаграммы
построены применительно к основному резонансу и справедливы при
сравнительно регулярном волнении.
Во время сильного и продолжительного шторма в океане образуются ветровые
волны и зыбь различных направлений. При штор-мовании в таких условиях
рекомендуется снизить скорость и следовать курсом против генерального
направления волнения или групп наиболее крупных волн.
При плавании судна под острым курсовым углом к волнению в условиях
интенсивной килевой качки возникают такие неблагоприятные для
безопасности плавания судна и сохранности груза явления, как ударные
гидродинамические нагрузки на днище корпуса судна - ’’днищевой слеминг”,
в развал носа -’’бортовой слеминг”, заливание палубы, оголение и разгон
гребного винта. Интенсивность этих явлений существенно зависит от высоты
волн, скорости судна и его посадки (осадок носом и кормой и дифферента).
Наихудшие условия наблюдаются в области резонанса продольной (т.е.
совместной килевой и вертикальной) качки, который имеет место при
равенстве величин периода свободных килевых колебаний судна и среднего
кажущегося периода волнения. На практике при плавании транспортных судов
на волнении эти условия возникают, когда величина средней длины волн
близка к длине судна.
Чтобы на встречном волнении избежать слеминга или заливания палубы,
нужно снизить скорость судна. Изменение курса в данном случае мало
эффективно. Для оценки степени снижения
скорости в зависимости от высоты волн, курсового
угла волнения и условий посадки рекомендуется пользоваться специальными
штормовыми диаграммами, которые разрабатываются для судов каждой
конкретной серии.
В тех случаях, когда продолжении рейса в штромовых условиях становится
опасным для людей и судна, применяется способ штормования. Наиболее
распространенным является штормо-вание на острых носовых курсовых углах,
поскольку судно в этом случае лучше управляется, более устойчиво на
курсе, сохраняет остойчивость, имеет меньший размах бортовой качки.
Вместе с тем, если скорость не будет снижена, удары волн о корпус и
заливание палубы могут достичь максимальной силы.
При штормовании против волны наиболее безопасной является минимальная
скорость, при которой судно еще слушается руля. Если при этом судно
испытывает значительные заливаемостъ, удары волн о днище и корпус,
рекомендуется изменить курс судна. Крупнотоннажным судам, у которых в
силу неравномерной загрузки изгибающие моменты, действующие на корпус,
близки к предельно допустимым, рекомендуется штормо-вание на курсовых
углах волнения более 35-45.
Штормовать на кормовых курсовых углах могут суда с достаточной
остойчивостью, удовлетворяющей диаграммам безопасных скоростей и
курсовых углов к волнению при штормовом плавании на попутном волнении,
предусмотренным в дополнении к информации об остойчивости и прочности
грузовых судов. При этом периоды качки несколько увеличиваются, судно не
испытывает ударов волн, его скорость может приближаться к
эксплуатационной, на палубу попадает меньше воды. Однако на попутном
волнении снижается устойчивость судна на курсе, оно хуже слушается руля,
возрастает рыскливость, попытки удержать судно точно на курсе обычно
бывают бесполезными и только приводят к усиленной работе рулевой машины.
В этом случае ручное управление рулем предпочтительнее автоматического.
Опасно штормовать на попутном волнении судам с
малым надводным бортом или имеющим большие свободные поверхности жидких
грузов, а также при возможности смещения груза. Недопустимо выходить на
курс по волне судам, у которых началось смещение груза, появился
статический крен или дифферент на нос.
Во время поворота в условиях шторма качка судна может стать особенно
резкой, при выполнении поворота наиболее опасным является положение
судна лагом к волне, когда кренящий момент от давления ветра достигает
максимума, а режим качки близок к резонансному.
Поворот в условиях шторма рекомендуется выполнять после определения
направления ветра и волнения, реакции судна на ветер, характера волнения
(средний период и длина волн, периодичность более крупных волн),
диапазонов курсов и скоростей, при которых наблюдается усиленная качка.
Изменение курса с попутного или на попутный к волне следует выполнять
таким образом, чтобы в интервале курсовых углов волнения 180-45° поворот
осуществлялся плавно с небольшим динамическим креном. При этом скорость
судна должна быть такой, чтобы после поворота оно не оказалось в
положении статической постановки на волну или в условиях основного или
параметрического резонансов бортовой качки.
При двухмерном регулярном волнении поворот рассчитывают так, чтобы судно
прошло резонансную зону бортовой качки при курсовом угле волнения 90° на
относительно спокойном волнении с максимальной скоростью поворота. При
сильном нерегулярном волнении поворот выполняют с таким расчетом, чтобы
судно проходило лагом к волне в период, когда волны меньше.
При плавании против волны и совпадении направления бега волн с
направлением ветра поворот совершают как влево, так и вправо,
предварительно позволив судну несколько увалитъся под ветер и уменьшив
ход до минимально возможного. Если направление ветра не совпадает с
направлением бега волн, до начала выполнения поворота нужно привестись к
ветру. В обоих случаях поворот следует начинать, переложив руль на борт
и дав полный ход, в момент, когда корма окажется на обратном склоне
последней из серии наиболее крупных волн.