ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

  Главная      Учебники - Медицина     Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста (Бисярина В. П.) – 1981 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 

ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

 

Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста раз­виты слабо; они составляют около 25 % массы его тела, тогда как у взрослого — не менее 40—43 % •

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный то­нус мышц, так называемая физиологическая гипертензия, ко­торая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми ру­ками и ногами. Постепенно эта гипертензия исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная спо­собность появляется сначала у мышц шеи и туловища, а потом уже у мышц конечностей. Мышечная сила постепенно нараста­ет. Особенно интенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, происходит нарастание силы и точности движений. Мальчики обычно отличаются лучшим мышечным тонусом, чем девочки. Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20—23 годам.

При обследовании детей обращают внимание на силу и то­нус мышц. Сила мышц у детей грудного возраста измеряется лишь приблизительно путем определения того усилия, которое необходимо для противодействия тому или другому движению ребенка; у детей старшего возраста сила мышц измеряется, так же как и у взрослых, с помощью динамометра.

О тонусе мышц судят, во-первых, по степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, и, во-вторых, по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь. В нор­ме развитие и тонус мышц в симметричных местах одинаковы.

При нормальном развитии ребенка двигательные навыки у него образуются последовательно. Новорожденный ребенок бес­помощен, он не может самостоятельно изменить положение те-

86

ла, не держит головку. Развитие статических и локомоторных функций происходит постепенно. Оно характеризуется следую­щими основными данными. В 1—2 мес ребенок должен удер­живать голову в вертикальном положении, в 3—ЗУз мес — при поддержке подмышки упираться ногами, в 6 мес — самостоя­тельно сидеть и поворачиваться со спины на живот и обратно, в 7—8 мес ползать, в 10 мес—стоять без опоры, в 12 мес— делать первые самостоятельные шаги.

Всякая задержка в развитии и появлении двигательных на­выков у ребенка 1-го года жизни должна внушать тревогу в отношении заболевания центральной нервной системы.

Для своевременного развития движений следует почти с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими.

В развитии движений весьма существенное значение имеют игровые процессы. Все время бодрствования, за исключением еды и проведения туалета, здоровый ребенок проводит в раз­нообразных играх, занятиях, характер которых изменяется с возрастом.

Для своевременного развития статических и двигательных функций у ребенка 1-го года жизни большое значение имеют также массаж и гимнастика, проведение которых следует на­чинать у здоровых детей с Г/2—2 мес жизни и осуществлять ежедневно в определенные часы бодрствования ребенка, за 20—30 мин до или через 30—40 мин после еды. Массаж и гим­настику проводят в хорошо проветренном помещении при тем­пературе воздуха не ниже 20 °С, а в летнее время—на откры­том воздухе в тени при отсутствии ветра при температуре 22 °С. Занятия проводят с обнаженным ребенком на столе, покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой. При про­ведении массажа руки должны быть чистыми и сухими. Мас­саж и гимнастические упражнения следует проводить осторож­но, мягко, без усилий и медленно. Во время занятий у ребенка необходимо поддерживать хорошее настроение. При плаче и беспокойстве ребенка занятия начинать не следует.

Проведение гимнастики и массажа не исключает необходи­мости в представлении ребенку возможности удовлетворять свойственную его возрасту потребность в движениях.

 

 

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Верхние дыхательные пути у грудного ребенка имеют неко­торые особенности. Нос меньше, короче, иной конфигурации по сравнению с более старшими детьми и взрослыми. Нижний но­совой ход отсутствует. Слизистая оболочка носа нежная, бога­та кровеносными сосудами, поэтому незначительная ее гипере­мия, например при насморке, приводит к закупорке носовых


 ходов, затруднению сосания, вызывая иногда одышку у груд­ных детей. Пещеристая ткань подслизистой оболочки у груд­ных детей развита слабо, чем и объясняется редкость или от­сутствие у них носовых кровотечений.

Добавочные полости — решетчатая пазуха и гайморова по­лость—у грудных детей развиты слабо, а лобная и основная пазухи вообще отсутствуют. После 1-го года жизни эти полости постепенно увеличиваются и развиваются.

Глотка сравнительно узкая. Слуховая труба короткая и ши­рокая. У грудных детей ее отверстие находится ниже и ближе к хоанам, чем у старших детей и взрослых. Вследствие этого инфицированный секрет легко попадает из носоглотки в слухо­вую трубу, что служит одной из причин частого воспаления среднего уха.. у детей.

Гортань в грудном возрасте воронкообразной формы и от­носительно длиннее, чем у детей старшего возраста. Хрящи ее нежные и податливые. Голосовая щель узкая. Все эти ана-томо-гистологические особенности обусловливают легкое раз­витие стеноза гортани у детей грудного возраста даже при не­большом воспалительном процессе в гортани.

Трахея в течение 1-х месяцев жизни имеет почти воронкооб­разную форму и узкий просвет. Хрящи ее мягкие и податливые. Трахея фиксирована слабо. Слизистая оболочка нежная, обиль­но снабжена кровеносными сосудами, число слизистых желез небольшое, чем и объясняется ее сухость. Указанные особенно­сти трахеи благоприятствуют развитию воспалительных про­цессов в ней и наступлению стеноза.

Бронхи узкие, хрящи их мягкие и податливые. Правый бронх занимает почти вертикальное положение, служит как бы продолжением трахеи, он значительно шире левого, поэтому инородные тела (пуговицы, орехи, семечки и др.) чаще обнару­живаются именно в этом бронхе; левый бронх отходит от тра­хеи под углом. Слизистая оболочка бронхов сухая вследствие недостаточного количества слизистых желез, но богата крове­носными сосудами, что обусловливает легкое возникновение воспалительных процессов и стенотических явлений.

Легкие находятся в постоянном развитии в течение всего детства — происходит увеличение их объема и дифференциро­вание легочной ткани. В раннем возрасте легкие богаты сое­динительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосуда­ми, капилляры и лимфатические щели широкие, эластическая ткань, особенно в окружности альвеол, развита слабо. Вслед­ствие этого у детей в легких легче развиваются застои, ателек­тазы, эмфизема, создаются условия, благоприятствующие раз­витию воспалительных процессов.

Дыхательная поверхность легких у детей относительно боль­ше, чем у взрослых. В единицу времени через легкие ребенка проходит больше крови, чем у взрослого.

88

Плевра в грудном возрасте-тонкая, плевральная полость легко растяжима. Скопление жидкости в полости плевры легко вызывает смещение органов средостения, в частности сердца и нижней полой вены.

Диафрагма у грудного ребенка расположена относительно выше, чем у взрослого. В раннем детском возрасте сокраще­ния диафрагмы слабые. Все условия, затрудняющие движение диафрагмы (метеоризм, увеличение печени), ухудшают венти­ляцию легких. Дыхательная мускулатура у детей раннего воз­раста развита слабо.

Описанные анатомические особенности органов дыхания и грудной клетки обусловливают и некоторые особенности физио­логии дыхания у грудного ребенка. Первой и основной особен­ностью является поверхностный характер дыхания, т. е. не­большая глубина. По сравнению со взрослыми глубина дыха­ния у детей раннего возраста в 8—10 раз меньше.

Вторая особенность — большая частота дыхания. У ново­рожденного может быть 50—60 дыханий в минуту, что явилось основанием обозначить это состояние как физиологическую одышку. С возрастом частота дыхания постепенно уменьшается.

Возраст детей, годы

Частота дыханий в минуту

Возраст детей, годы

Частота дыхания в минуту

Новорожденный 1—12 мес 1—3 года

4—(э лет

40—60 35—48 28—35 24—26

7—9 лет 10—12 » 13—15 г

21—23 18—20 17—18 •

 

Большая частота дыхательных движений у детей раннего возраста в известной мере компенсирует поверхностный харак­тер дыхания, однако при частом и поверхностном дыхании не­достаточно полно используется кислород и хуже выделяется из организма углекислый газ.

Третьей особенностью дыхания в первые 2 нед жизни детей является аритмия дыхания, т. е. неправильное чередование пауз между вдохом и выдохом. Под влиянием различных внешних раздражителей ритм дыхания очень легко нарушается. Во вре­мя сна дыхание более равномерное.

Четвертая особенность дыхания у детей — определенная за­висимость его от возраста и пола: новорожденный ребенок ды­шит при слабом участии грудной мускулатуры, а. ребенок груд­ного возраста имеет груднобрюшной тип дыхания с преоблада­нием диафрагмального. В начале 2-го года дыхание становится смешанным и наблюдается диафрагмально-грудное дыхание, причем у одних детей преобладает первый тип дыхания, а у других — второй. В возрасте 3—4 лет грудное дыхание начина­ет преобладать над диафрагмальным. Разница в дыхании в зависимости от пола выявляется к 7—14-летнему возрасту. В препубертатный период и во время полового созревания

• 89


 

Рис, 19, Определение жизненной емкости легких.

дыхание у мальчиков брюш­ное, у девочек — грудное.

Кашлевой рефлекс у де­тей первых месяцев жизни выражен слабо.

В связи с перечисленны­ми  анатомо-физиологичес-кими особенностями орга­низм ребенка первых лет, особенно в грудном возра­сте, находится в менее бла­гоприятных условиях в от­ношении дыхания по срав­нению с более старшими детьми и взрослыми.

Для исследования функ­ции дыхания применяют простые клинические и бо­лее сложные клинико-лабо-раторные методы, требую­щие наличия специальной аппаратуры. К простым кли­ническим методам относят­ся: 1) исследование частоты

дыхания в покое и при физической нагрузке; 2) определение размеров грудной клетки и ее подвижности в различные фазы дыхания (вдох, выдох, в покое); 3) определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) —спирометрия.

При спирометрии определяют максимальное количество воз­духа, выдыхаемого в трубку спирометра после максимального вдоха, иными словами, определяется ЖЕЛ (рис. 19). Определе­ние ЖЕЛ обычно возможно у детей начиная с 5—6 лет.

Приведем данные о ЖЕЛ (по В. И. Молчанову).

Возраст детей.    ЖЕЛ, мл годы

3—4  400—500

5—7  800—1000

8-10   1350

14      1800

15      2500

Взрослые   3000—5000

У детей раннего возраста исследование органов дыхания ограничивается определением частоты дыхания и, главное, кли­ническими наблюдениями. Частоту дыхания у детей подсчиты­вают, положив руку на грудь или живот.

У детей первых месяцев можно производить подсчет дыха­ния через фонендоскоп, приблизив его к носу ребенка. Следует

90

помнить, что учащение дыхания у ребенка возникает легко при физическом напряжении, волнении, крике, плаче не говоря уже о заболеваниях.

 

 

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

 

Сердце и сосуды у детей значительно отличаются от сер­дечно-сосудистой системы взрослых. После рождения особенно резко изменяется функциональное состояние органов кровооб­ращения.

Сердце у новорожденного относительно велико, оно весит 20—25 г, что составляет 0,8 % по отношению к общей массе тела. Нарастание массы сердца в течение всего периода детства идет неравномерно. Наиболее энергично сердце растет в первые 2 года жизни. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова значительно усиливается в препубертатном и начале пубертатного периода.

Рост сердца у детей идет во всех направлениях, но нерав­номерно, т. е. больше и быстрее всего в длину, затем в ширину и толщину. Более энергично увеличивается масса и полость ле­вого желудочка.

Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорож­денных и детей первых Г/2—2 лет жизни сердце расположено поперечно и более высоко. После 2 лет сердце начинает при­обретать косое положение. Это обусловлено следующими фак­торами: переходом ребенка в вертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы и др.

Форма сердца в грудном и раннем возрасте может быть овальная, конусообразная, шаровидная. После 6 лет сердце ребенка приобретает формы, свойственные взрослым, чаще все­го удлиненного овала. Необходимо учитывать, что форма и по­ложение сердца зависят не только от возраста, но и от инди­видуальных различий.

За период детства значительные изменения претерпевает и внутреннее строение сердца, в частности дифференцируется ги-стоструктура сердечной мышцы, эндокарда и нервной ткани сердца.

Артерии у детей относительно широки и развиты лучше, чем вены. Отношение просвета артерий к просвету вен в детском возрасте составляет 1 : 1, тогда как у взрослых— 1 : 2. Хорошо развита у детей и капиллярная сеть. С возрастом сосуды про­должают расти, причем особенно интенсивно в течение 1-го го­да жизни. Развитие сосудов завершается в основном к середине школьного возраста — 12 годам.

Из больших сосудов легочный ствол у детей в возрасте до 10 лет шире аорты, затем просвет их уравнивается, а в период

91


 полового созревания аорта превосходит легочный ствол по ши­рине. .                    ','"'

Следовательно, сердечно-сосудистая система у детей харак­теризуется относительно большей массой сердца, большей ши­риной отверстий и более .широким просветом сосудов по срав­нению со взрослыми.

У детей имеются отличительные особенности в функциях сердечно-сосудистой системы.

Пульс у детей более частый, чем у взрослых, причем часто­та пульса тем выше, чем моложе ребенок. Необходимо пом­нить, что частота пульса подвержена большим индивидуальным колебаниям. Пульс у детей отличается большой лабильностью и легко учащается под воздействием самых разнообразных фак­торов — изменения положения тела, физических напряжений, крика, плача и др.

Приводим данные о частоте сердечных сокращений (ЧСС) у детей в зависимости от возраста

Возраст детей,

ЧСС в минуту

годы

 

 

Новорожденный До 1 .года

125—160 110—130

» 2 лет

100—120

» 3 »

100—110

» 4— 5 »

80—100

» 6— 7 »

70—100

» 8—12 »

75—85

Старше 12 »

65—70

 

Истинная частота пульса определяется в состоянии покоя. Для маленьких детей таким состоянием является сон. Опреде­лять частоту пульса у маленького ребенка можно не только в области лучезапястной артерии, но и в области не закрытого еще большого родничка, а также на сонной и бедренной арте­рии.

Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых. У но­ворожденного максимальное давление составляет в среднем 70—74 мм рт. ст. и к 1-му году жизни оно становится равным 80—85 мм. Минимальное давление составляет обычно 2 или '/2 максимального давления. В последующем уровень артери­ального давления нарастает неравномерно. Особенно значи­тельно артериальное давление увеличивается в первые 2 года жизни, в дошкольном возрасте темпы его замедляются и воз­растают вновь в период полового созревания. После 1 года максимальное артериальное давление ориентировочно опреде­ляют по формуле Молчанова: 80+(2-п), где n—количество лет ребенка.

Артериальное давление у детей также отличается большой лабильностью. При горизонтальном положении ребенка, осо­бенно во время сна, оно понижается, физическая нагрузка и

92

психическое напряжение вызывают его повышение. У детей с пороками развития сердца или с подозрением на них не­обходимо измерять артериальное давление на руках и ногах.

Кровообращение у новорожденных осуществляется почти вдвое быстрее, чем у взрослых. Один кругооборот крови про­исходит у новорожденных за 12 с, у ребенка 3 лет—за 15 с, у взрослого — за 22 с.

Анатомо-физиологические особенности аппарата кровооб­ращения обусловливают иные границы относительной тупости сердца у детей различных возрастов. У детей до 2 лет верхняя граница определяется на II ребре, левая—на 1,5—2 см кна­ружи от сосковой линии, правая — по правой парастернальной линии, у детей от 2 до 7 лет — соответственно во втором меж-реберье, 1—1,5 см кнаружи от сосковой линии, немного кнутри от парастернальной линии, у детей 7—12 лет—на III ребре, сосковой линии, ближе к правому краю грудины. Толчок сердца у детей до 2 лет находится в четвертом, а у детей старше 2 лет—в пятом межреберье. Тоны сердца ясные, но с меньшей отчетливостью между I и II тоном.

Нередко у подростков в период полового созревания наб­людаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы,  получившие  обобщенное  название  «юношеское сердце».

Основное значение в возникновении нарушений системы кро­вообращения в период полового созревания имеет воздействие желез внутренней секреции. В этом возрасте усиливаются функ­ции половых желез, что вызывает перестройку гормонального аппарата организма.

Подростки с сердечно-сосудистыми нарушениями жалуются на сердцебиения, одышку, повышенную утомляемость, потли­вость, неприятные ощущения в области сердца, иногда у них отмечается склонность к обморочным состояниям.

Перкуторные границы сердца обычно нормальные. При. аускультации выслушиваются нормальные тоны, у многих под­ростков на верхушке или на легочной артерии определяется функциональный систолический шум. Пульс и артериаль­ное давление у таких подростков отличаются неустойчи­востью,  изменчивостью.  Чаще наблюдается тахикардия;

артериальное давление может быть повышенным или пони­женным.

Все эти нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы ' пубертатный период являются переходной фазой на пути к полному завершению развития сердца и носят обратимый ха­рактер.

При наличии изменений, свойственных юношескому сердцу, необходимо обратить внимание на правильно организованный режим дня, рациональное питание, обогащенное витаминами,

93


 условия обучения или работы. Всякое чрезмерное физическое напряжение противопоказано. Не рекомендуются напряженные занятия спортом, особенно боксом, тяжелой атлетикой и др. Учебу и обычную работу следует продолжать. Большое значе­ние имеет применение лечебной физкультуры, а также различ­ных спортивных упражнений в дозированной форме (лыжи, коньки, плавание, гребля и др.).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..