ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ ЛЕБЕДОК СПАСАТЕЛЬНЫХ ЛЕСТНИЦ и АВАРИЙНЫХ ПРИВОДОВ К НИМ ПРИ ПРОХОДКЕ СТВОЛОВ ШАХТ (1960 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ ЛЕБЕДОК СПАСАТЕЛЬНЫХ ЛЕСТНИЦ и АВАРИЙНЫХ ПРИВОДОВ К НИМ ПРИ ПРОХОДКЕ СТВОЛОВ ШАХТ (1960 год)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЛАНОВАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ УССР
УКРАИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ ШАХТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА УкрНИИОЫШС
УТВЕРЖДАЮ

Заы.председателя Госгортехнадзора УССР

Н.ТИТОВ 9 июня I960 года
ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ВЫБОРУ ЛЕБЕДОК СПАСАТЕЛЬНЫХ ЛЕСТНИЦ И АВАРИЙНЫХ ПРИВОДОВ К НИМ ПРИ ПРОХОДКЕ СТВОЛОВ ШАХТ
Харьков-1960

 

В соответствии с § 59 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, выпущенных Углетехиздатом в 1958 году, при проходке вертикальных стволов шахт лебедки, служащие для подвески аварийно-спасательных лестниц, должны иметь механические приводы с источником питания, независимым от общей силовой сети. Этим требованиям удовлетворяют передвижные электростанции типа ЙЭС-30 и ЖЭС-60, двигатели внутреннего сгорания, двигатели постоянного тока с питанием от аккумуляторных батарей и некоторые другие устройства.

В Правилах безопасности в угольных и сланцевых шахтах, выпущенных до 1958 года, требования об устройстве аварийных приводов лебедок спасательных лестниц, независимых от общей силовой сети, отсутствовали. В связи с этим многочисленные проходки стволов шахт, заложенные до выхода в свет новых Правил безопасности, не имеют такого привода для аварийно-спасательных лестниц и оснастить ими эти проходки не представляется возможным ввиду отсутствия необходимого оборудования.

Основное назначение спасательных лестниц- извлечение людей из забоя ствола при внезапном прекращении подачи электроэнергии, т.е. когда на шахте не работает ни вентиляция,ни водоотлив.

В этих условиях продолжительность подъема людей не должна превышать времени эффективного действия самоспасателей, служащих для поддержания дыхания людей в условиях атмосферы, непригодной для их дыхания.

Продолжительность эффективного действия самоспасателей и максимально допустимое время, затрачиваемое на извлечение людей из шахты, приведены в табл. I.

Таблица. I

 

Тип самоспасателя

 

СК-2М

СК-3

ШС-5

Продолжительность эффективного действия, мин

60

150

240

 

 

Для навески спасательных лестниц применяются лебедки типов ЛПК-1,2/200, ЛПК-4/500 и ЛПК-4Д000, а на ранее оснащенных проходках установлены лебедки типа ЛПК-5/350, Зная скорость подъёма лестницы ручным приводом этих лебедок и, условно принимая, что спасательная лестница в момент отключения электроэнергии находится на расстоянии 20 м от забоя, можно определить максимальную глубину ствола шахты, при которой безопасность людей обеспечивается применением ручного привода (табл. 2).


Спасательная лестница состоит из отдельных секций, количество которых выбирается в зависимости от числа людей, работающих в забое, так как все они должны быть подняты за один рейс.

Концевая нагрузка на канат при применении секционной лестницы типа ЛС-I представлена в табл. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

При применении лебедок типа ЛП-1,2/200 возле доски, на которой отмечается количество человек, находящихся в стволе, долина быть установлена табличка с надписью "Опускать в ствол Долее 10 человек воспрещается?”. Стволовые должны быть соответствующим образом проинструктированы.

При глубине ствола до 350 и и наличии в забое ствола до 36 рабочих можно применять лебедку типа ЛП-5/350 (следует отметить, что лебедки такого типа в настоящее время промышленностью яс выпускаются, но наличие их в парке машинно-прокатных баз позволяет говорить о возможности их применения). В этих условиях ручной привод лебедок обеспечат безопасный подъем людей из забоя ствола (без применения аварийного привода), но лишь при условии, если средства защиты органов дыхания (самоспаеатели) выбраны в соответствии с табл. 2.

Если лебедки типов ЛПК-1,2/200 и ЛП-5/350 заданным условиям не удовлетворяют, следует устанавливать лебедки типов ЛПК-4 /500 или ЛПК-4/1000. Ручной привод этих лебедок, ввиду очень малой скорости подъема (см. табл. 2), не может обеспечить подъем людей в безопасное время. Поэтому устройство аварийного привода, независимого! общей силовой сети, в этом случае является обязательным.

Из аварийных приводов наиболее подходящими следует считать передвижные электростанции типов 2ЭС-30, ПЭС-30 и ЮС-60, которые должны устанавливаться возле стволов в закрытом отапливаемом помещении и обслуживаться в соответствии с пп. 6,7,8,9 и 10 "Инструкции по оборудованию и эксплуатации аварийно-спасательной автомашины” (см. приложение I к настоящему руководству).

По предложению комбината "Сталиншахтострой", одобренному Госгортехнадзором УССР, в качестве аварийного привода лебедок спасательных лестниц в некоторых случаях рационально использовать передвижные электростанции типа ЕЭС-60, установленные на шасси автомашины ЗИЛ-151. Эти машины должны находиться в ведении военизированных горно-спасательных частей (ВГСЧ) и обслуживать группу стволов шахт, и в случае прекращения электроснабжения стволов, выезжать по их вызовам. Для быстрого подключения кабеля автомашина и все обслуживаемые ею лебедки спасательных лестниц должны быть оборудованы штепсельными муфтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

притоках воды в забой свыше 20 м3/час для быстрого удаления людей из забоя на полок следует предусматривать дополнительные средства.

Аварийно-спасательная автомашина не во всех случаях монет обеспечить своевременный подъем людей. На каждую шахту-ново-стройку, как правило, проложены по две линии электропередачи от районной подстанции. Поэтому вероятной причиной прекращения подачи электроэнергии к стволу может быть авария на подстанции или стихийное бедствие, при котором выйдут из строя обе линии электропередач. В таких случаях в аварийном состоянии могут оказаться одновременно несколько проходок стволов шахт-новостроек и одна аварийная автомашина не сможет обеспечить своевременный подъем людей из всех стволов. Это обстоятельство следует учитывать при организации работа аварийно-спасательных машин.

"Временное руководство по выбору лебедок спасательных лестниц и аварийных приводов к ним при проходке стволов шахт" составлено на период оснащения всех лебедок аварийно-спасательных лестниц индивидуальным аварийным приводом, простым по устройству и не требующим постоянного квалифицированного ухода.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Стр.

1. Инструкция по оборудованию и эксплуатации аварийно-

спасательной автомашины..............15

2. Инструкция по эксплуатации лебедок аварийно-спасательных лестниц..................................19

3. Техническая характеристика лебедок типа ЛПК-1,2/200 21

4. Техническая характеристика лебедок типов ЛПК-4/500

и ЛПК-4Д000 .....................

5. Техническая характеристика лебедок типа ЛПК-5/350

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

 

 

б) испытать электростанцию под нагрузкой. При искрении щеток на коллекторе возбудителя или ыа кольцах зачистить их.

в) обкатать электростанцию под нагрузкой в течение 10-15 минут.

10. Периодические технические уходы К 1,2 и 3 за электростанцией должны производиться в соответствии с заводской инструкцией ж учётом рабом электростанции под нагрузкой.

11. Ответственный за работу аварийно-спасательной автомашины должен иметь следующую техническую документацию:

а) карту обслуживаемого района с нанесенными на ней проходками стволов и подъездами к ним;

б) календарный график проходки всех стволов шахт, составленным по прилагаемой ниже форме (стр. *7 ).

12. При установке электростанции ЖЭС-60 у ствола шахты в качестве индивидуального аварийного привода лебедок аварийно-спасательных лестниц выполнение пп. 6, 7, 8, 9 и 10 данной инструкции обязательно.

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ЛЕСТНИЦ

1. Лебедка аварийно-спасательной лестницы перед установкой должна подвергаться тщательному осмотру механиком проходки, а после установки - опробование.

2. Не допускается применение лебедок, не имеющих заводских паспортов.

3. Машинисты подъемных машин, которые будут управлять лебедками в аварийных случаях, должны пройти специальный инструктаж для ознакомления с устройством и управлением лебедками аварийно-спасательных лестниц, сдать экзамены и получить удостоверение на право управления лебедками.

На лебедка со штурвальным ручным приводом предохранительного тормоза ход тормозного винта должен быть отрегулирован так, чтобы торможение его осуществлялось за один - два оборота штурвала. На штурвале краской должна быть нанесена стрелка, указывающая направление вращения его при торможении.

5. При подъеме аварийно-спасательной лестницы стопор не должен отводиться от храпового колеса. Об этой должны свидетельствовать щелчки при вращении барабана.

6. Вес груза предохранительного тормоза должен соответствовать заводскому паспорту лебедки.

7. На редукторах лебедок должен быть обозначен уровень масла, которое должно соответствовать данным, указанным в паспорте лебедки.

8. Каждая лебедка аварийно-спасательной лестницы приказом начальника строительного управления должна быть закреплена за определенным лицом, на которое возлагается техническое обслуживание и ответственность за исправное состояние лебедки.

 

Лебёдка типа ЛПК-1,2/200

Лебёдка типа ЛПК-1,2/200

Лебёдки типа ЛПК-4/500 и ЛПК-4/1000

Лебёдки типа ЛПК-4/500 и ЛПК-4/1000

 

Лебёдка типа ЛП 5/350 

 

 

Лебёдка типа ЛП 5/350

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////