Одежда стиля «фантази»

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ОДЕЖДЕ

 

 

Одежда стиля «фантази»

 

 

Одежда стиля «фантази» отличается большим разнообразием и декоративностью самих форм и деталей, сложным покроем, нарядностью отделки (кружево, вышивка, меха). Членение форм может быть необычным, а также асимметричным. Композиционное решение линий, деталей в основном дается декоративно, «образно», конструктивные линии не подчеркиваются.

Следует отметить, что к названным видам стилевого решения одежды можно отнести и многие «образные» стилистические формы, получившие собственные названия. Это, например, «Марин», «Космос», «Окраина», «Освобождение», «Восток» и др. Стиль «Марин» (морской) можно отнести к спортивному стилю, стиль «Освобождение» (мотивы костюма 1945 г., военной формы союзников) отвечает требованиям спортивного и классического стиля, стиль «Окраина» соответствует стилю «фантази», «Космос» — спортивно-фантазийному стилю.

Выбор того или иного стилевого решения моделей одежды при их проектировании зависит от вида и назначения одежды. Но художник вправе давать и свои предложения. Например, для женской нарядной одежды можно
использовать как классический стиль, так и стиль «фантази», для одежды повседневного назначения — спортивный и классический стиль, для рабочей одежды — спортивный стиль и т. д.

Основное назначение стилевой разработки форм одежды заключается в создании художественной связи нескольких изделий, носимых в комплекте.

4. Художественная система «комплект» имеет наиболее широкое распространение в моделировании одежды. Комплекты костюма специально разрабатываются для промышленности.

Комплект (в переводе с латинского означает «полный») — это полный набор одежды и предметов, дополняющих ее и составляющих вместе с ней костюм, отвечающий определенному, конкретному назначению. Одежда и предметы в комплекте связаны между собой единством художественного решения формы. Так, по отношению к одежде говорят: дорожный комплект, комплект для службы, спортивный комплект, комплект для пляжа. В зависимости от сезона и других условий дорожный комплект, например, может состоять из пальто, сарафана, блузки, юбки, брюк, комплект для службы — из полупальто, блузки, жилета (безрукавки, Длинной или короткой), юбки, брюк. Отдельными комплектами делаются и дополнения к ним: головной убор, перчатки, обувь, пояс, сумка и др.

При специализации промышленности части комплекта изготовляются целым рядом предприятий. При этом имеет огромное значение согласованность работы этих предприятий, участвующих в выпуске частей комплекта.

Система «комплект» позволяет достичь высокого художественного уровня вещей, составляющих костюм, так как одежда и ее дополнения, входящие в комплект, связаны между собой единством Назначения и художественного решения. Важной особенностью комплекта является взаимозаменяемость его частей в зависимости от назначения. Замена одной вещи другой, взятой из комплекта, не должна нарушать его художественную целостность. Для этого вещи, составляющие комплект, должны быть равнозначны друг другу.

Связь частей комплекта строится на использовании различных отношений и ритмического повторения каких-либо составных первичных элементов формы: силуэта, линий, цвета, отделки и др.

На рис. 22 показан дорожный комплект, состоящий из пальто, блузона, юбки, длинных гамаш, шляпы и перчаток, на рис. 23 — летний повседневный комплект, состоящий из костюма с короткими рукавами, блузки, шорт, головного убора, головной повязки.

5. Художественная система «ансамбль» — более высокая и более сложная ступень творчества.

Современное определение ансамбля как вида художественной системы вытекает из его исторически сложившегося понимания, основанного на анализе самых различных произведений прикладного искусства. Слово «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе». Ансамбль в костюме — это совокупность составляющих его предметов, решенных по определенному идейно-художественному замыслу. В широком смысле слова ансамбль определяет образную связь костюма с человеком, его мировоззрением, видом деятельности, обстановкой (лоно природы, городская улица, дом, театр, транспорт; весна, лето, осень, зима; утро, день, вечер).

В профессиональном, узком смысле слова ансамбль — это продуманная связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа.

В ансамбле в отличие от комплекта одежда и ее дополнения, помимо согласованной связи, еще и подчинены друг другу. Ансамбль в костюме обязательно имеет какую-то часть, главенствующую над остальными частями, причем

и подчиненные части могут быть не равнозначны между собой. В ансамбле ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, ни заменить без нарушения его художественной образности.

В повседневной жизни, на службе, дома, на улице удобнее пользоваться комплектами одежды и дополнений, так как вещи комплекта можно заменять. При этом, заменяя одну вещь другой, можно менять и назначение костюма, используя его для того или иного вида деятельности. Можно, конечно, проектировать как ансамбль костюм любого назначения, но это не всегда бывает целесообразно и практично. Однако есть костюмы, которые надо разрабатывать только на основе художественной системы «ансамбль». К таким костюмам относятся нарядные туалеты, костюмы для торжественных случаев, для свадьбы, а также костюмы специального назначения (эстрадный, зрелищный).

 

 

 

 


22. Дорожный комплект в системе «комплект»
 

 

 

 


23. Летний повседневный комплект в системе «комплект»
 

 

 


24. Нарядный вечерний ансамбль из коллекции НРБ, 1969 г.
 

 

 


25. Нарядный вечерний ансамбль из коллекции АРЕ, 1970 г.

 

 

 

 

 

 

Проектирование костюма в ансамбле начинают с определения его главной части в соответствии с художественным образом и назначением. Чаще всего главной частью ансамбля является одежда или какая-либо ее часть, но могут быть и такие случаи, когда композиционным центром (главной частью) ансамбля будет не одежда, а, например, шляпа или украшение. Число предметов, вещей, составляющих костюм в ансамбле, может быть весьма различным — меньшим или большим, в зависимости от их необходимости для выражения художественного образа и требований, предъявляемых к конкретному ансамблю. Согласованность и связь частей ансамбля строятся на тех же основных закономерностях композиционного процесса, что и в системе «комплект». Соподчинение частей ансамбля, выделение его композиционного центра, динамика основываются на законах соподчинения и читаемости формы в композиции костюма.

Система «ансамбль» в костюме более чем другие художественные системы может выразить образное, эмоциональное содержание формы, а потому широко применяется в моделировании одежды как самое действенное средство раскрытия через художественные образы формы развития жизни, реальной действительности, общественного вкуса и направления моды.

Система «ансамбль» для проектирования моделей одежды в промышленности имеет ограниченное применение, так как ансамбль — это специализированный и индивидуализированный костюм, который можно воспроизводить только в очень малых тиражах, что нерационально для промышленности; кроме того, при узкой специализации швейных предприятий затруднителен выпуск составных частей ансамбля.

Главное назначение художественной системы «ансамбль» — это разработка новых художественных предложений, пропаганда нового, образного направления моды и творческой работы художника-модельера.

На рис. 24, 25 показаны нарядные вечерние ансамбли из модных коллекций НРБ и АРЕ, демонстрировавшихся в Москве в 1969 и 1970 г.

6. Художественная система «коллекция» в моделировании определяет совокупность новых предложений моделей (или проектов моделей) при проектировании одежды, костюмов, построенную на согласовании, связи и развитии определенных пластических идей формы и раскрывающую эмоционально-художественную выразительность через художественные образы человека в костюме.
Коллекция (в переводе с латинского означает «собрание») — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.

Мода в своем развитии во взаимодействии с образом жизни и в связи с техническим прогрессом промышленного производства приводит к естественной в своей закономерности сменяемости формы костюма в целом.

Работа постоянной рабочей группы по культуре одежды стран — членов СЭВа уже более 20 лет подтверждает систематическую смену моды и у нас. Теперь на основе ежегодных обсуждений модных предложений стран — членов СЭВа устанавливаются очередные рекомендации по направлению развития моды.

Новые тенденции моды ставят перед промышленностью требование подготовки к смене всего ассортимента изделий, составляющих костюм. Эту смену надо осуществлять организованно, продуманно и в определенные сроки. В нашей стране регулярно проходят методические конференции Домов моделей с показом разработанных моделей одежды, обуви, головных уборов и других частей костюма нового направления моды.

Для одновременного показа большого числа моделей, вещей костюма их нужно объединить, связать в единое целое, отражающее стиль времени, образ жизни и требования развития моды. Все это приводит нас к необходимости разработки новой, широкой по своему значению, охвату вещей художественной системы — системы «коллекция».

Художественный образ в моделировании — это гармония образа человека, характера костюма и определенной среды, отражающая реальную действительность, идеи, замыслы. Образ человека — обобщенный и опоэтизированный комплекс наиболее важных качеств, черт внешности, социально-психологических особенностей. Все модели модной коллекции объединяются на основе стилистической общности, обозначенной тематическим девизом. Девиз выражает назначение коллекции, средства согласования или единства форм, общие принципы конструкции, обусловливает структуру материалов, создающих форму, цветовую гамму.

Обычно в каждую коллекцию включают несколько групп моделей, имеющих конкретное назначение для осени — зимы или весны — лета. Это, например, группы одежды:

а) повседневной — для дома, для выхода, для службы;

б) для отдыха, для спорта, для туризма, дорожная;

в) нарядная, праздничная и вечерняя;

 

 

г) специального назначения, для торжественных случаев, свадьбы и др.

Но могут быть коллекции моделей и одной какой-либо группы, например для отдыха и спорта или только праздничная, нарядная, вечерняя.

Требования, предъявляемые к модной коллекции, определяются ее значением как художественной системы и заключаются в следующем:

художественной, образной разработке темы;

новизне разработок формы моделей;

стилистической ясности разработок моделей в рамках темы;

композиционной связи моделей в коллекции;

наличии «сценария» сюжетного плана коллекции моделей;

наличии «сценария» показа и «режиссуры» показа.

Последние два положения необходимы потому, что коллекция как художественное произведение рассчитана для показа зрителям, а потому должна обладать свойствами сценического действия, сходного с эстрадным искусством.

Сходство демонстрации моделей модной коллекции с эстрадным искусством заключается во многом.

Показ ведется в форме концерта, состоящего из сменяющих друг друга отдельных номеров, объединенных ведущим.

Показ характеризуется кратковременностью действия, лаконизмом выразительных средств.

Модели в коллекции — единственное средство для выражения художественного образа, образа жизни, времени действия, обстановки (среды).

Основным оформлением показа модной коллекции моделей является музыкальное сопровождение (иногда добавляется цветосветовое сопровождение).

В последнее время демонстрация коллекций иногда сочетается с показом фрагментов специальных кинофильмов, иногда вся демонстрация снимается на пленку.

Модная коллекция моделей может быть показана зрителям и в других формах — графической, рисованной, в фотографиях журналов мод, на рекламных проспектах или станковых эскизах.

При графической форме показа коллекции «сценарий» и «режиссура» заменяются экспозицией и компоновкой листов (страниц) графической коллекции, обложки и разворотов журнала.

Процесс проектирования и разработки коллекции сложен и требует терпеливого труда многих специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..