ЧЛЕНЕНИЯ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

ЧЛЕНЕНИЯ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ



Рассматривая одежду, составляющую костюм человека, мы видим, что она не монолитна, а состоит из целого ряда частей. Эта расчлененность формы одежды вызывается следующими обстоятельствами: зависимостью формы одежды от формы тела человека и конструкции; зависимостью формы одежды от технологического процесса ее изготовления и качества материала, из которого она выполняется; зависимостью формы одежды от ее назначения и требований образно-художественной выразительности.

Чтобы одеть даже такие простые геометрические тела, как конус, цилиндр, шар, приходится делать сначала развертку их объемной поверхности на плоскости, раскладывать ее на составные части.

Развернутая на плоскости поверхность конуса состоит из двух частей. Поверхность цилиндра составит три части, а у шара будет от двух до восьми частей.

Форма тела человека имеет сложную конфигурацию, и одеть его очень сложно. Кроме того, форма одежды не обязательно выявляет, повторяет фигуру человека. Развертка одежды, облекающей отдельные части тела человека, на плоскости — изготовление выкройки — является одной из задач конструирования. Основы конструкции различной одежды определяются ее ассортиментом, принадлежностью к той или другой группе. Например, в женской одежде различают следующие группы: жакеты, пальто, платья, юбки, брюки, жилеты, блузки, сарафаны и др.

В каждой группе основы конструкции формы отличаются величиной отдельных составных частей и степенью облегания тела человека по различным конструктивным поясам: плечевому, грудному, поясному, по линии талии и др. Основы конструкции какой-либо группы одежды состоят из наименьшего количества составных частей.

Так, для женского пальто основа конструкции состоит из спинки, полочек, рукавов, воротника. В зависимости от вида рукавов различают изделия с втачными рукавами (одношовными, двухшовными, трехшовными), с рукавами реглан и полуреглан (тоже с различным количеством швов) и с цельнокроеными рукавами.

Женское платье может состоять из лифа,
юбки, рукавов. Лиф — верхняя часть платья — состоит из спинки и переда, юбка — из передней и задней частей (полотнищ). В зависимости от вида рукавов различают платья с втачными рукавами, с рукавами реглан, с цельнокроеными рукавами. Юбка может быть одношовной и многошовной, т. е. состоящей из нескольких частей.

То же можно сказать и о других видах одежды.

Членение одежды на составные части зависит также от ширины материалов, из которых она выполняется. Материалы имеют самую различную ширину: от 45 до 155 см. Если материал узкий, изготовление изделий некоторых форм затруднено, а порой даже и вообще невозможно. При изготовлении изделий из узких материалов приходится делать дополнительные членения одежды, тем самым усложняя ее общую форму. Ограниченная площадь натуральных кож заставляет делать большие детали — спинку или полочки пальто — из двух-трех частей, расчленяя их по линии груди, талии или бедер.

В других случаях изделия определенной формы (например, пальто приталенной формы) приходится расчленять из-за трудности технологической обработки данного материала.

Все эти членения обусловлены требованиями конструктивного и технологического характера.

Есть и другие виды членения формы одежды, вызываемые требованиями назначения одежды, ее художественной выразительности. Одежда, отвечающая лишь утилитарно:ирак-тическим потребностям, никого удовлетворить не может. От одежды требуется, чтобы она еще была красива, украшала человека, обновляла его внешний облик, делала его привлекательным и т. д. Одежда может подчеркивать достоинства фигуры человека или скрывать ее недостатки, выявлять естественные пропорции тела человека или видоизменять их. Такого рода членения определяют положение линий груди, талии, бедер, коленей, голеней, предплечья, локтей и др.

Длина одежды может зависеть как от ее назначения, так и от художественных задач, которые она должна выполнить. Например, различна длина вечернего платья, повседневного дневного платья и платья для фигурного катания на коньках. Длина жакета или пиджака в женском или мужском костюме может быть самой различной в зависимости от членения костюма в целом.

Положение деталей костюма: карманов, застежки, хлястика, пояса и других также зависит от конструктивного и художественного членений одежды.

Какие же средства членения формы одежды

 

 

в костюме существуют? Это в первую очередь конструктивные линии, т. е. все соединительные швы, низ переда и спинки, низ рукава, контур воротника, линия втачивания рукава в пройму и др. Это затем различного рода декоративные линии, декоративные швы, строчки, детали линейного характера, отделка линейного характера, вышивка, пуговицы, пряжки.

Членение может быть двух видов: полное, или сплошное, и неполное, иллюзорное или прерывистое.

В первом случае форма действительно разделена на части, во втором членение является иллюзией разделения.

Членение формы одежды может быть горизонтальным, вертикальным и диагональным. Членение по горизонтали дает ясное представление об основных частях фигуры человека, подчеркивает степень значимости той или иной формы, создает зрительное движение — динамику формы. Членение по вертикали позволяет установить равновесие, добиться устойчивости формы. .Членение по диагонали разрушает равновесие формы, нарушает ее статичность или подчеркивает асимметричность одежды, придает ей живость, подвижность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..