ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

4

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

 

 

 

Произведения дизайна характеризуют образность, коммуникабельность, пластичность, техничность и организованность. Степень соответствия этим принципам определяет художественность формы.

Композиция — объединение всех элементов формы художественного произведения в единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения.

В дизайне различают два вида композиции: композицию на плоскости, имеющую два измерения, и композицию объемную (пространственную), имеющую три измерения.

К композиции на плоскости относится художественное оформление таких промышленных изделий, как ткани, ковры, обои, различные штучные изделия, скатерти, платки и др.

Художественным решением костюма (одежды, обуви, головных уборов и др.) занимается объемно-пространственная композиция.

Композиция в одежде — организация всех элементов ее формы средствами построения единства для выражения ее содержания.

Произведения дизайна, в частности одежда, представляют собой единство содержания и формы. Причем форма одежды находится в зависимости от ее содержания. Содержание одежды определяет ее назначение, т. е. то, для кого и для чего она создана. А так как содержание бифункционально (имеет техническую и художественную функции), то преобладание той или иной функции будет зависеть от назначения. Композиция формы одежды должна вести к раскрытию содержания в целом и ее функций в частности.

Компонуя предмет, художник-конструктор наделяет его функциональным, техническим и «духовным» содержанием, создает содержательную красоту. Специфика композиции предмета связана прежде всего с изменением его формы в соответствии с той ролью, которую предмет выполняет в жизни человека, с материалом, из которого он сделан, с конструктивной схемой, определяющей его структуру.

Цель композиции — не только создание функционально, технически и технологически
совершенной формы, но и придание ей эстетических, художественных качеств — красоты, гармонии, соразмерности частей и целого, образности, стилистической связи с другими предметами, окружающими человека в жизни.

Во всяком художественном произведении все элементы, его слагающие, должны быть оправданы. Все лишнее или недостаточно хорошо выражающее мысль автора должно быть отброшено. Разумеется, в композиции костюма (как и в изобразительном искусстве) не всегда бывает легко объяснить целесообразность того или иного художественного приема, иногда находящегося в сложной взаимосвязи с целым рядом других факторов.

Различные элементы формы костюма и их комбинации в силу особенностей нашего зрения и способности к возникновению определенных ассоциаций воспринимаются нами по-разному. В этом заключается основное свойство композиции. Но нельзя также не учитывать, что механические комбинации, связи элементов формы костюма, одежды все же не являются ведущими, так как социально-идеологические факторы часто изменяют наш взгляд на композицию, как будто бы целостную, правильно организованную (в этом заключается общеизвестное влияние социально-идеологического отношения человека к восприятию и пониманию красоты).

Композиция представляет собой и особый художественный язык, посредством которого художник через форму передает свои идеи, мысли, чувства, отражающие действительность. Здесь следует также уяснить, что такое художественный образ как форма отражения действительности. Поясним это сначала на примере произведений живописи.

В живописи точное изображение действительности — образ; несмотря на все свое техническое совершенство, не является еще художественным. Точное изображение будет вызывать восхищение замечательной техникой исполнения, но эти эмоции только сопутствуют действительному художественному произведению, но не являются для него основными.

При точном изображении художник лишен возможности проявить свое отношение к предмету.

Если произведения талантливых художников сравнить с действительностью, то можно увидеть, что изображение у этих мастеров никогда полностью не передает действительность, а лишь отображает ее с определенной точки зрения. Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно или интуитивно считает особенно важным, главным в данном случае.

Результатом такого активного отношения к действительности будет не просто образ — точное изображение, а художественный образ действительности. В нем художник, обобщая отдельные детали, подчеркивает самое со своей точки зрения главное, характерное. По произведениям таких авторов можно судить о их социальной сущности.

То же наблюдается и в моделировании костюма, разница заключается лишь в том, что здесь используются средства не изобразительного характера. Произведения дизайна утилитарного назначения, такие как одежда, не допускают, как правило, возможности сюжет-но-тематического отображения действительности; здесь проявление образности выражается иначе, не изобразительными средствами, а ассоциациями. Образность в костюме достигается средствами архитектоники, средствами, специфическими и для ряда пространственнообъемных прикладных искусств. Больше всего костюм воздействует своей эмоциональной стороной. Можно говорить о строгом, спокойном, динамичном, простом, богатом, суровом и другом характере одежды. Костюм образно отображает действительность, вызывая определенные эмоции.

Видимые нами формы предметов воздействуют на наши чувства, главным образом на зрение. Зрение позволяет нам ориентироваться в реальной действительности, познавать ее и изменять в своих интересах.

Таким образом, эти зрительные ощущения являются исходной точкой сложного психологического процесса, их анализа, осмысления и переработки в представления и понятия. В развитии этого сложного психологического процесса мы сталкиваемся с эмоциональной реакцией наших чувств на воспринимаемые нами предметы. Человек в результате многократного повторения восприятия вырабатывает определенные условные рефлексы, которые могут в ассоциации вызывать определенный эмоциональный образ, определенное настроение.

Говоря о цветах, различают среди них холодные и теплые, цвета весны или цвета осени. Различие между словами «темные» и «светлые»
имеет не только зрительное, но и эмоциональное значение, например «темные силы», «светлый разум», «чистая душа» — сочетание этих слов часто вызывают в нас определенные ассоциации.

Столь же определенный характер имеют воспринимаемые нами пространственные отношения формы, сама форма, ее детали. Эмоции, возникающие в этом случае, объясняются тем, что формы предметов и одежды, их цвет, очертания и другие качества связаны с представлениями о покое, движении, взлете, падении и т. д., т. е. с представлениями о свойствах тел, характеризующих их положение в пространстве.

Обращаясь к столь принятым метафорам, как «вялая- линия», «напряженная линия», «динамичная линия», «тяжелая форма», «легкая форма» и т. д., мы можем видеть, что и здесь эпитеты обладают эмоциональным воздействием. Это говорит о том, что человеку свойственна реакция на все оттенки видимых свойств реального мира.

В эмоциональных реакциях людей на различные формы окружающего их мира есть, конечно, немало субъективного, индивидуального, однако в своей основе все человеческие переживания имеют объективный характер. Это объясняется тем, что у людей вырабатывается общее и устойчивое эмоциональное отношение ко всем предметам, которые участвуют в их жизни и деятельности.

Восприятие формы, цвета и других объектов чаще всего обусловлено социальным положением людей. Н. Г. Чернышевский с убедительной простотой доказал это, показав различие оценок облика женщины с точек зрения представителей разных социальных групп человеческого общества: аристократа, купца, крестьянина.

На основе восприятия и становится возможным эмоционально-выразительное творчество человека в такой области искусства, как моделирование костюма. Передача различных эмоций, образность в костюме выражается с помощью композиции.

В моделировании одежды все стороны объекта (модели) необходимо брать в таких связях и взаимоотношениях, чтобы направить их на решение основной задачи, которой должна отвечать модель одежды в каждом конкретном случае. Свойства же одежды как объемной формы с возможностями ее комбинаций при составлении композиции должны быть направлены на выражение и воплощение содержания, вкладываемого в модель одежды со стороны как функционально-технической, так и художественно-идеологической, с учетом всех возможных отношений человека к данной модели, взятой в конкретных условиях.

В творческой работе художника над композицией костюма одной из главных задач является нахождение и передача таких соотношений и связей элементов формы костюма, которые способствовали бы выражению художественных качеств создаваемых им, художником, моделей одежды.

Различный характер сочетаний и связей элементов формы костюма даже в их первичных свойствах и признаках объемной формы может способствовать выражению содержания в одежде. Вот эти-то моменты и являются композиционным материалом для художника, позволяющим ему выразить художественное содержание костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..