ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ



Нельзя стать художником, только изучив закономерности процесса художественного конструирования и овладев необходимыми техническими навыками работы.

Каждый человек может научиться, например, рисовать или писать, передавать посредством рисунка или письма видимые объекты, явления, действия и т. д. Но чтобы стать художником или писателем, необходимо, помимо технического умения, прежде всего иметь

способность мыслить образами и представлениями. Чрезвычайно важно воспитание определенных навыков, развивающих наблюдательность, воображение и самое способность мыслить образами.

Отвечая на вопрос, в чем заключается своеобразие художественного мышления, обычно ограничиваются указанием на то, что результаты художественного мышления обнаруживаются не в логичных выводах, а в конкретных образах. Сравнивая ученого-мыслителя и художника, можно сказать, что один доказывает, а другой показывает и оба убеждают, только один логическими доводами, другой картинами. Отличие искусства от науки заключается не в содержании, а в способах обработки данного содержания. Об одном и том же философ говорит силлогизмами, ученый понятиями, а художник образами и картинами. Но что значит мыслить образами? Это значит уметь конкретно (образно) воспроизводить содержание предметов, понятий, мыслей с живостью и яркостью, свойственной представлению и возникновению ассоциаций, в которых проявляется жизненный опыт и творческий, изобретательный дар художника.

Представление, т. е. воспроизведение в сознании ранее воспринятых (виденных) предметов, явлений имеет ряд отличий от непосредственного восприятия.

В представлении предметы, явления не только обладают наглядностью, конкретностью, свойственной восприятию, но и выступают уже в какой-то мере обобщенными образами реальной действительности, предметов, явлений.

Воспроизводя ранее виденный предмет, представление отражает его не во всех деталях, как при непосредственном восприятии, а осуществляет уже какой-то отбор наиболее характерных, важных для данного предмета свойств и признаков. Второстепенные свойства и признаки, не имеющие существенного значения при создании правильного образа предмета, опускаются, отбрасываются. Эта особенность представления, его обобщенность и в то же время конкретность и есть то основное, что характерно для творчества художника. В представлении может быть использован, воспроизведен весь прошлый жизненный опыт художника, а для творчества это очень важно.

На основе образных представлений возникает фантазия, вымысел (изобретение) как результат производных комбинаций в представлении отдельных частей, качеств, свойств ранее воспринятых явлений, предметов.

Развитая фантазия имеет совершенно особое значение для художника (дизайнера) по костюму. Нетрудно представить себе пейзажиста или портретиста, который может достичь
немалых успехов, передавая то, что он видит перед собой, если, конечно, в его передаче будут видны умение достаточно верно оценить изображаемое, наблюдательность, точность и вкус.

Для художника по костюму всего этого мало, потому что для выполнения нового, еще не существовавшего костюма нужна развитая, богатая фантазия. Любой заданный эскиз, например, карнавального костюма, костюма из сказки или костюма иного назначения поставит человека с неразвитой фантазией в трудное, а то и безвыходное положение.

Воспринимая идею, мысль, явление и стремясь понять их, художник прежде всего стремится представить себе предмет суждения в виде образа. В этом случае один человек представляет образ ярко и прочувствованно, другой туманно и расплывчато. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, но образность и эмоциональность (определенное, личное отношение) всегда должны быть. И чем больше умение образно выразить мысль, идею в своем произведении (модели) в понятных, «читаемых» формах, тем значительней талант человека как художника.

Произведения искусства воздействуют на чувства и рассудок человека. В процессе создания художественного произведения должны участвовать и рассудок, и чувства художника. Неосознанное, интуитивное творчество, основанное только на чувстве, — это путь случайностей, по которому приходится идти ощупью. В то же время творчество только рассудочное, холодное, несмотря на техническое мастерство исполнения, не способно волновать зрителя, воздействовать на него эмоционально.

Возникновение замысла (идеи-образа) произведения у художника появляется в результате наблюдения за реальной действительностью и ее оценки. Только на основе определенных впечатлений, переживаний создаются действительно художественные произведения.

Как протекает процесс творчества?

Обычно у художника под влиянием виденного, пережитого возникает та или иная идея. Постепенно или сразу эта идея в силу особенности мышления художника, стремления к обобщению, выявлению характерного и типичного, воплощается в художественный образ, сначала, может быть, еще расплывчатый, неясный. Перед художником тотчас же возникают вопросы, для кого он будет создавать свое произведение, какие задачи оно будет выполнять. Решение этих вопросов в какой-то степени определяет материал, средства, которыми он будет пользоваться. Под влиянием всех этих факторов неясный в начале образ приобретает большую конкретность. Тема как развитие идеи должна воплотиться в форму, которая

 

 

явится наилучшим и новым выражением замысла. Перед началом работы над произведением художник должен решить для себя следующие вопросы:

какова сущность идеи произведения (костюма) и что оно выражает? для кого предназначается? каково назначение произведения? какую форму целесообразно придать произведению, чтобы оно отвечало своему назначению?

какое композиционное решение (объемное, цветовое, фактурное) следует применить для раскрытия идеи в форме и какова ее конструкция?

какие материалы и средства надо применить для выполнения произведения?

связано ли стилистически произведение с окружающей средой?

отвечает ли произведение изменившимся потребностям человека?

рентабельно ли, экономично ли предлагаемое произведение?

что нового предлагает это произведение? Встречаются художники, у которых ответы на все эти вопросы возникают сразу в совершенно законченном виде. Эту способность учитывать сразу многие черты, определяющие произведение, можно развить в себе.

Среди художников известен термин «думать в материале», под которым подразумевают способность мыслить образами, не отделяя их от средств выражения. Такая цельность творческого процесса часто наблюдается тогда, когда художник выбирает те задачи, которые особенно близки характеру его дарования.

При разработке задания или темы художник может исходить из различных творческих источников, мотивов. Это могут быть: образы природы (сочетание цветов, форма, движение, сам человек); образцы прогрессивного (классического) декоративного искусства; образцы народного творчества, народного костюма, тканей, отделки; явления и события действительности; образцы культуры и творчества народов зарубежных стран; личные переживания и ощущения художника; впечатления от личности и индивидуальности человека; новые материалы, разработанные промышленностью.

Большую работу выполняет художник, собирая первичный материал, занимаясь изучением предмета и организацией труда (зарисовками костюмов, его деталей, отделки и т. д.).

Первичный материал — это основной фонд, который художник использует при решении какой-либо темы или при разработке модели костюма. Нельзя надеяться на свою память. Все интересное, важное надо записывать, зарисовывать, указывая источник. Нужно записы-
вать все свои соображения и впечатления в период подготовки.

Самое главное в процессе сбора первичного материала — это не только его познание, но и стимуляция мыслей, идей, образов. Поиски и предварительный сбор материала в жизни, в природе, в книгах, в музеях, в журналах могут стать источником оригинальных ассоциаций и замыслов.

Для развития творческих способностей, склонноети к изобретательству следует углублять свой) восприимчивость, любознательность, знания, интуицию, наблюдательность и др.

Для получения практических результатов нужно планировать свою работу, разделяя ее на этапы творческого процесса. Наблюдение за творчеством некоторых выдающихся деятелей науки и искусства дало возможность предложить вариант планирования.

1. Подготовка: накопление знаний (мастерства) материала, формулировка задачи, требований.

2. Концентрация усилий: упорная работа с целью получить решение.

3. Передышка: период умственного отдыха, возможность отвлечься от решаемой задачи, от выполняемой работы.

4. Озарение: получение решения, новой

идеи или видоизменение уже известной, которая является искомым решением.

5. Доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка и оформление для демонстрации или публикации.

Эти этапы не обязательно должны идти в такой последовательности. Периоды работы могут чередоваться с периодами передышки или периодами подготовки к работе. Впрочем, озарение обычно следует за передышкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..