Мода и общество

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ЧЕЛОВЕК И МОДА

 

 

Мода и общество

 

 

Общение — один из четырех основных видов человеческой деятельности (ниже представлены все четыре вида деятельности человека) .

 

 

Основная функция этих видов человеческой деятельности — обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества, так как существование и развитие общества есть условие бытия самого человека. В каждой возрастной группе преобладает один какой-либо вид деятельности, а остальные примыкают к нему в разной мере, ибо только вместе они могут функционировать как система.

Общение через форму вещи служит обоюдным интересам субъекта потребления и субъекта производства — художника.

Одежда, сконструированная художником, должна отвечать требованиям потребителя. В то же время она является объектом самовыражения художника.

Отношение к внешней форме и восприятие ее как чувственного выражения всеобщей формы деятельности есть эстетическое отношение.

Из средства защиты человека от внешних воздействий природы, каковым одежда была на самых ранних ступенях его развития, она стала объектом определенного вида художественного творчества, сначала прикладного искусства, а затем дизайна.

Предметы дизайна, особенно костюм, являют собой единство содержания и формы. Под содержанием следует понимать все возможные потребности человека, предъявляемые к костюму в сложной связи человеческих отношений с образом жизни. Например, форма костюма
находится в зависимости от его содержания. Но так как человек с его потребностями, человеческое общество в своем развитии все время меняются, то меняется и содержание, а с изменением содержания неизбежно меняется и форма. Так происходит процесс, который воспринимается нами как мода. Этот процесс в развитии костюма проявляется в непрерывной последовательности и не повторяется, как течение самой жизни.

Мода определяется появлением, а затем и преобладанием в определенном периоде времени, в определенных кругах общества новых форм одежды, новых тканей, материалов, отделки (это относится и к облику человека: его прическе, косметике и т. д.).

Новизна форм — это характерная черта, определяющая моду. Новизна форм в одежде вызывается потребностью человека к ее обновлению, и благодаря этой новизне облик человека становится созвучным времени и самой жизни.

Популярность тех или иных новых форм вызвана потребностью человека в приобщении к себе подобным, потребностью в сопереживании и едином отношении к жизни, к действительности, выражаемыми этими формами.

В истории моды есть много примеров, подтверждающих популярность определенных форм как выражения единодушного отношения к действительности, будь то личность человека, успехи науки, техники, искусства, спорта. В истории культуры популярные, общераспространенные, господствующие формы определяют, что модно или было модно. «Непродолжительное господство», — говорят о моде, но для моды это естественное состояние. Длительная, затянувшаяся мода говорит о застое развития, консерватизме, отрыве от времени. Непрерывная сменяемость форм в развитии костюма — это положительная, прогрессивная черта явления моды.

Следовать моде нелепо, а не следовать смешно. Этот афоризм с известной долей иронии подтверждает явление моды как отражение процесса социализации, общественного мнения и общественных отношений. Ведь всякая система эстетических оценок отражает степень познания окружающей действительности. Возникнув, эта система действует, однако, независимо от наших знаний и отношений к ней, так как приобретает известную самостоятельность. Люди не могут произвольно ни уничтожить, ни создать эстетический закон. Более того, им в своей деятельности приходится считаться с его существованием. Эти свойства закона проявляются и в моде. Не признавать и не подчиняться моде — значит идти против очевидных направлений развития эстетического сознания общества. Это было бы проступком по отноше-нию к общественному мнению, «дурной самостоятельностью» (против которой может быть применена «санкция неприятных эмоций»).

Следует отметить, что эстетическая оценка одного и того же костюма с течением времени меняется. «Удаленный» во времени на значительную дистанцию, костюм вновь приобретает высшую эстетическую оценку, как бы выдерживает испытание временем. Интересна в этом смысле шкала оценки костюма Лавера, опубликованная в 1945 г. в журнале «Вкус и мода», (Лондон, Англия).

«Смена нашей оценки одного и того же костюма: за 10 лет до появления на него моды — бесстыдный; за 5 лет до появления на него моды — неприличный; за 1 год до появления моды — смелый; мода — красивый, очаровательный, прекрасный; через год после моды — небрежный; через 10 лет после моды — безобразный; через 20 лет после моды — смешной; через 30 лет после моды — забавный; через 50 лет после моды — любопытный; через 70 лет после моды — привлекательный; через 100 лет после моды — романтичный; через 150 лет после моды — прекрасный».

Мода, распространяемая на различные виды творческой деятельности человека, не только зависит от конкретных социально-общественных условий, но и имеет известную самостоятельность. Мода, являясь процессом эстетической обработки предметного мира (вещей), заключает в себе качества художественного освоения. Мода передает не только итог, но и процесс живых взаимоотношений человека с миром. Всякий результат их осмысления предстает перед нами эстетически освоенным и логичным, по-своему красивым. Наслаждение, получаемое при созерцании произведений прикладного искусства (дизайна), связано с заново пережитым творческим актом освоения мира. Поэтому в эстетической деятельности моды вопреки всем обстоятельствам сохраняется, отражается жизнь.

Следовательно, можно считать, что мода — это своеобразный социальный процесс, протекающий в вещах, в видах деятельности человека, в развитии человека и общества.

Мода — это смена форм (в костюме), их обновление и популярность в различных группах общества людей, созвучная своему времени, образу жизни, служащая удовлетворению потребностей человека и связанная с общим развитием человеческого общества и человеческих отношений.

Являясь порождением человеческого общества, мода в его развитии изменяет свои особенности. Капиталистическое общество использует моду в своих интересах: для сбыта товарной продукции, увеличения прибылей, обособления и выделения человека и т. д.
Особенности моды и система ее периодической смены в условиях социалистического общества, естественно, претерпели определенные изменения. Эти изменения касаются социальной, художественной и идеологической сторон содержания костюма, выражаемых формой, отказом от форм, не отвечающих нашему образу жизни. Изменения касаются и частоты смены форм, так как смена моды у нас не ускоряется искусственно, как в капиталистических странах, а вызывается разумной потребностью советских людей в обновлении форм своего костюма и других вещей в общем русле течения времени и жизни.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..