ЧЕЛОВЕК И МОДА

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ЧЕЛОВЕК И МОДА



«На человеческое тело существует, по-видимому, такая же мода, как и на облегающую его одежду» — писал Ж. Г онкур. Наблюдения Ж. Гонкура об изменчивости и непостоянстве физического идеала красоты человека были находкой наблюдательного, умного и пытливого писателя, много времени посвятившего изучению человеческого общества, быта, нравов XVIII в.

Н. Г. Чернышевский писал: «Мода сделала половину каждой драмы Шекспира негодною для эстетического наслаждения в наше время; мода, отразившаяся на трагедиях Расина и Корнеля, заставляет нас не столько наслаждаться ими, сколько подсмеиваться над ними. Ни в живописи, ни в музыке, ни в архитектуре не найдется почти ни одного произведения, созданного за 100 или 150 лет, которое не казалось бы ныне или вялым, или смешным, несмотря на всю силу гения, отпечатленную на нем».

Теперь можно подойти и к вопросу связи человека с модой, и к механизму воздействия моды на человека.

Явление моды в наибольшей степени связывают с человеком, с предметами его быта и, особенно, с его костюмом. Одежда — главная часть, основа костюма, неотделимая от человека.

Что же такое мода как явление?

Прежде всего назовем характерные признаки, определяющие моду как явление:

1) моде свойственны смена или изменение форм;

2) мода определяется продолжительностью своего существования — периодом. Период может быть равен сезону, полугодию, году, пяти и более годам, сроки существования моды ограничить нельзя:

3) мода характеризуется популярностью изменений форм, т. е. модные формы — это те формы, которые часто встречаются нам.. Большинство людей, признающее изменение
форм, может относиться к различным группам человеческого общества: той или иной национальности, классу, профессиональной группе И т. д.

История костюма — это история изменений его форм на протяжении всего времени существования одежды в различных странах, у различных народов. В этом понимании можно поставить знак равенства между историей костюма и историей моды. Мода — это история костюма определенных, последовательно сменяющих друг друга отрезков времени.

Следовательно, изменение форм костюма — это смена моды. Изменению форм подвержена всякая одежда: народная, городская, сельская, специальная. Одни виды одежды изменяли свои формы очень медленно, другие быстрее. Это свидетельствует о том, что существует не одна мода для всех. При географической, расовой, национальной, социальной разобщенности людей в каждой среде была своя мода, шел свой процесс изменения форм костюма. Существование различной моды в различных слоях человеческого общества связано с различиями в их образе жизни.

Круг человеческих потребностей широк и сложен. Человек производит множество предметов, вещей. Вещь — это вещества природы, преобразованные сознательной человеческой деятельностью в какой-то ограниченный, пространственный предмет определенной структуры, с определенными физическими, химическими, эстетическими свойствами, служащие средством удовлетворения человеческих потребностей.

Вещь как таковая выступает в этом качестве только в обществе людей. Вне общества, вне людей, сама по себе, вещь уже не вещь, а предмет природы. Так одежда вне людей — это волокна шерсти овец или растения хлопка, металл застежки, мех зверя и др.

Одежда как вещь живет вместе с человеком. У нее нет самостоятельной жизни, самостоятельной истории. И историю костюма, историю моды, а значит и процесс изменения их форм нельзя рассматривать вне развития человеческого общества и человеческих отношений.

Всякая вещь обладает определенными, воспринимаемыми органами чувств свойствами, причем эти свойства не природные, а общественные, зависящие от социализации и образа жизни человека. Кроме того, вещь — единственный след, который может оставить после себя человек. Связь (коммуникабельность) человека с человеком, человека с обществом происходит через продукты труда, через вещи, производимые человеком. Книги, речь, письменность — это тоже продукты труда человека, наиболее приспособленные для общения между
людьми. А когда вещи являются посредниками в отношениях людей, тогда выражением этого средства общения становится их внешняя форма.

Так, через восприятие, созерцание внешней формы вещи, несущей в себе выражение назначения, целесообразности, красоты и иных потребительских качеств (особенностей), человек приобщается к роду себе подобных, переживает единое со всеми отношение к действительности, к жизни. Через отражение формой костюма действительности, жизни человек осознает единство, чувство общности с другими лицами, общается с кругом себе подобных единомышленников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..