ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ



Минский Дом моделей перешел на новый метод моделирования, суть которого заключается в том, что художник-модельер разрабатывает группу (коллекцию) швейных изделий и решает связанный с этим комплекс вопросов по экономике и организации производства, проводит изучение спроса с учетом годового ассортимента швейных изделий закрепленных за ним предприятий.

Новый метод ставит перед специалистами Дома моделей задачу по разработке моделей

 

в соответствии с конкретными условиями работы предприятий, наличием сырья, уровнем технологии, организации производства и учетом того, что создаваемые модели изделий должны стимулировать прогресс производства.

Новая организация процесса моделирования осуществляется в три этапа.

На первом этапе художник знакомится с годовым планом-заказом предприятия, после чего определяется ассортимент изделий, затем разрабатываются эскизы, которые согласовываются с работниками предприятий. Готовые эскизы утверждаются руководством Дома моделей и обсуждаются на художественном совете Дома моделей.

На втором этапе создаются модели, при этом работники снабжения обеспечивают модельно-конструкторский цех тканями, материалами и фурнитурой в соответствии с утвержденными эскизами. По эскизу изготовляется первичная модель (конструкция), при этом используются конструктивные основы модных силуэтных форм, особенно широко — для разработки промышленной коллекции. Изготовленная модель утверждается на республиканском художественном совете, на обсуждение которого выносится большая группа моделей (коллекция) одного автора.

На третьем этапе модели внедряются в промышленность и торговлю, при этом изучается спрос. Разрабатываются техническая документация и повторная технологическая конструкция утвержденной модели. После этого модель и документация поступают на предприятие и внедряются в производство. Затем художник и конструктор совместно с инженером по внедрению непосредственно участвуют в оптовой продаже изделий. О результатах этой работы составляется письменный отчет.

Наличие конструктивных основ на новые силуэтные формы позволяет художнику и конструктору обеспечить разработку целой серии моделей с учетом технологических особенностей обработки отдельных узлов и деталей, широко использовать унификацию и стандартизацию деталей из основной ткани, подкладки, прокладок, сократить затраты на разработку технической документации, а также сроки освоения моделей в производстве.

Разработка конструктивных (базовых) основ в Доме моделей ведется в подготовительном методическом цехе наиболее квалифицированными художниками, конструкторами, технологами.

При разработке базовых основ берут утвержденные силуэты выполненных моделей и строят чертежи основных частей конструкции по измерениям фигуры с прибавками на свободное облегание, применяя расчетные форму-
лы и графические построения и оформляя контурные линии в соответствии с силуэтом. Базовая основа используется до тех пор, пока данный силуэт не перестанет быть модным. В рамках базовой основы, т. е. силуэтной формы, художник и конструктор могут разрабатывать серию моделей различных композиционных решений, сохраняя' основные балансовые точки, контур проймы, окат рукава и не меняя технологию. Каждый вид изделий должен иметь набор базовых конструкций, отражающих наиболее модные силуэты, с целью создания на их основе семейства моделей для массового производства .

Декоративные линии'и любые изменения таких новых моделей вносятся прямо в готовые лекала базовой основы.

Базовые основы конструкций будущей модели сопровождаются технической документацией, которая включает в себя:

эскиз (зарисовку) изделия и описание силуэта, внешнего вида;

таблицу припусков к полуобхватам груди Сг, талии Ст, бедер С6, обхвату плеча в верхней части Сп. в;

табель технических измерений в лекалах и в готовом виде по рекомендуемой группе размеров;

таблицу припусков на усадку ткани; описание технологии изделия, в котором указаны: способы влажно-тепловой обработки в зависимости от участка, артикула рекомендованной ткани или модели;

все изменения технологии по сравнению с технологией изделия типовой инструкции;

комплект лекал в одном экземпляре с припуском на швы и усадку ткани; схему технического размножения. Использование конструктивных основ при разработке серии моделей для массового производства дает возможность сократить затраты времени на 15—20% и обеспечить высокий технический уровень изделий. Унификация способствует повышению производительности труда, сокращению затрат времени, экономии заработной платы и расхода материалов: тканей, приклада, бумаги и др. Если при запуске в производство девяти моделей без унификации изготовляется 36 комплектов лекал, то с унификацией— лишь 16. Если в течение года будет выпущено 65 тыс. изделий указанных девяти моделей, то условно-годовая экономия от сокращения затрат времени на их пошив в результате унификации составит сумму около 7150 руб.

Новый метод предусматривает изменения в системе планирования моделей для массового производства в соответствии с типовым положением о распределении рабочего времени художника-модельера.
 

 

Баланс рабочего времени художников в течение года в днях при 5-дневной рабочей неделе


Разработка моделей в материале.......I

Разработка с конструктором по повторным образцам j 170 Творческие дни — 1 день в неделю

Связи с предприятиями ......................15

Изучение спроса в магазинах ................4

Продажа моделей на ярмарках..............2

Работа со смежными предприятиями..........3

Творческие командировки..........20

Участие в методических совещаниях..........5

Отпуск.................20

Неявки по уважительным причинам......14

Итого: 253

 

 

 

Положительным результатом новой организации работы явилось повышение качества моделей, о чем свидетельствуют значительное уменьшение количества случаев отклонения их художественным советом и рост внедрения в массовое производство (табл. 1).

Новые методы организации производства способствовали повышению качества разрабатываемых моделей и более полному, чем раньше, обеспечению швейной промышленности моделями широкого ассортимента. Учет особенностей творческого процесса и создание соответствующих условий обеспечили успех работы большого коллектива Минского Дома моделей МЛП БССР.

* * *

Советское моделирование совершенствуется вместе с развитием швейной, текстильной и других смежных с ними отраслей промышленности. Развитие моделирования и культуры костюма определило новый подход к проектированию моделей одежды как к комплексу различного вида самостоятельных художественных систем.

Научными исследованиями установлены определения и основные принципы организации художественных систем, применяемых в художественном конструировании одежды. Разработана методика анализа структуры художественных систем в моделировании как отдельного изделия — модели, так и гарнитура, комплекта, наконец, ансамбля.

Все усилия швейников и работников смежных отраслей промышленности сейчас направлены на то, чтобы производить товары широ-кого потребления с учетом предлагаемых художественных систем и направления моды.

Необходимость объединения многочисленных моделей в комплекты или ансамбли как определенное направление моды приводит к созданию нового вида художественной системы — коллекции. Единство художественного решения коллекции костюмов различного назначения (повседневных, выходных, для спорта, нарядных, вечерних и др.) создает общую модную направленность и обусловливает высокое эстетическое качество всех изделий (моделей), составляющих коллекцию.

В развитии моделирования преимущество художественной системы именно такого вида несомненно. Связанные в единую систему — коллекции, комплекты или ансамбли — вещи; воспроизведенные в промышленности, уже не будут иметь случайный или неоднородный стилевой вид, как это наблюдается в настоящее время, когда внедрение моделей носит самостоятельный или выборочный характер. Не секрет, что проектирование по системе, т. е. коллекция, пока не получило у нас прав гражданства.

Такое положение в моделировании определяется и тем, что до сих пор не было научного подхода к определению сущности, значения и принципов организации этого вида художественной системы при проектировании одежды и составных частей костюма.

Переход в моделировании одежды и костюмов в целом к созданию коллекций одежды для того или иного времени — сезона (весны, лета, осени, зимы) или определенной тематики позволит значительно повысить эстетические качества моделей при их промышленном производстве, а моделирующим организациям и промышленным фирмам обрести собственное творческое лицо и завести свою клиентуру.

Так, два раза в году создают свои модные коллекции известные французские моделирующие фирмы: «Кристиан Диор», «Ив Сен-Лоран», «Шанель», «Пьер Карден», «Филипп Вене», «Андре Курреж» и др.

Необходимость подготовки кадров художников, способных создавать, проектировать модели одежды в системе художественной коллекции, назрела и в нашей стране.

Профессиональная методика художественного конструирования одежды опирается на

изучение составных этапов работы и овладение средствами проектирования пространственной формы одежды в материале. Переходы творче-ского процесса проектирования формы в худо жественном конструировании одежды показа ны на схеме 7.

 

 

 

Таблица 1. Разработка и внедрение моделей по годам

Год

Разработано

Отправлено

Внедрено, %

всего

выставочных

массовых

всего

предприя­тиям БССР

прочим орга­низациям

1970

1596

572

1024

816

731

85

79,7

1971

1637

451

1186

1003

804

199

84,6

1972

1809

648

1161

1223

1026

197

105,4

 

 

 

 

Схема 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..