ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Минский Дом моделей перешел на новый метод моделирования, суть которого
заключается в том, что художник-модельер разрабатывает группу
(коллекцию) швейных изделий и решает связанный с этим комплекс вопросов
по экономике и организации производства, проводит изучение спроса с
учетом годового ассортимента швейных изделий закрепленных за ним
предприятий.
Новый метод ставит перед специалистами Дома моделей задачу по разработке
моделей
в соответствии с конкретными условиями работы
предприятий, наличием сырья, уровнем технологии, организации
производства и учетом того, что создаваемые модели изделий должны
стимулировать прогресс производства.
Новая организация процесса моделирования осуществляется в три этапа.
На первом этапе художник знакомится с годовым планом-заказом
предприятия, после чего определяется ассортимент изделий, затем
разрабатываются эскизы, которые согласовываются с работниками
предприятий. Готовые эскизы утверждаются руководством Дома моделей и
обсуждаются на художественном совете Дома моделей.
На втором этапе создаются модели, при этом работники снабжения
обеспечивают модельно-конструкторский цех тканями, материалами и
фурнитурой в соответствии с утвержденными эскизами. По эскизу
изготовляется первичная модель (конструкция), при этом используются
конструктивные основы модных силуэтных форм, особенно широко — для
разработки промышленной коллекции. Изготовленная модель утверждается на
республиканском художественном совете, на обсуждение которого выносится
большая группа моделей (коллекция) одного автора.
На третьем этапе модели внедряются в промышленность и торговлю, при этом
изучается спрос. Разрабатываются техническая документация и повторная
технологическая конструкция утвержденной модели. После этого модель и
документация поступают на предприятие и внедряются в производство. Затем
художник и конструктор совместно с инженером по внедрению
непосредственно участвуют в оптовой продаже изделий. О результатах этой
работы составляется письменный отчет.
Наличие конструктивных основ на новые силуэтные формы позволяет
художнику и конструктору обеспечить разработку целой серии моделей с
учетом технологических особенностей обработки отдельных узлов и деталей,
широко использовать унификацию и стандартизацию деталей из основной
ткани, подкладки, прокладок, сократить затраты на разработку технической
документации, а также сроки освоения моделей в производстве.
Разработка конструктивных (базовых) основ в Доме моделей ведется в
подготовительном методическом цехе наиболее квалифицированными
художниками, конструкторами, технологами.
При разработке базовых основ берут утвержденные силуэты выполненных
моделей и строят чертежи основных частей конструкции по измерениям
фигуры с прибавками на свободное облегание, применяя расчетные форму-
лы и графические построения и оформляя контурные линии в соответствии с
силуэтом. Базовая основа используется до тех пор, пока данный силуэт не
перестанет быть модным. В рамках базовой основы, т. е. силуэтной формы,
художник и конструктор могут разрабатывать серию моделей различных
композиционных решений, сохраняя' основные балансовые точки, контур
проймы, окат рукава и не меняя технологию. Каждый вид изделий должен
иметь набор базовых конструкций, отражающих наиболее модные силуэты, с
целью создания на их основе семейства моделей для массового производства
.
Декоративные линии'и любые изменения таких новых моделей вносятся прямо
в готовые лекала базовой основы.
Базовые основы конструкций будущей модели сопровождаются технической
документацией, которая включает в себя:
эскиз (зарисовку) изделия и описание силуэта, внешнего вида;
таблицу припусков к полуобхватам груди Сг, талии Ст, бедер С6, обхвату
плеча в верхней части Сп. в;
табель технических измерений в лекалах и в готовом виде по рекомендуемой
группе размеров;
таблицу припусков на усадку ткани; описание технологии изделия, в
котором указаны: способы влажно-тепловой обработки в зависимости от
участка, артикула рекомендованной ткани или модели;
все изменения технологии по сравнению с технологией изделия типовой
инструкции;
комплект лекал в одном экземпляре с припуском на швы и усадку ткани;
схему технического размножения. Использование конструктивных основ при
разработке серии моделей для массового производства дает возможность
сократить затраты времени на 15—20% и обеспечить высокий технический
уровень изделий. Унификация способствует повышению производительности
труда, сокращению затрат времени, экономии заработной платы и расхода
материалов: тканей, приклада, бумаги и др. Если при запуске в
производство девяти моделей без унификации изготовляется 36 комплектов
лекал, то с унификацией— лишь 16. Если в течение года будет выпущено 65
тыс. изделий указанных девяти моделей, то условно-годовая экономия от
сокращения затрат времени на их пошив в результате унификации составит
сумму около 7150 руб.
Новый метод предусматривает изменения в системе планирования моделей для
массового производства в соответствии с типовым положением о
распределении рабочего времени художника-модельера.
Баланс рабочего времени художников в течение
года в днях при 5-дневной рабочей неделе
Разработка моделей в материале.......I
Разработка с конструктором по повторным образцам j 170 Творческие дни —
1 день в неделю
Связи с предприятиями ......................15
Изучение спроса в магазинах ................4
Продажа моделей на ярмарках..............2
Работа со смежными предприятиями..........3
Творческие командировки..........20
Участие в методических совещаниях..........5
Отпуск.................20
Неявки по уважительным причинам......14
Итого: 253
Положительным результатом новой организации работы
явилось повышение качества моделей, о чем свидетельствуют значительное
уменьшение количества случаев отклонения их художественным советом и
рост внедрения в массовое производство (табл. 1).
Новые методы организации производства способствовали повышению качества
разрабатываемых моделей и более полному, чем раньше, обеспечению швейной
промышленности моделями широкого ассортимента. Учет особенностей
творческого процесса и создание соответствующих условий обеспечили успех
работы большого коллектива Минского Дома моделей МЛП БССР.
* * *
Советское моделирование совершенствуется вместе с развитием швейной,
текстильной и других смежных с ними отраслей промышленности. Развитие
моделирования и культуры костюма определило новый подход к
проектированию моделей одежды как к комплексу различного вида
самостоятельных художественных систем.
Научными исследованиями установлены определения и основные принципы
организации художественных систем, применяемых в художественном
конструировании одежды. Разработана методика анализа структуры
художественных систем в моделировании как отдельного изделия — модели,
так и гарнитура, комплекта, наконец, ансамбля.
Все усилия швейников и работников смежных отраслей промышленности сейчас
направлены на то, чтобы производить товары широ-кого потребления с
учетом предлагаемых художественных систем и направления моды.
Необходимость объединения многочисленных моделей в комплекты или
ансамбли как определенное направление моды приводит к созданию нового
вида художественной системы — коллекции. Единство художественного
решения коллекции костюмов различного назначения (повседневных,
выходных, для спорта, нарядных, вечерних и др.) создает общую модную
направленность и обусловливает высокое эстетическое качество всех
изделий (моделей), составляющих коллекцию.
В развитии моделирования преимущество художественной системы именно
такого вида несомненно. Связанные в единую систему — коллекции,
комплекты или ансамбли — вещи; воспроизведенные в промышленности, уже не
будут иметь случайный или неоднородный стилевой вид, как это наблюдается
в настоящее время, когда внедрение моделей носит самостоятельный или
выборочный характер. Не секрет, что проектирование по системе, т. е.
коллекция, пока не получило у нас прав гражданства.
Такое положение в моделировании определяется и тем, что до сих пор не
было научного подхода к определению сущности, значения и принципов
организации этого вида художественной системы при проектировании одежды
и составных частей костюма.
Переход в моделировании одежды и костюмов в целом к созданию коллекций
одежды для того или иного времени — сезона (весны, лета, осени, зимы)
или определенной тематики позволит значительно повысить эстетические
качества моделей при их промышленном производстве, а моделирующим
организациям и промышленным фирмам обрести собственное творческое лицо и
завести свою клиентуру.
Так, два раза в году создают свои модные коллекции известные французские
моделирующие фирмы: «Кристиан Диор», «Ив Сен-Лоран», «Шанель», «Пьер
Карден», «Филипп Вене», «Андре Курреж» и др.
Необходимость подготовки кадров художников, способных создавать,
проектировать модели одежды в системе художественной коллекции, назрела
и в нашей стране.
Профессиональная методика художественного конструирования одежды
опирается на
изучение составных этапов работы и овладение
средствами проектирования пространственной формы одежды в материале.
Переходы творче-ского процесса проектирования формы в худо жественном
конструировании одежды показа ны на схеме 7.
Таблица 1.
Разработка и внедрение моделей по годам