ВИДЫ ЗАЩИТ РУДНИЧНОЙ АППАРАТУРЫ

 

Главная    Учебники - Шахтное оборудование 

 

 

 

 ВИДЫ ЗАЩИТ РУДНИЧНОЙ АППАРАТУРЫ

 

Современное рудничное электрооборудование предусматривает следующие виды защит: от токов к. з. или недопустимых перегрузок — максимальная токовая защита; от недопустимого перегрева;
нулевую, исключающую опасность самопроизвольного включения электродвигателей; от потери управляемости при замыкании жил управления; контроль целостности заземляющей жилы;
контроль сопротивления изоляции отдельного ответвления с соответствующей его блокировкой при повреждении или недопустимом снижении сопротивления изоляции; ограничение частоты включений — отключений электродвигателя; проверку исправности работы максимальной защиты и блокировочного реле утечки (см. гл. 3).
Защита от токов к. з. и защита от недопустимого перегрева описаны в гл. 5, а контроль сопротивления изоляции отдельного ответвления (БРУ) —в гл. 3.
Нулевая защита. В процессе эксплуатации электроустановок напряжение в сети не является постоянным. Полное исчезновение и внезапное появление напряжения связано с возможностью несчастных случаев с обслуживающим персоналом. Все это вызывает необходимость применения соответствующей нулевой защиты.
Нулевая защита применяется для защиты электродвигателей с короткозамкнутым ротором, которые еще вращаются при напряжении 0,15 UH0M и толчки тока для них не являются опасными. В магнитных пускателях нулевая защита осуществляется контакторной катушкой в сочетании со схемой управления,

 

 

 

 

 

а в автоматических выключателях (только серии АВ)—расцепителем напряжения (РНН).
В схемах управления нулевая защита выполняется шунтированием различными способами кнопки «Пуск». Наиболее известны следующие способы шунтирования.
Шунтирование резистором. Этот способ шунтирования (рис. 6.2) нашел широкое применение при управлении горными машинами. Основан он на том, что для включения промежуточного реле требуется больший ток, чем для удержания его якоря в притянутом положении.
При нормальном положении кнопки «Пуск» цепь катушки К2 обтекается током через сопротивление R. Однако значение этого тока недостаточно для втягивания якоря. Нажатием кнопки «Пуск» шунтируют резистор, и ток достигает значения срабатывания реле. Реле К2 срабатывает, своим замыкающим контактом К2.1 замыкает цепь питания контактора К1, и двигатель включается. При отпускании кнопки «Пуск» ток, протекающий через катушку К2, уменьшается из-за сопротивления R и будет равен току удержания якоря. Поэтому, если напряжение в сети исчезнет, а затем появится, самопроизвольного включения контактора не произойдет.
Шунтирующий резистор встраивается в кнопочный пост управления. Основное достоинство этого способа — возможность ограничения двумя жилами управления.
Шунтирование блок-контактом (рис. 6.2). В отличие от описанного этот способ требует дополнительной, третьей жилы управления. При нажатии кнопки «Пуск» реле К2 обтекается током и своим контактом замыкает цепь управления контактора К1, включающего двигатель. Включившись, контактор своим замыкающим блок-контактом К1.2 шунтирует кнопку «Пуск», и катушка К2 обтекается током по цепи, образованной блок-контактом К1.2. При исчезновении напряжения контакты К1.2 и К1.1 разомкнутся, а при его появлении самопроизвольного включения не произойдет, так как цепь питания К2 окажется разомкнутой. Достоинство способа в простоте решения и надежности работы.
Разновидностью шунтирования кнопки «Пуск» блок-контактом является способ, использующий специальное блок-реле, расположенное у электродвигателя. В зависимости от вида присоединения его к сети (параллельно или последовательно) оно может быть токовым или реле напряжения. Блок-контакт такого реле шунтирует кнопку «Пуск».
Соленоидная кнопка в цепи управления (рис. 6.3). При этом способе используется кнопка «Пуск» SB1 специальной конструкции. Небольшой соленоид ТА удерживает контакты кнопки в замкнутом положении, пока соленоид обтекается током. При исчезновении
напряжения размыкаются контакты кнопки «Пуск», а при его появлении самовключения не произойдет, так как цепь соленоида прервана разомкнутыми контактами.
Защита от потери управляемости. Для забойных машин характерна невозможность их отключения при повреждении кабеля и замыкании жил управления. Создается ситуация, при которой пускатель не может быть отключен кнопкой «Стоп», если он работает, и может самопроизвольно включиться, если он был отключен.
Для предотвращения указанного необходимо обеспечить автоматическое отключение магнитного пускателя защитой от потери управляемости.
Плавкий предохранитель в цепи управления (рис. 6.4). Последовательно с промежуточным реле К2 включен предохранитель и добавочный резистор R2, служащий для ограничения тока в цепи управления при пуске, когда резистор RI шунтируется кнопкой «Пуск», и защиты плавкой вставкой от расплавления.
При замыкании жил управления / и 2 резисторы R1 и R2 оказываются зашунтированными. Ток в цепи управления возрастает и расплавляет плавкую вставку, что ведет к отключению магнитного пускателя.
Реле постоянного тока. Обеспечение защиты от потери управляемости основано на том,
что промежуточное реле К2 питается выпрямленным током при нормальной работе, а при
замыкании жил управления — переменным, так как диод кнопочного поста оказывается
зашунтированным (см. рис. 6.2), К2 отключается.

 

 

 


 

 

Вместе с тем некоторые схемы управления предусматривают не только контроль целостности заземляющей жилы, но и контроль чрезмерного увеличения ее сопротивления с последующим отключением пускателя или соответствующего контактора.
Ограничение частоты включений — отключений двигателя. Для обеспечения нормальной р В пускателях новой серии ПВИ промежуточное реле включено параллельно вторичной обмотке трансформатора и при ненажатой кнопке «Пуск» оно не включится, так как через его обмотку, представляющую большое индуктивное сопротивление для переменного тока, проходит недостаточный ток.
Контроль целостности заземляющей жилы. Электрические схемы современных рудничных пускателей и станций управления искробезопасны. Поэтому стало возможным использовать жилу заземления в цепи управления и, таким образом, контролировать ее целостность. При обрыве ее промежуточное реле обесточится, отключая тем самым пускатель.
аботы контакторов магнитных пускателей вводится ограничение частоты его включения. Реле времени создает выдержку времени между двумя включениями порядка 3 с и, таким образом, число включений— отключений не превышает 1200 в 1 ч.