Характеристика процесса накопления загрязнений в сжиженном нефтяном газе при эксплуатации автомобилей

  Главная      Учебники - ГБО автомобиля     Техническая эксплуатация газобаллонных автомобилей (Певнев Н.Г.) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

7.5.1.

Характеристика процесса накопления загрязнений в сжиженном нефтяном газе при эксплуатации автомобилей



Ресурс и надежность элементов газовой аппаратуры двигателя в период зимней эксплуатации во многом определяются степенью загрязненности используемого сжиженного нефтяного газа окалиной, ржавчиной, сернистыми соединениями, смолистыми веществами, маслом и влагой. Из-за интегрально-отрицательного воздействия этих загрязнений на ресурсосберегающую эксплуатацию газовой аппаратуры и двигателя значительно возрастают эксплуатационные затраты на техническое обслуживание и ремонт, а также снижаются технико-экономические и санитарно-гигиенические преимущества перед двигателями, работающими на бензине.

Наиболее подвержены отказам из-за недостаточной чистоты сжиженного нефтяного газа газовый редуктор, дозирующее устройство и испаритель газовой аппаратуры двигателя. Отказы, связанные с загрязнением сжиженного нефтяного газа в элементах газовой аппаратуры, вследствие отсутствия надежной фильтрации его от окалины, ржавчины, сернистых соединений, смолистых веществ, масла и влаги, влекут за собой большие эксплуатационные затраты на их техническое обслуживание и ремонт. По этой причине потенциальный ресурс газового редуктора, дозирующего устройства, испарителя и самого двигателя в условиях эксплуатации используется неполностью. Отсюда следует, что совершенствование используемых средств фильтрации сжиженного нефтяного газа является существенным резервом в обеспечении ресурсосберегающей эксплуатации газовой аппаратуры и самого двигателя [6, с. 119-138].

В процессе зимней эксплуатации автомобилей в связи с наличием повышенных концентраций в сжиженном нефтяном газе сероводорода, влаги и других корродирующих соединений, оказывающих ускоряющее воздействие на поверхность газового баллона, стальных штуцеров магистрального фильтра-отстойника, испарителя, газового редуктора, происходит особенно интенсивное накопление окалины, ржавчины, различных механических загрязнений, сернистых соединений и смолистых веществ в газовых фильтрах, испарителе, газовом редукторе, дозирующем устройстве, увеличивающих сопротивление газовой магистрали. В результате этого снижаются давление и величина потока газа через газовый редуктор, вызывая неустойчивую работу двигателя.

Тщательная очистка сжиженного нефтяного газа от накапливающихся загрязнений необходима не только для снижения сопротивления в магистрали подачи газа, но и для того, чтобы

 

исключить возможность попадания частиц загрязнений в магистральный клапан, под клапаны газового редуктора, а также в двигатель, т.к. при этом нарушается работа газовой системы питания двигателя и увеличивается его износ.

Очистка всех фильтрующих элементов аппаратуры двигателей, использующих сжиженный нефтяной газ, осуществляется при тО-1, проводимом для двигателей ЗИЛ-130 через 3000 км и для двигателей ЗМЗ-53 через 2500 км.

Недостаточная фильтрующая способность используемых стандартных газовых фильтров является одной из причин вынужденного резкого сокращения установленной периодичности их технического обслуживания, сопровождаемого увеличением эксплуатационных затрат.

Продолжительность качественной очистки сжиженного нефтяного газа в газовом фильтре с войлочными кольцами и сетчатым цилиндром, а также в сетчатом фильтре газового редуктора является незначительной, во многом зависящей от степени загрязненности используемого сжиженного нефтяного газа, в котором преобладают следы сероводорода Н^. Стандартные газовые фильтры в процессе эксплуатации быстро забиваются, главным образом окалиной, ржавчиной, а также разъедаются и вымываются (особенно войлочные фильтрующие элементы). Это происходит вследствие того, что соединения серы оказывают воздействие на работу всей газовой аппаратуры.

Взаимодействуя с кислородом, сероводород выделяет серу

 

 

 

 

 

которые выпадают в осадок, засоряя газовые фильтры и редуктор.

Повышенная концентрация сероводорода H2S в сжиженном нефтяном газе существенно ускоряет коррозию поверхностей газовых баллонов, штуцеров, газовых фильтров, вентилей, элементов газового редуктора, испарителя и дополнительно увеличивает загрязнение газа окалиной, ржавчиной, которые резко снижают ресурсосберегающую эксплуатацию газовой аппаратуры.

Особенно интенсивно происходит накопление окалины и ржавчины в сетчатом фильтре газового редуктора. Его латунная сетка и отверстия в патроне газового фильтра быстро забиваются, в результате чего уменьшается поступление газа в редуктор, снижается мощность двигателя и возникают перебои в его работе.

Ржавчина, окалина и другие механические частицы загрязнителей, не задержанные газовым фильтром и сетчатым фильтром газового редуктора, попадают на рабочую поверхность клапанов и седел первой и второй ступеней газового редуктора, вызывая нарушение их герметичности.

Сера, ее соединения приводят к образованию на поверхностях баллонов и газопроводов окалины и расслоений. При испарении и редуцировании газа часть серы выпадает в газовой аппаратуре и в виде соединений с водой образует жидкости, которые разъедают диафрагмы и резиновые уплотнения клапанов редуктора и выводят их из строя.

Смолистые и сернистые отложения вызывают сужение проходных каналов в деталях и узлах газовой аппаратуры.

Тяжелые углеводороды, содержащиеся в газе, при его редуцировании накапливаются в виде неиспарившегося осадка на диафрагмах газового редуктора, нарушая его работу.

Вода в сжиженном нефтяном газе при ее избыточном количестве и отрицательных температурах окружающего воздуха в виде осадка в газовой аппаратуре образует ледяные пробки и нарушает подачу газа в двигатель.



Наличие в жидкой фазе сжиженного нефтяного газа сернистой H2SO3 и серной H2SO4 кислот

 вызывает разрушение пакета войлочных колец газового фильтра, которое приводит к беспрепятственному проникновению смолистых веществ, сернистых соединений, масла и воды в полости испарителя сжиженного нефтяного газа и газового редуктора, оказывая на резиновые клапаны и диафрагмы отрицательное воздействие и увеличивая отложения на газовых каналах испарителя.

Латунный сетчатый цилиндр газового фильтра является фильтром первичной (грубой) очистки сжиженного нефтяного газа

 

от механических частиц, содержащихся в сжиженном нефтяном газе, заправленном в автомобильный баллон на газозаправочной станции, а также накапливающихся в нем в результате его корродирующего воздействия на поверхностях деталей и узлов газовой аппаратуры. Ввиду недостаточной фильтрующей поверхности латунного сетчатого цилиндра он быстро забивается, резко уменьшая поступление газа в газовый редуктор и двигатель. Это обстоятельство часто является причиной удаления фильтрующего газового фильтра.

Анализ работы стандартных фильтрующих элементов газовой аппаратуры двигателей, работающих на сжиженном нефтяном газе, показал малую продолжительность их необслуживаемой работы, частые разрушения войлочных колец газового фильтра, интенсивное засорение сетчатого фильтра газового редуктора.

Условия работы газовой аппаратуры, особенно при использовании сжиженного нефтяного газа, недостаточно хорошо очищенного на заводских установках, и при низких температурах окружающего воздуха, требуют разработки более рациональных конструкций газовых фильтров с применением:

-комплексного метода фильтрации сжиженного нефтяного газа, поверхностного (фетровый фильтрующий элемент) и силового (кольцевой постоянный магнитный фильтр) методов;

-улучшенного гравитационного отстаивания механических частиц загрязнений и воды в специально отведенных зонах отстоя газовых фильтров;

-коррозионно-стойких металлов для изготовления корпусов и отдельных элементов газовых фильтров, испарителя и арматуры газового баллона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..